Эти огромные лодки были одноразовыми: их строили все лето, но совершали они лишь одно плавание. Деревянные суда плыли вниз по Волге лишь ради одного — чтобы потом быть разобранными.
Лучший способ переправить лес по реке
Лесозаготовка веками была одной из самых популярных сфер деятельности в России. Однако в прошлом, когда не было железных дорог и автомобилей, как можно было переправить лес в другую часть страны? Правильно — по реке. Для этого необходим был транспорт, который способен перевезти бревна. Но строители пошли дальше, и решили превратить сами корабли в дерево.
Так и появлялись беляны, которые, с одной стороны, перевозили брус, а с другой, были сами этим брусом.
Ранил ногу в подземном бункере — Последний GhostBuster
Беляны строились в местах, где велась заготовка леса: это верхние течения Волги и Камы. Лесозаготовку обычно вели зимой, а летом приступали к строительству лодок. Все лето их строили, а с приходом осени эти барки, груженые деревом, отправлялись в свое первое и последнее плавание вниз по реке.
Когда беляны доходили до пункта назначения (чаще всего это был Царицын, а также Саратов или Астрахань), то корабли разгружали, а сами беляны разбирали. Брус с них поставлялся дальше на деревоперерабатывающие заводы. Эта практика была популярна вплоть до начала ХХ века, и сотни белян каждое лето были созданы ради одного — совершить одно плавание и после этого быть разобранными.
Деревянные контейнеры из прошлого
Беляны были плоскодонными лодками, строили их разных размеров. На строительство одной средней лодки обычно уходило около 450 бревен, еловых и сосновых. Первоначально их даже строили без гвоздей, просто связывая бревна друг с другом. Также лодки не смолили, из-за чего они были белесого цвета. Поэтому им и дали такое поэтичное название — беляны.
Некоторые барки были очень большими: около 120 метров в длину. Они могли перевезти больше десяти тонн, и этот объем легко сравнить с современным грузовым контейнером.
Беляны везли с собой груз: это была древесина в виде балок, бревен и досок. Груз распределяли рядами, оставляя доступ ко дну судна: если вдруг дно прорвет, до него можно будет легко добраться и устранить течь. Кстати, вот тут мы рассказывали, почему корабли, построенные из дерева, тонут. Укладывали дерево с умом, ведь правильно уложенный брус хорошо просыхает, а значит, не будет гнить.
Лучшие приколы 2020 #2 — МЯКОТКА 3
Заметили милые домики на палубе? Они служили каютами для экипажа. Избушки соединялись мостом: здесь сидел лоцман. Сами лодки украшали российским флагом, флагом купца, на них могли изображать святых или какие-нибудь символы. Когда беляны приезжали в пункт назначения, лодки разбирались, а дерево перевозили на завод.
Избушки, служившие матросам каютами, продавались в качестве домов.
Беляны ходили по Волге достаточно долго, ведь пароходы работали на дровах. Спрос на древесину снизился только после того, когда большинство кораблей стало заправляться горючим топливом. Ну а потом, после строительства сети железных дорог, беляны и вовсе перестали строить: лес стало дешевле перевозить по рельсам.
Кстати, долгое время бурлаки имели преимущество перед пароходами. Узнайте в нашем материале, почему такой труд был так востребован.
Если захотелось в путешествие не по родным рекам, а по жаркой стране с ласковыми пляжами, то на этот случай у нас есть подборка туров в Египет.
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек
Источник: travelask.ru
Нераскрытая тайна: 120 лет это знаменитое бревно плавало вертикально в озере, и никто не знает, почему
В мире немало уголков, таящих необъяснимые загадки, но при этом являющихся вовсе не мистическими, а скорее забавными. Одной из таких загадок является «Старик озера» — так местные жители называют бревно, плавающее в воде более сотни лет не горизонтально, а вертикально, словно гигантский поплавок.
Бревно в озере
Бревно, которое не желает подчиняться законам физики, уже более сотни лет плавает в водах озера Крейтер ( Crater Lake), что в США.
Озеро является частью национального природного парка-заповедника, расположенного в южной части штата Орегон. Крейтер – уникальный памятник природы, способный посоперничать со знаменитым на весь мир Байкалом. Его площадь — больше 50 квадратных километров, а максимальная отметка глубины — 594 метра.
Ежегодно парк посещают тысячи туристов. Однако привлекают их вовсе не первозданные природные красоты южного Орегона, а бревно, не желающее более сотни лет принимать горизонтальное положение и тонуть.
Первое упоминание
Первые письменные упоминания о «Старике озера» появились в 1896 году. Тогда не было и речи о загадочности, мистичности, таинственности. В описании говорилось лишь о необычном явлении.
Автором заметок, в которых упоминался «Старик озера», был геолог, натуралист и исследователь Джозеф Диллер. Ученый написал о том, что увидел расколотое и потерявшее цвет, практически белое бревно, плавающее в воде строго вертикально.
История обрастает мистическими деталями
Джозеф Диллер посетил берега озера еще раз спустя пять лет. Геолог решил пройтись вдоль побережья и был ошеломлен тем, что увидел в воде то самое бревно, которое удивило его годы назад.
Джозеф поначалу испытывал сомнения в том, что видит именно те остатки дерева, которые привлекли его внимание раньше. Он достал свои путевые заметки и сравнил описание, составленное пять лет назад, с тем, что наблюдал.
Сомнений не осталось: бревно было тем же самым, но сместилось от места, где его видел Джозеф раньше, на целых 400 метров. И при этом по-прежнему держалось в воде вертикально. Давая описание увиденному, исследователь заявил, что перед его глазами «тайна, которую предстоит раскрыть».
Первые исследователи
Современники Джозефа Диллера хоть и не подняли геолога и натуралиста на смех, но все же восприняли его рассказ с очень большим скептицизмом. Но ведь для того, чтобы опровергнуть слова ученого, который фактически ничего не утверждал, а всего лишь дал описание того, что увидел, нужно было отправиться в Орегон, на побережье озера Крейтер.
Многие именно так и поступили. И с чем же столкнулись исследователи? С тем, что и описал в своих заметках их коллега. Они увидели бревно, вертикально торчащее из воды и неспешно «путешествующее» по водам озера.
Исследователи выяснили, что «Старик озера» способен преодолеть более четырех миль всего за сутки, несмотря на отсутствие каких-либо очевидных средств, обеспечивающих передвижение, например, ветра, провоцирующего течение. И то, каким образом «Старик озера» это проделывает, по сей день остается для ученых загадкой.
Свидетелем его передвижения может стать любой турист, посетивший парк. Бревно никогда не находится на одном месте, оно постоянно двигается.
Установленные факты, связанные со «Стариком озера»
Разумеется, бревно вызывало любопытство многих поколений ученых. Его неоднократно исследовали, хотели даже извлечь из озера и увезти в местный институт, но местные жители этому воспротивились. Бревно признали неотъемлемой частью природного заповедника, что наложило на возможности ученых некоторые ограничения.
Специалисты провели углеродный анализ и установили, что «Старику озера» не менее 450 лет. Это означает, что почти половину тысячелетия назад дерево погибло и стало бревном. Разумеется, что послужило причиной этому, выяснить в полевых условиях не представляется возможным.
Не совсем ясно и сколько времени «Старик озера» находится в воде. Принято считать, что по озеру бревно кочует не менее 120 лет. Диаметр бревна – 61 сантиметр, а его длина – 9 метров. Согласно законам физики, «Старик озера» попросту не может находиться в воде в вертикальном состоянии. Однако, по всей видимости, бревну о законах физики ничего не известно, поскольку оно не собирается менять свое положение и приставать к берегу или тонуть.
Предположения и объяснения феномена
Теорий, объясняющих происходящее на озере, много. Одной из наиболее вероятных является версия, согласно которой в момент погружения в воду в нижней части бревна находились камни или нечто подобное, способное удерживать «Старика озера» в вертикальном положении. С течением времени камни вымыла вода, но она же пропитала древесину, разделив бревно на две части с разной массой и плотностью. Поэтому «Старик озера» и нарушает законы физики, которые утверждают, что плавающий объект с однородной плотностью всегда будет иметь центр тяжести, расположенный выше, чем его центр плавучести. Поэтому бревна деревьев и плавают горизонтально.
Однако у этой теории нет ни одного доказательства. Исследователям-ныряльщикам, изучавшим подводную часть бревна, не удалось обнаружить ничего, что могло бы свидетельствовать о том, что дерево когда-то что-то удерживало в вертикальном положении. Да и в описаниях, составленных исследователями прошлого, нет ни малейшего намека на то, что в нижней части бревна было хоть что-то, кроме самой древесины. Разумеется, сотню лет назад к нижней части бревна никто не нырял, но вода в озере Крейтер отличается абсолютной прозрачностью, поэтому в достоверности описаний, составленных исследователями прошлого, не приходится сомневаться.
Местные жители же склонны считать «Старика озера» неким идолом, наделенным мистическими силами. Старожилы, а также работники заповедника, утверждают, что бревно управляет местной погодой. В качестве доказательства приводится история, случившаяся в 1980 году. Тогда исследователи зафиксировали положение «Старика озера» привязав его к лодке, для удобства работы.
В этот же момент ясное небо начало покрываться тучами, вскорости начался сильнейший шторм, а после него выпал снег. И произошел данный катаклизм в августе.
Разумеется, это может быть простым совпадением. Но, с другой стороны, научного объяснения феномену, наблюдаемому в водах озера Крейтер, не существует.
Источник: fb.ru
Беляны — гигантские деревянные корабли, ходившие по Волге в 19 веке
Беляны — уникальные суда 19 века
Как известно, голь на выдумки хитра. Русские издавна славились смекалкой и трудолюбием, поэтому неудивительно, что в 19 веке им удалось изобрести беляны — уникальные суда , которые ходили по Волге и Каме и своими размерами могли посоперничать с океанскими лайнерами!
Беляны — гордость Волги и Ветлуги
Беляны плавали исключительно в одном направлении – с верховья до низовья рек и не заходили дальше Астрахани. Эти суда имели внушительные размеры: некоторые достигали в длину 120 м, в ширину – 30 м, а высота борта была около 6 м. «Обслуживали» беляну от 15 до 35 человек, хотя иногда число рабочих доходило до 60-80 (изредка на судах работали семьями, и женщины сплавлялись на белянах наравне с мужчинами).
Некоторые беляны достигали 120 м в длину
Необычные суда для сплава древесины
Беляны выглядели громоздкими, но на самом деле были очень маневренными. Управлялись они при помощи руля и огромного лота, из-за чего судно двигалось по реке вперед кормой, а не носом.
Строительство белян
Казенки — домики для команды
На белянах работали и мужчины, и женщины
Строительство белян
Использовались беляны для сплава древесины. Свое название получили благодаря тому, что их корпус, сложенный из бревен, лишенных коры, был былого цвета. Одно судно можно было сложить из 200 еловых брусьев (ими выкладывалось дно) и 250 сосновых (служили для бортов), палуба настилалась из теса или из пиленых досок.
Суда изначально строились без единого гвоздя, и их никогда не смолили, поскольку предназначены они были лишь для одной навигации. Прибыв в пункт назначения, судно разбиралось до основания, владельцы белян продавали все – от бревен до пенек, рогожи, канатов, крепежей. На корме беляны устанавливались две избушки для команды, называемые «казенками», их также продавали на суше как готовые дома.
Рабочие укладывают бревна
Постройка баржи
Несмотря на то, что век белян был недолог, хозяева прикладывали немало усилий для их украшения: на палубе крепились государственные, торговые или куческие флаги, напоминавшие паруса. Особо уделяли внимание лоцманской будке, она зачастую была резная и окрашенная золотой краской.
Беляна. Музейный экспонат
Больше всего белян строилось в середине 19 века, когда массово появились пароходы (в российском флоте их насчитывалось 500), работавшие в то время на дровах. С переходом на нефть спрос на дрова снизился, однако беляны продолжали ходить в Поволжье до конца века.
Беляна. Музейный экспонат
Беляна. Музейный экспонат
Беляна. Музейный экспонат
Еще одно виртуальное путешествие в прошлое нашей страны можно совершить, посмотрев фотографии русских крестьян-ремесленников за работой .
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник: kulturologia.ru