ЖЕНЫ-МИРОНОСИЦЫ
[греч. μυροφόροι γυναίκες] (пам. 3-я Неделя по Пасхе), последовательницы Иисуса Христа, первыми пришедшие к погребальной пещере, где накануне было положено тело Господа, чтобы совершить, по иудейскому обычаю, помазание благовонными маслами и оплакать Его.
Жены-мироносицы у Гроба Господня. Икона праздничного чина иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Ок. 1425 г.
Жены-мироносицы у Гроба Господня. Икона праздничного чина иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Ок. 1425 г.
Евангелия почти одними и теми же выражениями повествуют о том, что во время распятия Христа мн. женщины, «следовавшие за Ним из Галилеи» (Лк 23. 49), были там и смотрели издали (Мф 27. 55-56; Мк 15. 40-41; Лк 23. 49; Ин 19. 24-27). В Ин 19. 25 сообщается в отличие от синоптических Евангелий, что «Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова (ἡ τοῦ Κλωπᾶ) и Мария Магдалина» вместе с ап.
Иоанном Богословом стояли рядом с Крестом. В период Его земного служения многие из Ж.-м. служили Ему, в т. ч. и «имением своим» (Лк 8. 2-3). После смерти Христа нек-рые из них участвовали в Его погребении неподалеку от места казни (Мф 27. 59-61; Мк 15. 46-47; Лк 23.
ЖЕНЫ — МИРОНОСИЦЫ. Протоиерей Олег Стеняев
53-55; ср.: Ин 19. 40-42). По прошествии субботы, когда начался 1-й день недели, они первыми пришли к погребальной пещере, чтобы помазать тело Спасителя (Мк 16. 1), т. е. совершить необходимый погребальный обряд, к-рый состоял в натирании умершего специальными благовонными смесями, ослаблявшими на время скорость и запах разложения ( McCane . 2000. P. 174-175). Ж.-м. по-разному представлены у евангелистов.
Так, в Евангелии от Матфея упоминаются только Мария Магдалина и «другая Мария» (Мф 28. 1); в Евангелии от Марка — Мария Магдалина, Мария Иаковлева (Μαρία ἡ ᾿Ιακώβου; ср.: Мк 15. 40) и Саломия (Мк 16. 1); в Евангелии от Луки — «Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними» (Лк 24. 10).
По свидетельству евангелиста Иоанна, из женщин в то утро дважды приходила ко гробу только Мария Магдалина (Ин 20. 1-2, 11-18). Т. о., все Евангелия сообщают о присутствии у погребальной пещеры Марии Магдалины, а синоптики совпадают в свидетельстве о том, что она пришла ко гробу вместе с Марией, матерью Иакова и Иосии, и матерью сыновей Зеведеевых (ср.: Мф 27. 56). У евангелистов Марка и Луки в рассказе о хождении ко гробу фигурируют еще Саломия и Иоанна соответственно.
Саломия, кроме Мк 16. 1, упоминается в Мк 15. 40 (вместе с Марией Магдалиной и Марией, матерью Иакова и Иосии). Сопоставляя Мк 15. 40 и Мф 27. 56, можно предположить, что она и есть «мать сыновей Зеведеевых», которая незадолго до входа Господня в Иерусалим просила у Него, чтобы он сделал ее сыновей (Иакова и Иоанна) первыми после себя в Царстве Божием (Мф 20.
20-23).
Об Иоанне, кроме как в Лк 24.10, евангелист Лука говорит еще в Лк 8. 3, когда перечисляет по именам учениц Христа, следовавших за Ним по Галилее. Там она называется «женой Хузы, домоправителя Иродова» (имеется в виду царь Ирод Антипа). Больше о ней в НЗ не упоминается.
День Жен Мироносиц. Кто Такие Мироносицы
Видимо, евангелист, если ему было известно Евангелие от Марка, хотел при помощи выражения «и остальные с ними» гармонизировать сообщение евангелиста Марка с имеющимися у него сведениями о тех, кто находились тогда около гроба (см.: Nolland. 1998. P. 1191).
Если же этого Евангелия не было в его распоряжении, то он, вероятно, просто обобщил в этой фразе все имевшиеся у него сведения о женщинах, к-рые пришли к гробнице Спасителя. Иоанну же он удостоивает упоминания по имени в рассказе о посещении пустой гробницы вместе с 2 также названными по имени женщинами, стремясь подчеркнуть, как предполагает Дж. Нолленд, важность ее служения Господу и апостолам своим богатством (Ibidem).
Больше всего споров у толкователей вызывал и до сих пор вызывает вопрос идентификации «Марии, матери Иакова меньшего и Иосии» (᾿Ιωσῆτος — Иосета — Мк 15. 40) или Иосифа по греч. тексту (᾿Ιωσήφ — Мф 27. 56). На этот счет имеются 2 основные т. зр.: Марию (названную в Мф 27. 61 «другая Мария») блж.
Иероним Стридонский отождествлял с Марией Клеоповой (Ин 19. 25), сестрой Богородицы и женой упоминаемого в Лк 24. 18 Клеопы (Κλεοπᾶς) ( Hieron . De virgin. 13 // PL. 23. Col. 195c-196b; см. также: Zahn . 1900. S. 320-325). Согласно др. толкованию, к-рого придерживался, в частности, свт. Иоанн Златоуст, именно Богородица упоминается среди Ж.-м. в Евангелии от Матфея под именем «Марии, матери Иакова и Иосии» (Мф 27.
56), а также — «другой Марии» (Мф 27. 61; 28. 1) ( Ioan. Chrysost. In Matth. 88 // PG. 58.
Col. 777; см. также: Theoph. Bulg . In Matth. 27 // PG. 123. Col. 473). Блж. Феофилакт Болгарский пишет: «Под Марией, матерью Иакова, разумей Богородицу, ибо Ее так называли как мнимую мать Иакова, сына Иосифова, я разумею брата Божия» ( Idem . In Luc. 24 // PG.
123. Col. 1112). О том, что «другая Мария» и Богородица — одно лицо, говорится в синаксарном чтении во Св. Неделю Пасхи. Из совр. исследователей подобную интерпретацию отстаивает, напр., Дж.
Кроссан, к-рый предполагает, что евангелист Марк не называет эту Марию Матерью Иисуса потому, что, как он считает, она не была последовательницей Христа во время Его земной жизни (см.: Мк 3. 21, 31-35; 6. 4), и поэтому предпочитает отличать ее от одноименных женщин путем указания детей (см.: Crossan . 1973. P. 105ff.), пусть даже и приемных (согласно мнению, напр., Епифания Кипрского ( Epiph. Adv. haer. 78. 8 // PG. 42.
Col. 710-712; см. также: Глубоковский . 1999. С. 94-97).
Что касается отождествления «другой Марии» с «Марией Клеоповой», то здесь возникают трудности с тем, что значит определение «Клеопова»: «мать Клеопы», «сестра Клеопы» или, что наиболее вероятно, «жена Клеопы». Решить это однозначно невозможно в силу скудости документальных свидетельств об этой Марии ( Witherington . 1992. P. 582).
Однако «женой Клеопы» считал ее уже раннехрист. автор Егесипп (сер. II в.; см.: Euseb . Hist. eccl. III 32. 4). Кроме того, остается спорным, относится ли выражение «сестра Матери Его» в Ин 19. 25 к указанной Марии, или оно указывает на еще одну не названную по имени женщину, стоявшую у Креста Христова ( Bauckham . 2002.
P. 204-206). Евсевий Кесарийский считал, что под «другой Марией» нужно понимать вторую Марию из Магдалы, почему она и названа так, чтобы отличать ее от Марии, называемой Магдалиной ( Euseb . Quaest. evang. II 6 // PG. 22. Col.
948), однако это мнение не получило широкого распространения.
Исследователями было указано на противоречие в Евангелиях относительно обряда помазания: в синоптических Евангелиях при описании положения тела Спасителя в гробницу не говорится о помазании и подчеркивается желание Ж.-м., придя к могиле, помазать его; в Евангелии от Иоанна же рассказывается о том, что тело Христа было помазано Иосифом из Аримафеи и Никодимом перед помещением его в гробницу. Высказывались разные предположения о причинах этих расхождений: напр., слова о действиях Никодима считаются редакторской вставкой евангелиста Иоанна, при помощи которой он хотел подчеркнуть мужественное ученичество как самого Никодима, так и Иосифа ( Paulien . 1992.
P. 1105). Еп. Кассиан (Безобразов), однако, допускает возможность исторического разрешения этого противоречия: «Иосиф и Никодим, с одной стороны, и женщины, с другой, действовали независимо друг от друга. Возможно, что верные галилеянки и не знали тайных учеников» ( Кассиан (Безобразов). 2006.
С. 337).
Жены-мироносицы у Гроба Господня. Фрагмент реликвария из капеллы Санкта-Санкторум. Ок. 600 г. (Музей Ватикана)
Жены-мироносицы у Гроба Господня. Фрагмент реликвария из капеллы Санкта-Санкторум. Ок. 600 г. (Музей Ватикана)
Мн. толкователи обращали и обращают внимание на упоминание евангелистом Иоанном в рассказе о приходе ко гробу только одной Марии Магдалины (Ин 20. 1). Блж. Августин, обсуждая эту особенность 4-го Евангелия, говорит, что Мария Магдалина была упомянута потому, что «пламенела большей любовью», при этом подразумевались и др. вместе с ней, но о них он умолчал ( Aug. De cons. evang. III 24 // PL.
34. Col. 1201). В пользу согласованности сообщения Евангелия от Иоанна с сообщениями синоптических Евангелий говорит выражение Марии «и не знаем» (Ин 20. 2), т. е. тем самым намекается на присутствие др. женщин у гроба вместе с Марией. Однако дискуссия о значении этого выражения не прекращается (см.: Beasley-Murray. 1999.
P. 368 sqq.) Многие исследователи при этом пытаются объяснить указанное расхождение между Евангелиями или намерением евангелиста Иоанна драматизировать сцену явления Воскресшего, или особым положением Марии Магдалины в первоначальной Церкви и т. п. (см.: Witherington . 1992. P. 582).
Давая общую богословскую характеристику рассказу о хождении Ж.-м. ко гробу, библеисты указывают в описании эпизода с мироносицами в Евангелии от Марка на наличие элемента иронии: Иисус не только Мессия (ср.: Мк 14. 3), Он уже воскрес, и поэтому умастить Его тело после смерти уже невозможно. «Ирония по отношению к женщинам за непонимание ими ситуации присутствует и в описании их беспокойства по поводу поиска человека, к-рый помог бы им откатить камень (Мк 16.
3), ибо камень был «. весьма велик» (Мк 16. 4)» ( Osborne . 1992. P. 678-679). «В целом Мк 16. 1-4 сосредоточивается на непонимании ситуации женщинами (к-рые играют у Марка немалую роль в раскрытии темы ученичества) и ведет читателя к восприятию Божественного вмешательства как единственно возможной разгадки этой ситуации» (Ibidem).
Евангелист Матфей во многом следует за Марком, но в отличие от него не подчеркивает заблуждения женщин, собиравшихся помазать тело Иисуса благовониями, ему важнее тема свидетельства женщин (ср.: Мф 27. 56, 61) ( Osborne . 1992. P. 679).
Кроме того, возможно, что в Евангелии от Матфея с его умолчанием, как и в Евангелии от Иоанна, о погребальном помазании идет речь об обычае посещения недавно умершего, чтобы точно убедиться в его смерти — «. посмотреть гроб» (Мф 27. 61) ( Hagner . 1995. P. 869).
Евангелист Лука, так же как евангелист Матфей, пересматривает список имен и добавляет фразу «и другие с ними» (Лк 24. 10), усиливая тем самым роль женщин как свидетельниц воскресения Иисуса Христа ( Osborne . 1992. P. 682).
Что касается Евангелия от Иоанна, то «все четыре эпизода главы 20 изображают кризис веры, поскольку участники (в т. ч. и Мария Магдалина.- П. Л. ) событий, предшествовавших и последовавших за Воскресением, не понимают до конца всего происходящего» (Ibid. P. 682, 684-685). Но Христос Сам помогает им прийти к полному постижению Воскресения через откровение Своей божественной природы ( Schnackenburg. 1982.
P. 335). Свт. Иоанн Златоуст подчеркивает в своем толковании рассказа о хождении ко Гробу Спасителя «мужество женщин. пламенную любовь… щедрость в издержках… решимость на самую смерть» ( Ioan. Chrysost. In Matth. 88 // PG.
58. Col. 778), призывая христиан подражать им.
Рассказ о Марии Магдалине, пришедшей на могилу Спасителя с др. женщинами, сохранился также среди дошедших до наст. времени фрагментов апокрифического Евангелия от Петра (12. 50-54; 13. 55-57), составленного во II в. Он, за исключением незначительных деталей, не содержит ничего нового по сравнению с рассказами канонических Евангелий, видимо являясь эклектическим текстом ( Brown. 1997. P. 835).
В день памяти св. Ж.-м. в Регентской школе при МДА традиционно проходит вечер, посвященный Ж.-м. ( Макарий [Веретенников], архим. Творческие вечера в Регентской школе // АиО. 2008. № 2(52). С. 326-327).
Лит.: Zahn Th. Brüder und Vettern Jesu. Lpz., 1900. S. 225-364; Глубоковский Н. Н. Благовестие христ. свободы в послании св. ап. Павла к Галатам. София, 1935. М., 1999р. С. 89-98; Crossan J. D. Mark and the Relatives of Jesus // NTIQ.
1973. Vol. 15. Fasc. 2. P. 81-113; Schnackenburg R. The Gospel According to St. John.
L., 1982. Vol. 3: Comment. on Chap. 13-21. P. 300-335; Osborne G. Resurrection // Dictionary of Jesus and the Gospels / Ed. J. B. Green et al. Downers Grove (Ill.), 1992.
P. 673-688; Paulien J. Nicodemus // ABD. 1992. Vol. 4. P. 1105-1106; Witherington B. Mary (2) // Ibid. P. 582; Brown R. E. Death of the Messiah: From Gethsemane to the Grave. L., 1994. Vol. 2: A Comment. on the Passion Narratives in the Four Gospels. P. 1012-1030, 1052-1098; idem.
An Introduction to the NT. N. Y.; L., 1997; Hagner D. A. Matthew. Dallas (Tex.), 1995. Vol. 2: 14-28. P. 865-871. (WBC; 33b); Nolland J. Luke. Dallas, 1998. Vol.
3: 18:35-24:53. P. 1168-1194. (WBC; 35с); Beasley-Murray G. R. John. Nashville (Tenn.), 19992. P. 364-378, 388-391. (WBC; 36); McCane B. R. Burial Practices, Jewish // Dictionary of New Testament Background / Ed. C. A. Evans, S. E. Porter. Downers Grove; Leicester (UK), 2000. P. 173-175; Bauckham R. Gospel Women: Stud. of the Named Women in the Gospels. Grand Rapids (Mich.); Camb., 2002. P. 203-247, 257-311; Кассиан (Безобразов), еп . Лекции по НЗ: Евангелие от Иоанна. М.; П., 2006.
С. 330-343.
Гимнография
Прославление Ж.-м. в правосл. гимнографии тесно связано с прославлением Воскресения Христова, т. к. Ж.-м. оказались первыми, кто пришли к Живоносному гробу и получили весть о Воскресении. Главным днем прославления Ж.-м. является 3-я Неделя (воскресенье) после Пасхи (нарочитое упоминание Ж.-м. есть и в каноне 5-й Недели после Пасхи, о самаряныне: в каждой песни канона здесь присутствует 1 или даже 2 тропаря, посвященные Ж.-м.), но они также вспоминаются в Великую субботу, а во весь год — в каждое из воскресений (если только воскресная служба не отменяется ввиду совпадения воскресного дня с двунадесятым Господским праздником).
В воскресных последованиях Октоиха Ж.-м. упоминаются по крайней мере в 1-2 стихирах, практически всегда — в седальнах на утрене, иногда — в икосах воскресных кондаков; на литургии на блаженнах, как правило, также имеется тропарь (как правило, это 5-й по счету тропарь; иногда 2 тропаря), в к-ром прославляются Ж. м. В воскресных канонах упоминания Ж.-м., напротив, достаточно редки.
ИсточникЖены Мироносицы: кто они?
Третья неделя после Пасхи — праздник Жен Мироносиц. В Евангелии они названы не все — перечислив несколько имен, евангелисты добавляют: «и другие». К сожалению, даже по названным нельзя до конца понять, о каком конкретно человеке идет речь.
Как о пришедших ко гробу Спасителя у евангелистов говорится о Марии Магдалине, Марии Клеоповой, Саломии и Иоанне. Сусанну, Марфу и Марию церковное Предание также относит к Женам Мироносицам.
Мы собрали некоторые (и даже противоречивые) сведения об этих святых женах и кратко рассказали в «Слайдах».
Почему Мироносицы?
От слов «миро» и «носить». По иудейскому обычаю, покойника нужно было помазать ароматной смесью масел — миром. Его женщины и принесли ко гробу Спасителя. Но он был открыт, а находящийся там Ангел рассказал им о Воскресении Христа.
Мария Магдалина
Мария была родом из города Магдалы. Она — первый человек в мире, которому явился воскресший Спаситель. Ей же было велено рассказать об этом величайшем событии апостолам. По преданию, после Вознесения Христа Мария Магдалина проповедовала в Риме и встретилась с императором Тиверием, которому в знак истинности Воскресения Христа подарила куриное яйцо, покрасневшее у него в руках, — с этого пошла благочестивая традиция на Пасху красить яйца и освящать их вместе c остальными приношениями. Почитается Церковью как равноапостольная святая.
Марфа и Мария
Сестры праведного Лазаря, которого воскресил Спаситель. Традиционно причисляются к Женам Мироносицам, хотя их имена не упоминаются в Евангелии среди жен, пришедших к гробу Христа. О них же рассказывается в Евангелии (Лк 10:38–42) как о людях с разными характерами: во время домашней проповеди Спасителя Мария сидела у Его ног и слушала, а Марфа хлопотала по хозяйству. По преданию, после Вознесения Христа сестры вместе с Лазарем переехали на Кипр, где помогали брату нести епископское служение.
Иоанна
Жена чиновника Хузы, служившего при дворе правителя Ирода Антипы. Обеспечивала Спасителя и апостолов всем необходимым во время Его служения. По преданию, она нашла главу Иоанна Крестителя, которую выкинули после усекновения, и похоронила ее на Елеонской горе.
Мария Клеопова
Есть несколько версий, кто эта жена. По одной Мария Клеопова — дочь Иосифа, обручника Пресвятой Богородицы. По другой — жена или дочь Клеопы, о котором упоминает Евангелист Лука (Лк 24:18).
Сусанна
Об этой жене практически ничего не известно. Есть лишь небольшое упоминание в Евангелии от Луки о том, что она служила Спасителю вместе с другими женщинами «имением своим» — то есть была состоятельным человеком и помогала материально.
Мария Иаковлева
Нельзя точно сказать, кто эта жена. Блаженный Иероним Стридонский отождествляет ее с Марией Клеоповой, а святитель Иоанн Златоуст — с Богородицей ? Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Издание СПб. Духовной Академии, 1902. Том 8, Книга 2. О женах мироносицах, и о том, что нет никакого несогласия или противоречия между евангелистами в рассказе о воскресении Господа нашего Иисуса Христа, с. 802-812. .
Саломия
Дочь Иосифа Обручника и мать апостолов Иоанна Богослова и Иакова. О ней практически ничего не известно, евангелист Матфей лишь упоминает о ней, называя ее матерью сыновей Зеведеевых. Она вместе с другими женами служила Спасителю при земной жизни. Во время Его распятия они «смотрели издали» (Мф 27:55–56).
ИсточникПодвиг жен-мироносиц
Сегодня мы особым образом восхваляем подвиг жен-мироносиц. Кто такие жены-мироносицы? Это женщины, которые проявили удивительную преданность Христу, которая во время Его служения, страдания, и после Его погребения превзошла преданность самых близких и избранных Его учеников и апостолов.
Это были женщины, получившие от Христа исцеления, как, например, Мария Магдалина, из которой Он изгнал семь бесов, и другие дарования. Женщины, которых Господь не призывал как апостолов, не посылал на служение, но они сами из любви к Божественному Учителю шли за Ним, служили Ему своим имением, своими руками, всем, чем может помочь простая женщина. Женской природе свойственно помогать, утешать, заботиться. К сожалению, сейчас в мире таких простых проявлений любви остается все меньше. Простые дела любви, которые и есть проявление истинного христианства, все реже и реже встречаются между нами.
Многим христианам и христианкам, и вообще людям, рассматривающим исторические события, свойственно рассуждать: вот тем людям было легко, им было просто, они знали, что делать. Просто было мироносицам: был Христос, Он ходил по земле, совершал чудеса; они понимали, что Он — Сын Божий и могли Ему послужить. Находясь в этом заблуждении, думая, что нам тяжело им уподобиться, мы совсем забываем о словах Спасителя, что мы, творя добро ближнему, творим Ему Самому.
Одни из наиболее часто произносимых слов в Церкви: «если вы сотворили одному из меньших, то Мне сотворили» (см.: Мф. 25, 40). Если мы помогли больному, нищему, затравленному, изгнанному человеку, значит мы послужили Самому Христу. Вот об этом нам было бы очень полезно сегодня еще раз вспомнить, взирая на пример этих жен.
Кем они были в этом мире? Да, собственно говоря, никем. Одна — больная, бесноватая, другие просто никому неизвестные женщины, они не жили в богато убранных дворцах, не владели несметными богатствами. Однако, какой замечательный плод имела их ревность: христиане всех концов вселенной в пасхальных песнопениях об этих женщинах все время вспоминают. Вот какая сила, какая безграничная могущественная любовь была в этих никому неизвестных женщинах, вот истинное предназначение женщины-христианки: в первую очередь, верность Христу и уже через это — любовь к ближнему.
Мы должны быть источниками этой любви: в семье, на работе. Многие христианки сегодня мечтают о духовных подвигах, читают святых отцов, потом с разными вопросами идут к священникам: сколько им молитв надо читать, как поститься и тому подобное. Замечательно, что такая ревность присутствует в нашей жизни. Но, в первую очередь, давайте постараемся возгревать в себе простую искреннюю любовь, потому что эта любовь и открывает нам путь к познанию Бога.
Нелишним будет сегодня вспомнить еще о том, что скоро мы будем особенно молиться за вождей и воинов, живот свой положивших на поле брани в защите нашего Отечества[1]. Писатель Константин Симонов был военным корреспондентом, сам прошел много военных дорог и написал несколько известных произведений: «Живые и мертвые», «Солдатами не рождаются» и другие. В одном из них он описывает как после Сталинградской битвы наша армия освободила небольшой лагерь для пленных, где немцы держали русских солдат в ужасных условиях: они были голодные, больные, многие продолжали умирать от истощения. Всех освобожденных собрали и отправили в госпиталь, где женщины-санитарки мыли их, перевязывали раны, кормили, утешали.
У Симонова есть прекрасный образ, он говорит о том, сколько сделали эти руки простых женщин! Какая любовь у них была, сколько они перемыли ран. Они не смотрели ни на свою усталость; сколько любви они явили своим ближним, солдатам, умиравшим у них на руках. Мы знаем, что очень многие из этих женщин погибли на фронте вместе с бойцами. Но их любовь к ближнему это то, до чего нам, нынешним христианам еще, к сожалению, очень далеко.
Благодаря этой любви мы живы, мы вместе славим Бога и славим подвиг этих бесчисленных жен-мироносиц и надеемся, что их молитвами Господь смилостивится над нами, простит нам наши грехи, нашу исковерканную жизнь и подаст нам эту милость — дар величайшей любви.
ИсточникКто такие жены-мироносицы?
Знаменитый историк II века Тертуллиан говорил о том, что человеческая «душа по своей природе христианка». То есть человек создан так, что его душа неосознанно ищет своего Творца, тянется ко Христу, потому что Он – источник Жизни. Говорят, что женская душа больше восприимчива к вере, поскольку психологически женщина организована по-другому, нежели мужчина. Душа женщины, чуткая и эмоциональная, более чувствительна, более настроенная на общение.
Женщина берет на себя обязанности по дому, уходу за детьми, а мужчина — глава, добытчик, он несет ответственность за семью. Вопрос о равенстве женщин с мужчинами возник в 19 веке, как вопрос о политических и социальных правах. Но в христианской Церкви этот вопрос никогда не ставился, и хотя в земной жизни у мужчины и женщины разное предназначение, перед Богом они имеют равное достоинство. Это подтверждает и тот факт, что величайшее событие в жизни человечества – Боговоплощение – совершилось через Пресвятую Деву, Которую глубоко чтят все христиане.
Есть и церковный праздник, который прославляет роль женщины – христианки. Этот праздник отмечается во 2-е воскресенье после Пасхи – это Неделя святых жен-мироносиц, праздник всех женщин-христианок (своего рода альтернатива Международному женскому дню 8 Марта, установленному по инициативе революционерок в 20 веке).
Почему жен-мироносиц особо почитает Церковь? Потому что ученицы Господа Иисуса Христа обладали великой любовью и самоотверженностью.
Петер фон Корнелиус. Три Марии у гробницы. (1815-1822)
Они не побоялись римской стражи, купили дорогое миро, чтобы возлить его на Тело Спасителя во гробе. Именно им, как самым преданным ученицам, явился Ангел и сообщил радостную весть, что Христос Воскрес. Да-да, самыми преданными и стойкими оказались женщины, о которых в Священном Писании есть только краткие упоминания, и то не обо всех. А апостолы, как мы помним из Евангелия, в страхе разбежались после того, как в Гефсиманском саду Иисус Христос был схвачен воинами и служителями первосвященников. Только лишь апостол Иоанн находился с Господом во время Его страданий на кресте, до последнего Его вздоха.
Из Евангелия нам известны имена лишь нескольких жен-мироносиц.
Богородица
Конечно, среди них была Пресвятая Богородица. По преданию, Ангел явился к Ней и возвестил радость о Воскресении Ее Сына.
По смерти и Воскресении Господа Иисуса Христа Божия Матерь оставалась жить в доме апостола Иоанна Богослова, как завещал Господь со Креста. Прожив долгую жизнь, Пресвятая вознеслась к Сыну на Небо вместе со своим Пречистым Телом (подробнее читайте нашу статью Успение Божией Матери).
Мария Магдалина
Эту женщину Господь исцелил от страшного недуга одержимости, изгнав 7 бесов. После Вознесения Спасителя она, наряду с апостолами, отправилась на проповедь. Именно Мария Магдалина подарила императору Тиберию яйцо, которое по ее молитве сделалось красным, показав неверующему правителю, что Святое Воскресение действительно случилось. По преданию, Мария прожила долгую жизнь и скончалась в доме Иоанна Богослова.
Марфа и Мария
Эти женщины были сестрами Лазаря, друга Господа Иисуса Христа, которого Он воскресил из мертвых.
После Вознесения Господня, Лазарь вместе с сестрами переехал на Кипр, где стал епископом, а сестры проповедовали слово Божие и помогали своему брату.
Иоанна
Святая Иоанна была женой Хузы, который был, согласно Евангелию от Луки, домоправителем при дворе Ирода Агриппы. Иоанна была женщиной высокого положения, состоятельной и знатной. Она чем могла помогала своему Учителю и Его ученикам. Кстати, именно Иоанна погребла главу Иоанна Крестителя на Елеонской горе после его страшной казни.
Мария Клеопова
Об этой Святой мало что известно. Считается, что она была родственницей Иисуса Христа, вероятней всего женой младшего брата Иосифа Обручника (названного мужа Пресвятой Богородицы) Клеопы.
Саломия
Эта жена была матерью святых апостолов Иакова и Иоанна. Именно она по пути в Иерусалим просила Господа Иисуса Христа, чтобы Он посадил во Царстве Своем ее сыновей рядом с Собой, по правую и по левую руку.
Сусанна
О ней говориться только в Евангелии от Луки, когда упоминается, что эта женщина служила Христу «от имений своих». Вероятно, она была состоятельной и финансово помогала Господу Иисусу Христу и его ученикам.
Жены-мироносицы – это женщины, которые были со Христом в течение трех лет его общественного служения. Это были простые, порой необразованные женщины, но они готовы были следовать везде за своим Учителем. Жертвуя своим временем, имуществом, здоровьем эти ученицы Христовы самоотверженно помогали Ему, и потому стали примером для всех христианских женщин.
Разработано в
Источник