Техника литья золота является одной из старейших, если не самой древней техникой ювелирного дела. Золото, как один из немногих металлов, существует в самородном виде, т.е. в виде металла, а не руды, что требует больших усилий для получения из него чистого металла. Самородное золото не всегда чистое, чаще всего имеет небольшую примесь серебра, меди или платины, что, однако, не меняет его параметров, а когда речь идет о ювелирном деле, то примеси положительно сказываются на механических параметрах сплава.
Метод выплавляемых восков — что это?
Техника литья может показаться легкой, простой и дешевой. Но это только видимость, даже при нынешних технических решениях он любит пошалить. Один из методов, дающий высокий уровень воспроизведения мелких деталей, заключается в метод потерянного воска. Он заключается в том, что изготавливается модель, а точнее прототип предмета, который мы хотим отлить из воска.
Следующий мы заливаем его подходящим гипсовым веществом, чтобы сформировать форму. Когда форма затвердеет, удалите из нее воск, нагрев ее до нужной температуры. Воск вытекает, в форме создается пустота в форме прототипа.
мелкосерийное литье в собственной мастерской
Все, что вам нужно сделать, это залить его расплавленным драгоценным металлом, дождаться, пока он остынет, избавиться от формы и у нас есть готовый, металлический предмет, который мы далее обрабатываем. Это просто, не так ли? Вся работа ювелира сосредоточена на создании точного воскового прототипа. А это требует скульптурного таланта, аккуратности и терпения. Особенно терпения, когда отливка не удалась и безвозвратно потерянный труд, вложенный в изготовление модели, приходится повторять.
Источник: vse-o-tattoo.ru
Что такое опока в ювелирном деле? Процесс литья ювелирного украшения
В профессии ювелира нужна не только креативность в работе, но и требуются определенные навыки. В этом деле существует множество моментов, соблюдение которых позволяет создавать по-настоящему красивые и аккуратные изделия.
Несмотря на появление современных методик работы, многие предыдущие все же остаются такими же неизменными. Речь идет о процессе литья. С давних времен для создания ювелирных украшений используют опоку. Нужно разобраться с особенностями процесса изготовления, чтобы ответить на вопрос: «что такое опока и как она упрощает работу ювелиров?»
Особенности профессии ювелира
Профессия ювелира требует не только творческого подхода. Ювелир должен быть аккуратен и терпелив. В этом деле множество нюансов, соблюдение которых требует предельной точности. Ювелир работает с высокими температурами и раскаленным металлом, опасность этой профессии требует выдержки и физической силы.
Мастер ювелирного дела — это не только дизайнер, придумывающий эскизы и работающий напильником под ярким светом лампы. Это еще и работник литейного цеха, управляющийся с раскаленными печами и расплавленным металлом, поднимающий тяжелые гипсовые формы и следящий за соблюдением технологии.
Это Пизд#ц ))) Литье с камнями. Эксперимент
В арсенале мастера ювелирного дела полно необычных приспособлений, о которых простой обыватель даже не слышал. Например, опока. Что такое опока и для чего используется это приспособление? Об этом расскажет наша статья.
Финишная обработка ювелирных изделий
После отливки и промывки готовые элементы отправляются на дальнейшую обработку – их зачищают от огрехов литья, шлифуют и полируют, кольца – доводят до нужного размера, серьги и подвесы скрепляют в единое украшение (например, как серьги с жемчужинами на подвесе), добавляют драгоценные вставки и отправляют в Пробирную палату. Там драгоценности проходят проверку и получают знак качества – пробирное клеймо.
Нужно отметить, что финальная обработка качественных украшений и массового продукта отличается. Так, для недорогих ювелирных изделий вместо ручных процессов шлифовки и полировки применяется галтовка. Украшения помещают в центрифугу с абразивным материалом, например, дроблёной скорлупой ореха или пластиковыми гранулами. Качество такой обработки ниже, но она позволяет предложить рынку дешёвые золотые и серебряные украшения.
Высший пилотаж мастеров ювелирного дела – закрепка. Даже самые прочные из драгоценных камней, бриллианты, сломаются при неаккуратном обращении. Закрепить вставку необходимо надёжно и при этом деликатно. Это кропотливая ручная работа, требующая выдержки и потрясающей точности исполнения.
Представьте, сколько времени ушло на это кольцо на 2 пальца в виде змейки с изумрудными глазками и чешуей из белых и черных бриллиантов! С драгоценными камнями работают только мастера высшего класса. Ручная закрепка не идёт в сравнение с машинной. Последняя не может обеспечить надёжного результата, но даёт большую экономию.
Опока в ювелирном деле
Несмотря на все новшества и высокий уровень технологии изготовления украшений, многие методы работы ювелира остаются неизменными с древних времен. Процесс литья колец, например, мало чем изменился.
Чтобы ответить на вопрос о том, что такое опока, следует узнать, как происходит процесс литья ювелирных изделий. Чтобы сделать кольцо из драгоценного металла, ювелир использует специальный огнеупорный цилиндр, в который заливается раскаленный металл, формовочная масса и помещаются восковые заготовки. Это и есть опока.
Это приспособление служит для того, чтобы удерживать формовочную смесь при ее уплотнении в процессе получения литейной формы, в которую заливается драгоценный металл. Изготовить опоку можно самостоятельно, главное — чтобы она была из огнеупорного материала. Некоторые умельцы делают опоку из обрезка трубы или сворачивают ее из листа железа. На фото представлена современная опока из металла.
В эту опоку уже залита формовочная масса, внутри которой находятся восковые заготовки. Следующий шаг — прокалка опоки в раскаленной печи, эта процедура происходит в литейном цехе.
Что такое опока? Ювелирные опоки, их назначение в ювелирном искусстве
Назначение ювелирных опок
В данной статье хочу поговорить об ювелирных опоках, какие они бывают и для чего предназначены. Когда я первый раз услышал этот термин, конечно, не понял в чём дело. Что ещё за опоки, подумал я. Однако, когда я стал серьёзно заниматься ювелирным искусством, то всё стало понятно.
На фото процесс заливки металла в одноразовую китайскую опоку
Опока представляет собой, некий цилиндр из железа, который предназначен для литья ювелирных украшений. Внутри этого цилиндра имеется застывший гипс, а уже внутри этого гипса содержится пустота, в виде, какого – нибудь кольца или серёжек.
Виды ювелирных опок
Опоки бывают одноразовые и многоразовые. Одноразовые опоки производят китайцы, поэтому, как вы догадались, качеством не блещут. Очень часто изделия из таких опок выходят с дефектами, которые приходится исправлять, а иногда заново заливать в другую опоку.
На фото одноразовая китайская опока
В то же время, кроме китайцев, никто больше их не производит, поэтому – они молодцы. Стоимость такой одноразовой опоки колеблется от 50 до 100 рублей. Её можно приобрести в любом специализированном магазине ювелирного инструмента. С их помощью хорошо увеличивается скорость выполнения работы, так как не приходится тратить время на её изготовление.
Так выглядит каталог китайских опок
Для того, чтобы самому её сделать, необходимо выполнить много операций. Китайцы также создали каталоги готовых изделий и под них продают опоки. Человек выбирает модель будущего изделия из каталога, а ювелир заказывает нужную опоку и заливает золото или серебро, вставляет при необходимости драгоценные камни, полирует, моет и отдаёт заказчику.
На картинке многоразовые перфорированные ювелирные опоки различных размеров
На первый взгляд может показаться всё очень просто, однако, на каждом этапе свои трудности. Поэтому к данному виду деятельности следует относиться очень серьёзно.
Одноразовые опоки следует хранить в сухом месте, так как повышенная влажность разрушает гипс внутри формы. Ещё их не стоит бросать или сдавливать, чтобы не испортить внутреннюю форму будущего изделия.
Многоразовые ювелирные опоки
Многоразовая опока представляет собой такой же металлический цилиндр, только больше размером и с приделанным кольцом, как юбка. Она нужна для удерживания опоки при заливке в литейной машине. Многоразовые опоки используют все профессиональные ювелиры, а также крупные производители.
На фото многоразовая опока уже залитая металлом
Чтобы создать форму из гипса для будущего украшения в многоразовой опоке, необходимо будет выполнить определённое количество процессов. В магазинах ювелирного инструмента, вместе с одноразовыми китайскими каталогами, продаются каталоги моделей из воска будущих изделий.
То есть приходит клиент, выбирает модель изделия из такого каталога и мастер заказывает будущее кольцо или серьги из воска. Чтобы подробнее ознакомиться с процессом изготовления опоки, я сделал небольшую видео инструкцию, которую вы можете посмотреть тут.
На фото восковая модель кольца и уже отлитое кольцо из металла
Такая восковая модель стоит от 40 до 200 рублей. После чего ювелир устанавливает эту восковку в пустую опоку и заливает специальным гипсом, который ещё имеет название формомасса.
Пока формомасса, находится в жидком состоянии, опока помещается на специальный вибро — стол и накрывается специальной стеклянной колбой. Стол вибрирует, а из колбы отсасывается воздух и создаётся вакуум.
На картинке изображён вакуумный вибро-стол для ювелирных опок
Таким образом, из гипса в опоке выходит весь воздух, и он хорошо трамбуется. Эту процедуру необходимо выполнять, чтобы избежать крупных пор, иногда сквозных, в будущем украшении.
После этого гипс застывает и теперь необходимо вытопить восковую модель из опоки. Её помещают в муфельную печь, нагревают и воск вытекает, оставляя пустоту для золота, серебра или платины. И вот только теперь опока готова к литью. Такая вот разница между многоразовой опокой и одноразовой. Кстати, ниже посмотрите моё видео, которое поможет вам понять данный процесс ещё лучше.
Какой сложной не была бы работа ювелира, всё равно она очень интересна, увлекательна и высокооплачиваемая, главное — это желание, стремление и не стоит бояться трудностей. Поэтому эта работа сделает любого человека счастливым.
Одноразовые опоки
Узнав, что такое опока и как она используется, проще вникнуть в тонкости процесса. Он уже не кажется таким уж сложным, скорее, интересным и простым. Современные технологии позволяют попробовать самостоятельно изготовить ювелирное украшение практически в домашних условиях. Китайский рынок предлагает широкий ассортимент одноразовых опок с уже готовыми формами.
Все что нужно для работы с такой формой, — это необходимое количество драгоценного металла и возможность его расплавить. Ими пользуются как ювелиры, не имеющие собственного литейного цеха, так и свободные мастера, изготавливающие украшения на заказ.
Как упрощают технологию ювелирного литья
Как вы уже поняли, полный цикл литья золотых украшений – процесс трудоёмкий, требующий высокого уровня владения технологией и дорогостоящего оборудования. Однако сделать кольцо или серьги на заказ предлагают не только крупные ювелирные компании, но и частные ювелиры. Неужели мастерская каждого из них оснащена так же хорошо?
Конечно, нет. Ювелирное литье – технология популярная, а потому ювелиры, которые не хотят или не могут проводить полный цикл производства, пользуются готовыми «полуфабрикатами». Одноразовая опока для литья ювелирных изделий – это товар, который можно недорого купить в Китае. Также предлагаются готовые восковки. Если вы зайдёте на форум или в группу ВК, где общаются ювелиры-частники, то увидите множество объявлений вроде «Ищу такую опоку» или «Есть у кого-нибудь восковка с гербом СССР?».
Нужно понимать, что литье на заказ украшений в готовых опоках или по готовым восковкам нельзя назвать авторской работой по индивидуальному эскизу, ведь изделие создается по шаблону. Если ваша цель – сэкономить, возможно, изготовить под заказ кольцо с использованием готовой опоки будет дешевле, чем купить такое же готовое в магазине. Однако нужно трезво смотреть на вещи и понимать, что эксклюзивным такое украшение назвать нельзя. А вот качество литья с помощью китайской одноразовой опоки оставляет желать лучшего.
Петербургский завод Дива – это полный цикл производства золотых украшений. Наши коллекции изготавливаются по авторским эскизам художников Дива небольшими тиражами. Наш принцип – соединение новых технологий и актуальных тенденций в дизайне с традициями старой ювелирной школы. Вот почему мы не применяем автоматизацию там, где ручной труд обеспечивает лучший результат. Мы также изготавливаем эксклюзивные золотые украшения на заказ.
Источник: color-diamonds-jewelry.ru
Техника литья из стали и из золота
После нагрева в муфельной печи кювету «переносят в аппарат для литья и в воронку формы кладут кусочек стали. Не следует дробить сталь на несколько частей, так как мелкие куски более доступны окислению вследствие увеличения поверхности соприкосновения металла к кислородом воздуха.
Чтобы расплавить сталь, требуется температура в 1400°. Такую температуру не удается получить с помощью паяльного аппарата. Сталь плавят в электропечи или кислородацетилено-вым пламенем. Кислородацетилен — горючий газ, который дает при горении высокую температуру. Кислород и ацетилен отпускают лабораториям в специальных баллонах.
Горелку необходимо отрегулировать на найтральное пламя (красное), так как избыток кислорода будет способствовать выгоранию элементов сплава и может дать пузырчатое литье. Избыток ацетилена вреден тем, что способствует насыщению стали углеродом, понижающим ее коррозийную устойчивость.
В момент расплавления стали аппарат для литья приводят в действие. Через несколько секунд (время, достаточное для того, чтобы расплавленный металл заполнил форму и перешел из жидкого состояния в твердое) действие аппарата прекращают.
Отлитые детали опускают в холодную воду для термической обработки их.
Техника литья из золота
Техника литья из золота проще, чем из стали, так как температура плавления его ниже и может быть достигнута с помощью обычного паяльного аппарата.
Смоделированные детали укрепляют на металлических штифтах толщиной в 1—2 мм. Для этой дели конец штифта нагревают над пламенем горелки и прикладывают его к восковой детали. Затем несколько деталей укрепляют воском на конусе.
На конус надевают металлическое кольцо (кювету) и скрепляют конус с кольцом расплавленным воском. Кювету заполняют упаковочной массой, причем для золота, как было указано, достаточно взять смесь из 2 частей гипса и 1 части пемзы. Когда масса затвердеет, слегка подогревают воск, осторожно снимают конус и извлекают металлические штифты. После удаления конуса в кювете образуется воронка для расплавления металла, а на месте штифтов получаются каналы.
Кювету ставят над пламенем горелки для выплавления воска и просушивания формы. Нагрев постепенно усиливают до покраснения каналов, после чего, расплавив в воронке нужное количество золотого сплава, отливают детали посредством любого из описанных выше аппаратов. Для литья промежуточных зубов мостовидных протезов употребляют золото той же пробы, что и для коронок, т. е. 916-й пробы.
Источник: circa.su