Богатство нации это золото а источник богатства это торговля

Понятие экономики и экономической науки. Связь экономической теории с другими экономическими дисциплинами.

Экономика — система жизнеобеспечения страны, решающая задачи производства, распределения и потребления различных благ и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей как отдельного человека, так и фирмы и государства.

Экономическая наука — отрасль знаний, посвященная изучению правил, позволяющих рационализировать поведение экономического субъекта (человека, фирмы, государства) при решении им своих экономических проблем.

Система экономических наук включает в себя общетеоретические экономические науки и специальные. Общетеоретические экономические науки представляют: экономическая теория (теоретическая экономика), экономическая математика, история экономических наук. Эти науки, и, прежде всего экономическая теория, дают знание объективных экономических законов развития человеческого общества, разрабатывают общие положения экономической жизни.

Специальные экономические науки образуют специализированные блоки. Это: 1) конкретные отраслевые экономические науки — экономика промышленности, экономика торговли, экономика строительства, экономика сельского хозяйства; 2) специальные науки по отдельным экономическим проблемам — экономика труда, денежное обращение и кредит, финансы, маркетинг, бухгалтерский учет, экономика природопользования и др.; 3) интегрированные экономические науки — экономическая география, история экономики, экономическая социология; 4) региональная экономика.

СИЛЬНАЯ АФФИРМАЦИЯ НА ДЕНЬГИ ۞ Привлечение БОГАТСТВА и УДАЧИ

Экономическая теория связана с историей.

Экономическая теория тесно связана с психологией и социологией.

Возникновение экономической мысли на ранних стадиях развития человеческого общества.

Систематизация экономической мысли в экономическую теорию, принимаемую обществом в качестве руководства к действию в осуществлении хозяйственной политики, началась еще в Древнем мире с появлением первых государственных образований и становлением государственных форм управления экономикой.

У мыслителей древности экономической науки как таковой еще не было. В их трудах, записках, трактатах содержатся практические рекомендации, советы по организации, методам ведения хозяйства. Литературные источники, относящиеся к тем временам, представляют собой конгломерат различных знаний о хозяйстве и обществе. Что касается самого термина «экономика» («домоводство»), то он пришел к нам из древнегреческого («ойкос» – дом, хозяйство; «номос» – закон, правило).

Истоки современной цивилизации мы находим в идеях и трудах мыслителей далекого прошлого – Древнего Востока, Древнего Рима, Древней Греции, средневековья

Общая черта экономической мысли Древнего мира состоит в стремлении сохранить приоритет натурального хозяйства, осудить с позиций нравов, морали и этики крупные торгово-ростовщические операции, нарушающие якобы эквивалентный и пропорциональный характер обмена товаров по их стоимости и не соответствующие открытому разумом и охраняемому гражданскими законами «естественному порядку». Выразителями подобного рода воззрений были, как правило, и крупные мыслители (философы), и отдельные правители рабовладельческих государств.

Множественные источники дохода. Роберт Аллен. [Аудиокнига]

Зарождение экономической мысли в Древней Греции.

Экономическая мысль Древней Греции представлена в трудах Ксенофонта, Платона и Аристотеля.

В историю Древнего мира эти мыслители вошли как величайшие философы. Однако в их трудах присутствуют и экономические суждения, основанные на анализе экономических явлений (таких, как домашнее хозяйство, торговля, производство товаров, деньги, капитал, приносящий проценты и т. д.); хозяйственной и политической деятельности античных правителей, особенно в период расцвета афинской демократии, экономических идей более ранних культур (вавилонской, финикийской, египетской). Ксенофонт, Платон и Аристотель принадлежали к высшим слоям греческой аристократии, их раздражала афинская демократия.

Они защищали рабовладельческий способ производства, характерной чертой которого являлась собственность рабовладельца на средства производства и на рабов, которых принуждали работать, могли продавать, покупать и даже убивать. Аристотель, выражая взгляды своих современников, называл раба одушевленным орудием труда, или говорящей машиной. Деление общества на рабов и рабовладельцев античные мыслители считали естественным явлением. Заинтересованные в сохранении рабовладельческого строя, греческие мыслители периода его разложения, прежде всего, стремились укрепить его основу – рабовладельческое хозяйство. В своих трудах они много внимания уделяли определению принципов и поиску наилучшей системы управления хозяйством рабовладельца.

Читайте также:
Технология изделий из золота

Домашнее хозяйство рабовладельца, учение об его организации ими определялось термином «экономия».

Экономические учения средневековья.

*Фома Аквинский был представителем позднего каноничества. Представителем же раннего каноничества является Святой Августин или Августин Блаженный

Фома Аквинский (1332 – 1404 гг)

Труды его были тесно замешаны на теологии. Основные положения:

  1. Необходимость вмешательства государства в экономику;
  2. Доказывает естественность социального неравенства;

И роднят его с мыслителями древности:

    1. С учетом роста городов, ремесленного производства, торговли и ростовщичества Фома не отдает приоритета сельскому хозяйству и не считает торговлю и ростовщичество греховным делом;
    2. Ценность денег по его мнению устанавливается не по весу содержимого в них металла, а по усмотрению государства (номиналистическая теория денег).

    Развивая тезис о проблеме достатка и недостатка в обществе материальных благ, мыслитель указывает на ее обусловленность прежде всего размерами городов, точнее, степенью их заселенности и делает следующие выводы:

    — с ростом города растет достаток в « необходимом» и «лишенном необходимости», приводя к снижению цен на первое и росту цен на второе и свидетельствуя одновременно о процветании города;

    — малочисленность населения города является причиной дефицита и дороговизны всех необходимых его населению материальных благ;

    — расцвет города (как и общества в целом) реален в условиях снижающихся размеров налогов, включая пошлины и поборы правителей на городских рынках.

    Меркантилизм – первая школа экономической мысли

    Первыми экономистами, которые разработали стройную концепцию о богатстве, были меркантилисты (от итал. мерканте – торговец). Меркантилисты полагали, что богатство нации – это золото, а источник богатства – торговля. Отсюда и практические рекомендации для страны: меньше товаров ввозить в страну и больше вывозить (тогда в страну будет поступать золото). А для того, чтобы вывозить больше товаров, надо поощрять развитие их производства.

    Недостатками меркантилизма были, во-первых, неправильная трактовка источника богатства, прибыли и их основных форм; во-вторых, ошибочное определение собственной стоимости денег (меркантилисты считали, что эта стоимость обусловлена природными свойствами золота и серебра); в-третьих, рекомендации ранних меркантилистов запретить вывоз денег из страны, ограничить импорт сдерживали развитие торговли; в-четвертых, предметом политической экономии они считали отношения в сфере обращения.
    Поскольку эта школа отражала в основном интересы торговой буржуазии, то уже в конце XVI — в начале XVII в. ее идеи вошли в противоречие с интересами промышленной буржуазии.

    Физиократы и их вклад в становление экономической науки

    Физиократы полагали, что источником богатства нации является не торговля, а сельское хозяйство. Именно в сельском хозяйстве создается тот дополнительный продукт (превышение продукта произведенного над потребленным), за счет которого и образуется богатство нации. Отсюда следовал вывод: труд только в сельском хозяйстве производителен, все остальные отрасли пользуются плодами сельского хозяйства.

    В основе теории основного и оборотного капитала физиократов лежало различие отдельных частей производительного капитала и их влияние на характер оборота. Различие между первоначальными и ежегодными авансами как между двумя элементами производительного капитала физиократы правильно сводили, базируясь на заимствованном из земледелия различии между ежегодным и многолетним оборотом, к различию способов, какими эти элементы входили в стоимость готового продукта, к различию способов их воспроизводства. Если стоимость ежегодных авансов возмещалась целиком в течение одного года, то стоимость первоначальных авансов возмещалась по частям, в течение времени, охватывающего десятилетний период.

    Физиократы, по существу, выдвинули теорию основного и оборотного капитала.

    Физиократы сыграли особую роль в утверждении принципов свободного общества. Они противостояли меркантилистам с их «прогосударственной» идеологией, выступили в защиту частной собственности как условие развития рынка, заявили о необходимости предоставить людям возможность действовать в соответствии с естественными мотивами и ограничениями. Именно в этот период были сформулированы идеи свободной торговли, конкурентного рынка, невмешательства государства в экономику, веры в том, что рыночный порядок наилучшим образом будет управлять экономической жизнью общества.

    Читайте также:
    Объем золота в Индии

    Адам Смит и классическая английская политическая экономия.

    Смит изложил логичную систему, которая объяснила работу свободного рынка, а не внешнего политического управления. Этот подход до сих пор является основой экономического образования.

    Смит сформулировал концепции «экономического человека» и «естественного порядка». Смит считал, что человек является основой всего общества, и исследовал поведение человека с его мотивами и стремлением к личной выгоде. Естественный порядок в представлении Смита — это рыночные отношения, в которых каждый человек основывает своё поведение на личных и корыстных интересах, сумма которых и образует интересы общества. В представлении Смита, такой порядок обеспечивает богатство, благополучие и развитие как отдельного человека, так и общества в целом.

    Для существования естественного порядка требуется «система естественной свободы», основу которой Смит видел в частной собственности.

    Самый известный афоризм Смита — «невидимая рука рынка» — фраза, которую он использовал для демонстрации автономности и самодостаточности системы, основанной на эгоизме, который выступает эффективным рычагом при распределении ресурсов. Суть в том, что собственная выгода достижима лишь через удовлетворение чьей-то потребности. Таким образом производителей рынок «подталкивает» к реализации интересов других людей, а всех вместе к росту богатства всего общества. Ресурсы же при этом перемещаются через систему спроса и предложения в те сферы, где их использование наиболее эффективно.

    По А. Смиту, богатство представляет собой стоимость материальных благ, находящихся в руках нации. Богатство состоит из продуктов труда народа данной страны и продуктов труда других народов, приобретенных в обмен на богатство нации. Цель же экономической науки состоит в изучении того, каким образом можно добиться максимального богатства нации.

    • Свободная конкуренция стремиться приравнивать цены к издержкам производства, оптимизируя распределение ресурсов;
    • Свободная конкуренция на рынках факторов производства стремится уравнивать чистые преимущества этих факторов во всех отраслях и тем самым устанавливает оптимальное распределение ресурсов между отраслями.

    Он понимает, что:

    • личные интересы могут в равной мере, и препятствовать, и способствовать росту благосостояния общества;
    • рыночный механизм установит гармонию только тогда, когда он включен в соответствующие правовые и институциональные рамки.

    По мнению А. Смита, государство должно выполнять три основные обязанности:

    Основные направления развития экономической науки в XIX веке: марксизм и маржинализм

    Источник: www.referat911.ru

    Вопрос 3

    Как систематизированное знание, как наука, экономика сформировалась в XV–XVI вв. Основной вопрос, который тогда интересовал экономистов, – почему одни страны богатые, а другие бедные, в чем заключается богатство, откуда оно берется? Экономика в те времена – это наука о богатстве.

    Первыми экономистами, которые разработали стройную концепцию о богатстве, были меркантилисты (от итал. мерканте – торговец). Меркантилисты полагали, что богатство нации – это золото, а источник богатства – торговля. Отсюда и практические рекомендации для страны: меньше товаров ввозить в страну и больше вывозить (тогда в страну будет поступать золото). А для того, чтобы вывозить больше товаров, надо поощрять развитие их производства.

    Следующий шаг в развитии экономики связан с физиократической школой (греч. физис – природа, кратос – власть, т.е. власть природы). Физиократы полагали, что источником богатства нации является не торговля, а сельское хозяйство. Именно в сельском хозяйстве создается тот дополнительный продукт (превышение продукта произведенного над потребленным), за счет которого и образуется богатство нации. Отсюда следовал вывод: труд только в сельском хозяйстве производителен, все остальные отрасли пользуются плодами сельского хозяйства.

    Идеи физиократов были развиты и углублены представителями английской классической политэкономии (У.Петти, А.Смитом, Д.Рикардо), которые в качестве источника богатства нации рассматривали труд в сфере материального производства, результаты которого (произведенные товары) и составляют богатство нации. У.Петти принадлежит крылатая фраза: «Природа – мать, а труд – отец всякого богатства».

    Читайте также:
    Викинги куда тратить золото

    Огромный вклад в развитие экономики внес А.Смит, место и роль которого в экономике можно сравнить с местом и ролью И.Ньютона в физике. В своей работе «Исследование о причинах и природе богатства народов» (1776 г.) А.Смит развил трудовую теорию стоимости, создал учение о рынке, конкуренции, показал, что в условиях рынка люди руководствуются собственными интересами, преследуют свои личные цели, но направляемые «невидимой рукой» содействуют реализации интересов других людей и общества в целом. Под «невидимой рукой» А. Смит понимал стихийное действие объективных экономических законов.

    Следующий шаг в развитии экономики связан с именами К.Маркса и Ф.Энгельса. Сконструированная ими экономическая теория – марксизм, – развивая идеи трудовой теории стоимости, доказывала, что всякий продукт создается только трудом наемного рабочего, а присваивается собственником капитала, что представляет собой эксплуатацию и социальную несправедливость. Избавиться от эксплуатации рабочий класс может лишь в результате социалистической революции и ликвидации частной собственности. Эта теория была воплощена в жизнь во многих странах, но, как показала практика, реальная экономическая действительность оказалась оторванной от теоретических представлений и идей марксизма. Тем не менее нельзя отрицать большой вклад в развитие экономики как науки, сделанный К.Марксом.

    Параллельно с марксизмом в XIX веке развивается неоклассическое направление, представители которого сосредоточивают свое внимание на проблеме удовлетворения потребностей людей. Опираясь на накопленные теоретические знания, неоклассики выдвигают и разрабатывают новые теории и концепции, в частности маржинализм (от лат. маргинальный – крайний, предельный) – теорию, которая анализирует экономические явления с точки зрения поведения отдельных субъектов, вовлеченных в хозяйственные отношения. Последние руководствуются в своей деятельности прежде всего собственными, субъективными оценками выгод и затрат, возникающих в процессе экономической деятельности. Маржиналисты ввели в практику экономического анализа концепцию предельных величин, широко используемую в современных экономических теориях.

    Огромный вклад в развитие неоклассического направления внес А.Маршалл. В своей работе «Принципы политической экономии» (1890 г.) он разработал теорию рынка: проанализировал механизм рыночного ценообразования, взаимодействие спроса и пр

    Источник: studfile.net

    2.1 Экономика и экономическая наука.

    Три главных вопроса экономики:
    – что производить?
    – как производить?
    – для кого производить?

    Термин «экономика» многозначен. Приведем 2 значения.

    ↑ Экономика как наука

    Экономика — наука, изучающая, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности

    Функции экономики как науки:

    1) Познавательная (теоретически объясняет, как функционирует хозяйство, различные экономические процессы и их последствия).

    2) Практическая (на основе знаний экономика дает рекомендации, предлагает алгоритмы действий).

    3) Прогностическая (в экономике происходит формирование прогнозов социально-экономического развития общества).

    Субъекты экономики:
    – семьи;
    – фирмы;
    – государства.

    В зависимости от объекта исследования экономику разделяют на микроэкономику, макроэкономику и мировую экономику (мегаэкономику) .

    Экономическая наука — это совокупность конкретных экономических дисциплин, таких как экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика труда, финансы и кредит, экономическая статистика и математика.

    • поиск путей эффективного ведения хозяйства;
    • поиск оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограниченности и безграничности потребностей.

    ↑ Макроэкономика, микроэкономика, мировая экономика.

    Макроэкономика – часть экономической науки, исследующая экономику как единое целое. Макроэкономика изучает проблемы безработицы, бедности, экономического роста, роли государства в регулировании экономики и защите интересов общества.

    Микроэкономика — это часть экономической науки, исследующая экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, работники, фирмы), их деятельность и влияние на национальную экономику. Она изучает взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров и услуг, предпринимателей и наёмных работников на рынке труда и т. д., а также функционирование отдельных рынков и отраслей. Она объясняет, как устанавливаются цены на отдельные товары, какие средства и почему направляются на строительство новых предприятий, развитие отраслей промышленности, как на деятельность отраслей и рынков влияет политика государства.

    Читайте также:
    Тени розовое золото мэри кей отзывы

    К объектам микроэкономики относятся:
    – домашние хозяйства;
    – фирмы;
    – отрасли;
    – рынки товаров и ресурсов.

    Отличия:
    Микроэкономика изу­ча­ет поведение от­дель­ных экономических агентов: индивидуумов, домохозяйств, предприятий, вла­дель­цев первичных про­из­вод­ствен­ных ресурсов. В цен­тре ее вни­ма­ния — цены и объ­е­мы производства и по­треб­ле­ния конкретных благ, со­сто­я­ние отдельных рынков, рас­пре­де­ле­ние ресурсов между аль­тер­на­тив­ны­ми целями.

    Макроэкономика ис­сле­ду­ет функционирование эко­но­ми­че­ской системы в целом и круп­ных ее секторов. Объ­ек­том изучения ее яв­ля­ют­ся национальный доход и об­ще­ствен­ный продукт, ВВП, эко­но­ми­че­ский рост, общий уро­вень занятости, со­во­куп­ные потребительские рас­хо­ды и сбережения, общий уро­вень цен и инфляция, роль государства в экономике, изменение курса валют

    Оба уровня экономического анализа (макро- и микроэкономики) связаны между собой.

    Мировая (международная) экономика изучает законы развития мирового хозяйства.(международную торговлю товарами и услугами, движение капиталов, обмен и торговлю результатами научно-технической деятельности, международные валютные отношения и др.

    ↑ Экономика как хозяйство. Главная проблема экономики.

    Экономика — хозяйственная система, которая обеспечивает удовлетворение потребностей людей и общества путём производства, обмена, распределения и потребления необходимых жизненных благ и услуг.

    Главная проблема экономики — удовлетворение неограниченных (постоянно растущих) потребностей людей за счёт ограниченных ресурсов.

    Ресурсы – имеющиеся у общества возможности для создания благ и удовлетворения потребностей.

    К экономическим ресурсам относятся:
    природные ресурсы
    человеческие ресурсы
    капитал (деньги и средства производства)

    Потребность — это необходимость в чём-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности и общества в целом.

    Ограниченность – недостаточность объема имеющихся ресурсов всех видов для производства того объема благ, который люди хотели бы получить.

    – исчерпаемость природных ресурсов;
    – труд людей ограничен их количеством, возможностью и способностью трудиться,
    количеством рабочего времени;
    – капитал ограничен возможностями его создания, характером и эффективностью при-
    менения, выбытием по мере износа, использования.

    Природные ресурсы ограничены тем, что многие полезные ископаемые исчерпаемым. Так, например, известно, что в недрах Земли есть не более 140 млрд. т нефти и к 2030г. будет исчерпано 80% этих запасов. Однако люди активно используют нефть как сырье для про- изводства топлива и химических материалов. Соответственно потребности людей в нефти растут, а ее количество уменьшается.

    Человеческие ресурсы также ограничены. Труд людей ограничен их количеством, воз- можностью и способностью трудиться, количеством рабочего времени. На ограниченность человеческих ресурсов также влияют: демографическая ситуация в стране; политическая нестабильность; экономическая неразвитость региона.

    Средства производства в виде зданий, сооружений, машин, оборудования, материалов ограничены возможностями их создания, характером и эффективностью применения, выбытием по мере износа, использования.

    Если же рассматривать денежные ресурсы как средство приобретения других видов ресурсов, то и они, будучи денежным эквивалентом натуральных ресурсов, также обладают ограниченностью.

    Понятие «общественное воспроизводство»

    Основные модели общественного воспроизводства:
    – модель простого воспроизводства Ф. Кенэ;
    – модель общественного воспроизводства К. Маркса.

    Типы воспроизводства по характеру полученного дохода:
    – простое;
    – расширенное;
    – суженное.

    Типы воспроизводства по качественной характеристике факторов производства:
    – интенсивное;
    – экстенсивное;
    – смешанное

    Основные фазы общественного воспроизводства материальных благ:
    – производство;
    – распределение;
    – обмен;
    – потребление.

    Производство, распределение, потребление, обмен. Товар и услуга.

    Сферы экономической деятельности:
    – производство;
    – распределение;
    – обмен;
    – потребление.

    1. Производство – процесс создания экономических благ и услуг.

    1. неэкономические (даровые блага) (например, солнечный свет, ветер) обычно носят природный характер, их не требуется производить, и их потребление одними людьми не приводит к их нехватке для других людей.
    2. экономические блага (товары, услуги, результаты работы и т. п.) доступны людям в меньшем объёме, чем это необходимо; их производство специально организовано, оно требует затрат различных ресурсов; в обществе действуют специальные механизмы распределенияэкономических благ.
    3. общественные блага
    Читайте также:
    Коронки металлокерамика или золото

    Товар — продукт труда, произведённый для продажи на рынке.

    • предназначен для обмена;
    • обладает стоимостью — на него затрачены сырьё, труд и др. ресурсы;
    • полезность — способен удовлетворять потребность человека;
    • обладает способностью обмениваться на другой товар.

    3. Потребление — процесс использования результатов производства для удовлетворения определённых потребностей людей, общества. Оно является главным стимулом развития производства.

    4. Обмен подразумевает обмен деятельностью, товарами и услугами.

    ↑ Основные этапы развития экономической науки

    Древнейшими документами, которые фиксировали правила экономического поведения, были законы, впервые появившиеся в государствах Древнего Востока. А первыми учеными-экономистами принято считать выдающихся греческих философов – Ксенофонт,
    Аристотель, Платон.
    Экономические взгляды Древнего мира и Средневековья носили отрывочный характер и не составили единого учения. Первая школа экономической теории сложилась в эпоху Возрождения.

    Первыми экономистами, которые разработали стройную концепцию богатства, были меркантилисты (от итал. «mercante» – «торговец»).

    Меркантилизм – экономическая политика ряда европейских государств XV – XVIII вв., направленная на накопление богатств внутри страны путем активной внешней торговли. Меркантилисты полагали, что богатство нации – это золото, а источник богатства –
    торговля.
    Следующей школой и следующим направлением развития экономической теории было
    учение физиократов.

    Физиократы – школа французских экономистов второй половины XVIII века, которые
    считали источником богатства нации сферу материального производства, основой которого является сельское хозяйство.
    Идеи физиократов были развиты и углублены представителями классической школы политэкономии (Уильям Петти (1623—1687), Адам Смит (1723—1790), Карл Маркс (1818 —1883)).

    У. Петти утверждал, что богатство нации образуют не только драгоценные металлы, но и земли страны, дома, корабли, товары. Петти – первый автор трудовой теории стоимости, согласно которой ценность товаров создается определенным количеством затраченного труда. У. Петти принадлежит крылатая фраза: «Природа – мать, а труд – отец всякого богатства».

    Шотландский экономист и философ Адам Смит впервые изложил экономическую теорию как целостную науку. Человека он считал существом экономическим и стремящемся ко все большему накоплению богатства. Стремление людей улучшить свое материальное положение способствует процветанию всего общества.

    Как говорит Смит, «дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что нужно тебе». Основой экономического учения А. Смита был принцип свободной конкуренции. Он полагал, что непременным условием действия экономических законов является свободная конкуренция. Только при свободном перемещении товаров, денег, капитала и людей ресурсы общества используются оптимально. Вмешательство государства в экономику должно быть минимальным.

    Годичный труд каждого народа представляет собою первоначальный фонд, который доставляет ему все необходимые для существования и удобства жизни продукты, потребляемые им в течение года и состоящие всегда или из непосредственных продуктов этого труда, или из того, что приобретается в обмен на эти продукты у других народов. В зависимости поэтому от большего или меньшего количества этих продуктов или того, что приобретается в обмен на них, сравнительно с числом тех, кто их потребляет, народ оказывается лучше или хуже снабженным всеми необходимыми предметами и удобствами, в каких он нуждается. Но это отношение у каждого народа определяется двумя различными условиями: во-первых, искусством, умением и сообразительностью, с какими в общем применяется его труд, и, во-вторых, отношением между числом тех, кто занят полезным трудом, и числом тех, кто им не занят. Каковы бы ни были почва, климат или размеры территории того или иного народа, обилие или скудость его годового снабжения всегда будет зависеть в таком случае от этих двух условий.

    А. Смит. Исследование о причинах и природе богатства народов.

    Рейтинг
    Загрузка ...