Жемчуг умирает если его не носить

История украшений
07:46 am November 26th, 2007

Траурные украшения

«Нет необходимости говорить, что изобилие украшений — особенно плохой вкус во время траура. Тем не менее, несколько недорогих украшений должно быть использовано, дабы только подчеркнуть общую мрачность деяния.»
QUEEN MAGAZINE, 23 Janyary 1892

Траур — чаще всего индивидуальное и сугубо личное состояние, тем не менее, как и торжество — одна из сторон общественной жизни. И как всякое общественное проявление, траур тоже в прошлом подвергался регламентации. Со второй половины XIX века стали публиковаться руководства о «Жизни в свете, дома и при дворе». В разделе «Траур и похороны» давались рекомендации, какие должны быть сроки траура, какого цвета и из каких тканей нужно при этом носить одежду, а также приличествующие случаю украшения.

Женщины, как следовало из записок придворного бриллиантщика Позье, «даже в частной жизни никогда не выезжающие, не увешанные драгоценными уборами», в трауре должны были отказаться от праздничного блеска бриллиантов и неуместной в этом случае жизнерадостной палитры самоцветов. Первые полгода траура женщина вообще не должна была носить украшений, за исключением, вещей из. угля. По окончании глубокого траура, в торжественных случаях, уже можно было надевать серебряную (но не золотую) сетку на платье — эйпрон (от англ. «apron» — передник — украшение для платья в форме V-образной сетки из золота, серебра, жемчуга, крепившейся на корсаж платья). Разрешалось носить и так называемые повседневные украшения, выполненные из поделочного камня темного или почти черного цвета: гагата, раухтопаза — дымчатого кварца, агата и, конечно, с использованием черной и темно-синей эмали. Исключением из темной траурной гаммы были жемчуг (символизировавший слезы) и перламутр с его спокойным, ровным мерцанием, которые можно было уже носить в период полутраура, когда к черному и коричневому в одежде добавляли серый и белый цвета.

На портрете Е.Г.Чертковой (неизвестный художник, 1840-е гг., ГИМ) дама представлена в траурном уборе. На запястьях обеих рук — парные браслеты — черные с перламутровыми(?) медальонами. Кроме того, на правую руку еще надет золотой с черной эмалью браслет с надписью, а на безымянном пальце — четыре золотых кольца, два из которых, опять же, с черной эмалью, словно траурной рамкой обрамляют обручальное кольцо. Из этого можно сделать вывод, что траур эта дама носила по супругу. Рука с траурными украшениями, две петли жемчужного ожерелья, перехваченного фермуаром у горловины, словно капли слез, скатившиеся с лица, — все это говорит о скорби, которую попытался отобразить художник.

Об ассортименте траурных украшений можно говорить, рассматривая портреты того времени. Очень характерен в этом отношении портрет немецкой герцогини Елизаветы Августы (Г.К.Брандт. Конец 1780-х. Художественный музей, Хайдельберг).

Убор этой светской дамы составили: черные бархотка, серьги и кольцо на мизинце правой руки, а также парные бархатные браслеты (в соответствии с модой конца XVIII века), один из них — с портретом ее супруга, по которому, собственно, герцогиня и носила траур. Если учесть, что портретов женщин в трауре не так много, и большинство из них демонстрирует портретируемую вообще без каких-либо украшений (П.А.Федотов. «Вдовушка». 1851; И.Н.Крамской «Неутешное горе». 1884), то можно считать, что портрет Елизаветы Августы отобразил самый полный комплекс траурных украшений.

ПОЧЕМУ ТУСКНЕЕТ ЖЕМЧУГ

Прически тоже убирали соответственно случаю. Как правило, головные уборы, ленты и даже гребни, шпильки и булавки старались подобрать черные. Это нашло отражение даже в литературе: «Элина дрожащей рукой втыкала в прическу длинную гагатовую булавку» (А.Доде «Евангелистка»).

Молодая девушка, по сюжету романа, носила траур по умершей бабушке, поэтому закономерно, что булавка у нее — из черного камня. Гагат — как и каменный уголь, представляет собой форму ископаемой древесины. Северо-восток Англии с IV века был известен своими месторождениями гагата, а с VII века аббатство Уитби стало центром производства распятий и четок из этого камня.

Читайте также:
Эмаль в золоте ювелирные изделия что это

Траурные украшения из гагата вошли в моду после того, как в 1861 году английская королева Виктория стала носить траур по принцу Альберту. Вскоре во многих семьях появились украшения из гагата. В Уитби искусные мастера вырезали бусы, четки, браслеты и серьги, украшения для волос и кольца-камеи. Этот камень, очень популярный (если не сказать — традиционный) в качестве материала для траурных украшений, сегодня потерял былое значение.

Эпоха сентиментализма привнесла новые сюжеты и новые для ювелирного искусства нетрадиционные материалы. В украшениях стали использовать портреты, локоны волос — в качестве овеществленного напоминания о любимом существе. Сюжетами траурных украшений были плакучие ивы, урны, наполовину разрушенные колонны, скорбные женские фигуры и т. д. В ГИМе хранится квадратный медальон первой четверти XIX века. С лицевой стороны — изображение из волос на слоновой кости урны под склоненной ивой. На оборотной стороне под стекло вложены два локона — светлый и темный; что позволяет интерпретировать сюжет как скорбь живого (склоненная ива) по ушедшему (урна с прахом), и в то же время — как неразлучность (два локона вместе).

Любопытно и трогательно золотое кольцо конца XVIII века из собрания «Московского Кремля» с овальным щитком, в котором содержится карандашный рисунок двух деревьев в коричневых тонах — большого и маленького, разделенных изгородью. Маленькое дерево тянет ветви, словно руки, из-за изгороди к большому растению на переднем плане, трагически изогнутому.

Цветы — с поникшими головками — склонены, будто плачут. На гранёной шинке, на черном эмалевом фоне, — краткая надпись: 1764 ОВ: 1766. Сюжет рисунка и даты указывают на причину создания кольца — смерть ребенка, прожившего всего два года. А драгоценная рамка щитка из мелких рубинов еще больше усиливает эффект трагизма, ассоциируясь с незаживающей раной, оставшейся в сердце родителя.

Кольцо из частного собрания по набору декоративных элементов может быть отнесено к траурным украшениям 30-40-х годов XIX века. Щиток с белым эмалевым крестом стилизован под крышку гроба, с обратной стороны щитка — маленькая, едва заметная пластинка, скрывающая ячейку, вероятнее всего, содержавшая раньше прядь волос. Можно сказать, кольцо представляет собой символический мощевичок, «живую» памятку об ушедшем. И сделано это уже не так иносказательно, как в двух предыдущих примерах. Такая прямая отсылка к символам смерти связана со стилистикой периода эклектики, когда модными становились средневековые сюжеты — черепа, скелеты.

Помимо личного, существовал также и государственный траур — в связи со смертью императора. В этом случае изготавливали траурные кольца. Так, у золотого кольца на смерть императрицы Анны Иоанновны шинка — в виде S-образных завитков, небольшой гладкий щиток в форме императорской короны и надпись: ANNA IMP RUS OB: OC: 28 1740, что означает: «Анна — императрица российская, скончалась октября 28, 1740 года».

Еще два кольца из собрания ГИКМЗ «Московский Кремль» — на смерть императора Александра I. Первое, с шинкой в виде змеи, содержит в щитке штампованный портрет царя в профиль и надпись вокруг по краю: ALEXANDER PRIMIER, а на обороте щитка — 19 nov: 1825 et 4 mai 1826. Второе (из собрания ГИМ) — с широкой гладкой шинкой, на которой по черному эмалевому фону идет надпись: НОЯБРЯ 19 1825 ГОДА.

Читайте также:
Как сделать янтарь из травы

На круглом, немного выступающем над шинкой, щитке — золотой штампованный портрет Александра I в профиль, вокруг — рамка черной эмали с надписью: НЕЗАБВЕННЫЙ, по внутренней стороне ободка выгравировано: Notre ange est au ciel — наш ангел в небе. Уже в 1806 году императора Александра Павловича называли «ангелом во плоти». А после победы над Наполеоном он приобрел огромную популярность в обществе. «Освободитель народов», «Бог, творящий чудеса», «Победитель» и т.д. — вот лишь немногие эпитеты из числа, адресованных императору, фигурировавшихся на украшениях — кольцах, медальонах. Более понятным и ясным становится размещение надписи на траурном кольце: был «во плоти», то есть живым, настоящим, теперь — «ангел в небе».

Общее в этих двух кольцах — небольшие золотые медальоны со штампованным изображением профиля царя. Но детали декора — у каждого индивидуальны, из чего можно сделать вывод, что изготовляли подобного рода кольца не централизованно, а по заказам организаций либо патриотически настроенных граждан.

Итак, в период всеобщего или личного траура уборы выглядят более строгими и сдержанными, чем обычно, наглядно демонстрируя скорбь. А украшения не только цветом, но и символизированной тематикой передают душевное состояние человека.

Татьяна КАРСАКОВА
Фото Игоря НАРИЖНОГО

оригинальную версию данной публикации со всеми иллюстрациями
вы найдете в журнале
«Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования»
№ 4 (16), 2004 г.
Источник

Ladies Mourning Jewelry Set, ca. Early 19th Century

Victorian Mourning Jewelry Hair Comb

Here is a charming expression of Victorian sentimentality. Hairwork jewelry was made for mourning and was often fashioned from the loved one’s tresses as a love token. This quote from an 1855 edition of Godey’s Lady’s Book sums up the sentimental Victorian regard for hair used in jewelry.

Brooch, 1868
Tiffany Overall Diam. 1 9/16 in. (4 cm)
Purchase, Susan and Jon Rotenstreich Gift, 2000 (2000.556)

Источник: jewellery-hist.livejournal.com

Натуральный жемчуг

Природный натуральный жемчуг – самый совершенный и таинственный дар моря. Жемчужины, рожденные в глубине океана, в раковинах моллюсков прекрасны в своей абсолютной красоте. Натуральная жемчужина – это живая плоть, способная тускнеть, умирать и возрождаться. Женский журнал JustLady предлагает своим читательницам увлекательное путешествие в жемчужный мир, в перламутровые грезы.

В рубрике Модные тенденции: История бриллиантов

Натуральный жемчуг, как и человек, стареет и умирает. И средство, способное продлить жизнь этого минерала, пока еще не придумали. Конечно, существуют «бабушкины» рецепты сохранения жемчуга и в каждой стране они свои. Например, во Франции потускневший жемчуг кладут между двумя кровавыми бифштексами.

А в Лондоне и в Нью-Йорке, в крупных ювелирных домах, нанимают специальных женщин, работа которых заключается в том, чтобы носить ценные жемчужины на шее, питая их собственным потом. Кстати, этот драгоценный камень органического происхождения больше всего боится уксуса, лимонного сока и шампанского.

Умирает жемчуг медленно – сначала тускнеет, теряет блеск, постепенно темнеет, после съеживаясь, будто высыхает. Больше всего он любит тепло человеческой кожи, но не любой. К примеру, последняя российская императрица, Александра Федоровна, обожала натуральный жемчуг и умела его носить. Но ее кожа обладала редким свойством убивать жемчуг.

Для омоложения жемчужин она возила повсюду за собой молодую крестьянку, которая спала в царских жемчугах. Очевидно, кожа девушки обладала живительной для жемчужин влагой. В истории жемчуга особое место занимает дом Романовых. Он славился своими исключительной красоты жемчужными украшениями.

бусы из натурального жемчуга

Началось увлечение перламутровыми камушками со времен египетской царицы Клеопатры. Но особенно любили отборный крупный натуральный жемчуг в Византии. И разбирались византийцы не только в морском жемчуге, но и в речном – он более мелкий. На Руси речной жемчуг был величиною с бисер. В допетровское время им вышивали церковные облачения и отделку окладов Евангелий.

Читайте также:
Что такое алмазная крошка в ювелирных изделиях

жемчуг

На протяжении всей истории этого камня, многие испытывали к нему любовь, порой граничащую с безумием. И все же по количеству жемчуга никто не смог сравниться с Елизаветой I. Главный предмет гордости этой королевы была огромная жемчужина «Пелегрина», выловленная у берегов Панамы в конце XVI века. О дальнейшей истории этой редчайшей жемчужины известно немного.

После Второй мировой войны ею владела Элизабет Тейлор — роскошный подарок преподнес ей тогдашний муж, Ричард Бартон. Жемчужину постигла нелепая участь – ее съела собака Элизабет. Забавный случай оказался роковым.

украшения из натурального жемчуга

В начале XX века в жемчужном бизнесе произошла сенсация — изобретение совершенно искусственного жемчуга. В 20-е годы Знаменитая Коко Шанель смешала настоящие перламутровые камушки с искусственными и сделала жемчужную нить обязательным дополнением к любому туалету. В современной Франции до сих пор существует перламутровая традиция. Каждой благовоспитанной девушке к шестнадцатилетию дарят жемчужное ожерелье.

 жемчуг шанель

Кроме круглых, баснословно дорогих жемчужин, современные ювелиры ценят неправильные, «барочные» жемчужины. Парижский дом Высокой моды «My Torrente» включает в свои коллекции редкие черные и серые таитянские жемчужины. Натуральный жемчуг ценится весьма высоко, особенно если он правильной формы. Встретить такой – большая удача и редкость.

Чаще такие можно встретить среди винтажного жемчуга. К примеру, серьги из натурального жемчуга могут стоить целое состояние. Купить такие жемчужные драгоценности чаще всего можно на аукционах дорогих модных домов.

И все же в моде чаще используют имитацию жемчуга. Британский дизайнер John Galliano, француз Christian Lacroix и Alexandеr MacQueen включают в свои коллекции вышивки искусственным жемчугом. Особенно часто они встречаются в свадебных нарядах.

 морской жемчуг

Можно бесконечно любоваться переливами на поверхности жемчуга, будто идущими изнутри. Натуральные камни светятся глубоким и интенсивным блеском. Носить натуральный жемчуг всегда престижно. Стильный и элегантный, он никогда не выходит из моды. Но не забывайте при этом за ним ухаживать — и он обязательно ответит вам взаимностью.

Шувалова Евгения
Женский журнал JustLady

Источник: www.justlady.ru

Цитаты на тему «Жемчуг»

Вам что жемчуг, что помет—всё одно и то же.
Многим «жемчуг» ж?? у рвет—выкладут, не сложно;
Их поток давно увлёк, не имевших силы,
Жаль, что свиньям невдомёк—мечут то же свиньи.

Устрица Pinctada margaritifera на Таити даёт жемчуг разных оттенков — синего (павлиньевого), баклажанового, цвета зеленых оливок, голубого и пурпурного. Даже вишнёвый цвет попадается.

Женщины АМА в Японии с острова Хекура погружались в море без специального оборудования только с ножом н, а поясе до 20 века. Они зарабатывали много больше мужчин и имели статус особый — каждая могла выбрать себе мужа по своему желанию.

Жемчуг считается самым загадочным камнем во всем мире. Он обладает невероятно завораживающими и романтическими качествами. В мире существует большое количество легенд и мифов, подтверждающих его божественное происхождение.

Одна из легенд гласит, что однажды люди увидели жестокую битву в небесах между драконами. Яркие молнии освещали небо, громкие раскаты грома просто оглушали, небо покрылось темными тучами. И вдруг, при всей этой невероятной ситуации, на людей полился удивительный дождь — каждая капля оказалась прекрасной жемчужиной.

Лунная легенда происхождения жемчуга также довольно занимательная. В ней утверждается, что жемчужина возникла благодаря Луне. Свет ночного светила неким мистическим образом попадал в раковину моллюска. В то время, как Луна освещает ночью Землю, ее свет, опускаясь на дно земных водоемов, проникает в раковины, и превращается в жемчужины.

Читайте также:
Как расписать камни

Индийцы также с божественным трепетом относились к жемчугу. Ценили его больше, чем изумруды, бриллианты и рубины. В сокровищницах властителей Индии хранились огромные россыпи жемчужин. Некоторые индийцы считают, что жемчуг им дал сам бог Кришну, когда преподнес жемчужное ожерелье своей дочери, в качестве подарка к свадьбе. С тех пор в любой брачной церемонии присутствует украшение из жемчуга.

Старики в Индии могут рассказать и другую историю. В ней утверждается, что жемчуг — это застывшие дождевые капли, которые каким-то образом попали в раковину. Представьте себе дождь над морем, капли шумно ударяются о водную поверхность. Разбуженные этим шумом, устрицы поднимаются на поверхность, открывая свои створки.

В каждую раковину попадает лишь одна дождевая капля, раковина сразу опускается на морское дно. Именно там, в глубинах происходит волшебство превращения капли в жемчужину.

Несмотря на морское происхождение жемчуга, в котором уверены индийцы, в их эпосе существует еще одна версия: жемчуг произошел благодаря особой породе слонов, которые прятали перламутровые жемчужины в лобовых складках.

Индийцы верят своим легендам о происхождении камней. Одна, например, такая — миф о битве царя змей Асура с огромным чудовищем. В результате этого жуткого побоища царь погиб. Та, его божественная кровь, что пролилась на землю, превратилась в драгоценные камни, а та, что попала в реку, обернулась рубинами, та, что пролилась в море — стала изумрудами. Море горько оплакивало судьбу божества и его слезы превратились в изумительные жемчужины.

Славяне также сохранили мифы о происхождении жемчуга. В них говориться, что в жемчуг превращаются капли воды, стекающие из прекрасных водных цветов. Если капли упали в воду на закате — получается золотистая жемчужина, если в полдень, то серебристая, а те, кто происходили из утренней капли, приобретали нежно-розовый оттенок.

Не удивительно, что среди филиппинских ловцов жемчуга была своя версия о его рождении. По ней жемчужины в раковинах возникают после прикосновения утреннего луча восходящего солнца к раскрытой раковине. В легенде повествуется, что раньше раковины с жемчугом собирали рядом с берегом. Но когда жадность людей привела к жестоким столкновениям за право обладать этим морским сокровищем, жемчужины спрятались в самых глубоких впадинах моря. И теперь их добыча требует больших усилий.

Несмотря на большое количество прекрасных жемчужин, известных человечеству, существует несколько уникальных экземпляров. К ним относится знаменитая жемчужина «Пелегрина», получившая прозвище «странница». История у нее очень интересная и началась она в 16 веке. Темнокожий раб выловил ее возле Жемчужных островов в Панамском заливе. Хозяева раба были настолько потрясены видом жемчужины, имеющей уникальную грушевидную форму и обладающей чистым молочно-белым цветом, что сразу дали свободу рабу, тем отплатив ему за находку.

Жемчужина побывала в руках многих монархов Европы. Включая французского короля Филиппа IV, который преподнес жемчужину, в качестве подарка на свадьбу, своей дочери Марии-Терезе. Шло время, менялись хозяева жемчужины.

В России она появилась на рубеже 19−20 веков. «Перегрина» оказалась в руках племянницы российского императора Николая II — Ирины Александровны Романовой. В то время ее цена составляла не менее одного миллиона рублей. С тех пор стоимость этой жемчужины увеличилась в несколько раз. Сегодня даже самый опытный эксперт не возьмет на себя ответственность назвать истинную стоимость этого уникального сокровища. «Перегрина» ценна тем, что форма ее считается образцово правильной, а чистота превосходной.

Княгиня Ирина Романова вышла замуж за самого родовитого российского аристократа и красавца — Феликса Юсупова. Жемчужина стала самой ценной вещью в сокровищнице Юсуповых. Ею очень интересовался «старец» и любимец государевой семьи — Григорий Распутин. Он неоднократно «напоминал» аристократу о желании увидеть «Перегрину», но Юсупов не спешил это делать.

Читайте также:
Танцующий бриллиант отзывы кто уже купил

Распутин часто говорил князю, что он владеет двумя бесценными жемчужинами, имея ввиду «Перегрину» и княгиню Ирину. Не исключено, что когда потребовалось заманить «старца» во дворец Юсупова, князь пообещал подарить жемчужину Распутину. Старец, безумно мечтающий получить морскую драгоценность, поехал в дом князя. А вот то, что случилось далее, известно всем.

В 1917 году семья Юсуповых покинула Россию, поручив наблюдение за сохранностью своей недвижимости, дворецкому Бужинскому. Многим было известно о несметных богатствах клана Юсуповых. Несомненно, покидая страну, Юсуповы не могли вывезти все сокровища, и те были спрятаны в многочисленных хитроумных тайниках. Уезжая, Юсупов был уверен в скором возвращении в Россию.

Большевики подвергли тщательному обыску все дома Юсуповых и допросили прислугу. В итоге нашли только два хранилища со спрятанными произведениями искусства и драгоценностями. Но жемчужины «Перегрины» там не было.

Некоторые, из найденных сокровищ, советское правительство продавало за рубеж или преподносило в подарок представителям иностранных государств. ВЧК имело своих агентов во многих европейских странах. Одной из их обязанностей была слежка за богатыми аристократами, успевшими вовремя покинуть Россию. Агентура так и не смогла найти следы жемчужины «Перегрина».

Да и сама княжна Ирина Юсупова постоянно говорила, отвечая на многочисленные вопросы, что ей не известна судьба уникальной жемчужины. Понятно было, что тайно продать жемчужину невозможно, поскольку все ювелиры знали о ней. Да и кто же из толстосумов будет отдавать миллионы без надлежащей экспертизы драгоценности?

Жемчужину искали не только русские агенты. Ею интересовались американцы и богатые арабы, но следы, казалось бы, были окончательно утеряны. Судьба «Перегрины» считалась самой величайшей тайной 20 века.

Прошли годы… Феликс Юсупов, вместе с супругой и верным слугой Гришкой, доживал свой век в Париже. Не привык богатый аристократ считать деньги, поэтому тратил и раздавал их без счета. Вскоре он оказался совершенно без средств к существованию. Тогда князь, достав из тайника жемчужину «Перегрин», отправился к известному парижскому ювелиру.

Увидев легендарное сокровище, ювелир потерял дар речи. Шустрый ювелир сразу же выкупил жемчужину. А через небольшой срок она была выставлена на продажу на аукционе Кристи. Приобретатель заплатил за нее около 3 млн. франков.

Юсупов, конечно, за жемчужину получил намного меньше, но и эти деньги быстро были аристократом растрачены. До конца своих дней он жил на средства своего единственного слуги Гриши.

Эта история стала известна благодаря рассказу внучки Феликса Юсупова — Ксении Николаевны Шереметьевой-Юсуповой. Носительница самых знаменитых русских фамилий живет скромно в Греции и радуется общению со своей дочерью и внуком.

В 20 веке жемчужину «Перегрину» увидели на аукционе Сотбис. В результате торгов, она стала собственностью мужа знаменитой актрисы Элизабет Тейлор. Так она оказалась в руках американки. По заказу Тейлор ювелиры из французской фирмы «Картье» изготовили удивительной красоты ожерелье, в которое вставили жемчужину «Перегрин». Украшение стало самым любимым для актрисы.

Существует много снимков Тейлор, где на ней надето это ожерелье.

В 2011 году, после смерти актрисы, ожерелье выставили на аукционе Кристи, где оно и ушло за 12 млн. долларов. И хотя после этого, жемчужина стала считаться самой дорогой в мире, нужно отдать должное, что и сама ее «оправа» — ожерелье, оказалось поистине величайшим произведением ювелирного искусства.

Можно с уверенностью сказать, что еще одна тайна 20 века разгадана!

Источник: mislitel.info

Рейтинг
Загрузка ...