Золочение начали применять в древнем Египте. Но тогда, это было приклеивание тонких слоев драгоценного металла к какой-либо поверхности. Египтологи назвали технику листовой. Сейчас позолоту накладывают иначе. Метод именуют гальванический. Под воздействие тока частицы золото прогоняют через так называемый электролит. Это раствор солей калия.
Используют и некоторые кислоты. В итоге, драгоценный металл оседает на другой поверхности равномерным слоем.
Отсюда, и понятие золочение. Это покрытие архитектурных объектов, иных конструкций, украшений тончайшим слоем золота. Обычно ширина покрытия не превышает 3 микрометров. Однако, допускается и показатель в 25 микрометров. Такой слой наносят, если объект золочения будет подвергаться трению.
Перестраховка иногда необходима при обработке составных деталей промышленной техники. При воздействии химических составов, снега, пыли позолота изнашивается. В год может стираться до одной сотой микрометра.
Позолота БЕЗ золота. Чем покрывают ювелирные украшения.
Несмотря на толщину, напыление надежно держится на носителе. Процесс гальванизации позволяет связать золото и материал-подкладку на молекулярном уровне. Структурные решетки двух материй скрепляются между собой.
Считается, что для позолоты используют только высшую пробу драгоценного металла 999,9, то есть его в чистом виде. Но, в сфере интерьера и автотюнинга используют и другие пропорции. Так, одна из московских компаний предлагает нанести на поверхности розовое золото 585-ой пробы и зеленую разновидность металла 750-ой пробы. Поверхности покрывают и платиной, палладием, даже иридием.
В декорировании интерьеров используют и сусальное золото. Название переводится как «лицо», подразумевается обработка лицевой поверхности чего-то. Здесь техника нанесения позолоты как раз напоминает египетскую, поскольку сусальное золото – это тончайшие листы металла. Они не так крепко держаться на поверхности, зато, наносятся на любую основу.
Внешне листы сусального золота напоминают желтую фольгу. Они легко принимают форму любых предметов.
Сусальное золото широко применяется и в церковном деле. Им оформляют купола храмов, иконы, внутренне убранство молельных мест. Церкви, в основном, из камня или дерева. Драгоценные листы к этим материалам крепят на специальный клей. Гальваническое же покрытие схватывается только с металлами, поэтому не дает простора фантазии для дизайнеров интерьера и архитекторов.
Не секрет, что придание разным поверхностям эстетической привлекательности одна из основных задач золочения. С его помощью часто реставрируют украшения, заполняя неровности и трещины. Обрабатывают и новые изделия. Ювелиры именуют процесс подсветкой. Дело в том, 999 проба ярко-желтого, солнечного цвета, но не подходит для изготовления украшений. Они не держат форму, гнутся.
Такого вы наверно точно не видели, как покрывают золотом изделия
Для крепости необходимы примеси, но тогда цвет меняется. Выход из ситуации покрыть изделие позолотой. Оно станет привлекательнее, особо не прибавив при этом в цене.
Наносят золочение и для герметизации. Неблагородные металлы надежно защищены от окисления и коррозии под слоем золота. Хотя сам драгоценный металл высшей пробы мягок и податлив, после гальванизации, он становится прочным, способным противостоять внешним воздействиям, даже трению и ударам. Показатель прочности золочения вдвое больше, чем у литого золота.
Однако, чтобы произошла идеальная «состыковка» металла с поверхностью, ее необходимо грамотно подготовить. Если не провести обезжиривание, позолота будет плохо держаться. Сальность убирают с помощью горячих растворов кальцированной соды и фосфатов. Потом основу для золочения тщательно промывают в воде.
Только после этого, наносят на нее драгоценный металл методом гальванизации. Иногда, его еще именуют осаждением, но это неправильно. Осаждением являлась позолота, которую получали с помощью ртути. С ней смешивают драгоценный металл и наносят на поверхность. Ртуть испарялась, оставляя тонкий, ровный слой золота.
Но, прочность такого золочения уступает гальваническому, поэтому метод практически не используют в современности.
Позолота в электротехнических изделиях всегда необходима. Прятать драгоценное сырье внутрь телевизора или компьютера не станут без нужды. Как уже указывалось, золото, чаще всего, защищает детали от трения и износа. А вот в ювелирной промышленности, использование покрытия не всегда к месту. Иногда, позолоченные изделия выдают за украшения из чистого золота.
Бывает и такое, когда позолота сделана не по стандарту и моментально стирается. Как распознать обман?
Если продавец утверждает, что изделие золотое, на нем должна быть проба. У позолоты ее нет, зато присутствует маркировка gold plate. Это символ покрытия чистым золотом с использованием гальваники. Такое золочение так же обозначается 24K GP. Символ является расшифровкой каратности покрытия.
Не бывает позолоты с показателем 14 или, к примеру, 18 карат.
Плоские поверхности могут быть позолочены методом накатки. Он обозначается gold filled. На часы, медальоны при высоких температурах крепят фольгу из благородного металла. Серьги, кольца, браслеты изогнуты, значит, не могут иметь указатель gold filled.
Если заявлена позолота, при этом указана ее проба, значит, золота в ней и вовсе нет. У гальванического покрытия проба не указывается. По стандарту это может быть только чистый металл.Купив изделие (естественно с чеком) следует пойти к ювелиру. У него должен быть специальный аппарат. Тонкой иглой он прокалывает позолоту и берет пробу материала под ней.
Так можно выявить лжеукрашение из золота. Прокол минимален и незаметен невооруженным глазом.
И, еще один факт напоследок. Белое золото не используют для позолоты. Если поверхность изделия светлая, это обман или посеребрение. Ионы серебра, также как и золота, можно наносить тонким слоем на другие металлы.
Источник: tvoi-uvelirr.ru
ЭлХимМет
МЫ РАБОТАЕМ С 10-00 ДО 17-00 В РАБОЧИЕ ДНИ!
PreviousNextPlay/Pause
Позолота
Итак, у Вас появилось желание что-то позолотить. Под позолотой в широком смысле понимается придание поверхности изделия цвета металлического золота. Но какие методы обеспечивают золочение? Это возможно сделать несколькими путями, как с применением процессов, благодаря которым на поверхности изделий оказывается настоящее золото, так и всевозможным подделкам «под золото». Среди тех методов, которые применяются для нанесения золота как металла можно выделить три различных технологии.
- Это старинный «огневой» метод, когда золото растворяется в ртути, образуя амальгаму. Эта амальгама наносится на поверхность металла изделия, затем оно нагревается. При этом ядовитая ртуть испаряется и остается чистое золото. Все старинные изделия и даже купола некоторых храмов крылись таким методом. Но, к сожалению, при этом отравлялись и гибли люди. Метод такого нанесения позолоты опасен и не применяется в наше время.
- Золочение с применением сусального золота. На любое изделие (неважно дерево это, пластик, металл, левкас иконы или лепнина), наносится слой лака играющего роль грунта. По грунтам происходит выведение поверхности и затем наносится последний слой лака, например мордана, на который с большой осторожностью наносится позолота в виде листочков тонкого золота размером 9х9 см. Эти листочки получаются путём «выколачивания» и их толщина находится в пределах от 0.1 до 0.33 мкм. Технология нанесения проще, чем гальваническая позолота, но в этом методе спрятаны глубокие пороки. На такую позолоту в буквальном смысле «нельзя чихнуть». Вся прочность покрытия зависит от силы прилипания листочков золота к мардану. Малейшее механическое воздействие или даже просто течение времени приводит к отрыву и протиранию золота. Такая позолота бывает только матовой, и добиться глянца не получится никак.
- И наконец, третий способ — гальваническое нанесения позолоты, золочение, благодаря которому можно, контролируя толщину, наносить настоящее золото на изделия. Такая позолота, в отличие от сусальной, очень прочно держится на изделии. Такое изделие не боится носки, трения и других механических воздействий. Возможно получение как глянцевых, так и матовых поверхностей.
Деревянное зодчество
Золочение с древности до наших дней. Позолотные работы
Позолотные работы – старинный способ украшения предметов быта, мебели, интерьера и элементов наружной архитектуры. Он нашел широкое распространение в православных храмах, где используется как для золочения куполов, так и для внутреннего убранства.
Когда возникла техника золочения
Золочение – это древнейший способ декорирования , сохранивший свою актуальность и пользующийся популярностью в наши дни . Историки считают , что это ремесло возникло несколько тысячелетий назад в древнем Египте и Индии . Затем традиция покрывать тонким слоем золота предметы быта , украшения и архитектурные элементы распространилась в странах Ближнего Востока . Секрет сусального золота также был известен мастерам Греции и Римской империи .
В Киевской Руси позолотные работы стали востребованы в 9 — 10 веках – в период активного развития зодчества . Золото украшало сооружения и внутри , и снаружи . Особенно гармонично оно вписалась во внутренне убранство православных церквей . Великолепие золоченых крестов , алтарей , икон , киотов и стенной росписи наполнило храмы изнутри . Внешнюю архитектуру церквей украсило золочение куполов , ставшее одним из символов православия .
Что собой представляет сусальное золото
Уникальная красота золота в сочетании с мягкостью сделали его востребованным в глубокой древности , когда человечество еще не научилось обрабатывать более плотные металлы . Золотые слитки вручную раскатывались до состояния тонких пластин , которые впоследствии на Руси стали называть сусальное золото .
Сегодня для изготовления этого материала используются автоматы , благодаря которым удается получать тончайшие золотые листы ( толщиной от 0 , 1 до 0 , 25 микрона ). Это очень хрупкий материал , который может быть разрушен одним неосторожным прикосновением . Чтобы обеспечить сохранность пластин , их упаковывают в специальные книжки , перекладывая золотые страницы листками папиросной бумаги .
Классическое сусальное золото имеет 960 пробу . Однако в наши дни широкое распространение получили самые разные сплавы , в которые могут входить добавочные металлы : серебро , медь , палладий , цинк , никель . В зависимости от состава материал имеет различные цвета : начиная оттенками желтого и заканчивая красным или белым .
Золочение куполов от древности до наших дней
С течением времени способы нанесения позолоты изменялись и совершенствовались . На Руси издревле применялось « ртутное золочение » – старинная технология позолотных работ . Суть ее заключалась в нанесении на обрабатываемую поверхность состоящей из смеси золота и ртути амальгамы . Под воздействием высокой температуры ртуть испарялась , а золото приставало к поверхности . Нанесенная таким методом позолота куполов была надежной и долговечной , но ртутные испарения становились причиной отравления и гибели сотен мастеров .
Сегодня этот смертельно опасный для человека способ больше не применяется . Современные мастера покрывают купола сусальным золотом : с помощью тонких золотых листов создаются поверхности , которые смотрятся так , словно они покрыты цельным листом чистого золота . Следует заметить , что для наружных работ используются золотые пластины большей толщины , чем для декорирования внутренних помещений , украшений и предметов быта .
Техники золочения внутри и снаружи здания
Позолоченные поверхности , устойчивые к влаге и другим воздействиям окружающей среды , создаются методом масляного золочения или как его еще называют « золочением на мордан ». Эта техника золочения может применяться к металлическим , деревянным , гипсовым и каменным поверхностям . Для ее выполнения используются материалы на масляной основе , в том числе масляный лак — мордан , на который непосредственно и накладывается золотой слой . Это достаточно простая техника , чаще всего используемая для наружных работ .
Более сложная технология позолотных работ – метод на полимент . Это очень трудоемкая техника , требующая от исполнителей высокого уровня мастерства . Она используется для внутреннего золочения помещений , а также для предметов , не подвергающихся агрессивным воздействиям . Потрясающие по красоте результаты дает метод на полимент в иконописи , а также при декорировании и реставрации интерьеров , мебели , картин .
- ← Деревянный гонт: современный материал или веяние древних традиций?
- Ландшафт с крышей – кровли, заметные издалека →
5 Комментария на “ Золочение с древности до наших дней. Позолотные работы ”
- orenkomp.ru 08.02.2016 в 15:48 Сегодня, когда первый этап реставрационных мероприятий завершен и знаменитый Самсон триумфально возвращен на постамент, наши специалисты предлагают вам ознакомиться с некоторыми наблюдениями и выводами, касающимися подхода к золочению на объектах с повышенным внешним воздействием, на примере знаменитого фонтана.
Источник: drevox.com