Чему равен нисаб золота

В статье «Закят: приумножает и очищает» мы рассказали о его определении, статусе, достоинстве выплаты, тяжести неуплаты, а также мудрости предписания. Сегодня мы, с дозволения Аллаха, остановимся на основных правовых аспектах, касающихся этого столпа ислама. В одной подобной статье не представляется возможным полностью раскрыть данную тему.

Это требует научного подхода, который труден для восприятия и запоминания информации. По этой причине людям, не обладающим исламскими знаниями, необходимо обращаться к специалистам в области исламского права, которые разъяснят, как правильно рассчитать и выплатить закят в той или иной частной ситуации, которая выходит за рамки самых простых общих случаев. Данная же статья даст только поверхностные представления о том, кто, когда, кому и сколько должен. На сегодняшний день мусульмане в первую очередь должны осознать обязательность соблюдения третьего столпа ислама. А узнать, как это осуществляется на практике, сегодня, хвала Аллаху, не проблема.

Расчет закята

Для кого обязателен закят?

Выплата закята обязательна при следующих условиях:

1. Ислам. Закят является обязанностью, возложенной на мусульман, и не выплачивается немусульманами. Доказательством этому служит хадис от Муаза, в котором сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Призови их к свидетельству о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что я – посланник Аллаха, … если они подчинятся тебе в этом, то разъясни им, что Аллах обязал их выплачивать закят…» (Аль-Бухари, Муслим). Как видно из хадиса, принятие ислама предшествует выплате закята, чему есть и много других доказательств.

Однако это не означает, что кяфиры не будут наказаны за неуплату закята или за любую другую обязанность, возложенную Всевышним на мусульман. Просто шариат не предписывает им ничего до того, как они примут ислам. Всевышний Аллах сказал: «В Райских садах они будут расспрашивать друг друга о грешниках. Что привело вас в Преисподнюю?

Они скажут: «Мы не были в числе тех, которые совершали намаз. Мы не кормили бедняков. Мы погружались в словоблудие вместе с погружавшимися. Мы считали ложью Последний день, пока к нам не явилась убеждённость (смерть)» (Священный Коран, сура «Завернувшийся», аяты 40 – 47, перевод смысла).

2. Владение нисабом – минимумом любого из облагаемых закятом видов имущества. С имущества мусульманина в количестве, не достигающем нисаба, закят не выплачивается. Доказательства этого условия будут приведены с разъяснением относительно каждого вида имущества в отдельности, иншаАллах.

3. Владение нисабом в течение лунного года. Закят с имущества не выплачивается, пока не пройдёт полный непрерывный лунный год владения его нисабом.

Если, к примеру, мусульманин начал отсчёт года с момента овладения нисабом одного из облагаемых закятом видов имущества, и до того, как прошёл год, количество данного вида имущества опустилось ниже нисаба, пусть даже на один день, то отсчёт должен быть начат заново. За прошедшее же время закят не выплачивается, каким бы большим количеством имущества человек не обладал. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Закят не выплачивается с имущества, которым человек не владеет в течение целого года» (Абу Дауд).

Читайте также:
Наибольший спрос на золото это

Какой нисаб в закяте выбрать: по золоту или по серебру? Ринат Абу Мухаммад

Исключение составляют предметы торговли и продукты земледелия (об этом далее), а также клады золота и серебра, на чём мы не будем останавливаться.

Как вытекает из приведённых условий, закятом облагается и имущество недееспособных мусульман: детей и умалишённых, на что указывает сообщение от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), которое подкрепляется словами и практикой сподвижников. Ответственными за выплату закята с имущества недееспособных мусульман являются их опекуны.

Также важно отметить, что, согласно более сильному из мнений учёных, при расчёте нисаба и закята в имущество мусульманина включают и суммы его долгов.

Виды имущества, облагаемого закятом

Закят выплачивается со следующих видов имущества:

1. Золото, серебро, деньги. Всевышний Аллах сказал: «Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями» (сура «Покаяние», аят 34, перевод смысла) Как разъяснил Ибн Умар, под накоплением в данном аяте подразумевается золото и серебро, с которого не выплачивается закят (Аль-Бухари).

2. Скот: верблюды, коровы, овцы и козы. Доказательством этого является известное письмо Абу Бакра, текст которого приводит Аль-Бухари. В нём говорится о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обязал мусульман выплачивать закят с перечисленных выше видов животных.

3. Продукты земледелия: плоды и зерновые. Всевышний Аллах сказал: «Вкушайте эти плоды, когда они созревают, и отдавайте должное в день уборки» (сура «Скот», аят 141, перевод смысла). От Ибн Аббаса передаётся, что в этом аяте имеется в виду выплата закята.

Закят выплачивается c продуктов земледелия, которые могут выступать основными продуктами питания. От Абу Мусы аль-Аш’ари и Муаза передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал им: «Собирайте закят только с четырёх видов зерновых и плодов: “ячменя, пшеницы, изюма и фиников”» (передал Аль-Хаким с достоверным иснадом).

4. Предметы торговли. В этот пункт входит всё, чем торгует мусульманин, независимо от того, облагаются предметы товара закятом сами по себе (как перечисленные выше) или нет. Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Делайте пожертвования из приобретённых вами благ» (сура «Корова», аят 267, перевод смысла).

От Муджахида передаётся, что этот аят был ниспослан по поводу торговли.

5. Клады золота и серебра. Относительно закята с кладов золота и серебра передаются достоверные хадисы, а обязательность выплаты утверждена единогласным мнением исламских учёных (Ан-Навави, «Аль-Маджму’», 6/73,74).

Нисаб и доля выплаты из имущества каждого вида

1. Золото, серебро, деньги. Нисаб золота составляет 85 грамм. Нисаб серебра – 595 грамм. Нисаб денег – эквивалент 85 грамм чистого золота. Выплачиваемая доля со всех трёх данных видов имущества – 2,5 % на момент выплаты.

Со слов Али ибн Абу Талиба передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если у тебя есть двести серебряных дирхемов, которыми ты владел в течение целого года, то ты должен выплатить с них пять дирхемов. И ты не обязан выплачивать закят, если у тебя золота меньше двадцати динаров.

А если у тебя есть двадцать динаров, которыми ты владел в течение целого года, то ты должен выплатить с них полдинара. Если денег будет больше, то закят следует подсчитывать из такого же расчёта. Однако закят не выплачивается с имущества, которым человек не владел в течение целого года»(Абу Дауд). 200 серебряных дирхемов и 20 золотых динаров соответствуют 85 граммам золота и 595 граммам серебра (согласно наиболее сильному из мнений учёных по данному вопросу (Мухаммад Мухтар аш-Шанкити «Дурусу умдати льфикх»)).

Читайте также:
Полезные ископаемые сибири золото

2. Скот. Нисаб коров составляет 30 голов. Выплачиваемая доля: со стада, включающего от 30 до 39 голов, закят составляет одну однолетку; от 40 до 59 голов – одну двухлетку; более 60 голов – две однолетки; и далее с каждых 30 голов взимается однолетка, а с каждых 40 голов – двухлетка.

Нисаб овец и коз составляет 40 голов. Выплачиваемая доля: со стада, включающего от 40 до 120 голов, закят составляет одну овцу; от 121 до 200 голов – две овцы; более 201 головы – три овцы; и далее с каждой сотни взимается одна овца. Доказательством перечисленного является уже упомянутое письмо Абу Бакра.

3. Продукты земледелия. Нисаб с плодов и зёрен составляет 900 литров. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Зёрна и плоды не облагаются закятом, если их меньше пяти поклаж» (Муслим). 5 поклаж соответствуют 900 литрам.

Выплачиваемая доля: при поливе без участия человека выплачивается одна десятая часть урожая; при самостоятельном орошении – одна двадцатая. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «С того, что поливается водой с неба и с пальм, впитывающих корнями дождевую воду из вырытых ям, выплачивается одна десятая [часть урожая], а с того, что орошается, – одна двадцатая» (Аль-Бухари).

4. Предметы торговли. Нисаб – эквивалент 85 грамм золота. Выплачиваемая доля – 2,5 % стоимости товара на момент выплаты. Закят с торговли выплачивается деньгами.

Дополнения

1. Относительно выплаты закята с золотых и серебряных украшений женщины учёные разделились. Согласно одному мнению, закят с украшений, используемых женщиной, количество которых не выходит за рамки обычая и традиций в обществе, не выплачивается. Согласно другому мнению, закят выплачивается со всех золотых и серебряных украшений. Шафииты придерживаются первого мнения.

2. Скот, который не пасётся на пастбище большую часть года, закятом не облагается. Также закятом не облагается рабочий скот. Условие владения имуществом в течение года не касается потомства скота, которое появляется в ходе отсчитываемого периода.

3. Закят с урожая (продуктов земледелия) выплачивается сразу после его сбора.

4. Дополнительным условием закята с предметов торговли является намерение на торговлю. Если мусульманин, к примеру, приобрёл автомобиль для личного пользования, после чего решил его продать, то в таком случае он не облагается закятом.

Так же, как если бы он приобрёл его для торговли, однако решил оставить себе.

Ещё одно отличие закята с предметов торговли состоит в том, что владение нисабом берётся в расчёт только в конце отсчитываемого года. Таким образом, неважно, владел ли торговец нисабом в начале и в течение года или нет. Если он имел товар, который намеревался продать, в течение полного лунного года, и при подсчёте товара в конце этого года оказалось, что он владеет нисабом, то торговец обязан выплатить закят.

Кому выплачивается закят?

Закят выплачивается восьми категориям мусульман, перечисленным в аяте: «Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый» (сура «Покаяние», аят 60, перевод смысла).

Читайте также:
Как зарабатывать в ксенус белое золото

Заключение

Выплата закята – это поклонение Всевышнему Аллаху, которое, как и другие виды поклонения, требует искренности, неподдельности и намерения, без которого оно не будет действительным. Мусульманин, выплачивающий закят, должен знать, что исполняет возложенную на него Всевышним Аллахом обязанность, от которой его не освобождают никакие другие добровольные пожертвования, какими бы большими они ни были.

Основные использованные источники:
1. Мустафа аль-Хин, Мустафа аль-Буга, Али аш-Шурбаджи, «Фикху-ль-манхаджи ‘аля мазхаби-ль-имами ш-Шафии»;
2. Мухаммад Мухтар аш-Шанкити, «Дурусу умдати-ль-фикх ли-бни Кьудама».

Абдулмумин Гаджиев [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram — группе

Источник: islamcivil.ru

Чему равен нисаб золота

Расчёт нисаба: с золота или серебра?

Закят и садака: Исламская экономика: Расчёт нисаба: с золота или серебра?

Каким образом должно происходить определение нисаба (минимальный размер состояния, достатка или имущества, с которого необходимо выплачивать закят) в современных условиях, когда получили распространение бумажные деньги? Что должно выступать в качестве эквивалента для расчёта — золото или серебро, или же вообще с бумажных денег нет необходимости платить закят?

В соответствии с преобладающим мнением среди учёных — бумажные, или так называемые декретные деньги, приравниваются в законоположениях к золоту и серебру, а соответственно с них необходимо выплачивать закят. Относительно же того, каким образом с бумажных денег должно происходить исчисление закята — среди учёных существует разногласие — что должно выступать в качестве эквивалента для исчисления — золото или серебро. Во времена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, соотношение цен золота и серебра по весу составляло приблизительно 1 к 7-ми, однако на сегодняшний день стоимость серебра по отношению к золоту сильно уменьшилась и цена одного грамма золота приблизительно равна цене 65 граммов серебра.

Часть учёных считает, что исчисление должно основываться на том, в чём больше пользы для бедных — и на данный момент это серебро, так как размер нисаба, исчисляемый по серебру, меньше, а соответственно становится больше людей платящих закят и увеличиваются объёмы его выплат. Другие же учёные исходят из того, что закят должен налагаться именно на богатых людей, имеющих излишек в своём имуществе, и на данный момент золото больше соответствует этой цели.

С нашей точки зрения, более правильным является второе мнение, так как текущая сумма нисаба по серебру составляет весьма незначительную сумму (около 13,5 тысяч рублей), и исчисление закята с неё наложит эту обязанность на очень многих людей, материальное положение которых далеко от благополучного и которые могут сами нуждаться в получении денежной помощи.

А Аллаху известно лучше.

Поделиться

1 комментарий

Условия использования и хранения драгоценных металлов

Шариат указывает на конкретные виды имущества, с которых выплачивают закят, это – золото и серебро, скот, сельхозпродукция, торговое имущество, рудники и клады. Выплата закята становится обязательным по достижению этих видов имущества определённого количества, которая называется “нисабом”. У каждого вида имущества есть свой определённый нисаб.
Закят с золота и серебра

Условием для обязательства выплаты закята с золота и серебра является, чтобы их нисаб не уменьшался в течение целого года (даже путём обмена на подобных себе, в противном случае отчёт года начинается заново).

Нисаб золота – 80 г (20 мискал) = (2,125) г, а нисаб серебра – 560 г (200 дирхемов) = (14,75 г). С них выплачивают 1/40 часть (2,5%). Закят с золота и серебра выплачивают один раз в году, и независимо от того, в каком виде они находятся: монеты, слитки, самородки, посуда, лом, ювелирные изделия, используемые в качестве сбережений.

Читайте также:
Танк который дает золота

Закят не выплачивается с таких драгоценностей, как яхонт, жемчуг и т.д.

Закят выплачивают с женских золотых и серебряных украшений, которые они не носят и хранят дома.

С золотых и серебряных изделий, которыми женщина украшает себя, закят не выплачивается.

Если золото или серебро смешаны с другим металлом, то для выплаты закята рассматривают количество чистого золота и серебра.

Если посуда сделана из золота и серебра, и неизвестно точное количество каждого из них, но известно, что вес одного из них 600 грамм, а другого – 400 грамм, тогда следует выплатить закят с обоих, подразумевая, что и золото и серебро весят по 600 грамм. Это первый способ.

Второй способ – можно, расплавив посуду, отделить золото от серебра и, определив точное количество каждого, выплатить закят.

Согласно шариату как для мужчин, так и для женщин запрещено использовать золотую или серебряную посуду.

Если мужчина владеет и пользуется золотыми украшениями, то он обязан выплачивать с них закят, если даже он их не носит, а также с серебряных украшений, если даже он их носит. Следует отметить, что мужчине запрещается носить золотые или серебряные украшения, кроме серебряного кольца, это – сунна Пророка (мир ему и благословение).

Также мужчине разрешается украшать серебром оружие, к примеру, меч, копьё, щит. Мужчине не дозволяется украшать серебром уздечку и седло.

Женщине не дозволяется украшать оружие золотом и серебром.

Мужчине и женщине допускается украшать Коран серебром, а украшать золотом дозволяется только женщине.

Если мужчина наденет браслет для лечения, то с него закят не выплачивается, так как он надел браслет не для украшения, а для лечения, а это мужчине не запрещено. Если же мужчина хранит этот браслет дома, то он также должен выплатить с него закят.

При необходимости мужчине дозволяется использовать золото или серебро для небольших частей тела в виде протезов, таких как зуб, кончик пальца, нос. Например, если при несчастном случае мужчина потерял эти части тела, то ему дозволяется вставлять их, сделанные из золота.
islamdag.ru

  • Kolya
  • 14 апреля 2015, 22:15

Источник: yaumma.ru

Закят в Исламе

Закят, в переводе с арабского «очищение», является четвертым из пяти столпов Ислама. Цель его состоит в том, чтобы помочь верующему очиститься от привязанности к материальным благам и способствовать развитию солидарности между мусульманами. Закят приносит пользу самым бедным членам общины, помогая им удовлетворять свои потребности без необходимости просить милостыню.

Важно отметить, что закят отличается от добровольной раздачи милостыни (садака). Он не просто поощряется в исламе – это обязательное предписание для всех мусульман, обладающих достатком. В Коране есть более 80 аятов о закяте.

Например, «…и устанавливайте молитву, и подавайте закят, и какое бы добро вы ни делали – вы найдете его у Аллаха. Воистину, Аллах видит то, что вы делаете». (Сурат Аль-Бакара: 110)

Кто должен давать закят и что такое нисаб

Обязанность по уплате закята возлагается на каждого мусульманина, владеющего имуществом равным или превосходящим размер нисаба. Будь то мужчина или женщина, молодой или старый, здравомыслящий или сумасшедший.

Читайте также:
Дорогой браслет с белого золота

Нисаб – это мера оценки состояния человека, которая является точкой отсчета для выплаты закята. Мусульманин, не обладающий имуществом, удовлетворяющим размеру нисаба, не обязан давать закят.
Кроме оценки размера, нисаб должен удовлетворять двум условиям:

  1. Оценивать только то имущество, которое остается в избытке. Не учитывая при этом траты человека на удовлетворение таких потребностей как еда, одежда, лечение, жилье, транспорт.
  2. Избыток имущества должен находиться во владении человека полный календарный год. Имам Абу Ханифа сказал: «В качестве нисаба должно быть рассмотрено имущество в самом начале и конец года закята, установленного плательщиком». Исключением является закят с урожая, который оценивается в момент его сбора.

Так как закят является одним из видов поклонения, важно иметь правильное намерение на его выплату. Понятно что траты одного человека на удовлетворение нужд могут сильно отличаться от трат другого. Но ни один искренний мусульманин не будет пытаться спрятаться за этикеткой потребительской корзины, чтобы уклониться от выплаты закята.

С какого имущества должен выплачиваться закят

Установление размера нисаба применяется к серебру, золоту, современной валюте и домашнему скоту, находящемуся во владении человека. При его расчете не подсчитывают годовой размер дохода наемного работника.

Закят обязательно должен быть выплачен с четырех категорий имущества:

В Коране сказано: «… отдавайте из имущества, которое вы заслужили (с честью), и с плодов земли, которые мы произвели для вас…» (Сура Аль-Бакара: 267).

Нет закята на драгоценные камни независимо от их стоимости. В том случае если они не предназначены для продажи, а используются в качестве личных украшений.

Получатель закята

Категории людей, имеющих право на получение закята, перечислены в Коране:

«Милостыня предназначена для бедных и нуждающихся; и тех, кто нанят для управления сбором (закята); и тех, чьи сердца были (недавно) примирены (с истиной); для тех, кто в рабстве, в долгу, и для дела Аллаха, и для путника…» (Ат-Тауба: 60).

В этом аяте Аллах перечислил людей, которые нуждаются в помощи общества:

  • Бедные и нуждающиеся. Это люди, не способные работать и получать доход, позволяющий покрыть собственные нужды. А так же учащиеся, которые нуждаются в средствах на обучение, еду и книги.
  • Новообращенные в Ислам, чьи сердца еще не укрепились. Они должны почувствовать заботу общества мусульман, чтобы стать его частью.
  • Должники, которые не в состояние самостоятельно выплатить свои долги. Это люди, которые внезапно потеряли имущество или попали в такое положение из-за других тяжелых жизненных обстоятельств. А также тот, кто попал в долговое обязательство будучи поручителем чужого займа.
  • Путники, которые находясь в чужой стране остались без средств, и не могут вернуться домой.

Кроме этого деньги от закята можно тратить на дело Аллаха, например распространение религии. Но постройка мечетей, школ, больниц и других общественных объектов к этому не относится. Также часть средств отводится на оплату труда служащих, занимающихся сбором и распределением закята.

Все имущество, которым обладает человек – это милость Аллаха, которой он наделяет кого пожелает. Ислам рассматривает закят не как благотворительность в современном понимании, а как приказ Аллаха возвращать часть богатства и распределять согласно Его приказу между теми, кто нуждается в покровительстве. Таким образом в исламском обществе решается проблема социальной поддержки малообеспеченных и укрепление единства.

Хочешь помочь сайту?
Поделитесь с друзьями в социальных сетях:

Источник: naistine.ru

Рейтинг
Загрузка ...