

Каждый стиль ювелирных изделий имеет свои неповторимые черты. Некоторые из них отличаются своей лаконичностью и скромностью. Но есть и такие, которые придают образу роскоши и богатства. Для повседневной носки они не подходят, но зато станут отличным решением для праздничных нарядов. Сегодня мы расскажем об украшениях в стиле барокко, их видах и сочетаниях с одеждой.
Как появился стиль?
НАТУРАЛЬНЫЙ ЖЕМЧУГ БАРОККО Канал Из камней Мария
Барокко впервые появился в Италии в XVI веке. В переводе на русский означает «причудливый», «склонный к излишествам». Изначально это слово носило негативный характер, так как им называли жемчужины, которые далеки от идеальной ровной формы.
Период XVI-XVII веков был связан со стремительным развитием мира, различными открытиями, переменами в искусстве. Самые известные творческие люди (Леонардо да Винчи, Рафаэль и др.) ушли из жизни, а их картины стали эталонами, повторить которые не мог никто.
Эти перемены в мире и привели к становлению нового стиля. То, что раньше казалось неестественным и непривычным, люди начали воспринимать как то, к чему стоит стремиться. Именно поэтому барокко стали внедрять не только в творчество, но и архитектуру, скульптурные произведения, ювелирное дело и т.д. Новая мода отличалась от прошлого своей пышностью, театральностью и роскошью.
Особенности, которые присущи стилю барокко:
- присутствие объёмных рельефных линий;
- разнообразие ярких оттенков (золотой, серебряный, красный, синий, зелёный и др.);
- сочетание реального и вымышленного;
- насыщенные растительные орнаменты;
- чётко очерченные силуэты.
Барочные ювелирные изделия являются абсолютной противоположностью минимализма, отличаются своей пестротой и затейливыми узорами
Выбор аксессуаров
Ювелирные изделия в стиле барокко подходят тем, кто любит крупные модели украшений и яркость. Также они будут уместны, если вы хотите украсить вечерний образ смелыми деталями. Такие аксессуары никогда не оставят свою владелицу без внимания окружающих благодаря своему разнообразию форм и оттенков. Среди металлов в таком стиле чаще всего можно увидеть жёлтое золото и серебро. Что касается камней, то их выбор практически не ограничен. Это может быть:
- жемчуг;
- рубины;
- сапфиры;
- гранаты;
- топазы;
- изумруды;
- бриллианты и др.
Какие виды украшений являются самыми распространёнными в данном стиле:
- бусы из жемчуга;
- серьги модели «жирандоль» и «шандельеры»;
- крупные украшения для волос (диадемы, заколки, гребни);
- броши («розетки», «склаваши», банты, цветы);
- ожерелья или подвески;
- кольца или перстни.
С чем сочетать?
Стиль барокко подходит для праздничных выходов в свет из-за своих массивных форм. Они станут отличным дополнением к вечерним платьям в пол, высоким каблукам, объёмным укладкам и яркому макияжу. Что касается выбора материалов для наряда, то можно остановиться на шёлке, кружевах, бархате, атласе и т.д. В нарядах могут присутствовать переливы и блёстки, ведь данный стиль подразумевает шик и некую вычурность.
Несмотря на то, что барокко часто ассоциируют с пышными торжествами, иногда их можно добавить и в дневной образ, если сделать это грамотно. Чтобы массивные детали не смотрелись вульгарно, нужно просто следить за их количеством. Самый оптимальный вариант – это надеть один крупный элемент, чтобы он выделялся в качестве акцента. Это придаст вашему образу изюминку и в то же время не будет выглядеть слишком вызывающе.
Итак, если вы любите массивные детали в образе, то этот вариант отлично вам подойдёт. Так вы сможете дополнить праздничное платье и сразу же выделиться из толпы. О самых трендовых барочных аксессуарах можно узнать из этого видео:
Источник: uvelirnoedelo.ru
Ювелирная энциклопедия: украшения в стиле барокко
«Барокко» в переводе с итальянского (barocco) означает «причудливый». В Португалии так называли крупные жемчужины неправильной формы. Этот стиль европейской культуры зародился в конце XVI – начале XVII столетия и просуществовал весь XVIII век. Барокко присущи парадность, пышность, подчеркнутая торжественность и роскошь, чувственность, отказ от строгих, простых форм и канонов в пользу многообразия, соединение контрастов, представление о мире и о человеке как о чем-то вечно меняющемся и сложном. Стиль масштабно заявил о себе в таких видах искусства, как архитектура, скульптура и живопись, литература, танец и музыка, ювелирное дело.
Барокко как феномен культуры и искусства имеет итальянские, как вы уже поняли, корни. Но на «язык» ювелирных украшений его законы впервые были переложены во Франции. Также считается, что именно в эпоху барокко появилось разделение украшений на дневные и вечерние. Любуясь картинами великих мастеров прошлого: Рубенса, Вермеера, Караваджо, Веласкеса, Ван Дейка, – можно увидеть, какие драгоценности носили в ту эпоху и понять, почему их театральная красота так привлекает, вдохновляет и современных дизайнеров.
Основные черты ювелирного стиля барокко
Материалы и техника декорирования. Желтое золото, крупный жемчуг, эмаль, бриллианты, рубины, изумруды, сапфиры, топазы.
Формы украшений. Крупные, зачастую объемные, овальные, со скругленными углами или волнообразные.
Ведущие мотивы в дизайне украшений. Растительный, цветочный, геральдический орнамент; симметрия и ритмичность, четкость рельефа и ясность конструкции; сочные, насыщенные цвета, позолота, обилие декора.
Типичные украшения.
- Если это броши, то «банты», «букеты» или «ветви»;
- Серьги в стиле барокко – это канделябры с тремя жемчужными подвесками (такая форма называлась «жирандоль»);
- Если это колье, то «склаваж» (напоминает ажурный воротничок, обязательно имеет подвеску, ниспадающую в ложбинку груди);
- Перстни обязательно массивны;
- Подвески в стиле барокко имеют вид стручка гороха или экзотического цветка;
- Парные браслеты из жемчуга или золота с драгоценными камнями;
- Украшения для волос.
Стиль как часть… стиля
Барокко – изначально часть вечерней моды. Броские украшения великолепно сочетаются с ярким макияжем, сложной высокой прической, одеждой из атласа, шелка, бархата, имеющей драпировки, рюши, кружевную отделку, шнуровку, расшитой стразами либо пайетками (исторически на их месте были драгоценные камни, которые в гардеробе богатых аристократок уютно чувствовали себя даже на поясах, пряжках туфель и пуговицах). Барочные украшения можно добавить и в повседневный образ, особенно с денимом, трикотажем, натуральной или искусственной кожей, кружевом, шелком или органзой. Просто уменьшите в будничном случае «дозу» аксессуаров до одного-двух, например, каффа и броши или браслета и кольца.
Ювелирные украшения в стиле барокко на подиуме
Пожалуй, самый преданный поклонник стиля барокко (точнее, необарокко, как именуют его журналы) уже несколько сезонов подряд – модный дом Dolce Gabbana, весна-лето 2016″ width=»600″ height=»600″ />
Украшения в стиле барокко на красных дорожках
Можно смело утверждать, что ни одна торжественная церемония не обходится без роскошных барочных драгоценностей. Так, на балу Института костюма Met Gala 2016 дочь Анны Винтур Би Шаффер была неотразима в бриллиантовых серьгах-жирандолях Fred Leighton, а актриса Кейт Босуорт украсила прическу изысканным венком Dolcehttps://sunmag.me/tsennosti/30-06-2016-yuvelirnyj-stil-barokko.html» target=»_blank»]sunmag.me[/mask_link]
Барочные формы против скандинавского минимализма: Роскошный бунт ювелира Арье Григста
Что мы знаем о датском дизайне? Светлая цветовая палитра, минимализм, чистота линий, ничего лишнего – лучше меньше, да лучше. Однако именно в то время, когда формировался «стандарт» скандинавского дизайна, творил ювелир и дизайнер Арье Григст, бросивший вызов моде того времени. Криволинейные формы, крупные камни, рокайльные изгибы, теплый оттенок золота или чуть розоватый фарфор… Все, что он делал, казалось явившимся из сказки, украденным у тритонов или лесных фей. Может быть, таким оно и было в действительности?
Золото бунтарей
Колье из золота.
Арье Григст начал свою творческую карьеру в разгар моды на модернизм. Рациональность, прямые линии, четкая геометрия, ничего лишнего… Мы привыкли считать скандинавский дизайн образцом лаконичности и минимализма, а Дания в послевоенные годы была одной из тех стран, где модернизм второй волны обретал все более точные и чистые формы. Григст был учеником копенгагенского ювелирного дома Just Andersen и поначалу старался играть по правилам – что удавалось ему с большим трудом. Ювелирные изделия, которые он создавал в самом начале, действительно соответствовали доминирующим тенденциям, а сам он получал национальные премии и награды за свои утонченные и минималистичные проекты. Но даже в них Григст старался привнести какое-то беспокойство, внутреннее движение, красоту несовершенства.
Кольца Арье Григста.
Кольца Арье Григста.
Он будто бы проверял границы модернизма на прочность: а если сделать линии еще более извилистыми, а если дать чуть больше природных мотивов? В конце пятидесятых он предложил публике золотые ожерелья и колье изогнутых форм, решетчатые кольца с крупными драгоценными камнями, начинает «наращивать» объемы украшений, наполнять их деталями, добавлять элементы, напоминающие кораллы или побеги растений. Григста вдохновлял не только мир природы, трактованный в психоделическом ключе, но и золото скифов, греческой архаики, этрусков. Его первая коллекция, выполненная в подобном «барочном», избыточном стиле, привела критиков в полное недоумение. Кто этот наглец, бросивший вызов хорошему вкусу?
Модерн и психоделика
Мотивы барокко и рококо.
В шестидесятые годы Арье Григст перебрался в Париж, где нашел гораздо больше понимания. Париж в начале века был столицей криволинейного направления модерна, где чрезмерность и извилистость стали основными выразительными средствами. Так он создал серию колец для Georg Jensen – основатель ювелирного дома сам был выдающимся ювелиром эпохи модерна. Заказчики, восхищенные дебютной коллекцией Григста, обеспечили его материалами (как упоминается в архивных записях – «целый мешок драгоценных камней») и предоставили полную свободу творчества.
Кольца Арье Григста.
Григсту удалось совместить в своих работах модерновые традиции бренда и новые веяния шестидесятых – отказ от рациональности в пользу подсознательного, случайного, вызванного измененным состоянием сознания. Впрочем, Григсту не приходилось прибегать к психоделикам, чтобы создавать безумные золотые украшения, напоминающие застывшую лаву, усеянную крупными камнями. С самого начала он использовал – и в течение жизни совершенствовал в соответствии со своими творческими замыслами – технику cire perdue, литьё по выплавляемым восковым моделям. Ему нравилась пластичность и податливость воска, мягкость золота – их взаимодействие позволяло создать такие трепещущие, живые формы, какие подбрасывало ему воображение.
Ренессансные и древнеримские мотивы.
Криволинейные формы украшений Григста.
В семидесятые Григст создал для Маргрете – тогда еще только принцессы, а не королевы Дании – кулон с темно-зеленым турмалином, посвященный мифу об Аполлоне и Дафне (намек на любовь принцессы к истории и археологии). Следующим их совместным проектом стала безумная тиара с листьями, жуками и цветами мака, легкая, подвижная, невесомая. Она как нельзя лучше вписывалась в несколько сюрреалистичный и по-своему скандальный стиль Маргрете. Ни до, ни после Григста никто не делал настолько анархистских украшений для августейших особ.
Всегда актуален
Кольца Арье Григста.
В 2000 году Копенгагенская гильдия ювелиров объявила конкурс «Серебро на грани». Особенностью этого конкурса была анонимность – никто не знал, что за мастера выполнили тот или иной предмет. Жюри поразил серебряный кувшин, при взгляде на который на ум приходили всплески волн, но при этом его было удивительно удобно держать в руках.
Автором его был шестидесятидвухлетний Арье Григст – все еще более актуальный, ироничный и, как начинали говорить в то время, креативный, чем юные творцы. В тот же период в его творчестве появились космические отсылки, намеки на кратеры, форму далеких галактик, фантастические оттенки туманностей – он вдохновлялся запуском телескопа Хаббл. При всех ассоциациях его работ с барокко и рококо Григст всегда отдавал должное достижениям науки и тонко откликался на изменение культурного контекста.
Фарфор и столовые приборы
Коллекция фарфора.
Коллекция фарфора.
Григст был не только ювелиром, но и дизайнером посуды. В середине семидесятых он разработал для Датской Королевской фарфоровой мануфактуры (Royal Copenhagen) коллекцию фарфоровых предметов, которые сложно поддаются описанию. Коллекция называлась Triton – и все эти чайники и кофейники действительно напоминали раковины моллюсков. В состав фарфора добавлялось настоящее золото, что придавало ему розоватое мерцание и мягкий текучий рисунок.
Коллекция фарфора.
Коллекция столовых приборов.
В дальнейшем было решено отказаться от примесей, делавших производство чрезмерно дорогим и сложным, но со временем и такой «упрощенный» вариант перестали выпускать – все по той же причине трудностей в изготовлении. Triton сегодня – объект вожделения коллекционеров. В 1983 году для Holmegaard Glass Factory Григст разрабатывает серию стеклянных бокалов все той же «витой» формы.
Они изготавливались вручную, требовали от стеклодувов особого мастерства и тщательности работы, поэтому тоже были выпущены ограниченным тиражом. И еще один его «столовый» проект – это приборы для Georg Jensen, логически продолжающие «морскую» линию, начатую в фарфоре. Им повезло больше – в 2021 году ножи, ложки и вилки с закрученными ручками были перевыпущены и теперь доступны не только в антикварных салонах. Теперь, когда дизайн снова тяготеет к сложности, избыточности, метафорам и символизму, фантастические творения Арье Григста обретают новую жизнь.
Текст: Софья Егорова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник: kulturologia.ru