Сейчас на рынке, благодаря новым технологиям, можно встретить золото самых разнообразных цветов. Желтым, красным и белым никого не удивишь. В последнее время покупатель становится все требовательнее, а выбор разнообразнее. Сегодня можно купить металл и необычных оттенков: зеленое, черное, голубое и синее золото.
Эксперименты с цветом золота начались еще в древности. С тех пор наиболее популярными добавками для изменения цвета сплава и улучшения его характеристик считались медь и серебро. Позже в установленные ГОСТом сплавы вошли цинк, платина, палладий, никель. Их добавляли как с целью улучшить твердость и износостойкость, так и с целью получить новый оттенок.
Цветное золото можно разделить на три категории:
- Стандартные сплавы для получения розового, белого, желтого, красного оттенков.
- Интерметаллические соединения. Получают самые экзотические цвета.
- Вещества, применяемые для обработки поверхностей. При помощи их наносится оксидная пленка, которая также меняет цвет.
Что такое интерметаллиды?
Все сплавы, с помощью которых получают синее золото, относятся к интерметаллидам. Интерметаллиды представляют собой химические соединения металлов с другими металлами. Обычно в этом случае соединяется металл с более тяжелым.
Синее золото
Интерметаллиды, в отличие от сплавов, с точки зрения химии, не являются смесью двух веществ, они представляют собой новое вещество. Интерметаллиды являются веществами, образующими кристаллическую решетку, поэтому обладают механическими свойствами металлов. Это происходит, потому что они соединяются между собой ионной связью. Но они не обладают достаточной пластичностью и ковкостью как сплавы, поэтому их тяжело использовать в ювелирном деле.
Однако у них есть и одно из замечательных свойств кристаллов. Дело в том, что при образовании кристаллической решетки в этот процесс вовлекается только интерметаллид, добавки и смеси не участвуют в построении каркаса вещества. Таким образом, они очищаются при изготовлении полупроводников. При получении интерметаллидов в реакцию вступит определенное соотношение двух металлов, которое зависит от их характеристик, поэтому варьировать их состав нельзя.
Синий оттенок
Золото синего цвета получается сейчас многими компаниями, которые используют несколько рецептов изготовления этого интерметаллида. Все они держат свои технологии в секрете, но так как нормы требуют открыть состав золота перед его продажей, кое-что о них все-таки известно.
Наиболее простым способом получения такого цвета считается нанесение родиевого покрытия методом электрогальваники. Но этот метод к получению синего цвета относится лишь условно. На самом деле оттенок готового украшения будет ненасыщенным, а покрытие недолговечным. Кроме того, изготовление таких украшений требует усилий и затраченного времени, что способствует увеличению цены. Зато основа с родиевым покрытием обладает особой благородностью и меньше стирается.
Синее золото получается еще одним методом — соединением с золотом индия. В таком интерметаллиде содержится 46 % золота и 54 % индия. Металл получается с сероватым оттенком.
Еще одним вариантом получения синего цвета является соединение золота с галлием. Оно имеет пробу 585 и обладает бледноватым оттенком, можно даже сказать голубоватым. Этот сплав более хрупкий, чем с индием и имеет меньшую температуру плавления.
Самое распространенное синее золото — это сплав 750 пробы. Он представляет собой соединение, в котором содержится 750 частей основного металла, 220 — стали, 25 — платины и 5 частей иридия. Последние два вещества добавлены для улучшения характеристик самого сплава.
Соединение золота с хромом также дает такой оттенок. Проба его — 750, так как соотношение основного металла и хрома берется 3 к 1.
Сякудо — японский сплав, который имеет насыщенный темно-синий цвет. Однако золотом его нельзя называть в принятом смысле этого слова, так как он имеет в составе всего около 10 % благородного металла. В Японии в Средние века такой сплав использовался для изготовления оружия для самураев.
Синее золото, как и большинство других экзотических, не используется для создания украшений. Из-за ковкости и пластичности его можно применять только в виде вставок. Такие вставки не должны находиться близко к коже, иначе из-за этого они могут быстро окисляться.
Золото синего цвета имеет очень высокую цену. Используется оно только в дорогих украшениях, так как позволить себе разработки технологий могут компании, которые выпускают элитную продукцию. Чаще всего оно сочетается с белым оттенком сплава и с бриллиантами.
Источник: hochuzoloto.com
Голубое золото: история получения и состав синего металла
На протяжении многих сотен лет золото неизменно ассоциируется с блестящим желтым металлом. Современный ассортимент ювелирной продукции наглядно показывает, что золотые изделия могут быть самых разных оттенков. Так называемое цветное золото стремительно набирает популярность. Особое место среди возможных вариантов цвета благородного металла занимает голубое золото. Металл небесного или морского оттенков по праву считается самым красивым и необычным.
От чего зависит цвет металла
Возникновение цветных разновидностей золота обусловлено невозможностью использовать этот металл в чистом виде для создания ювелирных изделий. Как известно, чистое золото отличается мягкостью, вследствие чего этот материал можно применять в ювелирном деле только в форме сплава.
Именно добавление в состав различных химических элементов с целью укрепить металл оказало ключевое воздействие не только на физические свойства материала, но и на его цвет. Соединяя золото с дополнительными «укрепителями», ювелиры с удивлением обнаружили, что примеси словно подкрашивали металл, и полученное в конечном итоге вещество имело уже не желтый цвет.
Это неожиданное открытие подарило миру множество разнообразных цветных вариаций золота и фактически предоставило ювелирным мастерам полную свободу творчества — теперь они могли создать золотые изделия практически любых оттенков. Для одновременного укрепления и окрашивания в различные цвета благородный металл по сей день соединяют с такими элементами:
- алюминием;
- никелем;
- палладием;
- рубидием;
- хромом и прочими.
На сегодняшний день на рынке ювелирных украшений представлены золотые изделия самых разных цветов. Помимо синего и голубого, к необычным (то есть нестандартным) оттенкам, пользующимся большим спросом, относятся:
- белый;
- зеленый;
- красный;
- фиолетовый;
- черный.
Создание золота синего и голубого цветов — самый тайный процесс. Технология и нюансы получения металла именно этих оттенков тщательно скрываются производителями, поэтому известны лишь отчасти.
Первые опыты
Первые изделия из золота небесного цвета были созданы тысячелетия назад. Умельцами, разгадавшими секрет получения металла такого оттенка, были скифы. Некоторые ювелирные украшения, созданные скифскими мастерами из традиционного желтого золота и декорированные вставками из необычного синего, дошли до современности. Но узнать состав сплава, созданного скифами, увы, не удастся — в связи с огромной исторической ценностью, которой обладают эти изделия, проводить с ними химические опыты и анализы запрещено.
Древний способ
В уцелевших манускриптах было обнаружено описание процесса, посредством которого было получено первое голубое золото. Древние алхимики утверждали, что для создания такого сплава требуется всего лишь соединить железо и золото в пропорции один к трем соответственно.
То есть древнейший состав голубого золота:
- 25% железа;
- 75% чистого золота.
Нынешние результаты
Древний опыт был повторен в современности. Но результаты были неутешительными. Сплав золота с железом в указанном соотношении имел серебристый оттенок. Изделие из этого материала сперва приобретало синеватый цвет — благодаря оксидной пленке, образующейся на железе. Но в скором времени пленка преобразовывалась в ржавчину.
Благородный металл нельзя было узнать, а вид ювелирного изделия по-настоящему ужасал.
Современные методы получения
Современные достижения науки и техники позволяют производить голубое золото, сохраняя при этом его благородные качества. У каждого производителя своя технология, которую он всячески охраняет от посторонних.
Стоит отметить, что ассоциацией ювелиров уже давно установлено правило, согласно которому изобретенная методика получения должна открываться коллегам. Но на этот ювелирный материал это правило словно не распространяется. Ни одна из существующих и используемых рецептур не известна до конца — способы раскрыты только частично и исключительно в общих чертах.
Варианты оттенков и окрашивание
Соответствующий золотой сплав может быть как светлым, так и насыщенным, темным, как сумеречное небо. Конкретный оттенок напрямую зависит от происхождения металла, то есть от добавленного элемента. Современные методы производства позволяют создать золото небесного цвета, охватывающее вариантами возможного окраса спектр оттенков от светло-голубого до темно-синего.
С одной стороны, голубое и синее золото — это один материал, цветной металл, сплав благородного металла с дополнительными элементами. Но с другой — два разных, они отличаются по оттенку и, соответственно, по составу. Весьма распространенное мнение, что для создания более темного и насыщенного цвета просто добавляется больший объем дополнительного окрашивающего компонента, абсолютно ошибочно. Различные оттенки создаются посредством добавления разных веществ.
Впрочем, и один, и второй не имеют строго определенного состава — существует несколько вариантов сплавов. Поэтому объединение их всех в один подвид цветной категории или разделение на самостоятельных представителей окрашенного благородного металла, — это исключительно субъективный выбор.
При создании цветного металла материал обрабатывается под большим давлением и воздействием высоких температур. Небесные и морские оттенки придаются классическому желтому золоту одним из двух возможных способов:
- сплавление;
- нанесение покрытия.
Сплавление, разумеется, более надежный метод. В его основу положено химическое соединение, что делает его наиболее эффективным. Результат взаимодействия элементов отличается долговечностью.
Сплавы и их возможный состав
Вариантов состава голубого золота существует множество. При создании этого необычного металла традиционный элемент золото может быть соединен в форме сплава со следующими веществами:
- галлием;
- индием;
- кобальтом;
- сталью и хромом;
- сталью, платиной и иридием.
При сплавлении с галлием цвет получается светлым и несколько бледным, а с индием, напротив, — ярким и насыщенным. Сплав с кобальтом практически идентичен по оттенку сплаву со сталью и хромом.
Нанесение покрытия
Такой способ «окрашивания» кардинально отличается от сплавления. Если при химическом соединении, каким служит сплав, золото окрашивается как бы изнутри, то при нанесении покрытия оно приобретает необычный оттенок только на поверхности. Разумеется, этот метод используется для уже готовых изделий. Для окрашивания применяются следующие вещества:
- родиевое покрытие;
- специальный лак голубого цвета.
Родирование — весьма эффективный метод придания золоту синеватого оттенка. Но увы, долговечностью этот вариант похвастаться не может. Периодически родированное изделие требует обновления покрытия. Особо стоит отметить, что непосредственно процесс нанесения покрытия из родия отличается сложностью и трудоемкостью. Технология родирования весьма специфична.
Поэтому родированные изделия не могут быть намного выгоднее по цене, чем выполненные из настоящих сплавов.
А вот лаковое покрытие, напротив, отличается достаточно низкой стоимостью и простотой технологического процесса нанесения. При этом человеку, который не разбирается в ювелирном деле на уровне эксперта, практически невозможно отличить изделие с лаковым покрытием от окрашенных другими способами. Именно по этим причинам такой метод пользуется большой популярностью и востребованностью.
Стоимость изделий
Благородный металл синего и голубого цветов широко используется в ювелирной отрасли. Из этого материала обычно изготавливают вставки и элементы декора изделий, но можно встретить и самостоятельные украшения (кольца, запонки и т. д.). В любом случае изделия, где задействован этот необычный материал, отличаются невероятной красотой и мгновенно привлекают внимание.
Украшения из голубого и синего золота причисляются к эксклюзивным, поэтому их стоимость в десятки и сотни раз превышает среднерыночные расценки. Эти цветные разновидности считаются самыми дорогими из всех. По содержанию основного компонента изделия небесного цвета делятся на три категории, различаемым по пробам — 585, 750 и 958. Стоимость голубого золота за 1 г начинается от 10 тысяч рублей.
Источник: vseometallah.ru
Голубое золото
Рецепты минувших столетий и разработки современности. В Средние века алхимики вывели формулу голубого золота – 18 частей золота и 6 железа. В 21-ом веке небесный оттенок сплаву придают иначе. Железо окисляется, покрывая золото пленкой. Цвет у нее, действительно, голубой, но сохраняется недолго. На смену приходит обычная, бурая ржавчина. Изделия не имеют товарного вида.
К тому же, на железо у многих встречается аллергия.
Современные ювелиры добиваются голубых оттенков золота с помощью индия. Он рассеян в земной коре. Глобальных месторождений нет. Его запасы в мире всего 1 500 тонн. Элемент добывают попутно, при переработке руд цветных металлов.
По своим геохимическим параметрам индий близок к железу, но является драгоценным и не окисляется.
Индий ярко синий, открыт в конце 19-го столетия, наряду с палладием, осмием и родием. Все эти элементы используются, как легирующие при производстве цветного золота. Первые образцы голубого сплава, соответственно, были получены вскоре после открытия индия – в начале 20-го века.
Родий, кстати, тоже подходит для получения голубого золота. Однако, оттенок выходит менее насыщенный, чем при лигатуре индием. Зачастую, родием покрывают сплав, а не добавляют в него. Технология дорогостоящая, требует специфического оборудования. Нюансы известны только ювелирам.
У каждой компании свой рецепт, формула голубого золота. Технологии хранят в секрете, раскрывая лишь их общие черты. Чем меньше мастеров умеют делать голубое золото, тем дороже оно стоит и тем больше престиж выделившихся брендов.
Работают при изготовлении «небесного» сплава и с кобальтом. Но, его добавляют ни при формировании сплава. Атомы металла вводят в поверхность уже готового изделия. Этим методом, по слухам, пользовался Антониасси. Ювелир из Аргентины поразил мир браслетом из золота насыщенного синего цвета. В нем несколько вставок из того же металла белого цвета.
Вставки мелкие, не могут быть несущими в конструкции. Между тем, голубое золото не принято использовать в качестве основного материала украшений. Редкий сплав – лишь декор, поскольку слишком хрупок. При эксплуатации изделия из него быстро ломаются. Это стало поводом для еще одной догадки о происхождении браслета от Антониасси.
Коллеги мастера заявили, что он покрыл золото цветной эмалью. Это также один из методов получение драгоценностей тона неба.
Еще одно исключение из правил – модели со стальным каркасом. Голубое золото нанизывают на основу из проволоки. Она придает украшениям недостающую прочность. Подозрения ювелиров о не подлинности сплава относительно ярко окрашенных образцов имеют основания. Известные формулы получения металла небесного цвета дают лишь оттенок, но не насыщенную краску.
С этим связана рекомендация Комитета Британии по пробам металлов не использовать термин голубое золото, так как фактически оно лишь с отливом, а основной цвет другой.
Не насыщенность цвета и дороговизна изделий небесных тонов сподвигает людей приобретать классическое, желтое или розовое золото. Они лидеры продаж. Любовь к голубому цвету модники удовлетворяют в одежде. Каждый сезон есть несколько модных оттенков небесной краски. В 2014-ом в тренде бирюзовый, аквамариновый, серо-голубой. Троица, кстати, идеально смотрится с классическим золотом.
Совет стилистов – голубой должен преобладать, а металлический – дополнять. Количество золото в образе зрительно не должно превышать 29-30%.
Правилом одной трети пользуются и маникюристы. Они активно используют сочетание голубого с золотом в дизайне ногтей. Лазурь почти всегда берется за основу, а металлический желтый служит материалом для узоров. Либо, каждый ноготь разделяется на две зоны. Большая закрашивается голубым, а меньшая – золотым. Расположение сияние значения не имеет.
Оно может быть в нижней части пластин, над зоной улыбки, или располагаться вертикально посередине ногтей.
Голубой с золотом воспет не только дизайнерами, но и поэтами. К примеру, у группы «аквариум» есть песня «Золото на голубом». Фанаты рок-коллектива разгадывают смысл строк: — «Но я говорю о другом. Если бы я умел это, я нарисовал бы тебя там, где зеленые деревья и золото на голубом.» Одни говорят, что автор имеет ввиду купола церквей на фоне неба.
Другие, находят связь с рельефом во дворце Навуходоносора, что находится в Вавилоне. На стене одной из комнат рисунок выполнен в золотых и голубых тонах. Третьи, ищут смысл строк в канонах христианства. В этой религии сочетание небесного и золотого означает свет и непорочность.
В христианстве цвета непорочности активно используются при оформлении храмов. Золото и голубой – фавориты в отделке, они главенствуют на иконах и прочей церковной утвари. Сплав голубого золота сфера религии не потребляет. В храмах исторически принято использовать червонный металл. Так называют чистое золото высшей 999 – ой пробы.
А вот в священных местах скифов голубое золото находят. Древние индо-европейцы, как и алхимики Средневековья, умели получать сплав небесного цвета. Однако, его секрет, пока, не раскрыт. Скифы добивались нужного оттенка не с помощью железа. Их сплав многокомпонентный. Артефакты не разрешено переплавлять или подвергать химическим реакциям.
Это осложняет работу ученым и ювелирам, пытающимся разгадать секрет голубого золота племен, проживавших во времена Античности.
Источник: tvoi-uvelirr.ru