— алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта не менее пяти процентов, за исключением виноматериалов);
— автомобили легковые с рабочим объемом двигателя более 2500 куб. см;
Плательщиками акцизов являются:
— по подакцизным товарам, производимым на территории РФ (в том числе из давальческого сырья), — производящие и реализующие их предприятия, учреждения и организации, являющиеся юридическими лицами, их филиалы и другие обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет;
— по подакцизным товарам, используемым для производства товаров, не облагаемых акцизами, и (или) для собственных нужд, — производящие их организации;
— по подакцизным товарам, производимым за пределами территории РФ из давальческого сырья, принадлежащего организациям, подлежащим регистрации в качестве налогоплательщиков в РФ, — организации — собственники давальческого сырья;
Объединение фотографий ювелирного изделия с последующей обработкой и цветокоррекцией
— организации, осуществляющие первичную реализацию конфискованных или бесхозяйных подакцизных товаров и подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу;
— организации, осуществляющие первичную реализацию подакцизных товаров, ввезенных на территорию РФ без таможенного оформления (при наличии соглашений о едином таможенном пространстве с другими государствами), или использующие эти товары при производстве неподакцизных товаров.
Объектом налогообложения акцизами являются следующие операции (табл. 24).
Не подлежат налогообложению операции по:
1) передаче подакцизных товаров (продукции) одним структурным подразделением предприятия, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров (продукции) другому такому же структурному подразделению этого предприятия;
2) реализации подакцизных товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта за пределы территории государств — участников СНГ.
Данные операции освобождаются от налогообложения только при ведении и наличии отдельного учета по производству и реализации таких подакцизных товаров.
Продукция, не облагаемая акцизами:
— спиртосодержащие лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, зарегистрированные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также средства, изготавливаемые аптечными учреждениями по индивидуальным рецептам, включая гомеопатические препараты;
Подакцизные товары
Организация (предприятие)
Объект обложения
1. Товары, производимые на территории РФ
Организации, производящие и реализующие подакцизные товары, на которые установлены адвалорные (в процентах) ставки акцизов
Стоимость подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен без учета акциза
Организации, производящие подакцизные товары из давальческого сырья; организаций осуществляющих первичную реализацию товаров, которые ввезены на территорию РФ без таможенного оформления и на которые установлены адвалорные (в процентах) ставки акцизов
Дутые ювелирные изделия
Стоимость этих товаров, определяемая исходя из применяемых в данной организации максимальных цен без учета акциза на аналогичные товары собственного производства на момент передачи подакцизных товаров, а при их отсутствии — исходя из рыночных цен без учета акциза, сложившихся в данном регионе на аналогичные товары в предыдущем отчетном периоде
2. Подакцизные товары, на которые установлены адвалорные (в процентах) ставки акцизов и которые производятся за пределами территории РФ из давальческого сырья
Организации, подлежащие регистрации в качестве налогоплательщиков в РФ – собственники давальческого сырья
Стоимость реализуемых подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен без учета акциза
3. Подакцизные товары, на которые установлены твердые (специфические) ставки акцизов (в абсолютной сумме на единицу обложения)
Объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении
— спиртосодержащие препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе;
— парфюмерно-косметическая продукция, прошедшая государственную регистрацию;
— спиртосодержащие отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий и подлежащие дальнейшей переработке, прошедшие государственную регистрацию;
— ювелирные изделия (за исключением обручальных колец), являющиеся предметами культа и религиозного назначения, предназначенные для использования в храмах, при священнодействии или богослужении.
Предприятия, производящие как облагаемые, так и не облагаемые акцизами товары, должны обеспечивать раздельный учет затрат по производству и реализации, а также объемов реализации (в натуральном выражении) облагаемых и не облагаемых акцизами товаров.
Источник: www.aup.ru
Статья 181. Подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье. 1. Подакцизными товарами признаются:
1) спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;
2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов.
В целях настоящей главы не рассматривается как подакцизные товары следующая спиртосодержащая продукция:
лекарственные, лечебно — профилактические, диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также лекарственные, лечебно — профилактические средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными организациями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций, разлитые в емкости не более 100 мл;
препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации, разлитые в емкости не более 100 мл;
парфюмерно — косметическая продукция, прошедшая государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, разлитая в емкости не более 270 мл;
подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в Российской Федерации;
товары бытовой химии в аэрозольной упаковке;
3) алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов);
4) пиво;
5) табачная продукция;
6) ювелирные изделия.
В целях настоящей главы ювелирными изделиями признаются изделия, произведенные с использованием драгоценных металлов и их сплавов и (или) драгоценных камней и (или) культивированного жемчуга.
Не признаются ювелирными изделиями государственные награды, медали, знаки отличия и различия, статус которых определен законами Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации, монеты, имеющие статус законного платежного средства и прошедшие эмиссию, предметы культа и религиозного назначения (за исключением обручальных колец), предназначенные для использования в храмах при священнодействии и (или) богослужении, ювелирная галантерея, изделия из недрагоценных металлов и сплавов, при изготовлении которых использованы серебросодержащие припои, а также изделия народных художественных промыслов, изготовленные с применением золотосодержащих (серебросодержащих) красок и (или) нитей;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)
7) автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);
(в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)
8) автомобильный бензин;
9) дизельное топливо;
10) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.
2. Подакцизным минеральным сырьем признаются:
1) нефть и стабильный газовый конденсат;
2) природный газ.
Комментарий к статье 181
1. Правила п. 1 посвящены т.н. подакцизным товарам. Применяя их, нужно обратить внимание на ряд обстоятельств.
1) в отличие от Закона об акцизе и принятой на его основе Инструкции от 10 мая 2000 г. подакцизными товарами признаются (по ст. 181):
— любая спиртосодержащая продукция (за исключением прямо указанной в подп. 2 п. 1 ст. 181) с объемной долей этилового спирта более 9% (если эта доля составляет ровно 9% или менее 9%, то говорить о подакцизном товаре оснований нет), а неалкогольная продукция с объемной долей этилового спирта (в т.ч. до 9% включительно), как было установлено в ранее действовавшем законодательстве;
— любая алкогольная продукция (в т.ч. спирт питьевой, водка, ликеры, коньяк, вино и иные пищевые продукты с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов). Таким образом, упомянутая продукция, в которой объемная доля этилового спирта составляет ровно или менее 1,5%, — с момента вступления в силу правил ст. 181 перестает быть подакцизным товаром (напомним, что по ранее действовавшему законодательству минимальный размер объемной доли этилового спирта не устанавливался);
2) пиво, т.е. не сделано исключений ни для каких разновидностей и сортов пива (независимо от нормативного (стандартизированного) содержания объемной доли этилового спирта), в т.ч. и для безалкогольного;
3) любая табачная продукция (а не только табачные изделия, например, сигареты, папиросы, сигары и т.д., как это было ранее);
4) ювелирные изделия. При этом в подпункте 6 п. 1 ст. 181 (не делается, как это было раньше) исключений и для следующих видов ювелирных изделий:
— государственные награды, знаки отличия, различия, статус которых определен нормативными правовыми актами государств СНГ (за исключением РФ);
— монет Российской империи, СССР, стран СНГ;
5) автомобили легковые (независимо от рабочего объема двигателя), а также мотоциклы (в ранее действовавшем законодательстве последние не упоминались среди подакцизных товаров);
6) дизельное топливо (в ранее действовавшем законодательстве этот товар не относился к подакцизным). При этом в ст. 181 не сказано, что дизельное топливо имеется в виду только используемое в качестве моторного топлива. Таким образом, этот товар относится к подакцизным и в случаях его использования не в качестве моторного топлива (а, например, в бытовых целях в качестве топлива для примусов и т.п. устройств);
7) моторные масла для дизельного, карбюраторного, инжекторного двигателей. И этот товар в ранее действовавшем законодательстве не был отнесен к подакцизным. Иные виды масел (технических, для веретен, для часов и т.п.) не являются подакцизными.
2. Для правильного применения норм п. 1 ст. 181 необходимо также учитывать, что:
1) установлено, что до 1 января 2002 г. в отношении даты реализации бензина автомобильного с октановым числом до 80 включительно и дизельного топлива применяется порядок, предусмотренный в п. 2 ст. 195 НК (см. комментарий к ней) в отношении других товаров, а уплата акциза по бензину автомобильному и дизельному топливу производится в сроки, предусмотренные п. 2 ст. 204 НК (см. комментарий к ней) (ст. 23 Закона N 118);
2) до 1 июля 2001 г. нормы ст. 181 (также, как и иные нормы главы 22 НК) применяются с учетом того, что реализация товаров (в т.ч. и подакцизных) в государства СНГ приравнивается к реализации таких товаров на территории РФ (ст. 13 Закона N 118);
3) до 1 июля 2001 г. сумма акцизов, подлежащих уплате по подакцизным товарам, ввозимым с территории государств СНГ, уменьшается на сумму акциза, уплаченную в стране их происхождения, в порядке, действовавшем до введения в действие части 2 НК (п. 3 ст. 13 Закона N 118);
4) подакцизная алкогольная продукция, ввозимая на территорию РФ, реализуемая для розничной торговли и (или) общественного питания, подлежит обязательной маркировке специальной маркой (ст. 15 Закона N 118);
5) п. 1 ст. 193 НК (см. комментарий к ней) в отношении табачного сырья, табачных отходов, прочего промышленного изготовления табака и промышленных заменителей табака, используемых в качестве сырья для производства табачной продукции, вступает в силу с 1 января 2002 г. (ст. 24 Закона N 118).
3. Специфика правил п. 2 ст. 181 состоит в том, что:
1) они определяют круг подакцизного минерального сырья (а не товаров).
2) их следует применять с учетом правил:
— ст. 193 о том, что налоговые ставки по акцизам для природного газа впредь будут определяться в самом НК (а не Правительством РФ, как было предусмотрено в ранее действовавшем законодательстве);
— ст. 14 Закона N 118 о том, что на природный газ, добываемый организацией на территории РФ, для которой на 1 января 2001 г. Правительством РФ была установлена нулевая ставка акциза и реализуемый этими организациями на территории РФ и в Республике Белоруссия, нулевая ставка акциза сохраняется до 1 января 2002 г.
Об объектах налогообложения акцизом и об операциях с подакцизными товарами (подакцизным минеральным сырьем), освобождаемых от налогообложения акцизом, см. комментарий к ст. 182, 183 НК.
Источник: www.zonazakona.ru
Налоговая база: акцизы и НДС
Акцизы и НДС — это одно из ключевых понятий как для экономистов, занимающихся особенностями налогообложения, так и для предпринимателей, старающихся выжить в условиях сильной рыночной конкуренции в нашей стране. Многих эти слова пугают, у других вызывают бурю недовольства – «Снова государство отбирает последние деньги!». Впрочем, сложно спорить, налогообложение в существующей форме, имея множество острых углов, все же эффективно – ставки не так высоки, как во многих державах, а отдача позволяет каждому ощущать социальную безопасность за счет государства и его «финансовой подушки».
Акцизы: что это и зачем?
Рассказывая об акцизах и НДС, для упрощения ситуации каждый из видов надбавок лучше рассматривать отдельно. Это позволяет избежать путаницы понятий. Впрочем, нужно также помнить, что общего у этих двух разновидностей немало. Так, НДС, акцизы, налог на прибыль представляют собой косвенное налогообложение.
Этот термин обозначает следующий факт: надбавка причисляется к стоимости товара, уплатить которую придется покупателю. В этом категорическое отличие от прямых налогов, оплата которых более «прозрачна», очевидна и ложится на продавца, производителя, работодателя.
В то же время акцизы отличаются узкой сферой применения, чем и выделяются на фоне НДС. Их можно наложить лишь на определенные группы продуктов, изготовленных за рубежом или в родной стране, но нельзя распространить на услуги, работы. Обычно начисление акциза и НДС производится индивидуально для каждой группы подакцизных товаров. Такой подход обеспечивает максимально справедливый и экономически эффективный результат работы системы налогообложения.
Акциз: отличие от НДС
Несмотря на то что налоговая база НДС и акцизов довольно сходна по своей структуре, есть некоторые важные отличия. Акциз начисляют и взимают лишь один раз за весь цикл существования товара. Начисление налога происходит на какой-то одной стадии продвижения продукта, чаще всего – начальной, то есть в тот момент, когда товар отпускается производителем первому (вероятно – оптовому) покупателю.
Когда товар перепродается, дополнительных отчислений по налоговой программе акциза не требуется, поскольку средства уже были направлены в бюджет. Производитель включает акцизы и НДС в отпускную стоимость, а значит, эти величины в будущем – лишь элемент цены. При этом однократность отчисления этой суммы делает акцизы гораздо более дружелюбными для предприятий, покупателей, нежели НДС, раз за разом составляющий прибавку к цене товара и ложащийся в итоге на конечного потребителя. Насколько велик он будет при этом, определяется длительностью цепочки перекупщиков. Во многом эта разница в логике начисления является основным отличием, важным для учета НДС и акцизов, который ведется бухгалтерией предприятия.
Акцизы: настоящее и будущее
Указанная специфика начисления акцизов и НДС делает очевидной взаимосвязь системы налогообложения и инфляции. Если увеличение объемов НДС с каждой операцией по товару лишь стимулирует инфляционный рост, то регулярность и одноразовость акцизов позволяет минимизировать рост стоимости продукта и сделать рынок более стабильным.
В то же время нельзя полностью исключить акцизы, НДС, таможенную пошлину, даже если при идеалистичном воззрении на экономические науки кажется, что это лучший способ исключить инфляцию. Именно эти налоги позволяют наполнить бюджет государства, а также обеспечивают приток средств в бюджеты субъектов страны.
Стабильность: будет ли?
Ежегодно формируется аналитика, отражающая, как велика была за отчётный период уплата НДС и акциза в каждом отдельном субъекте и по государству в целом. Если поднять данные за последние несколько лет, можно заметить, что колебания показателей существенные. Следовательно, сложно прогнозировать значимость акцизной надбавки для федерального, территориальных бюджетов на будущее. Известны года, когда за счет акцизов в бюджет страны приходило лишь 3,6 % от общей величины, а в другие отчетные периоды эта цифра возрастала до 15 %.
Говоря о фискальной значимости этого элемента системы налогообложения, важно отметить, что без учета акцизов и НДС нельзя делать корректные выводы о значимости для бюджета страны реализации подакцизной продукции на фоне общих объемов всех торговых операций в государстве. Корректный налоговый учет позволяет выявить процент акцизов из прочих налоговых отчислений, направленных в консолидированный государственный бюджет. Эта величина зависит от установленных акцизных размеров и льготных программ, инфляции и особенностей объектов, на которые начисляются налоги. Правильное использование информации, получаемой из такой аналитики, позволяет корректировать начисление НДС, акцизов, налога на прибыль, НДФЛ таким образом, чтобы при достаточно объемных отчислениях в бюджет предприятия могли работать с выгодой для себя.
Аналитика и взаимосвязи
Итак, цена на любой товар включает НДС и акцизы, которые показывают также потенциал системы налогообложения. Кроме того, можно делать выводы о необходимости расширения или уменьшения круга товаров, на которые необходимо ввести (или исключить) акцизы.
Подакцизные товары в настоящее время:
На все эти категории товаров акцизы и НДС достаточно существенные, чтобы гарантировать бюджету ежегодные поступления довольно большого объема средств.
Было – стало
Известно, что ранее папиросы и этиловый сырцовый спирт не входили в число подакцизных товаров. Корректировки по этому поводу в закон были внесены не так давно. Выручка, НДС, акцизы на эти категории продукции стали сходны с прочими алкогольными, автомобильными, содержащими табак товарами. Между прочим, мотоциклы тоже были введены в перечень подакцизных товаров не так давно.
Впрочем, не все так однозначно. Аналитика, оценивающая выручку, НДС и акцизы, позволила экономистам продвинуть идею об исключении некоторых категорий товаров из перечня подакцизных. Так, отсюда вывели ювелирные изделия и некоторые категории топлива, изготовленные из газа, нефти. Эти изменения вызвали определенное недовольство со стороны местных чиновников, так как сократили поступления в бюджет. Если говорить о количественном выражении, то исключение указанных позиций из числа подакцизных только в Санкт-Петербурге уменьшило налоговые поступления на 7,5 %. Для всей страны показатель упал в среднем на 2,5 %.
Частично эти потери возместили, включив в список подакцизных товары из категории бытовой химии, парфюмерии, а также продукты, содержащие спирт. Правила распространились на изделия, поставляемые на рынок в металлических упаковках, оснащенных аэрозолем.
Избежали внимания налоговиков
Некоторые виды продукции не облагаются акцизами, несмотря на наличие спирта среди компонентов. При этом акцизы не взимаются лишь при соблюдении определенных условий. Например, на таком особом положении оказались лекарственные препараты, произведенные на спиртовой основе.
Индивидуальный подход со стороны налоговых законов практикуется и к ветеринарным средствам, в составе которых содержится спирт. Также преимущественно не облагаются акцизами косметические и парфюмерные товары. Все перечисленные категории избегают акцизного налогообложения только в том случае, если производитель позаботился о государственной регистрации продукта. Кроме того, есть требования к упаковке: емкости должны удовлетворять принятым на государственном уровне стандартам.
Налоги и нормативы
Предполагается, что ежегодно только через программу акцизного налогообложения федеральный бюджет России должен получать около 130 миллиардов, из которых большая часть – это отчисления от товаров, изготовленных внутри государства. В процентном выражении это около 84 %. Из них более 40 % поступлений ожидается от нефти и продукции, изготовленной на ее основе, немногим меньше – от реализации содержащих табак товаров.
Чей кошелек страдает?
Кто должен заплатить акциз? По закону эта обязанность ложится на предприятия и предпринимателей, производящих товар либо перевозящих его через государственную границу России. А вот обособленные подразделения и прочие подобные структурные формирования платить налоги самостоятельно не должны, они лишь берут на себя обязанность по перечислению денег из головного офиса в местное налоговое отделение.
Если некоторый предприниматель или предприятие были причислены к списку плательщиков акцизного налога, они должны сперва проанализировать хозяйственную деятельность. Присутствует ли в ней такой объект, на который начисляются акцизы? Если таковой есть, налог придется заплатить в обязательном порядке. При отсутствии продукции из перечня подакцизной платить ничего не нужно – пока не появится обосновывающий отчисления товар.
НК и объект налогообложения
Из главного в России сборника налоговых законов следует, что объект акцизного налогообложения – это такие операции, в которых принимают участие товары, по закону облагаемые акцизами.
Указанные хозяйственные операции в экономических науках принято разделять на группы для упрощения составления аналитики. Существующее деление:
- операции с нефтью и продуктами ее переработки;
- операции с прочими товарами, облагаемыми акцизами.
Такое деление основано на введении специализированного порядка начисления налогов на нефть и изготовленные на ее основе продукты.
Операции: за что придется отчитаться?
Акцизы придется уплатить при совершении ряда операций с товарами, включенными в государственный перечень (основные категории, входящие в него, перечислены выше). К числу таких операций в первую очередь относят реализацию. Рассматриваются сделки, заключаемые на территории России, причем одна из сторон – производитель подакцизной продукции. Закон трактует понятие «реализация» не только как продажу, но и сделки с безвозмездной основой, а также как передачу продукта, в ответ на что производитель получает отступные, инновации. В качестве «оплаты» по реализации может выступать натуральная оплата труда.
Налогами будут обложены и операции, реализуемые в государственных границах России с подлежащими акцизному налогообложению товарами, если они были сделаны из давальческого сырья и затем переданы лицу, это сырье предоставившему. Если производитель некоторый процент произведенных продуктов оставляет себе в качестве вознаграждения за услуги по изготовлению, операция также подлежит акцизному налогообложению.
А что еще?
Налог придется заплатить, если организация передает изготовленные продукты, официально представляя их в качестве сырья для последующего производства товара, не подлежащего обложению акцизом. Придется уплатить отчисление в бюджет и в случае, когда подакцизный продукт был изготовлен фирмой и передан потребителю без оплаты стоимости, но по договору потребитель обязан заплатить за переработку.
Если товары передаются для собственных нужд и внутреннего пользования, продукция также облагается акцизами, равно как и передача товара в качестве отчислений в уставной капитал третьего юридического лица.
НДС: рассмотрим внимательнее
Этот вид налогов также является косвенным и включается в стоимость товара, уплачиваемую покупателем. Плательщиками для этой категории налоговых отчислений выступают предприятия, предприниматели, а также те, кто перевозят товары через государственную границу России.
НДС можно начислять только в том случае, когда товары передаются (услуги – оказываются, работы – исполняются) в пределах государственных границ России, а покупатель активен на территории страны. Чтобы процедура была легальной и корректной, ее сопровождают документацией, подтверждающей, где именно товары были проданы, услуги – оказаны, а работы – исполнены. В качестве такого официального подтверждения выступают заключаемые договоры, чеки и иные документы, из которых следует, что услуги оказаны, работы исполнены.
НДС: базовые понятия
О том, что представляет собой налоговая база для расчёта НДС, рассказывает НК в статье под номером 40. Из нее следует, что для расчёта налогов берут стоимость продукта, услуги или работы, вычитая из нее величину акцизов. В качестве стоимости берут ту величину, которую в документах, сопровождающих операцию, указывают обе стороны сделки.
Если необходимо продать товар, в цену которого уже включен НДС, тогда для расчета налоговой базы выявляют рыночную цену товара и вычитают из нее остаточную стоимость, проводя в процессе бухгалтерских вычислений переоценку позиций.
Источник: businessman.ru