Ювелирное дело – это настоящее искусство, которое не стоит на месте, а постоянно развивается. Каждый год придумываются новые техники, изобретаются новые материалы, синтезируются новые виды камней. По стилю украшений можно восстановить эпоху, в которой было создано то или иное изделие, автора аксессуара, его историю и даже интересы модницы, которая его носила.
Барокко
Название этого направления происходит от французского слова «причудливый». Стиль восходит к итальянскому возрождению первых десятилетий XVII века. «Отцом» барокко считается великий скульптор Микеланджело.
Отличительными чертами этого направления являются: помпезность, яркость, большие формы, огромные вставки, величие, замысловатость.
В моде у дам огромные серьги люстры из золота, которые заканчиваются прямо возле плеча. В качестве украшений на шею используются массивные колье, украшенные максимально живописно. В моде жемчуг, причем на шею надевается не одна нить, а 5-6 штук сразу, чтобы показать богатство и изысканность дамы. В этот период придуманы новые модели украшений – многоярусные браслеты и перстни с «секретами».
Как создавалось кольцо с барочным жемчугом. Белое золото и бриллианты.
Характерно использование дорогих материалов: драгоценных камней, флорентийской мозаики, золота и серебра высокой пробы.
Источник: ano-artj.ru
Ювелирные украшения в стиле барокко
Скромность украшала не во все времена! Золотые украшения в стиле барокко сегодня — главные аксессуары Dolce Vita. Роскошные, вычурные и совершенно нескромные, они созданы для того, чтобы заявлять во всеуслышание о статусе владельца. Настоящий ювелирный барокко — это исключительно золото и натуральные драгоценные камни, любая имитация в этом случае — угроза репутации носителя, ведь нужно соответствовать заявленной ценности!
Что такое стиль барокко
Барокко — стиль в архитектуре и искусстве, пик развития которого пришёлся на XVII век. Местом зарождения стала Италия, но очень быстро его подхватила вся Европа. Представьте себе аппетитных форм даму в неглиже, толстощеких ангелочков, натюрморт с распустившимися цветами и сочными фруктами. Это и есть барокко — пожалуй, самый пышный и живописный стиль в истории искусства, который называют гимном природе и человеку.
Само слово «барокко» произошло от названия барочного жемчуга. Жемчужины неправильной формы моряки и торговцы называли perola barroca, т.е. буквально «причудливыми». Именно это слово лучше всего характеризует и сам стиль: он всегда затейливый, избыточный, богатый, роскошный. Барокко нарушил традиции Ренессанса с его сдержанностью, чинностью и прямыми линиями.
Черты стиля барокко:
- сложный тяжеловесный декор, обилие деталей;
- основные мотивы — цветы, растения, животные, морская тема;
- много золота и цвета;
- мягкие изогнутые формы;
- симметричное расположение деталей;
- тяга к гигантизму;
- настроение торжественности, парадности.
Барокко — настоящий праздник жизни. Он не хочет даже слышать об умеренности и этим влюбляет в себя! Несколько лет назад казалось, что такому пышному стилю нет места в реальной жизни. Но барокко вернулся! Он обнаружил себя на подиумах — в виде восхитительных украшений.
Как и зачем устрицы делают жемчуг?
Барокко в ювелирном искусстве
Ювелирные украшения эпохи барокко отличались от изделий предыдущих веков массивными деталями и обилием вставок. Период Ренессанса — это время путешествий и начала мировой торговли, так что в серьгах, кольцах и брошах европейской знати были камни со всего света: колумбийские изумруды, бразильские топазы, афганские лазуриты, персидская бирюза, индийские рубины.
Как и во все времена, золотые украшения эпохи барокко были маркером социального статуса. Кроме того, они играли роль талисманов — каждому камню приписывалось мистическое влияние. Кольца принято было надевать сразу по многу, серьги носили как женщины, так и мужчины, последние — по одной. Популярны были шляпные украшения, золотые пуговицы и даже драгоценные пряжки для обуви.
Варианты украшений в стиле барокко в 21 веке
Время шумных балов и дворцовой роскоши осталось в прошлом, но и в 2022 году стиль барокко оживает в руках ювелиров, сохраняя много общего с историческими прототипами. Главный материал — это по-прежнему жёлтое золото. Почти всегда ювелирные изделия украшены цветными камнями, в огранке или в виде кабошона. Кроме того, активно используется жемчуг, обычно барочный, добавляется цветная эмаль.
Серьги в стиле барокко
Вы уже догадываетесь, что это массивные серьги, богато украшенные камнями, которые станут ярким акцентом образа. Вставки крупные, расположены на подвесках — барочные серьги живут вместе с хозяйкой, играя при каждом движении.
Модели серег, характерные для стиля:
- Серьги «жирандоль» или «канделябры» — похожие на перевернутый подсвечник, с тремя каплевидными подвесками.
- Серьги «шандельеры» — большие «люстры» с многочисленными подвесками, расширяющиеся к середине.
- Серьги с крупной барочной жемчужиной — именно такие можно видеть на многих портретах той эпохи и современных селебрити.
Серьги, да и другие украшения барокко, вовсе не обязаны быть удобными — они должны быть роскошными. Впрочем, в отличие от коллег из XVII века, современные ювелиры стараются максимально облегчить сложные конструкции, сделать модели эргономичными, насколько это возможно в рамках стиля.
Кольца в стиле барокко
Слово «кольца» здесь не слишком подходит, более точным будет «перстни». И они, конечно же, роскошны, украшены драгоценными камнями на высоком касте, с крупными витиеватыми деталями, растительным декором. Одного такого кольца вполне достаточно, чтобы завершить аутфит, и всё же не забывайте о традиции знати 17 века и о тренде 2022 года — носить по многу перстней сразу. Советуем попробовать хотя бы раз!
Украшения на шею в стиле барокко
В 17 веке наряды дам были очень закрытыми: платье в пол, фижмы. Для соблазнения кавалеров оставались только шея и декольте. Вот почему так важно было использовать акцентные украшения в этой зоне. Предлагаем современным модницам позаимствовать у красавиц великолепного века:
- жемчужное ожерелье, лучше в несколько рядов;
- бархатную ленту с яркой подвеской или брошью;
- Y-образное колье в виде объемной золотой цепи с удлиненной подвеской.
Исторические украшения на шею в этом стиле — небольшой длины, обычно чокер или коллар, ведь они не должны были заслонять декольте и корсажные броши. Современные стилизации могут быть большей длины или дополняться несколькими крупными подвесками в духе шандельеров.
Броши барокко
Броши — непременный атрибут стиля. Они крупные, ажурные, с набором разноцветных камней. Исторические разновидности — это бант-склаваж, т.е. брошь в форме банта из драгоценных камней, камея в античном стиле, а также различные «букеты» и «ветви». Все они носились как корсажные броши, но сегодня у вас есть и другие варианты.
Как носить барочную брошь:
- традиционно, на груди сбоку, ниже левого или правого плеча;
- посередине лифа платья с открытыми плечами;
- на талии — на поясе платья, на кокетке юбки;
- под воротником застёгнутой на все пуговицы блузки или рубашки.
Современная интерпретация на тему эпохи — броши, стилизованные под религиозную атрибутику, например, под мальтийский крест. Такие украшения стали подиумным хитом 2022 года.
Как носить украшения в стиле барокко
Казалось бы, аксессуары в стиле барокко созданы исключительно для вечерних аутфитов. Здорово, что тренды 2022 года позволяют носить эту роскошь не только в свете свечей. Чтобы надеть массивные серьги в барочном стиле днём, нужна определённая смелость, но результат того стоит: вас обязательно заметят и оценят!
Салоны Дива созданы, чтобы ювелирные гурманы могли побаловать себя самым вкусным из драгоценного. Всех, кого не устраивают узкие рамки мейнстрима, приглашаем на примерку лучших ювелирных изделий петербургского производителя. У нас — золотые серьги, кольца, броши и колье с натуральными камнями по ценам напрямую от завода!
Следующие:
- Символизм в украшениях: что означают популярные символы — 14/09/2022 11:46
- Ювелирные украшения в офисе: 7 золотых правил — 31/08/2022 17:35
- Тренды украшений: осень 2022 — 31/08/2022 16:54
- Тренд лета — цветные ювелирные украшения — 04/08/2022 15:29
- Какие камни называются драгоценными — 13/07/2022 09:55
Источник: divagold.ru
Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве
Библиографическая запись: Ювелирное искусство эпохи Барокко. — Текст : электронный // Искусствоед.ру – сетевой ресурс об искусстве и культуре : [сайт]. – 2021. – URL: https://iskusstvoed.ru/2021/01/30/juvelirnoe-iskusstvo-jepohi-barokko/ (дата обращения: 10.07.2023)
- Home
- История искусств
- Ювелирное искусство эпохи Барокко
Ювелирное искусство эпохи Барокко
2 года ago Enottt Комментарии к записи Ювелирное искусство эпохи Барокко отключены
Просмотры: 9 644
Пришедший на смену Возрождению стиль барокко имел в странах Западной Европы различные социально-экономические и исторические предпосылки. Так, в Италии это попытки церкви объединить весь христианский мир под властью папского престола. Во Франции в этот период происходит формирование абсолютистской монархии. Несмотря на разнообразие исторических причин, художественный стиль был единым для большинства стран.
Так, в декоре уже нет слепого следования античным мотивам. Многие орнаментальные элементы становятся легче, наряднее, утрачивая недавнюю массивность и даже некоторую тяжеловесность форм. Они начинают активнее взаимодействовать с окружающим пространством. Прямые линии сменяются изогнутыми. То же происходит и с мотивами масок и солнца.
Их чередование вносит стилевое разнообразие.
Вопреки возможным ожиданиям, ювелирных произведений ХVII века сохранилось не так много. Во Франции большинство драгоценных изделий этого периода исчезло из-за необходимости оплачивать огромные расходы на поддержание престижа Людовика ХIV. В 1688 году по его распоряжению вся золотая и серебряная утварь королевского двора была отправлена в переплавку. В результате за один год было уничтожено такое количество изделий, как в ходе войн за несколько столетий. Уцелевшие предметы невелики по размеру и относятся, как правило, к XVII в. Среди них ларец Анны Австрийской из чеканного и резного золота с несколько перегруженным декором из цветов и листьев, изготовленный около 1645 г.
В луврских коллекциях имеются: мисочка из позолоченного серебра, датированная 1666 г., серебряный кувшин шлемовидной формы с орнаментом ламбрекена, еще один кувшин 1677 г. из гладкого кованого
серебра, литой серебряный канделябр с гравированным и точеным орнаментом, с парижским клеймом 1636 г., а также кубок с тем же клеймом 1700 г., украшенный в нижней части ламбрекеном (Париж, Музей декоративных искусств); блюдо 1698 г. из позолоченного серебра с завитками цветущих побегов по бордюру (Лондон, Музей Виктории и Альберта). Меньше пострадала культовая утварь, в силу обстоятельств избежавшая переплавки. Несколько предметов церковной утвари, как, например, серебряный потир из собора Труа с рельефными сценами Страстей Господних или реликварий св. Лаврентия из церкви Сен-Совер в Монтрейль- сюр-Мер (департамент Па-де-Кале) избегли уничтожения только ввиду их культового назначения.
Выдающиеся мастера в эти годы работали и в провинции. В Европе в это время начинается процесс упорядочения ювелирного производства. Во Франции, как и в других странах, ювелиры помещают на своих произведениях личное клеймо, рядом с которым ставится цеховое клеймо и еще третье, свидетельствующее об уплате налога казне. Клейма позволяют с уверенностью определить мастера и дату изготовления, разумеется, если сохранились таблицы клейм, что имеет место далеко не всегда. В очень немногих видах прикладного искусства возможна такая точная атрибуция.
Любовь к пышному, помпезному декору распространилась и в других странах Европы.
Барокко продолжило начатый в эпоху Ренессанса процесс переработки сложившихся форм ювелирных украшений. В ХVII веке вновь, после забвения со времен средневековья, появились платяные булавки (фибулы, застежки для плащей и аграфы), но уже в виде брошей. В первую очередь они выполняют утилитарную функцию, скрепляя расходящиеся драпировки или вырез. Введение брошей в моду легенда приписывает мадам де Савиньи, придворной даме из окружения Людовика ХIII. Первоначально, с лицевой стороны броши обильно декорировались рубинами, сапфирами, изумрудами и жемчугом.
Прямые наследницы платяных булавок, броши стали репрезентативным украшением и должны были подчеркивать декольте или благородно вознесенную, обнаженную шею.
Как символ изящных излишеств барокко в середине века появляются абсолютно нефункциональные пряжки для обуви. Их охотно носили и взрослые, и дети.
Подвески в эпоху барокко не имели широкого распространения. Исключение составляли только украшенные алмазами с лицевой стороны и эмалью с оборотной.
Исключительной принадлежностью барочного дамского костюма было шитье жемчугом и жемчужные нити в несколько рядов. Жемчуг также применялся и в не очень распространенных в эпоху барокко браслетах. Они были низанными жемчугом или золотыми с драгоценным камнем, с оборотной стороны украшались эмалью. Как правило, браслеты носили попарно, на узкой манжете с рюшем. Серьги, как уже говорилось выше, составляли непременную принадлежность гарнитуров, которые все чаще появляются в эпоху барокко.
Во времена Людовика ХIV во Франции, занимавшей теперь ведущее место в ювелирном искусстве Европы, сложился тип серег, получивший название «жирандоль» – в виде трех небольших подвесок. Художественная промышленность Франции во второй половине 17 в. достигла высокого расцвета. Серебряная посуда,
ювелирные изделия, ковры, ткани и кружева изготовлялись не только для дворца и для потребителей внутри Франции, но и для широкого вывоза за границу, что было одной из особенностей политики меркантилизма. Как положительный факт следует отметить, что организация художественного производства на основе централизации наряду с системой академического образования приводила к большому стилевому единству также и в различных отраслях художественной промышленности.
В кольцах барокко отдавало предпочтение вставкам из больших граненых камней. Шинка чаще всего
оставалась гладкой или декорировалась чеканным и гравированным растительным орнаментом, иногда с эмалью. Своеобразное изобретение барокко – кольца с секретом; разъёмное кольцо, при соединении составляющих частей составляющее символ, например, крест.
В эгретах барокко любило пышные букеты цветов, банты и развевающиеся ленты. Как правило, уцелевшие серебряные предметы барочного ювелирного искусства относятся к концу ХVII столетия – это ларец Анны Австрийской из чеканного и резного золота, выполненный около 1645 года и кубок, а также золотые плакетки, посвященные победам Людовика ХIV, выполненные Пьером Жереми, первым представителем династии столичных мастеров золотых дел.
Характерными памятниками барокко являются блюда из позолоченного серебра, чрезвычайно и повсеместно популярные в эти годы. Их убранство изобилует множеством фигур, представленных в сложных сюжетных композициях. Роскошные экземпляры таких работ голландских мастеров конца ренессанса и начала барокко хранятся в Оружейной Палате Музеев Московского Кремля. Они попали в Россию в качестве посольских даров.
В Голландии в конце Ренессанса и в начале эпохи барокко выдающимся мастером был уроженец Утрехта, знаменитый Пауль ван Вианен. Сначала он переехал в Баварию, а затем в Прагу, где императором Рудольфом II был удостоен звания главного придворного мастера. В эпоху барокко в Голландии появляются кубки для вина в виде рога. Их содержимое необходимо было выпивать за один приём, так как эти сосуды, завершающиеся изображением ветряной мельницы, или «колеса фортуны», невозможно было поставить на стол иначе как дном кверху.
Множество ювелирных изделий эпохи барокко, перегруженных обильным декором, и статуэток животных, выполненных в реалистической манере, сохранилось в Германии. Здесь любили драгоценные камни в серебряной или золотой оправе, разделанной эмалями.
Англия первоначально испытывала значительное влияние Германии и Фландрии. Отсюда, некоторая
тяжеловесность чеканного декора с фигурами амуров, поддерживающих гирлянды цветов и плодов. Но уже в начале ХVII века проявляется своеобразие английской национальной школы, выразившееся, прежде всего, в создании новых сосудов. Таким открытием стало изобретение около 1610 года чайника, форма которого восходит к китайским кувшинам для вина.
В Португалии и Испании в результате грабительских колониальных войн скапливаются огромные запасы драгоценных металлов. Однако впоследствии почти все эти богатства были утрачены.
Необыкновенная пластическая роскошь и колористическое богатство декора произведений ювелирного искусства эпохи барокко, отмеченная в этом разделе, не только результат внутренней эволюции в пределах европейского континента, но и рецепции европейцами сокровищ открытых ими новых стран – Индии, Америки, Китая.
- Ювелирное искусство : мир — образ украшений. — М. : Директмедиа Паблишинг, 2004. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : цв.; 12 см. — (Электронная Библиотека DirectMedia; 36)
- Моран, Анри де. История декоративно-прикладного искусства : От древнейших времен до наших дней. С прил. ст. Ж. Гассио-Талабо о дизайне. [Пер. с фр.] / Анри де Моран. — М. : Искусство, 1982. — 577 с. : ил., 24 л. цв. ил.; 24 см.
- Всеобщая история искусств : в 6 томах / редкол.: Б. В. Веймарн [и др.] ; Акад. художеств СССР. Ин-т теории и истории изобразит. искусств. — Москва : Искусство, 1956-1966. — .; 27 см.
Т. 4: Искусство 17-18 веков / под общ. ред. Ю. Д. Колпинского, Е. И. Ротенберга. — 1963. — 479 с., LXXXVII с., 221 л. ил. : ил.
Превью: Панно с изображением коленопреклоненного Великого герцога Козимо II. Каструччи, Микеле; Чекки, Гуалтьеро; Мерлини, Козимо; Фальк, Йонас; Париджи, Джулио. 1617 — 1624 гг. Золото, изумруды, бриллианты, самоцветы; инкрустация, мозаика. 54,5 х 64,5 см. Музей серебряных изделий, Флоренция
Источник: iskusstvoed.ru