ЗЕРНЬ, мелкие золотые или серебряные шарики (диаметром от 0,4 мм), к-рые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из филиграни. 3. создаёт эффектную светотеневую и фактурную игру, обогащает орнаментальную ритмику изделия. 3. известна с древнейших времён (в Междуречье, Др. Греции, на Кавказе), широкое распространение получила в ср. века (особенно в Др.
Руси), применяется и в наст. время. Лит. см. при ст. Золото.
Синонимы слова «ЗЕРНЬ»:
ИГРА, ШАРИК
Смотреть что такое ЗЕРНЬ в других словарях:
ЗЕРНЬ
(стар.). — Так назыв. небольшие косточки с белой и черной сторонами, служившие предметом игры, особенно распространенной в XVI и XVII вв. Выигрыш опред. смотреть
ЗЕРНЬ
мелкие золотые или серебряные шарики (диаметром от 0,4 мм), которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из филиграни (См. Филигрань). . смотреть
ЗЕРНЬ
зернь 1. ж. Старинная игра в кости. 2. ж. 1) Мелкие золотые, серебряные или медные шарики, напаиваемые в ювелирных изделиях на орнамент (обычно из филиграни). 2) перен. разг. Что-л., имеющее вид мелких крупинок.
Зернь — как сделать?
. смотреть
ЗЕРНЬ
зернь сущ., кол-во синонимов: 2 • игра (318) • шарик (34) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: игра, шарик
ЗЕРНЬ
Зернь (стар.). — Так называются небольшие косточки с белой и черной сторонами, служившие предметом игры, особенно распространенной в XVI и XVII вв. Выигрыш определялся тем, какой стороною упадут брошенные косточки; искуссники умели всегда бросать так, что они падали той стороною, какой им хотелось.
Эта игра считалась предосудительной: в наказах воеводам предписывалось наказывать занимающихся ею. Однажды только, в 1667 г., З. вместе с картами была отдана на откуп, в Сибири. В. P-в.
. смотреть
ЗЕРНЬ
— 1) Одна из разновидностей филиграни: напаивание мелких золотых, серебр., реже медных шариков (диам. от 0,4 мм) на металлич. основу по орнаменту из тонкой проволоки. Создает эффектную фактурную светотеневую игру, обогащая декор изделия.
Зерна заготавливались заранее из мелких капель металла, укладывались пинцетом на пластинку, посыпались припоем и ставились в жаровню (возможно использование паяльника). З. и скань издревле распространены на Востоке, изв. в Др. Греции и в ср.-век. Европе (крупнейшие центры — Рим, Флоренция). На Руси использовалась с 10 в. Во 2-й пол.
10 — 1-й пол. 11 в. сложился стилистич. единый парадный женский убор, состоящий из легких тисненых украшений, декорир. мелкой З. (треугольники, ромбы и др.). В одном из курганов 10 в. открыто погребение ювелира — по зерновым украшениям с полным набором инструментов. Украшения с З. (лунницы, височные кольца) часто встречаются в кладах Др. Руси.
Большой изв. пользовались «кузнецы злату, серебру и меди» Волыни. Техника З. сохранилась до наших дней.
Пер эмаль,скань ,зернь
Играющие поочередно выбрасывают (мечут) кости на ровную поверхность и подсчитывают кол-во очков; выигрывает тот, кто набрал большую сумму. В Др. Руси игра известна с 10 в., упоминается (часто с осуждением) в пам. лит-ры (Домострой) и фольклоре.
. смотреть
ЗЕРНЬ
ЗЕРНЬ (зерьнь), и, ж.1.Азартная игра в кости.Остерегать накрѣпко, чтоб в городѣ и в уѣездѣ разбою и татьбы и инаго никакого воровства и корчмы .. и зер. смотреть
ЗЕРНЬ
Зернь мелкие золотые, серебряные или медные шарики (диаметром от 0,4 мм), которые напаиваются на ювелирные изделия, часто на орнамент из тонкой . смотреть
ЗЕРНЬ
ЗЕРНЬ², і, ж.Старовинна гра в кості.Дружинники сиділи на своєму дитинці в Києві, вигрівалися на сонці, грали цілими днями в кості та зернь (П. Загребел. смотреть
ЗЕРНЬ
1) Орфографическая запись слова: зернь2) Ударение в слове: зе`рнь3) Деление слова на слоги (перенос слова): зернь4) Фонетическая транскрипция слова зер. смотреть
ЗЕРНЬ
-и, ж. 1.Старинная игра в кости.[Шуйский:] Бояре, дело просто: в зернь да в карты Именье он до нитки проиграл. А. К. Толстой, Смерть Иоанна Грозного.2. смотреть
ЗЕРНЬ
зернь ж. «игра в кости», др.-русск. зернь (Домостр. Заб. 43, 80; К. 10), там же зер(н)щик «игрок» (Домостр. К. 19; Заб. 70), также у Котошихина (171). . смотреть
ЗЕРНЬ
разновидность ювелирной техники, в которой мелкие металлические шарики (золотые, серебря-ные, медные диаметром от 0,4 мм) напаиваются на поверхность ювелирного изделия, украшенного сканью. Зернь создает фактурную игру, декоративно обогащает изделие. Эта техника известна с древнейших времен в Месопотамии, Древней Греции, в искусстве России получила широкое распространение в XI–XII вв. смотреть
ЗЕРНЬ
ж. «игра в кости», др.-русск. зернь (Домостр. Заб. 43, 80; К. 10), там же зер(н)щик «игрок» (Домостр. К. 19; Заб. 70), также у Котошихина (171). От зерно, т. е. первонач. «игра хлебными зернами», подобно тому как в Индии играли в орехи (см. Людерс, Wurfelspiel 17); ср.
Шрадер–Неринг 2, 423. Обычное название – кость; ср. греч. «игральная кость», также «шейная кость». смотреть
ЗЕРНЬ
корень — ЗЕРНЬ; нулевое окончание;Основа слова: ЗЕРНЬВычисленный способ образования слова: Бессуфиксальный или другой∩ — ЗЕРНЬ; ⏰Слово Зернь содержит с. смотреть
ЗЕРНЬ
ЗЕРНЬ, і, ж. Вид орнаменту. Зернь, тобто орнамент, ..складається з найдрібніших металевих шариків, напаяних на поверхню речі (Нариси стар. іст. УРСР, 1957, 336). Словник української мови: в 11 тт. / АН УРСР. Інститут мовознавства; за ред. І. К. Білодіда. — К.: Наукова думка, 1970—1980.— Т. 3. — С. 562. смотреть
ЗЕРНЬ
ЗЕРНЬ, разновидность скани; мелкие золотые, серебряные или медные шарики (диаметром от 0, 4 мм), которые напаиваются на ювелирные изделия, часто на орнамент из свитой проволоки. Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени.
. смотреть
ЗЕРНЬ
ЗЕРНЬ — разновидность скани; мелкие золотые, серебряные или медные шарики (диаметром от 0,4 мм), которые напаиваются на ювелирные изделия, часто на орнамент из свитой проволоки. Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени.
. смотреть
ЗЕРНЬ
ЗЕРНЬ , разновидность скани; мелкие золотые, серебряные или медные шарики (диаметром от 0,4 мм), которые напаиваются на ювелирные изделия, часто на орнамент из свитой проволоки. Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени. смотреть
ЗЕРНЬ
ЗЕРНЬ, разновидность скани; мелкие золотые, серебряные или медные шарики (диаметром от 0,4 мм), которые напаиваются на ювелирные изделия, часто на орнамент из свитой проволоки. Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени. смотреть
ЗЕРНЬ
ЗЕРНЬ 1. ж. Старинная игра в кости. 2. ж. 1) Мелкие золотые, серебряные или медные шарики, напаиваемые в ювелирных изделиях на орнамент (обычно из филиграни). 2) перен. разговорное Что-либо, имеющее вид мелких крупинок. смотреть
ЗЕРНЬ
зе́рнь, зе́рни, зе́рни, зе́рней, зе́рни, зе́рням, зе́рнь, зе́рни, зе́рнью, зе́рнями, зе́рни, зе́рнях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») . Синонимы: игра, шарик. смотреть
ЗЕРНЬ
(3 ж), Р., Д., Пр. зе/рниСинонимы: игра, шарик
ЗЕРНЬ
ЗЕРНЬ, разновидность скани; мелкие золотые, серебряные или медные шарики (диаметром от 0,4 мм), которые напаиваются на ювелирные изделия, часто на орнамент из свитой проволоки.
. смотреть
ЗЕРНЬ
сущ. игра в кости.Синонимы: игра, шарик
ЗЕРНЬ
, разновидность скани; мелкие золотые, серебряные или медные шарики (диаметром от 0,4 мм), которые напаиваются на ювелирные изделия, часто на орнамент из свитой проволоки. смотреть
Источник: bse.slovaronline.com
Словари
Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.
Уважаемый пользователь, сайт развивается и существует только на доходы от рекламы — пожалуйста, отключите блокировщик рекламы.
зернь
Толковый словарь
Старинная игра в кости.
1. Мелкие золотые, серебряные или медные шарики, напаиваемые в ювелирных изделиях на орнамент (обычно из филиграни).
То, что имеет вид мелких крупинок.
Толковый словарь Ушакова
ЗЕРНЬ, зерни, мн. нет, жен. (ист.). Игра в кости или в зёрна.
Энциклопедический словарь
1. Старинная игра в кости. Играть в з. Проиграть деньги в з.
2. собир. Мелкие золотые или серебряные шарики, напаиваемые в ювелирных изделиях на орнамент из филиграни. Серьги, покрытые зернью. Брошь с зернью.
зернь — ювелирная техника — мелкие золотые, серебряные или медные шарики (диаметр от 0,4 мм), которые напаиваются на поверхность изделия. Часто сочетается со сканью.
ЗЕРНЬ — ЗЕРНЬ, разновидность скани (см. СКАНЬ); мелкие золотые, серебряные или медные шарики (диаметром от 0,4 мм), которые напаиваются на ювелирные изделия, часто на орнамент из свитой проволоки. Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени.
Большой энциклопедический словарь
ЗЕРНЬ — разновидность скани; мелкие золотые, серебряные или медные шарики (диаметром от 0,4 мм), которые напаиваются на ювелирные изделия, часто на орнамент из свитой проволоки. Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени.
Академический словарь
1. Старинная игра в кости.
[Шуйский:] Бояре, дело просто: в зернь да в карты Именье он до нитки проиграл. А. К. Толстой, Смерть Иоанна Грозного.
2. Мелкие золотые или серебряные шарики, напаиваемые в ювелирных изделиях на орнамент из филиграни.
Гуманитарный словарь
ЗЕРНЬ — 1) Одна из разновидностей филиграни: напаивание мелких золотых, серебр., реже медных шариков (диам. от 0,4 мм) на металлич. основу по орнаменту из тонкой проволоки. Создает эффектную фактурную светотеневую игру, обогащая декор изделия.
Зерна заготавливались заранее из мелких капель металла, укладывались пинцетом на пластинку, посыпались припоем и ставились в жаровню (возможно использование паяльника). З. и скань издревле распространены на Востоке, изв. в Др. Греции и в ср.-век. Европе (крупнейшие центры — Рим, Флоренция). На Руси использовалась с 10 в. Во 2-й пол.
10 — 1-й пол. 11 в. сложился стилистич. единый парадный женский убор, состоящий из легких тисненых украшений, декорир. мелкой З. (треугольники, ромбы и др.). В одном из курганов 10 в. открыто погребение ювелира — по зерновым украшениям с полным набором инструментов. Украшения с З. (лунницы, височные кольца) часто встречаются в кладах Др. Руси.
Большой изв. пользовались «кузнецы злату, серебру и меди» Волыни. Техника З. сохранилась до наших дней.
2) Игра в кости; зер(н)щик — «игрок». Назв. от «зерно», т. е. первонач. «игра хлебными зернами». Обычное назв. — кость (игральная кость — небольшой костяной кубик с обозначением очков на каждой из шести сторон). Играющие поочередно выбрасывают (мечут) кости на ровную поверхность и подсчитывают кол-во очков; выигрывает тот, кто набрал большую сумму. В Др.
Руси игра известна с 10 в., упоминается (часто с осуждением) в пам. лит-ры (Домострой) и фольклоре.
Иллюстрированный энциклопедический словарь
ЗЕРНЬ, разновидность скани; мелкие золотые, серебряные или медные шарики (диаметром от 0,4 мм), которые напаиваются на ювелирные изделия, часто на орнамент из свитой проволоки.
Словарь церковнославянского языка
сущ. игра в кости.
Источник: sanstv.ru
Что такое зернь: ювелирное зерно в филигранных узорах
Увидеть, что такое зернь, можно не только в музеях, но и на выставках, в художественных салонах. Эта техника ювелиров, популярная по сей день, применялась в России не менее 12 веков, поскольку есть находки, относящиеся к 8 веку нашей эры. А за рубежом еще до нашей эры создавались уникальные вещи с использованием зерни.
Точно определить, что такое зернь, совсем не сложно — это способ художественной обработки металла, при котором из него делают мельчайшие шарики. Затем эти шарики припаивают к металлической основе, создавая разнообразные узоры.
Еще одно определение, что такое зернь: декорирование ювелирных украшений с помощью мелких металлических шариков, скрепленных в виде орнамента на основе из металла или дополняющих ажурную скань (узоры из тонкой проволоки).
Русская зернь
Есть сведения, что зернь в России, возможно, еще древнее, чем скань. Например, средневековые артефакты, найденные в Приуралье, относящиеся к 8 веку, содержат зернь. А скань в этой местности появляется только на предметах 10 века.
Декор из зерни есть на височных украшениях, подвесках, перстнях, кольцах, серьгах, а также ножнах и других предметах богатого быта, найденных в кладах. Узоры делали очень выразительные, с особой игрой света и тени. Создавались сложные композиции. Один из интересных вариантов — скрепление зерни в виде пирамидок, которыми украшали изделие.
Особое внимание к технике зерни, существовавшей в 10-14 веках, связано не только с археологическими раскопками и изучением древних артефактов. Конечно, интересны свидетельства о навыках наших предков, которые в самых разных областях страны знали, что такое зернь. Но современные ювелиры ради создания новых произведений искусства заинтересованы в повторении уникальных старейших технологий, благодаря которым удавалось создавать настоящие шедевры.
Зернь
Мелкие шарики из золота или серебра (диаметром от 0,4 мм), которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из филиграни. Зернь создаёт впечатляющую игру фактуры, света и тени, вносит дополнительные оттенки в орнаментальную ритмику изделия.
Зернь известна с глубокой древности (в Междуречье, Древней Греции, на Кавказе), широкое распространение получила в средние века (особенно в Древней Руси), применяется и в настоящее время.
Техника изготовления ювелирных изделий, которая заключается в напаивании на предмет золотых или серебряных зернышек (золото – на золото, серебро – на серебро).
Применение зерни очень разнообразно: она бывает разбросана по всему орнаменту, иногда окаймляет части предмета полосами или располагается в качестве самостоятельного орнамента из ромбов и треугольников, а также образует рельефные пирамидки и грозди.
Техника изготовления и закрепления зерни требует от мастера большого искусства, точности исполнения и терпения. Для того чтобы получить большое количество одинаковых по размеру шариков зерни, мастер должен прежде всего нарезать равные по длине и диаметру отрезки проволоки.
Для ускорения этого процесса мастер плотно наматывает проволоку на цилиндрический стержень, а затем разрезает эту спираль. Полученные таким образом одинаковые по размеру несомкнутые колечки раскладывают щипчиками на большом куске древесного угля с рядами небольших углублений на нем, после чего направляют на них струю пламени.
Расплавленные колечки в виде капель скатываются в углубления, сделанные в угле, и застывают в виде шариков. Если шариков требуется большое количество, то зернь получают иным путем: колечки или отрезки проволоки не раскладывают на куске угля, а пересыпают угольной пылью и плавят в тигле. Техника зерни почти неразрывно связана со сканью.
На золотых и серебряных украшениях XI-XII веков встречаются разнообразные виды применения зерни. Орнамент треугольников из тончайшей зерни украшает бусины и подвески в форме желудей на золотом височном кольце с фигурой «уточки» из булгарской коллекции, в то время как крылья, грудь и шея «уточки» сплошь покрыты тонкой сканой веревочкой.
Зернь густо покрывает серебряные звездчатые колты ХII века из клада, найденного во Владимире. Отдельные блестящие зернышки украшают трехбусинные височные кольца ХII века со сканым орнаментом из раскопок в Киеве. Вплоть до наших дней зернь служит неизменным украшением и обогащением сканых узоров русских ювелирных изделий.
Как делают ювелирное «зерно»
Ученые считают, что способы изготовления зерни не изменились за столетия. Мастера владели несколькими методами ее создания.
Один из них — пропустить струю расплавленного золота или серебра в воду через фильтр. В результате получается зернь неоднородная по форме и диаметру.
Когда же зернь производят из заготовок любого вида (отрезки, колечки, зерна), то эти металлические детали расправляют в порошке, полученном из древесного угля. В итоге получаются шарики стандартного размера.
Пайка — загадка зерни
Вопрос, который изучают не только ученые-историки, но и специалисты в сфере металловедения, как прикреплялась зернь в том или ином случае, поскольку техника припоя значительно отличалась у разных мастеров.
Соединение шариков между собой или припой гранул к основе — тема, которая интересовала ювелиров во все века. В этой технологии было много особых секретов. В некоторых образцах почти не видно, как прикреплен шарик к основе.
Тонкий припой зерни и скани – рукотворное чудо, основанное на свойствах золота, серебра и ртути. Ювелиры делали амальгаму из них, после чего наносили на уже готовый узор из скани и зерни. В сильно нагретом предмете испарялась ртуть – и все части прочно соединялись между собой.
Приемы укладки скани и зерни отличались на разных территориях. Историки в деталях изучают не только, что такое зернь, но и различия в ее изготовлении.
Зернь
Пуговицы XVII–XVIII века. Серебро, филигрань, позолота, зернь. Фото: Российский этнографический музей Кольцо, украшенное в технике зернь. Фото garuda.livemaster.ru
В русском ювелирном искусстве техники скани и зерни неразрывно связаны между собой. Зернью обычно дополняют сканные узоры, придавая им более полный и законченный вид. Нехитрое название техники полностью отражает ее суть.
Зернь — это орнамент, созданный из маленьких, диаметром 0,3-0,4 мм, золотых, серебряных или платиновых зернышек. Шарики устанавливаются в предварительно подготовленные углубления в узоре на тончайший слой припоя, который в пламени горелки сплавляет их с основанием
Важно, чтобы припой смог надежно закрепить рисунок, но не нарушал его четкости, растекаясь за пределы углубления. На Руси для этих целей использовали сусальное золото, смешенное с ртутью, в процессе пайки ртуть выгорала, а золото быстро плавилось, образуя надежное сцепление
Другим условием создания качественного узора является одинаковый размер всех зернышек. Для их получения тонкую проволоку нарезают на небольшие отрезки, которые кладут на куски древесного угля, где рядами расположены углубления, заданного диаметра, расплавленная проволока стекает в них, образуя маленькие шарики, которые в дальнейшем уже отправятся на украшение.
Настоящая и «ложная» зернь
Зернь – это мелкие шарики, которые были искусно припаяны. А вот «зернь», которая получалась при помощи литья в специальной форме, сделанной для всего украшения, — это ложная зернь. Такой ложной, разумеется, была и отлитая скань.
Литые украшения производились в 12-13 веке для упрощения и ускорения процесса их изготовления. Мастера знали, что такое скань и зернь, владели приемами их изготовления, но, скорее всего, был спрос и на литые изделия. Хотя рисунок, по сравнению с настоящей сканью и зернью, становился несколько нечетким.
Исследователи, изучающие и реконструирующие технологию изготовления настоящей зерни, предполагают, что древний мастер за неделю (летнюю, с длинным световым днем) не мог успеть сделать больше, чем одну серьгу с несколькими бусинами. Такие украшения были очень дорогими.
Источник: jemchuzhinafood.ru