Мировая премьера: 22 сентября 1869 года, Национальный театр, Мюнхен (впервые как часть тетралогии – 13 августа 1876 года, Байройт)
Премьера в Мариинском театре: 27 декабря 1905 года (на русском языке)
Премьера постановки: 13 июня 2003 года
Премьера обновленной сценической версии: 27 июля 2023 года
Продолжительность спектакля 2 часа 40 минут
Спектакль идет без антракта
Возрастная категория: 12+
Авторы и постановщики
Музыка Рихарда Вагнера
Либретто композитора
Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Художник-постановщик – Георгий Цыпин
Концепция обновления – Валерий Гергиев
Режиссеры обновления – Кристина Ларина, Анна Шишкина
Художник по свету, художник по видео – Глеб Фильштинский
Художник по костюмам – Татьяна Ногинова
Ответственный концертмейстер – Марина Мишук
Картина первая
В глубине Рейна три веселые, по-детски беззаботные русалки – Воглинда, Вельгунда и Флосхильда – стерегут по поручению отца сокровища Рейна. Альберих, уродливый нибелунг, незаметно крадется к ним вдоль скалы. Он тщетно пытается добиться любви русалок, а те затевают с ним жестокую игру. Каждая из них искусно притворяется влюбленной в него, чтобы затем безжалостно отвергнуть и посмеяться над его уродством. Альберих оскорблен и разгневан.
Вагнер опера — Золото Рейна 1 часть русские субтитры
Восходит солнце. Лучи его, проникнув сквозь воды Рейна, озаряют ослепительным блеском скалу, хранящую клад. Альберих привлечен блеском золота. Он узнает, что, завладев золотом Рейна и выковав из него кольцо, можно обрести неограниченную власть. Но это возможно лишь для того, кто добровольно отречется от любви.
Все это ему рассказали русалки, полагая, что Альберих, так безумно жаждущий любви, никогда не сможет похитить их золото. Ослепленный мыслью о возможности стать властелином мира, Альберих отвергает любовь. Он хватает золото и исчезает с ним в подземном царстве нибелунгов. Непроглядная мгла окутывает воды Рейна.
Картина вторая
Неприступные горные вершины. Пробуждаются верховный бог Вотан и его супруга Фрика. Вотан смотрит на Валгаллу, неприступный чертог богов, возведенный по его воле братьями-великанами Фазольтом и Фафнером.
А Фрика с болью думает о цене, которую Вотан легкомысленно обещал заплатить великанам за эту обитель, – о Фрейе, богине юности, которая хранит золотые яблоки, дающие богам вечную молодость. Фрейя в отчаянии умоляет Вотана, сестру Фрику и братьев Доннера и Фро защитить ее от приближающихся братьев-великанов, но Вотан и не думает отдавать Фрейю. Он полагается на помощь Логе, хитроумного и неуловимого бога огня, который обещал ему найти выход из трудного положения.
Появляются великаны и требуют, чтобы Вотан, по условиям договора, отдал им Фрейю в уплату за постройку Валгаллы. Они знают, что, лишившись Фрейи, боги утратят вечную молодость, а с нею и власть. Фазольт к тому же влюблен во Фрейю. Вотан прибегает к отговоркам, старается выиграть время. Великаны начинают понимать, что Вотан готов нарушить договор.
Р. Вагнер — опера Золото Рейна часть 1 (русские субтитры)
Наконец появляется Логе. Он обыскал весь свет, но не нашел ничего, что можно было бы отдать великанам вместо богини юности. Но сейчас его больше беспокоит другое: похищено золото Рейна. Бесценный клад попал в руки Альбериха, который уже сковал кольцо, дающее власть над миром. Логе передает Вотану просьбу дочерей Рейна помочь им вернуть клад.
Но Вотан и сам, узнав о кольце, мечтает им овладеть.
Великаны, услышав рассказ Логе, готовы вместо Фрейи взять золото в уплату за постройку Валгаллы. Но Вотан не соглашается. Тогда великаны берут Фрейю в залог до вечера. Они вернут ее богам только за выкуп – золото Рейна.
Оставшись без богини юности, боги начинают дряхлеть. Вотан принимает решение добыть золото Рейна и выкупить Фрейю у великанов. Вместе с насмешливым Логе он отправляется в подземное царство нибелунгов.
Картина третья
Мрачное подземелье Нибельхайм, в котором обитают нибелунги. Когда-то нибелунги были единым народом, добывавшим драгоценности из недр земли лишь ради удовольствия. Теперь же Альберих принуждает их беспощадно опустошать земные недра, чтобы умножить свои богатства. Собственного брата, искусного кузнеца Миме, он заставил выковать для себя волшебный шлем.
Кузнец чувствует необычную силу своего изделия, но не может разгадать, в чем его секрет. Альберих вырывает у Миме из рук шлем и демонстрирует его магическую силу. Каждый, кто надевает его, обретает способность принять любой облик. Лишь теперь Альберих может быть уверен в нерушимой власти своего кольца, лишь теперь он может спокойно засыпать, не опасаясь быть ограбленным.
Появляются Вотан и Логе. Логе удается подольститься к Миме. Он умело использует боль, ярость и ненависть карлика к обидчику – родному брату Альбериху – для осуществления коварного плана. От Миме Логе и Вотан узнают о власти Альбериха и о волшебном шлеме. Заметив приближающегося брата, Миме испуганно прячется.
Тщеславный и самолюбивый Альберих, несмотря на свое недоверие к пришельцам, не может удержаться от хвастовства и рассказывает о своем могуществе. Хитрый Логе спрашивает его, как он собирается ограждать себя и свою власть от посягательств завистливых подданных. Альберих хвастливо рассказывает о шлеме.
Но Логе заявляет, что поверит в его силу только в том случае, если своими глазами увидит волшебное превращение. Альберих надевает шлем и превращается в дракона. Логе настаивает на продолжении испытания. «Разумнее было бы, – говорит он, – в случае опасности превратиться в маленького зверька, которому легче скрыться».
Альберих тут же демонстрирует и эту возможность шлема и превращается в жабу. Вотан проворно наступает на нее ногой, а Логе срывает с головы Альбериха шлем. Связав нибелунга, чтобы он не мог повернуть кольцо на пальце и воспользоваться своей властью, они тащат плененного Альбериха к выходу из подземелья. Дым Нибельхайма, обители туманов, рассеивается и превращается в холодный горний воздух обители богов.
Картина четвёртая
Неприступные горные своды. Чтобы обрести утраченную свободу, Альберих приказывает нибелунгам принести все свои сокровища и кладет их к ногам Вотана. Но когда Вотан требует и кольцо, Альберих яростно протестует: ведь ценой этого кольца было отречение от любви. Не обращая внимания на протесты Альбериха, Вотан срывает кольцо с его пальца.
Альберих проклинает того, кому отныне будет принадлежать это кольцо. Оно принесет несчастья и смерть. Вотана проклятие нисколько не страшит. Он объявляет богам, что сокровища найдены. Однако золотом надо расплатиться с великанами.
Появляются великаны с Фрейей, чтобы совершить обмен. Они хотят получить столько золота, чтобы оно покрыло боги¬ню юности с ног до головы. Сокровищ нибелунгов не хватает, голова Фрейи еще видна, и тогда Вотану приходится положить сверху волшебный шлем. Но и теперь все еще виден глаз богини. Великаны требуют, чтобы Вотан положил сверху и кольцо.
Однако Вотан скорее готов пожертвовать Фрейей, чем кольцом, и мольбы испуганных богов не могут поколебать его решения.
Внезапно появляется Эрда, приходящая из земной глубины богиня судьбы. Лишь ее грозное пророчество о неотвратимой гибели богов заставляет Вотана отдать кольцо. Фрейя, символ молодости, вновь свободна. Но тотчас сбывается проклятие нибелунга: Фафнер убивает Фазольта и исчезает со своей добычей.
Боги готовятся к торжественному входу в свой новый чертог. Доннер, бог грома, вызывает грозу и разгоняет клубы тумана. Бог света Фро возводит мост-радугу, ведущий к замку.
Боги вступают в Валгаллу. Логе предчувствует, что это начало конца. Русалки, дочери Рейна, горько сетуют о потере сокровищ.
«Золото Рейна» – первая из четырех опер монументальной эпопеи Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга». Автор рассматривал свой opus magnum не как тетралогию, а как триптих с прологом, называя оперу-зачин «предвечерием».
Среди колоссов «Кольца» она действительно стоит несколько особняком. «Золото» значительно компактнее следующих за ним «Валькирии», «Зигфрида» и «Гибели богов»: происходящие в прологе события укладываются в один день, а протяженность оперы – по вагнеровским стандартам – очень невелика, всего два с половиной часа музыки, четыре картины без антракта. При этом именно здесь обозначены силовые линии будущей вселенской трагедии и завязывается узел глубочайших, фатальных противоречий.
На сцене действуют герои, подобные персонажам из детской сказки (ни одного человека, только русалки, гномы, великаны, антропоморфные боги), но с их помощью, языком художественных метафор, Вагнер начинает долгий – на четыре вечера – разговор о нравственных и социальных проблемах человечества. Центральная тема его размышлений – это феномен власти. Почему жажда власти неутолима?
Почему власть требует в жертву любовь (мужчины к женщине, брата к брату), почему она отбирает свободу не только по вертикали – у подчиненных, но и, парадоксальным образом, у самих подчиняющих? Почему она опирается на пороки, сопряжена с ложью и трусостью, как о том поют под занавес «Золота Рейна» цинично ограбленные русалки? Вагнер приступил к работе над тетралогией молодым, верящим в социальный прогресс революционером, а завершил ее философом-пессимистом, пророком заката европейской цивилизации.
При всей сложности затронутых проблем в «Золоте Рейна» Вагнер-мыслитель и Вагнер-композитор не мешают друг другу, сохраняя безупречное равновесие между идеологической и музыкальной составляющими. Здесь множество великолепных музыкальных картин: вот могучий отец Рейн катит свои волны, сквозь которые сияет первозданное золото, вот земля содрогается под ногами неповоротливых великанов, вот пробегают неуловимые всполохи пламени, вот гроза – с ветром, дождем, громом и, в завершение, радугой. Музыкальная ткань оперы соткана из лейтмотивов, но Вагнер не делает из них жестких опознавательных бирок, а постоянно обновляет, развивает и видоизменяет. В концертном исполнении «Золота Рейна» его достоинства – внятная драматургия, яркие оркестровые краски, выразительные партии солистов – нисколько не теряются. Пролог «Кольца нибелунга» легко слушать даже начинающему вагнерианцу, искушенные же любители Вагнера знают: появление его великой тетралогии на афише – это редкое, крупное и многообещающее событие музыкальной жизни.
Сценическая история «Кольца нибелунга» началась в августе 1876 года в немецком городе Байройте, где для воплощения амбициозных идей Вагнера был построен специальный фестивальный театр. Но и там вагнеровским постановкам не хватало простора: вместо величественного моста на Валгаллу зрители видели раскрашенную деревянную радугу, а певцы с трудом преодолевали стереотипы своей профессии. Художник-визионер, Вагнер сочинял «произведение искусства будущего» для воображаемой сцены будущего, обладающей гораздо бóльшими возможностями, нежели театр XIX века. В начале XXI столетия в Мариинском театре монументальная тетралогия была поставлена с размахом и мастерством, которые сполна отвечают чаяниям ее автора.
Немецкий композитор-драматург отрицал «оперность» своих творений, настаивая на их «синтетической» природе. Тем не менее Вагнера идут в первую очередь слушать. Когда-то Вагнер намеревался обрушить на зрителей всю очистительную мощь «Кольца нибелунга» за одно-единственное исполнение, после чего построенные на берегу Рейна подмостки предполагалось разобрать, а партитуру – сжечь. До такого радикализма дело не дошло, но «Кольцо» навсегда осталось сочинением с особым, незаурядным статусом. Его редкое (как правило, раз в сезон) появление на мариинской афише сродни вагнеровскому фестивалю, все участники которого на четыре дня поднимаются над буднями и вовлекаются в круговорот событий космического масштаба. Христина Батюшина
Источник: www.mariinsky.ru
Действие происходит в глубинах Рейна, на горных высях и в подземном царстве нибелунгов в сказочные времена.
Неторопливо струится могучий Рейн. В волнах его играют русалки — шаловливые и беззаботные дочери Рейна. Они хранят золотой клад, покоящийся на дне реки. А в расщелинах скал, под землей, гнездятся карлики-нибелунги, искусные кузнецы.
Один из них, Альберих, тщетно пытается добиться любви русалок: дочери Рейна выскальзывают у него из рук, насмехаясь над его неуклюжестью и безобразием. Из их веселой болтовни Альберих узнает тайну клада: тот, кто скует из золота Рейна кольцо, станет властелином мира, обладателем несметных богатств. Однако сковать кольцо нелегко: для этого нужно отречься от лучшего из человеческих чувств — любви. Альберих проклинает любовь — золото Рейна в его руках.
На неприступных горных высях вознесся к небесам гордый чертог богов — Валгалла: никакие враги не страшны Вотану — верховному повелителю богов. Валгаллу построили сильные, но простодушные братья-великаны Фазольт и Фафнер.
Вотан заключил с ними договор, он поклялся, что в награду за труд отдаст им Фрейю — богиню юности, которая хранит чудесные золотые яблоки, дающие богам вечную молодость. Однако, получив неприступную крепость, Вотан не спешит расстаться с Фрейей.
Упреки жены — богини Фрики, сестры Фрейи, гнев ее братьев — юного Фро и воинственного Доннера, бога грома, — укрепляют Вотана в этом решении. Бог огня Логе — гибкий и неверный, как пламя, подавший когда-то богам коварный совет о договоре с великанами, — рассказывает о золоте Рейна. И жажда богатства овладевает богами.
Но и великаны согласны отказаться от Фрейи, если Вотан отдаст им сокровища нибелунгов. А пока они берут Фрейю в качестве залога. Тотчас же боги лишаются силы — в один миг они становятся старыми и дряхлыми. Лишь Логе по-прежнему весел и насмешлив. Тогда Вотан решается: он добудет золото у Альбериха, чтобы выкупить Фрейю.
В сопровождении Логе, он отправляется в подземное царство нибелунгов.
Уже издали слышатся удары молотов о наковальни, видны отблески пламени кузнечных горнов, слышны вопли и стоны нибелунгов. Они день и ночь куют богатства Альбериху, который поработил их силой золотого кольца. Теперь он мечтает о покорении всего мира. Трусливый, вечно жалующийся брат Альбериха Миме сковал ему чудесный золотой шлем: тот, кто владеет им, может принять любой облик и даже стать невидимым. Логе, выведав об этом у Миме, заводит с Альберихом хитрый разговор, и когда нибелунг, надев шлем, превращается в маленькую жабу, боги хватают и связывают его.
В качестве выкупа Вотан требует золото. Альберих отдает все, что сковали карлики, отдает и шлем-невидимку, но когда Вотан срывает с его пальца волшебное кольцо, нибелунг произносит страшное проклятье: отныне каждому, кто будет владеть кольцом, оно будет приносить несчастья и смерть. Вотан лишь смеется над злобным бессилием карлика — теперь власть и богатство в его руках.
Однако золотом надо расплатиться с великанами. Они хотят получить столько золота, чтобы оно покрыло Фрейю с ног до головы. Сокровищ нибелунгов не хватает, и Вотан бросает поверх золотой груды шлем-невидимку. Фазольт, влюбленный в Фрейю, не в силах расстаться с ней; он утверждает, что в щель все еще виден взор богини; великаны требуют золотое кольцо.
Вотан отказывается, и мольбы испуганных богов не могут поколебать его решения. Лишь грозное пророчество богини судьбы Эрды, внезапно появляющейся из земной глубины, заставляет Вотана отдать кольцо великанам. И тотчас сбывается проклятье нибелунга: из-за золота вспыхивает ссора, и Фафнер тяжелой палицей убивает брата.
Ужас охватывает богов; в их светлый мир пришли убийство и смерть. Бог грома Доннер собирает тучи, разражается гроза, и на очистившемся небе раскидывается радуга — многоцветный мост, по которому боги торжественно шествуют в Валгаллу. Торжество Вотана не могут смутить ни горестные жалобы обманутых дочерей Рейна, ни язвительные насмешки Логе — Вотан упоен своим всемогуществом и властью.
Источник: vsekratko.ru
Р. Вагнер. Золото Рейна. Синопсис
Вотан, верховной бог (бас-баритон)
Фрика, его жена, богиня брачных уз (меццо-сопрано)
Доннер, бог грома (бас или баритон)
Фро, бог солнца, дождя и плодов (тенор)
Фрейя, богиня юности и красоты (сопрано)
Логе, полубог огня (тенор)
Нибелунги:
Альберих (баритон)
Миме (тенор)
Великаны:
Фазольт (бac)
Фафнер (бас)
Дочери Рейна:
Воглинда (сопрано)
Вельгунда (сопрано)
Флосхильда (меццо-сопрано)
Эрда, богиня земли (контральто)
Время действия: мифическое.
Место действия: в Рейне и у его берегов.
Сцена 1.
Лёгкий сумрак, заполненный глубокими волнующимися водами Рейна. Вступление состоит из 136 тактов восходящих секвенций ритмической фигуры в размере 6/8, основанной исключительно на тоническом аккорде ми бемоль мажора (лейтмотив 1). Поднимается занавес — три Дочери Рейна весело играют и плещутся, радуются блеску своего золота, но в то же время и охраняют его.
Из омута вылезает Альберих и сладострастно глядит на игру нимф. Гадкого вида карлик, он пытается, грубо и неуклюже, схватить в объятия то одну, то другую из Дочерей Рейна. Они с легкостью ускользают и вышучивают его — сначала Воглинда, затем Вельгунда. Он глупо и бессильно злится. Наконец Флосхильда признаётся ему в любви — и вновь смеётся над ним.
Альберих в ярости.
Но вдруг его взгляд привлекает к себе сияние, которое становится все ярче и ярче. Русалки снова с наслаждением плавают вокруг скалы. Вся река сверкает теперь ярким блеском золота. Сёстры, разговаривая между собой, рассказывают, что это золото Рейна. Отец приказал им охранять его.
Но кто бы захотел украсть его? Правда, тот, кто скуёт из него Кольцо, сможет править миром, но при этом несчастный честолюбец навсегда должен будет отказаться от любви. Разве кто-то пойдёт на такое?
Однако прелестные русалки ошиблись. Их болтовню слышал Альберих. Со злобным воплем он начинает карабкаться за золотом. Дочери Рейна с криками разбегаются. Альберих вырывает золото из скалы и поспешно устремляется с ним в глубину.
На сцене воцаряется тьма. Дочери Рейна безнадежно погружаются в воды реки, из-под земли раздается издевательский хохот Альбериха. Всё исчезает во мраке, но затем туман начинает рассеиваться.
Сцена 2.
Встающая утренняя заря освещает на заднем плане прекрасный замок, которым увенчан высокий утес. Вотан, правитель богов, спит со своей женой Фрикой на склоне горы. Фрикка просыпается и видит замок, будит своего мужа, указывая ему на готовое сооружение, которое построили великаны и которое должно стать их божественным домом. «Вот он встал, радуя взор!» — восклицает Вотан.
Но происходит ссора: сестра Фрики Фрейя, богиня юности и красоты, должна быть отдана в качестве платы великанам-строителям, Фафнеру и Фазольту. Фрикка считает, что плата эта слишком высока. Также она напоминает мужу о его внебрачных связях.
Ссора прерывается самой Фрейей; она поспешно вбегает, спасаясь от преследования великанов, которые требуют платы. Вотан же надеется, что ловкий и изворотливый Логе, бога огня, придумает что-нибудь, чтобы избежать этой неприятности, однако пока Логе нет. Фрейя зовет на помощь братьев. Входят великаны со своими требованиями.
Вотан пытается тянуть время, говоря, что он и не думает отказываться от Фрейи. Великаны указывают, что Вотан не может отказаться от контракта, ведь его власть держится на силе договоров. Фро и Доннер появляются в тот момент, когда великаны намереваются силой забрать Фрейю, и Доннер со своим тяжелым молотом уже готов вмешаться, но Вотан останавливает его.
Наконец является Логе, искавший, но не нашедший замены Фрейе в качестве платы великанам. Логе хитёр и ненадёжен, как огонь: обузданный — охраняет, свободный — сжигает все. Особое неприятие он вызывает у Фрики. Но он рассказывает о золоте Рейна, о краже Альбериха, об обращении дочерей Рейна к Вотану за помощью и том, какую силу таит в себе выкованное из этого золота Кольцо. Это последнее обстоятельство тут же заинтересовывает не только Вотана, но и великанов, и даже Фрику.
Но Логе сообщает, что Альберих не медлил и уже выковал Кольцо — боги понимают, что на сей раз угроза возникла им самим. Великаны же ставят ультиматум Вотану, что, если он сможет достать им золото к наступлению сумерек, тогда они примут его как замену Фрейи. А пока что они забирают ее в качестве залога.
Белесоватый туман заполняет сцену, в нём боги постепенно приобретают блеклый и старообразный вид. Все стоят неподвижно, охваченные робостью и устремляя на Вотана взгляды, полные отчаяния. Объяснение этим метаморфозам дает Логе: каждый день Фрейя выращивала в своём саду золотое яблоко, дававшее богам молодость и силы, но с её уходом всё это закончилось.
Вотан решает, что нужно идти в страну нибелунгов и так или иначе заполучить золото. Иронически ухмыляясь в сторону, Логе показывает ему путь, Вотан спускается вслед за ним в расселину, где начинает слышаться возрастающий шум кузнечной работы (удары молота по наковальне звучат на протяжении 28 тактов). Затем гул наковален пропадает. Вырисовывается глубокое подземное ущелье.
Сцена 3.
Это страна нибелунгов — мрачный пещерный Нибельхайм. Заполучив Кольцо, Альберих сделался абсолютным царём свои собратьев. Он запугивает их и заставляет добывать ему все больше и больше золота. Его брат Миме, трусоватый, но искусный кузнец, только что сделал чудесный золотой шлем, который делает невидимым или даёт другой облик тому, кто его наденет. Проделав это, невидимый Альберих, терроризирует и издевается над Миме.
Вотан и Логе застают обессиленного Миме, который горько жалуется им на брата, а также рассказывает про шлем. Вновь появляется Альберих. Сняв с головы шлем-невидимку и привязав его к своему поясу, он взмахами плети гонит толпу нибелунгов, нагруженных золотыми изделиями, накапливая клад для Альбериха. Миме он загоняет туда же, после чего возвращается к гостям — переодетым Вотану и Логе — и подозрительно всматривается в них (в оркестре вновь звучит лейтмотив ковки Кольца). Затем он обращается к гостям и хвастается своей силой, даже угрожает, что замышляет положить конец теперешнему правлению богов.
Хитроумный Логе говорит, что до них дошел слух о богатстве и чудесах нибелунгов, вот они и явились в Нибельхайм, чтобы убедиться, правда ли все это. Альберих, чтобы показать силу шлема, надевает его и превращается в исполинского змея. Но Логе, притворившись пораженным и испуганным, просит его превратиться во что-нибудь поменьше, и Альберих превращается в лягушку.
Вотан наступает ногой на лягушку; Логе хватает ее за голову и берет в руки шлем-невидимку. Альберих принимает свой настоящий вид, извивается под ногой Вотана. Логе с Вотаном связывают его и уносят в расселину, из которой спустились. Теперь их путь лежит наверх, мимо кузницы, откуда вновь доносятся удары молота о наковальню. Облака и туман вновь заволакивают сцену.
Сцена 4.
Вновь поднебесные выси, где боги держали последний свой совет. Логе и Вотан удерживают пленённого Альбериха и говорят ему, что он может получить свободу в обмен на весь запас золота. Воспользовавшись своим волшебным Кольцом, карлик призывает нибелунгов принести все накопленное ими золото, что они и делают. Вотан, несмотря на отчаянное сопротивление Альбериха, срывает Кольцо с его пальца и надевает на свой. После этого Альбериха наконец-то освобождают. Но прежде, чем удалиться, он посылает Кольцу страшное проклятие: «На смерть обреченный, будет несчастный дрожать и день за днем в страхе томиться всю жизнь, властитель твой и твой жалкий раб: до тех пор пока ты опять ко мне не вернешься!»
Спускаются сумерки. Боги вновь собираются вместе. Великаны приводят назад Фрейю. Фазольт так сильно влюбился во Фрейю, что готов отказаться от золота. Но в конце концов он соглашается на сделку, согласно которой гора золота должна быть такой высоты, что скроет Фрейю. Логе и Фро торопливо набрасывают золото.
Наконец, чтобы закрыть последнюю щель, Логе бросает в эту груду шлем. Но оказывается есть еще маленькое отверстие, сквозь которое можно увидеть глаз Фрейи, и Фафнер настаивает, чтобы оно было закрыто кольцом с пальца Вотана. Сначала бог отказывается, но неожиданно снизу является Эрда, богиня земли. Она предостерегает Вотана и убеждает расстаться с Кольцом: это единственный способ избежать проклятия Альбериха. Вотан, подумав, бросает Кольцо в груду золота, и тогда великаны освобождают Фрейю.
Фафнер и Фазольт начинают делить золото, у них возникает спор за обладание Кольцом. Тогда Фафнер тяжелым ударом убивает своего брата, сгребает все золото в мешок и удаляется (в оркестре звучит мотив проклятия — оно уже начало действовать).
Зато миновала опасность, нависшая было над богами. Бог-громовержец, Доннер, восходит на высокую скалу и машет своим молотом, созывая тучи. Молот ударяет, ослепительная молния озаряет сцену, затем следует сильный раскат грома. После чего тучи расходятся, и от ног Доннера и Фро перекидывается к замку мост радуги. В оркестре звучит музыка, известная как «Восхождение богов на Вальгаллу» — семейство богов шествует по этому мосту-радуге в свое новое святилище.
Лишь Логе остается. Он не питает иллюзий по поводу безопасности Вальгаллы. По ходу шествия богов снизу, оттуда, где течет Рейн, раздается грустное пение невидимых Дочерей Рейна, которым Вотан так и не помог.
Источник: wagner.su