История украшений
07:46 am November 26th, 2007
Траурные украшения
«Нет необходимости говорить, что изобилие украшений — особенно плохой вкус во время траура. Тем не менее, несколько недорогих украшений должно быть использовано, дабы только подчеркнуть общую мрачность деяния.»
QUEEN MAGAZINE, 23 Janyary 1892
Траур — чаще всего индивидуальное и сугубо личное состояние, тем не менее, как и торжество — одна из сторон общественной жизни. И как всякое общественное проявление, траур тоже в прошлом подвергался регламентации. Со второй половины XIX века стали публиковаться руководства о «Жизни в свете, дома и при дворе». В разделе «Траур и похороны» давались рекомендации, какие должны быть сроки траура, какого цвета и из каких тканей нужно при этом носить одежду, а также приличествующие случаю украшения.
Женщины, как следовало из записок придворного бриллиантщика Позье, «даже в частной жизни никогда не выезжающие, не увешанные драгоценными уборами», в трауре должны были отказаться от праздничного блеска бриллиантов и неуместной в этом случае жизнерадостной палитры самоцветов. Первые полгода траура женщина вообще не должна была носить украшений, за исключением, вещей из. угля. По окончании глубокого траура, в торжественных случаях, уже можно было надевать серебряную (но не золотую) сетку на платье — эйпрон (от англ. «apron» — передник — украшение для платья в форме V-образной сетки из золота, серебра, жемчуга, крепившейся на корсаж платья). Разрешалось носить и так называемые повседневные украшения, выполненные из поделочного камня темного или почти черного цвета: гагата, раухтопаза — дымчатого кварца, агата и, конечно, с использованием черной и темно-синей эмали. Исключением из темной траурной гаммы были жемчуг (символизировавший слезы) и перламутр с его спокойным, ровным мерцанием, которые можно было уже носить в период полутраура, когда к черному и коричневому в одежде добавляли серый и белый цвета.
На портрете Е.Г.Чертковой (неизвестный художник, 1840-е гг., ГИМ) дама представлена в траурном уборе. На запястьях обеих рук — парные браслеты — черные с перламутровыми(?) медальонами. Кроме того, на правую руку еще надет золотой с черной эмалью браслет с надписью, а на безымянном пальце — четыре золотых кольца, два из которых, опять же, с черной эмалью, словно траурной рамкой обрамляют обручальное кольцо. Из этого можно сделать вывод, что траур эта дама носила по супругу. Рука с траурными украшениями, две петли жемчужного ожерелья, перехваченного фермуаром у горловины, словно капли слез, скатившиеся с лица, — все это говорит о скорби, которую попытался отобразить художник.
Об ассортименте траурных украшений можно говорить, рассматривая портреты того времени. Очень характерен в этом отношении портрет немецкой герцогини Елизаветы Августы (Г.К.Брандт. Конец 1780-х. Художественный музей, Хайдельберг).
Убор этой светской дамы составили: черные бархотка, серьги и кольцо на мизинце правой руки, а также парные бархатные браслеты (в соответствии с модой конца XVIII века), один из них — с портретом ее супруга, по которому, собственно, герцогиня и носила траур. Если учесть, что портретов женщин в трауре не так много, и большинство из них демонстрирует портретируемую вообще без каких-либо украшений (П.А.Федотов. «Вдовушка». 1851; И.Н.Крамской «Неутешное горе». 1884), то можно считать, что портрет Елизаветы Августы отобразил самый полный комплекс траурных украшений.
ПОЧЕМУ ТУСКНЕЕТ ЖЕМЧУГ
Прически тоже убирали соответственно случаю. Как правило, головные уборы, ленты и даже гребни, шпильки и булавки старались подобрать черные. Это нашло отражение даже в литературе: «Элина дрожащей рукой втыкала в прическу длинную гагатовую булавку» (А.Доде «Евангелистка»).
Молодая девушка, по сюжету романа, носила траур по умершей бабушке, поэтому закономерно, что булавка у нее — из черного камня. Гагат — как и каменный уголь, представляет собой форму ископаемой древесины. Северо-восток Англии с IV века был известен своими месторождениями гагата, а с VII века аббатство Уитби стало центром производства распятий и четок из этого камня.
Траурные украшения из гагата вошли в моду после того, как в 1861 году английская королева Виктория стала носить траур по принцу Альберту. Вскоре во многих семьях появились украшения из гагата. В Уитби искусные мастера вырезали бусы, четки, браслеты и серьги, украшения для волос и кольца-камеи. Этот камень, очень популярный (если не сказать — традиционный) в качестве материала для траурных украшений, сегодня потерял былое значение.
Эпоха сентиментализма привнесла новые сюжеты и новые для ювелирного искусства нетрадиционные материалы. В украшениях стали использовать портреты, локоны волос — в качестве овеществленного напоминания о любимом существе. Сюжетами траурных украшений были плакучие ивы, урны, наполовину разрушенные колонны, скорбные женские фигуры и т. д. В ГИМе хранится квадратный медальон первой четверти XIX века. С лицевой стороны — изображение из волос на слоновой кости урны под склоненной ивой. На оборотной стороне под стекло вложены два локона — светлый и темный; что позволяет интерпретировать сюжет как скорбь живого (склоненная ива) по ушедшему (урна с прахом), и в то же время — как неразлучность (два локона вместе).
Любопытно и трогательно золотое кольцо конца XVIII века из собрания «Московского Кремля» с овальным щитком, в котором содержится карандашный рисунок двух деревьев в коричневых тонах — большого и маленького, разделенных изгородью. Маленькое дерево тянет ветви, словно руки, из-за изгороди к большому растению на переднем плане, трагически изогнутому.
Цветы — с поникшими головками — склонены, будто плачут. На гранёной шинке, на черном эмалевом фоне, — краткая надпись: 1764 ОВ: 1766. Сюжет рисунка и даты указывают на причину создания кольца — смерть ребенка, прожившего всего два года. А драгоценная рамка щитка из мелких рубинов еще больше усиливает эффект трагизма, ассоциируясь с незаживающей раной, оставшейся в сердце родителя.
Кольцо из частного собрания по набору декоративных элементов может быть отнесено к траурным украшениям 30-40-х годов XIX века. Щиток с белым эмалевым крестом стилизован под крышку гроба, с обратной стороны щитка — маленькая, едва заметная пластинка, скрывающая ячейку, вероятнее всего, содержавшая раньше прядь волос. Можно сказать, кольцо представляет собой символический мощевичок, «живую» памятку об ушедшем. И сделано это уже не так иносказательно, как в двух предыдущих примерах. Такая прямая отсылка к символам смерти связана со стилистикой периода эклектики, когда модными становились средневековые сюжеты — черепа, скелеты.
Помимо личного, существовал также и государственный траур — в связи со смертью императора. В этом случае изготавливали траурные кольца. Так, у золотого кольца на смерть императрицы Анны Иоанновны шинка — в виде S-образных завитков, небольшой гладкий щиток в форме императорской короны и надпись: ANNA IMP RUS OB: OC: 28 1740, что означает: «Анна — императрица российская, скончалась октября 28, 1740 года».
Еще два кольца из собрания ГИКМЗ «Московский Кремль» — на смерть императора Александра I. Первое, с шинкой в виде змеи, содержит в щитке штампованный портрет царя в профиль и надпись вокруг по краю: ALEXANDER PRIMIER, а на обороте щитка — 19 nov: 1825 et 4 mai 1826. Второе (из собрания ГИМ) — с широкой гладкой шинкой, на которой по черному эмалевому фону идет надпись: НОЯБРЯ 19 1825 ГОДА.
На круглом, немного выступающем над шинкой, щитке — золотой штампованный портрет Александра I в профиль, вокруг — рамка черной эмали с надписью: НЕЗАБВЕННЫЙ, по внутренней стороне ободка выгравировано: Notre ange est au ciel — наш ангел в небе. Уже в 1806 году императора Александра Павловича называли «ангелом во плоти». А после победы над Наполеоном он приобрел огромную популярность в обществе. «Освободитель народов», «Бог, творящий чудеса», «Победитель» и т.д. — вот лишь немногие эпитеты из числа, адресованных императору, фигурировавшихся на украшениях — кольцах, медальонах. Более понятным и ясным становится размещение надписи на траурном кольце: был «во плоти», то есть живым, настоящим, теперь — «ангел в небе».
Общее в этих двух кольцах — небольшие золотые медальоны со штампованным изображением профиля царя. Но детали декора — у каждого индивидуальны, из чего можно сделать вывод, что изготовляли подобного рода кольца не централизованно, а по заказам организаций либо патриотически настроенных граждан.
Итак, в период всеобщего или личного траура уборы выглядят более строгими и сдержанными, чем обычно, наглядно демонстрируя скорбь. А украшения не только цветом, но и символизированной тематикой передают душевное состояние человека.
Татьяна КАРСАКОВА
Фото Игоря НАРИЖНОГО
оригинальную версию данной публикации со всеми иллюстрациями
вы найдете в журнале
«Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования»
№ 4 (16), 2004 г.
Источник
Ladies Mourning Jewelry Set, ca. Early 19th Century
Victorian Mourning Jewelry Hair Comb
Here is a charming expression of Victorian sentimentality. Hairwork jewelry was made for mourning and was often fashioned from the loved one’s tresses as a love token. This quote from an 1855 edition of Godey’s Lady’s Book sums up the sentimental Victorian regard for hair used in jewelry.
Brooch, 1868
Tiffany Overall Diam. 1 9/16 in. (4 cm)
Purchase, Susan and Jon Rotenstreich Gift, 2000 (2000.556)
Источник: jewellery-hist.livejournal.com
Натуральный жемчуг
Природный натуральный жемчуг – самый совершенный и таинственный дар моря. Жемчужины, рожденные в глубине океана, в раковинах моллюсков прекрасны в своей абсолютной красоте. Натуральная жемчужина – это живая плоть, способная тускнеть, умирать и возрождаться. Женский журнал JustLady предлагает своим читательницам увлекательное путешествие в жемчужный мир, в перламутровые грезы.
В рубрике Модные тенденции: История бриллиантов
Натуральный жемчуг, как и человек, стареет и умирает. И средство, способное продлить жизнь этого минерала, пока еще не придумали. Конечно, существуют «бабушкины» рецепты сохранения жемчуга и в каждой стране они свои. Например, во Франции потускневший жемчуг кладут между двумя кровавыми бифштексами.
А в Лондоне и в Нью-Йорке, в крупных ювелирных домах, нанимают специальных женщин, работа которых заключается в том, чтобы носить ценные жемчужины на шее, питая их собственным потом. Кстати, этот драгоценный камень органического происхождения больше всего боится уксуса, лимонного сока и шампанского.
Умирает жемчуг медленно – сначала тускнеет, теряет блеск, постепенно темнеет, после съеживаясь, будто высыхает. Больше всего он любит тепло человеческой кожи, но не любой. К примеру, последняя российская императрица, Александра Федоровна, обожала натуральный жемчуг и умела его носить. Но ее кожа обладала редким свойством убивать жемчуг.
Для омоложения жемчужин она возила повсюду за собой молодую крестьянку, которая спала в царских жемчугах. Очевидно, кожа девушки обладала живительной для жемчужин влагой. В истории жемчуга особое место занимает дом Романовых. Он славился своими исключительной красоты жемчужными украшениями.
Началось увлечение перламутровыми камушками со времен египетской царицы Клеопатры. Но особенно любили отборный крупный натуральный жемчуг в Византии. И разбирались византийцы не только в морском жемчуге, но и в речном – он более мелкий. На Руси речной жемчуг был величиною с бисер. В допетровское время им вышивали церковные облачения и отделку окладов Евангелий.
На протяжении всей истории этого камня, многие испытывали к нему любовь, порой граничащую с безумием. И все же по количеству жемчуга никто не смог сравниться с Елизаветой I. Главный предмет гордости этой королевы была огромная жемчужина «Пелегрина», выловленная у берегов Панамы в конце XVI века. О дальнейшей истории этой редчайшей жемчужины известно немного.
После Второй мировой войны ею владела Элизабет Тейлор — роскошный подарок преподнес ей тогдашний муж, Ричард Бартон. Жемчужину постигла нелепая участь – ее съела собака Элизабет. Забавный случай оказался роковым.
В начале XX века в жемчужном бизнесе произошла сенсация — изобретение совершенно искусственного жемчуга. В 20-е годы Знаменитая Коко Шанель смешала настоящие перламутровые камушки с искусственными и сделала жемчужную нить обязательным дополнением к любому туалету. В современной Франции до сих пор существует перламутровая традиция. Каждой благовоспитанной девушке к шестнадцатилетию дарят жемчужное ожерелье.
Кроме круглых, баснословно дорогих жемчужин, современные ювелиры ценят неправильные, «барочные» жемчужины. Парижский дом Высокой моды «My Torrente» включает в свои коллекции редкие черные и серые таитянские жемчужины. Натуральный жемчуг ценится весьма высоко, особенно если он правильной формы. Встретить такой – большая удача и редкость.
Чаще такие можно встретить среди винтажного жемчуга. К примеру, серьги из натурального жемчуга могут стоить целое состояние. Купить такие жемчужные драгоценности чаще всего можно на аукционах дорогих модных домов.
И все же в моде чаще используют имитацию жемчуга. Британский дизайнер John Galliano, француз Christian Lacroix и Alexandеr MacQueen включают в свои коллекции вышивки искусственным жемчугом. Особенно часто они встречаются в свадебных нарядах.
Можно бесконечно любоваться переливами на поверхности жемчуга, будто идущими изнутри. Натуральные камни светятся глубоким и интенсивным блеском. Носить натуральный жемчуг всегда престижно. Стильный и элегантный, он никогда не выходит из моды. Но не забывайте при этом за ним ухаживать — и он обязательно ответит вам взаимностью.
Шувалова Евгения
Женский журнал JustLady
Источник: www.justlady.ru
Цитаты на тему «Жемчуг»
Вам что жемчуг, что помет—всё одно и то же.
Многим «жемчуг» ж?? у рвет—выкладут, не сложно;
Их поток давно увлёк, не имевших силы,
Жаль, что свиньям невдомёк—мечут то же свиньи.
Устрица Pinctada margaritifera на Таити даёт жемчуг разных оттенков — синего (павлиньевого), баклажанового, цвета зеленых оливок, голубого и пурпурного. Даже вишнёвый цвет попадается.
Женщины АМА в Японии с острова Хекура погружались в море без специального оборудования только с ножом н, а поясе до 20 века. Они зарабатывали много больше мужчин и имели статус особый — каждая могла выбрать себе мужа по своему желанию.
Жемчуг считается самым загадочным камнем во всем мире. Он обладает невероятно завораживающими и романтическими качествами. В мире существует большое количество легенд и мифов, подтверждающих его божественное происхождение.
Одна из легенд гласит, что однажды люди увидели жестокую битву в небесах между драконами. Яркие молнии освещали небо, громкие раскаты грома просто оглушали, небо покрылось темными тучами. И вдруг, при всей этой невероятной ситуации, на людей полился удивительный дождь — каждая капля оказалась прекрасной жемчужиной.
Лунная легенда происхождения жемчуга также довольно занимательная. В ней утверждается, что жемчужина возникла благодаря Луне. Свет ночного светила неким мистическим образом попадал в раковину моллюска. В то время, как Луна освещает ночью Землю, ее свет, опускаясь на дно земных водоемов, проникает в раковины, и превращается в жемчужины.
Индийцы также с божественным трепетом относились к жемчугу. Ценили его больше, чем изумруды, бриллианты и рубины. В сокровищницах властителей Индии хранились огромные россыпи жемчужин. Некоторые индийцы считают, что жемчуг им дал сам бог Кришну, когда преподнес жемчужное ожерелье своей дочери, в качестве подарка к свадьбе. С тех пор в любой брачной церемонии присутствует украшение из жемчуга.
Старики в Индии могут рассказать и другую историю. В ней утверждается, что жемчуг — это застывшие дождевые капли, которые каким-то образом попали в раковину. Представьте себе дождь над морем, капли шумно ударяются о водную поверхность. Разбуженные этим шумом, устрицы поднимаются на поверхность, открывая свои створки.
В каждую раковину попадает лишь одна дождевая капля, раковина сразу опускается на морское дно. Именно там, в глубинах происходит волшебство превращения капли в жемчужину.
Несмотря на морское происхождение жемчуга, в котором уверены индийцы, в их эпосе существует еще одна версия: жемчуг произошел благодаря особой породе слонов, которые прятали перламутровые жемчужины в лобовых складках.
Индийцы верят своим легендам о происхождении камней. Одна, например, такая — миф о битве царя змей Асура с огромным чудовищем. В результате этого жуткого побоища царь погиб. Та, его божественная кровь, что пролилась на землю, превратилась в драгоценные камни, а та, что попала в реку, обернулась рубинами, та, что пролилась в море — стала изумрудами. Море горько оплакивало судьбу божества и его слезы превратились в изумительные жемчужины.
Славяне также сохранили мифы о происхождении жемчуга. В них говориться, что в жемчуг превращаются капли воды, стекающие из прекрасных водных цветов. Если капли упали в воду на закате — получается золотистая жемчужина, если в полдень, то серебристая, а те, кто происходили из утренней капли, приобретали нежно-розовый оттенок.
Не удивительно, что среди филиппинских ловцов жемчуга была своя версия о его рождении. По ней жемчужины в раковинах возникают после прикосновения утреннего луча восходящего солнца к раскрытой раковине. В легенде повествуется, что раньше раковины с жемчугом собирали рядом с берегом. Но когда жадность людей привела к жестоким столкновениям за право обладать этим морским сокровищем, жемчужины спрятались в самых глубоких впадинах моря. И теперь их добыча требует больших усилий.
Несмотря на большое количество прекрасных жемчужин, известных человечеству, существует несколько уникальных экземпляров. К ним относится знаменитая жемчужина «Пелегрина», получившая прозвище «странница». История у нее очень интересная и началась она в 16 веке. Темнокожий раб выловил ее возле Жемчужных островов в Панамском заливе. Хозяева раба были настолько потрясены видом жемчужины, имеющей уникальную грушевидную форму и обладающей чистым молочно-белым цветом, что сразу дали свободу рабу, тем отплатив ему за находку.
Жемчужина побывала в руках многих монархов Европы. Включая французского короля Филиппа IV, который преподнес жемчужину, в качестве подарка на свадьбу, своей дочери Марии-Терезе. Шло время, менялись хозяева жемчужины.
В России она появилась на рубеже 19−20 веков. «Перегрина» оказалась в руках племянницы российского императора Николая II — Ирины Александровны Романовой. В то время ее цена составляла не менее одного миллиона рублей. С тех пор стоимость этой жемчужины увеличилась в несколько раз. Сегодня даже самый опытный эксперт не возьмет на себя ответственность назвать истинную стоимость этого уникального сокровища. «Перегрина» ценна тем, что форма ее считается образцово правильной, а чистота превосходной.
Княгиня Ирина Романова вышла замуж за самого родовитого российского аристократа и красавца — Феликса Юсупова. Жемчужина стала самой ценной вещью в сокровищнице Юсуповых. Ею очень интересовался «старец» и любимец государевой семьи — Григорий Распутин. Он неоднократно «напоминал» аристократу о желании увидеть «Перегрину», но Юсупов не спешил это делать.
Распутин часто говорил князю, что он владеет двумя бесценными жемчужинами, имея ввиду «Перегрину» и княгиню Ирину. Не исключено, что когда потребовалось заманить «старца» во дворец Юсупова, князь пообещал подарить жемчужину Распутину. Старец, безумно мечтающий получить морскую драгоценность, поехал в дом князя. А вот то, что случилось далее, известно всем.
В 1917 году семья Юсуповых покинула Россию, поручив наблюдение за сохранностью своей недвижимости, дворецкому Бужинскому. Многим было известно о несметных богатствах клана Юсуповых. Несомненно, покидая страну, Юсуповы не могли вывезти все сокровища, и те были спрятаны в многочисленных хитроумных тайниках. Уезжая, Юсупов был уверен в скором возвращении в Россию.
Большевики подвергли тщательному обыску все дома Юсуповых и допросили прислугу. В итоге нашли только два хранилища со спрятанными произведениями искусства и драгоценностями. Но жемчужины «Перегрины» там не было.
Некоторые, из найденных сокровищ, советское правительство продавало за рубеж или преподносило в подарок представителям иностранных государств. ВЧК имело своих агентов во многих европейских странах. Одной из их обязанностей была слежка за богатыми аристократами, успевшими вовремя покинуть Россию. Агентура так и не смогла найти следы жемчужины «Перегрина».
Да и сама княжна Ирина Юсупова постоянно говорила, отвечая на многочисленные вопросы, что ей не известна судьба уникальной жемчужины. Понятно было, что тайно продать жемчужину невозможно, поскольку все ювелиры знали о ней. Да и кто же из толстосумов будет отдавать миллионы без надлежащей экспертизы драгоценности?
Жемчужину искали не только русские агенты. Ею интересовались американцы и богатые арабы, но следы, казалось бы, были окончательно утеряны. Судьба «Перегрины» считалась самой величайшей тайной 20 века.
Прошли годы… Феликс Юсупов, вместе с супругой и верным слугой Гришкой, доживал свой век в Париже. Не привык богатый аристократ считать деньги, поэтому тратил и раздавал их без счета. Вскоре он оказался совершенно без средств к существованию. Тогда князь, достав из тайника жемчужину «Перегрин», отправился к известному парижскому ювелиру.
Увидев легендарное сокровище, ювелир потерял дар речи. Шустрый ювелир сразу же выкупил жемчужину. А через небольшой срок она была выставлена на продажу на аукционе Кристи. Приобретатель заплатил за нее около 3 млн. франков.
Юсупов, конечно, за жемчужину получил намного меньше, но и эти деньги быстро были аристократом растрачены. До конца своих дней он жил на средства своего единственного слуги Гриши.
Эта история стала известна благодаря рассказу внучки Феликса Юсупова — Ксении Николаевны Шереметьевой-Юсуповой. Носительница самых знаменитых русских фамилий живет скромно в Греции и радуется общению со своей дочерью и внуком.
В 20 веке жемчужину «Перегрину» увидели на аукционе Сотбис. В результате торгов, она стала собственностью мужа знаменитой актрисы Элизабет Тейлор. Так она оказалась в руках американки. По заказу Тейлор ювелиры из французской фирмы «Картье» изготовили удивительной красоты ожерелье, в которое вставили жемчужину «Перегрин». Украшение стало самым любимым для актрисы.
Существует много снимков Тейлор, где на ней надето это ожерелье.
В 2011 году, после смерти актрисы, ожерелье выставили на аукционе Кристи, где оно и ушло за 12 млн. долларов. И хотя после этого, жемчужина стала считаться самой дорогой в мире, нужно отдать должное, что и сама ее «оправа» — ожерелье, оказалось поистине величайшим произведением ювелирного искусства.
Можно с уверенностью сказать, что еще одна тайна 20 века разгадана!
Источник: mislitel.info