Доктор геолого-минералогических наук Владимир ПОЛЕВАНОВ.
Зачем мне жемчуг с золотом,
Зачем мне арт-нуво,
Мне, кроме просветления ,
Не нужно ничего.
Мандала с махамудрою
Мне светят свысока
Ой, Волга, Волга-матушка,
Буддийская река.
Наука и жизнь // Иллюстрации
Н. Рерих. «Великий дух Гималаев».
Борис Гребенщиков. Русская Нирвана
Если глухой ночью разбудить любого жителя Уйгурии или Тибета и задать ему простой вопрос: «А скажи-ка, братец, есть ли на свете Шамбала?», — он даже спросонья ответит: «Всенепременно есть! Как же без Шамбалы?!»
… В западный мир понятие «Шамбала» ворвалось в середине XIX века с лёгкой руки русской писательницы, организатора теософского общества и автора знаменитой «Тайной доктрины» Елены Блаватской. По Блаватской, в Шамбале живут незримые и бестелесные Учителя человечества — махатмы, которые являются одновременно и «Ночным и Дневным Дозорами» и которые бдят, чтобы люди окончательно не сбились с пути истинного, периодически являются избранным «человекам» и передают через них тайные доктрины и послания на тему «как жить дальше?».
ARTIK & ASTI — Мне не нужны (из альбома «7»)
Продолжение статьи читайте в номере журнала
Источник: www.nkj.ru
Гребенщиков Борис
«Тексты песен Аквариум»
Сайрам отец наш батюшка, Кармама свет души. Ой ламы лини и ковью, До чего ж вы хороши. Я сяду в лотос поутру Посереди Кремля, И вздрогнет просветленная Сырая мать-земля.
Зачем мне жемчуг с золотом, Зачем мне арт — нуво, Мне кроме просветления Не нужно ничего. Мандала с махамудрою Мне светят свысока. Ой Волга, Волга-матушка, Буддийская река.
Dm Am Пой, пой, лира, Dm Am Пой, о том, как полмира Dm Am Мне она подарила,
E Am А потом прогнала. Пой, пой, лира, Про то, как на улице Мира В меня попала мортира, А потом умерла.
Пой, пой, лира, О глупостях древнего мира, О бешеном члене сатира, О тщете его ремесла. Пой, пой, лира, О возгласах «майна» и «вира», О парусных волнах эфира И скрипе сухого весла.
C G C Говорят трижды три — двенадцать.
C G C Я не верю про это, ну что ж.
C G C Я с мечтой не хочу расставаться,
Источник: mirpoezylit.ru
Русская нирвана
«Кострома mon amour» (с фр. Кострома, любовь моя) — семнадцатый «естественный» альбом группы «Аквариум» (по «Антологии Аквариума» — пятнадцатый).
История создания
Практически все песни альбома были написаны в дорогах и разъездах, которые Гребенщиков стал часто совершать после выхода альбома «Любимые песни Рамзеса IV». Песня «Русская нирвана» была написана в аэропорту города Копенгагена, «Кострома mon amour» — в Тель-Авиве, «Из сияющей пустоты» — перед концертом в Саратове, «Звёздочка» — сначала в Санкт-Петербурге, а доделывалась в Стокгольме, а «Не пей вина, Гертруда» — в Санкт-Петербурге, Туле и Катманду. Самыми старыми песнями на альбоме являются «Ты нужна мне» и «Сувлехим Такац», пришедшие из так называемого «валдайского цикла» песен, написанных в конце 80-х, которые в ДК Связи вместе с БГ пытались записывать ещё Андрей Романов, Андрей Решетин и Сергей Щураков. Текст «Московской Октябрьской» писался во время сведения «Русского альбома», а песня «Пой, пой лира» написана на одно из ранних стихотворений Анатолия Гуницкого (Джорджа). Следует также добавить, что именно в тот период Гребенщиков открыл для себя тибетский буддизм (вслед за дзэном, которым увлекался давно) и совершил поездку в Непал.
В самом начале 1994 года группа стала записывать альбом «Кострома mon amour» на студии «Мелодии» в здании протестантской церкви Святой Екатерины на Васильевском острове. Как раз тогда у менеджмента группы начались контрактные отношения с компанией «Триарий», и группа получила определённую финансовую свободу. Время записи было не ограничено и оставляло пространство для экспериментов. Записью занимались звукорежиссёры Юрий Морозов и Александр Докшин.
А. Докшин о записи альбома:
Всё звуковое пространство на «Костроме» было выстроено не за счёт ревербераций, а путём спектрального разделения звука. При конечном микшировании мы пытались выделить то напевную русскую мелодику, то жёсткую рок-н-ролльную ткань — в зависимости от настроения композиции. При удачном синтезе это выглядело как картина, у которой видны вторые планы и контрасты красок.
Помимо всего прочего в записи альбома использовались симфонические фактуры («Московская Октябрьская»), тибетские ударные и транспонированные партии для обратных гитар. Борис Гребенщиков об альбоме:
Полоса, когда хотелось писать стадионный рок-н-ролл, а писались сплошные парковые вальсы… Альбом получился непридуманным и — поэтому — очень любимым. Каким и должен быть Аквариум.
— Гребенщиков Б. Б. Краткий отчёт о 16-ти годах звукозаписи.
В записи приняли участие
БГ — голос, гитара
А. Зубарев — эл. гитара
О. Сакмаров — флейта, гобой и другие духовно-струнные клавиши
С. Щураков — аккордеон
А.Титов — бас
Лорд А. Рацен — drums
А. Вихарев — percussion
+
Андрей Решетин — скрипка (8)
Татьяна Капуро «с подругами» — вокал (1, 10)
А также ансамбль «Темуджин» (Монголия) в составе:
Галсантогтох (Галсан ТохТох) — лимбэ (11)
Г. Явгаан (Гэндэнпилын Явгаан) — товшуур (11)
Отгонбаяр — морин хуур (11)
Список композиций
Музыка и текст во всех песнях — БГ, кроме специально отмеченной
1. Русская нирвана (3:14)
2. Пой, пой лира (3:31) (Б. Гребенщиков — А. Гуницкий)
3. Московская Октябрьская (4:29)
4. 8200 (2:57)
5. Из сияющей пустоты (3:30)
6. Кострома mon amour (4:36)
7. Ты нужна мне (4:15)
8. Звёздочка (3:27)
9. Сувлехим Такац (2:51)
10. Не пей вина, Гертруда (4:11)
Бонус-треки
Присутствуют на диске «Антология — XV. Kostroma mon amour»
1. Кострома mon amour (Аквариум + Темуджин) (4:12)
2. Московская Октябрьская (video) (4:48)
Переиздания
2003 год — альбом переиздан на CD в рамках проекта «Антология». В этом издании добавлены бонус-треки. Если сравнивать это переиздание с изначальным, то можно отметить явное отличие версий песен «Русская нирвана», «Пой, пой лира», «Ты нужна мне» и «Звёздочка» от первоначального.
Интересные факты
Можно провести несколько аналогий между музыкой альбома и рядом произведений других авторов. Например, на слух музыка «Русской нирваны» схожа с мелодией песни «Лодочка» композитора Тихона Хренникова из фильма «Верные друзья». Вступление песни «Московская Октябрьская» также схожа со вступлением песни «Кораблик» барда Михаила Щербакова. Но единственным признанным заимствованием можно считать только концовку той же «Московской Октябрьской»; для неё была взята народная монгольская мелодия «Сирота белый жеребёнок», как дань сотрудничеству «Аквариума» с ансамблем «Темуджин».
«Не пей вина, Гертруда» (название песни из альбома «Kostroma mon amour», 1994) — цитата из пятого акта трагедии Шекспира «Гамлет» в переводе Б. Л. Пастернака:
Королева
Дай, Гамлет, оботру тебе лицо.
Вот мой платок. Как ты разгорячился!
Я, королева, пью за твой успех.
Гамлет
О матушка…
Король
Не пей вина, Гертруда!
Королева
Я пить хочу. Прошу, позвольте мне.
На песню «Московская Октябрьская» режиссёром Сергеем Дебижевым был снят видеоклип с использованием компьютерной графики.
Все песни, кроме «8200», «Ты нужна мне» и «Сувлехим Такац» написаны в ритме вальса, т.е. 3/4
Источник: rostext.ru