Черное золото это речевое клише

Информационная функция речи в произведениях газетно- публицистического стиля обусловливает стандартизированность, которая обеспечивает быструю передачу информации. Стандарт помогает оперативно откликаться на события и создает нейтральный фон стиля.

Речевые клише – шаблонная фраза, штамп, легко производимая в определенных условиях. Клише – это речевые формулы, позволяющие быстро воспроизводить информацию.

Важнейшая функция клише — демонстрация согласия или протеста. Если клише употребляется в качестве согласия, оно также служит указанием на принадлежность говорящего к определённой социальной группе, что выражается в существовании большого количества речевых клише (например, арго).

Широкое использование речевых клише является особенностью политической речи (например, «мрачные прогнозы», «кризис доверия», «закулисные сделки», «железный занавес», «жёлтая пресса» и др.). Их цель — в короткой форме дать оценку политическим субъектам или явлениям.

Другой вид клише, используемый всеми слоями общества, — фразы, обращённые к детям и к молодежи в воспитательных целях: «ни стыда ни совести», «как тебе не стыдно» и др. Эти выражения дети запоминают на всю жизнь.

ЧЕРНОЕ ЗОЛОТО «ПОЛНЫЙ ФИЛЬМ»

Штамп появляется с потерей речевыми клише экспрессивно-оценочных качеств. Источником штампов может быть и стремление к образной речи, к новизне выражений. Из-за частого повторения эти языковые средства теряют свои выразительные свойства.В результате частого использования одного и того же образа происходит универсализация средств выражения, ср.: белое золото (хлопок), черное золото (уголь).

Приведем самые распространенные клише:

· Автор ставит (выдвигает, рассматривает, излагает, обсуждает) … проблему,

· Автор затрагивает проблему.

· Много места уделено проблеме.

· Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме.

· Автор открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к …

· Заставляет читателя самого решать сложные жизненные вопросы (делать нравственный выбор);

· Автор пытается найти причины изображаемых негативных (позитивных) явлений;

· Автор строго осуждает негативные явления нашей жизни

· Автор подчеркивает остроту поставленной проблемы;

· Автор показывать негативную сторону нашей жизни;

Читайте также:
Колыбельная будет в золоте ходить

· В словах автора звучит мнение большинства людей;

· В заключение хотелось бы отметить.

· На мой взгляд, статья (очерк) предназначена.

· Таким образом, нельзя не согласиться с …

«Экономическая газета», №91 (944), от 16 апреля 1961г. Статья «Сердца французов трепещут от радости» рассказывает о завоевании космоса как о настоящем открытии новых форм жизни. В тексте есть стандартные выражения: Редакция связалась … и попросила рассказать…; В центре внимания — …; Вот что пишет ученый …; Нетрудно представить…;…не прекращался поток; В самом деле — ….

Таким образом, все жанры газетно-публицистического стиля речи насыщены клише независимо от принадлежности к той или иной тематической группе. Эволюция языка приводит к исчезновению определенных клише, к замене их или к появлению новых речевых стандартов.

НИКОГДА НЕ КОПАЙ ТАК металл !!!

Особенности простых предложений газетно-публицистического стиля

Синтаксис газетно-публицистического стиля речи имеет свои особенности, связанные с активным употреблением эмоционально и экспрессивно окрашенных конструкций: восклицательных и вопросительных предложений, предложений, осложненных обращением, риторических вопросов, повторов и др.

Стремление к экспрессии обусловливает использование конструкций с разговорной окраской: построений с частицами, междометиями, построений фразеологического характера, инверсий, бессоюзных предложений, эллипсисов (пропуск того или иного члена предложения, структурная неполнота конструкции) и др.

Рассмотрим первый пример.

«Фронтовая правда», 10 мая 1945 г., №110 (1336). В статье «Пленение генерала де Голля» присутствуют разные эмоционально и экспрессивно окрашенные синтаксические конструкции — восклицательные предложения различного значения (Война выиграна! Победа достигнута! Это – победа Объединенных наций и победа Франции!

Ни одно усилие ее солдат, моряков и летчиков, ни один акт мужества и самоотречения ее сыновей и дочерей, ни одно страдание ее мужчин и женщин в плену, ни одно горе, ни одна жертва, ни одна слеза, таким образом, не пропали даром! Слава! Вечная слава нашим армиям и их руководителям! Слава нашему народу, которого не сломили и не согнули страшные испытания!

Читайте также:
Как не Нарваться на подделку золота

Слава Объединенным Нациям, которые смешали свою кровь с нашей кровью, свои страдания с нашими страданиями, свои надежды с нашими надеждами и которые сегодня торжествуют вместе с нами! Да здравствует Франция!).

Рассмотрим второй пример.

«Экономическая газета», №91 (944), от 16 апреля 1961г. Выступление Ю.А. Гагарина (текст приводится на первой странице газеты) начинается с обращений: Дорогие товарищи, уважаемые гости! И это правильно, т.к. любое выступление имеет 1 часть – обращение, цель которого привлечь внимание читателя (слушателя).

Рассмотрим третий пример.

«Вечерний Крым», №40, 18 октября 2016г. Интересным будет анализ объявлений. С точки зрения синтаксиса отметим преобладание простых односоставных предложений (назывных): Туры. Авиабилеты. Выгодные сбережения.Окна.Двери.Займы на любые цены. Стерилизация собак и кошек. Расплата за песню. Сберегательные программы. Памятники гранитные.

Ветеринарный цент р «Инкар». База стройматериалов.).

Таким образом, стремление к выразительности, экспрессии в текстах газетно-публицистического стиля обусловливает использование разных синтаксических конструкций (простых предложений, осложненных обращением, односоставных предложений (большей частью назывных) и восклицательных предложений.

Заключение

В настоящее время газетно-публицистический стиль особенно важен, и потому наше внимание было сосредоточено на газетно-публицистическом стиле речи как на одном из функционально-значимых стилей. Актуальность изучения языка газетно-публицистического стиля вызвана возрастающей значимостью периодической печати, в связи с постоянно меняющимися общественно-политическими условиями жизни во всем мире и необходимостью информации в повседневной жизни.

Лексико-фразеологические особенности публицистического стиля

Лексико-фразеологический состав публицистического стиля разнообразен так же, как разнообразен сам круг тем, получивший отражение в публицистике: область идеологии, политики, производства, общественной жизни и т.д. Но наибольшую активность и частотность имеет общественно-политическая терминология, связанная с самой важной для публицистики областью идеологии. Концентрация в тексте общественно-политической лексики – стилевая черта публицистического стиля: демократия, избирательная кампания, митинг, прогрессивный, реакционный, политическая партия, политическая демонстрация, забастовка, официальный визит, внешнеэкономическая деятельность, укрепление международных отношений, суверенитет, демократические свободы ит.д.

Читайте также:
Код на золото gothic 2

Значительную часть лексики публицистического стиля составляют общелитературные слова и различные термины (науки, военного дела, искусства, спорта): и те и другие в соответствующем контексте могут переосмысливаться и приобретать публицистическую окраску: арена политической борьбы, армия безработных, военные круги, дело мира, диалог между странами, дружная атмосфера, культурные контакты, курс на обострение отношений, маневры дипломатии, международная солидарность, миролюбивые силы, трудовая вахта ит.д.

Именно поэтому публицистический стиль изобилует устойчивыми сочетаниями. Они могут быть как нейтральными (уровень жизни, положить конец, вести борьбу, вести переговоры, силы мира), так и эмоционально окрашенными, т.е. придающими определенное оценочное значение (грязная война, бандитское нападение, черная тень ит.д.).

В газетных жанрах публицистики широко распространены различные речевые стереотипы (стандарт, клише). Такое явление объясняется тем, что и для пишущего, и для читающего клише представляют несомненные удобства. Это – легкая воспроизводимость готовых речевых формул, автоматизация этого процесса, облечение коммуникации. Нередко речевые клише, вследствие своей частой повторяемости, превращаются в штампы и теряют свою первоначальную образность: например — труженики полей, люди в белых халатах, дать зеленую улицу, получить прописку, голубые магистрали, черное золото, белое золото и т.п.

§3. Словообразовательные и грамматические средства публицистического cmuля

Публицистический стиль постоянно пополняется за счет специфических словообразовательных средств: увеличивается количество слов с приставками: анти-, контр-, нео-, псевдо-, ультра- (антиобщественный, антифашист, неополитизм, контраргумент, псевдодемократ, ультралевый, ультрареакционный и т.п.); очень продуктивны слова с суффиксами — ость, -ств, -ени, интернациональными суффиксами — ци(я), -изацш(я), -ист, -изм, -ант (индустриализация, гуманизм, оккупант и т.д.).

На морфологическом уровне публицистический стиль характеризуют формы множественного числа существительных, имеющих собирательное значение, сложные прилагательные, формы страдательных и действительных причастий, императивные формы глаголов, выражающие призыв к совместному действию (массово — политический, культурно-гуманитарный, созданный, фиксируемый, фашиствующий; освобождение. завершили. ).

Синтаксис публицистического стиля характеризуется употреблением количественно-именных сочетаний, устойчивых словосочетаний, именных словосочетаний с родительным падежом, предложений, осложненных причастными и деепричастными оборотами, прямой и косвенной речью, вводными словами иконструкциями, риторических вопросов и обращений.

Читайте также:
Как правильно пишется золото

Контрольные вопросы и задания

Задание 1. Выберите из газеты не менее 20 публицистических слов. Половина из них должна иметь положительно-оценочную окрашенность, остальные – отрицательно-оценочную. В десяти случаях слова должны быть даны в составе предложений.

Задание 2. Выберите из газетно-журнальных текстов не менее 10 публицистических фразеологизмов. Покажите на их примере положительно-оценочную и отрицательно-оценочную окрашенность в публицистических контекстах.

Образец выполнения задания:

1. фразеологизированные выражения публицистического стиля, имеющие положительно-оценочную окрашенность: люди доброй воли, мировое сосуществование.

2. фразеологизированные выражения публицистического стиля, имеющие отрицательно-оценочную окрашенность: желтая пресса, правящие круги.

Задание 3. Проанализируйте лексико-фразеологический состав международного обозрения. Какие пласты слов в нем преобладают? Выпишите из текста словосочетания, наиболее часто встречающиеся в публицистических текстах на международные темы. Объясните их значение.

Источник: cyberpedia.su

Тема 9. Стереотипность речи.

1) Результат проявления в тексте процесса специализации языковых средств в соответствии с функциональными стилями. Каждый стиль отбирает из общелитературного языка те языковые средства, которые в наибольшей степени соответствуют его коммуникативному назначению. Стереотипная речь получила название стандарта.

Отличительными чертами стандарта выступает воспроизводимость, однозназная семантика и нейтрально-нормативная окраска.

Стереотипность речи выражается в использовании клише, канцеляризмов и речевых штампов.

Клише – готовый, легко воспроиздимый в определенных ситуациях оборот, лаконично выражающий какую-нибудь мысль. Для клише характерны:

  1. легкая воспроизводимость;
  2. автоматизация процесса восприятия;
  3. облегчение процесса коммуникации;
  4. экономия усилий, мыслительной энергии как говорящего (пишущего), так и для слующего (читающего).
  1. газетные клише (работник бюджетной сферы, служба занятости);
  2. научные клише (по мнению специалистов, отсюда можно сделать вывод);
  3. канцелярские клише (прошу принять меня, справка прилагается);
  4. фольклорные клише (белы рученьки, море синее).

Разновидностями клише являются формулы речевого этикета, афоризмы, крылатые слова, лозунги, цитаты.

2) Слова, устойчивые словосочетания, грамматические формы и конструкции, употребление которых закреплено за ОДС. К канцеляризмам относятся как отдельные слова с окраской ОДС (уведомление, ходатайствовать, именуемый, надлежит), так и синтаксические конструкции (цепочка форм родительного падежа: выяснение условий совершения преступления; сочетание существительного с глаголом: проводить контроль, оказать помощь).

Читайте также:
Есть ли в импортных телевизорах золото

Канцеляризмы недопустимы в других стилях. Язык документов, используемый в других стилях, получил название канцеляризмы.

Некоторые канцеляризмы архаично торжественны: вышеназванный, поименованный, надлежит, взимать, возыметь действие, препроводить, таковой, податель сего.

Другие свойственны речи современных чиновников: задействовать, проговорить, озадачить, заслушать, наработки, конкретика.

Придают и усиливают канцелярскую окраску речи отглагольные существительные с суффиксами –ени-, -ани-, -ат-, -ут- (устранение, начинание, нахождение, взятие, изъятие, исполнение), бессуфиксные (угон, отгул, прием, наем, пошив, надзор), слова с приставками не-, недо- (недовыполнение, необнаружение, неимение, недопоставить, недопущение, невыполнение).

Яркой деловой окрашенностью отличаются и сложные отыменные предлоги (за счет, в адрес, в целях, в части, по линии, на основании).

К оборотам канцелярского характера относятся также составные названия (силовые ведомства, материальные ценности, транспортные средства, дипломатические отношения, бюджетная сфера, единовременное пособие, кассационная жалоба).

Использование канцеляризмов обусловлено видом документа и характером деловых отношений. Неоправданное употребление канцеляризмов приводит к стилистическим и грамматическим ошибкам (Имеет место недопотоп во многих зданиях – Многие здания были затоплены).

3) Стилистически окрашенное речевое средство, за счет высокой употребительности превратившееся в ходовую универсальную единицу, что вызывает ее отторжение адресатами. Термином Речевой штамп обозначаются выражения, которые обладают выраженной стилистической окрашенностью, надоели, приелись адресату в результате частого употребления, потеряв основные признаки выразительности – неожиданность и свежесть.

Основная сфера, в которой рождаются речевые штампы, — это язык СМИ (это чревато, процесс пошел, передний край борьбы, черное золото). Речевым штампом может стать пословица, афоризм, слово и словосочетание. В культуре речи наличие штампов свидетельствует о бедности языка, о бедности мысли. Художественной речи штампированность полностью противопоказана. Для ОДС характерно использование речевых штампов.

Источник: studfile.net

Рейтинг
Загрузка ...