Ювелирное искусство. Мастера ювелирного дела
Ювелирное искусство – это изготовление различных изделий, как правило, из драгоценных металлов с использованием самоцветов. Изначально такие вещи служили не только для красоты, но и для того, чтобы подчеркнуть высокое социальное положение владельца или владелицы. Также украшениям часто приписывались магические функции.
Их использовали, к примеру, в качестве защитных амулетов и талисманов. История ювелирного искусства уходит корнями в глубокую древность. Изначально создание ювелирных изделий не предполагало какой бы то ни было обработки. С течением веков искусство совершенствовалось, умельцы создавали все более сложные и изысканные украшения. Давайте проследим историю ювелирного ремесла и назовем его выдающихся мастеров.
Древний Египет
Ювелирное искусство было удивительно хорошо развито в Древнем Египте. Украшения, созданные там, до сих пор поражают своей красотой и сложностью. По форме они обычно походили на изображения древних божеств. В Древнем Египте верили, что украшения выполняют магические функции: защищают от болезней и злых чар, связывают человека с силами природы.
Ювелирное искусство в истории
Носить украшения полагалось на определенных участках тела. Прежде всего, это была область сердца (оно считалось наиболее значимым органом). Чтобы защитить его, на груди носили изделия в виде скарабея. Жук символизировал жизненную силу, активность, воскрешение. Кроме того, важной точкой была середина лба.
Древнеегипетские мастера, выполняя украшения для нее, использовали символы силы и мудрости, например изображения змеи. Говоря о технике изготовления изделий, можно отметить, что обычно применялись чеканка и гравировка, а любимыми материалами египтян были золото, серебро, обсидиан и аметист.
Древняя Греция
Большим изяществом и тонкостью отличалось древнее ювелирное искусство в Греции. Любимой техникой мастеров была филигрань – выполнение сложнейшего узора из тонкой золотой или серебряной проволоки, припаянной к металлическому фону. Чаще всего при этом использовался растительный орнамент: изображения цветов, листьев, виноградной лозы.
Из материалов выше всего ценилось золото – этому металлу древние греки приписывали магические свойства. В целом же ювелирные изделия подчеркивали статус владельца, поэтому чем тоньше и сложнее была работа, тем дороже она стоила. Богатые гречанки носили множество разнообразных украшений. В почете были изящные изделия для волос и шеи, а также браслеты. Исключением являлась разве что Спарта – местные женщины не носили пышные и причудливые драгоценности, отдавая предпочтение простым металлическим украшениям.
Ювелирное дело эпохи Возрождения
Ювелирные изделия эпохи Возрождения поражают своей изысканностью, красотой и сложностью. Мастера использовали самые разные техники, в том числе чеканку, огранку и эмаль. На них во многом оказывали влияние античные традиции, вместе с тем вносились и типичные именно для тех лет черты.
Ювелирное искусство от древности до современности | лекция | Галина Кулинич
Так, украшения уже не столько указывают на статус владельца, сколько подчеркивают утонченность вкуса и фантазию. Они становятся уникальными и своеобразными. Самоцветы, жемчуг и изысканные эмалированные детали украшают не только ювелирные изделия, но и пышные дамские наряды. Большую популярность приобретают перстни и массивные подвески.
В Германии мастера используют в работе весьма необычные материалы: скорлупу кокосового ореха, яйца страуса и раковины.
Ювелиры Древней Руси
Русское ювелирное искусство имеет великую историю. Свидетельством тому выступают современные археологические раскопки: качество и тонкость работы древних умельцев поражают и теперь. Ювелирное искусство Древней Руси было подвержено влиянию скандинавской, восточной и византийской культур, и в то же время неразрывно связывалось с народными обычаями и традициями.
Мастера из всех уголков Киевской Руси прекрасно владели сложнейшими техниками, в том числе художественным литьем, сканью и золотой наводкой. Великий Новгород славился своими украшениями из драгоценных металлов. Киевские ювелиры с необычайным умением обрабатывали самоцветы. Самыми распространенными украшениями были так называемые височные кольца, которые вплетались в прическу или подвешивались к головным уборам. Также женщины носили разнообразные браслеты и бусы с подвесками.
Русь в XIV – XVII веках
С пришествием татаро-монгольских полчищ ювелирное дело оказалось позабыто почти на целое столетие. Многие мастера погибли или были увезены для работы у ордынских правителей. Лишь к концу XIV века начинается постепенное возвращение к древнему искусству. Центром ювелирного ремесла становится Москва, где большой популярностью пользуется техника серебряной скани.
В XVI – XVII веках ювелирное искусство активно использует эмаль и самоцветы. Украшениям этого периода присущи богатство, красочность и насыщенность цветов. Камни тоже отличаются яркостью – в почете сапфиры, рубины, изумруды. Это время называют расцветом техники чернения. Во многих городах создаются центры серебряного дела.
Европейское ювелирное искусство XVIII века
В XVIII веке господствующими стилями были барокко и рококо. Это относится и к ювелирным украшениям. Модными становятся причудливость, пышность и яркие цвета. При этом лидирующую позицию занимает французское ювелирное искусство. Именно тогда украшения приобрели свой современный вид.
В моду постепенно входят ювелирные ансамбли, большой популярностью у состоятельных персон пользуются крупные броши. Самым любимыми камнями оказываются бриллианты желтоватых, розоватых и голубоватых оттенков, при этом они используются как в мужском, так и в женском костюме.
Русь в XVIII веке
В России в XVIII столетии ювелирное искусство расцвело. Это произошло во многом благодаря реформам Петра I. С тех пор ювелирное дело активно заимствует европейские тенденции, при этом сохраняя свою самобытность. В Россию нередко приезжают заграничные мастера.
Среди них – известный Жереми Позье, который проработал при дворе тридцать лет и создал истинные шедевры ювелирного искусства. Лучшей его работой по праву считается Большая императорская Корона, выполненная для Екатерины II. Уникальное в своем роде изделие насчитывает почти пять тысяч бриллиантов. Сейчас эту реликвию тщательно бережет уникальный музей ювелирного искусства – Алмазный фонд в Москве.
В целом использование драгоценных камней становится популярным именно в это время. Сверкающие, яркие, великолепно обработанные и оформленные, они прекрасно дополняют и украшают пышные наряды знатных дам и вельмож.
Интересно, что и само слово «ювелир» также вошло в употребление в XVIII столетии. Оно заменило достаточно длинное название «золотых и серебряных дел мастер».
Европа в XIX веке
В середине XIX века ювелирное дело становится более массовым. При этом стали применяться менее ценные камни и материалы: аквамарин, горный хрусталь, малахит, искусственные бриллианты. Ювелирное искусство сменило и общий стиль – на смену рококо приходит классицизм, соответственно, украшения становятся более строгими и тщательно проработанными. Изделия с драгоценными камнями постепенно перестают использоваться в мужских костюмах, зато в моду входят набалдашники для тростей и дорогие табакерки.
Из известных мастеров можно выделить придворного ювелира Наполеона I Мартина Гийома Бьенне. В XIX столетии зарождаются такие всемирно известные дома, как Картье и Тиффани.
Положение дел в России в XIX веке
Высочайшего уровня ювелирное искусство в России достигло в XIX столетии. В это время существенно меняется направление работы, мастера стараются уходить от европейских традиций и возвращаются к исконно русским, придавая изделиям национальный колорит. Особенно модным становится речной жемчуг.
В Петербурге и Москве появляются крупные предприятия серебряного и золотого дела. Особенно известны фирмы Овчинникова, Постникова, братьев Грачевых и, конечно же, Карла Фаберже. Своим удивительным мастерством они покоряют не только русскую знать, но и королевские дворы Западной Европы. Однако их изделия доступны и рядовому покупателю – речь идет о портсигарах и столовом серебре.
По мнению специалистов, конец XIX – начало XX столетия является золотым веком российского ювелирного искусства.
Двадцатый век
В прошлом столетии в ювелирном искусстве формируется большое количество направлений. В первые десятилетия главенствующим стилем является модерн. В ювелирном искусстве его влияние реализовалось в крайней сложности форм и орнамента украшений. Активно используются платина, палладий, анодированный алюминий. Снова обретают популярность бриллианты.
Модной становится и бижутерия, на распространение которой существенным образом повлияла знаменитая Коко Шанель.
В военные и послевоенные годы изделия становятся более простыми, золото часто заменяется бронзой. Во второй половине столетия под влиянием нонконформистских идей мастера начинают использовать в работе необычные материалы, ранее немыслимые для ювелирного дела: дерево, пластик, сталь и другие. С развитием сложной техники появляются украшения с камнями-хамелеонами, способными менять окраску в зависимости от перепадов температуры или настроения владельца. Популярным становится культивированный жемчуг различных цветов.
В советские годы русские ювелирные фирмы выпускали большей частью массовую продукцию. Но в конце прошлого века современные мастера задумали возродить гильдию ювелиров России, чтобы вернуть ювелирному искусству былую славу.
Современное искусство
В наши дни ювелирное ремесло, пожалуй, еще больше, чем прежде, становится искусством. Украшения выступают одной из форм творческого самовыражения. Современные предприятия используют более профессиональные инструменты и доступные материалы. При этом многие изделия выполняются из синтетических материалов. И хотя они не могут превзойти красотой и совершенством натуральные камни, все же достойно с ними соперничают.
Современное ювелирное искусство достойно продолжает традиции старых мастеров. А использование новых технологий позволяет создавать все более необычные и интересные украшения.
ИсточникКогда ювелирные изделия становятся искусством?
Когда ювелирные изделия становятся искусством? Мы поговорили с экспертами по драгоценным камням и ювелирным изделиям, чтобы выяснить это.
Есть художники, которые создают ювелирные изделия, а есть ювелиры, которые создают искусство – одно ли это и то же? Мы побеседовали с современными экспертами в области драгоценных камней и ювелирных изделий, чтобы выяснить это.
Ювелирное дело – это искусство или ремесло?
Этот вопрос приходит на ум, когда впервые знакомишься с работами Уоллеса Чана. Он создает ювелирные изделия; действительно, в его руках горная хрусталь оживает, а изумруды, сапфиры, жадеит, бриллианты превращаются в сверкающих цикад и бабочек в оправе из легкого титана.
Но эти единственные в своем роде изделия, такие очаровательные и технически сложные, не позволяют назвать Чана ювелирным дизайнером. Конечно, это должно быть искусством. Кроме того, репутация Чана как скульптора и художника привела его в Пекин, Базель и другие города. Его работы демонстрировались рядом с такими мэтрами, как Моне и Дега. Чан должен считать себя художником.
«На этот вопрос трудно ответить, – вежливо говорит он, – поскольку я всегда старался не загонять себя и то, что я делаю, в рамки. Все, чего я хочу, – это творить. Иногда я чувствую себя переводчиком, использующим цвета, формы, очертания и текстуры в качестве языка для передачи сообщений из Вселенной».
Брошь Self от Wallace Chan:
Это справедливая оценка, и она напоминает о других современных ювелирах, таких как Джоэл Артур Розенталь и Синди Чао, чьи творения выходят за рамки ремесла, и чьи украшения считаются музейными коллекционными предметами у понимающих людей. Розенталь стал первым ныне живущим ювелиром, чья персональная выставка прошла в нью-йоркском Метрополитен-музее, что, вероятно, проложило путь для других ювелиров, которые последовали его примеру.
Чан позже отметил еще одну веху, когда его работы были включены в постоянную коллекцию Британского музея (впервые для современного ювелирного художника), а совсем недавно брошь Peony Чао была включена в галерею Уильяма и Джудит Боллинджер в V&A в Лондоне.
По словам Уоллеса Чана, художники прошлого, которые занимались ювелирным делом, в том числе Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Александр Колдер и Ман Рэй, естественно, рассматривали свои украшения как искусство. «Поскольку они в первую очередь художники, вполне естественно называть их украшения искусством, – размышляет он. – Я считаю, что ювелирные изделия должны, по крайней мере, быть созданы с целью и качествами, которые выходят за рамки, если они считаются искусством. Также важно, чтобы изделие было уникальным и воплощало сущность своего создателя».
Ruby Butterfly от Cindy Chao:
Чао, которая считает себя ювелиром-художником, придерживается аналогичных взглядов. «Я считаю, что великое произведение искусства должно быть увидено, понято и оценено по достоинству, – говорит она. – В то же время, чтобы достичь этого, искусство должно выходить за рамки культуры, языка и географических границ. То же самое должно быть справедливо и для ювелирных изделий, и я считаю, что каждое изделие высокого ювелирного искусства должно быть миниатюрным произведением искусства в удобной для ношения форме. Эта философия воплощена во всех моих творениях, чтобы объединить искусство и ювелирное дело».
Чтобы узнать больше о художественных украшениях, обратимся к специалистам аукционных домов, чтобы выяснить, была ли это самостоятельная категория и растет ли интерес к этой нише. Конечно, в драгоценностях должно быть нечто большее, чем самый большой и яркий бриллиант – одно только невероятное видение и мастерство, демонстрируемое ювелирами-художниками, должно привлекать внимание коллекционера. Но ответ не так прост, как может показаться.
«Художественные украшения для меня – это украшения, которые бесконечно больше, чем просто центральный кристалл и боковые камни, – говорит Пол Редмэйн, глава отдела частных продаж ювелирных изделий компании Phillips. – Это дизайн, выходящий за рамки безупречного цвета D, за рамки не нагретого бирманского рубина цвета «голубиная кровь», за рамки колумбийского изумруда без обработки маслом. Это эстетическое творение, которое заставляет вас остановиться, наклонить голову в сторону и восхищенно выдохнуть. Это смело, это рискованно, это бросает вызов общепринятому своду ювелирных правил… подобно тому, как искусство охватывает так много – от старых мастеров до импрессионистов, от современности до стрит-арта – так и художественные украшения могут быть столь же эклектичными».
Манжета из углеродного волокна от Fabio Salini (фото предоставлено аукционным домом Phillips):
Однако на рынке все еще существует различие. В то время как типичные клиенты традиционных аукционных ювелирных домов готовы купить почти все от Cartier или Van Cleef & Arpels, они будут гораздо меньше заинтересованы в украшениях, сделанных Пикассо или Дали. Клиент, владеющий несколькими картинами Пикассо или Дали, тоже не станет машинально набрасываться на ювелирное изделие, сделанное любым из художников, отмечает Редмэйн.
«Конечно, рынок ювелирных изделий этих художников существует, но он гораздо меньше и гораздо богаче, чем можно было бы ожидать», – говорит он.
Только в октябре прошлого года Phillips представил выставку-продажу «Новый модернизм» в сотрудничестве с Вивьен Беккер из Vivarium, на которой было представлено 27 лотов от 16 дизайнеров-модернистов 20-го и 21-го веков. Главным экспонентом выставки стала булавка 1930-х годов, созданная скульптором Александром Колдером, который изготавливал ювелирные изделия из латуни и серебра.
Среди других исключительных лотов – украшения Альдо Чипулло и Дин Вана, которые работали в компании Cartier в 1970-х годах и остались единственными двумя дизайнерами, которым было разрешено подписывать свои работы для Дома; а также лондонского дизайнера Эндрю Грима, который в период своего расцвета был фаворитом принцессы Маргарет и развивал бунтарский стиль ювелирного дизайна, органичный, характеризующийся грубой текстурой золота и использованием необработанных кристаллов.
Кулон Hand of the Heart от Aldo Cipullo (фото предоставлено аукционным домом Phillips):
Модернизм зародился в 1920 — 1930-х годах, а затем вновь появился в конце 1960-х годов, что было вызвано успехами в освоении космоса в тот период и тенденцией к футуристической моде, благодаря Куррежу, Пьеру Кардену и Пако Рабану. Сегодня наблюдается очередное возрождение, поскольку современные художники и дизайнеры находят вдохновение в стремительно развивающемся технологическом мире. Сейчас, как никогда ранее, мир искусства и ювелирного искусства, кажется, сталкивается.
«Такое ощущение, что ювелирные изделия обрели свою силу и гордо «стоят на ногах» как художественная форма, – говорит Редмэйн, – дизайнеры смело выражают себя через использование различных материалов, камней и концепций».
Сегодня наиболее влиятельными художниками-ювелирами являются те, кто создает нечто настолько непохожее на других, настолько подлинное и настолько свойственное их собственной индивидуальности, что, по словам Редмэйна, оно «выходит за рамки простых материалов, из которых оно состоит».
Кольцо Strangler от Studio Renn (фото предоставлено аукционным домом Phillips):
Таким образом, художественные украшения, по мнению Редмэйна, это не столько выбор материала, такого как золото или платина, или использование редких камней. В качестве примера он приводит Фабио Салини, дизайнера из Рима, на чьи украшения оказал большое влияние модернизм 1920-х годов, он вставляет бриллианты и жемчуг в углеродное волокно, чтобы создать очень яркий образ; или мумбайскую команду Studio Renn, дизайнеры которой – семейная пара – создали украшения из бетона.
Кольцо Strangler, созданное в сотрудничестве Studio Renn и архитектурной фирмы Material Immaterial Studio из Мумбаи, выполнено из бетона и укреплено органической структурой из бриллиантов и золота. Это творение обрабатывается кислотой, которая разрушает структуру, смягчая края, чтобы частично обнажить внутреннюю форму.
Но поговорите с другим специалистом по аукционам, и вы можете получить несколько иную интерпретацию художественных украшений. Аукционный дом Christie’s не делает различий между художниками, создающими ювелирные изделия, и ювелирами-художниками, заявляя, что «на аукционе мы удовлетворяем вкусы коллекционеров и потребности наших клиентов чаще всего по дизайну, видам камней и рыночному спросу». Вместо этого специалисты Christie’s будут обсуждать наилучший способ или категорию для выставления экспоната, что дает возможность «гибко» продавать ювелирные изделия художников на ювелирном аукционе или ювелирные произведения искусства на художественном аукционе.
Нельзя забывать, что некоторые из самых известных ювелиров всех времен были художниками в своем собственном праве, чья редкая способность сочетать исключительные камни с неповторимым мастерством вдохновила легионы дизайнеров на немыслимые ранее творения.
Пара сережек-клипс с опалом, сапфирами, изумрудами и бриллиантами от JAR (фото любезно предоставлено Sotheby’s):
Розенталь – более известный как JAR – один из них, по словам Реджин Нган, главы ювелирного отдела Sotheby’s в Азии. «Многие другие представители моей отрасли согласятся с тем, что JAR создал исключительные изделия, которые изменили ход развития ювелирного дизайна, – говорит она. – Его страсть к цвету, выбору камней и использованию материалов не имеет себе равных. Он очень тесно сотрудничал с одним или несколькими мастерами для создания задуманных им изделий, наводя мосты между искусством и ремеслом».
Что касается современных дизайнеров, Нган рекомендует современные изделия мюнхенского семейного ювелирного бренда Hemmerle, чьи единственные в своем роде изделия одновременно стильные и художественные. «Недавняя тема Hemmerle – овощи, что довольно необычно, но они привносят радость через цвета и драгоценные камни», – говорит Нган.
Анабела Чан – еще один новичок, которого она хотела бы выделить, отмечая, как тонко ювелир интегрирует природу в свой дизайн, одновременно женственный и молодежный.
Брошь Nature’s Jewels от Hemmerle jewellery:
В этой категории нет недостатка в азиатских художниках-ювелирах, говорит председатель Christie’s Jewellery Asia Вики Сек, которая была поражена работами, которые она встречала сезон за сезоном на протяжении более чем 20 лет. Сек классифицирует художественные украшения как «творения, которые поднимают дизайн на более высокий уровень, изделия, которые передают уникальную эстетику, необыкновенное мастерство, искусное использование материалов и которые могут удержать внимание зрителей».
«Эти ювелиры-художники продолжают двигаться вперед и совершенствовать свой дизайн, приобретая новые навыки и новые идеи использования различных камней для отражения их развивающегося созерцания мира», – говорит она.
Синди Чао и Уоллес Чан – одни из ее фаворитов, как и Эдмонд Чин, создавший прекрасные ожерелья для Boghossian, и Мишель Онг, которая каким-то образом превращает твердые драгоценные камни в нежные и неземные изделия для своего бренда Carnet.
Дизайн Эдмонда Чина для Boghossian (фото любезно предоставлено Christie’s):
Все согласны с тем, что художественные украшения должны быть пригодными для ношения. Действительно, Нган определяет художественные украшения как «выражение искусства через трехмерную форму, которую можно носить».
«Художник должен учитывать свой холст, а в ювелирном деле холст – это тело, – говорит она. – Хоть тело создает ограничения, я считаю, что оно также раскрепощает мастерство художника – в конце концов, когда изделие носят, его оценивают по практичности».
ИсточникИскусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве
Библиографическая запись: Очень короткая история ювелирного искусства. — Текст : электронный // Искусствоед.ру – сетевой ресурс об искусстве и культуре : [сайт]. – 2020. – URL: https://iskusstvoed.ru/2020/04/25/ochen-korotkaja-istorija-juvelirnogo-iskusstva/ (дата обращения: 24.09.2022)
Очень короткая история ювелирного искусства
2 года ago Enottt Комментарии к записи Очень короткая история ювелирного искусства отключены
Женский перстень-печатка. 15 век до н. э. Золото; резьба. Национальный музей, Афины
Ювелирное искусство – один из древнейших видов художественного творчества – изготовление художественных изделий из благородных и цветных металлов (золота, серебра, платины, меди, бронзы, нейзильбера, титана, стали) часто в сочетании с драгоценными и полудрагоценными камнями, жемчугом, перламутром, янтарем, костью, цветным стеклом. В ходе эволюции сложился ряд наиболее распространенных ювелирных техник: ковка, литье, чеканка, тиснение, резьба, гравировка, чернь, эмаль, инкрустация, травление и другие технические приемы обработки металлов. Этот вид декоративно-прикладного искусства объединяет разные виды изделий: предметы быта (посуда, столовые и туалетные приборы, интерьерные украшения и светильники), культовые предметы, парадное оружие и украшения.
История ювелирного искусства берет начало в истоках человеческой цивилизации, когда потребность в
Статуэтка кошкообразного божества. 100 — 700 н. э., Америка. Медь, красная раковина, бирюза, самоцветы; позолота. Национальный археологический музей Брунинг. Ламбайеке, Лима
украшениях была сильнее, чем потребность в одежде. Это мы можем наблюдать еще и сегодня в культурах «примитивных» народов.
Трудно сказать, в каком качестве появились украшения первоначально – то ли как эстетически значимые предметы личного обихода, ибо желание привлечь к себе внимание, как известно, присуще и представителям животного мира, то ли как амулеты или обереги, иначе говоря, форма познания мира, вид художественного творчества. По-видимому, возникновение этих (основных) и других функций украшений взаимосвязано. Можно смело утверждать, что первыми появились «нательные» украшения, предназначенные для декорирования тела – подвески (в том числе талисманы и амулеты), ожерелья, браслеты, серьги, гребни для скрепления волос. Затем «костюмные» – фибулы для скрепления одежды, пряжки для поясов и обуви.
В каждую отдельную историческую эпоху превалируют украшения одного вида, нательные или костюмные, в то время как другие остаются в тени. Каждая эпоха создавала украшения по-своему, и это касалось не только выбора материала, способов его обработки и техник, но, прежде всего, собственного языка художественных форм, адекватного ее мировоззрению, уровню экономического и технического развития. Украшения отражают все аспекты эволюции человеческого общества – религиозные и эстетические представления, социальную структуру, характер политических связей с соседними народами и государствами.
Во все эпохи златокузнецы и серебряники находились под влиянием работ предшественников и творчески осмысляя историческое художественное наследие, мастера-ювелиры собственными произведениями не
Подвеска царевны Сат-Хатхор-Иунит. Около 1870 до н. э. Египет
только стремились доказать свою принадлежность к художественной культуре эпохи, но и пытались внести свой вклад в мировое наследие ювелирного искусства. Этот процесс, конечно, был не всегда осознанным, но благодаря нему в ювелирном искусстве выстраивалась историческая преемственность поколений. Подтверждение этому можно увидеть во множестве реминисценций традиционных форм древних украшений в произведениях современных художников-ювелиров.
Огромную роль во взаимодействии культур играли торговля и основание колоний. Ювелирные украшения, выполненные столичными мастерами, часто попадали в колонии в качестве привозного товара или заказа, чем
Ожерелье с разнообразными подвесками. 8 век до н. э. Золото. Музей Карфагена
способствовали развитию провинциальных школ. Случалось и жителям столиц делать заказы на ювелирные изделия у ремесленников в колониях, и столичные традиции обогащались местными. Так более жизнеспособные культуры постоянно расширяли ареал своего влияния.
Украшения путешествовали по миру вместе с хозяевами в качестве их личных вещей, принося на новые территории не только обычаи и нравы, но и художественные традиции. Не только всякая эпоха, но всякая культура в рамках одной эпохи создавала украшения в соответствии с господствующим мировоззрением и жизненными укладом в обществе. Так, на Древнем Востоке в искусстве Египта главную роль играли религия и, служащий прославлению фараона как наместника бога, придворный церемониал. Поэтому египетские украшения, как культовые, так и светские, имеют ритуальный характер.
Серьга в форме корзиночки. 2400 — 2300 до н. э. Золото. Греция
В Древней Греции определяющее значение имела эстетическая функция украшений. В поисках общей гармонии греки стремились позиционировать человека в пространстве макрокосмоса. В их ювелирном искусстве особое внимание уделялось украшениям, подчеркивающим пропорциональность человеческой фигуры как микрокосма. Мастера-ювелиры Древнего мира (Египта, Местопотамии, Греции и Рима) выработали основные виды и типы украшений, сформулировали их символическое значение в поисках гармонического единства человека с миром.
В эпоху средневековья большую роль в формировании целостных художественных стилей на значительных территориях сыграла христианская
Брошь Стрикленда. 9 век. Скандинавия. Золото, синее стекло. Британский музей
Церковь. Эта эпоха оставила мало светских украшений, культовые же изделия объединяет христианская эстетика. Под её духовным воздействием сформировалась византийская православная культура на юго-востоке Европы и католическая – на западе. Затем, в эпоху Возрождения, снова возрастает интерес к культуре и искусству Античности.
В Новое время – эпоху географических открытий – Европа знакомится с культурами неизвестных доселе континентов и территорий, буквально распахнувшими перед Старым Светом «шкатулку с сокровищами». Ее содержимое и сегодня питает творчество ювелиров, работающих в драгоценных материалах.
Европейцам открылись художественные культуры Индии, Америки, Африки, Дальнего Востока, и интерес к ним с начала XVII века сплавился новым художественным направлением, рожденным внутри европейского континента, и связанным с вновь возросшими
Подвеска Тритон.1600.Серебро, жемчуг, драгоценные камни. Музей серебряных изделий, Флоренция, Италия
претензиями церкви на государственное господство. Барокко явилось результатом слияния религиозного и светского мировосприятия. Путь к духовному господству лежал через эстетическое наслаждение. Украшения, как и другие ювелирные изделия этого времени, очень красочны и богаты экзотическими материалами.
Классицизм – едва ли ни первая сознательная попытка переосмысления творческого наследия Европы. В этот период в украшениях немало декоративных
Шпинель Побережье Бретани. Ке, Ж. Нач. XVIII века. Шпинель, золото. Лувр, Париж, Франция
мотивов искусства империй Древнего мира – Египта и Рима, актуальных в период формирования европейских империй.
В эпоху Историзма появляются изделия, поэтизирующие тот или иной художественный стиль минувших времен, напрямую связанные с возросшим интересом к прошлому и национальной истории. Поэтому ювелирные украшения в эти годы – прямые исторические реплики, хотя и оторванные от художественного контекста.
Стиль Ар Нуво, подведший итоги уходящей эпохи, стал последней попыткой создания единого европейского художественного стиля. Он продемонстрировал конструктивную основу художественных изделий
Брошь Кузнечик. Магнуссен, Эрик. Дания, 1907. Серебро, кораллы
предметного мира. Ювелирные украшения Ар Нуво, по выражению тех лет, «гарнировавшие» платье, представляются скорее декоративной пластикой, нежели функциональными предметами. Именно они положили начало развитию ювелирного дела как самодостаточного вида художественного творчества – искусства.
В рамках стиля Ар Деко начинают складываться основные принципы современного ювелирного искусства – отображение в художественных образах визуально значимого знака, мгновенно
Источник