ТРОИЦА
Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой – Единый Бог в трех Лицах, или Ипостасях, равнославных, равновеликих, не сливающихся между Собою, но и нераздельных в едином Существе. Отец – не сотворен, не создан, не рожден; Сын – предвечно (вневременно, безначально, бесконечно) рождается от Отца; св. Дух – предвечно от Отца исходит.
Как же Бог может быть одновременно Один и Троица? К Богу неприложимы привычные для нас земные измерения, в том числе категория числа. Ведь исчислять можно только предметы, разделённые пространством, временем и силами. А между лицами Святой Троицы нет никакого промежутка, ничего вставного, никакого сечения или разделения. Божественная Троица есть абсолютное единство.
Тайна троичности Бога недоступна человеческому разуму. Некоторыми видимыми примерами, грубыми аналогиями Её могут служить:
- солнце – его круг, свет и тепло;
- ум, рождающий слово, выражаемое дыханием;
- память, слово и воля.
По преданию, святой Патрик Ирландский (V в.) в качестве иллюстрации Троицы использовал трилистник клевера. Он спрашивал: «Здесь один листочек или три? Если один, то почему у него три лепестка одинакового размера? А если три, то почему только один стебелек? Если ты не можешь объяснить такую простую загадку, как клевер, то как можешь ты надеяться понять такую глубокую тайну, как Святая Троица?»
Святая Троица — история и значение догмата
Познание Троичности Бога возможно лишь в мистическом откровении по действию Божественной благодати, человеку, чьё сердце очищено от страстей. Святые отцы опытно созерцали Единую Троицу, среди них можно особо выделить Великих Каппадокийцев (Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского), свт. Григория Паламу, прп. Симеона Нового Богослова, прп. Серафима Саровского, прп.
Александра Свирского, прп. Силуана Афонского.
Бог есть любовь (1 Ин. 4, 16), но не потому только, что Он любит мир и человечество, то есть свое творение, – тогда Бог не был бы вполне Собой вне и помимо акта творения, не имел бы совершенного бытия в Себе, и акт творения был бы не свободным, но вынужденным самой «природой» Бога. Согласно христианскому пониманию, Бог есть любовь Сам в Себе, потому что бытие Единого Бога – это со-бытие́ Божественных Ипостасей, пребывающих между собой в «вечном движении любви», по слову преподобного Максима Исповедника. Бог есть единство Трех, бесконечно любящих друг друга Лиц.
Учение о Святой Троице является основой Христианства. По слову св. Григория Богослова, догмат о Святой Троице есть важнейший из всех христианских догматов. Св. Афанасий Александрийский определяет саму христианскую веру как веру «в неизменную, совершенную и блаженную Троицу».
Все догматы Христианства покоятся на учении о Боге едином по существу и троичном в Лицах, Троице Единосущной и Нераздельной.
Сщмч. Ириней, епископ Лионский (177 г. н. э.), писал: «А Церковь. приняла от апостолов и их учеников, свою веру в единого Бога и Отца Всемогущего, создавшего небо и землю, и море, и всё, что в них, и в единого Христа Иисуса, Сына Божьего, Который стал плотью для нашего спасения, и в Святого Духа, Который через пророков возвестил домостроительство Божие. «
Андрей Рублёв. Троица / История одного шедевра
Учение о Троице в Библии
Слово «Троица» в текстах Священного Писания не употребляется. Впервые это слово встречается в сочинении «Против Автолика» свт. Феофила, епископа Антиохии Сирийской: «Три дня [творения], которые были прежде [создания] светил, суть образы Троицы (τύποι είσι της τριάδος): Бога, Его Слова и Его Премудрости». Это сочинение дошло до нас в одной рукописи XI в. и написано, скорее всего, несколько лет спустя после 180 г., ибо в нем упоминается о смерти императора Марка Аврелия [2].
- «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.» (Мф. 3, 16-17),
- «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28, 19),
- «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» (1 Ин. 5, 7),
- «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами» (2 Кор. 13, 13),
- «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего» (Тит. 3, 4-6).
Еврейское слово Елогим (Еlohim), которое находится в 1-м стихе книги Бытия, есть множественная форма слова Еl или Еlоаh. Многие видят здесь указание на множественность Лиц в Боге.
Искажения учения о Троице
Последователей христианских сект, не принявших учение о Святой Троице, называют антитринитариями.
Римская Церковь к началу XI века приняла учение об исхождении Святого Духа «и от Сына» (лат. Filioque, см. подробнее Филиокве), что явилось одной из главных причин откола западных христиан от Православия и образования Римско-католической церкви.
Иконография
Иконографическая традиция изображения Троицы, в первую очередь, отражает несколько библейских эпизодов, из которых широко распространены Предвечный совет и Гостеприимство Авраама, реже упоминаются явление Троицы Александру Свирскому и Святая Живоначальная Троица с деяниями [3]
- Шестоднев — «образ шестодневного всемирного творения Божия, в котором Бога Отца пишут на подушках лежаща»;
- Отечество или Новозаветная Троица — «образ Саваофа в лице мужа престарелого и единородного Сына Божия во чреве Его и между ними Духа Святого в виде голубя»;
- «Благовещение с Богом Отцом, дышащим из уст».
Использованные материалы
- Святая Троица. Православная энциклопедия «Азбука веры».
- http://azbyka.ru/dictionary/17/svyataya_troitsa-all.shtml
- http://azbyka.ru/dictionary/17/troitsa-all.shtml
[1] Понятие “лицо” (не лик) близко к понятиям “личности,” “сознания,” pеrsоnаlity. Еп. Александр (Милеант). «Единый Бог в Троице поклоняемый» — http://azbyka.ru/vera_i_neverie/o_boge2/mileant_edinyi_bog-all.shtml
[2] Сидоров А.И. Курс Патрологии. Глава VI. св. Феофил Антиохийский — http://klikovo.ru/db/msg/3342
[3] Мария Сеньчукова. «10 икон Святой Троицы», 30 мая 2015 года — https://www.pravmir.ru/10-ikon-svyatoj-troicy/
Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, — помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.
«ТРОИЦА» еще можно поискать:
полнотекстовый поиск в Древе: Google
в других энциклопедиях: Яндекс — Википедия — Mail.ru —
в поисковых системах: Искомое.ru — Яндекс — Google
Святая Живоначальная Троица
Знаменитая икона преподобного Андрея Рублева была написана, как известно, в похвалу Преподобного Сергия. Известен также настоятельный совет игумена Радонежского: чаще взирать на образ Святой Троицы, ибо «взиранием на сей образ преодолевается ненавистная рознь века сего». Но для того, чтобы преодолеть эту рознь, ее прежде необходимо увидеть. И увидеть не вовне, а внутри себя.
Только тогда можно преодолеть ее индивидуальным «взиранием» на святой образ. О чем же может поведать нам икона преподобного Андрея? Почему святой Сергий придавал ей такое значение? Попробуем и мы всмотреться в этот образ и хотя бы отчасти ответить на эти вопросы.
В основе иконы «Живоначальная Троица» лежит библейский текст о том, как к праотцу Аврааму приходят три Ангела в виде трех Странников. И мы соответственно видим в руке каждого Ангела страннический посох.
Однако икона никогда не бывает только иллюстрацией Святого Писания или Святого Предания, но прежде всего призвана явить всегда откровение их духовного смысла. Так и здесь, с одной стороны, да, посохи, безусловно, напоминают о реалиях исторического события, но вспомним – посох или жезл имеет епископ. Его жезл – это символ духовной власти. На рублевской иконе, предельно символичной и в связи с этим лаконичной в деталях данного события, акцент делается именно на этом значении. Книга «Бытие» повествует нам, что, когда Странники приблизились к шатру Авраама, он выбежал к ним навстречу и, поклонившись, пригласил их в свой дом, посадив их за трапезу, и приказал слуге заколоть для Гостей тельца.
Все это происходило в дубраве Мамре. Недалеко от горы Мориа. Соответственно, в верхней части иконы мы видим то, о чем повествует нам бытописатель. Слева – шатер Авраамов, написанный в виде дома, в центре – дерево, также напоминающее о месте, где все происходило, справа высится гора. Но все эти предметы предельно обобщены.
Шатер скотовода преобразился в возвысившийся дом с колоннами и капителями, дерево только напоминает о дубраве, но по нему невозможно определить его принадлежность к какому-то конкретному виду. Это как бы – «вседрево». И гора Мориа, хотя и находилась не очень далеко от этого места, дана очень общо.
Андрей Рублев Троица
Святое Писание говорит о посещении Странников-Ангелов как о явлении Аврааму Бога. Телесными очами Авраам видел трех Странников, умом пророчески прозревал в них единого Бога. Икона и предлагает нам картину, которую можно увидеть только духовными очами, показывает то, как в событии временном проявилась Вечность.
И именно потому, что все предметы расположены четко над Ангелами, являющими Божество, их значения преображаются. Шатер скотовода становится образом строительства мира или «Домостроительства Божия», дуб – Древом Жизни, а гора призывает «горняя мудрствовати». При этом и гора, и дерево, и даже дом находятся как бы в поклоне к образу трех Ангелов.
Центральное место иконы занимают Ангелы и находящаяся на трапезе Чаша. Сразу бросается в глаза сходство – некий общий для всех трех ангельский образ: лики, одежды, крылья, жезлы… Но при всей схожести каждый Ангел очень индивидуален – в особом положении, движении головы, рук, цвете одежды. Средний Ангел одет в красный хитон (нижняя одежда) и синий гиматий (верхняя одежда).
На хитоне слева полоса. Это – клав, знак царского достоинства. Ангел по левую руку среднего (от нас справа) имеет синий хитон и зеленый гиматий. Наконец, слева у Ангела – синий хитон и светло-лиловый гиматий.
Церковь издревле видит в посещении праотца Авраама тремя Ангелами прообраз Святой Троицы. При этом цвета одежд, обращенность Ангелов друг к другу, положения рук могут даже дать нам возможность и желание конкретизировать «лица» Святой Троицы.
Так цвета одежд (в иконографии есть определенная символика цвета) среднего Ангела и наличие клава отсылает нас к устойчивой традиции изображения на иконах Спасителя. Иисус Христос – совершенный Бог и совершенный Человек. Соответственно, синий – цвет неба, красный – земли. Он – Царь (вспомним – клав), но, по Его слову, Царство Его не от мира сего (Ин. 18:36).
Весенняя и летняя зелень говорит о рождении, обновлении и исполнении жизни. Об этом же может напомнить и цвет гиматия правого Ангела, но это как бы вечная, неувядаемая зелень. На хитоне – также присутствует клав, он только не так ярок, как у среднего Ангела. Лиловый цвет левого Ангела, как и клав – среднего и правого, свидетельствует о царственности.
Небесная же синева присутствует в одеждах всех. Склонением голов образы среднего и правого Ангелов обращены к Ангелу, написанному слева. По этому, казалось бы, можно определить левого Ангела как Святого Духа, а правого – как Бога Отца. Но важно помнить, что исторически это явление не Самого Бога, а Ангелов Его.
Михаил Нестеров Троица ветхозаветная
Напомню, что Церковь видит в явлении Аврааму только прообраз Святой Троицы. Пусть даже ангельские образы по определенным внешним признакам удобно идентифицировать, все равно это будет чистой условностью, говорящей только о том, Кого ангелы являют. Ибо
«Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18).
Только Сын Божий стал Человеком, поэтому только Он и изобразим на иконах. Ни Бога Отца, ни Бога Духа Святого невозможно изобразить, так как Бог – Абсолютный Дух. Гораздо важнее не идентифицировать их, опираясь на видимые различия, а увидеть в иконе «преодоление розни».
Если мы мысленно в середину иконы поставим циркуль и попробуем описать круг, то фигуры ангелов легко в него впишутся. Круг – необычная фигура для христианства. Он – символ единства, согласия. Но совершенное единство и согласие может явить только совершенная же любовь. И на иконе есть предмет, который ее являет сильно и безусловно.
Это – Чаша, над которой как бы парит благословляющая десница среднего Ангела. Вспомним, что в ней находится заколотый телец. И здесь необходимо сделать оговорку. Образ Святой Троицы, конечно, писали и до святого иконописца Андрея. Но обычно на иконе были еще две фигуры: Авраама и Сарры, как бы прислуживающих за столом.
Как правило, их писали на первом плане иконы, чуть ниже трапезы. Иногда, чтобы показать неотмирность Гостей и пропасть, разделяющую Бога и падшего человека, Авраама и Сарру изображали подчеркнуто значительно ниже Ангелов (как на фреске Феофана Грека). Известна и иная тенденция. Их изображали стоя не перед трапезой, а за спинами сидящих Ангелов. И это было попыткой иконописцев как бы приблизить человека к Богу.
Что же делает преподобный Андрей? Он вовсе убирает Авраама и Сару. Тем самым исторические реалии становятся обозначены только предметами в верхней части иконы. И образ в целом сразу становится пророческим и уводит мысленный взор бесконечно назад в прошлое, являя Предвечный Совет, где три Ангела находятся в сокровенной безмолвной беседе о падении человека и о Жертве Сына.
И на полторы тысячи лет вперед от времени библейского события, когда Жертва уже совершена. И тогда заколотый телец Авраамов становится только прообразом евхаристической жертвы «закланного Агнца, вземлющего грехи мира». Но в том, как написан образ Святой Троицы преподобным иконописцем, сотрудники музея Андрея Рублева заметили нюанс чрезвычайно важный и напрямую связывающий образ со словами Преподобного Сергия. Совсем убрав из иконы людей, преподобный Андрей дал возможность человеку стать участником этого таинственного Божия общения. Ведь подойдя к иконе, место праотца совершенно естественно заступает любой предстоящий перед ней…
За трапезой сидят три Ангела, четвертая сторона пуста – она открыта для человека. Вот это – уже безусловное приближение человека к Богу. Причем Чаша на иконе максимально придвинута к пустой (нашей) стороне. Как бы не настаивая, не заставляя, а только предлагая как возможность принять ее и тем самым войти в эту таинственную и неизреченную область Божия единства, любви и согласия.
Протоиерей Александр Лаврин
О празднике Святой Троицы
День Святой Троицы – один из самых радостных праздников годового круга.
Возникновение праздника
Сошествие Святого Духа на апостолов, давшее начало празднованию в честь Святой Троицы, описано в Деяниях святых апостолов. По прошествии десяти дней после вознесения Иисуса Христа и на пятидесятый день после Его Воскресения апостолы находились в Сионской горнице в Иерусалиме. Иудеи праздновали в этот день великий праздник – Пятидесятницу, установленную в память о даровании евреям Синайского законодательства.
Был третий час дня, по еврейскому счету, или девятый час утра по нашему времени. Вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Христовы. И явились огненные языки и почили по одному на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали.
Дух Святой, по обетованию Спасителя, сошел на апостолов в виде огненных языков, в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам. Сошел же в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.
В Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран на праздник. Апостолы вышли к ним и стали проповедовать им воскресшего Христа. При виде простых рыбаков, говорящих на разных наречиях, некоторые иудеи стали смеяться, заподозрив учеников Христовых в пьянстве. Слыша нападки иудеев, к ним вышел апостол Петр. Вот как описывает это событие автор «Деяний», евангелист Лука:
«Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Деян. 2:14–18).
Проповедь апостола так подействовала на слушавших ее, что многие уверовали и стали спрашивать: «Что же нам делать?» Святой Петр ответил им: «Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прошения грехов; тогда и вы получите дар Святого Духа».
Уверовавшие во Христа охотно приняли крещение, таких оказалось в этот день около трех тысяч человек. Таким образом было положено основание Церкви Христовой на земле.
Традиции и обычаи
Православные христиане в этот день украшают дома и храмы зелеными веточками, цветами. Этот обычай идет еще от Ветхозаветной Церкви, когда дома и синагоги украшались зеленью в Пятидесятницу в память того, как при Синайской горе все цвело и зеленело в день, когда Моисей получал скрижали закона. Сионская горница, где на апостолов сошел Святой Дух, в то время, по общему обычаю, тоже была украшена ветвями деревьев и цветами.
В праздник Троицы вспоминают и явление Аврааму Троицы в Мамврийской дубраве, поэтому украшенный зеленью храм напоминает и ту дубраву.
А еще цветущие ветви напоминают нам о том, что под действием благодати Божией человеческие души расцветают плодами добродетелей.
Святая Троица! Пятидесятница!
В качестве вступительного эпиграфа сразу вспомнилось замечательное стихотворение:
Ах, Троица, ах, Троица, зелёная пора!
Как дышится, как молится, как звонится с утра!
Лишь только солнце двинется и заблестит росой,
Земля, как именинница, возрадует красой.
Лежит пучками полными во всех углах полынь.
И голубыми волнами плывёт землёй теплынь.
И сердце очищается любовью ко всему,
и так легко прощается, когда идёшь к Нему!
Сошествие Святого Духа. Рождение Церкви Христовой. Пятидесятница.
В этот тёплый летний день престольный праздник у нашего храма. Всем приходом мы очень любим этот праздник, как и многие другие, но Троица – он какой-то всегда особенный. Наш родной, именинный.
В храме поутру всегда прохладно, пахнет свежескошенной травой и листьями берёзы, смешивается с благоуханием цветов и сладким ароматом праздничного ладана. Весь храм убран изумрудной зеленью и цветами. Звучит тихое мелодичное пение церковного хора. Среди возгласов священников слышны переливы птичьего пения, доносящегося с улицы через открытые двери.
Ветерок колышет свежие листья молодых березок. Береза распускает свои почки одной из первых, поэтому это дерево — символ прощания с весной и радостная встреча лета. Так и душа человека после Троицы должна обновиться и распуститься для свершения новых добрых дел. Всё живое на земле радуется и ликует. Троица!
Святая Троица!
Начало богослужения. В душе благодатно и радостно. В храме собралось огромное количество народа. Батюшки и служители алтаря в зелёных облачениях, прихожанки в зелёных платочках. Все пришли помолиться за себя и своих близких, поблагодарить Бога за все, что имеем и разделить радость праздника.
По окончании Божественной литургии под переливы церковных колоколов потекла зеленая процессия верующих на крестный ход. Все от мала до велика славили Святую Троицу. Это день рождения нашей Православной Церкви. Священнослужители окропляли Святой водой и, каждый пытался попасть под ее искрящиеся на солнце капли.
На Великой Вечерне, состоявшейся сразу после литургии, впервые после Пасхи читались коленопреклоненные молитвы. Батюшки, стоя на коленях в Царских вратах лицом к народу молились, а прихожане благоговейно внимали, испрашивая у Господа дарования благодати Духа Святого.
Настоятель храма о.Вячеслав поздравил всех с праздником и произнес поучительную проповедь. После чего пригласил всех присутствующих собраться около главного входа в храм, чтобы традиционно сделать общее фото на память. В этом году фотообъектив еле вместил желающих. Когда в храме много людей — это всегда радует!
А на поляне около храма уже расположились творческие коллективы, которые ежегодно украшают наш праздник и радуют глаза и сердца зрителей.
В своем вступительном слове батюшка Вячеслав поблагодарил всех трудящихся в храме, а некоторым прихожанам в благословение за понесенные труды во Славу Святой Русской Православной Церкви вручил архиерейские грамоты.
Право открыть праздничный концерт предоставили ребятам из нашей Воскресной школы. В народных костюмах они исполнили вступительные этюды на тему Троицких гуляний.
Продолжением концерта стал, полюбившийся всем на протяжении многих лет, задорный и звучный ансамбль народной песни «Варенька».
Коллектив мальчишек и девчонок из г.Калуги «Вместе с солнцем» исполнили проникновенные танцевальные композиции «Половинки» и «Мамины глаза». Второй год подряд мы приглашаем этот прекрасный коллектив и с нетерпением ждем их новых душевных выступлений. Они умеют передать все эмоции и чувства через танец, вызывая трогательные слезы на глазах у зрителей.
Яркий и нежный танец «Одуванчик» подарили нам ансамбль танца «Нежность». С невероятной легкостью и грациозностью девчонки кружились в цветочном танце.
Вокалисты с Кондровской школы искусств великолепно исполнили песни «Дорогой добра», «Моя Россия», что как нельзя лучше отражало не только праздник Троицы, но и совпавший с ним – День России.
В завершении концерта прозвучали стихи от воспитанников воскресной школы под названием — «Я — русский». В глубоком смысле этих стихов заложена гордость и благодарность Богу за то, что мы русские. Скрепив крепко руки, закружился весёлый хоровод под композицию «Матушка Земля» и собрал всех желающих.
После слов ведущей: «приглашаем всех к праздничному столу!», хоровод рассеялся и направился к столам под открытым небом, где всех ждала вкусная трапеза, приготовленная нашими заботливыми поварами.
Удивительно, но в этот день синоптики прогнозировали ливневые дожди и мы все время смотрели на небо и переживали, не отменится ли наш праздник. Но по милости и Промыслу Божьему погода выдалась восхитительная, все задуманное осуществилось, а дождь пошел после того, как все гости разошлись. Вот действительно — чудо Божие.
Порой мы и не замечаем эти мелочи, и все ждём знамений и чудес, а чудеса случаются каждый день, только нужно немного внимания и поменьше суеты, чтобы их видеть и благодарить Создателя за всё!
Пресвятая Троица – слава Тебе!
Получили грамоты:
Боев Владимир Михайлович (алтарь)
Ведрова Анастасия Анатольевна (воскресная школа)
Величко Александр Иванович (алтарь, воскресная школа)
Иванова Валентина Никитична (крестильная)
Игнатов Владимир Егорович (алтарь)
Клокова Ирина Петровна (воскресная школа)
Колпаков Сергей Леонидович (клирос)
Короткова Мария Ивановна (свечная лавка)
Федулкина Эльвира Анатольевна (трапезная)
Фролова Наталья Васильевна (цветочница)