Жены Мироносицы: кто они?
Третья неделя после Пасхи — праздник Жен Мироносиц. В Евангелии они названы не все — перечислив несколько имен, евангелисты добавляют: «и другие». К сожалению, даже по названным нельзя до конца понять, о каком конкретно человеке идет речь.
Как о пришедших ко гробу Спасителя у евангелистов говорится о Марии Магдалине, Марии Клеоповой, Саломии и Иоанне. Сусанну, Марфу и Марию церковное Предание также относит к Женам Мироносицам.
Мы собрали некоторые (и даже противоречивые) сведения об этих святых женах и кратко рассказали в «Слайдах».
Почему Мироносицы?
От слов «миро» и «носить». По иудейскому обычаю, покойника нужно было помазать ароматной смесью масел — миром. Его женщины и принесли ко гробу Спасителя. Но он был открыт, а находящийся там Ангел рассказал им о Воскресении Христа.
Мария Магдалина
Мария была родом из города Магдалы. Она — первый человек в мире, которому явился воскресший Спаситель. Ей же было велено рассказать об этом величайшем событии апостолам. По преданию, после Вознесения Христа Мария Магдалина проповедовала в Риме и встретилась с императором Тиверием, которому в знак истинности Воскресения Христа подарила куриное яйцо, покрасневшее у него в руках, — с этого пошла благочестивая традиция на Пасху красить яйца и освящать их вместе c остальными приношениями. Почитается Церковью как равноапостольная святая.
Жены Мироносицы. О мёртвости духа человеческого духа. Игнатий (Брянчанинов)
Марфа и Мария
Сестры праведного Лазаря, которого воскресил Спаситель. Традиционно причисляются к Женам Мироносицам, хотя их имена не упоминаются в Евангелии среди жен, пришедших к гробу Христа. О них же рассказывается в Евангелии (Лк 10:38–42) как о людях с разными характерами: во время домашней проповеди Спасителя Мария сидела у Его ног и слушала, а Марфа хлопотала по хозяйству. По преданию, после Вознесения Христа сестры вместе с Лазарем переехали на Кипр, где помогали брату нести епископское служение.
Иоанна
Жена чиновника Хузы, служившего при дворе правителя Ирода Антипы. Обеспечивала Спасителя и апостолов всем необходимым во время Его служения. По преданию, она нашла главу Иоанна Крестителя, которую выкинули после усекновения, и похоронила ее на Елеонской горе.
Мария Клеопова
Есть несколько версий, кто эта жена. По одной Мария Клеопова — дочь Иосифа, обручника Пресвятой Богородицы. По другой — жена или дочь Клеопы, о котором упоминает Евангелист Лука (Лк 24:18).
Сусанна
Об этой жене практически ничего не известно. Есть лишь небольшое упоминание в Евангелии от Луки о том, что она служила Спасителю вместе с другими женщинами «имением своим» — то есть была состоятельным человеком и помогала материально.
Мария Иаковлева
Нельзя точно сказать, кто эта жена. Блаженный Иероним Стридонский отождествляет ее с Марией Клеоповой, а святитель Иоанн Златоуст — с Богородицей ? Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Издание СПб. Духовной Академии, 1902. Том 8, Книга 2. О женах мироносицах, и о том, что нет никакого несогласия или противоречия между евангелистами в рассказе о воскресении Господа нашего Иисуса Христа, с. 802-812. .
ЖЕНЫ — МИРОНОСИЦЫ. Протоиерей Олег Стеняев
Саломия
Дочь Иосифа Обручника и мать апостолов Иоанна Богослова и Иакова. О ней практически ничего не известно, евангелист Матфей лишь упоминает о ней, называя ее матерью сыновей Зеведеевых. Она вместе с другими женами служила Спасителю при земной жизни. Во время Его распятия они «смотрели издали» (Мф 27:55–56).
ИсточникМария Магдалина и Жены-мироносицы
Третью неделю по Пасхе Церковь посвящает женам-мироносицам. Рассказываем, кто были женщины, оставшиеся верными Своему Господу и Учителю до конца, стоявшие при Кресте Спасителя, пришедшие помазать ароматами Его Тело, и услышавшие от ангела радостное известие о Воскресении Христа.
Кто такие жены мироносицы?
Жены-мироносицы – последовательницы Иисуса Христа, пришедшие первыми к погребальной пещере, где накануне было положено тело Спасителя. Женщины пришли для того, чтобы, согласно иудейскому погребальному обряду, помазать Его тело специальными благовонными смесями, которые ослабили бы на время процесс разложения.
Жены-мироносицы представлены у евангелистов по-разному. К примеру, в Евангелии от Матфея фигурируют только Мария Магдалина и «другая Мария» (Мф.28:1). В Евангелии от Марка – Мария Магдалина, Мария Иаковлева (Мк.15:40) и Саломия (Мк.16:1). В Евангелии от Луки – «Магдалина Мария), и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними» (Лк.24:10).
Евангелие от Иоанна свидетельствует о том, что из жен-мироносиц в то утро дважды ко гробу приходила только Мария Магдалина. Таким образом, имя Марии Магдалины упоминается во всех четырех канонических Евангелиях. У евангелистов Марка и Луки в рассказе о хождении ко гробу фигурируют также Саломия и Иоанна.
Согласно Священному Преданию, когда Иуда предал Христа первосвященникам, все Его ученики бежали. Апостол Петр следовал за Спасителем до двора первосвященника, где трижды отрекся от Него, обличаемый как Его ученик. Весь народ иудейский кричал тогда Пилату: «Возьми, возьми, распни Его!» (Ин.19:15). Когда же Спаситель был распят, вся проходящая мимо публика насмехалась над Ним и только Его Мать с учеником Иоанном стояла у Креста и женщины, последовавшие за Ним и Его учениками. Это были Мария Магдалина, Иоанна, Мария, Мать Иакова, Саломия, и другие, получившие в последствие наименование жен-мироносиц.
Свидетельницы воскресения
Жены-мироносицы остались верными Спасителю до конца. При этом они не имели никакой возможности что-либо изменить и не имели права голоса – а лишь молчаливо стояли у Креста, пребывая со своим Учителем до последней минуты.
Жены-мироносицы первыми узнали о Воскресении Христовом и увидели Его воскресшим.
Когда женщины шли к месту погребения Спасителя, они рассуждали, кто сможет отвалить камень от погребальной пещеры. Но перед их приходом снизошел Ангел, после чего случилось землетрясение, которое отвалило камень и испугало стражу. Ангел свидетельствовал женам-мироносицам, что Христос воскрес и предварит их в Галилее. В Евангелие от Иоанна особенным образом подчеркивается, что первой ко гробу пришла Мария Магдалина, после чего она вернулась к апостолам Петру и Иоанну и сообщила, что «не знаем, где положили Его» (Ин.20:2), увидев, что тела нет во гробнице.
Мария Магдалина плакала и думала, что тело Спасителя похитили. В это время ей явился Христос, Которого она сначала приняла за садовника. Он сказал ей, чтобы она не прикасалась к Нему до того, как Он не восшел к Отцу, и попросил сообщить Его ученикам о Его воскресении. Мария Магдалина, возвращаясь к ученикам, встречает другую Марию – и Христос является второй раз, вновь повелевая сообщить о Своем воскресении ученикам. Апостолы, услышав о воскресении Спасителя, не поверили в это.
Однако существует также предание, что первой Иисус явился не Марии Магдалине, а Своей Матери – Марии. А в Евангелии от Матфея Иисус является сразу всем женам-мироносицам (Мф.28:9-10).
«В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его.
Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? И сказал им: о чем?
Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели. Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!» (Лк.24:13-25).
Мария Магдалина
Мария Магдалина – святая равноапостольная, почитаемая Православной Церковью как одна из жен-мироносиц. В Новом Завете имя Марии Магдалины упоминается лишь в шести эпизодах:
1. Когда она была исцелена Иисусом Христом от одержимости семью бесами (Лк.8:2; Мк.16:9);
2. После этого она последовала за Христом, служа Ему (Мк.15:40-41, Лк.8:3);
3. Она присутствовала на Голгофе во время крестной смерти Христа (Мф.27:56);
4. Стала свидетельницей Его погребения (Мф.27:61);
5. Стала одной из жен-мироносиц (10), которым Ангел возвестил о Его воскресении (Мф.28:1, Мк.16:1-8);
6. Она первой увидела воскресшего Спасителя, приняв Его за садовника. (Ин.20:11-18).
Святая равноапостольная Мария Магдалина родилась в местечке Магдала (откуда, по некоторому ряду мнений и происходит ее прозвание – «Магдалина», ивр. «уроженка города Мигдал-Эль»), в Галилее, в северной части Святой Земли, на берегу Геннисаретского озера, неподалеку от того места, где крестил Иоанн Креститель.
Что касается первой части жизни святой равноапостольной Марии Магдалины, то известно, что она была подвержена неизлечимому недугу, была одержима, согласно Евангелию от Луки, «семью бесами» (Лк.8:2). Не уточняются причины и обстоятельства произошедшего с ней. Считается, что Мария Магдалина была одержима не вследствие своей греховности, а потому, что Провидение Божие допустило это для того, чтобы Господь Иисус Христос явил дело Славы Божией – чудо исцеления Марии Магдалины, просветления ее ума и привлечение ее к вере во Христа Спасителя и к вечному спасению.
Однажды Мария Магдалина услышала о Чудотворце, «исцеляющем всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф.9:35). Она начинает искать Его, видит, что «многих исцелил Он от болезней и недугов, и от злых духов, и глухих, и слепых, и хромых, и прокаженных, и мертвых воскресил» (Лк.7:21,22; Мф.11:5 и проч.). Мария Магдалина пламенно верит в Его всемогущество, прибегает к Его Божественной силе, просит себе исцеления и получает просимое: мучительная сила злых духов оставляет ее, она освобождается от порабощения бесам и жизнь ее освящается Божественным сиянием ее Исцелителя.
В византийской литературе повествуется о том, что после крестной смерти Спасителя, Мария Магдалина отправилась в Эфес вместе с Пресвятой Богородицей к св. апостолу Иоанну Богослову и помогала ему в своих трудах. Считается, что Мария Магдалина благовествовала в Риме (Рим.16:6). Скончалась она также в Эфесе.
Кто еще был среди жен мироносиц?
Святая Саломия
Дочь Иосифа, обручника святой Девы Марии, рожденная от первого брака. Св. Саломия была замужем за Зеведеем и имела от этого брака двух сыновей, ап. Иоанна Богослова и Иакова. Вместе с другими женами-мироносицами Саломия служила Христу, когда Он находился в Галилее.
Евангелист Матфей, описывая крестные страдания Господа Иисуса, говорит, что там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему. Между ними была и мать сынов Зеведеевых (Мф.27,55-56). В числе других жен-мироносиц (13) она также пришла ко гробу воскресшего Господа и узнала от ангелов о Его Воскресении и повелении сообщить ученикам, что Он воскрес из мертвых и «предваряет вас в Галилее: там Его узрите» (Мк.16,7).
Святая Иоанна
Святая Иоанна – жена Хузы, домоправителя Иродова. Когда была отсечена глава Иоанна Крестителя, то убийцы не хотели положить главы Предтечи вместе с телом его, боясь, как бы он не воскрес; ученики похоронили тело Предтечи в Севастии, а главу враги скрыли во дворце Иродовом.
Об этом узнала Иоанна, жена Хузы, домоправителя Ирода, которая была тайной последовательницей Христа. Она тайно взяла честную главу и, положив ее в сосуд, с благоговением погребла ее в поместье Ирода, на горе Елеонской. Святой евангелист Лука в своем Евангелии, говоря о прохождении Иисуса Христа по городам и селениям для проповеди и благовествования, замечает, что за Ним следовали и некоторые женщины, в числе коих говорит и об Иоанне, жене Хузы, домоправителя Ирода, которые служили Ему имением своим (Лк.8,1-3). Кроме того, св. евангелист Лука говорит, что эти жены последовали за Христом из Галилеи в Иерусалим и при распятии Господа стояли вдали и смотрели на распятие, на гроб и как полагали тело Господа.
Святая Мария Клеопова
Мария Клеопова – дочь Иосифа, обручника Пресвятой Девы Марии. Она была выдана замуж за меньшего брата Иосифа — Клеопу. Она была еще девицей, когда Пресвятая Дева, обрученная Иосифу, вошла к нему в дом и жила вместе с этой дочерью Иосифа в нежной любви, как родные сестры.
На основании этой нежной любви св. евангелист Иоанн называет Марию Клеопову сестрой Матери Иисуса (Ин.19,25). Она удостоилась присутствовать при кресте Спасителя и слышать Божественное усыновление Господом любимого ученика своего Пресвятой Богородице. О дальнейшей жизни и кончине Марии Клеоповой мы не имеем ничего в церковных преданиях.
Святая Сусанна
О Сусанне упоминает только один евангелист Лука и только однажды: когда рассказывает о прохождении Господа Иисуса Христа по городам и селениям для проповеди и благовествования, то из сопутствующих ему жен именует и Сусанну (Лк.8,3), как служившую Христу от имений своих.
Святая Мария, мать Иакова меньшего и Иосии
Об этой жене упоминают три евангелиста — Матфей при перечислении жен, стоявших при кресте, называет ее Марией, матерью Иакова и Иосии. Евангелист Марк упоминает о ней дважды: первый раз — при перечислении жен, смотревших издали на страдания и смерть Иисуса Христа. Он называет ее Марией, матерью Иакова меньшего и Иосии. В другой раз, перечисляя жен-мироносиц (14), купивших ароматы, он упоминает и о Марии Иаковлевой. Наконец, евангелист Лука, повествуя о возвратившихся от гроба воскресшего Спасителя к ученикам для благовестия о Воскресшем женах, упоминает и о Марии, матери Иакова (Мф.27,56; Мк.15,40, 16,1; Лк.24,10).
Празднование
День памяти жен-мироносиц совершается в пятнадцатый день, начиная с Пасхи (третье воскресенье). В этот церковный женский праздник принято поздравлять своих близких женщин – супруг, матерей, сестер. Жены-мироносицы являют собой пример истинной жертвенной любви и самоотверженного служения Господу. Церковь отмечает этот день как праздник всех женщин-христианок, православный Женский день — каждая женщина земли является прообразом одной из жен-мироносиц: она несет мир миру, своей семье, домашнему очагу, рождает чада, является опорой мужу. Ряд православных высказываются за то, чтобы именно этот день стал альтернативой светскому Международному женскому дня, отмечаемому 8 марта.
ИсточникКто такие жены-мироносицы?
Третий воскресный день после Пасхи посвящен святым женам-мироносицам – ученицам Спасителя. Почему он считается Православным женским днем? Кто такие жены-мироносицы?
Откуда появилось наименование «мироносицы»?
Фото: Petrovhram.ru
Святые жены именуются мироносицами (от слов «носить» и «миро»), так как они по восточному обычаю ранним утром пошли помазать Тело Спасителя смесью ароматических масел – миром.
Как звали жен-мироносиц?
Из евангельского повествования известны имена семи жен-мироносиц:
- Мария Магдалина (Мф. 28, 1)
- Мария Иаковлева (Мк. 15, 40)
- Саломия (Мк. 16, 1)
- Иоанна (Лк. 24, 10)
- Сусанна (Лк. 8, 3)
- Марфа и Мария (Лк. 24, 10)
Подвиг жен-мироносиц
Во время земной жизни и проповеди Иисуса Христа будущие жены-мироносицы помогали Спасителю материально (Лк. 8, 3). Когда Иуда предал Учителя, а все апостолы, кроме Иоанна, сбежали, они стояли при Кресте, оставаясь верными Иисусу Христу до самого конца, а после Его погребения поспешили ко Гробу с миром, чтобы помазать ароматными смесями Тело Господа. Святые женщины, не испугались стражи и возможного наказания.
Первые свидетели воскресения
Фото: Nikola-khamovniki.ru
За свою самоотверженность, любовь и верность жены-мироносицы сподобились первыми увидеть воскресшего Спасителя (Мф. 28, 9-10). Подойдя ко Гробу, жены увидели, что камень отвален от входа и услышали от Ангела известие: «Иисус Воскрес!».
«Они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его, что Он воскрес из мертвых» (Мф. 28, 7-8).
Впоследствии жены-мироносицы, наравне с апостолами, несли миру благую весть о Воскресении.
Сведения о святых женах-мироносицах
Фото: Altai-eparhia.ru
Священное Предание Церкви и евангелисты сохранили лишь 7 имен жен-мироносиц, но известно, что их было больше. Среди них были: состоятельные и знатные жены, матери семейств, вдовы и девы.
Мария Магдалина
Св. равноап. Мария родилась в Галилее, в Магдале (отсюда «Магдалина»). Из Евангелия известно, что женщина была одержима «семью бесами» (Лк. 8, 2), которых из нее изгнал Спаситель по ее вере. После исцеления она постоянно следовала за Господом (Мк. 15, 40-41). Св. Мария стояла при Кресте (Мф.
27, 56), утешая Богородицу и первой пришла ко Гробу Учителя. Ей явился воскресший Иисус Христос, Которого она не узнала, приняв за садовника (Ин. 20, 11-18). Св. Мария рассказала апостолам о Воскресении, а после Его Вознесения проповедовала в Риме (Рим.
16:6), где не испугалась прийти к императору Тиберию и преподнести ему в дар обычное куриное яйцо, которое в знак истинности Воскресения и ее слов, покраснело у нее в руках. С тех пор христиане на Пасху делают крашенки. Скончалась св. Мария в Эфесе.
Саломия
Св. Саломия была родом из Галилеи. Она – мать ап. Иакова и ап. Иоанна. Ее отец – святой Иосиф Обручник. Вместе с другими женами св. Саломия служила Господу, во время Его проповеди в Галилее, стояла при Кресте (Мф. 27, 55—56), ранним утром отправилась ко Гробу и, узнав о Воскресении (Мк.
16, 7), поспешила возвестить радостную весть апостолам.
Мария Клеопова
Св. Мария – дочь св. Иосифа Обручника, сестра св. Саломии, жена Клеопы (Лк 24, 18), мать Иакова Алфеева и Иосии, учеников Спасителя. Как и другие мироносицы, она служила Иисусу Христу, стояла при Кресте и удостоилась увидеть Его Воскресение. О жизни и смерти св.
Марии ничего не известно.
Иоанна
Св. Иоанна – супруга Хузы, придворного царя Ирода Антипы, родилась в богатой и знатной семье. Когда заболел ее единственный сын, Спаситель исцелил его, не заходя во дворец. Во время проповеди Спасителя женщина обеспечивала Его и учеников всем необходимым (Лк. 8, 1-3). Священное Предание рассказывает, что когда св.
Иоанну Крестителю отрубили голову, то его убийцы, опасаясь, его воскресения, спрятали ее. Св. Иоанна отыскала главу св. Иоанна Предтечи, тайно вынесла ее из дворца и похоронила на Елеонской горе. Хуза, опасаясь гнева Ирода, который вскоре узнал о поступке св. Иоанны, развелся с супругой.
Св. Иоанна последовала за Иисусом Христом и разделила судьбу жен-мироносиц.
Сусанна
О св. Сусанне известно только то, что она была состоятельной женщиной, помогавшей Спасителю материально, когда он проповедовал (Лк. 8, 3).
Мария Иаковлева
Точно неизвестно, кем была эта мироносица. Свт. Иоанн Златоуст в своих сочинениях отождествляет ее с Богородицей, а блаж. Иероним Спиридонский – с Марией Клеоповой. В Евангелии она упоминается несколько раз (Мк.
15, 40; Мф. 27, 56; Мк. 16,1; Лк. 24,10).
Марфа и Мария
Свв. Марфа и Мария родились в Вифании. Их брат – св. прав. Лазарь, которого воскресил Спаситель на 4 день после его смерти. Сестры упоминаются в Евангелии (Лк.
10, 38-42). Согласно Священному Преданию после Вознесения Господа Мария и Марфа с братом переехали на Кипр, где праведный Лазарь был епископом.
Смысл праздника
Жены-мироносицы своим тихим подвигом показали христианам пример милосердия, христианской мудрости и истинной любви ко Господу, которая должна быть крепкой, постоянной и не умаляться, несмотря на болезни, испытания и смерть.
Издревле на Руси почитался праздник жен-мироносиц, объединяющий в себе все великие смыслы предназначения женщины. Он праздновался как Женский день, задолго до 8 марта.
ИсточникПодвиг жен-мироносиц
Сегодня мы особым образом восхваляем подвиг жен-мироносиц. Кто такие жены-мироносицы? Это женщины, которые проявили удивительную преданность Христу, которая во время Его служения, страдания, и после Его погребения превзошла преданность самых близких и избранных Его учеников и апостолов.
Это были женщины, получившие от Христа исцеления, как, например, Мария Магдалина, из которой Он изгнал семь бесов, и другие дарования. Женщины, которых Господь не призывал как апостолов, не посылал на служение, но они сами из любви к Божественному Учителю шли за Ним, служили Ему своим имением, своими руками, всем, чем может помочь простая женщина. Женской природе свойственно помогать, утешать, заботиться. К сожалению, сейчас в мире таких простых проявлений любви остается все меньше. Простые дела любви, которые и есть проявление истинного христианства, все реже и реже встречаются между нами.
Многим христианам и христианкам, и вообще людям, рассматривающим исторические события, свойственно рассуждать: вот тем людям было легко, им было просто, они знали, что делать. Просто было мироносицам: был Христос, Он ходил по земле, совершал чудеса; они понимали, что Он — Сын Божий и могли Ему послужить. Находясь в этом заблуждении, думая, что нам тяжело им уподобиться, мы совсем забываем о словах Спасителя, что мы, творя добро ближнему, творим Ему Самому.
Одни из наиболее часто произносимых слов в Церкви: «если вы сотворили одному из меньших, то Мне сотворили» (см.: Мф. 25, 40). Если мы помогли больному, нищему, затравленному, изгнанному человеку, значит мы послужили Самому Христу. Вот об этом нам было бы очень полезно сегодня еще раз вспомнить, взирая на пример этих жен.
Кем они были в этом мире? Да, собственно говоря, никем. Одна — больная, бесноватая, другие просто никому неизвестные женщины, они не жили в богато убранных дворцах, не владели несметными богатствами. Однако, какой замечательный плод имела их ревность: христиане всех концов вселенной в пасхальных песнопениях об этих женщинах все время вспоминают. Вот какая сила, какая безграничная могущественная любовь была в этих никому неизвестных женщинах, вот истинное предназначение женщины-христианки: в первую очередь, верность Христу и уже через это — любовь к ближнему.
Мы должны быть источниками этой любви: в семье, на работе. Многие христианки сегодня мечтают о духовных подвигах, читают святых отцов, потом с разными вопросами идут к священникам: сколько им молитв надо читать, как поститься и тому подобное. Замечательно, что такая ревность присутствует в нашей жизни. Но, в первую очередь, давайте постараемся возгревать в себе простую искреннюю любовь, потому что эта любовь и открывает нам путь к познанию Бога.
Нелишним будет сегодня вспомнить еще о том, что скоро мы будем особенно молиться за вождей и воинов, живот свой положивших на поле брани в защите нашего Отечества[1]. Писатель Константин Симонов был военным корреспондентом, сам прошел много военных дорог и написал несколько известных произведений: «Живые и мертвые», «Солдатами не рождаются» и другие. В одном из них он описывает как после Сталинградской битвы наша армия освободила небольшой лагерь для пленных, где немцы держали русских солдат в ужасных условиях: они были голодные, больные, многие продолжали умирать от истощения. Всех освобожденных собрали и отправили в госпиталь, где женщины-санитарки мыли их, перевязывали раны, кормили, утешали.
У Симонова есть прекрасный образ, он говорит о том, сколько сделали эти руки простых женщин! Какая любовь у них была, сколько они перемыли ран. Они не смотрели ни на свою усталость; сколько любви они явили своим ближним, солдатам, умиравшим у них на руках. Мы знаем, что очень многие из этих женщин погибли на фронте вместе с бойцами. Но их любовь к ближнему это то, до чего нам, нынешним христианам еще, к сожалению, очень далеко.
Благодаря этой любви мы живы, мы вместе славим Бога и славим подвиг этих бесчисленных жен-мироносиц и надеемся, что их молитвами Господь смилостивится над нами, простит нам наши грехи, нашу исковерканную жизнь и подаст нам эту милость — дар величайшей любви.
Источник