Честное верное сердце это его природное золото он невредимо пронес его сквозь жизнь

Ольга при этом имени вдруг опустила руки с вышиваньем на колени, откинула голову назад и глубоко задумалась. Восклицание вызвало воспоминание.

— Что с ним? — спросила она потом. — Ужели нельзя узнать?

Андрей пожал плечами.

— Подумаешь, — сказал он, — что мы живем в то время, когда не было почт, когда люди, разъехавшись в разные стороны, считали друг друга погибшими и в самом деле пропадали без вести.

— Ты бы написал опять к кому-нибудь из своих приятелей: узнали бы, по крайней мере…

— Ничего не узнали бы, кроме того, что мы уже знаем: жив, здоров, на той же квартире — это я и без приятелей знаю. А что с ним, как он переносит свою жизнь, умер ли он нравственно или еще тлеет искра жизни — этого посторонний не узнает…

— Ах, не говори так, Андрей: мне страшно и больно слушать! Мне и хотелось бы, и боюсь знать…

Она готова была заплакать.

— Весной будем в Петербурге — узнаем сами.

— Этого мало, что узнаем, надо сделать все…

— А я разве не делал? Мало ли я его уговаривал, хлопотал за него, устроил его дела — а он хоть бы откликнулся на это! При свидании готов на все, а чуть с глаз долой — прощай: опять заснул. Возишься, как с пьяницей!

Методика работы с романом «Обломов» И.А. Гончарова на уроках литературы в старших классах. Часть 1

— Зачем с глаз долой? — нетерпеливо возразила Ольга. — С ним надо действовать решительно: взять его с собой в карету и увезти. Теперь же мы переселяемся в имение, он будет близко от нас… мы возьмем его с собой.

— Вот далась нам с тобой забота! — рассуждал Андрей, ходя взад и вперед по комнате. — И конца ей нет!

— Ты тяготишься ею? — сказала Ольга. — Это новость! Я в первый раз слышу твой ропот на эту заботу.

— Я не ропщу, — отвечал Андрей, — а рассуждаю.

— А откуда взялось это рассуждение? Ты сознался себе самому, что это скучно, беспокойно — да?

Она поглядела на него пытливо. Он покачал отрицательно головой:

Закрыть Как отключить рекламу?

— Нет, не беспокойно, а бесполезно: это я иногда думаю.

— Не говори, не говори! — остановила его она. — Я опять, как на той неделе, буду целый день думать об этом и тосковать. Если в тебе погасла дружба к нему, так из любви к человеку ты должен нести эту заботу. Если ты устанешь, я одна пойду и не выйду без него: он тронется моими просьбами, я чувствую, что я заплачу горько, если увижу его убитого, мертвого! Может быть, слезы…

— Воскресят, ты думаешь? — перебил Андрей.

— Нет, не воскресят к деятельности, по крайней мере заставят его оглянуться вокруг себя и переменить свою жизнь на что-нибудь лучшее. Он будет не в грязи, а близ равных себе, с нами. Я только появилась тогда — и он в одну минуту очнулся и застыдился…

— Уж не любишь ли ты его по-прежнему? — спросил Андрей шутя.

— Нет! — не шутя, задумчиво, как бы глядя в прошедшее, говорила Ольга. — Я люблю его не по-прежнему, но есть что-то, что я люблю в нем, чему я, кажется, осталась верна и не изменюсь, как иные…

— Кто же иные? Скажи, ядовитая змея, уязви, ужаль: я, что ли? Ошибаешься. А если хочешь знать правду, так я и тебя научил любить его и чуть не довел до добра. Без меня ты бы прошла мимо его, не заметив.

Поменялись комнатами с Катей и Максом

Я дал тебе понять, что в нем есть и ума не меньше других, только зарыт, задавлен он всякою дрянью и заснул в праздности. Хочешь, я скажу тебе, отчего он тебе дорог, за что ты еще любишь его?

Она кивнула в знак согласия головой.

— За то, что в нем дороже всякого ума: честное, верное сердце! Это его природное золото, он невредимо пронес его сквозь жизнь. Он падал от толчков, охлаждался, заснул, наконец, убитый, разочарованный, потеряв силу жить, но не потерял честности и верности. Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи.

Не обольстит его никакая нарядная ложь, и ничто не совлечет на фальшивый путь, пусть волнуется около него целый океан дряни, зла, пусть весь мир отравится ядом и пойдет навыворот — никогда Обломов не поклонится идолу лжи, в душе его всегда будет чисто, светло, честно… Это хрустальная, прозрачная душа, таких людей мало, они редки, это перлы в толпе! Его сердца не подкупишь ничем, на него всюду и везде можно положиться.

Читайте также:
Золото зерна что это

Вот чему ты осталась верна и почему забота о нем никогда не будет тяжела мне. Многих людей я знал с высокими качествами, но никогда не встречал сердца чище, светлее и проще, многих любил я, но никого так прочно и горячо, как Обломова. Узнав раз, его разлюбить нельзя. Так это? Угадал?

Ольга молчала, потупя глаза на работу. Андрей задумался.

— Ужель не все тут? Что же еще? Ах. — очнувшись, весело прибавил потом. — Совсем забыл «голубиную нежность»…

Ольга засмеялась, проворно оставила свое шитье, подбежала к Андрею, обвила его шею руками, несколько минут поглядела лучистыми глазами прямо ему в глаза, потом задумалась, положив голову на плечо мужа. В ее воспоминании воскресло кроткое, задумчивое лицо Обломова, его нежный взгляд, покорность, потом его жалкая стыдливая улыбка, которою он при разлуке ответил на ее упрек… и ей стало так больно, так жаль его…

— Ты его не оставишь, не бросишь? — говорила она, не отнимая рук от шеи мужа.

— Никогда! Разве бездна какая-нибудь откроется неожиданно между нами, стена встанет…

Она поцеловала мужа.

— В Петербурге ты возьмешь меня к нему?

Он нерешительно молчал.

— Да? да? — настойчиво требовала она ответа.

— Послушай, Ольга, — сказал он, стараясь освободить шею от кольца ее рук, — прежде надо…

— Нет, скажи: да, обещай, я не отстану!

— Пожалуй, — отвечал он, — но только не в первый, а во второй раз: я знаю, что с тобой будет, если он…

— Не говори, не говори. — перебила она. — Да, ты возьмешь меня: вдвоем мы сделаем все. Один ты не сумеешь, не захочешь!

— Пусть так, но ты расстроишься и, может быть, надолго, — сказал он, не совсем довольный, что Ольга вынудила у него согласие.

— Помни же, — заключила она, садясь на свое место, — что ты отступишься только тогда, когда «откроется бездна или встанет стена между ним и тобой». Я не забуду этих слов.

Источник: litlife.club

В глубь души, на край света: Иван Гончаров и его трилогия

В глубь души, на край света: Иван Гончаров и его трилогия

Но если «великое пятикнижие» Достоевского и три вершинных романа Толстого были далеко впереди, а из полудюжины больших произведений Тургенева вышел в свет один «Рудин», то из заветной трилогии Гончарова уже напечатали к тому времени «Обыкновенную историю» и пространную девятую главу «Обломова». То есть когда младшие собратья еще только набирали каждый свою высоту, старший уже достиг впечатляющего потолка.

Родившийся в провинциальном Симбирске за неделю до вторжения полчищ Наполеона в Россию Иван Гончаров, в отличие от Лермонтова и Толстого, тех исторических событий в своем творчестве не затрагивал. Да и вообще не выходил за пределы домашнего, семейно-бытового уклада. Отражал, по его словам, «только то, что переживал, что мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал, — словом, писал и свою жизнь, и то, что к ней прирастало».

В двухэтажном каменном доме на Большой Саратовской улице (в центре Симбирска) семейство купца третьей гильдии Александра Гончарова жило вполне по-деревенски. «Большой двор, даже два двора, со многими постройками: людскими, конюшнями, хлевами, сараями, амбарами, птичником и баней. Свои лошади, коровы, даже козы и бараны, куры, утки — все это населяло оба двора. Словом, целое имение, деревня», — вспоминал на склоне лет писатель, который пасторальными приметами патриархального детства насытил собственную трилогию сполна.

Разница в возрасте у его родителей составляла целых три десятилетия. Дети — сначала два мальчика, а затем и две девочки — появились на свет в течение девяти лет. Через год после рождения младшей дочери, когда меньшему из сыновей Ване было всего семь, умер отец. Обширное хозяйство оставалось на матери, а воспитанием сирот занялся их крестный, отставной морской офицер-артиллерист, средней руки помещик Николай Трегубов, сперва снимавший у Гончаровых деревянный флигель, затем переселившийся в главный дом, ближе к подопечным.

Первоначальное образование Иван получил, занимаясь с крестным дома, а также в частном пансионе (в заволжском селе), где учили немецкому и французскому языкам и поощряли самостоятельное чтение. Когда пансионеру исполнилось десять лет, Трегубов повез его в Москву и отдал в Коммерческое училище на Остоженке, где уже учился старший брат.

Проведенные в данном заведении восемь лет добрых воспоминаний у Гончарова не оставили, хотя именно здесь он пристрастился к литературе, еще не предвидя в себе писателя и не подозревая, как та послужит его призванию. Бросив училище за два класса до выпуска, Иван сдал экзамены при поступлении на словесный факультет Московского университета, после чего на три года обрядился в форменный студенческий сюртук с малиновым воротником. Среди сорока его сокурсников был и Михаил Лермонтов, но тот задержался ненадолго, и лично познакомиться с ним будущий автор «Обломова» не успел. «Он казался мне апатичным, — напишет Гончаров много позже, — говорил мало и сидел всегда в ленивой позе, полулежа, опершись на локоть».

Читайте также:
Что делать если нет золота в террарии

Событием всего университетского трехлетия стало посещение студенческой аудитории Пушкиным. Его привел товарищ министра народного просвещения, а вместе с тем товарищ нашего первого поэта по литературному кружку «Арзамас», автор триады «Православие, самодержавие, народность» Сергей Уваров. Лекцию, посвященную «Слову о полку Игореве», заканчивал при них профессор Иван Давыдов.

— Вот вам теория искусства, — сказал студентам Сергей Семенович и указал на преподавателя, — а вот и самое искусство, — прибавил Уваров, глядя на Александра Сергеевича.

Рядом стоял профессор Михаил Каченовский, чья лекция была следующей. Как строгий аналитик и скептик он вступил в спор о подлинности «Слова» и вызвал горячую защиту своей позиции со стороны Пушкина. «В позе, в жестах, сопровождавших его речь, была сдержанность светского, благовоспитанного человека. Лучше всего, по-моему, напоминает его гравюра Уткина с портрета Кипренского.

Во всех других копиях у него глаза сделаны слишком открытыми, почти выпуклыми, нос выдающимся — это неверно. У него было небольшое лицо и прекрасная, пропорциональная лицу, голова, с негустыми, кудрявыми волосами», — вспоминал Иван Александрович о встрече с гением, отметив, что студенты «тесной толпой, как стеной, окружили Пушкина, Уварова и обоих профессоров». Прежде Гончаров уже видел поэта — у обедни в церкви соседнего с университетом Никитского монастыря, — но только издали и глубоко погруженным в себя. А тут — в пяти шагах, в живом, острополемичном разговоре.

Окончив университет и дождавшись аттестата, будущий прозаик отправился «на главную арену деятельности, в Петербург». Чем практически заняться в столице, представлял смутно. Для начала устроился в 1835 году переводчиком в Департамент внешней торговли, а заодно — учителем латинского языка и русской словесности к старшим сыновьям академика живописи Николая Майкова Аполлону (известному впоследствии поэту) и Валериану (того в середине века прочили в преемники Белинскому). В их доме познакомился с Владимиром Бенедиктовым, Дмитрием Григоровичем, Иваном Панаевым.

Свои стихотворные и прозаические опыты «домашнего содержания» Гончаров предлагал в ту пору в рукописные журналы. Сочинял он много, но болезненно сомневался в достоинствах написанного и кипами испещренной литерами бумаги топил печки.

Валериан Майков как-то сказал, шутя, что если учитель умрет первым, то посвященный ему некролог начнется словами: «Гончаров поздно понял свое назначение». Первым (в 23 года) умер острослов-ученик, а некролог пришлось писать наставнику. Свой первый роман «Обыкновенная история» Иван Александрович начал и в самом деле поздновато, через десять лет после переезда в столицу, на тридцать четвертом году, когда взбаламученная прежде жизнь отстоялась.

Как и сам автор, его главный герой, мягкий, мечтательный юноша, приезжает из милого затишья в бойкий Петербург, где сталкивается с родным дядей — крупным чиновником и заводчиком, человеком жестким, практичным, нетерпимым к праздности и велеречивости, сумевшим на личном опыте убедиться в «необходимости труда, настоящего, не рутинного, а живого дела в борьбе с всероссийским застоем». В спорах дядюшки с племянником отразились сшибка молодости со зрелостью, ломка патриархальных правил и нравов, робкое предчувствие всеобщей деятельной новизны. Пережив эпоху юношеских волнений, герой вслед за дядей «достиг положительных благ, как большинство, занял в службе прочное положение и выгодно женился, словом, обделал свои дела». В этом и заключается, по Гончарову, «обыкновенная история»: «Блажен, кто смолоду был молод, / Блажен, кто вовремя созрел. »

Закончив первую часть романа, писатель рискнул прочитать ее Белинскому. Новичка с его прозой густого замеса строгий критик горячо поддержал (как годом раньше — Достоевского с романом «Бедные люди»). «Что другому стало бы на десять повестей, у него укладывается в одну рамку», — поощрительно высказался о дебютанте «неистовый Виссарион». А Лев Толстой указал и на прямую пользу от чтения «Обыкновенной истории»: «Вот где учишься жить. Видишь различные взгляды на жизнь, на любовь, с которыми можешь ни с одним не согласиться, но зато свой собственный становится умнее и яснее».

Начав работу над «Обломовым», Гончаров на несколько месяцев возвращался в родной Симбирск и здесь, на волжских откосах, параллельно вынашивал замысел романа «Обрыв». С набросками обоих произведений в октябре 1852-го отправился из Кронштадта в кругосветное плавание на военном паруснике секретарем при адмирале Евфимии Путятине. Экспедиция должна была скрытно подготовить почву для заключения русско-японского договора о торговле и границах. На два месяца фрегат застрял на капитальном ремонте в английском Портсмуте, затем спустился вдоль западного побережья Европы и Африки, обогнул мыс Доброй Надежды, пересек Индийский океан и через Зондский пролив вышел к берегам Китая, Японии, Кореи и России. Осуществилась детская мечта о морских переходах, внушенная когда-то крестным. Да и сам Трегубов был от этого в неописуемом восторге:

— Плавает! Иван мой плавает в восточных морях! Понимаете мою радость?

А гость старика, взглянув на присланный из дальних странствий портрет, глазам своим не поверил: путешественник помолодел лет на десять!

Почти за два года обошли около тридцати стран, перетерпели и шторма, и тропическую жару. Секретарь-писатель уберегся от холеры, которая унесла троих моряков, возможно — и от смерти. В Японском море Путятин получил известие о том, что Англия объявила России войну, а в китайских портах стояла британская эскадра. Парусник не мог ни успешно сразиться с винтовыми железными кораблями, ни уйти от них. В случае попытки неприятеля захватить в плен российское судно адмирал предполагал сцепиться с вражеским кораблем вплотную и вместе взорваться.

Читайте также:
Белое золото йогурт отзывы

Гончаров по службе вел судовой журнал, а для книги путевых очерков записывал наблюдения и мысли об увиденном, стараясь главным образом передать «дыхание жизни». Книга в двух томах выйдет под названием «Фрегат «Паллада». Со своим любимым героем Ильей Ильичом автор мысленно не расставался и в плавании, как художник жил, по сути, за двоих (всматриваясь в себя и вокруг себя еще и его глазами). Даже думал о книге «Путешествие Обломова».

Когда мы называем трилогией романы «Обыкновенная история» (1845–1846), «Обломов» (1847–1859) и «Обрыв» (1849–1869), допускаем, конечно, некоторую натяжку, поскольку ни сюжетного единства, ни сквозных персонажей в них нет. Зато идем навстречу Гончарову, утверждавшему: «Все они связаны одною общею нитью, одною последовательною идеею — перехода от одной эпохи русской жизни, которую я переживал, к другой — и отражением их явлений в моих изображениях, портретах, сценах, мелких явлениях и т.д.».

Художник Райский из «Обрыва», этот проснувшийся в следующем поколении Обломов, уже знает, что надо делать, но все равно не делает.

Благодушный Илья Ильич явился миру как полнокровный национальный тип в завершенной художественной цельности. Революционно-демократическая критика окрестила его отечественным позором, отыскав в бездеятельности источник всех российских бед. Добролюбов еще и снисходительность проявил, когда, с одной стороны, заявил, что Обломов «противен в своей ничтожности», а с другой — не смог пройти мимо проникновенных похвал герою романа со стороны.

«За то, что в нем дороже всякого ума: честное, верное сердце! Это его природное золото, он невредимо пронес его сквозь жизнь. Он падал от толчков, охлаждался, заснул, наконец, убитый, разочарованный, потеряв силу жить, но не потерял честности и верности. Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи.

Это хрустальная, прозрачная душа, таких людей мало, они редки, это перлы в толпе! Его сердца не подкупишь ничем, на него всюду и везде можно положиться», — так говорит друг и антипод Обломова Андрей Штольц, однако для Добролюбова это «большая неправда».

Куда глубже заглянул Достоевский. Задавшись целью изобразить князя Мышкина «положительно прекрасным человеком», автор «Идиота» в какой-то мере сблизил его с Христом, ведь именно Он — единственное на свете «положительно прекрасное лицо». Но однажды Федор Михайлович сказал: «А мой идиот ведь тоже Обломов», — значит, хоть и сетовал на заземленность задушевного гончаровского героя, однако и в нем разглядел, принял высокую христианскую душу.

«По изумительной трезвости взгляда на мир Гончаров приближается к Пушкину, — писал Дмитрий Мережковский. — Тургенев опьянен красотой, Достоевский — страданиями людей, Лев Толстой — жаждой истины. У Гончарова нет опьянения. Все огромное здание его эпопеи озарено ровным светом разумной любви и человеческой жизни».

В отличие от тех литераторов, которым не нужно было зарабатывать на жизнь, Иван Александрович не мог прожить без службы: уходил в отставку и возвращался; не слишком уютно чувствовал себя в цензорской должности, однако дослужился до действительного статского советника. Отчасти поэтому подолгу зависал в работе над романами, а на досуге мог писать каждодневно до боли в руке. Любил в подробностях рассказывать о собственных замыслах — до тех пор, пока не обнаружил, что у Тургенева в «Дворянском гнезде» и в «Накануне» с опережением проскальзывают очень знакомые мотивы и образы. Да и нигилист Базаров обогнал в печати Марка Волохова из «Обрыва». Правда, третейский суд Гончарова не поддержал, а Иван Сергеевич в ответ на претензии сослался на параллели у самого Гончарова с Гоголем.

По меркам XIX века этому замечательному прозаику досталась долгая жизнь. Его знаменитые одногодки, такие разные талантом, темпераментом и судьбой писатели, как Александр Герцен и Чарльз Диккенс, умерли еще в 1870-м, а он — спустя 21 год, в 1891-м.

Из тесного писательского круга его пережил только Лев Толстой.

Источник: portal-kultura.ru

В помощь школьнику. 10 класс. И. А. Гончаров. «Обломов» (1859)

3-я неделя сентября. Противоположности притягиваются — так что, в общем-то, неудивительно, что лучшим другом мечтательного лентяя Обломов стал неунывающий делец Штольц. Но кому больше симпатизирует автор?

Кадр из фильма «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», реж. Никита Михалков, «Мосфильм», 1979 г. Олег Табаков — Илья Ильич Обломов / kinopoisk.ru

Текст: Ольга Разумихина *

В 1859 году вышел роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов», в главном герое которого друзья и знакомые автора увидели его самого. Гончаров и правда имел много общего с Ильёй Ильичом Обломовым: он вырос в такой же идеалистической деревне — и его детство также было бы безмятежным, если бы не смерть отца; никогда не испытывал нужды; окончил университет — и решил вернуться в родные края, где за годы его отсутствия ничего не изменилось.

Правда, Гончаров, «застряв» на некоторое время в деревне, сумел-таки из неё вырваться — и принял смелое решение: отправился в кругосветное путешествие на фрегате «Паллада», с тем чтобы служить секретарём у адмирала Е. В. Путятина и составлять путевые заметки. Знакомые подтрунивали над Гончаровым, расхожей стала фраза «Принц де Лень отправляется в плавание!», — однако писатель с достоинством выдержал испытание и провёл в море более двух лет; он побывал в Англии, Японии, Китае и множестве других стран. Обломов же, переехав в Петербург, не добрался не то что до заморских государств — даже до родной деревни, по которой так скучал. Но привычка оказалась сильнее: в начале романа Илья Ильич не мог даже собраться и написать письмо старосте, который хозяйничал в его имении как у себя дома и с каждым годом присваивал всё больше денег, ссылаясь на неурожай. Кое-что, конечно, изменилось с приездом к Обломову Штольца; но не будем забегать вперёд — всё по порядку.

Читайте также:
Прошел слух будто золото привезено для продажи

Дом, милый дом

Где же родился Илья Ильич Обломов — и как так получилось, что из него вырос человек честный, понимающий и отзывчивый, но, увы, совершенно неприспособленный к самостоятельной жизни? Исчерпывающий ответ на этот вопрос Гончаров даёт в главе «Сон Обломова» (с этой главы, кстати, всё и началось: автор сначала выпустил «Сон. » как отдельное произведение, а потом целых десять лет писал всё остальное.)

Итак, Обломовка: удивительное место, похожее скорее на Землю Обетованную, нежели на настоящую русскую деревню. В этих краях сама природа удовлетворяет потребности человека, и от местных жителей требуется минимум стараний, чтобы, скажем, посеять, а затем собрать урожай:

Измученное волнениями или вовсе незнакомое с ними сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми уголок и жить никому неведомым счастьем. Всё сулит там покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть.

Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг.

По указанию календаря наступит в марте весна, побегут грязные ручьи с холмов, оттает земля и задымится тёплым паром. <. >Не возвращаются внезапные вьюги весной, не засыпают полей и не ломают снегом деревьев.

Зима, как неприступная, холодная красавица, выдерживает свой характер вплоть до узаконенной поры тепла. <. >Но лето, лето особенно упоительно в том краю. <. >Как пойдут ясные дни, то и длятся недели три-четыре; и вечер тепёл там, и ночь душна. Звезды так приветливо, так дружески мигают с небес.

Дождь ли пойдет — какой благотворный летний дождь! Хлынет бойко, обильно, весело запрыгает, точно крупные и жаркие слёзы внезапно обрадованного человека; а только перестанет — солнце уже опять с ясной улыбкой любви осматривает и сушит поля <. >Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю.

Итак, о пропитании жители Обломовки не заботятся: они твёрдо знают, что урожай будет обильным — и этому не помешают ни поздние заморозки, ни засуха, ни, напротив, половодье, ни вредители. На то, чтобы обслуживать свои дома, они также не тратят много сил: опять же, сама природа словно «присматривает» за своими любимцами. Не случайно автор рассказывает: «как одна изба попала на обрыв оврага, так и висит там с незапамятных времен, стоя одной половиной на воздухе» — но, несмотря на это, в ней беспечно прожили «три-четыре поколения». Кстати о поколениях: «отцы» здесь живут в полном согласии с «детьми»; также практически не возникает конфликтов ни между супругами, ни между братьями и сёстрами, ни между соседями. Что до обитателей «внешнего мира», люди из Обломовки с ними почти не сталкиваются:

Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их.

И какие бы страсти и предприятия могли волновать их? Всякий знал там самого себя. Обитатели этого края далеко жили от других людей. Ближайшие деревни и уездный город были вёрстах в двадцати пяти и тридцати.

Именно в такой деревне и появляется на свет Илюша Обломов; но рождается он, когда незыблемый, казалось бы, порядок начинает меняться. Недаром древнекитайская пословица гласит: «Не дай бог жить в эпоху перемен!» В Обломовке никто пока не осознаёт, что именно меняется и к чему это приведёт. Но край становится не таким ласковым и плодородным (иначе почему не народилось у Илюшных родителей нескольких братьев и сестёр, как в типичной дворянской семье?); появляются уже в «Земле Обетованной» опасные места, — и мама, повинуясь зову интуиции, принимается оберегать Илюшу от всего на свете. Недаром за ним вечно ходит няня — и то запрещает ему играть в снежки с крестьянскими детьми, дабы ребёнок не простудился, то в который раз указывает, что нельзя ходить в овраг, где «предполагались и разбойники, и волки».

Нарушается и старинный обломовский обычай — как можно меньше общаться с людьми из других краёв. Потому-то Илюшу отправляют в школу, где он знакомится с Андреем Штольцем — полной своей противоположностью: у этого «доброго бурша» и отец, и мама не просиживают целыми днями в поместье, «переходя от кофе к чаю, от чая к обеду». Штольц-старший — предприниматель, «ходит по фабрикам около намазанных салом и маслом колёс и пружин», но и этого ему мало: он «завёл небольшой пансион для детей окрестных дворян». Мама же, которая трудилась в своё время гувернанткой и побывала даже за границей, не забывает, что она женщина воспитанная и образованная: читает, учит Андрюшу истории и французскому языку, играет на фортепиано.

Читайте также:
Золото пальмиры что это

Рассказывая о воспитании Ильи и Андрея, автор лишний раз доказывает, что характер, мировоззрение и моральные принципы человека закладываются в раннем детстве, и изменить привычки, принятые от родителей, очень, очень сложно. Эта мысль разумна и понятна, но интереснее другое. Гончаров не жалеет красок, чтобы описать, как безобразно баловали маленького Обломова родители и няня — и как строго, но справедливо относился к Андрюше Штольц-старший, не пускавший его домой, прежде чем тот не выполнит домашнего задания. Затем автор не менее подробно рассказывает, при каких смехотворных обстоятельствах Обломов потерял работу (отправил письмо не в тот город, устыдился и сам подал в отставку) — и как Штольца, напротив, не пугают никакие трудности и он год за годом приумножает свой капитал… Но почему же симпатии автора тогда — на стороне Обломова, который вечно лежит на диване в запылённой квартире и ничего не может сделать без верного слуги Захара?

Золотое сердце

Всё дело в том, что, в отличие от Штольца и даже, пожалуй, Ольги, Обломов наделён редчайшей чертой: у него золотое сердце, он искренне любит всех людей. Потому-то он и не может навести порядок в Обломовке и выгнать управляющего; потому-то доверяется манипулятору Тарантьеву; потому-то — в начале романа — принимает у себя бесконечных гостей, которые совсем не подходят ему в качестве друзей, и кормит и поит их. Не будь Илья Ильич человеком образованным и вообще, признаемся, неглупым, всё можно было бы списать на наивность, но это не совсем она. По отношению к окружающим Обломов — праведник: он, хотя и видит в ближних отрицательные черты характера, помнит, что у каждого человека есть божественная, бессмертная душа.

Поэтому не случайно Захар, которому порой приходится и поссориться с хозяином, искренне говорит об Илье Ильиче: «Такая добрая душа; да это золото — а не барин, дай бог ему здоровья!» Поэтому и Ольга ценит Обломова за его «голубиную нежность», а Штольц и вовсе читает целый панегирик в его честь. Вот что он говорит:

— [У Ильи] честное, верное сердце! Это его природное золото; он невредимо пронёс его сквозь жизнь. Он падал от толчков, охлаждался, заснул, наконец, убитый, разочарованный, потеряв силу жить, но не потерял честности и верности. Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи. Не обольстит его никакая нарядная ложь, и ничто не совлечёт на фальшивый путь; пусть волнуется около него целый океан дряни, зла, пусть весь мир отравится ядом и пойдёт навыворот — никогда Обломов не поклонится идолу лжи, в душе его всегда будет чисто, светло, честно.

Признаётся ли Штольц тем самым, что подобного «природного золота» недостаёт ему самому? Пожалуй, да, — притом что он совершил немало добрых, по собственному мнению, поступков: не забывал про Илью Ильича, навещал, пытался «разбудить», побуждал выйти в свет — и даже познакомил с Ольгой. Но так ли это было нужно Обломову? Возможно, Штольцем двигало не что иное, как тщеславие, он хотел «изменить» друга и таким образом почувствовать своё превосходство?

Обломов vs Штольц

Однако, как показывает практика, нынешнему школьнику Штольц намного ближе Обломова. Современных ребят — в большинстве своём — рассуждения о «золотом сердце» не убеждают, а читать о терзаниях прокрастинирующего Ильи Ильича откровенно скучно. Тем более что нам с высоты XXI века понятно: Обломов так и так долго бы не продержался. Ведь роман вышел в свет в 1859 году, а через три года отменили крепостное право (вот почему всё вставало с ног на голову в Обломовке: Гончаров, как человек широко образованный и сведущий в политике, не мог не замечать — и не фиксировать — назревающих перемен). Зато Штольц у юных читателей вызывает уважение: он и родителей не посрамил, и другу попытался помочь, состоялся и как профессионал, и как семьянин.

А кто из двух героев больше понравился вам — и почему? Думайте, спорьте, отстаивайте своё мнение! Но, чтобы уж точно получить «пятёрку» на уроке литературы или высокий балл на ЕГЭ, прочтите и следующие статьи критиков и литературоведов:

• Н.А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?».

• Д.И. Писарев. «“Обломов”. Роман И.А. Гончарова».

• А.В. Дружинин. «“Обломов”. Роман И.А. Гончарова».

• Д. Л. Быков. «“Обломов” — русский психоделический роман».

Ольга Разумихина — выпускница Литературного института им. А. М. Горького, книжный обозреватель и корректор, а также репетитор по русскому языку и литературе. Каждую неделю она комментирует произведения, которые проходят учащиеся 9—11 классов.

Колонка «В помощь школьнику» будет полезна и тем, кто хочет просто освежить в памяти сюжет той или иной книги, и тем, кто смотрит глубже. В материалах О. Разумихиной найдутся исторические справки, отсылки к трудам литературоведов, а также указания на любопытные детали и «пасхалки» в текстах писателей XVIII—XX вв.

Источник: godliteratury.ru

Рейтинг
Загрузка ...