Для облагораживания могилы близкого человека в наше время существует огромное разнообразие памятников любых форм и размеров. Но иногда хочется придать надгробию особый вид: выделить его, сделать более броским и богатым на вид. Для этих целей идеально подходит золочение сусалью.
Что такое сусальное золото – определение
Это очень тонкие листы настоящего золота (как правило 960 пробы), использующиеся в декоративных целях. Также в его состав могут входить сплавы различных металлов (серебро, медь, никель и т.д.). Толщина таких листов в микронах приблизительно равна 0,1 (в сравнение, средняя толщина человеческого волоса около 60 микрон), поэтому работа с этим материалом требует аккуратности и усидчивости.
Сперва металл нагревают до температуры плавления, после чего из него отливают форму бруска, размеры которого зависят от типа производства сусали. Например, при изготовлении путём механической прокатки, брусок размером 200х50х10 мм раскатывают в полоску длинной 30 м, после чего нарезают её на листы со сторонами 90×90 мм и укладывают их между папирусной бумагой в специальную книжку. Наиболее распространено ручное производство, при котором бруски драгоценного металла выстукивают на наковальне до тех пор, пока его толщина не будет составлять приблизительно 0,1 микрон.
Зеркальное золочение сусальным золотом | kölner instacoll base
Постепенно производство автоматизируется и внедряются технологии, позволяющие молоту автоматически выбивать металл до идеального состояния, а подачу металла осуществляют специально программируемые для этого роботы.
Способ получения и состав сусали объясняет её недешёвую цену, но вместе с тем памятник, украшенный таким материалом, выглядит очень премиально, красиво и гармонично.
Как наносить сусальное золото
Для покрытия памятника мастер использует следующие материалы:
- книжка с листами сусали (может содержать от 10 до 300 листов);
- специальная подушка, покрытая тонкой замшей;
- золотарный нож;
- кисть (лампензель);
- мордан.
Нанесение сусали производят на выгравированные элементы на памятнике. Перед золочением мастер наносит на область, которая будет покрываться сусалью, грунт желтого оттенка, после чего сверху наносит медленно сохнущий клей-лак- мордан. Когда лак подсохнет и станет прозрачного цвета, на золотарную подушку выкладывается лист драгоценного металла. Далее мастер специальным ножом делит этот лист на части нужного размера и с помощью кисти переносит отрезки на текст или узор, придавливая.
Сусальное золото: это надо знать
После завершения этапа наложения, шпателем или другими подручными средствами убирают лишние остатки материала с памятника и дают время окончательно засохнуть клею.
Поталь и сусаль – разница между материалами
Для золочения часто используют более дешёвые аналоги, к примеру поталь. В основном, для изготовления потали используют сплав меди и цинка. Несмотря на низкую цену, у такого покрытия есть существенный недостаток – оно недолговечно и может облезть или выгореть за короткий срок при воздействии окружающей среды. Поэтому его лучше применять для декора внутренних пространств, а применение на памятниках нецелесообразно.
Купить сусальное золото, а также алмазные расходники для камнеобработки вы можете у наших друзей, в интернет-магазине ДжаоТи.
Источник: bilkam.ru
Золочение сусальным золотом и поталью —
Сусальное золочение — открывает все границы для воплощения в жизнь самых фантастических идей и необычных решений. Позолотить стену в комнате, потолок, обои линкруста, двери, камин — выбор за вами. Позолотить даже люстру или мебель, которая не подошла по цвету. Все это стало реальным, благодаря изяществу и благородству сусального покрытия. Золочение лепного декора, в свою очередь, преображает белую лепнину до неузнаваемости, позволяя создать богатую сияющую атмосферу помещения.
Золочение лепнины и мебели сусальным золотом использовалось мастерами при оформлении императорских дворцов и особняков. Первое упоминание о сусальном золоте появилось в России в Х веке. Золочение являлось неотъемлемой частью иконописи.
Настенная роспись в храмах сочеталась с золочением, также применялось золочение и роспись мебели и золочение и роспись лепнины в домах аристократии. Как делают настоящее сусальное золото? Берут кусок золота и расплющивают на наковальне молотком, затем эту ленту нарезают на пластинки, которые после многочасовой ручной ковки с помощью молотов разного веса расплющивают в тонкую пленку в несколько десятков раз тоньше человеческого волоса. Чтобы золотая пластина не приставала к молотку и не рвалась на части, ее кладут между двумя слоями так называемой «снасти» — раньше на Руси она изготавливалась из плевы, содранной с говяжьей печени, или из кишок. Сейчас вместо нее используют пластмассы, а вместо молотобойцев — станки с компьютерным управлением.
Сусальное золото (сусаль) — тончайшие пленки золота, наклеиваемые на изделие в декоративных целях.
Сусальное золото всегда одного размера 91,5*91,5 мм, но может быть разной толщины – от этого зависит так называемый лигатурный вес сусального золота. Тонкое золото – 1-2 г – применяется для внутренних работ – золочения лепнины, золочения мебели,золочение рам , киотов и др. Золото с лигатурным весом 3-5 г используется для золочения куполов, внешнего декора, скульптуры. Например, фонтан «Самсон» в Петродворце покрыт 5-граммовым сусальным золотом.
Сусальное золото производится следующих основных цветов:
•Белое 6-13 К («белое золото» содержит серебро и палладий.)
•Зеленое 15,3-16,7К (Сплав золота с серебром называют «зеленым золотом».)
•Лимонное 18-20 К ( Большая доля серебра в лигатуре придаст золоту более лимонный оттенок)
•Жёлтое 21К (золото 75 % , серебро 21,4 % , медь 3,6 %)
•Оранжевое (апельсиновое) 22-22,75 К (Сплав из 9% серебра и 32.5% меди придает золоту оранжевый цвет.)
•Красное 23 К (большая доля меди в лигатуре придаст золоту более красный оттенок)
•Чистое 23-24 К (Содержит почти 100% чистого золота, то есть, по сути, им и является.)
При внутренних работах могут быть использованы все 20 сортов, а при наружных лишь немногие. Дело, прежде всего в содержании чистого золота. Чем чище золото, то есть чем больше количество каратов, тем мене чувствительна позолота к влиянию погодных и климатических условий. Для наружного золочения могут быть использованы лишь сорта более 23,75 каратов.
Сусальное золото — это тонкие листы чистого золота. Чтобы изготовить килограмм сусального золота,нужно переплавить более 2 кг. золота, выход чистого продукта-всего 45%. Стоимость этого материала очень высокая. Поэтому применять сусальное золото часто нецелесообразно. Тем более, что вместо этого дорогостоящего материала можно использовать его имитацию-поталь.
Поталь — это материал, внешне напоминающий сусальное золото, но не содержащий в своём составе драгоценных металлов. Поталь – фольга из сплава металлов, а именно меди и цинка (цвет золото) или серебра с алюминием (цвет серебро), имитирует настоящее сусальное золото, выглядит дорого и эффектно. Используется для декорирования разных материалов (дерево, зеркало, керамика, стекло, картон, гипс, пластик, и др.). Позолота поталью владеет многими преимуществами: она не дорога в сравнении с сусальным золотом, дает натуральный блеск без полирования поверхности и имеет широкий спектр оттенков.
Золочение поталью выглядит почти так же, как и обработка сусальным золотом. Поталь бывает трех цветов-золотого, бронзового и серебряного. Её используют для украшения как самого помещения, так и элементов мебели и декора. Золочение поталью используют итальянцы при изготовлении мебели. При декорировании лепнины используется золочение поталью, в сочетании с росписью и патинированием лепнины.
Патинирование – это искусственное состаривание предметов и материалов для придания им изысканной декоративности, антикварности и повышения защитных свойств.
Патинирование мебели часто используется при оформлении интерьеров. Состаренные вещи стоят гораздо дешевле антиквариата и выигрышно смотрятся в интерьере. Технология патинирования помогает быстро состарить любой предмет мебели (с помощью грунтовки, краски и шкурки) и превратить его в настоящее произведение искусства.
Патинирование лепнины придает лепному декору законченный вид. Патинирование лепнины позволяет придать каждому элементу, пусть даже самой недорогой полиуретановой лепнины, изысканность и красоту старинных интерьеров.
Роспись лепнины чаще всего производится в пастельных тонах, гармонично сочетающихся друг с другом и с общим колоритом помещения. В росписи лепнины используются акриловые краски. При работе в помещениях с повышенной влажностью, лепнину после завершения росписи покрывают воском. Наилучшего эффекта в декорировании лепнины можно достичь если использовать роспись, патинирование и золочение лепнины вместе.
Среди многих потребителей бытует мнение, что золочение – удовольствие дорогое. Спешим рассеять ошибочное мнение. Все дело в том, что золото имеет свойство превращаться в тонкую пленку и находиться в таком состоянии не один десяток лет. Что позволяет значительно снизить расходы на покупку этого материала. Плюс ко всему современные технологии позволяют наносить позолоту без лишних расходов тонким, но при этом плотным слоем.
Источник: dekorama.su
Золочение и сусальное золото
Драгоценные металлы
На чтение 3 мин Просмотров 115 Опубликовано 14 октября, 2021
Позолоченные купола и кресты храмов, золотистые статуи и фонтаны Петергофа… Действительно ли все это золото? Конечно золото, только сусальное.
Что такое сусальное золото
Сусальное золото («сусаль» — лицевая поверхность) представляет собой тончайшие, пропускающие свет листки драгоценного металла. Их толщина составляет доли микрон: как правило, 0,1-0,6 микрона. Один грамм чистого золота способен превратиться в золотую проволоку, протяженностью в 3 км, или же в невесомый полупрозрачный листок, размером 1 кв.м.
Золочение с помощью сусального золота насчитывает порядка 1700 лет. Изготовление такой позолоты является довольно сложным и трудоемким процессом. Благодаря мягкости и пластичности золота, из него путем отбивания (ручного или автоматического) можно изготовить тончайшие листы, при чем без надрывов и трещин.
В готовом виде невесомые золотые листы прокладывают папирусной бумагой и составляют книжку, содержащую от 10 до 300 драгоценных листов. Общий книжный вес зависит от толщины листов сусального золота и варьируется от 1,25 до 6 грамм.
Цвет сусального золота, впрочем как и обычного золота, имеет широкую гамму красок. Оно производится чисто желтого цвета (без примесей), белого, зеленого, оранжевого и красного оттенка. Получают эти оттенки путем добавления к чистому золоту примесных металлов.
Так, красный цвет сусальному золоту придает добавление меди. Серебро в сплаве с золотом дает белый, лимонный и даже зеленый цвета.
Как золотят сусальным золотом
Золочение сусалью — довольно кропотливая работа. Мастер с помощью ножа вынимает драгоценный лист из книжки и на подушке придает ему нужную форму и размер. Затем с помощью специальной кисти (лампензели) золото наносится на обработанную раствором поверхность.
Самый ответственный участок золочения заключается в дальнейшем разглаживании листа ватным тампоном или кистью. Накладывают листы сусального золота внахлест, причем вначале золотят прямые поверхности, и лишь в конце — резьбу и орнамент.
Однако, ввиду высокой стоимости сусального золота «алхимиками» были найдены менее ценные заменители — поталь. Поталь представляет собой листы сплавов, которые способны имитировать золото (меди и цинка, серебра и алюминия).
Для придания этим сплавам золотого цвета их покрывают специальным лаком. Главный недостаток потали — использование исключительно для внутренней отделки предметов декора, ввиду потемнения.
Позолота находит очень широкое применение в современной жизни. Так, сусальным золотом с малым весом (примерно 1-2 грамма) золотят предметы декора, иконы, лепнину. Для золочения куполов церквей, фонтанов, статуй применяют сусальное золото массой 4-6 грамм.
В это трудно поверить, но сусальное золото используется даже для украшения пищевых продуктов (Е175). Более того, в Европе пользуются популярностью алкогольные напитки с добавлением сусальных хлопьев. А в Японии появилась новое вкусовое пристрастие у богатых людей — «позолоченное» кофе.
Источник: 1goldring.ru