— образовательная: расширить знания обучающихся о металлах, рассмотреть особенности строения электронных оболочек атомов металлов побочных подгрупп на примере железа, изучить физические и химические свойства железа – простого вещества, учить детей применять полученные знания и умения на практике;
— воспитательная: воспитывать самостоятельность, трудолюбие, творческое отношение к учебе, прививать потребность в здоровом образе жизни, культуре питания человека, экологической культуре, воспитывать у обучающихся уверенность в себе, чувство ответственности, повышение своей самооценки;
— развивающая: развивать творческие навыки, навыки работы с дополнительной литературой, работы в Интернете, навыки создания компьютерной презентации; способствовать развитию у обучающихся логического мышления, формирование умений устанавливать взаимосвязь между составом, строением и свойствами вещества, умения анализировать полученную информацию, поддерживать и развивать интерес к химии
Формируемые компетенции:
9 класс. Железо. Химические свойства. Ч1
общеучебная, информационная, ценностно-смысловая, коммуникативная, личностного самосовершенствования.
Тип урока : урок изучения нового материала. Сообщение новых знаний и их совершенствование
Методы и педагогические приемы:
-самостоятельная познавательная деятельность при подготовке сообщений;
— постановка проблемных вопросов;
-частично – поисковый, химический эксперимент;
-письменный контроль и взаимоконтроль,
— дифференцированное домашнее задание
Межпредметные связи с историей, географией, биологией.
Оборудование:
-минералы железа: магнитный, бурый и красный железняк
— штатив для пробирок, пробирки, спиртовка, спички, держатель пробирок, железный гвоздь, железные опилки, магнит. раствор сульфата меди (II), скрепки, растворы соляной и серной кислот, колба, наполненная кислородом, концентрированная азотная кислота, сера
-технические средства: компьютер, медиапроектор, экран.
Вступительное слово учителя .
химия 9 класс » Железо -химический элемент и простое вещество». Урок- исследование.
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
Урок по химии в 9 классе построен в соответствии с требованиями педагогической технологии » Исследовательская деятель.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок –исследование в 9 классе
« Железо – химический элемент и простое вещество ».
Учитель химии: Власова Е.В.
МБОУСОШ №5, п.г.т.Сафоново 2015г
1.продолжить формировать умения характеризовать элемент по его положению в периодической системе химических элементов на основе строения атома.
2. Познакомить с физическими и химическими свойствами железа, как простого вещества. 3.Совершенствовать умения школьников при составлении химических уравнений,
1. На основе межпредметных связей продолжить формирование умений устанавливать взаимосвязь между составом, строением и свойствами вещества.
1 задание: химический элемент и простое вещество | Химия ОГЭ
2.продолжить развитие навыков самостоятельности и способности к рефлексии, коммуникативные умения в ходе коллективной и парной работы, умения работать с химическими веществами, с текстом учебника, умения делать выводы.
1.продолжить воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки, чувства ответственности.
2. убедить в необходимости привлечения средств химии к пониманию процессов, происходящих в окружающем мире.
Тип урока: комбинированный. Сообщение новых знаний и их совершенствование.
Урок построен в соответствии с требованиями педтехнологии
«Исследовательская деятельность» Урок-исследование проходит в три этапа:
- Для лабораторных работ: штативы для пробирок, пробирки, железный гвоздь, железные опилки, 1М раствор сульфата меди (II), ПСХЭ, скрепки, р-ры соляной и серной кислот, простейшая электрическая цепь, магнит.
- Для демонстраций: штатив для пробирок, пробирки, железные опилки, 1М раствор соляной кислоты, спички, 2 колбы, наполненная хлором и кислородом.
- Технические средства: компьютер, колонки, медиапроектор, экран.
1.Строение химического элемента железа на основании его положения в ПСХЭ; 2.Физические свойства железа; 3.Применение железа;
4.Химические свойства железа; 5.Биологическая роль железа. III.Закрепление полученных знаний.
V. Домашнее задание.
1.Какие химические элементы относятся к металлам?
2. Где металлы расположены в ПСХЭ?
3. По какому признаку химические элементы относят к металлам?
4. Как изменяются металлические свойства по периоду, по группе?
5. Какой тип химической связи характерен?
6. Тип кристаллической решётки?
Вывод: что общего в строении атомов всех металлов?
II. Изучение нового материала.
Введение в новую тему.
У древних египтян этот металл ценился так же высоко, как золото, недаром изделия из него находили в гробницах фараонов. Скорее всего, эти предметы попадали в Египет с Ближнего востока, где уже три тысячи лет назад начала развиваться чёрная металлургия. Позднее секретом получения «главного металла» овладели и в Европе. Так начался век, в котором мы и сейчас ещё живём.
Ведь в настоящее время сплавы из этого металла составляют почти 90% всего количества металлов и металлических сплавов. О каком металле идёт речь?
Планируемый ответ: О железе.
1. Положение железа в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.
Учитель: Определите положение железа в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и дайте характеристику химического элемента железа по его положению в ПСХЭ
! Железо – элемент побочной подгруппы VIII группы и 4-го периода ПСХЭ Д.И. Менделеева. Порядковый номер – 26. Это означает, что в состав атома железа входят 26 электронов и 26 протонов (заряд ядра +26). Относительная атомная масса железа – 56, следовательно в состав ядра входят 30 протонов (56-26=30).
Учитель: Железо – это элемент побочной подгруппы. Строение атомов элементов побочных подгрупп отличается от строения атомов главных подгрупп. Атомы железа устроены несколько отлично от атомов элементов главных подгрупп. Как и положено элементу 4-го периода, атомы железа имеют четыре энергетических уровня, но заполняется у них не последний, а предпоследний уровень. На последнем же уровне атомы железа содержат два электрона. Следовательно, распределение электронов по уровням в атомах железа таково: 26 Fe 2e — , 8e — , 14e — , 2e —
Особенностью электронного строения элементов побочных подгрупп является заполнение электронами не последнего, а предпоследнего уровня.
Ученики записывают правило в тетрадь.
Задание: Закончите электронно — буквенную формулу и нарисуйте графическую формулу строения атома железа: 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 3d 6 ….
Учитель: Какова степень окисления железа?
Ответы учеников.
Пояснения учителя: Железо – такой же восстановитель, как и другие металлы, однако, атомы железа при окислении отдают не только электроны последнего уровня, приобретая степень окисления +2, но способны к отдаче 1 электрона с предпоследнего уровня, принимая при этом степень окисления +3.
Как доказать, что железо — типичный представитель металлов?
Если железо типичный металл, то для него должны быть характерны свойства — металлический блеск, ковкость, пластичность, теплопроводность, электропроводность.
Учитель: Мы выдвинули гипотезу, чтобы доказать правильность нашего предположения или опровергнуть его, обратимся к опытному исследованию.
На столах обучающихся: железная проволока с пластилином на конце и вставленными в пластилин кнопками, гвоздь, скрепки, кнопки, простейшая электрическая цепь, магнит.
Задание: Рассмотрите образцы выданного вам металла. Опишите его физические свойства. Проведите исследование выданных образцов на теплопроводность, электропроводность, магнитные свойства.
Лабораторный опыт 1: Теплопроводность . Железную проволоку с пластилином на конце и вставленными в пластилин кнопками нагреваем с одного конца, с течением времени по мере нагрева кнопки отпадают. Обучающиеся делают вывод и записывают в соответствующую графу таблицы.
Лабораторный опыт 2 : Электропроводность . Замыкается электрическая цепь с помощью клемм и кусочков металла. Обучающиеся делают вывод и записывают в соответствующую графу таблицы.
Лабораторный опыт 3 : Магнитные свойства железа. Поднесите магнит к железным опилкам, алюминиевой проволоке, медной. Обучающиеся делают вывод об особом свойстве железа – магнетизме, и записывают результат в соответствующую графу таблицы.
Лабораторный опыт 4 :Пластичность, ковкость, наличие металлического блеска. Рассмотрите изделия из железа и его сплавов. Обучающиеся делают вывод и записывают в соответствующую графу таблицы.
Для справки: плотность железа 7900 кг/м 3, температура плавления -1536 0 С
4. Магнитные свойства
5. Температура плавления
Источник: nsportal.ru
Железо как химический элемент
В периодической таблице элементов Менделеева железо находится в побочной подгруппе VIII группы, четвертом периоде. На внешнем электронном слое оно имеет два электрона – 4s(2). Поскольку электронами заполняются также d-орбитали предпоследнего электронного слоя, железо относится к d-элементам. Его общая электронная формула – 1s(2)2s(2)2p(6)3s(2)3p(6)3d(6)4s(2).
Статьи по теме:
- Железо как химический элемент
- Как научиться читать таблицу химических элементов Д.И. Менделеева
- Как получить железо
Инструкция
По физическим свойствам железо – серебристо-серый металл с большой прочностью, пластичностью, ковкостью, ферромагнитен (обладает сильными магнитными свойствами). Его плотность – 7,87 г/см^3, температура плавления – 1539оC.
В природе железо – второй по распространенности металл после алюминия. В свободном виде оно может встречаться лишь в метеоритах. Наиболее важные его природные соединения – красный железняк Fe2O3, бурый железняк Fe2O3∙3H2O, магнитный железняк Fe3O4 (FeO∙Fe2O3), железный колчедан, или пирит, FeS2. Соединения железа можно обнаружить также в составе живых организмов.
Валентные, т.е. реакционноспособные, электроны в атоме железа находятся на последнем (4s(2)) и предпоследнем (3d(6)) электронных слоях. При возбуждении атома электроны на последнем слое распариваются, и один из них переходит на свободную 4p-орбиталь. В химических реакциях железо отдает свои электроны, проявляя степени окисления +2, +3 и +6.
В реакциях с веществами железо играет роль восстановителя. При обычной температуре оно не взаимодействует даже с самыми сильными окислителями, такими как кислород, галогены и сера, но при нагревании активно реагирует с ними, образуя соответственно оксид железа (II, III) – Fe2O3, галогениды железа (III) – например, FeCl3, сульфид железа (II) – FeS. При еще большем нагревании оно вступает в реакцию с углеродом, кремнием и фосфором (результаты реакций – карбид железа Fe3C, силицид железа Fe3Si, фосфид железа (II) Fe3P2).
Железо реагирует и со сложными веществами. Так, на воздухе в присутствии влаги оно корродирует: 4Fe+3O2+6H2O=4Fe(OH)3. Так образуется ржавчина. Как металл средней активности, железо вытесняет водород из разбавленных соляной и серной кислот, при высокой температуре взаимодействует с водой: 3Fe+4H2O=Fe3O4+4H2↑.
Концентрированная серная кислота при обычной температуре пассивирует железо, при нагревании – окисляет его до сульфата железа (III). В этой реакции выделяется сернистый газ SO2. Концентрированная азотная кислота также пассивирует этот металл, но разбавленная – окисляет до нитрата железа (III). В последнем случае выделяется газообразный оксид азота (II) NO. Железо вытесняет из растворов солей металлы, расположенные в электрохимическом ряду напряжений правее его: Fe+CuSO4=FeSO4+Cu.
Источник: www.kakprosto.ru