Запрет заниматься кузнечным и серебряным делами чувашам и другим нерусским народам поволжья был введен после

Стены крепостей строили из сосновых бревен. Они имели по несколько башен с вышками и проезжие ворота. Вокруг крепостей были вырыты глубокие рвы. Остроги-крепости соединялись между собой в лесной местности лесными завалами, а в степных районах – земляными валами. Они служили убежищем для местного населения во время нападения степных кочевников.

Через эти завалы кочевники на конях не могли пробиться дальше. Эти набеги были длительными и от них очень страдали поселенцы. Один из острогов-крепостей как раз находился на Караульной горе. При раскопках там были найдены остатки бревенчатого укрепления с названием «ГОРОДОК».

В 1731г. началось строительство второй Закамской оборонительной линии. Она шла от крепости Красный Яр (на Волге ниже Ульяновска) на пригород Алексеевский, на реку Сок к полевым укреплениям: Кондурчинский, Черемшанский, Шешминский, Кичуевский. В крепостях служили русские — ратные люди.

На строительство этих оборонительных линий было мобилизовано много татар и чувашей.

История Чувашии за 13 минут

Участники строительства после окончания работ наделялись землей в собственность.

В.Н Татищев писал императрице Анне Иоановне «…в Казанской губернии между реками Соком и Черемшаном поселены вновь деревни без указа..»

В 1742г. в церковных документах упоминается о наличии трех населенных пунктов данного района:

• Село Вишневая Поляна, где проживало 174 человека.

• Деревня Караульная Гора, где проживало 67 человек.

• Деревня Аксумлы – 60 человек.

Другие деревни были основаны в результате выселения из других крупных сел и деревень или же из других регионов.

В этих местах были непроходимые леса, болота. Земли Причеремшанья первоначально были основаны чувашами, но затем в ревизских сказках упоминается наличие русских в селах Вишневая Поляна, Якушкино, Егоркино, Караульная Гора. Две деревни в этом крае Степное Озеро и Кривое Озеро были полностью заселены татарами. В деревнях Салдакаево и Якушкино тоже частично жили татары.

Поселились они в этих местах, так как были вытеснены за Черемшан русскими по приказанию графа Зубова. Насильственное вытеснение татар с их земель объясняется тем, что русским помещикам было запрещено владеть нерусскими земледельцами-мусульманами и язычниками. Поэтому помещики, приобретая земли в национальных районах, насильно вытесняли местное население с насиженных мест и на их место переселяли своих крепостных крестьян.

На территории наших мест совместно проживали представители трёх национальностей: чуваши, русские, татары. Освоение данной территории происходило в результате свободного поселения или колонизации. В населенных пунктах Большая Аксумла, Абрыскино, Ерепкино, Чувашская Менча, Средняя Камышла, Малая Камышла, Абляскино – проживали только чуваши.

В поселениях Тюрнясево, Березовка и Русская Менча – только русские. В деревнях Кривое озеро и Степное озеро — только татары. В трех деревнях – Вишневая поляна, Караульная Гора и Егоркино – совместно русские и чуваши. В Якушкино — чуваши, русские и татары. В Салдакаево чуваши и татары.

Хушпу — чувашский национальный головной убор замужней женщины #чувашия #чуваш #чуваши #булгары

Но в основном, численно преобладали чуваши.

В этих местах были нехоженые леса, болота и надо было расчищать землю под пашни. Есть у чувашей интересная особенность, они никогда не строили дома на высоких удобных для посева местах, а селились в низинах.

Жители деревни жили, конечно, тяжело, работали от зари до зари. Чувашские пословицы: «Хура халăхăн хура тăпра çине урине чикмесен хырăмĕ тăранаймасть». (Простой народ не может себя прокормить, не поработав на черной земле.), Мĕн акнă, вăл шăтать. (Что посеешь, то и взойдет).

Чувашский плуг ага-пусь с железным лемехом и резцом полностью аналогичен булгарскому плугу — ага.

Булгарский плуг– агапусь.

Кормились люди тем, что даёт лес и река. А места здесь были богатые и благодатные. В реке было очень много разной рыбы. Ловили рыбу разными снастями. Чувашское название реки Сярáнсам (перевод: река, заливающая луга или заливные луга)… Раньше река была глубока и полноводна, весной она затопляла луга, подбираясь к деревенским постройкам.

Читайте также:
Серебряный скотч строительный для чего

Было рыбное изобилие: сомы, налимы, щука, лещи и другая рыба. Вода в реке была чистейшая. Ловили рыбу удочками, острогой, сетями. Ставили разные ловушки, сплетенные из ивовой лозы. Плели самодельные бредни.

У чувашей есть особенность: они часто заводили пруды и разводили там карасей. Много водилось раков.

Было такое поверье: в воде живет дух и его нужно умилостивить, подав жертву. Домашнюю рыбу нельзя продавать – уйдет счастье.

Лес тоже был кормильцем людей. Лесные промыслы: заготовка лыка, мочала, дегтя, изготовление срубов, досок, ободьев, полозьев, коробов, охотой на дикого зверя, сбор лесных ягод. Женщины и подростки собирали грибы, ягоды, орехи и заготавливали на зиму. Грибы солили в бочках, сушили. Ягоды или сушили, или замачивали.

Очень много заготавливали лекарственных трав для лечения людей и скотины. Заготавливали березовые, еловые, дубовые веники для бани.

Мужчины ходили на охоту. Ловили силками (тяба) зайцев, лис, пернатую дичь. У чувашей охота, вообще, была первым источником пропитания. Охотники понимали, что в одиночку охотиться трудно и объединялись в группы. Трофеи делились строго на каждого.

Кроме надельных общинных земель, в Егоркинской волости существовал участок в 725 десятин, приобретенной в 1864 г. в собственность из казны крестьянами трех деревень: Егоркино, Караульная Гора, Чувашская Менча. И эта земля до сих пор находится в собственности жителей.

Местное население использовало различные сельскохозяйственные орудия труда. Пахали землю с помощью тяжелого плуга, который назывался ага-пусь. Рыхлили почву сохой. В тяжелый плуг впрягали не менее трех лошадей. Сеяли вручную, разбрасывая семена из лукошка. Убирали хлеб серпом. Молотили вручную цепами.

Использовался еще один способ молотьбы. Среди гумна стоял столб, к нему привязывали двух лошадей. Около столба клали развязанные снопы так, что бы лошади ходили по ним. Лошадей гоняли вокруг столба, и они своими копытами разминали колосья. Очищали зерно деревянными лопатами на ветру.

Для размола зерна использовали ручные жернова. Много позже начали строить водяные и ветряные мельницы. Также кроме ржи и пшеницы сеяли овес, коноплю (чув. кандăр), лен (едĕн), гречиху(хура тулă).

На втором месте после земледелия было скотоводство. Крестьяне старались обязательно иметь лошадей, так как невозможно было выполнять без лошади все сельскохозяйственные и транспортные работы.

Кроме лошадей содержали коров, овец, коз, а чуваши и русские свиней. Лошадей и рогатый скот с ранней весны до поздней осени пасли на полях.

Было развито птицеводство. Держали гусей, уток, кур.

Продукты животноводства – мясо и молоко использовались в пищу. Из молока изготавливали масло, кислое молоко, сыр. Два раза в год – весной и осенью стригли овец. Из шерсти пряли нитки, вязали вещи. Также выделывали из овчины шубы и тулупы.

Сыромятная кожа шла на конскую сбрую.

Ещё в 17 веке чувашам, татарам и другим народам северного Поволжья было запрещено заниматься кузнечным делом, чтобы не допустить изготовления оружия, которое использовалось во время народных восстаний. Много было среди них хороших оружейников. Оружейное дело передавалось по наследству еще с булгарских времен. Кузнецы бывали только заезжие, и только русские. Этот запрет был снят только в 19 веке.

На реке Большой Черемшан в Караульной горе была построена помещиком С.А. Оболенским водяная мельница. Это было по тем временам крупное промышленное предприятие. Затем в том месте образовалась артель «Единение». После Октябрьской революции он был переименован в поселок Маевка, но затем вернули первоначальное название.

Кроме мельницы там же находилась и шерстобильня. На мельницу и шерстобильню съезжались со всей округи на телегах, запряженных лошадьми.

В селе Тюрнясево на средства князя С.А Оболенского был построен спиртзавод, который работает до сих пор.

Центрами являлись местные базары, которые открывались в крупных населённых пунктах. Проводились они регулярно один раз в неделю. Местные крестьяне продавали излишки продуктов, изделия своих промыслов и приобретали необходимые для себя товары. Базары были в селе Вишневая Поляна и Егоркино. Здесь продавались кроме всего прочего чай, сахар, табак, соль, посуда и т.д.

В городе Чистополе проводились большие ярмарки.

Постепенно увеличивалась площадь пашенных земель, освобожденных от леса. Сеяли в основном просо, ячмень, рожь, овёс, коноплю, лен, гречиху.

Читайте также:
Для термического разложения 1 моль оксида серебра

Семена конопли употребляли в пищу (кăндăр вăрри чемырки) и делали растительное масло. Кстати, река «Кондурча» имеет общие корни («кăндăр» — конопля), берега этой речушки были заросшими коноплей.

Пшеницу почти не сеяли, так как она давала небольшой урожай. Обрабатывали землю простыми орудиями труда. Конечно, это был тяжелый труд, но нужда заставляла.

Огородничество долго не прививалось у чувашей. Картофель сажали только по приказу. Хмель не только собирали в лесу, но и сажали в больших количествах у себя в огороде. Он был незаменим в варении пива и кваса (сăра) и в выпекании хлеба. Разводили табак в огородах, который потом нарезали, перетирали, сушили.

Курили трубку, как мужчины, так были и курящие женщины.

Также было развито пчеловодство, бортничество. У многих бортников в лесу были свои деревья с бортями. Но часто заводили пчел дома. Мед был единственным сладким продуктом и лакомством для детей.

У чуваш нельзя было продавать своих пчел – уйдет счастье.

Пчелиные борти.

Быт

Чувашские селения («ял», тюрк. «аул») находились, как правило, у воды, у оврагов. Селения жителей часто располагались гнездами вокруг одного, более крупного населенного пункта. Hа юго-востоке, в степных районах и за пределами Чувашии, они располагались в линейном порядке вдоль рек. Чувашские деревни в прошлом не имели четкой уличной планировки. Дворы размещались группами вокруг двора родоначальника.

Булгарская юрта

Древние булгары долгое время были кочевым народом. Жилище у них была юрта, сделанная из теплого войлока. Но когда народ перешел к оседлому образу жизни, войлочные юрты заменили на шестиугольные деревянные срубы, очень похожие на юрты. 0 том, что и у предков чувашей были когда-то такие дома, свидетельствует характерное для них выражение ултă кĕтĕслĕ çурт («шестиугольный дом»). Чуваши любой сруб характеризуют только по числу углов: ултă кĕтĕслĕ çурт (3, 4, 8 углов) и т. д. Впрочем, у чувашей и татар дом, жилище называется именно юртой (чув. çурт, тат.йорт).

Современный чувашский дом

Чувашская усадьба разделялась на килкарти, картиш — передний двор (т.е. собственно двор) и задний — анкарти.

К жилому дому (çурт, пўрт) пристраивалась клеть. Хозяйственные постройки у крестьянина-середняка состояли из амбара, конюшни, хлева (витĕ), сарая и погреба. Почти каждый чувашский двор имел летнюю кухню — лас. Баня (мунча) строилась на некотором удалении от усадьбы, на склоне оврага, у реки.

Состоятельные крестьяне имели две избы, добротные двухэтажные амбары, целый комплекс помещений для хранения урожая, содержания скота. У зажиточных крестьян усадьба включала до 30 строений, у бедняков — лишь избу, сени, (заменявшие амбар), и хлев. Дворы огораживались дубовым забором.

С конца ХIХ в. в чувашских деревнях получают распространение двух-трехстворчатые ворота с двускатной крышей — русские ворота»(вырăс хапха). Их столбы украшались рельефной резьбой, булгарским солярным кругом и «веревочкой».

Во дворе под навесом лупасай хранился набор транспортных средств: телега (урапа), дроги (варăм урапа), сноповозка (кăрман) и сани (çуна).

Зажиточные крестьяне имели праздничные экипажи — тарантас с плетеным кузовом, сани со спинкой, свадебные кибитки (кеме) с обтянутым кожей полузакрытым кузовом.

Внешняя отделка и украшение домов в далеком прошлом почти не применялись. Tолько у зажиточных крестьян фризы домов украшались резьбой. Резьба (чаще солярный круг) накладывалась также на столбы ворот.

Интерьер чувашского дома был прост. Сеней первоначально не имелось, устраивался только чуланчик. С начала ХIХ в. у чувашей появляются рубленые сени. Внутри избы вдоль стен устраивались широкие нары, над дверью, у печи, — полати. Окна затягивались специально обработанным пузырем.

Глинобитная печь имела заглубленный очаг и топилась по-черному, дым выпускался через волоковое окно в углу.

С середины ХIХ в. чуваши начинают ставить русские печи с дымоxодом. Однако в них при этом традиционный очаг — «вучах»- с подвешенным котлом у верховых чувашей и вмазанным котлом — у низовых — сохраняется.

Чувашский лас — это четырехугольный сруб с земляным полом, без потолка и окон, сложенный из камней. В нем летом готовили и принимали пищу, варили пиво.

Обстановка в чувашской избе

Читайте также:
Золотая или серебряная тесьма различной ширины 5

Во второй половине ХIХ в. зажиточные чувашские крестьяне стали возводить более просторные и благоустроенные дома. Вместо курных изб появляются белые избы и каменные дома с застекленными окнами и теплыми сенями. В домах заводятся предметы русской крестьянской, а иногда и городской обстановки. Лучина и сальные свечи постепенно заменяются керосиновыми лампами.

Источник: infopedia.su

Запрет заниматься кузнечным и серебряным делами чувашам и другим нерусским народам поволжья был введен после

На карте мира средневекового картографа по имени Фра Мауро, территория современной Чувашии названа Амазонией.
В 1459 году для португальского короля Альфонса V итальянским монахом Фра Мауро, весьма известным в те времена картографом . Католический монах назвал территорию муждуречья Суры и Волги, где сейчас расположена Чувашия, Амазонией.
По восточной традиции, он изобразил карту в перевернутом виде, где север снизу, а юг сверху. Восток, соответственно, слева, а запад с правой стороны.
Остров, на котором расположена Амазония, омывают два рукава — Волга и река Сура сливающиеся воедино, по мнению Фра Мауро.
Видимо, итальянец во время своих путешествий увидел в культуре проживавшего на этих землях народа нечто такое, что заставило его воспринимать местное население как последователей амазонок. Возможно он сделал вывод из-за дошедших до нас национальных женских костюмов. Во многих деталях нарядов проглядываются так или иначе измененные элементы боевой одежды. Накладывалось на общее впечатление еще и то, что чувашки носили шлемовидные головные уборы — по сути дела, настоящий шлем, покрытый металлом. Например, хушпу и тухъя — головные уборы, до сих пор сохранившие элементы шлема , а также элементы для защиты позвоночника, груди, живота.
Более чем очевидно , что у нашего народа было военное прошлое. Мало кому в голову придет мысль носить такую одежду просто так или для красоты. Вероятно, в этом все же был некий смысл , т.к. элементы одежды действительно напоминают доспехи. Тем более, что общий вес нашитых на кожу и ткань металлических пластин составлял иногда около пуда.
Ранее вместо монет пришивались метал. пластины и серебренные бляшки. Монеты начали пришивать после запрета Петра I на металлообработку и ювелирное дело. Но ещё ранее существовал указ Ивана Грозного — от 1575 года о запрете под страхом смертной казни любого вида металлообработки на территории нынешней Чувашии. Ввод запрета произошел после «Черемисских войн», когда народы Поволжья восстали против царского и церковного произвола на освободительную войну, но проиграли её.
После крестьян. восстаний в нач. 17 в. чувашам, марийцам и удмуртам рядом царских указов (в 1620-е гг., 1633, 1649, 1697) было запрещено заниматься кузнеч. и серебряным делом, чтобы они не могли изготавливать оружие. Запрет был вызван обезопасить империю от вооружённых восстаний.
Запрет на обработку металлов снят в кон. 18 в. К этому времени традиции кузнечного дела у чувашей были в большей мере утрачены. Хотя была утрачена металлообработка и ювелирное дело, но чувашские женщины заложили механизм сохранения памяти о своих древних традициях, стилизовав свой воинский костюм в праздничный с набором панцирной чешуи из серебряных монет, бисера и раковин каури.
Окольничему и Воеводам Князю Петру Лукичу с товарищи, будучи на службе Великого Государя в Казани, велеть смотреть и беречь накрепко , чтобы в Казанском уезде в Чувашу и в Черемисския волости и в деревни торговые всяких чинов люди , пансырей , пищалей и никакого железа, что годно к войне, не продавали, также и всяких заповедных товаров, сверх проезжих грамот и таможенных памятей не возили; по тому ж кузнечного б и серебряного дела Чуваша и Черемиса не делали, и кузнечныя и серебряныя снасти ни у кого б в Чуваше, и в Черемисе, и в Вотяках не было; а у кого серебряную или кузнечную снасть проведают, и им тое Чувашу и Черемису и Вотяков с тою серебняною и кузнечною снастью велеть приводить в Казань, и роспрашивать их, у кого они те снасти взяли, и те снасти имать в приказ; а тем чинить, кто им давал, наказанья; а им сказать: беде впредь будут так делать, и им будет такое же наказанье и смертная казнь.

Читайте также:
Как в стендофф 2 получить много серебра

29 фев
Ирина Коновалова
как они нас боялись.истребляли.истребляли.а народ наш все равно живет-дал миру.ЧАПАЕВА,ЛЕНИНА,НИКОЛАЕВА,ШУКШИНА,ЕФРЕМОВА.и много. умных людей для России.

Недавно узнала, что у Игоря Николаева чувашские корни по отцовской линии

Облегчающим заселение дикого поля фактором являлось существование у чувашского крестьянства хозяйственных связей с этими районами в форме использования пашен и других природных богатств «наездом». Судя по тому, что крестьяне-чуваши, переселившиеся в дикое поле, прекрасно ориентировались в этой местности, помнили названия рек, полей, урочищ, — названия, между прочим, повсеместно были чувашские,— можно утверждать, что некоторыми деревнями северо-восточных, центральных и северных районов Чувашии не забыты были их прежние местоположения в юго-восточных и южных районах. Об этом имеются и письменные свидетельства. В марте 1607 г. крестьяне д. Бокашево Чекурской волости Свияжского уезда Ч. Карачанов, X. Чюнеев, А. Коблев, З. Ягозин, Ч. Янбахтин, Т. Степанов подали воеводам Я. М. Годунову и В. Б. Сукину челобитную, в которой указывали, что «есть де пашенная земля и сенные покосы на диком поле за засекою на речке Хиршерме по обе стороны на Курукате по сухой враг, по березовый куст подле чуваши Сюндюрские волости, а истари де та земля и сенные покосы отцов их и дедов, а ныне де лежит впусте, в оброк и из ясаку не отдана никому и не владеют ею нихто» 23.

По писцовым книгам Свияжского уезда 1565—1567 гг. можно установить, что самые южные чувашские селения в эти годы доходили до р. Кубни. Упоминаются деревни по р. Уте, Норваши, Турмыши, Чутеево (ныне Янтиковского района), Темешево, Кошелеи (ныне с. Комсомольское), Теребердеево, Асенево на р. Кубне 24. В последней четверти XVI в. началось заселение юго-восточной и южной частей Чувашии выходцами из центральных и северо-восточных районов края. Заселение дикого поля происходило различным образом.

В районах с преобладанием ясачного населения, к каким относилась и Чувашия, органы власти стремились к заселению пустующих земель крестьянами с условием платежа специального поземельного оброка или несения тягла. Правительство было заинтересовано в переселении туда прежде всего безземельных, безъясачных людей. Архивный источник упоминает о том, что в Чувашии еще при Михаиле Федоровиче по «государеву указу . ясачным людем велено изстари жить на старых местех и земли пахать старые, иметь старых земель впусте не велено, для того чтоб. на новых землях было б где селитца вновь безъясачным людем из новоприбылого ясаку» 25. Пользуясь этим, крестьяне-чуваши той или иной деревни получали в центральных или местных органах власти документы на владение земельными участками в диком поле и основывали здесь новые селения.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 11.03.2020. ***

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Источник: proza.ru

13 Развитие Чувашского края в первой половине 18в. Петровские реформы и их последствия.

По губернской реформе начала XVIII в. территория Чувашии в 1708 г, входила в состав Казанской и Нижегородской губерний. Чувашские крестьяне были прилежными земледельцами. Все полевые работы наравне с мужчинами выполняли и женщины. Важной отраслью крестьянского хозяйства оставалось животноводство.

Значение бортничества падало, но при этом быстро развивалось пасечное пчеловодство.Чувашские крестьяне занимались различными ремеслами. Однако запрет чувашам, мари и удмуртам заниматься кузнечным и серебряным делом сохранялся и в XVIII в.Около 25% территории края — лесные массивы, оброчные пахотные земли, сенокосы — находилось в непосредственном ведении казны.Более 60% всей площади Чувашии — около миллиона десятин — в начале XVIII столетия приходилось на общинное землевладение чувашских, татарских, русских и мордовских ясачных, или государственных, крестьян.

Читайте также:
Какой из этих предметов нельзя найти в серебряном сундуке rise

В XVIII в. площадь общинного землевладения государственных крестьян постепенно сокращалась. Поземельные отношения внутри чувашских общин были сложными. Пахотные земли, сенокосные угодья и леса час-то делились на паи, жеребьи, подвергавшиеся периодическому переделу. Богатые крестьяне — сырме-пуяны и пуяны — обрабатывали 20-50 десятин (т.е.

20-50 га) земли, содержали по 10-15 лошадей и коров, много другого скота и птицы. Большинство же крестьянских хозяйств пользовалось 6-7 десятинами; в них держали по 2-13 лошади, 1-2 коровы, около десятка овец и т.п. Малоземельные хозяйства, составлявшие более одной трети дворов, засевали 2-4 десятины, имели одну лошадь и корову, небольшое количество мелкого скота и птицы.

Безземельных дворов среди чувашей было относительно мало (в первой четверти XVIII в. безъясачные, или бобыльские, дворы составляли.Значительная, нередко преобладающая доля дохода чувашского крестьянского хозяйства поступала в царскую казну.С начала XVIII в. промышленники и торговцы развернули в крае строительство однопоставных и двупоставных водяных мельниц русского типа. Вскоре подобные мельницы научились строить и чувашские крестьяне.

В третьей четверти XVIII в. в чувашских деревнях, по неполным данным, насчитывалось более 200 таких мельниц.С начала XVIII в. в Чувашии широко развернулась переработка хлеба в вино. В середине столетия здесь действовало 43 винокуренных завода, на которых работали в основном русские. В общей сложности они выкуривали до 300 тысяч ведер вина в год, что составляло 8% производства вина в России.

Tорговцы выделялись не только из посадских людей, но и из крестьян. Но среди чувашских купцов бывших крестьян было меньше, чем среди русских и татарских. Вывоз товаров из края в ценностном выражении в 9-10 раз превышал ввоз. Основным предметом вывоза был хлеб.

Из Чувашии ежегодно вывозили около одного миллиона пудов (1 пуд — 16,38 кг) ржаной муки, а также хмель, пеньку, пушнину, мед, воск и хлебное вино. Последнее шло во все волжские города, в Москву и Петербург. Центрами местной торговли являлись населенные русскими города, торговые села и сельские торжки.Указами 1719-1724 гг. ясачные люди Среднего Поволжья, как и владельческие крестьяне, были переведены на подушное обложение. Tак впервые вошел в оборот термин «государственные крестьяне», обозначавший феодальную зависимость от государства.

В ходе национально-освободительной войны чувашского народа против Казанского ханства (1546-1552 гг.) Чувашия вошла мирно (добровольно) в состав России.

С середины XVI века Чувашский край является субъектом Российской цивилизации. По мнению российских исследователей, Россия прошла несколько этапов модернизации:1. Восточнославянский (VIII – XIII вв.);2. Русско-православный, московский (XIII – XV вв.);3. Великорусский (середина XV – XVIII вв.);4. Императорский (XVIII – 1917 г.);5.

Советский;6. Постсоветский. [1]

Таким образом, Чувашия с середины XVI века войдя в состав России, вписывается в этапы формирования российской цивилизации. Московские исследователи предлагают и второе название императорского этапа российской цивилизации – Петровская модернизация, связывая его с реформами Петра I. Исследователь В.В. Викторов отмечает, что модернизация российской цивилизации имеет отличительные черты.

Во-первых, в России она, как правило, инициировалась «сверху», осуществлялась волевыми усилиями верховной власти, действовавшей в духе российских на­циональных традиций» когда царь (советский иди постсоветский руководитель) выступал единственным вершителем судеб страны и ее подданных.

Во-вторых, Россия претерпела несколько модер­низаций (полных и частичных). При этом модернизация могла:

1. Вывести общество на новую ступень развития, влияя на со­вершенствование экономических, политических, военных, конфессиональных, культурных и других отношений;

2. Осуществляться с использованием различных методов дости­жения поставленных целей;

3. Не всегда имела системный характер, а потому могла проте­кать мучительно медленно, порой свертываться, так и не дав ожидаемых результатов (некоторые реформы Ивана IV, Павла I, Александра I, Н.А. Косыгина);

4. Носить трудно предсказуемый, хотя и глубокий характер (ре­формы Петра Великого);

5. Осуществляться при поддержке государственных структур и, как правило, правящей элитой и преследовать задачу укрепления российской государственности, экономики и развития культуры страны;

6. Проводиться в условиях недостатка финансовых средств, что отражалось на сроках, степени завершенности и глубине ее осуществления.

Источник: studfile.net

Рейтинг
Загрузка ...