Записки начинающего геммолога. Часть 11. «Стекляшки» в ювелирных украшениях.
С очень давнешних времен стекло находило обширное применение в виде вставок в ювелирные декорации. Само по себе, в чистом виде, стекло смотрится просто и не поражает воображение красотой. Но с применением добавок, оно совсем преображается: приобретает и броский цвет, и сияние.
Стоимость ювелирного стекла
Есть даже особые методики рыночной оценки ювелирного стекла. Обычно, стекло стоит недорого по сопоставлению с драгоценными камнями. Стеклянные камешки продаются поштучно, а не по каратам.
Стеклянные ювелирные камни : факты.
По хим составу стекло – это диоксид кремня ( SiO 2 ). Сырьем для производства стекла служит кварцевый песок. Мы побеседуем только о тех разновидностях стекла, которые используются для имитации природных драгоценных камешков либо для коммерческого использования в виде дизайнерских бусин.
Что такое кристаллы Swarovski? | Как различать виды огранки фианитов
В природе стекло также встречается: это обсидиан и тектит (метеоритное стекло).
Свинцовые добавки в стеклянные ювелирные камни.
При добавлении свинца в стекло, металлы либо минералы достигается обилие цветовой палитры. Но не только лишь. Не считая того, такие добавки имеют еще целый ряд преимуществ. К примеру, нередко свинец употребляют для усиления коэффициента преломления (КП) и дисперсии. Это также присваивает начальному материалу завышенную крепкость, что обуславливает добавление свинца в стекла очков. Время от времени для обозначения такового стекла употребляют термин «хрустальное», хотя это не совершенно корректно в случае бесформенного (некристаллического по собственной природе) стекла. Также свинец наращивает показатель удельной плотности (УП) для неких разновидностей стекла. Геммолог может повстречаться со свинцовым стеклом не только лишь в имитациях драгоценных камешков, да и в полуцилиндрических рефрактометрах.
Характерные особенности ювелирных камней из стекла
Стеклу можно придать цвет и форму фактически хоть какого драгоценного камня. Но, обычно, оптические и физические особенности стеклянных камешков очень отличаются от тех природных, которые они призваны имитировать.
Даже с помощью обыкновенной лупы геммолог сумеет найти огромное количество сигналов, предупреждающих о том, что он имеет дело со стеклянной имитацией. Обычно стекло содержит примеси, не встречающиеся в природных драгоценных камнях, в форме вихревых завитков и круглых пузырьков. Стеклянное литье с огранкой может нести отпечаток начальной формы, иметь скругленные грани фасок либо вогнутые фаски. Они появляются при охлаждении литья в процессе сжатия формы (Вогнутые фаски граней также время от времени встречаются и у природных ограненных камешков). Но следует держать в голове, что некие стеклянные камешки все таки проходят отдельную огранку, так что эти признаки не всегда находятся в стеклянных имитациях.
“Новаджемс” – это ограненные стеклянные ювелирные камешки, которые декорировали Ювелирную Башню (Тауэр оф Джуэлс), центральную установку высотой около 130 м, установленную на выставке Панама Пэсифик Интернэшнл Экспозишн в 1915 году в Сан-Франциско. Этот официальный знак выставки на данный момент хранится в экспозиции калифорнийского музея « California State Capital Museum ».
Страшные ошибки при покупке ювелирных изделий | Как выбирать ювелирные украшения?
“Новаджемс” – это ограненные стеклянные ювелирные камешки, которые декорировали Ювелирную Башню (Тауэр оф Джуэлс), центральную установку высотой около 130 м, установленную на выставке Панама Пэсифик Интернэшнл Экспозишн в 1915 году в Сан-Франциско. Этот официальный знак выставки на данный момент хранится в экспозиции калифорнийского музея « California State Capital Museum ».
Промышленное стекло нередко имеет неоднородную поверхность, получившую заглавие «апельсиновая корка». Неувязка в том, что и природные камешки тотчас могут иметь точно такую же структуру.
Потому что стекло бесформенно, оно обладает большей теплопроводимостью, чем минералы с кристаллической решеткой, потому стеклянные камешки стремительно становятся теплыми от прикосновения людской руки. Таким макаром их сходу реально отличить от природных камешков, которые холодные на ощупь и медлительно греются.
И синтетическое, и природное стекло однопреломляющие материалы, но тотчас могут показывать и аномальную двойную рефракцию (АДР).
Торговые названия и палитра стеклянных ювелирных камней
Очень многие «стекляшки» получают расцветку и огранку для имитации природных ювелирных драгоценных камешков, также особые оптические эффекты. При этом ювелиры могут использовать «стекляшки» не только лишь для того, чтоб «оттенить» природные камешки, да и в центре всей ювелирной композиции. Если клиент с самого начала предупрежден о том, что это стекло, то такая практика не встречает осуждения и полностью допустима.
Время от времени стеклу присваивают форму и дизайн, полностью непривычные для природных драгоценных камешков. Это употребляют в декоративных целях, бижутерии и авторских дизайнерских украшениях.
Существует величавое огромное количество различных заглавий и разновидностей стеклянных камешков, изделий и бусин. Ниже приведены только неторые из их.
— Александриум (Alexandrium)™
Торговая марка для переливчатого стекла сине-лавандового цвета. Не путать с камнем александрит! Это не он. Хим формула: Li Al силикат (+ Nd ); твердость = 6.5; N = 1.58; чувствителен к нагреву.
— « Аврора Бореалис » (Aurora Borealis)
Стекло с радужным покрытием, время от времени его именуют «АБ» стекло. Технологию сотворения такового стекла разработала небезызвестная компания « Swarovski Corporation » в 1956 году. Не путать с природным обсидианом с одноименным заглавием! В природе есть очень прекрасные радужные разновидности обсидиана.
— Стекло с эффектом «кошачий глаз»
Переливчатое стекло, с полосатым блеском, схожим на кошачий глаз. Имейте ввиду, что, кроме встречающегося в природе хризоберилла с эффектом кошачьего глаза, еще есть и синтетические хризобериллы.
— Стразы в кастах («шатоны»)
Также известны как стразы с фольгой. Это тусклое стекло с подложкой из фольги.
— Кристинит (Cristinite™)
Торговое заглавие австралийского ограненного стекла.
— Фаянс
Да, да, из фаянса делают не только лишь посуду! Это разновидность глиняного стекла, которую употребляют для нанесения глазури на глиняние горшки, также и в производстве бусин. Античные египтяне обширно использовали этот материал для имитации бирюзы.
Археологическая находка: обширное колье, отысканное на мумии приказчика Хапианхтифи (Hapiankhtifi), 12 династия Среднего Королевства, музейная реставрация. Зелено-голубой и темный фаянс. Подарок Ж.Пьерпона Моргана, 1912 год. Музей Искусств Метрополитан . Нью — Йорк .
Археологическая находка: обширное колье, отысканное на мумии приказчика Хапианхтифи (Hapiankhtifi), 12 династия Среднего Королевства, музейная реставрация. Зелено-голубой и темный фаянс. Подарок Ж.Пьерпона Моргана, 1912 год. Музей Искусств Метрополитан . Нью — Йорк .
— «Французский лигнит» ( French Jet )
Темное непрозрачное стекло для имитации лигнита, в особенности пользующееся популярностью в золотую пору викторианской эры. Хотя обычно стекло всегда более теплое на ощупь, чем природный камень, который оно имитирует, природный лигнит (который является бесформенным материалом) по сути даже более теплый, чем стекло. Невзирая на заглавие, большая часть «французских лигнитов» родом из Богемии (территория современной Чешской республики).
Мальтийский крест из Флоренции, стилизованный под брошь: по центру ограненный горный хрусталь янтарного цвета, кабошоны под сердолик (имитация) и «маркизы» из французского лигнита. Фото GlitzUK .
Мальтийский крест из Флоренции, стилизованный под брошь: по центру ограненный горный хрусталь янтарного цвета, кабошоны под сердолик (имитация) и «маркизы» из французского лигнита. Фото GlitzUK .
— Авантюрин
Другое заглавие « авантюриновое стекло ». Авантюрин имеет в собственном составе медь либо включения золотистого цвета, придающие ему эффект золотистых искорок, узнаваемый как «авантюриновый эффект». В природе многие авантюрины смотрятся очень непривлекательно.
Возможное происхождение этого материала – Италия 17 века, тогда он именовался «аввентурина», от итальянского слова «вентура», значащего «по воле случая». На данный момент в минералогии употребляется термин «авантюриновый эффект» для обозначения природных разновидностей кварца и полевых шпатов, которые проявляют надлежащие характеристики. Авантюрин нередко служит имитацией таких природных камешков.
— Синтетическое стекло «Лэйзерблю ( Laserblue )»
Это редкая разновидность формового ограненного стекла. Существует длиннющий перечень стеклянных ювелирных камешков из этой категории.
— Опалит
Это торговое наименование стеклянных камешков, имитирующих природный лунный камень либо опал. Необходимо иметь ввиду, что существует много природных разновидностей опалов, также называющихся опалитами. Но все таки сначала этот термин употребляют для стеклянных ювелирных камешков.
— Стекловидная масса (« тесто »)
Это обыденное стекло, в точности такое же, как бутылочное. С низким КП и дисперсией, употребляется только для имитации драгоценных камешков.
Кольцо с камнями из зеленоватого бутылочного стекла, начало 1800-х г.г. Из коллекции Английского музея. Фото Kate Sumnall.
Кольцо с камнями из зеленоватого бутылочного стекла, начало 1800-х г.г. Из коллекции Английского музея. Фото Kate Sumnall.
— Горный хрусталь
Исторически прозрачный горный хрусталь с подложкой из фольги использовали для имитации бриллиантов. На данный момент это заглавие могут также использовать и для свинцового стекла с подложкой из фольги либо металлизированной краски. Такая подложка ( база ) присваивает стеклу сияние и цвет.
— Скоролит
Куски фиолетового стекла либо кварца, обычно реализующиеся под видом опала и время от времени неверно причисляемые к редчайшей разновидности ограненного природного минерала скородита. Также встречается неверное заглавие «скоролитовый опал».
— Морское стекло
Осколки выброшенного в море обыденного бытового стекла, которые годами находясь в морской воде получают вид совершенно отшлифованной прозрачной гальки, тоже идут в дело. Время от времени его именуют еще «пляжное стекло» либо «песчаное стекло». Этот материал стал очень популярен в изготовлении украшений.
— Камень «слокум»
Это разновидность стекла для имитации опалов. На самом деле силикатное стекло с добавками Na , Mg , Al , и Ti ; твердость = 5.5-6.5; без отрыва по плоскости спайности; раковинообразный излом; крепкость на разрыв. Может наблюдаться эффект калейдоскопа.
Слокум может имитировать соответствующие признаки опала – игру цвета под различными углами зрения. При увеличении могут просматриваться напоминающие конфетти включения.
— Стразы
— Урановое стекло
Известное также как вазелиновое стекло, урановое стекло обычно имеет зеленовато-желтый либо желтовато-зеленый цвет из-за присутствия диоксида урана. Посреди 19 века и до начала 2-ой Мировой Войны эти камешки воспользовались большой популярностью. Урановое стекло очень сияет (флюоресцирует) под уф-излучением. Многие предметы домашнего быта и ювелирные декорации с урановым стеклом полностью неопасны для человека. Особо неуверенные в состоянии сделать замеры радиации счетчиком Гейгера.
Бусины из уранового стекла на темной подложке при освещении электронной лампочкой и под УФ-светом. Фото Wombat 1138 .
Бусины из уранового стекла на темной подложке при освещении электронной лампочкой и под УФ-светом. Фото Wombat 1138 .
— Камень Виктории
Также известен под именованием Имори (в честь собственного создателя Др. С. Имори ) и камня Кинга. Этот вид стекла был придуман в Стране восходящего солнца посреди 1950-х годов. Создание его было прекращено в 1985 году, и четкая разработка утрачена. Это сложное по собственному составу силикатное стекло может быть различных цветов. Некие камешки даже имеют эффект «кошачьего глаза» из-за собственной волокнистой структуры. Материал употреблялся для имитации многих драгоценных камешков, включая голубой пектолит. На данный момент это раритет.
Зеленоватый камень Виктории употреблялся для имитации нефрита («метанефрит»).
Способы дополнительной обработки стеклянных ювелирных камней
Огранненное стекло с подложкой из фольги (горный хрусталь) совсем не сложно идентифицировать, взглянув на грани павильонов. Они обычно непрозрачные, и их цвет отличается от лицевой части камня. Для декорации костюмов нередко употребляют конкретно такие ярко окрашенные стеклянные камешки.
Стекло обрабатывают различными методами для имитации самых различных по цвету, текстуре и специфичным эффектам природных камешков.
Как ухаживать за украшениями со стеклянными ювелирными камнями
Для ухода за украшениями со стеклянными камнями нет единых правил. Все находится в зависимости от того, какой обработке подвергалось стекло. Там, где имеется подложка из фольги либо поверхностное покрытие, не следует использовать хим чистящие вещества либо механическую чистку.
Бытовая пыль имеет твердость равную 7, что превосходит твердость подавляющего большинства стеклянных камешков, потому при их очистке необходимо использовать ткань без ворса, и ни при каких обстоятельствах не пробовать отскоблить вьевшуюся грязюка либо жир.
Если стекло не имеет подложки и поверхностного покрытия, то можно использовать мягенький теплый мыльный раствор.
Хотя декорации со стеклянными камнями стоят недорого и встречаются везде, все таки древние декорации могут иметь огромную историческую либо моральную ценность. Некие производственные технологии остались в прошедшем, так что поменять в украшении, к примеру, камень Виктории, может представлять большую делему. Для антикварных украшений требуется особенный уход и лучше проконсультироваться со спецом.
Декорации со стеклянными ювелирными камнями и бусинами смотрятся оригинально, ярко и неунывающе. Декорации из коллекций Sworivski любимы многими за красоту и изящество. Их фактически нереально на глаз отличить от природных драгоценных камешков. Но, как уже говорилось выше, обращаться со стеклянными камнями необходимо более заботливо, чем с природными.
Вы сможете пожертвовать на развитие канала всякую необременительную вам сумму по форме ниже. Спасибо!
ИсточникВыращенные в лаборатории. Вся правда о ювелирной синтетике
Очень-очень многие люди считают, что синтетическая ювелирная вставка – то же самое, что и вставка искусственная. Эти понятия они объединяют в собственной голове одной фразой – «фу, подделка». Но! Меж 2-мя этими определениями — синтетика и имитация — огромная разница!
Запасы природных ископаемых с каждым годом истощаются все больше, некоторые минералы уже в «красной книге» камней, но не все так грустно, друзья, в наших руках – технологии, с помощью которых мы не лишим себя красоты земных богатств. Наше спасение – синтетические ювелирные камни. И они уже давно спасают наши сердца и кошельки.
Синтетические (синтезированные) камни — лабораторные продукты, выращенные людьми с помощью специальных технологий. Рост синтетических кристаллов и сами кристаллы идентичны природным, лабораторные условия лишь ускоряют их рост (тут речь об ускорении в столетия), а также позволяют улучшать качественные характеристики вставок, расширять их цветовое разнообразие.
Синтезированные камни – не подделка природы, как многие могут говорить, они – ее полное воспроизведение, ее качественная репродукция. В отличие от ювелирной синтетики существуют ювелирные имитации минералов—искусственные продукты, имитирующие внешний вид природных камней, но не обладающие их химическим составом и/или физическими свойствами или структурой.
Имитации природных камней бывают двух видов: полученные из отходов натуральных камней путем прессования, сплавки, склеивания и изготовленные из стекла и пластмассы. И приравнивать данные имитации к синтезированным кристаллам не стоит.
Ювелирные вставки синтезируют 4 основными методами—Вернейля, Чохральского, зонной и гарнисажной плавки и раствор — расплавных методов. Для разных камней используются различные методы синтеза. Рубины и сапфиры традиционно выращивают методом Вернейля, основанном на образовании кристалла из расплава. Синтетический алмаз растят особым методом—высоких давлений и температур. Изумруды чаще всего производят гидротермальным способом (думаю, некоторые встречали в описании вставок на бирке от ювелирного украшения «г.изумруд», так вот – это тот самый, синтезированный гидротермальным методом камень).
На то, как быстро вырастет кристалл, влияют 2 фактора: каким методом синтеза он будет воспроизводиться на свет, и насколько качественным требуется продукт в конечном итоге. Так, например, самые качественные кристаллы получают методом Чохральского. Синтезированные таким способом камни являются прекрасным ювелирным материалом, так как они гораздо однороднее по структуре, чем кристаллы, выращенные методом Вернейля, зонной и гарнисажной плавки.
Эксперименты с заменой природных камней на всякого рода аналоги и имитации практиковались с древних времен, однако лишь в 19 веке технологии позволили ученым создать настоящие аналоги природы.
Марк Годэн, французский химик, в 1857 году получил кристаллы рубина-каратника, сплавив в ходе эксперимента сульфат калия и алюминия с хроматом калия. В 1892 году Огюст Вернейль, также французский ученый, соорудил печь с водородно-кислородной горелкой, применение которой в синтезировании камней помогло поставить производство ювелирной синтетики на поток.
И к гадалке не ходи, у каждой девушки, женщины, да, что уж там, и у мужчин, носящих в принципе ювелирные украшения, в шкатулке/на полке обязательно найдется что-нибудь с фианитовой вставкой. Этот синтетический камень большинству людей порядочно приелся, однако, каким прорывом в 1970 – 1972 годах было его создание! И что особенно приятно, синтезировали данный камень наши ученые, сотрудники Физического института Академии Наук СССР.
Фианит создан на основе кубической модификации окиси циркония и гафния, природным аналогом которого является камень тажеранит, открытый на Тажеранском массиве. Синтезированный русскими учеными кристалл обладает хорошей огнеупорностью и химической стойкостью, высокими степенью прозрачности, показателем преломления и дисперсией. Показатель преломления фианита близок к алмазному, особую игру света при различных условиях освещения обуславливает большая дисперсия камня. Несмотря на свою прочность, обрабатывается фианит непросто – он легко растрескивается и крошится, поэтому его обработку проводят лишь в определенных направлениях кристалла. Грани фианитов слегка закруглены, что служит дополнительным отличием этих камней от бриллиантов. Зарубежные фианиты несколько отличаются от российских, разница—в стабилизирующих примесях, однако по механическим и физическим свойствам и та, и другая синтетика идентичны между собой. И опять же, что особенно приятно, заграничные фианиты синтезируют по советской лицензии.
В СССР для ювелирной промышленности активно синтезировались корунды, в основном, рубины, камни с эффектом плеохроизма, например, александрит, и немногие другие, несмотря на то, что в те времена были получены практически все известные сейчас виды синтетики. В 21 веке все наработки советских времен и инновации дней сегодняшних, конечно, не без них, активно совершенствуются и внедряются в ювелирные продукты. Как отмечают многие зарубежные эксперты, наша страна обладает развитыми технологиями синтеза различных ювелирных камней. Синтетические камни российского производства высококачественные, имеющие большой спрос и внутри страны, и за рубежом.
И спрос на подобного рода камни действительно высок—теперь любая девушка в силах позволить себе кольцо с изумрудом или сапфиром, и ничего, что камень выращен в лаборатории, его цвет, блеск, красота – при нем, и синтезированные вставки ничуть не хуже природных собратьев, а в каких-то случаях, в цвете и чистоте, даже лучше!
ИсточникЧто такое кристаллы Сваровски: как их делают и почему они популярны
Камни Сваровски — что это, и почему они вызвали большой ажиотаж в ювелирном мире? Мы решили разобраться в феномене Swarovski Crystal.
Сваровски — это обработанный по особой технологии хрусталь. Почему его называют кристаллом? Дело в том, название марки Swarovski Crystal дословно переводится как Хрусталь Сваровски. Но из-за того, что слово в названии компании похоже на слово «кристалл», камни быстро перестали иметь первоначальное название.
Популярными они стали благодаря идеально отполированным граням, сияющим словно бриллианты. Из-за этого непрофессионалу на первый взгляд сложно отличить их от настоящих. Сами производители совсем не скрывают, что изготавливают украшения буквально из стекла. Но технология производства держится в строжайшем секрете.
Помимо хрусталя, Swarovski Crystal обрабатывают и другие природные и искусственные камни. Всего в производстве компании более 15 тысяч так называемых компонентов — украшения, декоративные фигурки, товары для дома, светильники и фурнитура для декора мебели, одежды, обуви и прочего.
История бренда
Основатель компании, австриец Даниэль Сваровский, родился в семье потомственных огранщиков, поэтому об особенностях материала, из которого будут состоять его будущие знаменитые стразы, он знал еще с пеленок.
В 1889 году Даниэль посетил Всемирную выставку в Париже, где познакомился с работой первых электрических машин по огранке. Увиденное настолько впечатлило Сваровского, что в 1892 году он изобрел собственную машину. Уникальность нового ограночного аппарата состояла в том, что обрабатывать им можно было даже небольшие камни, и добиться идеальной алмазной огранки.
Спустя три года после автоматизации производства Сваровский усовершенствовал технику варки стекла настолько, что смог получить камни, чистые как вода, без мутных вкраплений. Все потому, что Даниэлю удалось вывести особую формулу, которая на 32% состояла из оксида свинца. Он доказал миру, что искусные украшения могут получаться и из самых обычных материалов.
С тех пор за изделиями этого бренда выстроилась очередь, и они стали невероятно популярны у поклонников драгоценностей. Ими также украшают одежду, обувь, сумки и другое. Так, для свадебного платья наследницы империи Виктории было использовано 500 тысяч стразов: наряд весил 46 кг!
Для большей узнаваемости своих творений Даниэль решил отмечать их фирменной эмблемой. Сначала это было изображение цветка эдельвейса (как символа Альпийских гор). В 1988 году его заменили на лебедя, как символа утонченности, чистоты и грации.
Технология изготовления
О трех особенностях компания намеренно рассказывает потенциальным покупателям, чтобы продемонстрировать уникальность производства.
Из чего делают Сваровски? Изначально основатель компании делал ставку только на хрусталь, но после стал изготавливать кристаллы и из других материалов — фианитов (циркония), а также природных — топазов и других. Со временем бренд отказался от огранки хрусталя в пользу обработки циркония, поскольку в последних нет вредных соединений свинца, но качество от этого никак не пострадало.
Все украшения отличает невероятный блеск, который можно сравнить разве что только с сиянием бриллиантов. И все благодаря особому способу огранки «шатон» (бриллиантовая огранка). Обычные стразы имеют не более 14 граней, Сваровски — 16. А с 2014 года компания выпускает кристаллы с 17 гранями (огранка называется Xirius). И всегда с безупречной ювелирной шлифовкой. Она выполняется настолько тщательно, что грани становятся гладкими и образуют четкие углы. На заводе камни подвергаются тщательной проверке. Если они имеют даже малейшие сколы или царапины, их отправляют в брак и утилизируют.
Еще одна отличительная черта — это покрытие. С его помощью камни приобретают цвет и различные эффекты (с дымкой, радужными переливами и прочим). Кроме того, благодаря покрытию они не тускнеют и не пылятся долгие годы, сохраняя свой невероятный блеск и сияние.
Чтобы создать подобные эффекты, на изделия наносятся различные покрытия. Они имеют разные названия. Например, покрытие «Аврора» (обозначается буквами «АВ») дарит камню перламутровый блеск с радужными переливами, покрытия Silver и Aurum — блеск металла. На сегодняшний день бренд использует более 80 цветов и 30 покрытий с различными эффектами. Усиливает игру света и специальная серебристая подложка, которая сохраняет чистоту и прозрачность граней.
Другие камни Сваровски
Марка Swarovski Crystal известна не только своими сверкающими, как бриллианты, кристаллами, но и другими изделиями. Их жемчуг стал в свое время настоящей инновацией в ювелирной моде, несмотря на то, что это всего лишь имитация.
Жемчуг Сваровски — это бусина из хрусталя с особым покрытием, запатентованным компанией. Покрытие невероятно устойчиво к воздействию воды, ультрафиолета, пота, а также механическим повреждениям (его крайне сложно поцарапать). Искусственный жемчуг бренда сложно отличить от настоящего: благодаря своей хрустальной основе, он тяжелый, как природный.
Мастера обрабатывают и натуральные камни: топазы, аметисты, цитрины, сапфиры, марказиты. Стоит отметить, что они искусственно выращиваются в лабораториях компании. Например, топаз. Первоначальный его цвет — белый (или бесцветный). Затем его окрашивают специальными пигментами, которые сохраняют прозрачность и блеск топазов.
Технология окрашивания не разглашается, но известно, что при обработке топазов используется до 20 оттенков, что позволяет создавать самые разнообразные цветовые сочетания.
Как отличить Сваровски от подделки
Хотя камни, из которых компания Swarovski Crystal делает свои кристаллы, не драгоценные, их высокая стоимость и ценность обусловлена уникальной технологией огранки, благодаря которой они выглядят как настоящие и очень долговечны в носке.
Из-за своей популярности они часто становятся объектом мошенников, которые изготавливают подделки, почти не отличимые от настоящих. Непрофессионал заметит это лишь спустя какое-то время: стразы-имитация теряют блеск и даже могут потрескаться.
Чтобы обезопасить своих клиентов, компания опубликовала на официальном сайте инструкцию, как отличить оригинал.
ИсточникФианиты, кристаллы, стразы
Существует целая категория вставок в ювелирные украшения, которые не подпадают под привычные классификации камней на драгоценные, органические, полудрагоценные, поделочные.. Это — искусственные камни, не имеющие аналогов в мире натуральных камней. Типичные примеры такой искусственно созданной красоты — сияющие фианиты, а также разнообразные стразы (хрусталь), которые по сложившейся привычке у нас принято именовать «кристаллами».
Напомним: сейчас в мире производится огромное количество искусственных камней, как раз являющихся по химическому составу и физическим свойствам полными аналогами своих природных «тёзок». Например, синтетические (выращенные) аметисты, топазы или опалы. Технику создания этих камней, а также этические аспекты их использования в ювелирном деле мы рассматриваем в разделе «Синтетические камни». Эти камни учтены в нашей классификации там, где учтены их природные аналоги.
А в данной статье речь идет об элементах, которые не имеют природных аналогов, и поэтому рассматриваются отдельно — вне классификации.
Фианиты
Фианит — это искусственно созданная имитация бриллианта, причем выращен он был в России — в 60-х годах прошлого века. Несмотря на романтическое название, происхождение имени этого камня достаточно прозаично. Это всего-навсего сокращение от названия его «прародителя» — института ФИАН (Физический Институт имени Лебедева А.Н.СССР).
Фианит представляет собой кубическую окись циркония, но не стоит путать его с природным минералом цирконом — это разные вещи. Созданный для применения в промышленности, этот кристалл быстро покорил ювелиров своим внешним сходством с бриллиантом. С этого момента камень, в том числе благодаря невысокой стоимости его синтеза, стал широко применяться в качестве вставок в ювелирные украшения. Стоит отметить, что сходство фианита с бриллиантом довольно поверхностное, и не только специалист, но и «продвинутый пользователь» легко отличит одно от другого. Считается, что украшения с фианитами через несколько лет частично теряют во внешнем виде из-за появления царапин и снижения степени блеска камня. Это также отличает данный фианит от бриллианта, являющегося намного более стойким.
Отдельную ценность фианитам для ювелирной сферы придает их замечательная способность быть окрашенными в разные цвета. Например, добавление кобальта делает камень темно-синим. Соответственно, на порядок увеличивается спектр применения фианитов — в каком-то смысле с их помощью имитируют целый рад полудрагоценных и драгоценных камней. Однако, важно быть в курсе, что если на этикетке после слова «гранат» (или любого другого названия природного камня) стоит приписка cz, то это прямое указание на то, что данный камень является фианитом (cz — это кубический циркон, что и есть фианит). К сожалению, продавцы не всегда разъясняют такие нюансы, и некоторые покупатели бывают уверены, что покупают изделие с синтетическим (то есть аналогом природного) гранатом.
Стразы: кристаллы Swarovsky и не только
Как мы уже упомянули выше, на самом деле знаменитые «Кристаллы Сваровски» вовсе не кристаллы, а хрусталь (не путать с горным хрусталем, который, в отличие от страз, является природным минералом). То есть, по сути это «улучшенное стекло» — сплав различных элементов в единое целое. В состав ювелирного хрусталя входит окись свинца или бария, что, вместе с определенным строением страза, обеспечивает особенно яркую и многоцветную игру света на гранях. Особый «фирменный» блеск дает также подложка из алюминиевой фольги, которая отражает «убегающий» сквозь кристалл свет, делая его на вид более ярким.
Сами основатели этой компании с многолетней историей, видимо, чуточку подустали от слова «кристалл» (Swarovsky crystals), и в несколько приемов «перебрендировали» свою продукцию, сначала назвав ее CRYSTALLIZED™ — Swarovski Elements, и затем c 2010 года — просто «Элементы Сваровски» (SWAROVSKI ELEMENTS).
Не Сваровски единым: какие бывают стразы
Когда заходит речь об украшении с «кристаллами», все в первую очередь вспоминают о «кристаллах Сваровски». Однако, есть и другие бренды на ювелирном рынке. Один из них — это чешская Preciosa, выпускающая эффектную линейку стразов разных цветов и огранки.
Стразы PRECIOSA изготавливаются из богемского стекла, и считаются хорошим сочетанием по соотношению цена / качество. Все стразы компании PRECIOSA производятся только на стекольных заводах в Чехии.
Неспециалист скорее всего вряд ли различит «авторство», для этого надо быть действительно знатоком продукции Сваровски и ориентироваться во всех новинках и формах. В то же время, покупая украшение со стразами другого производителя, вы получите приятный бонус в виде заметно более демократической цены.
Тем не менее, важно понимать, чем качественно отличаются стразы Сваровски от других брендов:
- особая чистота и повышенная точность шлифовки и огранки (техника настроена на погрешность до одного микрона)
- чистота цвета, одинаковая у всех камней в пачке, отсутствие сколов и нешлифованных участков
- используется материал собственного изобретения – свинцовый хрусталь. Он включает 32 % окиси свинца (когда в обычном стекле 6 % окиси свинца, а в обычном хрустале – 24 %)
- яркий блеск без замутнений, повышенная устойчивость напыления и зеркального покрытия
Настоящие ли это стразы Swarovsky?
У покупателей ювелирных изделий с «кристаллами Сваровски» часто возникает вопрос — точно ли это Сваровски? Вопрос закономерный — ведь наценка «за бренд» у продукции этого производителя достаточно большая. Не хотелось бы переплачивать за подделку или кристаллы другого бренда.
К сожалению, приложить к каждому камню какой-либо сертификат невозможно. Оптовики и ювелиры закупают стразы целыми упаковками, и все документы идут именно на упаковку. Поэтому обычный покупатель может ориентироваться лишь на внешний вид (отличное качество, узнаваемый блеск и игра света), а также на обозначения на этикетках — которые могут отличаться у разных производителей, но тем не менее будут постоянны для каждого из них. Эти обозначения можно изучить и отслеживать их наличие на этикетке.
Источник