А именно. Почему горячие эмали называются горячими? Чем они отличаются от холодных эмалей? Почему украшения с горячей эмалью называют украшениями с драгоценной эмалью? Поговорим немного о видах эмалей и технологии их производства.
Как Вы думаете, почему с одних колец эмаль сходит чешуйкой через месяц после покупки, а на других не меняется десятками лет, и такие изделия могут стать фамильной реликвией?
Эмаль — это стекловидное твердое покрытие, получаемое путем высокотемпературной обработки.
Цветная эмаль поступает на производство в виде стеклянного порошка или кристалла, который потом размельчается в ступке и выкладывается на изделие в нужной цветовой палитре. Затем украшения проходят обжиг в специальных муфельных печах при температуре 600-800°С. В связи с применением данной технологии такие эмали называются горячими.
После обжига изделие приобретает гладкое твердое покрытие. Для того чтобы добиться необходимого декоративного эффекта, эмаль наносится на изделия в несколько слоев, и после каждого наложения украшения обжигаются в печи. Если цвет эмали ровный по всей поверхности – это одно нанесение и один обжиг. Чем больше слоев и обжигов изделие проходит, тем больше в нем оттенков.
Как наносят эмаль на ювелирные изделия | Русские самоцветы
Процесс этот очень долгий и трудоемкий, требующий определенных навыков. Как будет выглядеть украшение в конечном итоге, во много зависит от таланта художников и мастерства эмальера.
Для горячей эмали отслоение от украшения невозможно, т.к. она спекается с металлом практически в единое целое. То, что отслаивается, — это обычная алкидная эмаль.
Для производства холодных эмалей используется эпоксидная смола, а в качестве красителя используются масляные художественные краски. Холодные эмали либо не проходят обжиг, либо проходят при очень низких температурах.
Достоинство холодных эмалей — это доступность, низкая стоимость. Технологичность их производства простота. В их применении не требуется специальное оборудование и специфическая подготовка поверхности изделия. Такие эмали не требуют особых профессиональных навыков от эмальера.
К недостаткам холодных эмалей можно отнести их невысокие декоративные свойства – ощущение пластмассы, низкая твердость. Такие украшения легко царапаются и со временем теряют свой первоначальный блеск, приобретают матовость.
Как правило, холодные эмали применяют при производстве недорогой бижутерии и дешевых ювелирных украшениях массового производства.
Горячая эмаль применяется при изготовлении дорогих, эксклюзивных серебряных и золотых украшениях. Бесспорно, выглядит она более достойно и благородно. А из-за трудоемкого и технологически сложного производства таких украшений, горячие эмали называются драгоценными. Горячие эмали во все времена были дороги и ценились на уровне драгоценных камней, с которыми спорили по цвету, прозрачности и блеску.
Технология производства и виды горячих эмалей.
FILLART: Авторские ювелирные украшения с горячей эмалью.
Эмали подразделяют на прозрачные (фондон), полупрозрачные и непрозрачные (глухие).
По технике выполнения выделяют следующие виды эмалей: выемчатые, перегородчатые, эмаль по скани, расписные, оконные (витражные).
Выемчатые эмали.
Выемчатая эмаль это наиболее древний вид эмалей. Они были известны еще I—IV вв. Для выполнения таких эмалей на металлической пластине вырезают специальные углубления — выемки. Эти углубления потом заполняют эмалью. Затем изделия проходят обжиг. От глубины выемки зависит прозрачность эмали.
Чем глубже выемка, тем более темная краска. В современном производстве при изготовлении украшений углубления под эмаль осуществляют техникой штампа. Выемки можно заполнять эмалью по разному. В одних случаях эмаль покрывает только дно. Получается как бы вогнутое изображение.
В других, благодаря многократному заполнению углубления эмалью и обжига, эмаль сравнивается с краями выемки, образуя ровную поверхность с выступающими краями металла. Обычно украшения с выемчатой эмалью проходят 4-5 обжигов, но иногда получается и больше.
Для достижения особого декоративного эффекта в технике выемчатой эмали используют различные приемы. Один из приемов заключается в том, что выемка полностью покрывается вместе с пластиной цветной прозрачной эмалью. Прозрачную эмаль после обжига шлифуют и полируют. Другой — в том, что цветной непрозрачной эмалью заполняют только вырезанное углубление.
Есть и еще один интересный прием, при котором металлическую пластину покрывают эмалью одного цвета, а выемку рисунка эмалью других цветов. Выемчатые эмали обычно наносят на золото, серебро, медь.
Источник: finifty.ru
Вечные ценности: модные украшения из ювелирной эмали
Ювелирные эмали во все времена ценились на уровне драгоценных камней и даже соперничали с ними по красоте. Украшения с эмалью и сейчас на волне моды!
12 августа 2014, 08:00
Искусство ювелирной эмали (нанесение эмали на изделия из золота или серебра) насчитывает несколько веков, так что многие работающие в этой отрасли ювелиры – продолжатели древнейших традиций и носители особых секретов, которые передавались мастерами из поколения в поколение. Но, конечно, далеко не все – именно поэтому наряду с настоящими произведениями искусства высочайшего качества в ювелирных магазинах сегодня продаются украшения с эмалью, лишь отдаленно напоминающей традиционную.
Просто дело в том, что техник ювелирной эмали множество – есть значительные отличия в процессе производства, и соответственно, в декоре и стоимости готовых украшений. Поэтому, прежде чем «терять голову» от ювелирных эмалевых красот, давайте познакомимся с ними поближе, узнаем об их истории и особенностях производства.
Исторические хроники эмали Эмаль впервые появилась еще в 1400 г. до нашей эры на Кипре. Древний Египет, Китай и Япония тоже славились своими художественными эмалями. А еще не менее знамениты грузинские и французские (лиможские) эмали.
Свои традиции ювелирной эмали были и в Византии – их потом унаследовали мастера Древней Руси, где эмалью декорировались предметы роскоши и культового назначения – чаши, блюда, вазы и кубки, оклады икон и книг, головные уборы, костюмы, оружие, драгоценности. Почему твердость и стойкость эмали вполне сопоставима с каменной?
Потому что в состав ювелирной эмали всегда входит стекло с примесью той или иной окиси металла. Сам термин «эмаль» (от французского email) получил широкое распространение в России только в конце XIX века. И вытеснил старый, принятый со времен Византии термин – «финифть» (от латинского fingitis: «твердый, блестящий камень».
Стекловидная масса плавится в специальной печи, затем наносится на изделие, и в процессе остывания образует на его поверхности гладкое тонкое покрытие. А вот то, как оно будет выглядеть в итоге, зависит от технологии, которую мастер применит в дальнейшем. Это может быть холодная техника (роспись эмалью без применения обжига) или горячая (с использованием огня).
Горячая эмаль, в свою очередь, сочетает в себе несколько основных способов обработки металла и самой эмали, что существенно расширяет декоративные возможности. Соответственно, изделия с применение горячей эмали обладают гораздо большей художественной ценностью, выше ценятся и дороже стоят.
О самой во всех смыслах этого слова филигранной и трудоемкой горячей ювелирной эмали я расскажу подробнее. Горячая эмаль: когда художник и огонь – соавторы Техники горячей эмали, применяемые с древности до наших дней, две: выемчатая эмаль (сhampleve – «шамплеве») и перегородчатая (сloisonne – «клуазон»).
В этих техниках и сегодня успешно работают многие часовые бренды класса люкс (Ulysse Nardin, Vacheron Constantin, Jaeger-LeCoultre и др.) и ювелирные марки (Chirineli, Namfleg). В техническом плане оба вида горячего эмалевого рисунка невероятно сложны и требуют точной кропотливой работы, которая даже современными мастерами выполняется исключительно вручную!
При работе в технике выемчатой эмали на металле (золоте или серебре) сначала вырезается рисунок – миниатюрные ячейки, куда затем слой за слоем заливаются разные оттенки горячей эмали. Потом изделие запекается в печи.
Процесс изготовления выемчатой эмали на циферблате часов Van Cleef https://www.yapokupayu.ru/blogs/post/vechnye-tsennosti-modnye-ukrasheniya-iz-yuvelirnoy-emali» target=»_blank»]www.yapokupayu.ru[/mask_link]
Горячая эмаль в украшениях — история развития
В древности мастера работали с горячей эмалью повсеместно — в Египте, Греции, Риме, Древнем Востоке.
Где производили украшения с горячими эмалями?
На Руси древнейшие украшения с горячей эмалью относятся к III-V векам нашей эры. В Приднепровье и в районах рек Оки и Десны были найдены образцы выемчатой эмали по меди. А древнерусские перегородчатые эмали по золоту и серебру датировались XI и XII веками, правда, они уступали византийским по качеству.
В кладе, найденном в Старой Рязани, содержались изделия как с византийской, так и с русской эмалью. Но «наши», увы, сохранились хуже. Хотя, возможно, византийскими просто чаще пользовались.
В Средневековье византийская эмаль особенно прославилась. Эмали, как писали византийские летописцы, были очень сложны по составу и весьма богаты по цветовой палитре. Пик славы византийской эмали – это X-XI века. Перегородчатая эмаль и украшения из нее того времени совершенна как по технике, так и по стилю.
Но далее начинается спад, а в ХIII в. эмаль Византии принимает более грубый, ремесленный характер. Прочность и эстетика эмалей понижается.
В XII—XIII веках в Германии и Франции была распространена техника выемчатой эмали. Пользовалась популярностью прозрачная, или просвечивающаяся горячая эмаль. Свет, падавший на серебряную основу, отражался от нее, и украшение искрилось и сверкало.
Техника эмалирования в древней Руси
Русский кустарь-финифтщик до всего доходил «на ощупь», и лишь немногие составы эмалей у нас получили общую известность. Печи и горны мастера топили дровами или древесным углем. Получать равномерный высокий нагрев было непросто. Как итог – перегрев и выгорание легкоплавких составов, а при недогреве требовался повторный переплав.
Словом «эмаль» в России стали пользоваться недавно, в конце XIX в. Оно пришло из Франции и заместило греческое понятие — финифть (светлый, или блестящий, камень), которое в X -XII веках проникло к нам из Византии. Заграничные эмали в XVII веке сильно дешевели и успешно конкурировали с кустарными отечественными. Лиможская мануфактура стала примером для развивающегося финифтевого производства в Вологде, а позднее в Ростове Великом (под Ярославлем). Цены на заграничные эмали упали, так как удешевились материалы, а с другой стороны, производства эмали перешли на крупные предприятия, работавшие на научно-технической основе.
Традиционные эмалевые техники
Финифть (живопись огнеупорными, изобретенными в XVII в французским ювелиром Ж.Тутеном, красками на грунтованных пластинках меди) стала со временем ярким и успешным русским промыслом. Портретные и видовые миниатюры, украшения и предметы религиозного обихода — настоящие шедевры современности. Теперь мало кто вспомнит, что в начале главным мотивом были травы и цветы.
На Востоке популярна горячая перегородчатая эмаль в технике минакари. Но эмаль в минакари не единственный участник. Кроме эмалей украшение, как правило, было усеяно камнями и жемчугом – истинная роскошь востока! От «сыгранности» граверов, огранщиков, эмалировщиков, закрепщиков зависело качество украшения.
Горячая эмаль это нарядное и стильное украшение. При соблюдении чётких, но несложных правил ухода изделие будет радовать вас долгие годы.
Источник: juvelirum.ru