Вероятно, первым, что придет на ум, если подумать об истории золотодобычи в мире, станет золотая лихорадка в Калифорнии, холодные ручьи Юкона и Аляски, старатели Австралии. Но и в густонаселенной Европе можно найти кое-что необычное. Например, старинный золотой рудник в польском местечке Злоты-Сток.
Злоты-Сток — небольшой город (7,7 км², население — около 3000 человек), у него богатое и интересное прошлое. Своей славой город обязан золоту, которое отражено в его названии). Вторая часть названия указывает на то, что он расположен на склонах Золотых гор в Судетах, а это прекрасные виды, обширные лесные просторы и горная природа.
Рядом с рудником работает Горный поселок — это единственный такой парк развлечений в Польше и даже в Европе. Воссоздана точная копия средневекового поселка добытчиков, их дома и оборудование в масштабе 1:1
История золотодобычи в Злоты-Стоке
Первое задокументированное упоминание золотодобычи в Злоты-Стоке датируется 1273 годом, когда Вроцлавский и Краковский князь Генрих Пробус даровал горную привилегию монахам-католикам, которые еще в 1249 году поселились неподалеку в Камень-Зомбковицком монастыре и начали искать руду.
С течением времени золотой рудник в Злоты-Стоке переходил из рук в руки, однако добыча золота на нем не прекращалась.
Первая половина XV века стала темным временем для Злоты-Стока. Немало бед принесли городу прокатившиеся по Восточной Европе гуситские войны. Только спустя многие годы люди заново отстроили поселение и в 1484 году открыли в нем горное бюро, а через 7 лет, в 1491 году, Злоты-Стоку были дарованы герб, флаг и право свободной добычи.
На начало XVI века приходится крупнейший всплеск золотодобычи в Злоты-Стоке. Дело в том, что в 1507 году в него из города Зомбковице-Слёнске был перемещен княжеский монетный двор, на котором чеканили золотые монеты. Статус Злоты-Стока взлетел, что принесло городу немалые финансовые дивиденды.
Со второго десятилетия XVI века многие богатые европейцы, имеющие интересы в горном деле и металлургии, начинают вкладывать деньги в добычу в Злоты-Стоке. В это время в районе города разрабатывалось до 200 отдельных участков, дававших ежегодно около 8% всего золота в Европе.
Нерациональная разработка и внимание исключительно на прибыль привели к многочисленным трагическим происшествиям. Пожалуй, крупнейшим из них можно назвать обвал в шахте «Золотой осел», под который попали 59 добытчиков, их тела так и не были найдены. Черная полоса для золотодобычи и всего города растянулась на долгие годы: непрекращающиеся несчастные случаи на руднике, пожары и эпидемии, Тридцатилетняя война.
История Злоты-Стока имела бы печальное завершение, если бы в городе не обосновался известный аптекарь и алхимик Ганс Шерфенберг, которому после многочисленных экспериментов удалось разработать способ получения мышьяка из руды. Впоследствии на протяжении более 100 лет Злоты-Сток оставался одним из центров мирового производства этого элемента. Последователи Шерфенберга, однако, оказались не такими предприимчивыми, и дело постепенно заглохло.
Цены на золото бриллианты Бурштын серебро амазинг в Польше!
Золотодобыча в Злоты-Стоке возродилась лишь после окончания австро-прусско-итальянской войны. В 1848 году появился более дешевый метод извлечения золота хлорированием, обжигом руды и выщелачиванием металла из хлоридных соединений. В Злоты-Стоке его внедрил Вильгельм Гюттлер, который в 1883 году выкупил рудник. Семья Гюттлеров владела им до 1945 года.
Благодаря ее усилиям в 1900 году была проложена железная дорога до местечка Каменец-Зомбковицки, что существенно поспо-собствовало промышленному развитию района. Кроме того, в процесс добычи были внедрены многочисленные нововведения.
Во время Второй мировой войны рудник в Злоты-Стоке не пострадал. В 1948 году было отдано распоряжение о проведении разведки, но в 1962 году по неизвестным причинам все работы в Злоты-Стоке прекратились, воду, циркулирующую под землей, перестали откачивать, и в короткое время шахта была полностью затоплена.
На тот момент на руднике ежегодно добывали по 20–30 кг золота, а всего примерно за тысячу лет в Злоты-Стоке было добыто около 16 тонн драгоценного металла.
Рудник простоял заброшенным до начала 1990-х годов, когда по инициативе мэра Злоты-Стока Виктора Любенецки было принято решение осушить часть выработок и штолен и организовать в них туристический маршрут, который был открыт 8 мая 1996 года.
Рудник в Злоты-Стоке сегодня
Сегодня рудник в Злоты-Стоке пользуется большой популярностью среди туристов. Туристический маршрут по руднику, который начинается со «Штольни Гертруды», занимает около 1,5 часов, стоимость — 30 злотых (»530 руб.), для школьников, студентов и пенсионеров — 24 злотых (»430 руб.).
Кстати, с названием «Штольня Гертруды» связана интересная история. Согласно легенде, однажды в шахте случился обвал. Гертруда, жена одного из несчастных добытчиков, не найдя помощи, решила самостоятельно отыскать своего супруга. С факелом она спустилась в шахту и пропала. С тех пор заблудившиеся шахтеры стали рассказывать, что во время своих блужданий слышали звуки шагов.
Отчаявшись, они бросались на этот звук, который в итоге приводил их к выходу.
«Штольня Гертруды» — это еще и музей, в котором собраны старые карты и планы рудника XVIII–XX вв., муфельная печь и прочие шахтерские орудия и инструменты. Неподалеку располагается лаборатория Ганса Шерфенберга, а также сокровищница, в которой хранятся муляжи золотых слитков и изделий, символизирующие добытое в Злоты-Стоке золото.
Далее туристы попадают на «Тропу смерти». В старину попавшихся на воровстве золота добытчиков приговаривали к смерти, в этом месте их руки помещали в отверстия в стене шахты, после чего заливали раствором и оставляли умирать. Заканчивается маршрут в «Черной штольне» с единственным в Польше подземным водопадом высотой 8 метров.
На руднике Злоты-Сток можно заглянуть и в другие штольни, с каждой из которых связана какая-нибудь старинная легенда, проплыть на лодке «Титаник» по подземной реке (12–15 злотых, 215–270 руб.), выпить воды из подземного источника (если выпить из него воды и подумать о любимом человеке, то останешься с ним навсегда), поучаствовать в сюжетно-игровом туре (50–85 злотых около 900–1500 руб.), попробовать себя в промывке золота (6 злотых около 110 руб.), посетить выставку минералов, «Парк средневековых технологий» (своеобразная деревня-музей добытчиков), открытый в 2013 году мемориальный зал истории золотодобычи (1 злотый около18 руб.), устроить праздник, корпоративное мероприятие и многое другое. Для тех, кто решил задержаться в Злоты-Стоке, работает отель, гостевой дом, ресторан и кафе.
Источник: www.silver-mania.ru
annataliya
Когда-нибудь я обязательно совершу кругосветное путешествие!
Жизнь — это дорога, по которой стараюсь шагать позитивно
Как мы в Польше нашли золото! annataliya October 30th, 2018
— А сейчас вы золото добываете? — глаза одного блогера из нашей компании подозрительно заблестели каким-то особенным блеском.
Мы были в Польше, в городке, даже название которого говорило само за себя. Злоты-Сток. Наша экскурсовод улыбнулась:
— Нет, сейчас добыча золота в Злоты-Стоке уже не рентабельна, но если есть желание, можете покопать. 🙂
Сразу скажу, что копать мы не пошли. Но в Злоты-Сток приехали именно затем, чтобы посмотреть на золотодобычу. Правда, золотодобычу не современную, а средневековую. Ведь именно здесь, начиная с 13 века, началась промышленная добыча золота. А в 1483 году Злоты-Стоку был присвоен статус горного города, а рудокопам предоставлены горные права.
До сих пор в Злоты-Стоке сохранилось несколько штолен — штолен, правда, более поздних, но все равно старинных и самых настоящих, а оттого не менее интересных.
Конечно, сейчас это всё — туристический объект. Но на самом деле, горные работы велись в Злоты-Стоке вплоть до 1960 годов. Поэтому мы, как только приехали, сразу же отправились под землю в штольню под названием «Гертруда».
2.
Сейчас внутри этой штольни находится нечто вроде музея, но атмосфера золотых рудников при этом полностью сохранена.
3.
Например, вот на таких вагонетках раньше возили породу.
4.
Вот так она выглядела сама.
5.
7.
Для чего эти формы, вы уже, наверняка, и сами догадались.
8.
Кстати, не знаю, насколько это — правда. Я сама удивилась. Но говорят, что если все золото мира очистить от примесей и сделать из него слиток, то получится куб всего лишь вот такого размера.
9.
За годы эксплуатации месторождения в Злоты-Стоке было добыто 16 тонн золота и около 125 тонн мышьяка. Общая протяженность горных выработок, разместившихся на 21 уровне, составляла около 200 км, и это без учета стволов и шурфов. Кстати говоря, в последнее время работ приисков, основной упор здесь был на добычу не золота, а именно мышьяка.
Его использовали в фармацевтике и в качестве удобрений. Но как известно, мышьяк — это очень ядреный и токсичный яд. Поэтому сейчас его применяют крайне редко, да и добывать в мире уже практически перестали.
10.
Конечно, в старой штольне не обошлось и без страшилок. За одним поворотом мы узрели вот такой скелет рудокопа. Судя по раскрытию его рта, наверное, увидел что-то страшное и умер от испуга. 🙂
11.
Ну, а это — всевозможные таблички, которые висели в штольне во время ее эксплуатации.
12.
БрестСИТИ. Новости
История поезда с польским золотом в Бресте в 1939 году
Недавно информационные агентства сообщили, что Великобритания передала Польше 100 тонн золота, находившегося на депозите в Банке Англии. Есть в истории польского довоенного золотого запаса и брестский след.
ВИДЕО
К началу 1939 года золотой запас Польши насчитывал около 95 тонн золота в монетах и слитках, что соответствовало 463,6 миллиона злотых или примерно 87 миллионов долларов США. Из этого количества золота около 20 тонн было депонировано за границей, главным образом во Франции, Великобритании, Швейцарии и США. Остальные 75 тонн золота хранились в Польше, преимущественно в Варшаве, но некоторое количество размещалось в филиалах Польского Банка по всей стране, в том числе и в Западной Беларуси.
24 марта 1939 года Германия предъявила Польше ультиматум с требованием передачи Данцига (Гданьска) и строительства через территорию Польши экстерриториальной автострады и железной дороги в Восточную Пруссию, так называемый «Данцигский коридор», 28 апреля Германия денонсирует германо-польский договор о ненападении 1934-го года. Эти демарши Гитлера всерьез озаботили польское руководство и оно решило рассредоточить половину золотого запаса в восточных воеводствах. 37 тонн было перевезено из Варшавы в Брест-над-Бугом, Люблин, Седлице и Замостье в региональные отделения Польского Банка. В центральном хранилище в Варшаве осталось около 38 тонн золота. В Бресте золото разместили в казематах пятого форта Брестской крепости.
Хенрик Флояр-Райхман, Игнаций Матушевский и Адам Коц
С началом войны польское правительство принято решение эвакуировать золото из столицы. Ответственность за эвакуацию золотого запаса была возложена на Игнация Матушевского, известного в Польше политика, дипломата, финансиста, военного деятеля, члена Международного олимпийского комитета.
В 1918-1921 годах Матушевский был начальником Второго отдела польского генерального штаба (отдел разведки и контрразведки), в 1920-е годы он был военным атташе в Риме и посланником в Будапеште, в 1928-1831 годах министром финансов. Ввиду быстрого продвижения немецкой армии к Варшаве вопрос о золотом запасе и иных активов банков приобрел особую остроту. Было решено кроме железнодорожного транспорта использовать и автомобильный. Уже 4 сентября на банковских автобусах был отправлен первый транспорт из Варшавы в Брест, сюда же перевезли золото и ценности из Седлиц. Небезынтересно отметить, что одним из автобусов с золотом управляла супруга Матушевского, первая олимпийская чемпионка в истории польского спорта, обладательница золотой медали на девятых Олимпийских играх в Амстердаме легкоатлетка Халина Конопацкая.
От армии курировал эвакуацию банковских ценностей генерал авиации Людомил Райский, прибывший в Брест-над-Бугом со штабом главнокомандующего.
7 сентября 1939 года в Брест-над-Бугом эвакуировались из Варшавы некоторые министры и Верховный Главнокомандующий Эдвард Рыдз-Смиглы со своим штабом, первоначально разместившиеся в центре города в гостинице на улице Домбровского (ныне Советская). По странному стечению обстоятельств (а может быть хорошо работала немецкая разведка?) именно 7 сентября на город был совершен самый мощный налет немецкой авиации. Здание гостиницы, где разместилась правительственная делегация из Варшавы, было разрушено, только по счастливой случайности никто не пострадал. В целях обеспечения безопасности чиновников и военных их перевезли в Брестскую крепость. Однако здесь возникли трудности с размещением, так как в крепости кроме войск находилась еще и значительная часть золотого запаса и иных банковских активов и их охрана.
Эдвард Рыдз-Смиглы
А тем временем ситуация на польско-немецком фронте становилась катастрофической. Л.Райский в жесткой форме требует от командующего гарнизоном Брестской крепости генерала Франтишка Клееберга сиюминутной организации вывоза золота из Бреста. В ответ, тот заявляет, что никакой эвакуации не будет, пока ситуация на фронте не прояснится.
По согласованию с Матушевским и заручившись поддержкой министра иностранных дел Польши Ю.Бека, находившегося в то время в Брестской крепости, Райский добивается аудиенции у Смиглы-Рыдза и рассказывает ему о сложившейся с польским золотом ситуации. Маршал тот час же принимает решение об эвакуации, поручая Ю. Беку связаться с польским посольством в Румынии и поручить послу организацию транзитного коридора для вывоза польского золота. Из Бреста золото было решено вывезти поездом.
Вскоре, а именно 12 сентября, министр иностранных дел Польши Ю. Бек перевел свою резиденцию из Бреста-над-Бугом в город Кремениц, а Рыдз-Смыглы в местечко Млынов на Волыни. Это было вызвано стремительным наступлением танков Г. Гудериана в район Бреста.
Таким образом, значительная часть золотовалютного резерва Польши пробыла в Брестской крепости недолго. Уже 10 сентября выполняя приказ маршала Э. Рыдз-Смиглы об эвакуации золотого запаса в Румынию, «золотой поезд» из Бреста отправился на польско-румынскую границу в город Снятын, куда прибыл 13 сентября. Днем ранее, 12 сентября, в Снятын пришел, и был спрятан в лесу, поезд с ценностями из Луцка, куда с началом войны перевезли часть золотого запаса из Люблина и Замостья.
В Снятыне Матушевский и Райский узнали, что министр иностранных дел Румынии дает разрешение на транзит польского золота через эту страну, но сделать это нужно было как можно быстрее. Дело в том, что Румыния, будущий союзник Германии в войне против Советского Союза, опасалась немецких претензий. К этому были все основания, ведь Румыния кишела немецкой агентурой.
В Снятыне все золото было перегружено в специальный железнодорожный состав и 13 сентября направлено в румынский порт Констанца на побережье Черного моря. При этом по распоряжению Рыдз-Смыглы 70 ящиков из брестского «золотого состава» были выгружены и отправлены в Бухарест, где румынские власти разрешили деятельность представительства Польского банка. Уместно напомнить, что в этот же день, 13 сентября, состоялось первое боевое столкновение польских и немецких подразделений в районе Брестской крепости. Так что вовремя польское золото было отправлено из Бреста.
Посол Германии в Бухаресте заявил протест румынскому правительству в связи с тем, что Румыния помогает Польше, что «нарушает нейтралитет королевства». Румыны несколько усилили режим на границе с Польшей, но никаких санкций по отношению к перевозке золота не приняли.
Более того, как выше указывалось, в Бухаресте было открыто представительство Польского банка, главной целью которого было разобраться с эвакуированными банковскими ценностями. А их было немало: кроме снятых с брестского поезда 70 ящиков с драгоценным металлом, в столице Румынии оказались различного рода активы польских банков — национальная и иностранная валюта, ценные бумаги как отечественные, так и иностранные, банковская документация. Большая часть этих активов была использована для поддержки польских военных и гражданских лиц, оказавшихся в Румынии в результате войны. Часть польских бумажных денег на сумму более 678 млн. злотых была сожжена. Некоторая часть «брестского» золота, оставшегося в 1939 году в Румынии, была возвращена румынами Польше в 1947 году.
Дальнейшая судьба золотого запаса Польши сложилась следующим образом. Румыны требовали быстрейшего вывоза из своей страны польского золотовалютного резерва. Находившееся в Кременце (ныне Западная Украина, в то время Польша) министерство иностранных дел Польши провело переговоры с дипломатами Франции и договорились об эвакуации польского золотого запаса в эту страну.
Посол Франции в Польше Л. Ноэль пообещал, что польское золото из Румынии вывезут корабли французского ВМФ. Против такого решения вопроса высказалась Румыния, не желавшая принимать у себя военные корабли воюющих стран (юридически с 3 сентября 1939 года Франция находилась в состоянии войны с Германией).
Помощь полякам оказал британский консул в Констанце, который договорился с капитаном старого английского танкера «SS Eocene» Робертом Бреттом о транспортировке в Турцию ценного груза. Груз этот состоял из 1208 ящиков с золотом по 70 кг каждый. Британское судно не было предназначено для подобных перевозок, однако полякам ничего не оставалось делать, как согласиться.
В ночь с 15 на 16 сентября золото было перегружено из железнодорожного состава на британский танкер. Неожиданно возникла новая проблема – почти весь экипаж судна сбежал. Этих людей можно понять, идет война, и судно под британским флагом может подвергнуться атакам немецких подводных лодок. Капитан Бретт сумел быстро набрать новый экипаж и ночью, без огней, чтобы не привлекать внимания нацистов, вышел из гавани.
В Стамбул судно Бретта прибыло 19 сентября 1939 года. Турецкие власти предложили полякам депонировать золотой запас на территории своей страны. Однако руководитель операции по спасению польского золота И. Матушевский и сопровождавшие груз представители Польского банка отвергли этот вариант.
В виду того, что Турция, как и Румыния, объявила в начавшейся Второй мировой войне нейтралитет, турецкие власти не желали появления в Босфоре французских или британских военных судов для перевозки золота морем во Францию. Поэтому было решено переправить ценный груз железнодорожным транспортом в подмандатные (то есть находившиеся под мандатом Лиги Наций) британо-французские Сирию и Ливан. 20 сентября золото вновь перегрузили с судна Бретта в девять железнодорожных вагонов и оно к вечеру 23 сентября попало в Бейрут. Из Бейрута на борту французских военных кораблей золото было переправлено в Тулузу.
В 1940 году, после капитуляции Франции, большая часть польского золота с разрешения коллаборационистского французского правительства маршала Ф. Петена была отправлена вглубь Сахары во французскую колонию в Африке. В ноябре 1942 года, когда французские колонии в Северной Африке были заняты англо-американскими войсками, контроль над польским золотом перешел к французскому комитету национального освобождения генерала Де Голля. По просьбе руководства Польского банка в 1944 году золото было переправлено в США, Англию и Канаду.
После окончания Второй мировой войны польское коммунистическое правительство сумело наладить контакты с западными державами в вопросе о довоенном золотом запасе Польши. При этом оно шло на компромиссы – например, Лондон потребовал от Варшавы, чтобы с Великобританией рассчитались за то, что на протяжении всей войны Англия поддерживала польские вооруженные силы на Западе, и это было сделано. К концу 1940-х годов золотой запас Второй Речи Посполитой постепенно вернулся на родину. Оставшееся на депозите за границей золото перешло под контроль правительства Польской Народной Республики.
Буквально недавно, в первой половине ноября 2019 года, информационные агентства сообщили, что Великобритания передала Польше 100 тонн золота, находившегося на депозите в Банке Англии.
Источник информации: Александр БАЮРА, кандидат исторических наук, доцент, г. Брест — «Заря».
06.01.2020.
Больше интересного — у нас в Telegram https://t.me/brestcity
Наш канал в Viber и Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро
По этой же теме (региону):
- «Сплошная лотерея». Ситуация на границе с Польшей в ПП «Брест». Что говорят водители
- В Польше произошло землетрясение магнитудой 4,5
- Ущерб на $105 млн. Рекордную контрабанду сигарет из Беларуси выявили в Польше
Источник: brestcity.com