За полтора века, прошедшие со времени продажи русскими Аляски американцам, этот полуостров превратился в богатейший регион США.
Иван Зубов
Как известно, в начале июля спикер Госдумы Вячеслав Володин наполовину в шутку, наполовину всерьез напомнил о том стране о том, как царь Александр Второй продал Америке Аляску, и бросил, в связи с этим, такую реплику «нам тоже есть что возвращать». А вице-спикер Петр Толстой предложил провести в Аляске референдум. Страна живо подхватила почин «народных избранников», и вот уже в Красноярске были вывешены баннеры с надписью «Аляска наша».
Шутки – шутками, но вернуть Аляску России бы очень даже не помешало. Да вот только вряд ли сами аляскинцы теперь этого захотят. По очень простой причине: на протяжении десятилетий каждый житель Аляски ежегодно получает дивиденды от продажи нефти. Для этих целей в 1982 году был создан Постоянный фонд Аляски, в который ежегодно отчисляется 25% прибыли.
Сумма выплат при этом не фиксированная: её размер зависит как от объёма поступивших в фонд денежных средств, так и от числа жителей, на которых распределяются средства. Каждому, кто прожил не меньше года на Аляске, причитается равная доля, выплаты производятся в том числе и детям. По состоянию на 2018 год жители штата получили по $1600 долларов. Вот такой безусловный базовый доход.
Как нефть изменила Аляску
Аналитик Иван Шаблов приводит еще несколько весьма красноречивых фактов, сравнивая американский полуостров с его «соседкой» — сопоставимой с ним по размерам и природным условиям Магаданской областью.
Нефть позволила Аляске за 22 года выплатить каждому своему жителю по $31 186 в качестве дивидендов, поднять среднюю зарплату ($5350) и минимальную зарплату ($1723).
По ВВП на душу населения Аляска обгоняет РФ почти в 8 раз. Средняя зарплата на Аляске приближается к 5000 долларов.
Подушевой валовый региональный продукт на Аляске — $ 85 тысяч (в Калифорнии — 70 тысяч, а вот про Магаданскую область лучше вообще в этом смысле не говорить.
Доходы Аляски — $ 10 млрд в год. В Магаданской области — $ 300 млн.
Если на всей территории российского Дальневосточного Федерального Округа действует 91 аэропорт, тогда как на Аляске их 550!
А также почти 3000 взлётно-посадочных полос для частной авиации; всё это хозяйство используется для обслуживания зарегистрированных в штате 12,6 тысячи самолётов.
КАЖДЫЙ населённый пункт, в котором живёт хотя бы два-три десятка жителей, имеет свой аэродром‼️
Кстати, Шаблов упоминает и о еще одном аляскинском феномене, немыслимом в России:
«Все помнят жительницу Аляски Сару Пейлин, если бы в 2008 г. Джон Маккейн стал президентом США, она была бы вице-президентом. Но в самом северном штате США живёт ещё одна интересная дама. Лиза Мурковски потерпела поражение во время праймериз Республиканской партии от более консервативного кандидата Джо Миллера. Но она не сдалась, а облетела на самолёте множество населённых пунктов, побеседовала с жителями.
Золото, оружие и медведи | Золотая лихорадка: Аляска | Discovery
И в выборах Мурковски всё же участвовала! Более того, она выиграла их. Избиратели вписали её сложную фамилию от руки. И она стала Сенатором США.»
Политолог Владислав Иноземцев подводит своеобразный итог этому сравнению: «На Аляске вы можете купить тазик и пойти к любой речке попробовать намыть золота и в случае удачи сдать его в десятки коммерческих скупок; а на Дальнем Востоке за такое предприятие вам светит реальный срок…»
Источник: newizv.ru
История нефтедобычи на Аляске
«Чёрное золото» на Аляске нашли в начале 50-х годов, тогда пресса назвала это событие «величайшим открытием в истории».
Случилось это в районе залива Кука и п-ова Кенай в южной части Аляски, где бурились «морские» скважины, причем в чрезвычайно сложных природных условиях. Чтобы завезти сюда оборудование только для одной скважины, требовалось 15 рейсов самолета «Геркулес». А стоила такая скважина несколько миллионов долларов.
После первого успеха геологи-поисковики решили попытать счастья на крайнем севере Аляски, представляющем собой склон хребта Брукса и прибрежную равнину моря Бофорта. Со временем здесь была открыта целая нефтегазоносная провинция, названная провинцией Северного склона Аляски.
Сначала примерно в 300 км к юго-востоку от м. Барроу – самой северной оконечности США – были заложены две поисковые скважины. Первая из них, стоившая 4,5 млн долл., оказалась сухой. А вторая, скважина, под самый конец бурения на глубине 3000 м «зацепила» край нефтяной залежи, и 18 марта 1968 г. ударил нефтяной фонтан. Дальнейшие исследования показали, что уникальное месторождение Прадхо-Бей своим возникновением обязано 70-километровому поднятию, начинающемуся на суше и затем уходящему под акваторию моря.
После оконтуривания месторождения и определения его запасов возник непростой вопрос о том, как лучше использовать эту заполярную нефть, точнее — каким способом доставлять ее на основную территорию США.
Предлагалось шесть вариантов такой доставки:
— сооружение восьмиполосного трансаляскинского шоссе длиной 1200 км с пропускной способностью 60 тыс. автоцистерн в сутки;
— строительство на этом же направлении железной дороги, которая обеспечивала бы ежедневное передвижение 60 составов по сто вагонов-цистерн в каждом;
— создание специального флота из 235 танкеров-ледоколов грузоподъемностью по 100 тыс. т каждый;
— использование подводных лодок-танкеров:
— использование специальных грузовых самолетов (280 рейсов ежедневно);
— сооружение трансаляскинского нефтепровода.
В 1977 году трубопровод (спонсорами строительства стали крупнейшие компании США — «Бритиш Петролеум», «Экссон» и «Атлантик Ричфилд») от залива Прадхо-Бей, расположенного на побережье Северного Ледовитого океана, до незамерзающего порта в городке Вальдес, расположенного на южном тихоокеанском побережье штата, был построен.
На стройке работало более 20 тыс. человек из разных стран. Условия для работы были экстремальными. Например, зимой 1974 г. температура опускалась до — 74 °C. Вот почему сначала была создана инфраструктура, обеспечившая строителей всем необходимым для работы и отдыха, а затем уже началась прокладка самого нефтепровода, который имеет длину 1288 км при диаметре труб 120 см. Его пропускная способность, составлявшая сначала 23 млн т нефти в год, затем была доведена до 80 и 120 млн т. Общая стоимость строительства достигла 7 млрд долл., не считая примерно таких же затрат на охрану окружающей среды.
Экспорт нефти начался в 1996 году со скромных 1,7 млн тонн, но уже в 2000 году он достиг 4,2 млн тонн. И относительно недавно, в 1988 году, на Аляске добывалось 100 млн тонн нефти — почти четверть всего американского производства. По оценкам специалистов, запас нефти на североамериканских месторождениях составляет от пяти до 16 миллиардов баррелей.
Трасса Трансаляскинского нефтепровода имеет свои интересные технические и географические особенности. Северный ее 680-километровый отрезок до долины Юкона большей частью проложен над землей, на специальных шестиметровых опорах.
Это сделано в связи с тем, что на месторождении Прадхо-Бей нефть, поступающая из скважин на поверхность, имеет температуру 80 °C, что не позволило прокладывать трубы в грунтах вечной мерзлоты. Южный же отрезок нефтепровода проложен в траншеях глубиной 4–6 м. Дело в том, что время транспортирования нефти (при помощи 12 насосных станций) от Прадхо-Бея до незамерзающего порта Валдиз на юге Аляски составляет 4,5 суток, так что в конце трассы в результате естественного охлаждения ее температура опускается до 30 °C.
Трасса нефтепровода пересекает два высоких горных хребта и 800 рек и ручьев, среди которых такие большие реки, как Юкон и его приток Танана. В районе трассы кочуют оленьи стада численностью до 100 тыс. голов. На южном отрезке нефтепровод, проложенный под землей, не мешает этим кочевьям. А на северном отрезке сделаны специальные проходы для оленей.
В конце 1980-х гг. когда добыча нефти на Аляске достигла 100 млн т в год, она заняла второе место в стране после Техаса по добыче нефти. «Нефтяная лихорадка» оказала огромное воздействие на всю экономическую и социальную жизнь Аляски. На предприятиях нефтяного комплекса ныне занят каждый десятый ее житель. Отчисления от продажи нефти в 1980-х гг. составили 85 % всех доходов, поступающих в казну штата. Эти доходы оказались настолько большими, что на Аляске были отменены подоходный налог и налог на покупки. Более того, власти штата образовали из нефтяных отчислений специальный фонд, из которого каждый житель стал получать ежегодный чек на 800 долларов.
Однако добыча нефти в Прадхо-Бей достигла своего максимального уровня в 1988 г. и к концу 1990-х гг. сократилась до 50 — 60 млн т.. А в 2006 г. добыча здесь вообще была временно прекращена – в связи с началом ремонтных работ на нефтепроводе.
Катастрофа произошла в 1989 году, когда принадлежавший компании Экссон танкер «Экссон-Вальдес» сел на камни у южных берегов Аляски (проливе принца Уильяма). Капитан судна признал, что перед посадкой на судно пил водку. Тогда погибли около 250 тысяч морских птиц, 2800 морских выдр, 300 тюленей, 250 орлов, до 22 китов-касатки и неизвестное количество лосося и сельди. Федеральный судья на Аляске приговорил нефтяную компанию Exxon к штрафу размером в 6,75 млрд долларов в качестве компенсации за нанесенный экологии ущерб. Экологическая катастрофа вызвала волну критики со стороны общественности.
Промышленную добычу тут же запретили и возродили только при содействии и непосредственном давлении на сенат президента Клинтона.
Но в 2006-м году Сенат США вновь проголосовал за исключение из текста оборонного бюджета США на 2006 год раздела, разрешающего добычу нефти на территории арктического природного заповедника на Аляске. Позже, уже Джордж Буш пытался убедить законодателей разрешить добычу нефти в заповеднике для обеспечения энергетической безопасности США и в 2007-м году, президент Буш наконец-то добился отмены запрета на разработку нефтяных и газовых месторождений на Аляске в районе Бристольского залива.
И в этот же год история с танкером повторилаь, тогда у берегов Аляски разразилась очередная экологическая катастрофа. На месторождении Прудхоу-Бей (на берегу Северного Ледовитого океана) произошел крупнейший в истории региона разлив нефти. По оценкам экспертов, из проржавевшего транзитного трубопровода, проходящего по северному побережью штата, вылилось до 267 тыс. галлов (1 млн л) «черного золота». Сырая нефть покрыла заснеженную тундру площадью в 1 гектар на малонаселенном северном побережье Аляски, в 1040 километрах к северу от Анкориджа, самого крупного города штата.
У американцев есть все основания беспокоиться о своей энергетической безопасности. В 2008 году США импортировали порядка 85 % всего потребления сырой нефти, преимущественно из стран Латинской Америки, Персидского залива и Канады. Как следствие, экономика США весьма подвержена влиянию конъюнктуры мирового рынка нефти. Зависимость США от импорта нефти плохо сказывается на платежном балансе страны. Кроме того, значительная доля импорта нефти приходится на нестабильный регион Персидского залива, а это повышает риски для экономики США и накладывает ограничения на американскую внешнюю политику.
С некоторой периодичностью правительство США то полностью запрещали добычу нефти на Аляске, то временно её ограничивали.
К примеру, в 2011 году был введен временный запрет на бурение из-за катастрофы в Мексиканском заливе в 2010 году.
Но компанией Shell уже были вложены миллионы долларов в нефтедобычу, поэтому вопрос бурения оставался открытым.
В июле 2012 года разрешение начать бурение нефтяных скважин в штате Аляска, было получено. Предполагалось, что Америка таким образом сможет преодолеть нефтезависимость от иностранных государств. Увеличилась и добыча нефти в штатах Дакота, Колорадо и Монтана. Теперь нефть добывается в заливе Биауфорт и на территории заповедника Аляски, а также в районах «Великой земли».
В 2014 году были введены еще две разведывательные скважины, планировалось и больше, но во время шторма произошла очередная авария. Одна из нефтяных платформ сорвалась и села на мель.
Все это повлияло на количество добываемого ресурса, в результате снизилось и качество нефти, так как нефтепровод был рассчитан на большой поток сырья, который снизился в несколько раз, благодаря чему нефтяная масса текла медленнее, успевая остывать, создавая проблемы с парафиновыми отложениями и водой, и качество нефти стало ниже, а парафин создавал закупорку в трубах, выпадая в осадок.
В результате нефтедобывающие компании Америки стали сокращать и прекращать добычу нефти на других месторождениях, отказываться от планов строительства новых нефтеперерабатывающих заводов и т.д.
«Если в ближайшее время на Аляске не начать разработку новых нефтяных месторождений, то доходы от нефти для США станут минимальными, нефтепровод практически перестанет существовать и у России появится шанс выкупить Аляску у Америки за минимальные деньги – в реальности за 1 доллар.» — такое высказывание некоторое время будоражило Америку, возникая то в газетах, то в новостях. Таким образом подготавливали общественность всего лишь для того, чтобы нефтедобывающие компании вновь смогли прийти на Аляску.
В октябре 2016-го в заливе Смита на Аляске было открыто еще одно нефтяное месторождение с потенциалом добычи почти 2,5 млрд баррелей, разведку проводила малоизвестная компания Caelus Energy. Проект по добыче поддержал и губернатор Аляски Билл Уокер, в своей речи отметив, что Арктика должна оставаться открытой для дальнейших исследований в этой области.
Caelus Energy уже пробурила две скважины — на расстоянии около 10 км друг от друга — и планирует пробурить третью в январе 2018 года.
А в ноябре 2016 года администрация президента США Барака Обамы ввела запрет на разработку нефтяных и газовых месторождений на некоторых участках Северного Ледовитого океана у берегов Аляски из-за угрозы для окружающей среды. Запрет был введен для участков в Чукотском море и море Бофорта.
Одновременно с запретом, разрешение на бурение выдано в отношении участка в районе Кенайского залива (юг Аляски).
Чудесным образом правительство США на протяжении долгих лет умудрялись запрещать нефтедобычу там, где её почти нет и полностью открывать дорогу нефтедобывающим компаниям на другие месторождения.
Примечательно в данном случае, что решение исходит от действующего правительства США. Спустя несколько месяцев Дональд Трамп вполне может отменить или пересмотреть все запреты. Так как избранный президент еще в рамках предвыборной компании неоднократно заявлял, что намерен «освободить от пут» национальную нефтедобывающую промышленность.
Выброс нефти из танкера Эксон Валдес (24 марта 1989)
В океан в районе Аляски попало огромное количество нефти, что привело к загрязнению 2092,15 км береговой линии.
Взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon (20 апреля 2010)
Произошла утечка нефти и газа в объеме 4.9 млн баррелей.
Загрязнение Таймс-Бич, Миссури (декабрь, 1982)
Распыление нефти, содержащей токсичный диоксин, привело к полному разрушению небольшого города в Миссури.
В городе Миддлтаун в штате Коннектикут (7 февраля 2010)
На электростанции Kleen Energy произошел взрыв, унесший жизни пяти человек. Причиной происшествия стала утечка природного газа во время проведения ремонтных работ на электростанции. В результате ЧП на территории станции произошел пожар.
В американском городе Вест в штате Техас на заводе удобрений произошел мощный взрыв (18 апреля 2013)
Почти 100 зданий в округе были разрушены, от 5 до 15 человек погибли.
Источник: manzal.livejournal.com
7 мифов о продаже Аляски: золото, взрывы и ценный мех
Американцы заранее знали о золоте! Территория была на грани фантастического развития! И вообще — сделка оказалась невыгодной: нас попросту обманули! Вокруг продажи Аляски крутится множество исторических мифов разной степени безумия — и некоторые из них мы развенчаем прямо сейчас.
1. Русская Америка была ценным и прибыльным владением
Поначалу дела обстояли именно так. Мех морского бобра — калана — ценился высоко. Шкуры добывались десятками тысяч и приносили Российской-Американской кампании огромную прибыль. Однако добыча пушнины происходила в таких масштабах, что всего через несколько десятилетий популяция каланов на Аляске стала стремительно уменьшаться.
Уже в 1830-х годах каланов стало мало, а закупочная цена, которую платили охотникам, начала быстро расти, уменьшая прибыль компании-монополиста. К середине XIX века прибыль от торговли мехами снизилась настолько, что одним из основных источников дохода жителей Аляски стал вывоз льда, который охотно покупали на юге — в Сан-Франциско — и использовали для ледовых погребов.
С 1840-х годов Российско-Американская компания становилась всё менее прибыльным предприятием, постепенно переходя под государственный контроль и начиная зависеть от бюджетных субсидий. Расходы ещё больше возросли после того, как в 1853 году в Ново-Архангельском форте пришлось устроить гарнизон — роту Сибирского линейного батальона.
У нас не было смысла даже заводить военную базу на Аляске — ей некому было бы угрожать, к тому же у Российской империи не имелось достаточного океанского флота, чтобы активно действовать в Тихом океане.
2. На Аляске к моменту продажи уже нашли золото
То есть царское правительство пошло на преступную сделку, продавая источник будущего богатства.
На самом деле золотые жилы нашли и начали разрабатывать лишь в самом конце XIX века. До этого времени о золоте Аляски ходили лишь смутные слухи. Когда эти земли ещё принадлежали России, там постоянно искали золото, и многие были уверены, что если драгоценный металл нашли в Сибири, то и на Аляске должны быть золотые месторождения. Но в 1860-х годах все сведения о находке золота на Аляске оставались лишь слухами.
Да, горный инженер П. Дорошин в 1848 году обнаружил несколько самородков на острове Баранова и полуострове Кенай, высказав предположение, что на Аляске могут быть найдены золотые россыпи или месторождения.
Однако ещё пятьдесят лет драгоценные россыпи оставались не более чем грёзами о возможном богатстве.
Более того, даже если бы золото в итоге нашли, это лишь осложнило бы ситуацию с Русской Америкой — ведь массовый приток золотоискателей из соседних США и Канады неизбежно привёл бы к тому, что большинство населения этой территории оказалось бы англоязычным и лояльным совсем иным странам.
3. Русская Америка была очень развитой территорией
Несмотря на то, что из публикации в публикацию кочует идиллическое описание Аляски как земли, истекающей молоком и мёдом, в реальности картина была весьма удручающей.
После более чем полувека строительства и огромных затрат столица Аляски Ново-Архангельск в 1867 году была на редкость грустным зрелищем. М. Вавилов в воспоминаниях о состоянии колонии перед продажей сообщал, что в городе была всего одна немощёная улица, застроенная маленькими деревянными домами. Никаких каменных сооружений.
Освещения в городе не имелось, и после заката солнца он погружался во тьму.
Лишь несколько зданий выглядели пристойно: собор Михаила Архангела, контора Российско-Американской компании, клуб, посещаемый офицерами и чиновниками, дом управляющего компанией и дом архиерея.
Климатические условия не позволяли наладить стабильное сельское хозяйство и поэтому все продукты ввозились или с Дальнего Востока, или из Калифорнии, что делало жизнь чрезвычайно дорогой. Что самое печальное: Российско-Американская компания обладала монопольным правом на торговлю, и поэтому её агенты часто закупали товары самого низкого качества и продавали их по непомерно завышенным ценам.
В 1864 году официальный журнал «Морской сборник» писал, что в колонии царит застой. На момент продажи территории численность русского населения составляла всего 800 человек.
4. Аляска была тихим и спокойным местом
В 1802 году тлинкиты, купив огнестрельное оружие у американских купцов, совершили набег на Михайловское укрепление, захватили его и перебили почти всех колонистов. После этого инцидента столицу владений перенесли в Ново-Архангельск. Он находился на острове Баранова — в месте, чуть более защищённом от внезапных нападений.
В 1805 году индейцы захватили и сожгли поселение Якутат. Несмотря на то, что к 1808 году тлинкиты были усмирены, на Аляске установилось лишь подобие порядка. Набеги на поселения и нападения на колонистов продолжались вплоть до продажи территории.
Так что приобретя в 1867 году Аляску, американское правительство вместе с этим получило постоянную головную боль в виде воинственных аборигенов, алеутов и тлинкитов, которые долго и упорно сопротивлялись колониальным властям — и находясь в составе России, и будучи частью США.
5. Цена за Аляску оказалась чрезвычайно низкой
Конечно, сейчас сумма в 7,2 миллиона долларов кажется совершенно ничтожной. Но в середине XIX века это были совсем другие деньги. Сейчас такая сумма равнялась бы более чем 580 миллионам долларов по стоимости золотого эквивалента. Кроме того, надо учитывать, что эти деньги Соединённые Штаты заплатили за кусок заснеженной земли, с которой решительно не понимали, что делать.
Разумеется, приобретение Луизианы у Франции обошлось США в бо́льшую сумму. Но это были плодородные земли вдоль Миссисипи, плотно заселённые и пригодные к созданию множества плантаций, приносивших владельцам и государству немалую прибыль.
Чек на 7,2 млн долларов США, предъявленный для оплаты покупки Аляски
Вплоть до начала золотой лихорадки Аляска почти не развивалась, да и после завершения бума золотодобычи этот штат остаётся одним из самых малонаселённых и слаборазвитых в США. Правительство даже выплачивает особую ежемесячную субсидию каждому жителю Аляски, чтобы сделать проживание в этих негостеприимных местах более привлекательным.
6. Россия не получила деньги, которыми была оплачена покупка Аляски
До сих пор по страницам разных публикаций кочует миф о том, как якобы груз золота для России затонул вместе с барком «Оркни» 16 июля 1868 года на пути в Санкт-Петербург. У этой истории появилось даже совершенно фантастическое продолжение, в котором вина за взрыв легла на некоего Уильяма Томсона, сотрудника секретной службы США. Он якобы пронёс на «Оркни» бомбу с часовым механизмом, которая и затопила судно.
Видимо, зловредные янки даже в XIX столетии только и думали о том, как бы нагадить России.
Впрочем, имеется версия, что Томсона подкупили не менее злобные англичане.
Разумеется, никакого взрыва не было — «Оркни» продолжал плавать и годы спустя после мифической катастрофы. Ну и разумеется, никаких секретных служб в США 1868 года не существовало и в помине, а сами Соединённые Штаты были очень дружественной к России державой.
А куда же делись деньги? Конечно, никакой груз золота перевозить не требовалось. Все подобные платежи осуществлялись через банк, а деньги можно было получить в любом отделении по всему миру. Русское правительство предпочло сразу же истратить всю сумму на приобретение крайне необходимого железнодорожного оборудования. Ведь в конце 1860-х годов в России развернулось активное строительство железных дорог с помощью как частного, так и государственного капитала.
7. Американцы прекрасно понимали бесполезность Аляски и купили её только за взятки
Среди американского правящего класса было множество противников расширения территории США. Они полагали, что основные усилия и средства надо направить не на приобретение новых земель, а на освоение существующих. Но некоторые политики оказались весьма прозорливыми и догадались, что ценность этой земли для Америки заключается вовсе не в полезных ископаемых.
Так, бывший министр финансов США и один из самых больших сторонников сделки с Россией Р. Дж. Уокер писал своему приятелю госсекретарю Сьюарду: «Театром наших величайших триумфов призван стать Тихий океан, где у нас скоро не будет ни одного грозного европейского соперника. Конечным итогом будет политический и коммерческий контроль над миром». Это были далеко идущие планы, которые воплотились уже в ХХ столетии.
Америка не получила от Аляски особых прибылей. По оценкам ряда американских экономистов (например, Д. Баркера), вложения федеральных властей в этот штат заметно превысили доходы от разработки золота и найденной позднее нефти. Но стратегическое значение этого региона было — и остаётся — крайне важным.
Источник: e-news.su