Дети знакомятся по-очередно с карельскими оберегами.
Цель: дать представление детям об оберегах карел.
Задачи:
- Расширять представления детей о быте коренных народов.
- Вызвать интерес к теме и содержанию занятия.
- Развивать устную речь, мышление, воображение, внимание.
- Формировать умения детей воспринимать на слух вопрос, правильно на него отвечать, отвечать полным предложением.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование:
- Пазлы с нательным крестиком;
- Ноутбук с карельскими песнями;
- тряпичные куклы-обереги;
- пояс;
- булавка, гвоздь;
- картинки поясов из шерсти с узорами;
- черно-белые картинки оберегов.
Игровая идея: дети вместе с воспитателем выполняют игровые задания (испытания), связанные единым сюжетом, при этом воспитатель поясняет выполнения заданий.
Логика образовательной деятельности
Последовательность образовательных действий
Загадки для детей ! Тесты бабушки Шошо
Содержание деятельности на русском языке
Содержание деятельности на карельском языке
Открытый вход в деятельность.
Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть! Я хозяйка этой избы. Я умею говорить по – карельски, а вы умеете?
Давайте вместе скажем: «»
Я хочу показать и рассказать вам, как здороваются карелы:
«Здравствуй, солнышко золотое!
Здравствуй, весна теплая!
В: Terveh lapset! Mieles on nähtä teidu!
Minä olen emändy!
Minä maltan paista karjalakse, työ maltatto?
Davaikua kaiken yhtes sanommo:
Minä tahton teile ozutua da sanua kui karjalazet sanotah:
-Terveh, kuldaine päiväine!
-Terveh kevät lämmäine!
-Terveh piäsköi linduine!
Мотивация на деятельность.
Дети находят Матти. Сидит Матти-весельчак с часами в руках. На часах картинки оберегов.
В.: Давайте поздороваемся!
Дети говорят:
В.: Это Матти — весельчак. Что у него в руках?
В.: Часы показывают карельские обереги.
В: Сегодня у нас с вами будет очень интересная и необычная беседа. Мы с вами поговорим о карельских оберегах.
В: А кто из вас знает, что такое традиция?
В: Это то, что передаётся из поколения в поколение.
В: А что такое оберег?
В: Это слово говорит само за себя «то, что оберегает».
В:А у вас дома есть обереги?
-Laps et, ken tämä on? (Ken sinä olet?)
-Tämä on Matti. Davaikua sanommo:
-Matti on vessel´ brihačču. Midä hanel käis on?
-Čuasut. (Laspet sanotah)
-Čuassuloil ollah puolistuksket.
-Mittummat puolistukset työ tijätto?
Выбор деятельности детей
Участники выбирают обереги в любой последовательности, для этого ребенок раскручивает стрелки часов и определяет время года.
В.: Это волшебные часы. Кто хочет взять часы и выбрать, куда мы отправимся? ( С помощью стрелки дети выбирают .)
Никогда не спят
Идут, идут и нам покажут путь.
Загадки для детей ! Тест на сообразительность 😃 Бабушка Шошо
Tämä ollah čuasut, ken tahtou ottua čuasut da ozuttua kunne myö lähtemmö.
Nikonzu ei muatah.
Дидактическая игра «Знакомство с оберегами (нательным крестом)»
В: Обереги сопровождали жизнь крестьянина от рождения до самой смерти.
В: Чтобы узнать о каком первом обереге будем говорить, Вам необходимо собрать пазлы.
-Что у вас получилось?
В: Главными повседневными оберегами карел был нательный крест. Крест на младенца надевался часто еще при родах. Если ребенок умирает еще до крещения, за него не мог заступиться ангел-хранитель. Вот поэтому, согласно поверьям наших предков, при рождении младенца одевали крестик.
В: А как вы думаете, у наших младенцев есть нательные крестики? Давайте посмотрим! (дети смотрят)
-А какие они? (обводят пальцем, описывают его)
-А как вы думаете, для чего он нужен?
В: Все правильно. Крестик защищает младенца от злых духов.
-Mi täs on? Kačommo.
-Lapset, davaikkua kerämmö palazii da sanommo mi tämä on?
Выбор деятельности детей
В.: Кто хочет взять часы и выбрать, куда мы отправимся дальше? (Выбирается следующий оберег)
Никогда не спят
Идут, идут и нас приведуть.
Nämmä ollah čuasut, ken tahtou ottua čuasut i ozuttua kunne myö löhtemmö.
Nikonzu ei muatah.
Дидактическая игра «кукла-оберег»
В.: Давайте, присядем на коврик! Отдохнем!
-Davaikkua istummo matole! Huagavummo! Salbammo silmät! Kuunnelkua, mittuine pajostu on.
В: Ребята, посмотрите, пожалуйста, вокруг. Вы видите что-нибудь необычное ? (на полках, в люльке расставлены тряпичные куклы.)
-Что вы видите? (правильно, куколки)
-Какие они? (опишите их)
В: Ещё до рождения малыша девушки этой семьи мастерили куколок и укладывали в колыбельку, чтобы она «оберегала» её малыша.
Даже после рождения ребенка кукла-оберег не расставалась с ним.
В: Чтобы малыш крепко и спокойно спал, мать приговаривала: «Сонница – бессонница, не играй с моим дитяткой, а играй с этой куколкой». Кукла отвлекала на себя недобрые духи, оберегая малыша.
В: Верили, что игрушки оберегают детский сон. Такие куклы-обереги передавались от бабушек, мам, внучкам и дочкам.
-Mittuine puolistus on? Kačommo midä viruu kätkyös?
-Pidäy teile kaččuo da sanuo.
Выбор деятельности детей
Кто хочет взять часы и выбрать, куда мы отправимся дальше? (Выбирается очередной оберег)
Никогда не спят
Идут, идут и нас приведуть.
Nämmä ollah čuasut, ken tahtou ottua čuasut i ozuttua kunne myö lähtemmö.
Nikonzu ei muatah.
Дидактическая игра «Пояс — оберег»
В: Сейчас вам необходимо отгадать загадку про следующий оберег.
Надену — ободом сведёт,
Сниму — змеёй упадёт,
А без него холодно.
В: О чем эта загадка? (поищите этот элемент одежды в нашей избе)
-Правильно, это пояс.
В: Пояс первый раз надевали младенцу у печки, когда ему исполнялся год.
В: Пояса плели люди, которые жили и в деревнях, и в городах. В праздники они одевали пояса из шелка, с бисером и блестками. Большинство поясов передавались по наследству.
В: Нитки пряли из льна, конопли и овечьей шерсти. Пояса выполняли тремя способами: вязали, плели и ткали.
В: Вязаные и тканые пояса обязательно имели геометрические узоры – ромбы, кресты, ломаные линии и другие. Каждый узор имел свое значение: например, круг – символ солнца, ромб – символ земли, крест – символ защиты и плодородия. Нитки использовали ярких цветов – красные, синие, зеленые и другие. Окрашивали соком трав, ягод и покупными красителями. Концы пояса часто украшали кистями.
Kuunnelkua, mittuine arbaituksen on da sanokkua mi tämä on?
Выбор деятельности детей
В.: Кто хочет взять часы и выбрать, куда мы отправимся дальше?
Никогда не спят
Идут, идут и нас приведуть.
Nämmä ollah čuasut, ken tahtou ottua čuasut i ozuttua kunnе myö lähtemmö.
Nikonzu ei muatah.
Дидактическая игра «Острый предмет»
В: Следующее задание «Соедини цифры». Если вы соединили все правильно, то без труда нам скажите, о каких оберегах будем говорить.
— Правильно это булавка и гвоздь.
-Как вы думаете, какой женский оберег, а какой мужской?
-Почему вы так думаете?
В: Когда девочке исполнялось семь лет, то ей мама или крестная надевали булавку на левую сторону майки или рубахи. Карелы верили, что она убережет ребенка от сглаза.
В: Владелец должен постоянно носить ее не снимая, даже дома, и лишь на ночь класть под подушку. Самый сильный считался оберег тот, который делали своими руками.
В: Мужчины для оберега носили в кармане гвоздь или другой острый предмет.
— Teile pidäy yhtistiä noumerat da sanuo
— Tämä on bulaufku.
— Tämä on nuaglaine.
— Tämä on akan puolistus.
— Tämä on ukon puolistus.
Итог занятия
В.: Где мы были? Что делали?
Интересным было путешествие? Что вам понравилось и запомнилось больше всего? (Ответы детей).
Ребята, выберите себе картинку понравившегося оберега и раскрасьте ее. Проходите за столы и приступайте к работе.
(Каждый ребенок выбирает понравившийся и рисует, используя разные материалы (краски, карандаши, мелки).
— Oligo hyvä matku?
— Lapset, tahtottogo työ resuija lahjot. Istummo stolah da ruadamah.
Источник: rosuchebnik.ru
Загадки про украшения (35 штук)
На ушах они висят
У мамы и больших девчат.
А у братика Серёжки
И у папы нет
Не мальчик Серёжа на ухе висит
Не мальчик Серёжа на ухе висит
В нарядной, блестящей одёжке-
У тёти на ухе сверкает, блестит,
Висит украшенье —
На ушках у Танюшки
На ушках у Танюшки
Висят они на дужках,
На каждой по застёжке
Красивые
Шея мамина обвита
Тонкою блестящей нитью,
И сверкают завиточки
На серебряной …
Колечко с колечком в ней крепко сцепили
Колечко с колечком в ней крепко сцепились,
Блестящей змеёй вокруг шеи обвилась,
За хвост, головой ухватившись — крючочком,
На солнце блестит золотая
Источник: kykyryzo.ru
Сказочные загадки: Волшебные предметы
*******
26. Дивно содеянный,
я служу господину,
в бранях остренный,
я изрядно украшен:
в пестрые доспехи,
в паволоку сутужную,
клад смертоносный вложен
в ножны владыкой,
он же в походах,
в охотах ратных
несет меня в сечу,
и под солнцем в селеньях
камни на мне сверкают,
искусно оправленные
кузнецами-золотоделами.
Я концом заостренным
Живых убиваю;
Вождь меня украшает
серебром, самоцветами,
и в хоромах со мною
не худо обходится,
но охотно славит
мои достоинства
в медовых застольях.
То под запором держит,
То опять выпускает
Странника усталого
Метаться в поле,
битволюбивца;
убийца недругов
в руках у друга,
вне закона объявленный,
как оружие проклятый,
наперед я знаю,
никто не станет
мстить, коль скоро
срежет меня свирепый
ратник в сече,
ибо не оставлю
по себе потомства,
род мой древний
на мне прервется,
когда не уйду я,
государя утратив,
от того меченосца,
что казной меня одаривал;
рок меня покарает,
коль на радость владыке
буду я, как было,
в битве покорен
приказаниям хозяина, —
в наказание без богатства,
без потомков останусь,
и не встану рядом
с невестой на свадьбе,
и навек у меня отнимет
чаянье счастья
тот, кто вначале
цепями меня опутал,
и теперь я должен
радоваться в безбрачии
дишь ратным сокровищам.
Не однажды, обманувшись украшениями,
Жену я возмущаю,
Умаляя ее желания,
И хулит меня женщина,
Хлопает руками,
Попрекает меня и злые
речи выкрикивает;
я же брани не слушаю
(Меч)
*******
25. Сечёт он вражескую рать,
с ним никому не совладать.
Из ножен вынут — злу беда.
враг разбежиться кто куда.
Что за оружие такое,
врагу которое не даст покоя?
(Меч кладенец)
*******
24. Оружие это трудно поднять,
Не просто поднять, а в руке удержать,
Снести им легко было голову с плеч,
Ну что догадались? Конечно же … .
(Меч)
*******
23. Кто дорогу нам укажет
и к Кащею приведёт?
Через чащу путь проложит
заблудиться не даёт?
Круглый, маленький, пушистый
бесконечный шарик быстрый.
(Волшебный клубок)
*******
22. В старых сказках
Он, как компас!
С ним никто не пропадёт,
Бросишь сразу на тропинку,
И беги за ним вперёд!
(Волшебный клубочек)
*******
21. Сказать волшебные слова,
Взмахнуть предметом тем едва:
Цветочки мигом расцветут
Между сугробов там и тут.
А можно дождь наколдовать,
Пирожных сразу штучек пять.
И лимонада, и конфет…
Вы назовите тот предмет!
(Волшебная палочка)
*******
20. Взмахнет ей фея очень плавно
И чудо вдруг произойдёт,
В карету тыква превратится,
На бал девчонка попадёт!
(Волшебная палочка)
*******
19. Скажите нужные слова,
Взмахнув предметом тем едва,
И получайте результат…
Предмет тот можете назвать?
(Волшебная палочка)
*******
18. Её нигде не купишь
И даже не сошьёшь,
На голову наденешь,
Невидимым идёшь!
Ну, где же взять такую
На добрые дела,
И чтобы по размеру
И цвету подошла?!
(Шапка-невидимка)
*******
17. Эта вещь наверное —
Самая Волшебная!
Эта Шапка не простая,
А чудесная такая:
Все, кто Шапку надевали,
В миг куда-то исчезали!
(Шапка-невидимка)
*******
16. Что за чудо? Что за диво? —
До чего оно красиво!
Это Блюдце не простое —
Это Блюдце — Золотое:
Все покажет вам оно,
Так, как-будто вы в Кино …
(Волшебное Блюдце с Золотым Яблочком)
*******
15. По тарелке катится
Чудо наливное —
Яркое, блестящее,
Вкусное такое!
Съесть нельзя, иначе
Волшебство уйдет,
И изображение
Сразу пропадёт!
(Волшебное Блюдце с Золотым Яблочком)
*******
14. Из облаков он вылетает
И над деревьями летает!
Летит по небу без забот,
Не вертолет, не самолет:
Не управляет им пилот,
А он всегда летит вперед!
(Ковер-самолет)
*******
13. Он быстро может отправиться в полёт,
Вовсе не ракета это, а самолёт.
Но не обычный он, а расписной,
Совсем не стальной он, а мягкий, льняной.
С красивой бахромой …
(Ковер-самолет)
*******
12. На полу он тихонько лежит
И тепло моих ног сторожит.
Но отправиться может в полёт
Разноцветный …
(Ковер-самолет)
*******
11. Отправляется в полет
Не ракета — самолет.
Не простой — расписной,
Не стальной, а льняной,
Не с крылом, а с бахромой.
(Ковер-самолет)
*******
10. Это чудо в самый раз
Сам носил уже не раз:
Если их наденешь ты, —
Через горы, через броды,
В миг умчат тебя они
Эти чудо — скороходы …
(Сапоги-скороходы)
*******
9. Мы помогаем бегать,
Обуешь — не догнать!
В них станешь ты со скоростью,
Нет, не ходить — летать.
(Сапоги-скороходы)
*******
8. Умудриться бы суметь
нам везде-везде поспеть.
Тут уж, братцы, не до моды —
Обуваем … .
(Сапоги-скороходы)
*******
7. Только её развернёшь —
Сразу про голод забудешь!
Яства такие найдешь,
Что в магазине не купишь!
Можно её не стирать!
Поел и сворачивай сразу.
Где бы её нам достать?
Волшебники ткут по заказу!
(Скатерть-самобранка)
*******
6. Со мной не пропадете,
Всегда обед на мне найдете.
Ночью, днем иль спозаранку
Вас накормит …
(Скатерть-самобранка)
*******
5. Это вовсе не бездельница —
Это чудо — рукодельница!
Ты проси её скорей —
В миг накормит всех гостей:
На столе и спозаранку
Будет чудо — …
(Скатерть-самобранка)
*******
4. Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна.
(Скатерть-самобранка)
*******
3. Если стол она покроет,
— вкусно кормит, сладко поит.
Может мать или служанка?
Чудо — …
(Скатерть-самобранка)
*******
2. Кто дорогу нам укажет
и к Кащею приведёт?
Через чащу путь проложит
заблудиться не даёт?
Круглый, маленький, пушистый
бесконечный шарик быстрый.
(Волшебный клубок)
*******
1. В старых сказках
Он, как компас!
С ним никто не пропадёт,
Бросишь сразу на тропинку,
И беги за ним вперёд!
(Волшебный клубочек)
Хотите ещё?
- Сказочные загадки:По басням Крылова
- Сказочные загадки: По сказкам Андерсена
- Сказочные загадки: По сказкам Пушкина
- Сказочные загадки: По сказкам Чуковского
Источник: sto5sot.ru