Говоря о фильме Питера Веббера, нужно уточнить, что реальная история создания этой картины все же отличается от сценария, в основу которого положен роман Трэйси Шевалье .
Известный факт: личность модели для работы «Девушка с сережкой» не установлена. По одной из версий – это дочь художника /хотя его старшей дочери Марии на момент написания картины было всего 12 лет/.
Но история, рассказанная в фильме, — тот самый высокий вымысел, над которым не жаль облиться слезами. Это история о любви, отразившейся в вечности.
1665 год, голландский город Дельфт. В дом художника Йоханнеса Вермеера /Колин Ферт/ приходит новая служанка — 16-летняя девушка Гриет/ Скарлетт Йохансон/. Вскоре она обращает на себя внимание живописца, потому что, несмотря на свой юный возраст, Гриет тонко чувствует не только результат творчества, но и сам процесс, механизм создания полотен, которым суждено будет жить в веках. Однажды Вермеер обращается с просьбой к Гриет — позировать ему для новой картины…
Девушка с жемчужной сережкой
Художник и модель. Опытный мужчина и юная девушка. Хозяин и служанка. Камера обскура для неопытных девиц. Врочем, и для высокоморальных отцов семейств, каким был Вермеер.
Нарастание страсти, томление, взгляды, касания рук. Фоном бытовая жизнь Нидерландов 17 века. Кадры из фильма – настоящие натюрморты или портреты той поры. Основательная кухонная утварь, мутные городские каналы, рынок, мясные ряды со свиными головами, скромные чепцы служанок, драгоценности госпожи.
И музыка, как биение сердец, растревоженных ожиданием.
Сюжет внутренне слишком эротичен, чтобы обойтись невидимым зрителю сублимированием в шедевр. И внешнее проявление – кульминация эроса, нарастающей, как снежный ком, страсти – сцена с прокалыванием мочки уха. Симоличное лишение девственности – игла — копье, раскалившееся на медленном огне, капля крови, стон и слеза.
Художник сух и безжалостен при этом – ему нужна девушка с сережкой. А у Гриет не проколоты уши. А он должен ее писать в жемчужиной сережке. Ибо он так видит ее — свою музу.
Всю свою мучительную страсть к маленькой служанке Вермеер вложил в ее портрет, ставший бессмертным шедевром.
И поэтому этот взгляд особой близости и открытости его «Девушки с сережкой». Увидев работу, жена художника в слезах ревности восклицает: «Но это же неприлично!» — этот приоткрытый рот, нечто такое в глазах девушки. Этот портрет стал вершиной страсти, любви людей, которым не суждено быть вместе.
Читала, что художник до смерти не забыл Гриет, изгнанную из его дома женой. Перед смертью он завещал ей те самые сережки из жемчуга.
Источник: drugoe-kino.livejournal.com
Иоганн Вермеер. Девушка с жемчужной сережкой.
Джон Майатт жил в Англии и был простым учителем рисования. Вполне возможно, что он спокойно дожил бы до глубокой старости, но тут вмешался его величество Случай: он овдовел. И Джон Майатт остался один с двумя ребятишками на руках. Рисование было его профессией, и он решил на этом заработать, но нарушать закон он не собирался, нельзя же было оставлять маленьких сыновей одних.
Девушка с жемчужной сережкой (The Girl with a Pearl Earring)
Майатт рисовал картины известных мастеров и продавал их, не скрывая, что это просто копии. Но однажды к нему обратился некий профессор Дрю и заказал копии полотен Ван Гога, Пикассо и Дали. Вскоре профессор позвонил Майатту и сообщил, что продал картины на аукционе как подлинники и готов отдать половину денег. После этого Джону поступило предложение о сотрудничестве!
Трудно отказаться от больших денег, да когда еще дети на руках, и Майатт сомневался недолго. Он успокаивал себя тем, что он не собирается отбирать последние деньги у нищих. И работа началась! Джон Майатт приходил в галерею, внимательно изучал выбранную картину. Он интересовался биографией художника, особенно в то время, когда создавалось это полотно.
После этого Майатт начинал творить как бы вторую версию произведения, а не просто его копию.
У профессора Дрю была другая задача: он создавал «биографию картины». Для этого он знакомился с родственниками художника, чью картину они собирались выставить на продажу. Он узнавал подробности жизни художника, которые до этого момента не попали ни в какие официальные источники. Дрю пробирался в архивы музеев и «работал» с документами.
Созданные картины успешно продавались на самых известных аукционах, и никто не заподозрил подделки… пока Майатт сам не пошел в полицию! За все время Майатт и Дрю заработали почти 20 миллионов долларов.
Может быть, Майатт сделал это, потому что он пристрастился к бутылке, а может, продумал все до мелочей. За семь лет он написал более двухсот полотен величайших художников: Модильяни, Моне, Матисса, Ван Гога, Шагала, Пикассо. Во время разбирательства дела полиции удалось найти около 60 картин, находящихся в музеях. Никто из владельцев остальных полотен не признался в их покупке. Майатт согласился сотрудничать с полицией, и его осудили всего на 4 месяца.
После выхода из тюрьмы Джон Майатт основал фирму «Подлинные подделки». Написанные им теперь картины хорошо покупаются и за немалые деньги!
Картина написана Джоном Майаттом
Источник: krambambyly.livejournal.com
Женщина с жемчужной сережкой кто написал
Постсоветский психопат
Пещера летучей мыши из ада
- Tags
- киномэния
- киносексуализм
- книга друг меня
- моралфраг
- музыкализмы
- мысля
- неоновое буйство
- пламя афедрона
- разврат и адюльтер
- слава киборгам!
- хвилософия
- хладный сказ
- эстетическое блаженство
Киноквест. Девушка с жемчужной сережкой
Я не большой любитель жизнеописаний художников прошлого. Я вообще человек, безнадежно испорченный пролетарскими вкусами. Однако оценить красоту я таки умею. Работы Яна Вермеера, как выяснилось, были мне знакомы с детства и юности благодаря обломкам советского образования у нас в школе и репродукциям, увиденным раз-другой на страницах учебников.
Стиль Вермеера одноврменно и реалистичен, и стилизован, словно неуловимая дымка авторского видения преображает фотографию, а не написанный с нуля рисунок на холсте. Человеческие лица у Вермеера одновременно отталкивают меня и заставляют всматриваться, разглядывать, находить новые детали. Не всякий художник способен так впечатлить меня.
Однако речь сегодня не о самом вермеере, а о фильме, снятом по книге о его творчестве. Художественная версия создания картины Вермеера «Девушка с жемчужной сережкой» снята в начале двухтысячних, художника там играет Колин Фирт, а вымышленную героиню — юная, едва достигшая совершеннолетия Скарлетт Йоханссон.
Фильм этот попался потому, что свершилось невероятное — Шведонька сама его посмотрела и порекомендовала мне. Как выяснилось, не зря.
Йоханссон играет Грит, девушку из строгой семьи кальвинистов из Нидерландов эпохи Возрождения. Кальвинизм всегда меня пугал и казался самой страшной ветвью христианства, и в этом фильме впечатление только усиливается. Кальвинисты выведены не просто зажатыми аскетами с вечно хмурыми лицами, они практически живое воплощение безысходности.
Тема религии и закрепощения, в котором кальвинисты мастера, одна из главных в фильме. Грит молчалива, зажата и бесцветна. Я не знаю, как они ухитрились сделать спелую молоденькую Йоханссон серой мышкой, но получилось на пять баллов. Это вам не девица в розовых трусиках из «Трудностей перевода» того же года выпуска, это нечто блеклое, мрачное и в чепчике, под которым прячет волосы. Чепчики — зло.
Однако есть у Грит одна особенность — она дочка художника, расписывающего делфтский фарфор, а потому имеет некоторые задатки художественного чутья и эстетического вкуса. Однако отец ее недавно ослеп и работать больше не может, а потому голодающая семья отдает дочку в услужение в дом Вермееров. Отправляют ее чуть ли не как на смерть, ибо Вермееры не только — о ужас! — развратные католики, они еще и художники, к которым ходят голые натурщицы и богатые гедонисты.
В доме Вермееров не все гладко. Семья, обремененная толпой детишек, постоянно балансирует на грани банкротства, и только усилия деловитой тещи помогают находить меценатов, заказывающих картины. Не помогает ситуации и тяжелый характер самого Вермеера, затворника, который все время страдает от попыток нащупать нечто большее в искусстве.
Вокруг каждой картины идет настоящая война, и проигрывает в ней всегда взбалмошная, избалованная и ревнивая супруга, с которой у Вермеера страстные, но шаткие отношения. Они регулярно ругаются, супруга боится заходить в мастерскую, но регулярные примирения заканчиваются страстным сексом и очередной беременностью. Новый голодный рот требует доходов в бюджет, начинай сначала.
Грит трудится в поте лица, несмотря на самодурство хозяйки и откровенную стервозность одной из дочек Вермеера, невзлюбившей новую служанку.
Не последней из причин нелюбви является тот факт, что допущенная убираться в мастерской Грит случайно обнаруживает свое художественное чутье и попадается на глаза Вермееру. Тот сразу же определяет служанку в случайные натурщицы и вообще проникается к ней симпатией.
Слово за слово между интересным интеллигентным мужчиной и неопытной девицей возникает взаимная симпатия, основанная на любви к искусству. Проблема лишь в том, что Вермеера начинают ревновать жена и дочь. Усугубляет все необходимость работать над новой картиной, которую заказал бонвиван и развратник Пьетер Ван Руйвен. Когда-то Ван Руйвен уже совратил и опозорил служанку-натущицу в доме Вермеера, и теперь на Грит смотрят косо не только в доме хозяина, но и в ее собственном кругу.
Тем временем сама Грит принимает ухаживания справного добродушного помощника мясника, однако видно, что особого интереса к нему она не испытывает. Ее роман с этим малчьиком приземлен и лишен возвышенности. Между прочим, вполне реалистично — романтика бытовая и романтика «праздничная». В поп-культуре такой прием называется «Бетти и Вероника» в честь героинь популярного комикса про юношу Арчи, пытающегося выбрать между милой скучной блондинкой Бетти и распутной веселой брюнеткой Вероникой. Мальчик-мясник для Грит — это понятная и близкая Бетти, а Вермеер — далекая недоступная Вероника.
Отношения с Вермеером и в самом деле куда интимнее. тут вступает в игру тема сексуального пробуждения и раскрепощения. Между художником и служанкой возникает своеобразная интимность, аллегоричная и символичная. Он допускает ее в святая святых, учит смешивать краски, показывает камеру обскура — короче, практически играет с девочкой «в доктора».
Но тут начинаются «проблемы второго акта». Ревность и опасности обостряются до предела: похотливый Ван Руйвен заказывает у Вермеера картину с Грит в качестве натурщицы. Если прикипевший душой к девушке художник откажется — вся семья будет объявлена банкротами и окажется в нищете. Если же согласится — репутация, да и сама честь скромной кальвинистки окажется под угрозой.
Вермеер ухитряется договориться с меценатом, однако тот едва не насилует служанку чисто из куражу. Вместе с тем ревность супруги, помноженная на новую беременность, достигает апогея, ибо симпатии супруга к молоденькой служанке слишком уж очевидны. Маленькая стерва-дочь и вовсе пользуется тем, что Грит переселили на чердак с доступом к хозяйским комнатам, и ворует материнские драгоценности. Подозрение едва не губит Грит, но она просит помощи у Вермеера, и тот разобоачает дочь.
После такого доверие между девушкой и мужчиной становится еще крепче, и Грит позирует для картины, которой суждено стать шедевральной «Девушкой с жемчужной сережкой». Для этого ей приходится таки продемонстрировать волосы, до того всегда скрытые под чепчиком, неприлично смотреть, облизывать губы и вообще предаваться дьявольскому католическому разврату. Эти сцены сняты с намеренными долгими тянущимися планами, рассматривающими героиню, словно превращая кино в статичное полотно.
Однако и тут не без проблем: Вермеер и его теща (он ради искусства, она ради денег) тайком от супруги выдают Грит жемчужные серьги, а дальше идет кульминация: Вермеер протыкает Грит ушко в сцене, которая буквально кричит: «ЭТО АЛЛЕГОРИЯ НА ЛИШЕНИЕ ДЕВСТВЕННОСТИ. «.
Тут стоит воздать должное Фирту и Йоханссон: непошлое и ненавязчивое сексуальное, чувственное напряжение между персонажами ощущается несмотря на полное отсутствие откровенности в кадре. Ощущается так сильно, что, закончив позировать, Грит бежит к мальчику-мяснику и отдается на конюшне. Он, как порядочный человек, зовет замуж, но Грит возвращается в дом Вермеера.
А там ждет скандал. жена художника все узнала и устраивает грандиозную истерику. Вот тут полнее всего раскрывается еще одна тема: хуодник и творчество. Вермеер любит жену, но они с ней безнадежно далеки. «Почему ты никогда не пишешь меня?!» — спрашивает она, пытаясь изрезать портрет Грит. «Потому что ты не понимаешь. » — беспомощно отвечает остановивший ее Вермеер. И это правда.
Несмотря на все иносказания и намеки, любовь между ним и Грит была чисто платонической, замешанной не на чувственности плоти, а на возвышенном, прекрасном искусстве. Они вместе одинаково смотрят на небо, они видят красоту в смеси красок и игре света. И эта близость создает между ними такую интимность, которой никогда не понять приземленной матери его детей. Такова уж тяжелая доля художника — всегда быть отчужденным.
В конце все темы смешиваются воедино: секс, социальное неравенство и творчество. Грит осознает, что их духовная связь не пересилит физической близости Вермеера к семье и различий их положения в обществе. Она уходит, оставив изменившие жизннь события позади. И только подарок Вермеера — те самые жемчужные серьги — навсегда останутся с ней.
«Девушка с жемчужной сережкой» — это очень хороший фильм. Он затрагивает интереснейшие темы вроде раскрепощения на фоне релегиозного пуританства — Грит проходит путь от серой мышки до натурщицы и сексуально агрессивной патнерши. Интересный факт — в книге говорится, что впоследствии она таки вышла замуж за мальчика-мясника, так что там финал не такой грусно-недосказанный.
Тема социального неравенства и общественно-экономической формации тоже раскрыта — героиня, чтобы банально не умереть с голоду, горбатится на художника, который сам со дня на день может быть посажен в долговую яму и вынужден терпеть неприятных ему людей, для которых пишет не всегда интересные ему самому картины. Эти две темы также здорово смешаны в ситуации с семьей Вермеера — они вполне чувственно живут с женой, но продукты их страсти создают новые проблемы с деньгами. Или Ван Руйвен, совращающий простолюдинок иллюзией красивой жизни во время работы над картиной — это самая мрачная часть тематики.
А уж тема искусства и вовсе центральная: то, как чувствует, как видит, как работает художник, как он относится к людям и какие чувства испытывает — все это и формирует основну сюжетную линию Вермеера и Грит. Всю эту эксцентричность и «некаквсешность» в кои-то веки понимаешь. а не фыркаешь: «Претенциозные дебилы».
Снята картина тоже достойно: декорации, баланс между костюмированной постановкой и суровым реализмом, игра актеров — все как надо. Йоханссон убедительно сыграла непохожую на себя девочку, Фирт и вовсе прекрасен в роли отстраненного, но полного чувства Вермеера. Супруга его и вовсе будущая Фрайни Фишер. Также приятно видеть молодого Килиана Мерфи в роли мясника-ухажера.
Это неспешный, символичный и продуманный фильм, который не претендует ни на что, кроме того, чем является — качественной интересной историей о людях и искусстве. И за это «Девушка с жемчужной сережкой» достойна уважения.
Источник: streetoffire.livejournal.com