А.В. Вакуленко — партнер Юридической компании «Шаповалов Петров», кандидат юридических наук, член Общества экспертов России по недропользованию. В соответствии со ст. 35 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 23951 «О недрах» (далее — Закон о недрах) к задачам государственного регулирования относятся в том числе установление квот на поставку добываемого минерального сырья.
Квота на поставку минерального сырья по своей природе, если буквально толковать ст. 35 Закона о недрах, могла бы быть определена, как некий лимит объёма минерального сырья, который может поставить лицо, на основании имеющегося права пользования недрами (лицензии), в определённый период времени (календарный год).
Исходя из смысла указанной выше статьи, квота на поставку минерального сырья может быть получена только недропользователем, обладающим правом пользования недрами, а не лицом, которое перерабатывает полученное от недропользователя минеральное сырьё на основании гражданско-правового договора (договор купли-продажи, подряда на переработку минерального сырья).
Добыча золота в домашних условиях оборудование инструменты старателей артелей намывка реке ручьях
Некоторыми субъектами Российской Федерации были изданы ещё в 90-е годы постановления о порядке установления квот на поставку добываемого минерального сырья. Многие из них отменены.
Например, Главой Администрации Амурской области было утверждено постановление от 07.07.1998 г. № 305 «Об утверждении Положения о квотировании золотодобычи в Амурской области».
Сейчас оно отменено постановлением Губернатора Амурской области от 29.03.2008 г. № 137, на основании протеста Прокурора Амурской области от 18.03.2008 г. № 722/2308.
В своём протесте Прокурор Амурской области указал, что пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Лицензия и её неотъемлемые части должны содержать в том числе согласованный уровень добычи полезных ископаемых (для актуализированных лицензий сейчас уровень добычи содержится в проектной документации на разработку месторождений), указание на право собственности на добытое минеральное сырьё. В итоге Прокурор Амурской области пришёл к выводу, что уровень добычи минерального сырья для недропользователя может быть ограничен только условиями лицензии.
В настоящее время уровень добычи минерального сырья установлен в условиях пользования недрами (для неактуализированных лицензий), проектной документации на разработку месторождения, годовым планом развития горных работ.
В этой связи в настоящее время существует правовая неопределённость, когда де-юре недропользователь не обязан получать квоту на поставку минерального сырья, а де-факто аффинажные заводы, кредитные организации и Гохран требуют при заключении договоров аффинажа минерального сырья, заключении и регистрации договоров купли-продажи драгоценного металла предоставления квоты на поставку минерального сырья или квоты на продажу химически чистого золота, выдаваемой субъектом Российской Федерации.
ДОБЫЧА ЗОЛОТА МАГНИТОМ
При этом в некоторых субъектах РФ всё ещё действует порядок установления квот на поставку добываемого минерального сырья (приказ Министерства природных ресурсов Забайкальского края от 30.11.2017 г. № 1690), в других субъектах такой порядок не установлен.
В этой связи у недропользователей может возникнуть ряд вопросов:
- какими нормативными правовыми актами регламентируется обязанность получения недропользователями квот, помимо ст. 35 Закона о недрах?
- недропользователям необходимо получать квоту на поставку минерального сырья или поставку химически чистого (аффинированного) золота, или добычу химически чистого (аффинированного) золота?
- какова цель законодательного введения квот на поставку минерального сырья или химически чистого (аффинированного) золота?
- обоснованы ли требования Гохран России о предоставлении квоты на поставку минерального сырья или химически чистого (аффинированного) золота для учёта договора купли-продажи химически чистого золота и каким нормативным правовым актом это определено?
- обоснованы ли требования аффинажных заводов и кредитных организаций о предоставлении квоты на поставку минерального сырья или химически чистого (аффинированного) золота для заключения недропользователями договоров аффинажа минерального сырья и купли-продажи химически чистого золота?
Минфин России на официальный запрос по указанным выше вопросам дал промежуточный ответ, указав, что эти вопросы не относятся к его компетенции, и перенаправил запрос в Минприроды России.
Минприроды России сделал следующие выводы в своём ответе:
Конечно, Минприроды России не полностью ответило на официальный запрос, не разграничило понятия квотирования поставки минерального сырья и химически чистого золота, не рассмотрело проблему с точки зрения Закона о драгоценных металлах и драгоценных камнях, но как минимум есть причина задуматься, а на основании чего Гохран России, кредитные организации и аффинажные заводы требуют квоту.
Если в отдельных регионах всё ещё действуют НПА об установлении квот на поставку минерального сырья (например, Забайкальский край), то есть все основания признать их недействительными.
Опубликовано в журнале “Золото и технологии”, № 4 (46)/декабрь 2019 г.
Источник: zolteh.ru
Максим Терещенко: Отмененные квоты на добычу золота снизили административные барьеры
Отмененные квоты на золотодобычу снизили административные барьеры перед предприятиями. Об этом в ходе прямого эфира в Instagram сообщил министр промышленности и геологии Якутии Максим Терещенко, передает ЯСИА.
«Есть федеральное и республиканское законодательства, которые отрабатывают эти моменты. Теперь предприятиям не надо получать квоты на сдачу золота. Это снижает административные барьеры. Сейчас нужно просто отработать с Минфином республики о том, будет ли он приобретать добытое золото или нет. Процесс стал проще», — отметил Максим Терещенко.
Напомним, в прошлом году министерство промышленности и геологии республики полностью прекратило выдачу квоты промышленным предприятиям на добычу золота на территории региона.
Теперь установить уровень добычи можно только утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с разработкой месторождений.
При этом министерство готово оказать полную поддержку предприятиям золотодобывающей отрасли при взаимодействии с кредитными организациями.
Источник: ysia.ru
Золотая квота
Золотая квота (в МВФ – Международном Валютном Фонде) представляет собой часть взноса государства-участника вышеуказанной финансовой организации, которая оплачивалась золотом.
Квота является на сегодняшний день в механизме организационных и финансовых взаимоотношений между государствами-членами МВФ наиболее значимым, ключевым звеном. Она определяет сумму подписки конкретной страны на денежные средства МВФ, возможность ими пользоваться, а также количество голосов, которыми она обладает в данной организации.
Квота может быть изменена в следующих случаях:
- по предложению руководящих органов МВФ;
- по желанию самой страны-участницы.
Обязательным условием при этом является согласие соответствующей страны.
Как распределяется размер золотой квоты ?
Размер золотой квоты пересматривается в системе МВФ каждые три или пять лет. Данные квоты распределяются в основном очень неравномерно. Их размер зависит от удельного веса и экономического значения того или иного государства в системе МВФ.
Именно Советом управляющих вышеуказанной организации определяется абсолютное соотношение между вкладами в капитал МВФ в национальных валютах и резервных активах. Следует отметить, что данный орган не имеет права, согласно Уставу МВФ, назначать размер оплаты в резервных активах, в том числе и золотую квоту, который превышает 25 % общей квоты государства-участника. Также при увеличении объема квот применяется такая же практика.
Определенная часть вклада в национальной валюте переводится государством-членом в форме необращающихся беспроцентных обязательств (операций), что оплачиваются по требованию МВФ исходя из номинальной стоимости. Все денежные средства в счет подписки на капитал вышеуказанной организации при этом располагаются в центральных банковских учреждениях соответствующих государств-членов.
Также следует отметить, главными обязательными элементами процедуры приема того или иного государства в состав МВФ является именно определение золотой квоты и соотношение между двумя вышеуказанными компонентами оплаты подписки.
Источник: utmagazine.ru