Шесть лет назад голландский астрофизик и художник-любитель Винсент Ике (Vincent Icke) из Лейдена опубликовал в журнале New Scientist статью, в которой доказывает, что «Девушка с жемчужной серёжкой» не носит жемчуга. Вот отрывок из публикации в ноябре 2014 года:«…Главные сомнения вызывает отражение белого воротника в нижней части бусины. Если это жемчужина, то она состоит из тонких слоёв кальцита, которые рассеивают и преломляют свет разной длины, — пишет Ике. — Это создаёт знаменитый мягкий белый — жемчужный — блеск. Вместо этого мы видим яркий блик в левой верхней части украшения и отражение фрагмента одежды внизу…». Профессор Ике полагает, что серьга изготовлена из «серебра или, возможно, полированного олова».
Вот, как на статью астрофизика отозвалась галерея Маурицхёйс на своём официальном сайте: «Статья Винсента Ике подтверждает то, что мы писали о „Девушке с жемчужной серёжкой“ Вермеера некоторое время назад… В музейном описании картины также упоминаются нереальные размеры жемчуга. Винсент Ике приходит к тому же выводу, но через иное понимание и изучение. Маурицхёйс с большим интересом воспринял его результаты. Это иллюстрирует то, почему голландские картины XVII века так интересны: на них всё не то, чем кажется.
Рисую Девушку с жемчужной серёжкой #shorts
Маурицхёйс ранее писал, что украшение в ухе девушки Вермеера — это не настоящая жемчужина. На самом деле, как и тюрбаны, „жемчужины“ не входили в повседневный наряд голландок в XVII веке. Квентин Бувело (Quentin Buvelot, главный куратор Маурицхёйс) и куратор Ариана ван Шухтелен (Ariane van Suchtelen) отмечали: „Жемчужина в ухе девушки удивительно велика.
В наше время большинство драгоценностей выращиваются искусственно, но в XVII веке они естественным образом формировались в раковинах моллюсков. Крупные жемчужины были редкостью и оказывались у самых богатых людей планеты. В XVII веке были довольно широко распространены более дешёвые стеклянные перлы, обычно из Венеции. Их делали из стекла, которому придавали матовость. Вполне возможно, что у девушки такая жемчужина ручной работы“».
Отвечая на аргументы Винсента Ике о размере серьги, Ариана ван Шухтелен указывает: картина — скорее, игра воображения, нежели портрет. Крупное украшение могло быть просто художественным преувеличением. «Ике определённо прав, если считать, что здесь один в один изображена реальность», — говорит куратор. Но эта работа, по её словам, отчасти выдумка: «Я уверена, что Вермеер намеревался передать в красках иллюзию жемчужины».
Ариане ван Шухтелен вторит другой крупный специалист по Вермееру — куратор Национальной галереи искусств в Вашингтоне Артур Уилок (Arthur K. Wheelock Jr.). Он считает, что Вермеер больше интересовался впечатлением от работы, чем «точностью передачи», а потому жемчужина такая крупная и блестящая. В конце концов, это главный элемент картины, и если бы художник дотошно изобразил перламутровую поверхность, это выглядело бы «немного скучно». «Я не уверен, что вы захотели бы получить крупный нечёткий объект прямо в центре, — говорит Уилок. — Мы должны помнить, что он художник, а не фотограф или эксперт по жемчугу. Это не его занятие».
Обзорное видео портрета маслом «Девушка с жемчужной сережкой»
В свою очередь Винсент Ике не сдаётся: «Если человек заявляет, что это — жемчужина, но Вермеер написал её как серебро, я бы нашёл это весьма спорным». Тем не менее, астрофизик признаёт, что в этом вопросе никогда не будет поставлена точка. «Этот человек мёртв уже четыре столетия. Я полностью согласен признать, что эксперимент в этом случае ничего не доказывает», — заключает учёный.
Но из какого бы материала ни было изготовлено украшение нашей героини, в массовом сознании она останется «Девушкой с жемчужной серёжкой».
Источник: www.livemaster.ru
Роскошный драгоценный камень девушки с жемчужной сережкой может быть подделкой и еще 4 секрета, которые ученые раскрыли в работе Вермеера
То, что происходит под поверхностью полотен голландского художника, дает представление о его загадочном творчестве.
Делфтский сфинкс — подходящее прозвище для Йоханнеса Вермеера, голландского художника 17-го века, о котором, несмотря на его бешеную известность, на самом деле так мало известно. Его творчество было небольшим — известно или согласовано всего 35 или 36 сохранившихся работ, но на протяжении веков, прошедших с момента его смерти в 1675 году, оно вызвало, казалось бы, безграничное восхищение, размышления и анализ.
Французский историк искусства Теофиль Торе-Бюргер в 19 веке дал Вермееру прозвище «Сфинкс». Торе-Бюргер вытащил Вермеера из полумрака — хотя при жизни он был умеренно успешным, вскоре после смерти художник вышел из моды — и использовал это прозвище, чтобы описать загадочное, до странности современное и даже литературное ощущение работы.
Картины Вермеера изображают обманчиво простые сцены — женщина, читающая письмо у окна, горничная, разливающая молоко, урок музыки, — но интуиция Торе-Бюргера, что они скрывают невыразимые секреты, была абсолютно верной. На протяжении веков реставраторы, ученые, кураторы и историки искусства открыли ряд удивительных загадок, уловок и изменений в картинах Вермеера.
Ниже я указал несколько картин, которые позволили взглянуть на работу Вермеера совершенно по-новому.
Скрытый Купидон намекает на желание
Центральным элементом выставки Вермеера, которая сейчас находится в Дрезденской Gemäldegalerie, является недавно отреставрированная «Девушка, читающая письмо у открытого окна» (1657–1659 гг.) — картина, которая веками хранила свой кокетливый секрет.
Работа, на которой изображена молодая женщина, читающая письмо при свете окна, — одна из нескольких, созданных художником на эту тему. В ходе недавней реставрации была обнаружена картина с изображением бога желаний Купидона, висящая на стене позади нее.
Хотя ученые знали о существовании закрашенного бога около 40 лет, до недавнего времени они полагали, что Вермеер сам заслонил изображение. Но исследования теперь показали, что краска была добавлена после смерти Вермеера, возможно, даже спустя несколько десятилетий.
Изображение Купидона, топчущего маску (символ обмана), вероятно, принадлежит Вермееру — он появляется на трех других полотнах художника. Более того, это может намекать на романтическую, даже незаконную природу письма: отправка и получение писем считались довольно рискованными во времена и в возрасте Вермеера.
Камера-обскура может предложить подсказки
Когда дело доходит до Вермеера, то, чего не хватает, может быть столь же очевидным, как и то, что находится на самом полотне. В то время как рентгеновские лучи осветили множество контекстуальных изменений в композициях Вермеера, отсутствие рисунков или эскизов, очерчивающих самые истоки его работ, заставило многих задуматься, работал ли художник с помощью камеры-обскуры — устройства или комнаты с точечным отверстием, используемым для проецирования перевернутых изображений объекта на затемненную поверхность. Вместо того, чтобы раскрывать эскизы или контуры, рентгеновские снимки полотен Вермеера показывают, что художник перескочил к процессу подмалевка, непосредственно нанося краску с убедительностью, которая может означать, что он обводит изображения
Американский художник Джозеф Пеннелл впервые предположил такую возможность в 1891 году, когда заметил, что мужская фигура в «Офицере» и «Смеющейся девушке» Вермеера была почти вдвое больше девушки напротив него — явно фотографическая пропорция, а не живописная перспектива. Несколько лет назад в своей книге «Следы Вермеера» автор Джейн Джелли проверила эту гипотезу, организовав эксперименты, которые пытались выяснить, как именно Вермеер мог использовать камеру-обскуру. Ее результаты, сделанные из материалов, характерных для той эпохи, были поразительно похожими.
Недавние рентгеновские снимки девушки с жемчужной сережкой, кажется, подтверждают эту теорию. Подмалевок работы, выполненный свинцовой краской, отличной от остальной композиции, показал, что блики как на жемчужине, так и на правом глазу девушки были идеально сферическими — иначе говоря, формой точечного отверстия — в первом проходе Вермеера, детали, которые он изменялся по мере продвижения картины.
Источник: malevich-blog.ru
Жемчужные серьги английской короны
Серьги с жемчужными подвесками герцогини Глостерской. Жемчуг, бриллианты, золото, серебро.
С левой стороны — фрагмент портрета Марии Аделаиды Кембриджской , герцогини Текской, в серьгах герцогини Глостерской. (Художник Герман Шмихен 1882 г.) «Princess Mary Adelaide, Duchess of Teck (1833–97)», Hermann Schmiechen, 1882;
Принцесса Мария Великобританская (1776–1857), дочь Георга III — член британской королевской семьи, в замужестве герцогиня Глостерская и Эдинбургская умирает, бездетной и после её смерти серьги (она была их первой владелицей) переданы Марии Аделаиде Кембриджской, племяннице герцогини, а далее серьги переходят её дочери — Марии Текской, которая впоследствии становится женой короля Великобритании Георга V.
Мария Текская окончательно переделывает серьги. Теперь верхняя часть серёг существует самостоятельно — это жемчужина в обрамлении восьми бриллиантов и они напоминают серьги-гвоздики. Нижнюю часть серёг (грушевидный жемчуг) также обрамляют бриллиантами. Из одной пары получились две великолепных пары жемчужных серёг и обе в обрамлении бриллиантов. До этого можно было носит отдельно только верхнюю часть (она была съемной) или серьги в целом, как на портрете Марии Аделаиды Кембриджской.
Жемчужные серьги королевы Виктории.
Серьги подарены королеве Виктории принцем Альбертом в 1847 году. Идеальный грушевидной формы жемчуг под двумя круглыми бриллиантами. Одно из самых известных и любимых королевских украшений.
Жемчужные серьги из свадебной парюры королевы Александры, прабабушки Елизаветы II.
Александра Датская, жена короля Эдуарда VII и Елизавета Боул-Лайон, жена короля Георга VI в жемчужных серьгах из свадебной парюры.
Королева Елизавета II в серьгах из свадебной парюры Александры Датской
Это жемчужное колье с бриллиантовой застёжкой было заказано для королевы японским правительством в начале 1980-х. Ожерелье надевали также Принцесса Диана и герцогиня Кембриджская.
Жемчужные серьги с бриллиантами. Свадебный подарок Елизавете II от шейха Бахрейна 1947 г.
Комплект: серьги и ожерелье из шести нитей. Жемчуг и бриллианты.
Подарок королеве Елизавете II от эмира Катара шейха Халифа бен Хамада Аль Тани. Очень много жемчуга и очень много бриллиантов — восточная роскошь.
Жемчужные серьги-гвоздики от дам Девоншира.
Подарок Марии Текской к её бракосочетанию в 1893 г. от дам Девоншира. Круглые бриллианты, жемчуг. Елизавета II унаследует их только после смерти бабушки. Если приглядеться к фотографиям Елизаветы II, то они носятся королевой практически постоянно, но на одних фото круглые бриллианты больше, а на других меньше, по-видимому существует две пары серег. Серьги с «малыми» бриллиантами также принадлежали Марии Текской.
Если вам интересна история драгоценностей английской короны — загляните на сайт queensjewelvault.blogspot.com
Источник: pearl-story.ru