декоративное покрытие иконы или книжного переплёта. Оклады выполнялись из золота, серебра, золочёной или серебрёной меди, украшались чеканкой, басмой, сканью, чернью, эмалями, а также жемчугом, драгоценными камнями или их имитацией. Древнейшие книжные оклады из слоновой кости известны с VII-VIII вв., металлические — с IX-X вв. Оклады на иконах были распространены преимущественно в странах православного культа. Ранние русские оклады (один из древнейших образцов — оклады иконы «Пётр и Павел», XI-XII вв., Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник) закрывали лишь фон и поля иконы; с последней четверти XVII в. распространяются глухие оклады, выполненные из цельных металлических листов и оставляющие открытыми только лики и руки иконных образов.
Золото, эмаль. Около 1560. Оружейная палата. Москва.»>
Оклад иконы «Одигитрия» из Архангельского собора Московского Кремля. Золото, эмаль. Около 1560. Оружейная палата. Москва.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986.)
Какие в СССР были зарплаты в перерасчёте на сегодняшний день?
в искусстве, декоративное покрытие на иконе или книжном переплёте из золота, серебра, золочёной и серебрёной меди, обычно украшенное чеканкой, эмалью, жемчугом, драгоценными камнями и т. п. Оклады применялись с 9—10 вв. в Византии, позднее на Руси. Первоначально закрывали только фон иконы. С последней четверти 17 в. создавались глухие оклады, выполненные из цельных металлических листов, которые оставляли открытыми только лик и руки иконных образов.
Оклад иконы «Богоматерь Одигитрия». Ок. 1560 г.
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)
Синонимы:
жалование, жалованье, загон, заработная плата, зарплата, крепь, обход, очертание лица, партмаксимум, плата, покрытие, риза, ставка, участок
Источник: rus-pictures-enc.slovaronline.com
Оклад для икон
Традиция украшать иконы ризами и окладами из драгоценных металлов, берет свое начало из правил Седьмого Вселенского Собора, утвердившего иконопочетание. Материал из которого изготовлялись святые образы – дерево, утверждался на Соборе тождественным материалам из которых был изготовлен Ковчег Завета. Поэтому, подобно тому, как главная святыня богизбранного народа украшалась золотом, иконы стали одевать в золотые ризы и оклады. На Руси иконы «облачали» в искусные ризы на заре принятия христианства. Слово «оклад» производное от словосочетания из текста Ветхого Завета «окладывать икону», одеть серебряной и иной ризою, окладом.
Это были оклады и ризы, которые закрывали тщательно прорисованные одежды и символические изображения горнего мира в обратной перспективе. По этой причине, при снятии риз со старинной иконы, даже в наше время, можно видеть хорошо сохранившееся изображение. Оклады изготавливались из драгоценных металлов и каменьев, хотя, встречались и медные, латунные оклады.
Покрываем золотом старый оклад…
Изготовление окладов для святых икон, конечно, имело свою символику.
С любовью выполненный оклад был настоящим произведением искусства, выглядел очень нарядно и богато, символизируя драгоценные дары, которые приносят молящиеся христиане к Стопам Творца и Спасителя нашего Иисуса Христа, Его Пречистой Матери также дары святым угодникам Божиим.
Сверкая драгоценными каменьями и чеканными гранями благородных металлов в свете горящих свечей или солнечного света, оклады словно делают зримым невещественный Божественный Свет – «Одеяйся Светом, яко ризою…», — возвещает псалмопевец Давид.
Сама икона, одетая в ризу приобретает «объемность», у молящихся возникает иное пространственное и чувственное восприятие святого образа.


Древнейшими окладами на Руси считаются чеканные серебряные оклады XII века на иконах святых апостолов Петра и Павла, Спасе Златая риза, Богоматери «Одигитрия» из Софийского собора города Новгорода. Один из первых золотых окладов был изготовлен для иконы Владимирской Божией Матери по заказу св. князя Андрея Боголюбского. Не сохранился до наших дней драгоценнейший оклад для иконы Донской Богоматери из Благовещенского собора.
В XIV веке появился простой вид оклада – басменный (басманный). Изготавливался такой оклад из тонких металлических листов, с выбитыми на них по матрице узорами. Басменные растительные орнаменты являлись символами вечного цветения, обозначали живоносную силу Божественного Света.
На смену строгим басменным окладам пришли богатые чеканные оклады в стиле барокко. Барочные элементы сохраняются очень долго, до конца 19 века.
Обилие икон, «убранных» в дорогие и в высшей степени искусные оклады, поражали воображение иностранцев, посещавших Россию.
Большинство русских окладов для икон были утрачены после 1921 года, когда вышел Декрет о полной ликвидации монастырского имущества в России.
До наших дней дожили редчайшие иконы в прекрасных ризах из домашних иконостасов. К счастью, можно встретить и храмовые иконы в драгоценных ризах, которые чудом были спасены от уничтожения или изъятия в годы революционного лихолетья. Часто такие иконы требуют золотых рук реставраторов. Реставрация икон, по сути – это возвращение ей «второго дыхания».
Реставрация иконы, в окладе или «неокладного »образа, требует высокого мастерства. Нужно увидеть и почувствовать сквозь века запечатленный Святой Образ, и благоговейно положить руку на пульс того живого сосуда, который соединил столетия.
Такой квалификацией в полной мере обладают мастера иконописной мастерской «Мерная икона». Наши художники много лет профессионально реставрируют иконы требующие не только художественной но и исследовательской работы в архивах для воссоздания святого образа. Кроме этого, в нашей мастерской Вы можете заказать изготовление оклада, как для старинной иконы, так и для вновь написанной, а также купить готовые оклады для икон, выполненные из различных материалов в традиционных для России техниках.
Сегодня древняя традиция, украшения икон окладами и ризами, берущая начало в правилах Седьмого вселенского Собора, обретает новую жизнь, благодаря стараниям современных иконописцев и возрождению Русского церковного искусства.
Источник: micon.ru
Продать оклад от иконы? Сколько они стоят
Стоимость оклада Икон, как стоимость и самих Икон отличаются. Образа на сусальном золоте ценятся намного выше, чем на серебре. Лики на кипарисовой доске намного лучше, чем образа на липовой. Лики на еловой доске по цене и качеству намного отличаются от других вариантов.
Подлинность драгоценного оклада шедевра сможет определить только опытный мастер посредством специальных приборов. Серебряный и латунный оклады могут внешне ничем не отличаться друг от друга.
Цену серебряным окладам добавляют темноватые сульфиты – пережитки времени. Позолоченные оклады считаются более дорогим вариантом. Конечно, стоимость таких образцов будет намного выше. Особенно отличается патинированное золото. Ценители при выборе рассматривают также резьбу на образце.
Чем она искуснее и богачи, тем больше шансов у Иконы дополнить коллекцию знатока. Обычно, такую резьбу выборочно покрывают позолотой. Именно такие Лики ценятся дороже и выше, чем остальные работы.
Серебряные оклады
Оклады из серебра ценятся высоко именно за неповторимый блеск, за гладкость материала, за совершенство выполненных пропорций. Например, цена на
- Икону Образа Исцеления Слепого в Серебре будет стоить примерно – 130 000 руб;
- Образ Святого благоверного князя Михаила Тверского – 20 000 руб;
- Икону Казанской Богоматери – 89 990 руб.
Золотые оклады
Техника, используемая для золочения окладов называются объемной чеканкой. Популярны и другие виды: литье, роспись по эмали, басма. Известно, что на иконах до 14 века использовали именно сусальное золото. По этой причине золото самых древних Икон имеет зеленоватый оттенок. В настоящее время сусальное золото – очень ценный материал.
Найти его на современных окладах очень трудно.
Поэтому сейчас используют позолоту на полимент. Эта краска, обычно, коричневого цвета. В ее состав входят охра и мумиё. Отличается такое покрытие и особенным блеском. Сила тона у нее настолько великолепна, что придает изумляет игрой на Солнце или свете огней.
Стоимость на оклады из золота различна. Примером дорого образца считается Икона в киоте «Пресвятая Богородица Тихвинская», 19 века, золото 56 пробы, 1878 год – 12 000 000 руб.
Серебряные оклады с эмалью
Роспись на эмали ценилась особенно высоко в конце 19, начала 20 века. Большую роль в росписи играли элементы декора природы, растений. Славилась роспись в следующих исполнениях: перегородчатая, выемчатая, расписная. Особенную популярность получил серебряный оклад с эмалевыми трубками по краям рамы. Многие мастера отдавали предпочтение накладным эмалевым углам и венцам.
Стоимость окладов с эмалью сегодня различна:
- Божья Матерь «Курская Коренная Знамение», начало 19 века – 590 000 руб;
- Икона 1880 года – 366 000 руб;
- Иверская Божья Матерь, 1840 год – 180 000руб.
Латунные оклады
Иконы из латуни менее дороги, но от этого их значимость для знатоков искусства не умаляется. Они тоже могут быть резными, выполненными из дорогих материалов, или же иметь в своем сборе камни, накладные росписи.
- Икона «Святой Александр Невский» — 85 000 руб;
- Икона Богородица «Казанская» — 35 000 руб;
- «Святой Николай Чудотворец» — 35 000 руб.
Где продать оклад иконы?
Оценка антикварных вещей – это по-настоящему трудоемкий процесс. Сейчас, когда возрождается интерес к подобным вещам, очень важно знать стоимость каждого в отдельности экземпляра. Это позволит не только узнать эпоху создания Иконы, технологию ее создания, но и продать наиболее выгодно для себя.