В этот день, в 1826 году, вышел Именной указ Его Императорского Величества Николая I, данный Правительствующему Сенату — «Об оставлении золотой, серебряной и медной монеты в весе, пробе, величине и наружном виде, той же самой, какая обращалась минувшее царствование».
01.07.2023
В разделе «Аукционы» опубликован каталог интернет-аукциона №39 «Боны и ценные бумаги». На аукционе представлены 1186 лотов. Комиссионное вознаграждение составляет 15%. Лоты будут доступны для просмотра с 10 июля 2023 г.
24.06.2023
В разделе «Аукционы» опубликован каталог аукциона №152 «Коллекция банкнот. Часть 6». На аукционе представлены 390 лотов. Комиссионное вознаграждение составляет 18%. Лоты будут доступны для просмотра с 10 июля 2023 г.
16.06.2023
В разделе «Аукционы» опубликован каталог интернет-аукциона №38 «Летний нумизматический аукцион». На аукционе представлены 1367 лотов. Комиссионное вознаграждение составляет 15%. Лоты будут доступны для просмотра с 26 июня 2023 г.
Older coins have shown long term increase in value — British Hammered Gold / Older Half Sovereigns
16.06.2023
Как чеканить икону
Как правильно чеканить икону? Как сделать чеканку по золоту аккуратной и ровной?
Как правильно чеканить икону? Как сделать чеканку по золоту аккуратной и ровной?
Нередко у позолотчиков новичков и даже людей с опытом бывает проблема с чеканкой. Уже научились хорошо и без стыков класть золото, даже в один слой (Как положить золото в один слой? Можно прочитать в этой статье), но с чеканкой не получается. Кто-то боится, кто-то не знает или забыл (если обучался у нас на мастер-классах по золочению) принципы чеканки. Поэтому для тех кто забыл — мы написали эту статью
Для начала поговорим про левкас. Для чеканки левкас должен быть достаточно пластичным, но не слишком мягким. О том какой должен быть левкас мы подробно описали в этой статье. Там же можно найти ссылку на рецепт изготовления левкаса, который используем мы сами для производства наших досок (посмотреть цены и при необходимости приобрести наши доски с отлично подходящим для золочения на полимент левкасом вы можете в нашем Каталоге по этой ссылке).
Далее — золото должно быть так же достаточно пластичным, мы используем золото от компании Раритетъ, в нем (если брать желтое, а не другой оттенок) 96% золота, 3% серебра и 1% меди, то есть около 23,5 карат. Это золото идеально, по нашему мнению, подходит для полировки и чеканки из-за его пластичности. Подробнее о том, как выбирать сусальное золото можно прочитать в нашей статье.
Поэтому исходя из знания информации из предыдущих статей, написанных нами специально для вас, мы поговорим про принцип нанесения чеканов и пуансонов.
Наносим чеканы с молотком, по заранее размеченным мелкими точечками местам. Для разметки мы используем пуансон точка №0. Вообще это простой, но очень универсальный инструмент, особенно если подойти к его использованию с фантазией. Чеканы желательно ставить под 90 градусов (строго перпендикулярно) по отношению к доске.
Чеканка сувенирных монет. Бизнес идея
Нежелательно делать чеканку, на пример по нимбу, когда он заходит на лузгу. Сделать это можно, но несколько опасно.
Всего чеканов у нас 3 разных размера — №1 (2,3мм стержень) для икон примерно до 21*28см, №2 (4,7мм стержень) для икон от 21*28 до 40*50см и №3 (6,2мм стержень) для икон бóльших размеров, в том числе и храмовых. Разделение конечно достаточно условное, лучше подбирать размер исходя из размерамасштаба орнамента. Так же от силы удара молоточком (например таким) по чекану зависит размер получаемого оттиска. Если хотите отполировать то место, где будет чеканка, сначала стоит провести чеканку, а полировать агатовым зубком уже после чеканки. Вначале попробуйте ударить несильно, если размер углубления «жемчужинки» маловат, можно повторить удар в том же месте посильнее.
В целом пользоваться простыми чеканами — ничего сложного. Возможно по этому некоторые иконописцы боятся пользоваться пуансонами, делая только чеканку точками вокруг нимба.
Пуансоны наносятся несколько посложней. Хотя дело скорее не в сложности, а в том что так как это не просто точка, а сложно вырезанная поверхность, то и для продавливания ее нужно быть просто немного внимательнее, соблюдать некоторые правила.
Для начала поговорим как держать пуансон. Они у нас имеют удобную эргономичную ручку «грибок» с вырезом для большого пальца. Кстати, если вы левша, мы можем вырезать некоторые пуансоны специально для вас на другую сторону, чтоб было удобнее держать.
Итак, хват пуансона — беремся как за шариковую ручку 3 пальцами за металлический капсуль, вырез ручки пуансона — у большого пальца, а шляпка «грибочка» — в районе основания указательного пальца. Вы можете проверить себя, правильно ли вы держите его — другой рукой начните раскачивать в разные сторону металлический штырек с оттиском — в идеале ваша рука должна раскачиваться вместе с инструментом, быть как одно целое. Если пуансон шатается в вашей руке сам по себе, значит хват не вполне правильный. Сильно крепко, до дрожи в руках, держать пуансон тоже не нужно =)
После чего определяемся куда поставим пуансон, если у вашего штампа верх и низ имеют разную форму (например №6 «Лотос» или №11 «Полукруг с прорезями»), выставьте их направление правильно. Не бойтесь для этого поворачивать икону, вместо того чтоб искривляться вам над ней. Для того чтоб заранее разметить куда нужно поставить пуансон, чтоб все было ровно, мы пользуемся наметкой пуансон точка №0 .
После чего ставим пуансон под углом 90 градусов к позолоченной доске. После чего нижнюю часть, где латунный штырек со штампом мы не двигаем вообще, а верхней стороной, где ваша рука держит шляпку «грибка» мы описываем круг примерно 4-5см в диаметре, в зависимости от выбранного штампа.
После чего, не отрывая штырек от доски аккуратно покачивающимися движениями продавливаем центр оттиска. Теперь можно поднять инструмент от доски и посмотреть результат. Если ваш оттиск продавлен неравномерно — значит вы описали не ровный круг, а эллипс или вообще полукруг. Если подойти к процессу аккуратно, можно еще раз поставить инструмент в место чеканки и продавить заново.
Сильно давить и делать большую амплитуду рукой не стоит, особенно если пуансон имеет острые углы (как например цветочек №13 и №14 и другие). Внимательно посмотрите на оттиск перед нанесением, чтоб понять, какие именно линии и фигуры будут продавливаться.
Сначала, если вы не уверены в правильности нанесения, мы рекомендуем попробовать поставить штамп на тонкий картон или газету. Когда результат вас удовлетворит, можно переходить к золоченой доске.
Как и в случае с чеканами описанным выше, если необходима полировка, то сначала ставим чеканы и пуансоны, а полируем уже сверху агатовыми зубками.
Пуансоны №1 и №2 наносятся без проблем, следите только за одинаковым размером точек.
Пуансоны №3 и №18 — не делайте слишком большую амплитуду, важно продавить центр. Хотя можно наоборот делать большую амплитуду специально, получится немного другой оттиск, тоже интересный. Не передавите, чтоб не прорвать до левкаса.
Пуансоны №4 и №5 — Важно равномерно продавить все стороны, не забудьте правильно выставить «север» оттиска перед нанесением, если вы забиваете ковчег. Не делайте большую амплитуду
№6 — тоже самое что и в предыдущем пункте, но тут еще и остренькие углы, не прорвите до левкаса
№7, №8, №9, №10, №12 — геометрические пуансоны. Тут нудно будет приложить немного больше усилия, так как площадь оттиска достаточно большая. Старайтесь углами не передавить сильно в каком-то одном направлении.
Пуансон №11 — выставьте сначала окончания полукруга, если делаете вокруг нимба или забивку фона «чешуей», а дальше легко прокатывайте по окружности.
Пуансоны №13 и №14 — цветочки. К ним относится все что говорилось выше, так же не забудьте продавить центр, там есть красивая точка. Особенно обратите внимание на острые кончики лепестков, слишком большая амплитуда легко порвет золото до левкаса. Просто чуть меньше делайте размах кистью.
Пуансоны №15 и №16 — не передавите острый угол у треугольника. Вообще в забивке фона, в отличие от прочих пуансонов, важно не нанести очертания штампа (круг или треугольник не должны быть видны), так как вы делаете забивку друг на друга. Наносите покачиваниями в право-лево. Это же все относится и к пуансонам №17 и №19
Пуансоны №20 и 21 — прямоугольные кресты — в этом случае не водите по кругу, а лучше как раз крестообразно вверх-вниз, вправо-влево
Пуансоны №22 и №23 — в принципе все очень просто, возможно нужно жать чуть сильнее
Пуансоны № 24 и 26 — у них большая площадь соприкосновения и много мелких элементов в оттиске. Приловчитесь сначала на бумаге. Не забывайте хорошо продавить именно центр оттиска, там все самое интересное. Но и амплитуда должна быть нормальной.
Пуансон №25 «Веревочка» — наносится по линейке! Можно наносить с нахлестом друг на друга, можно последовательно. Не передавите в тонких сторонах прямоугольника, лучше наносить покачиваниями вправо-влево. Так же как и в забивке фона, нам не нужно очертание оттиска, только его рисунок.
В заключение хотим сказать — не бойтесь применять что-то новое на вашей работе, однако не безрассудно, а сначала потренируйтесь 3 минуты на чем-то менее ценном, типа картона — и ваша икона будет выглядеть очень нарядно и аккуратно с чеканкой.
О том как правильно вырезать орнамент и делать чеканку и разметку под нее мы очень хорошо и подробно рассказываем на наших уроках по резному золочению и чеканке.
Пять и десять рублей золотом, отчеканенные на ЛМД
Рассказ о выпуске золотых имперских монет на Ленинградском монетном дворе — это всегда многослойная реальность, где один слой может противоречить другому, так как исследования базируются на отрывочных документах с грифом ‘Секретно’ и ‘Совершенно секретно’, ставших доступными лишь в девяностых годах прошлого столетия. Сомнений не вызывает лишь факт, что такая чеканка производилась. Но когда и в каких объёмах, здесь исследователи порой очень расходятся в выводах. Наш краткий обзор о царском золоте советской чеканки базируется на статье А.И Федорина и И.И. Рылова, так как в ней размещены показательные сравнительные иллюстрации, а также на материалах журнала ‘Петербургский Коллекционер’ №3 (59), но затронуты и другие материалы, размещённые в средствах массовой информации.
Возникновение вопроса
Если тиражи выпуска разменных монет Советского Союза и современной России остаются засекреченными, то количество монет того или иного года времён Российской Империи тайной не являются и доступны в соответствующих каталогах. Так число золотых десяток, датированных 1911 годом, равняется 50 011 экземпляров.
Нумизматический рынок был весьма удивлён, когда данные монеты стали появляться на торгах до неприличия часто, чем позволял столь скромный тираж. Логически следовало наличие дополнительного тиража, выпущенного в более позднее время, то есть новоделов. Под подозрением оказались и золотые других годов выпуска. Специалисты, знающие толк в деталях рисунка монетного поля и оформлении гурта, указали на наличие монет, которые отличались от каталожных образцов соответствующего года.
Такие экземпляры были выявлены не только среди червонцев, но и среди золотых пятёрок. Это подвигло интересующихся заняться исследованием, кто и когда отчеканил новоделы. И, главное, какие номиналы и года теперь будут на подозрении. Ведь множество солидных коллекционеров не признаёт новоделы настоящими монетами и отказывается включать такие экземпляры в свои экспозиции. Исследование выявило документы, которые возвращают нас в первые годы существования советского государства.
Причины дополнительного тиража
Ряд источников указывает, что история ‘советского царизма’ ведёт начало от запроса Начальника Валютного Управления Народного Комиссариата финансов Л.Н. Юровского от 9 ноября 1922 года, в котором требовалось обеспечить розыск штемпельного инструмента для чеканки золотой монеты пяти- и десятирублёвого достоинства старого образца. А 30 ноября того же года были озвучены планы чеканки весьма впечатляющего масштаба. В первый месяц на выпуск золотых монет выделялось двести пудов, во второй — уже четыреста, а в третий и последующие — по шестьсот пудов драгоценного металла.
Везде и всюду царская символика показательно уничтожалась. Зачем же было возвращаться к чеканке монет с портретом свергнутого царя? Основной причиной называют международную торговлю. Если от царских долгов советское правительство отказалось (их часть была выплачена только после развала СССР), то начавшиеся накапливаться текущие долги требовали немедленного погашения.
Надо напомнить, что ведущие мировые державы не стали признавать страну рабочих и крестьян, как полноценное государство. И предложенные золотые червонцы с символикой РСФСР также не были признаны в качестве средства оплаты. С одной стороны, верится с трудом, так как золото хоть в виде монет, хоть в виде слитков, хоть в виде лома остаётся драгоценным металлом. С другой стороны, учитывая современные санкции, можно допустить, что и тогда развитые капиталистические страны могли использовать любой повод для политической порки. К червонцам с портретом императора претензии не высказывались, поэтому можно было схитрить и дочеканить необходимое количество для международных расчётов.
Золотые монеты (номинал 10 рублей)
Ряд исследований утверждает, что чеканку монетных знаков с профилем Николая Второго впервые опробовали уже в августе-сентябре 1923 года, ссылаясь на существование в Мюнцкабинете СПМД маточников для червонца 1911 года, датированных началом августа 1923 года. В пользу этой версии говорит и документ ЛМД, где приводится упоминание об изготовлении в течение отчётного периода (январь — октябрь 1923 года) чеканки золотой монеты старого образца.
Другие исследования отмечают, что спецзаказ на чеканку золотых имперских монет поступил на монетный двор осенью 1925 года. Работы начались в декабре и велись по усиленному режиму в три смены. Процесс чеканки завершился в марте 1926 года. Объём выпуска золотых червонцев составил 2 011 000 экземпляров.
А.И Федорин и И.И. Рылов в своём исследовании указывают характерные детали, позволяющие отделить монеты советского периода от выпущенных во время Империи. Коллекционеры должны обратить внимание на грубые полосы и риски при удалении с монетных кружков излишнего драгоценного металла (иначе это называется ‘юстировка’). Схожие юстировочные линии отмечены и на советских ‘сеятелях’ с датой ‘1923’. Признаки грубой вырубки заготовок и ненадлежащей рихтовки внутренней поверхности гуртильного кольца тоже должны насторожить тех, кто не приемлет в своей коллекции новоделы.
Отличия легко ловятся по гурту. А.И Федорин и И.И. Рылов приводят две сравнительные иллюстрации, которые показывают сколь непохожи друг на друга гурты ‘нормальных’ и ‘новодельных’ червонцев. На первой мы видим широкие и крупные инициалы минцмейстера ‘АГ’ на десятках советской чеканки. ‘Новодельная’ буква ‘Г’ даже заслужила среди нумизматов прозвище ‘виселица’.
На второй иллюстрации мы наблюдаем трансформацию буквы ‘Г’ в букву ‘Р’, чтобы подогнать надпись гуртильного кольца под дату монеты (несовпадение даты и инициалов того, кто занимал в этот период должность минцмейстера, мигом будет отмечено нумизматами, как отдельная разновидность монеты). Стоит обратить внимание и на шрифт буквы ‘З’, у которого закруглённые концы, тогда как на имперских монетах концы спрямлённые.
И, наконец, портреты на аверсах. На золотых монетах советской чеканки для аверса взят портрет с низким рельефом ‘Малая голова’ (вы можете встретить его слэнговые упоминания ‘Лампочка’ или ‘Итальянец’). Внешний кант у таких монет шире. Для примера эксперты приводят все три типа портретов золотых царских червонцев (1 — обычный. 2 — ‘Лампочка’.
3 — поздний).
А.И Федорин и И.И. Рылов составили следующий список новодельных десяток: 10 рублей 1898 года, АГ (Малая голова), 10 рублей 1898 года, АГ. (портрет образца 1900-1911 гг), 10 рублей 1899 года, АГ (Малая голова), 10 рублей 1899 года, АГ (портрет образца 1900-1911 гг), 10 рублей 1901 года, АР (Малая голова), 10 рублей 1902 года, АР (портрет образца 1900-1911 гг), 10 рублей 1904 года, АР (Малая голова), 10 рублей 1904 года, АГ (Малая голова). Экземпляры последней позиции встречаются весьма редко. ‘А где же упомянутые в начале обзора десятки 1911 года?’ — спросит внимательный читатель. Оказывается, исследования было посвящено характерным отличиям, поэтому монеты с незначительными мелкими штемпельными отличиями или вообще не имеющие существенных отличий в список не включены.
Золотые монеты (номинал 5 рублей)
В тот же период, с декабря 1925 года по март 1926 года, монетным двором был отчеканен миллион золотых пятёрок. Характерным экземпляром советской продукции А.И Федорин и И.И. Рылов считают пятирублёвку, датированную 1897 годом, с оригинальным портретом Николая Второго, имеющим слэнговое название ‘Большая голова’.
Он заметно отличается от портрета на монетах имперского периода размером, деталями рисунка, и шириной выступающего внешнего канта монеты. Исследовали высказывают предположение, что данный вариант штемпеля был изготовлен задолго до революции тем же А.Ф. Васютинским, но не нашёл в то время одобрения вышестоящего начальства.
И снова три типа портретов, которые мы можем встретить на аверсах золотых пятирублёвок (1 — обычный. 2 — ‘Большая голова’. 3 — поздний).
Список новодельных пятёрок, подготовленный А.И Федориным и И.И. Рыловым, выглядит так: 5 рублей 1897 года, АГ (Большая голова), 5 рублей 1898 года, АГ (Большая голова), 5 рублей 1899 года, ЭБ (Большая голова), 5 рублей 1899 года, ЭБ (портрет образца 1903-1911 гг), 5 рублей 1900 года, ФЗ (Большая голова), 5 рублей 1901 года, ФЗ (Большая голова). Экземпляры последней позиции так же встречаются очень редко. По тем же самым причинам (незначительные мелкие штемпельные отличия или отсутствие таковых) в списке отсутствует 5 рублей 1902 года.
Интересный факт, приведённый в ‘Петербургском Коллекционере’ гласит о потрясающе малой себестоимости изготовления монет царского образца. Если исключить стоимость самого золота, то затраты на изготовление монеты номиналом пять рублей составляли всего шесть копеек, а для десятирублёвки — на одну копейку больше.
Не менее интересны изыскания и по поводу того, откуда бралось золото для чеканки ‘царских’ монет. Ряд нумизматов (например, Глейзер) выдвинули предположение, что на переплавку пошла часть тиража ‘сеятелей’ 1923 года. Но появились документы Ленинградского Монетного двора, что для этой цели были использованы аффинажные золотые слитки, а также австрийская золотая монета и старая монета имперского периода. Последнее несколько противоречит высказанной версии, что чеканка осуществлялась исключительно для расчётов на международном рынке, ведь на австрийском золоте не было символов государства рабочих и крестьян. А превращать подлинную царскую монету в такую же царскую, но новодельную монету… Впрочем, у экспертов найдутся причины, объясняющие и такую странную операцию.
The End?
Уже более четверти века не существует Советского Союза, но вопросы изготовления царских червонцев не перестают волновать коллекционеров. Помимо ‘советской’ чеканки высказываются предположения, что золотые монеты с портретом Николая Второго могли выпускать и за рубежом, используя похищенные в смутные времена подлинные штемпели монетного двора.
Ведь цена золотой монеты всегда выше цены металла, из которого она изготовлена. Закончилось ли кино, или царские червонцы где-то штампуются и поныне, стабильно возникая на всевозможных Интернет-аукционах? Вот вопрос, достойный нумизмата-исследователя. Вполне вероятно, что когда-нибудь мы прочитаем материалы и о чеканке царского золота ХХI века.
Источник: cennye-monety.ru