Зачем донские казаки носили серьгу в ухе?
Серьга в ухе у мужчин ассоциируется у современных людей с совершенно разными ситуациями. Одни читают это модным, другие нелепым, а третьи, ввиду отсутствия толерантности, считают такое украшение неприемлемым для настоящего мужчины.
Многие также уверены, что молодежь попросту копирует образы киногероев или персонажей любимых книг. Как бы то ни было, а особого значения такому украшению никто не придает. Но было время, когда носить серьгу могли только определенные представители сильного пола.
В частности серьга в ухе была обязательным аксессуаром донских казаков. Причем не простая серьга, а серебряная, выполненная в форме полумесяца и с крестом. Серьгу даже описывал Шолохов в своем произведении «Тихий Дон» — она считалась символом казаков, и именно по ней можно было их отличить от представителей других слоев населения.
Серьга казака выглядела примерно вот так:
Многие в наше время задаются вопросом, а потому именно серьга? И какое значение имело украшение в былые времена? Ответов на данный вопрос сразу несколько:
Почему казаки носили чуб и серьгу в ухе
- одни уверены, что это просто крашение;
- другие считают серьгу оберегом каждого казака;
- третьи называют ее отличительным знаком.
Серьги носили казаки с самого детства. Сыновьям уже взрослые мужчины прокалывали ухо чуть ли не в младенчестве, как бы предрекая судьбу своему чаду.
Ответ на вопрос о предназначении украшения могут дать историки. Мнение о простом украшении сразу можно назвать неверным — мужественные казаки совсем не беспокоились насчет своей внешности, и уж тем более, насчет стиля.
Мнение насчет оберега также не совсем верное — серьгу, как оказывается, могли носить далеко не все. Причем серьга не обязательно должна быть одна. Две надевались в особых случаях, и иногда даже без особого желания носящего.
Так, по словам специалистов, в левом ухе серьгу носили те представители казачества, которые были наследниками в своих семьях. Это был единственный ребенок в семье мужского пола. У казака могли быть сестры, а вот братьев точно не было.
В правом ухе носили серьгу те, кто нес звание последнего мужчины в своем роде. То есть, у казака не было родных и даже двоюродных братьев, племянников и родственников мужского пола другой важности. Гибель казака означала, то род окончательно прервался.
Две серьги носили казаки, у которых не было братьев и сестер — то есть, в семье казак рос один.
Важностью серьги не была демонстрация наличия у тебя многочисленных родственников. Командиры обращали внимание на серьги, когда собирали людей для выполнения конкретных задач. На самые опасные задания мужчин с двумя серьгами не посылали — все понимали, что заботиться о пожилых родителях казака в случае его гибели будет некому.
Подобное правило не было зафиксировано в уставе. Попадались и командиры, которые не работали по «человеческим» законам, и наоборот, подставляли своих подчиненных ввиду личной неприязни. В некоторых случаях парни с двумя серьгами и сами вызывались на передовую, чтобы не показалось, что они попросту прячутся за спинами своих товарищей. При этом в коллективах всегда негласно существовало правило — казака с двумя серьгами многие старались прикрыть в бою собственной грудью.
Таким образом, серьгу в ухе донского казака отчасти можно все же считать неким оберегом, который защищал его от верной гибели.
ИсточникКак на самом деле казаки прокалывали себе уши
Издревле донские, терские, запорожские и другие казаки носили серьги – одну или две. Но были они далеко не у всех. Откуда пошла такая традиция? Как, чем и в каком возрасте казаку прокалывали уши?
Происхождение казаков
Казаки — специфическая этно-социальная общность или особый субэтнос, сформировавшийся на основе служилого вольного народа, проживавшего на окраинных территориях восточной Европы. Некоторые казацкие историки считают, что происхождение данного военизированного народа имеет отношение к хазарам, которые в X веке практически «растворились» во многих других этносах, прежде всего в тюркоязычных.
Соответственно появление казачества они относят к XI — XII векам. Русские исследователи, такие как археолог, востоковед и этнограф Лев Гумилев, а также специалист по средневековой истории стран Кавказа и Закавказья, Ирана и Древней Руси Анатолий Новосельцев, указывали на 1395 год. Им был датирован документ, в котором впервые было упомянуто слово «козак», по отношению к некоему батраку, очевидно говорившему на смеси тюркских и славянских слов. Культурные традиции, которые и сегодня хранят казацкие семьи, действительно имеют корни тюркских, а также кавказских народов. Одной из них является прокалывание и ношение серег.
Родовой смысл серьги
Среди некоторых современных казаков существует легенда, что ношение серег имеет определенный родовой смысл. Украшение в левом ухе означает, что казак – единственный сын у своих родителей. Если он вешает серьгу в правое, то это символизирует, что он – последний мужчина в своем роду, и у него нет ни братьев, ни племянников, ни кузенов. Серьги в обоих ушах свидетельствуют, что казак – вовсе единственный ребенок в семье, и у него нет даже сестер. К таким мужчинам было особое отношение казачьих командиров.
Однако в книге «История казачества России», русского и советского писателя, публициста-историка, Михаила Астапенко, говорится, что во многих архивных документах дореволюционного времени, в описании казаков всегда присутствует серьга, даже в том случае если мужчина не помнит ни отца, ни матери и понятия не имеет, есть ли у него родня. Традиция ношения серьги в ухе действительно имеет древнее, родовое, но совсем другое значение.
Обряд инициации
Византийский писатель и историк X века Лев Диакон, описывая пришедшего на переговоры к византийскому императору Иоанну Цимисхию русского князя Святослава Игоревича, отмечал, что «…В одном ухе у него висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами, с рубином, посреди их вставленным…»
Современные историки указывают, что до XII века многие славянские и азиатские князья и ханы прокалывали себе одно ухо и такая серьга на Руси называлась «одинец». Порой она украшалась изображениями тотемных животных, несла на себе некоторые фамильные знаки или являлась простым полукольцом, но ее дужка всегда была выполнена в форме иголки и именно ею прокалывали ухо. Но кто это делал и зачем?
У потомственного донского казака, офицера русской и белой армий, участника Первой мировой, Гражданской и Второй мировой войн и поэта, Николая Туроверова, есть стихотворение «Серьга казака». Оно начинается так:
«Был мальчиком. И тетка, старуха,
Казачьей гордясь стариной,
Проколола мне левое ухо
Тьмутараканской серьгой,
Рассказав о серьге Святослава,
Про Саркелы — хазарскую быль —
Что лежит по-над Доном направо,
Где теперь лишь полынь да ковыль. »
Фактически автор обрисовывает обряд инициации, когда старший из племени, заставляя мальчика вытерпеть боль (своего рода гибель и возрождение), рассказывает ему об истории происхождения рода, и при этом оставляет ему знак, символизирующий, что он – теперь мужчина, охотник и боец. В древней Азии и Восточной Европе носить в ухе серьгу мог только сильный и удалой воин, который уже встречал в своей жизни смерть. Казаки сохранили этот обычай, как и многие другие, ранее являвшиеся элементами культуры других народов.
ИсточникКазачья серьга
Серьга в ухе казака указывала на его положение в семье. Если казак носил серьгу в левом ухе, это означало, что он единственный сын у матери. Ношение серьги в правом ухе означало, что он последний мужчина из своего рода и наследник. Две серьги в обоих ушах казака говорили о том, что он единственный ребенок в семье.
Такой способ оповестить окружающих о своем семейном положении был связан с тем, что жизнь казаков была почти полностью посвящена войне. Матери вешали серьги в уши своим сыновьям, чтобы командиры по возможности берегли их.
Во время построения военачальники командовали “равнение направо” и “равнение налево”, чтобы посмотреть наличие сережек в ушах молодых казаков. Было принято не брать в опасные походы единственного сына и кормильца.
Казак носил серьгу в ухе исключительно как военный атрибут. Не каждый казак имел право повесить серьгу, поэтому украшение имело свое значение, позволяющее окружающим видеть статус и положение мужчины.
Также серьга в ухе казака считалась оберегом, помогающим казаку в бою, защищающим его от серьезных ранений и напоминавшим о том, что его ждут дома.
Описание казачьей серьги
Чаще всего серьга у мужчины-казака была выполнена в виде полумесяца. Она выплавлялась из серебра, а золото казаки предпочитали носить в кошельках. Размер казачьей серьги и ее внешний вид особого значения не имели, в основном оценивалось ее наличие или отсутствие.
По некоторым данным, серебряная казачья серьга в ухе использовалась казаком для очистки воды. В походе, когда необходимо было набрать питье из непроверенного источника, казак на несколько минут опускал в емкость с водой свою сережку, чтобы обеззаразить жидкость.
По материалам сайта https://fb.ru/article/454646/kazachi-sergi-simvolika-i-znachenie
Подробнее по теме публикации смотрим на видео…
Интересное видео по теме Казачья серьга
Благодарим автора за интересное видео и подписываемся на канал.
Смотрите также:
Что такое казачья бурка Казачья бурка это один из элементов экипировки казака. Бурка защищает от дождя и ветра, согревает в мороз и вьюгу. Может служить…
Описание Казачьей кубанки Кубанка казачья это низкая папаха, изготавливаемая из выделанных шкурок смушки, каракуля, мерлушки, дополненная оригинальным цветным верхом из кожи или сукна. В некоторых…
Описание Казачьей нагайки Казачья нагайка вместе с казачьей шашкой создает главный образ казака. Нагайка казачья это один из основных атрибутов конного казака, плотный хлыст свитый…
Источник