Презентация на тему: » Уголь – черное золото Земли Казанин О.И., директор, зав. кафедрой горного дела, доктор технических наук Филиал Санкт-Петербургского государственного горного.» — Транскрипт:
1 Уголь – черное золото Земли Казанин О.И., директор, зав. кафедрой горного дела, доктор технических наук Филиал Санкт-Петербургского государственного горного института (технического университета) «Воркутинский горный институт» г. Воркута 04 декабря 2009 г.
2 Что такое уголь ? Уголь — вид ископаемого топлива, образовавшийся из частей древних растений под землей без доступа кислорода; Уголь — осадочная порода, представляющая собой продукт глубокого разложения остатков растений; Большинство залежей каменного угля было образовано в палеозое, преимущественно в каменноугольном периоде, примерно миллионов лет тому назад.
3 Промышленная классификация углей Бурые угли. Содержат 6570 % углерода, имеют бурый цвет. Содержат много воды (43 %), и поэтому имеют низкую теплоту сгорания. Кроме того, содержат большое кол-во летучих веществ (до 50 %). Каменные угли. Содержат от 75% до 95% углерода, до 12 % влаги (3-4 % внутренней), поэтому имеют более высокую теплоту сгорания.
Александр Устюгов & Ekibastuz — Черное золото (Премьера песни!)
Содержат до 32 % летучих веществ, за счёт чего неплохо воспламеняются. Антрациты. Почти целиком (96 %) состоят из углерода. Имеют наибольшую теплоту сгорания ( ккал/кг), но плохо воспламеняются.
4 Общие сведения В мире известно более 3600 угольных месторождений, расположенных на всех материках; Прогнозные ресурсы угля — 13,63 трлн.т; разведанные мировые запасы — 1,03 трлн.т; За последние 100 лет в мире добыто около 200 млрд. т угля; За последние 100 лет в мире добыто около 200 млрд. т угля; Добыча угля: в настоящее время около 5,5 млрд.т; прогноз в 2025 г. – 7,7 млрд.т; Около 40 % мировой электроэнергии производится из угля; В России разведанные и предварительно оцененные запасы угля сосредоточены в 22 угольных бассейнах и в 118 отдельных месторождениях. По разведанным запасам наша страна занимает 3-е место в мире после США и Китая.
5 История угля в России 1696 г. – Петру I при возвращении из Азовского похода показали кусок чёрного, хорошо горящего минерала. «Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет»; 1721 г. – открытие Григорием Капустиным месторождений угля близ притока Северного Донца (ныне Донецкого бассейна); 1722 г. – М. Волков сделал заявку на найденный им уголь на месте нынешнего города Кемерово; Первая четверть XIX в. – становление угольной промышленности России; 1924 г. – открытие А.А. Черновым Печорского угольного бассейна; 1934 г. – пуск в эксплуатацию первой шахты в Печорском угольном бассейне
7 Добыча угля в России
8 Добыча угля в РФ по бассейнам и месторождениям, млн. т
9 Поставка углей основным потребителям в России, млн.т
10 Долевое участие угольных бассейнов России в добыче в 2008 году, %
12 Добыча угля в России до 2020 г., млн.т
Источник: www.myshared.ru
Владимир Высоцкий Чёрное золото
Уголь-черное золото Кузбасса
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Реализация представленного конспекта занятия позволит расширить и закрепить знания детей о природных ископоемых; уточнить знания свойствах и применении каменного угля.
Скачать:
Предварительный просмотр:
УГОЛЬ – ЧЕРНОЕ ЗОЛОТО КУЗБАССА.
Подготовительная к школе группа
Образовательная область «Познание»(«Коммуникация», «Чтение художественной литературы»).
- закрепить знания о главном богатстве Кузбасса — угле, и людях его добывающих;
- повторить и закрепить знания о полезных ископаемых, об их свойствах, применении и способах добычи;
- обосновать необходимость экономно расходовать полезные ископаемые;
- развивать речь, память, внимание, логическое мышление, творческую активность воспитанников;
- прививать любовь к природе, формировать убеждение в необходимости бережно и экономно расходовать полезные ископаемые.
- карта Кемеровской области,
- предметные картинки, фотографии угля с отпечатками растений,
- кусочки угля, стакан с водой, молоток, бумага.
- Организационный момент.
Наша земля хранит множество самых настоящих богатств и сокровищ. Их называют «полезными природными ископаемыми». Почему природные богатства называют «полезными ископаемыми»?
Ископаемые — потому что эти богатства нужно искать и выкапывать из земли, а полезные — потому что они приносят большую пользу людям.
- Рассказ о полезных ископаемых. (Работа с картой Кемеровской области)
Дети, посмотрите внимательно на карту. Мы видим на карте много разных символов. Как вы думаете, что они обозначают?
Это условные обозначения полезных природных ископаемых. Треугольник показывает, что здесь находится железная руда. Она тяжелая и очень прочная. Самое главное свойство руды — плавкость. На металлургических заводах в доменных печах из железной руды выплавляют чугун, сталь.
Добывают железную руду в шахтах и карьерах.
Квадрат, закрашенный наполовину, обозначает залежи глины. Глина — очень распространенное полезное ископаемое. Она образуется при разрушении твердых пород, например, гранита. Из красной глины делают кирпичи, черепицу для крыш, цветочные горшки, а тарелки, блюдца, красивые вазы и статуэтки делают из белой глины и покрывают их глазурью.
Торф — это ценное полезное ископаемое. Он темно-коричневого цвета, состоит из остатков растений, рыхлый, непрочный, легче воды. Сухой торф впитывает влагу. Он хорошо горит. Образуется торф на болотах из отмерших остатков растений. За год образуется 1 миллиметр торфа. Значит, нужно много лет, чтобы образовались залежи торфа.
Он используется как топливо в жилых домах. На фермах торф служит подстилкой для животных. Торф — хорошее удобрение. А на промышленных предприятиях из него получают некоторые лекарства и другие нужные вещества.
Ребята, скажите, каких символов на карте изображено больше всего?
Правильно, черных квадратов. Этот символ обозначает залежи черного угля .
- Рассказ воспитателя об угле.
Уголь образуется в недрах Земли из остатков древних растений, которые росли на болотах. В таких болотах преобладали быстрорастущие тростники и папоротники гигантских размеров. Со временем они отмирали и падали в болото. Это спасало их от гниения. Бактерии перерабатывали некоторые части деревьев, превращая, их в газ, который улетучивался.
Оставалась черная масса, состоящая в основном из углерода. В дальнейшем она превращалась в пласт угля. В некоторых местах этот процесс повторялся несколько раз. Таким образом создавались слои угля, разделенные между собой илом и песком, со временем затвердевшими.
Если рассмотреть кусок каменного угля под микроскопом, можно увидеть остатки коры, семян и других частей растений, а иногда даже насекомых.
Дети рассматривают фотографии кусочков угля с отпечатками растений и животных.
Всем известно, что дерево хорошо горит. Это объясняет важное свойство угля — горючесть. При горении он дает много тепла. Кроме того, из него получают краски, пластмассы и другие ценные материалы.
Основные запасы его находятся в Кузнецкой котловине. Вся местность называется Кузнецким каменноугольным бассейном, или сокращенно — Кузбассом.
Воспитатель. Знаете ли вы, почему уголь называют «черным золотом»? Послушайте сказку и поймете.
«В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил — был царь. Однажды повелел он своим подданным принести во дворец всё самое чудесное, что только есть в его владениях. И чего только не принесли во дворец: и цветы редкие, и животных диковинных, и камни самоцветные, и самородки золотые. А один бедный мужичок подал царю. простой чёрный уголёк.
«Прочь отсюда, закричал царь, об этот уголь только руки марать!»
Обиделся уголёк да в тот же миг и пропал. Стало во владениях царя темно (электростанции не работают — света нет), холодно (топить печи нечем). В армии царской оружие пропало (железа — то нет, а без него ни меча не сковать, ни пули не отлить). Решил царь бежать из дворца, хвать кафтан: «Батюшки, ни одной пуговицы!» И новых не пришьёшь.
Оказывается, не только металлические, но даже пластмассовые пуговицы тоже с применением угля делают. Даже картины в царской галерее стали бледными, потому что многие краски из чёрного уголька делают. Взмолился царь: «Уголёк, не помни зла, вернись!» Вернулся уголёк, простил царя и до сих пор служит людям верой и правдой» (по Г. Юрмину).
Чего только не делают из угля! Уголь используется для плавки металлов, а значит, для производства машин и механизмов. Из него делают даже горючее, чтобы эти машины двигались. Уголь ничем не пахнет, и его применяют при изготовлении духов и сиропа для конфет и пирожных. Делают из угля и прочные нити, и удобрения, и лекарства, и разноцветные краски, и самое лучшее стекло.
Воспитатель. Добыча угля — нелёгкий труд. Угольные пласты здесь залегают и глубоко под землёй, и на её поверхности. Чтобы добраться до угольного пласта, расположенного глубоко под землёй, и добыть уголь, прорывают вертикальные шахтные стволы и горизонтальные туннели. А если уголь залегает близко к поверхности земли, его добывают в карьерах — угольных разрезах.
Скажите, как называется главная профессия в Кузбассе и в нашем городе?
Он отбойным молотком,
Как огромным долотом,
Уголь крошит под землёй.
Отвечайте, кто такой? (Шахтёр.)
- Экспериментальная деятельность.
Воспитатель. Хотите поближе познакомиться со свойствами угля? Проходите в нашу лабораторию. Дети берут кусочки угля, рассматривают их.
Воспитатель. Какого цвета уголь?
Дети. Он чёрный, блестящий.
Воспитатель. Как вы думаете, почему уголь называют каменным? (Уголь твёрдый как камень.) Как вы поняли, что каменный уголь твёрдый?
Дети. Пробовали надавить на него или сжать в руке.
Воспитатель. Как вы думаете, каменный уголь прочный? (ответы детей выслушать). Давайте проверим. Я ударю по нему молотком, а вы смотрите, что произойдёт. Уголь рассыпался на несколько мелких кусочков.
Какой вывод можно сделать?
Дети. Каменный уголь твёрдый, но не прочный.
Воспитатель. Что будет, если провести углём по листу бумаги? (На бумаге останется чёрная линия.)
Воспитатель. Возьмите лупу и рассмотрите уголь. Что вы видите (ответы детей).
Дети. — Он слоистый.
Воспитатель. — Каменный уголь — это не простой камень, это полезное ископаемое. Его основу составляют остатки погибших древних растений, которые разлагаются, гниют, превращаются в торф, а из него через много-много лет образуется каменный уголь.
Воспитатель. Как вы думаете, что произойдёт, если мы опустим каменный уголь в воду (предположения). — Давайте опустим его в стакан с водой. Уголь утонул. Почему?
Дети. Он тяжёлый.
Воспитатель. Как вы думаете, он растворяется или нет? Как это можно проверить? (помешать воду палочкой). — Меняет ли цвет вода? Так растворяется уголь или нет?
Дети. Не растворяется.
Воспитатель. Запомните, каменный уголь не растворяется ни в одной из жидкостей. Какой вывод мы можем сделать на основе проделанных опытов?
Дети. Уголь чёрный, блестящий, он твёрдый, но при ударе рассыпается на мелкие куски. Уголь оставляет след (пачкает), он слоистый. Уголь тяжёлый, не растворяется в воде и других жидкостях.
- Решение проблемного вопроса .
Ребята, вот мы сегодня говорили об угле и других полезных ископаемых, которые использует человек.
Готовить еду нам помогает одно ценное «ископаемое» — соль. Керамическую посуду делают из глины, стекло — из песка. Горные породы, такие, как мрамор и гранит используют в строительстве. Земные богатства даже помогают делать замечательные рисунки. Разноцветные мелки для рисования на асфальте — это горная порода мел.
А грифель карандаша, который оставляет на бумаге цветные линии, делают из минерала под названием графит.
Получается, что людям без полезных ископаемых никак не прожить. А если это так, то как же человек должен поступать по отношению к полезным ископаемым?
- Игра «Угадайка!» (Загадки о полезных ископаемых)
Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступеньки, постаменты
Красивы станут и заметны. ( Мрамор )
Не зря она варилась
В доменной печи.
На славу получились
Ножницы, ключи: (Руда)
Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
Если встретишь по дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина)
Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (Торф)
Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Черный и блестящий,
Помощник настоящий. (Каменный уголь)
Ни огня,
Ни света,
А огнем блестит. (Золото)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Красная книга Кузбасса». Приложение №1: «Красная книга Кузбасса»
Растет в светлых лесах и на вырубках по всей Восточной Сибири, но не часто. Растение очень декоративно, поэтому в период цветения его часто собирают в букеты, вырывая вместе с корневищем, что пр.
конспект занятия в старшей группе Уголь-черное золото.
Комплект конспектов занятий «Родной Кузбасс», разработан для детей подготовительной группы в рамках празднования 300-летия Кузбасса.
Кузбасс – земля особенного рода,Ее не спутать ни с какой другой.И днем, и ночью жаркая работаКипит и на земле, и под землей.
Комплект конспектов занятий «Родной Кузбасс», разработан для детей подготовительной группы в рамках празднования 300-летия Кузбасса.
Все места для русского святые,Где бы ты в России не бывал.
Игра «Путешествие по родному «Кузбассу» к 300 летию Кузбассу
В 2021 г наш родной регион Кузбасс празднует 300-летие обобразования .В рамках ознакомления дошкольников с родным краем,провели вместе с детьми игру » Путешествие по родному https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2012/09/11/ugol-chernoe-zoloto-kuzbassa» target=»_blank»]nsportal.ru[/mask_link]
Презентация на тему Уголь – черное золото Земли
Что такое уголь ? Уголь — вид ископаемого топлива, образовавшийся из частей древних растений под землей без доступа кислорода; Уголь — осадочная порода, представляющая собой продукт глубокого разложения остатков растений;
- Главная
- Разное
- Уголь – черное золото Земли
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1Уголь – черное золото Земли
Казанин О.И., директор,
зав. кафедрой горного дела,
доктор технических наук
Филиал Санкт-Петербургского государственного горного института (технического университета) «Воркутинский горный институт»
г. Воркута
04 декабря 2009 г.
Слайд 2Что такое уголь ?
Уголь — вид ископаемого
топлива, образовавшийся из частей древних растений под
землей без доступа кислорода;
Уголь — осадочная порода, представляющая собой продукт глубокого разложения остатков растений;
Большинство залежей каменного угля было образовано в палеозое, преимущественно в каменноугольном периоде, примерно 300—350 миллионов лет тому назад.
Слайд 3Промышленная классификация углей
Бурые угли. Содержат 65—70 %
углерода, имеют бурый цвет. Содержат много воды
(43 %), и поэтому имеют низкую теплоту сгорания. Кроме того, содержат большое кол-во летучих веществ (до 50 %).
Каменные угли. Содержат от 75% до 95% углерода, до 12 % влаги (3-4 % внутренней), поэтому имеют более высокую теплоту сгорания. Содержат до 32 % летучих веществ, за счёт чего неплохо воспламеняются.
Антрациты. Почти целиком (96 %) состоят из углерода. Имеют наибольшую теплоту сгорания (6800-8350 ккал/кг), но плохо воспламеняются.
Слайд 4Общие сведения
В мире известно более 3600 угольных
месторождений, расположенных на всех материках;
Прогнозные ресурсы угля
— 13,63 трлн.т; разведанные мировые запасы -1,03 трлн.т;
За последние 100 лет в мире добыто около 200 млрд. т угля;
Добыча угля: в настоящее время около 5,5 млрд.т; прогноз в 2025 г. – 7,7 млрд.т;
Около 40 % мировой электроэнергии производится из угля;
В России разведанные и предварительно оцененные запасы угля сосредоточены в 22 угольных бассейнах и в 118 отдельных месторождениях. По разведанным запасам наша страна занимает 3-е место в мире после США и Китая.
Слайд 5История угля в России
1696 г. – Петру
I при возвращении из Азовского похода показали
кусок чёрного, хорошо горящего минерала. «Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет»;
1721 г. – открытие Григорием Капустиным месторождений угля близ притока Северного Донца (ныне Донецкого бассейна);
1722 г. – М. Волков сделал заявку на найденный им уголь на месте нынешнего города Кемерово;
Первая четверть XIX в. – становление угольной промышленности России;
1924 г. – открытие А.А. Черновым Печорского угольного бассейна;
1934 г. – пуск в эксплуатацию первой шахты в Печорском угольном бассейне
Источник: thepresentation.ru