Золото как царю ладан как богу смирну как человеку

Все слышали про Дары волхвов, которые были в Москве, Петербурге, а сейчас продолжают путешествовать по славянским землям. Это христианская реликвия, святой для верующих предмет. Первая реакция тех, кто встречал их фото в Интернете, — удивление. Все, в том числе и основная масса верующих, ожидали увидеть слитки золота или монеты и древнего вида кувшины и сундучки.

Что угодно, только не то, что изображено на фотографии. Впечатление было неожиданным: мы увидели великолепный по исполнению предмет декоративного искусства, ювелирное изделие. Вот об этой, декоративной, стороне реликвии давайте сегодня и поговорим.

ЗОЛОТО

Итак, что из себя представляют первые подарки Малышу Христу? Плоские пластинки размером примерно 5х7 см из сверкающего на солнце золота, точнее, из золотой проволоки, спаянной в единый узор в технике филиграни с зернью. Помните крылатое выражение: «филигранная работа»? Значит, очень тонкая, точная, изящная. Так вот, Дары волхвов – самая что ни на есть филигранная работа, в прямом и переносном значении.

Золото, ладан, смирна#12 | Дары Волхвов

Чтобы сплести ажурную золотую вязь, из цельного куска золота «вытягивали» тончайшую нить, которую затем оставляли гладкой, либо скручивали по нескольку нитей между собой, получая маленькие «канатики» толщиной в миллиметр. Кстати, от слова «скручивать, свивать», на старославянском — «скать», происходит название русского варианта филиграни, который был известен у нас с древнейших времён и применяется до сих пор – “скань” или «сканное дело».

Фото: Игорь Белокопытов

Потом мастера принимались выкладывать узор из этой проволоки, используя различные инструменты. Отрезая нужное количество, золотую нить сгибали, завивали, переплетали или наоборот – делали почти идеально ровной. Так рождался шедевр, тонкая и сложная ювелирная работа. Потом при помощи пайки соединяли все элементы в единое целое, а в специально отведённые места прикрепляли маленькие золотые шарики — «зернь», которая слегка выступала над поверхностью пластины и делала внешний вид вещи ещё сложнее и богаче.

Таких золотых табличек с Афона привезли три. Остальные 25 хранятся в монастыре св. Павла вот уже несколько веков. Узор каждой из них уникален, и не найти среди всех табличек двух одинаковых. Формы их также разнообразны и не совсем привычны для ювелирных украшений древности: они четырёхугольные.

Правильные геометрические фигуры, словно из математического набора для первоклассника: трапеции, квадраты, прямоугольники. Необычно!

Фото: Игорь Белокопытов

Золото в те времена преподносилось царям в знак особого уважения, избранности и как символ власти. Персидские мудрецы считали, что новорождённый Христос — это Царь мира. Об этом они читали в пророчествах. Вообще говоря, к тому времени многие народы на Востоке знали, что должен прийти особенный Царь, Спаситель, и ждали Его. Вот почему волхвы принесли именно золото: “Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну” (Евангелие от Матфея, глава 2, стихи 10-11).

Читайте также:
Золота не вижу это

Дары:Золото — как царю, ладан,- как Богу.Смирна,- как человеку для погребения…

Кадр из фильма Аркадия Мамонтова «Дары волхвов» (2014)
ЛАДАН

Конечно, вы успели заметить на фотографиях неровные тёмные бусины, похожие на маслины. Они нанизаны на серебряную проволоку, прикреплённую дугообразно к каждой из золотых пластин, вперемежку с коралловыми и стеклянными (или жемчужными) бусинами. Эти тёмные «маслины» — смесь особых веществ, ладана и смирны.

Ладан — пахучая смола, душистый древесный сок, который на воздухе становится твёрдым и собирается с ароматических деревьев. Зёрна ладана, если их положить на тлеющий уголёк, наполняют помещение чудесным ароматом.

С древних времён ладан использовался при богослужениях, как символ молитвы Богу. Когда мудрецы собирались в путь, они положили в мешки кроме золота ещё и ладан. Эта часть подарка символизировала, что Иисус Христос — Бог.

По преданию, ладан и смирну волхвы принесли в отдельных ёмкостях, а уже когда реликвия попала на гору Афон, монахи смешали и то и другое и прикрепили смесь к каждой из золотых пластин. Так получились необычные предметы, которые мы видели в России, — непохожие ни на какие другие украшения для человека или дома, непохожие даже на привычные религиозные предметы.

СМИРНА
Другое вещество, с которым смешан ладан, — смирна.

На иконах и картинах со сценой поклонения волхвов обычно изображают дом, в который вскоре после Рождества перебрались св. Иосиф, Пресвятая Богородица и маленький Ребёнок-Христос. Вот заходят иноземные гости, «открывают сокровища свои» и. дарят ароматное вещество для погребения мёртвых.

Книжная иллюстрация. Детская Библия. Институт перевода Библии. 1992

Смирна — это смола миррового дерева, вид благовоний, широко известный в Древнем мире и используемый в качестве бальзамирующего вещества для тел умерших. Им натирали тело человека, провожая его в последний путь. Эта часть подарка означала, что Царь и Бог — ещё и Человек, такой же, как и мы все.

Читайте также:
Кто живет на конце радуги с горшком золота

Смирна (мирра)
ПОДАРКИ

Золото как Царю, ладан как Богу, смирну — как Человеку. Все три части Даров смешали, соединили, спаяли в одном предмете. Подарки символичны: глядя на них, верующему есть о чём подумать. А неверующему — полюбоваться на искусство создавшего филигрань мастера, удивиться находчивости афонских монахов, «доработавших» художественную идею, и, возможно, получить вдохновение для своего творчества.

Источник: worldartdalia.blogspot.com

Поклонение волхвов: почему родившемуся Христу принесли золото, ладан и смирну?

С первых дней воцарения, шатким был трон Ирода. Народ его ненавидел, считая его узурпатором Давидова престола и тираном и гнушался им, как язычником. Последние годы жизни Ирода осложнились еще личными невзгодами и кровавыми расправами. Он сделался крайне подозрительным и по малейшему поводу казнил своих явных и мнимых врагов.

ДАЛЬНЕЙШИЙ евангельский рассказ о поклонении волхвов (Мф. 2 гл.) очень назидателен. Это, прежде всего рассказ об “ епифании ”, или явлении Христа язычникам.

Еще Иосиф и Пресвятая Матерь Божия с Младенцем Иисусом оставались в Вифлееме, как из далекой страны с востока (из Персии или Вавилонии) пришли в Иерусалим волхвы.

Волхвами, или мудрецами, назывались ученые люди, занимавшиеся наблюдением и изучением звезд. В то время люди верили, что при рождении великого человека появляется на небе новая звезда. Многие язычники в пределах Персии, наученные рассеявшимися иудеями, знали о грядущем в мир Мессии — Великом Царе Израильском.

От евреев они могли знать следующее пророчество Валаама относительно Мессии: “Вижу Его, но ныне еще нет. Зрю Его, но не близко. Восходит Звезда от Иакова и восстает Жезл от Израиля, и (Он) поразит князей Моава” (Числа 24:17), здесь “Моав” — олицетворение врагов Мессии. Персидские волхвы ждали, что когда родится обещанный Царь, то на небе появится новая звезда.

Хотя пророчество Валаама говорило о звезде в духовном смысле , но Господь, по милости Своей, чтобы привести язычников к вере, дал на небе знамение в виде появления необычайной звезды. Увидев ее, волхвы поняли, что ожидаемый Царь родился.

После продолжительного и далекого путешествия они, наконец, дошли до столицы иудейского царства Иерусалима и стали спрашивать: “ Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему ”. Эти слова таких видных незнакомцев всколыхнули многих жителей Иерусалима и в особенности царя Ирода, которому немедленно доложили о прибытии загадочных восточных ученых.

С первых дней воцарения, шатким был трон Ирода. Народ его ненавидел, считая его узурпатором Давидова престола и тираном и гнушался им, как язычником. Последние годы жизни Ирода осложнились еще личными невзгодами и кровавыми расправами. Он сделался крайне подозрительным и по малейшему поводу казнил своих явных и мнимых врагов.

Читайте также:
Золото с чем сочетается на ногтях

По этой причине погибло несколько детей Ирода и даже его жена, которую он раньше пламенно любил. Больной и дряхлый, Ирод теперь проживал в своем новом дворце на Сионе. Услышав о родившемся Царе, Он особенно заволновался, боясь, как бы люди не воспользовались его старостью, чтобы отнять у него власть и передать ее новорожденному Царю.

Чтобы выяснить, кто же этот новый претендент на его престол, Ирод собрал к себе всех священников и книжников, — людей хорошо знавших книги Священного Писания, и спросил их: “ Где должно родиться Христу ?” Они ответили: “ В Вифлееме иудейском, потому что так написано у пророка Михея ”. Тогда Ирод тайно призвал к себе волхвов, выведал у них время появления звезды и послал их в Вифлеем. Прикидываясь благочестивым, хитрый Ирод сказал им: “ Пойдите и там хорошенько все узнайте о Младенце, и когда найдете Его, придите и скажите мне, чтобы и я мог пойти поклониться Ему ”. На самом же деле Ирод собирался воспользоваться их сообщением, чтобы предать Младенца смерти.

Волхвы, выслушав царя Ирода и ничего не подозревая, пошли в Вифлеем. И вот снова та звезда , которую они видели прежде на востоке, появилась на небе и, двигаясь по небу, шла перед ними, указывая им путь. В Вифлееме звезда остановилась над тем местом, где находился родившийся Младенец Иисус.

Волхвы вошли в дом и увидели Младенца Иисуса с Матерью Его. Они поклонились Ему до земли и поднесли Ему дары (подарки) свои: золото, ладан и смирну (драгоценное благовонное масло). В подарках волхвов можно видеть следующее символическое значение. Золото они принесли Ему, как Царю (в виде дани или подати), ладан, как Богу (потому что ладан употребляется при богослужении), а смирну, как Человеку, который должен умереть (потому что в то время умерших помазывали маслами, смешанными с благовонной смирной).

Поклонившись всеми ожидаемому Царю, волхвы собирались, было на следующий день возвратиться в Иерусалим к Ироду. Но Ангел, явившись им во сне, открыл им коварные намерения Ирода и повелел вернуться в свою страну, взяв другой путь, не проходящий около Иерусалима. Предание сохранило имена волхвов, которые потом стали христианами. Это были Мельхиор, Гаспар и Валтасар.

Читайте также:
Демонетизация золота была осуществлена решением

В рассказе о Рождестве Христовом еще замечательно то, что первыми поклонились родившемуся Спасителю пастухи, истинные дети природы, которые могли открыть пред Ним только сокровищницу своего сердца, полного простоты, веры и смирения. Уже значительно позже пришли волхвы с Востока, насыщенные ученой мудростью, повергшие пред Богомладенцем вместе с благоговейною радостью золото, ладан и смирну.

Они должны были совершить долгий путь прежде, чем достигли Иудеи и даже, находясь уже в Иерусалиме, не сразу могли обрести место рождения Царя Иудейского. Не говорит ли это о том, что и простота сердца, и глубокая добросовестная ученость одинаково ведут ко Христу. Но первый путь прямее, короче и вернее второго. Пастырями руководили непосредственно Ангелы, а волхвы “уч а хуся” от бессловесной звезды и через Ирода от книжников и старцев иудейских. Не без затруднений и опасностей достигли они желанной цели и не слышали небесной гармонии, прозвучавшей над землей — “ Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение ” (мысль Митрополита Анастасия).

Поскольку вы здесь.

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Источник: www.pravmir.ru

Почему Христу подарили золото, ладан и смирну?

В Евангелии от Матфея (Стих 11 [окончание]) говорится: «И, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну». В комментариях я нашёл, что это изобразил пресвитер Ювенкус словами: «Ладан, золото и смирну они приносят в дары [Ему] как Царю, и Человеку, и Богу». Он говорит, что это таинственный смысл даров. Как это понимать? Ладан — царю, Золото — человеку, смирну — Богу?

Отвечает протоиерей Михаил Самохин:

Комментируя символическое и пророческое значение даров, которые волхвы принесли Богомладенцу Христу: золота, ладана и смирны (см. Мф. 2, 11), лучше опираться на устойчивые древневосточные практики современников Спасителя, поскольку святой апостол и евангелист Матфей именует волхвов греческим словом μάγοι — волшебники, а в позднеантичной литературе так именовали выходцев из древнего Ирана или Вавилонии, соответственно, исповедовавших зороастризм или практиковавших астрологию.

На древнем Востоке золото приносили в дар царям, ладан использовали для служения Богу, а смирну использовали для помазания при погребении умерших людей. Полагаю, что блаженный Иероним Стридонтский, который жил в конце IV — начале V века, упоминая в краткой цитате стих некоего пресвитера Ювенкуса, вряд ли считал обязательным сопоставительное перечисление даров и их символов, полагая что символическое значение каждого дара известно его читателям. Об этом свидетельствует сама тональность блаженного Иеронима: «Весьма прекрасно изобразил в одном стишке таинственное значение даров этих пресвитер Ювенкус: „Ладан, золото и смирну они приносят в дары [Ему] как Царю и Человеку, и Богу“.» (Блаж. Иероним Стридонтский. Толкование на Евангелие от Матфея).

Читайте также:
Где найти золото в wolfenstein

Пояснения понадобились для верующих последующих эпох, более далеких от древневосточных обычаев. Вот что пишет о символике даров таинственных волхвов уже святитель Григорий Двоеслов, живший в конце VI — начале VII века: «Но волхвы принесли злато, ливан и смирну. Ибо злато приличествовало Царю, а ливан употреблялся при жертвоприношении Богу, смирною же бальзамируются тела умерших.

Следовательно, волхвы Того, Кому кланяются, еще проповедуют таинственными дарами: златом — Царя, ливаном — Бога, смирной — имеющего умереть». (святитель Григорий Двоеслов. Сорок гомилий на Евангелия). О такой же символике даров волхвов свидетельствует святитель Григорий Палама.

Приведу такое пояснение византийского богослова конца XI века Евфимия Зигабена: «Именно золото есть символ царского достоинства, потому что подданные платят дань царям золотом; ливан (ладан) — символ Божества, так как ладан возжигают Богу; смирна же — смертности; ею издревле намащали мертвые тела, чтобы они не гнили и не издавали запаха. Своими приношениями они показали, что этот явившийся Младенец есть и Царь, и Бог, и что вкусит смерть за людей, как человек».

Об этом же пишет современный толкователь Евангелия протоиерей Олег Стеняев, комментируя блаженного Иеронима: «Здесь можно немного не согласиться с пресвитером Ювенкусом, точнее с построением его стиха. Разумнее выстроить другой порядок: золото — как Царю, ладан — как Богу, смирну — как Человеку. Смирна на Востоке входила в состав бальзама, которым натирали мертвое тело.

Блаженный Феофилакт поясняет: „а смирну, как имеющему вкусить смерти, ибо иудеи со смирной погребают мертвецов, чтобы тело оставалось нетленным, ибо смирна, будучи сухой, сушит влагу“. Похоже, что волхвам, судя по их дарам, было открыто и много более, чем мы можем себе представить…» (прот. О. Стеняев. Беседы на Евангелие от Матфея, том 1, Беседа 3).

Пользуясь принципом «согласия отцов» в толковании Священного Писания, считаю, что именно так и стоит понимать пророческий смысл даров волхвов. О них на нашем сайте есть подробный иллюстрированный материал.

Источник: foma.ru

Рейтинг
Загрузка ...