Бурный подъём ювелирного искусства в XVIII в. был, в определённой степени, связан с привлечением большого числа ювелиров из Европы и организацией гранильных фабрик. Из ювелирных изделий, поднесенных Троице-Сергиеву монастырю, надо отметить шесть золотых дробниц со святыми образами, осыпанных алмазами и рубинами. Две из них послужили основами для драгоценных панагий.
Одна из них сохранилась в первоначальном виде: на четырехугольную пластину с эмалевыми изображениями евангелистов был укреплен крест с Распятием и запоны с алмазами. Драгоценной панагией одарила императрица Анна Иоанновна своего духовника архимандрита Варлаама (Высоцкого). По внешнему облику изделие напоминает геральдический щит европейского образца, в центре которого под янтарь встроена костяная пластина со сценой Тайной вечери.
При Екатерине II к своему 50-летию архиепископ Платон был пожалован саном митрополита Московского и Калужского, а троицкие власти ознаменовали это подношением ему панагии, на оборотной стороне которой выгравирована памятная дата и инициалы «ПММ». Для создания панагии были использованы ризничные драгоценности, а для основы выбрана византийская камея XII в. Древнюю камею ювелир оформил сканым золотым орнаментом и цветными камнями — материалами и техникой, которые особенно ценились в исчезнувшей византийской культуре Интерес к диковинным камням проявился и в создании бриллиантовой панагии — личной вещи московского митрополита.
Народы и Традиции. Ювелирное искусство.
Часть предметов из коллекции монастыря XVIII в. принадлежала Платону (Левшину), митрополиту Московскому и Коломенскому. Нередко они дарились ему императрицей Екатериной II. К ним относится и солоница (ладоница), выполненная мастером А.И. Ратковым. Особый интерес представляет дарохранительница, происхождение которой до сих пор остается загадочным.
Созданная как ларец, она позднее переделана в соответствии с новым назначением. Единственная её аналогия хранится в Павловском дворце, бывшем резиденцией Марии Федоровны.
Драгоценная вещь могла быть личным подарком митрополиту Платону императрицы, оказывавшей неоднократно ему знаки уважения. Но какова бы ни была история ларца, это действительно «царственное» произведение, все изукрашенное сканью, эмалью, драгоценными камнями. Необычный по форме и материалам потир, также находящийся в коллекции музея, изготовлен с использованием свинцового гранёного хрусталя, золочения, чеканки и гравировки.
На протяжении всего периода XVIII в. чеканка оставалась традиционным приёмом украшения окладов книг и икон, литургических сосудов и светской посуды. Необычайно сложно выполнен позолоченный оклад 1754 г. На большом Евангелии 1689 г. Он украшен многочисленными чеканными барочными картушами. Оклад был исполнен серебряником и финифтяником Троице-Сергиевой Лавры.
Финифтяные дробницы этого мастера включены в систему украшений митры середины XVIII в. с циклом Страстей и потира 1788 года. С именами известных московских и петербургских серебряников Г.И. Серебренникова, П.Т. Воробья, К.И. Элерса, А.И.Раткова связан ряд прекрасных драгоценных произведений. Различные виды материалов и техник использовались при изготовлении, например, митры.
Экскурсия «Ювелирные изделия фирмы Карла Фаберже»
Это бархат, жемчуг, драгоценные камни, серебро, золотая канитель, шитьё, низание, чеканка, резьба, золочение, огранка, живописная эмаль.
Источник: museum-sp.ru
Введение. Ювелирное искусство — один из древнейших и широко распространенных видов декоративно — прикладного искусства
Ювелирное искусство — один из древнейших и широко распространенных видов декоративно — прикладного искусства. В нем находит воплощение присущее человеку стремление к красоте. Ювелирные изделия – предметы украшения и быта из благородных металлов в сочетании с драгоценными, полудрагоценными и поделочными камнями, а также художественных изделий из недрагоценных материалов, выполненных с большим мастерством и отвечающих высоким эстетическим требованиям.
Для ювелирного искусства характерно тонкое понимание особенностей материала, умелое выявление его декоративных свойств и высокое мастерство художественного исполнения. Мастера-ювелиры стремятся к тому, чтобы ожил камень, заиграл металл, засверкало стекло.
Ювелирное искусство возникло еще в глубокой древности. В 7 веке до нашей эры в Древней Греции зародилось искусство глиптики – резьбы по камню (геммы). В Древнем Риме большой популярностью пользовались разнообразные изделия с драгоценными камнями.
Золото и серебро издавна использовали во всех видах древнерусского искусства. В России в 11-13 веках ювелиры Киева и Новгорода с большим мастерством обрабатывали созданные природой различные цветные камни. Особенно славился изделиями из драгоценных металлов (золота и серебра) Великий Новгород, откуда это искусство затем перешло в Великий Устюг и Тотьму (Вологодская область).
По указу Петра 1 в январе 1725 года в Петергофе была создана первая в России гранильная фабрика. В 1726 году в Екатеринбурге была построена шлифовальная фабрика, которая изготовляла ценные камнерезные изделия. В 1787 г был построен Колывано-Воскресенский шлифовальный завод, а несколько позже вблизи Екатеринбурга – мраморный завод. На этих заводах перерабатывались местные декоративные яшма и мрамор.
Во второй половине 19 и начале 20 в особенно выделялось ювелирное дело фирмы Фаберже, основанной в Петербурге в 1848 году. Эта фирма объединила многие небольшие ювелирные мастерские. С большим мастерством и различными способами обрабатывались оправы из золота и серебра, изготавливались изделия из камня без оправ и др.
За последние годы значительно увеличился выпуск ювелирных изделий, расширился их ассортимент, улучшилось качество и художественное оформление. На многих ювелирных заводах страны внедрена лазерная техника, обеспечивающая качественную сварку, резку и сверление драгоценных металлов, увеличился выпуск ювелирных изделий с алмазной гравировкой, чернью, эмалью, рельефным рисунком.
Шедевры, созданные гениальными мастерами – ювелирами всех времен, — изделия из золота с бриллиантами, изумрудами, рубинами, сапфирами, жемчугом, золотая и серебряная посуда – украшают лучшие музеи мира.
Актуальность данной темы заключается в том, что в наше время на мировом рынке ювелирных товаров преобладает высокая конкурентоспособность.
В последнее время количество ювелирных заводов, производящих ювелирные изделия, а в месте с тем и количество магазинов в городе Ульяновске, как и целом по России значительно увеличилось. Среди них основными являются: «АURA», «Самоцветы», «Карат», «Кристалл», «Адамас», «Аметист», «Линии любви», «Магия Золота и серебра», «Жемчужина», «Яшма Золото» и др.
Ювелирный рынок в России имеет очень широкие перспективы для развития и роста благодаря и сырьевой базе России, и вековым традициям ювелирного дела, которые без преувеличения знают и почитают во всем мире.
Цель работы- проанализировать торгово-технологический процесс продажи ювелирных изделий. изучить ассортимент, сырье, классификацию, производство.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
— изучение ассортимента ювелирных товаров
— изучение факторов, формирующих и сохраняющих качество ювелирных товаров
— провести анализ хранения, размещения и выкладки ювелирных товаров;
— изучение организации приемки ювелирных товаров по количеству и качеству.
Глава 1 Состояние рынка по продаже ювелирных товаров
Источник: studopedia.su
Ювелирные изделия как вид искусства
Первоначально греческие украшения по дизайну и конструкции были намного проще, чем в других культурах. Однако со временем украшения стали усложняться, как показывают нам археологические находки. Они демонстрируют большое разнообразие рисунков и узоров, и в течение нескольких столетий греческие ювелиры стали экспертами в создании великолепных золотых украшений с драгоценными камнями такими, как аметист, жемчуг и изумруд.
Женщины в Древней Греции носили украшения только для публичных выходов или особых случаев. Часто этим они демонстрировали свое богатство и социальный статус. Некоторые особенно красивые драгоценности, которые были найдены, были вдохновлены 12 богами Олимпа.
• МИКЕНСКИЙ ПЕРИОД (16-11 вв. до н.э.)
Во времена микенской цивилизации в городах-государствах материковой Греции процветали изделия из металла (медь, серебро, олово), и в частности развивалось искусство ювелирного дела и обработки полудрагоценных камней.
Многие раскопки гробниц обнаруживают предметы быта из меди и серебра, мечи с резным орнаментом, но, прежде всего, обилие золотых украшений, таких как найденные в царских гробницах погребальных кругов А и В Микенского Акрополя.
Микенские драгоценности, которые носили цари и правящий класс, были символами власти, изготовленными с использованием различных техник и богатой тематики. Большинство этих драгоценностей микенские мастера чеканили, как золотые царские маски.
Часто ювелирные изделия сочетали в себе другие материалы, такие как серебро, медь, эмаль и полудрагоценные камни — это диадемы и браслеты из тонкого сусального золота, золотые, серебряные или бронзовые нагрудники со сферическими головками из хрусталя или слоновой кости, тяжелые ленты часто с дополнительными серебряными элементами такими как золотые заколки для фиксации женских волос, также золотые перстни, ожерелья. Между золотыми элементами ожерелий микенские ювелиры помещали бусины из агата, аметиста.
• ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (11-9 век до н.э.)
После микенского периода, в так называемые темные годы, серебряное и золотое дело уже не имело такого богатства и фантазии, как в предыдущих веках. Греческий ареал и Восточное Средиземноморье переживали период набегов и расовых перестановок, образующих новые этносоциальные группы. От этой темной эпохи, известной как геометрическая, сохранилось мало драгоценностей. Но созданная традиция выжила, смешавшись с более новыми влияниями с Севера, в основном в украшениях из меди и железа.
• АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (8-5 вв. до н.э.)
С 8 века до н.э. греческие горизонты ювелирного дела снова расширились, и новые источники золота из Малой Азии обогатили драгоценное сырье. Греческие колонии были основаны от Черного моря и Малой Азии до Западного Средиземноморья, и, конечно же, снова началась торговля с Ближним Востоком и Финикией. Таким образом восточные влияния определили программу греческих ювелиров, предлагая новые элементы.
Мифические фигуры, сфинксы, экзотические чудовища, крылатые лошади, растения и животные, стервятники и львы появляются на греческих украшениях, выполненные в технике чеканки. В то же время появились большие и впечатляющие украшения с новой проволочной техникой — конструкции из проволок, сплетенных вручную. Они часто наклеивались на рисунок, созданный на пластине или листе металла. Затем добавлялись бусины, шарики, цепочки, листочки ручной работы, камни и все, что художник считал нужным для завершения конструкции.
Впервые в ювелирных изделиях появляются человеческая форма и повествовательные мифологические сцены в трехмерном виде.
Архаичные греческие общества накануне персидских войн использовали украшения как символ экономического успеха и как ценные предметы торговли.
На протяжении всего этого периода непрерывность ювелирного дела не прерывается, так как теперь греческие ювелиры предлагают свое искусство за пределами Греции, на внешнем рынке. Таким образом, с окончанием персидских войн греческие ювелирные изделия видоизменились, умелые мастера предлагали свои превосходные работы с некоторыми важными изменениями в технике.
• КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (5-4 вв. до н.э.)
Победоносные войны принесли в Грецию много золота, и ювелирное дело пережило новый бум. Классические украшения имеют искусно украшенную проволоку и бисер в виде людей, животных и цветов на браслетных пластинах. Большой акцент сделан на серьгах, выполненных сложными с мелкими ажурными растительными и антропоморфными элементами (любви и божества). То же самое касается ожерелий.
В морфологии классических украшений появляется важное новшество: браслеты становятся цилиндрическими, как большие полые кольца с обращенными друг к другу концами голов животных, в основном баранов. Форма змеи также впервые используется в браслетах и кольцах.
• ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (3-1 вв. до н.э.)
Новая эра, возникшая в результате длительной и разрушительной Пелопоннесской войны для городов-государств эллинской области, является периодом значительного процветания и растущего блеска. Великие перемены, которые отмечают эллинистический период связаны с завоеваниями Александра Македонского и контактами с Востоком и Египтом.
В ювелирной отрасли эти события нашли своё отражение.
Удивляет не только обилие, но и создание новых видов украшений, а также декоративных тем. В это время утвердилась полихромия, достигаемая применением полудрагоценных, а иногда и драгоценных камней, таких как аметист, гранат.
• РИМСКИЙ ПЕРИОД (1-3 века н.э.)
Завоевание Греции римлянами не означает конец блестящей греческой культуры, поскольку известно, что римляне переняли греческую философию, искусство и письменность.
Сложные техники уступают место все более возрастающему предпочтению драгоценных и полудрагоценных камней, жемчуг становится, как отдельный декоративный элемент.
В римские времена впервые появились ювелирные украшения, состоящие из небольшого центрального элемента, подвешенного на толстой цепочке. Медальон обычно был в форме золотой монеты на которой изображались бюсты римских императоров. В то же время используется перфорированная техника.
• ВИЗАНТИЙСКИЙ ПЕРИОД (4-15 вв. н.э.)
Византийские украшения отличаются строгостью. Этот аскетизм отчасти объяснялся финансовыми трудностями Римской империи, которая из-за набегов варваров и постоянных войн была не в состоянии снабжать рынок золотом и драгоценными камнями.
С захватом Константинополя франкскими крестоносцами большая часть произведений искусства, серебра и золота периода царствования была уничтожена, а другие ушли на Запад и сегодня украшают музеи и соборы многих европейских городов.
Аристократия Византии носила украшения в избытке золота, жемчуга, рубинов и эмали. Характерным мотивом на византийских серьгах был рельефный крест с павлинами и другими религиозными изображениями по бокам (типичным примером является византийская серьга с гравировкой агиографии).
• ПОСТВИЗАНТИЙСКИЙ/НОВЫЙ ГРЕЧЕСКИЙ ПЕРИОД (16-19 век н.э.)
Новая эстетика греческого серебра и ювелирного дела основана не только на эндогенных элементах, но и на элементах, заимствованных как с Запада, так и с исламского Востока. Современные греческие украшения в трудные годы турецкой оккупации характеризуются источником вдохновения и оригинальности, даже несмотря на скромные материалы, из-за общей бедности покоренных греков. Так, в основном мастер использует бронзу и серебро, смешанные в больших количествах с медью, к которым добавляют мышьяк для придания небольшого блеска, в то же время, когда позволяют условия, изделия золотят.
К характерным ювелирным изделиям этого периода являются: диадемы с множеством мелких элементов или монет, ляпис-лазурь с цепочками распятиями и крестами, украшавшими женскую грудь, тяжелые пряжки, с чеканным сложным растительным орнаментом, браслеты с цепочками. Первостепенную роль играл пояс, он носил символический характер, в то же время время он служил отличительной точкой социального класса и должности.
Источник: www.thisgreece.ru