Что такое сакское золото

Повсюду в степи можно встретить, заметные глазу издалека, огромные земляные насыпи, уже давно заросшие травой. Это курга́ны — древние погребения, которые появились на бескрайних просторах Великой степи, во времена ранних кочевников. Они являются самыми распространёнными и характерными памятниками архитектуры скифо-сакской эпохи. (О том, кто такие скифы или саки, и каковы особенности их культуры, я писала в предыдущей статье )

Комплекс курганов. Казахстан

Что же представляли собой курганы и как были устроены? Само тело умершего человека помещалось в специальную погребальную камеру . Она могла быть земляной, выложенной камнями, изготовленной в виде деревянного сруба и т. д. Такой своеобразный саркофаг (гробница) сверху засыпался камнями и землёй, при этом образовывался холм — курган. Часто в погребальную камеру оставляли ведущий снаружи узкий вход – коридор, называемый дро́мос .

Устройство кургана. Реконструкция.

Иногда рядом с основным курганом, содержащим останки покойного, делался «малый» курган, в котором находилось последнее пристанище его любимого коня (порою — нескольких).

Почему саки закапывали золото в землю?

Комплекс курганов в Береле, содержащий и захоронения коней в парадной упряжи. Казахстан.

Ансамбли курганов зачастую представляли собой целые погребальные комплексы, включающие в себя каменные ограды, кольцевые каменные выкладки и менгиры , которые рассматриваются учеными, как надгробные памятники сакской эпохи.

Курган с аллей менгиров.

Курганы различались по своей величине и богатству «сопутствующих» вещей, предназначавшихся покойному и сопровождавших его в загробный мир. Количество и ценность предметов, которые помещались в курган, зависели от социального положения умершего. В этой связи самый большой интерес для учёных представляют так называемые «царские» курганы с захоронениями знатных скифов-саков, содержащие богатый материал для изучения эпохи ранних кочевников.

Комплекс курганов

Здесь археологи обнаруживают керамику, ювелирные изделия, предметы вооружения, части погребальных костюмов и доспехов. Всё это дает представление об уровне культуры, социальной структуре скифского общества, нравах, обычаях и традициях древних жителей Степи.

Царские курганы с аллей менгир. Берель. Казахстан

Нередко рядом с некрополем устанавливались своеобразные каменные стелы-менгиры. Особый интерес у учёных вызывают, так называемые, «оле́нные камни» , встречающиеся на территориях Саяно-Алтая и Монголии. Такое наименование они получили из-за образов оленей (реже других животных), выбитых на них.

Комплекс «оленных камней». Монголия

Олени изображались в характерной манере, предвосхищающей скифский «звериный» стиль в искусстве ранних кочевников. Животное на этих рисунках было с подогнутыми ногами, а его рога, выполненные в виде стилизованного орнамента, лежали на спине оленя так, как будто его голове и шее трудно держать свою ношу. Возможно, что появление образов зверей на таких стелах связано с тотемизмом — поклонением животному-предку (о древнейших верованиях можно прочитать в этой статье ).

Тайны происхождения золота саков раскрывают археологи в ВКО

Оленный камень. Монголия.

Оленные камни иногда имели антропоморфные детали . В некоторых случаях, их верхняя часть обрабатывалась таким образом, что могла напоминать человеческую голову с условными чертами лица. Сама же поверхность каменного блока зачастую «наделялась» предметами вооружения или деталями одежды человека. Чаще всего изображались нож, короткий меч, лук, пояс, головной убор, украшения.

Анропоморфный оленный камень. Монголия.

Все это говорит о том, что оленные камни можно рассматривать и как образ мифологического героя-воина. Возможно, что в совокупности с изображениями оленей или (редко) других животных мы имеем дело со слиянием тотемизма и культа предков . Тогда оленные камни можно рассматривать как образ культурного героя-прародителя .

Интересный факт. Ряд исследователей культуры ранних кочевников считают, что название кочевых народов — «саки» происходит от скифского слова » saka» — «олень».

Учёный историк, археолог и антрополог М.П. Грязнов, считал, что оленные камни степной Азии представляют « общий единый процесс создания монументального изобразительного искусства начальной фазы скифо-сибирских культур на широких просторах степей, заселённых ранними кочевниками ».

Читайте также:
Как узнать платина или белое золото

Многочисленные курганы и погребальные комплексы на территории Великой Степи дают необыкновенно богатый материал для изучения этой эпохи, из предметов декоративно-прикладного искусства ранних кочевников, помогающий учёным в какой-то мере «восстановить» образ жизни, мировоззрение, традиции, обряды древних народов, и даже воссоздать их облик.

Сакское золото. Находки из курганов.

О « скифских кладах » — случайных находках из древних курганных погребений было известно достаточно давно. Уже в 18 веке, во время правления российского императора Петра I, был издан указ о собрании таких предметов в коллекцию (сейчас она хранится в Государственном Эрмитаже под названием «сибирская коллекция Петра I» ).

Зал «скифского золота» в Эрмитаже

Позже раскопки курганов стали проводить научными методами, а всё найденное в них стали изучать, сопоставлять с другими подобными находками и систематизировать. Результаты этих исследований привели к неожиданному открытию — все предметы из таких «кладов», независимо от места их обнаружения (Сибирь, Алтай, Казахстан, Монголия, Причерноморье, Украина, Кавказ), имели много общих черт (сюжеты, образы, предназначение, способ изготовления и обработки и т. д.), то есть, были выполнены в едином художественном стиле .

Это дало учёным основание считать, что все изделия ДПИ, относящиеся к эпохе ранних кочевников и обладающие определенным набором специфических, узнаваемых черт, можно объединить общим названием — скифский (скифо-сибирский) «звериный» стиль .

Экспонат из скифской коллекции в Эрмитаже

Что же характерно для изделий декоративно-прикладного искусства, выполненных в таком стиле?

1. В основном это изделия из золота, реже из других металлов и материалов. Это объясняется не только тем, что золото во все времена и у всех народов было символом богатства, но и особой ролью этого металла в религии и мифологии скифов — оно отождествлялось с огнем, солнцем и вечной жизнью. Отправляя умершего в загробный мир, его одежду старались сплошь покрыть драгоценным металлом.

Экспонат из скифской коллекции в Эрмитаже

2. Как правило, такие предметы выполняли роль декоративных накладок на части оружия, одежды, или были нательными украшениями.

Скифский мечь из коллекции Эрмитажа.

3. Основной образ , воспроизводимый в них – животное .

На этом пункте остановимся подробнее. У древних мастеров существовали «любимые» животные , изображаемые наиболее часто, в так называемых «канонических» позах. Чаще всего, в изделиях «звериного» скифо-сибирского стиля встречаются изображения:

  • оленей с подогнутыми ногами и стилизованными рогами-кружевами, лежащими на спине;

Олень из коллекции скифского золота в Эрмитаже

  • пантер – «скребущихся» или свернувшихся в клубок;

Пантера из коллекции скифского золота в Эрмитаже

  • архаров и кабанов , стоящих на «цыпочках».

Архар на «цыпочках» из сакского кургана в Казахстане

Существовали и повторяющиеся «иконографические» сюжеты – охота хищников на травоядных, процессии животных, охота людей на хищников.

Сцена охоты животных из коллекции скифского золота в Эрмитаже

Популярны были изображения фантастических существ, когда «детали» тел разных животных, соединялись в одном образе – их учёные называют « зоологическими головоломками » или « зооморфными ребусами ».

Сцена охоты животных из коллекции скифского золота в Эрмитаже

Читайте также:
Цепь перлина золото отзывы

Нередко животные изображались в сложных ракурсах, позах, поворотах. При этом для передачи движения, повышенной экспрессии, применялся приём неестественной деформации фигуры, достигавшейся путем S-образного её «перекручивания» .

Мелкие детали тела зверей передавались с помощью вводимых в общий контур рельефных геометрических фигур, линий, точек, скобок, спиралей.

Золотые изделия из сакских курганов

В более поздний период «звериный» стиль становится ещё более декоративным. Всё чаще применяется орнаментальная стилизация, когда образ животного является лишь поводом, для того чтобы создать «изощрённую» декоративную поверхность того или иного предмета.

Экспонат из скифской коллекции в Эрмитаже

Но не только золото хранят скифские курганы. Сенсационные открытия, относящиеся к скифо-сакской культуре, были сделаны археологами в Горном Алтае. В урочище Пазырык, в середине 20-го века были найдены курганы, где были обнаружены предметы, относящиеся к скифо-сакской культуре, аналогов которым нет больше нигде в мире.

Раскопки «царских» курганов проводились с 1929 по 1949 год под руководством археологов Грязнова М.П. и Руденко С.И. в составе экспедиций Этнографического отдела Русского музея и Государственного Эрмитажа.

Пазырыкское захоронение. Реконструкция.

Дело в том, что эти захоронения размещались в » искусственном холодильнике » — специально созданной камере, где образовались условия вечной мерзлоты. Благодаря этому, в них хорошо сохранились изделия из дерева, кожи, и тканей.

Находки из пазырыкских курганов

Одежда, сбруя, посуда, мебель, оружие, найденные в алтайских погребениях племенных вождей, были богато декорированы в скифо-сибирском «зверином» стиле.

Находки из пазырыкских курганов

Уникальной находкой можно назвать хорошо сохранившийся ковёр, которому не меньше 2300 лет. Он признан древнейшим ковром в мире.

Находки из пазырыкских курганов

Также здесь были обнаружены фигуры птиц и зверей, сделанных из войлока.

Находки из пазырыкских курганов

Но самыми поразительными находками в этих курганах стали тела погребённых « сакских царей (вождей) », которые превратились в мумии благодаря таким особым климатическим условиям.

Мумия из пазырыкских курганов

Исследования курганов в районах Горного Алтая всё ещё продолжаются. Обнаруженное в 1993 году захоронение, содержащее мумию, так называемой «принцессы Укока» (Уко́к – название высокогорного плато Алтая), стало научной сенсацией. В загробный мир её сопровождали 6 коней в полном снаряжении и большое количество предметов обихода.

Захоронение «укокской леди». Реконструкция

Со слов путешественника и исследователя Александра Редько, место погребения «укокской леди» выглядело так: « Есть описание того, что увидели учёные, вскрывшие курган Кадын. Глазам их открылся саркофаг, по форме такой, как у египетских фараонов. Его покрывала золотая фольга. Дно усыпальницы было выстлано чёрным войлоком, покрытым письменами-аппликациями из золота.

Принцесса лежала на боку, головой на подушке, в одеянии из белого шёлка, расшитого золотом и драгоценными камнями. В руках её было ритуальное серебряное зеркало. Руки от плеч до запястий покрывала изящная татуировка, изображающая фантастических зверей и птиц. Почти треть саркофага занимал парик, сделанный из конского волоса, войлока, шерсти, кожи и украшенный фигурками из резной кости и жемчуга ».

Местные жители до сих пор считают, что эта находка потревожила духов – покровителей Алтая, аргументируя это тем, что после раскопа кургана в этой местности начались эпидемии болезней, падёж скота, а также многочисленные стихийные бедствия – подземные толчки и землетрясения. Они уверены, что все несчастья закончатся тогда, когда мумия «принцессы» будет возвращена на место.

Иссыкские курганы. Казахстан

Ярким примером скифо-сакского захоронения служат находки из «Царского» кургана, обнаруженного в Казахстане, недалеко от города Алматы, местечке Иссык .

По счастливой случайности, к тому моменту, когда учёные начали его раскопки (конец 60-х – начало 70-х гг. 20 века), он оказался не разграбленным, в отличие от многих других подобных захоронений, и его содержимое стало достоянием науки.

Читайте также:
Объем золота в ЦБ

Глазам археологов предстали удивительные находки, представляющие материальную, историческую и художественную ценность. Но всё меркло перед главным «сокровищем» гробницы – в ней находились останки сакского воина в частично уцелевшем погребальном костюме (напомним, что изделия из дерева, тканей, кожи очень редко сохраняются на протяжении стольких веков и каждая подобная находка является сенсацией).

«Золотой человек» из иссыкского кургана. Казахстан

Судя по богатству и количеству предметов, сопровождавших «хозяина» кургана в загробный мир, он был знатного происхождения (вероятно, царь). Умер он в юном возрасте — около 18 лет.

Детали одежды «Золотого человека» из иссыкского кургана. Казахстан

Вся одежда воина была украшена тысячами золотых накладок – вследствие чего он получил название «Золотой человек» или «Золотой воин» . На его одежду, обувь, и головной убор некогда было нашито более 4 тысяч золотых пластинок. На деталях одежды «Золотого человека» изображены животные, характерные для скифского звериного стиля.

Головной убор «Золотого человека» из иссыкского кургана. Казахстан

На теле умершего сохранились ювелирные изделия, а рядом были найдены оружие из золота и бронзы, статуэтки и керамические изделия. «Золотой человек» стал одним из символов Казахстана и известен во всем мире.

Отметим, что подобные сенсационные находки случаются и по сей день. Возможно нас ещё ждут потрясающие открытия

Источник: dzen.ru

Богатый золотой клад саков откопан в Казахстане

Такое количество золотых украшений в стране давно не находили. Копать пришлось на плато Елеке Сазы в Восточно-Казахстанской области. О находке отчитались археологи: они обнаружили курган V-IV века до н.э. и начали раскопки. В итоге были подняты 850 произведений ювелирного искусства, выполненных мастерами сакской культуры. Напомним, саки – полукочевой народ скифской группы, населявший евразийские степи с VIII века до н.э.

Все изделия относятся к скифскому звериному стилю, чаще всего встречаются мотивы с лосем и оленем. Есть группа подвесок в виде мифического существа, напоминающего кошку, но с большими круглыми ушами, что ранее никогда не встречалось.

Всё золото исключительно высокой пробы. Большая часть подвесок изготовлена из тонкой золотой фольги или из толстого листового золота.

Что интересно, предметы были закопаны не в самом кургане, а рядом с ним. То есть это не часть погребальной утвари, а натуральный клад. Археологи предположили, что золото было закопано в качестве подношения духу великого предка, захороненного в кургане. Богатство клада свидетельствует о том, что к покойному относились с большим почтением. Возможно, это был вождь или правитель.

Также интересно и то, что в 50 метрах от кургана были найдены остатки кузницы, где ковали не только бронзу, но и золото.

Для информации

Комплекс курганов, некрополь Елеке Сазы, расположен на одноименном плато в полутора км над уровнем моря в горах Тарбагатай в Восточно-Казахстанской области. Доступ сюда затруднен и археологические исследования здесь не проводились до 2011 года. Полноценные же раскопки начались только в 2016 году. В течение нескольких сезонов раскопок международные группы археологов обнаружили более 350 курганов, которые датируются от раннего сакского до позднетюркского периода, охватывая 1500 лет.

Большинство курганов неоднократно грабили на протяжении более тысячи лет, но в 2018 году в боковом захоронении в кургане номер четыре была обнаружена нетронутая могила молодого сака. Ему было всего около 18 лет, когда он умер, но его останки были весьма богато украшены золотом: в погребении было более 5000 золотых предметов, в том числе шейная гривна весом более килограмма и тысячи бусин длиной всего миллиметр, которые были нашиты на его штаны и обувь. Находку назвали Золотым человеком.

Читайте также:
Родственные имена прилагательные золото

На самом деле это второй Золотой человек (Алтын Адам), найденый в Казахстане. Первого откопали в Иссыкском кургане в 1969 году. Это единственные две не разграбленные могилы сакской знати, обнаруженные за всю историю современной археологии.

Источник: www.mdregion.ru

ЗОЛОТО САКОВ: АРХЕОЛОГИ КАЗАХСТАНА ОБНАРУЖИЛИ УНИКАЛЬНОЕ ЗАХОРОНЕНИЕ

Сделать ее заметнее в лентах пользователей или получить ПРОМО-позицию, чтобы вашу статью прочитали тысячи человек.

  • Стандартное промо
  • 3 000 промо-показов 49 KР
  • 5 000 промо-показов 65 KР
  • 30 000 промо-показов 299 KР
  • Выделить фоном 49 KР

Статистика по промо-позициям отражена в платежах.

Поделитесь вашей статьей с друзьями через социальные сети.

Ой, простите, но у вас недостаточно континентальных рублей для продвижения записи.

Получите континентальные рубли,
пригласив своих друзей на Конт.

Мы все слышали про золото скифов. Саки — родственный скифам арийский народ.

В одном из курганов Тарбагатайского археологического ряда обнаружены золотые изделия в виде безрогих оленей, бронзовые наконечники, украшения, бисер и останки древнего человека, который был подготовлен к бальзамированию.

Археологи не перестают поражаться артефактам, которые обнаруживают на месте раскопок в разных частях Казахстана. На сегодняшний день древняя история Казахстана восстанавливается благодаря археологическим исследования культуры скифо-сакского периода, которая известна знаменитым «звериным стилем» и иссыкским Золотым человеком. На культурное наследие великих кочевых народов можно сегодня посмотреть в «Зале золота» Национального музея Казахстана, который ежегодно пополняется уникальными экспонатами из драгоценных металлов, найденными в рамках госпрограммы «Культурное наследие»

В скором времени еще несколько артефактов станут достоянием музея. Археологи после двух месяцев раскопок в Восточном Казахстане и последующих исследований в очередной раз пришли к выводу: культура раннего железного века обширно представлена в горах Тарбагатая. Sputnik Казахстан окунулся в историю и узнал подробности одной из археологических экспедиций в Восточно-Казахстанской области в беседе с главным научным сотрудником Института археологии имени А.Х. Маргулана КН МОН РК Ерденом Оралбаем. Археологическая экспедиция к хребту Тарбагатай началась в июне 2016 года, в долине которого на высоте 1500 метров над уровнем моря был обнаружен уникальный могильник под названием Елеке сазы.

«Еще в 2011 году в этом районе я провел археологическую разведку, тогда впервые увидел памятники, были проведены паспортизация и поштучный учет. Именно тогда я увидел перспективу этого древнего могильника. Они особенные, при этом, разного периода — от раннесакского и до позднего древнетюркского», — говорит Ерден. Археологические раскопки начались с могильника Елеке сазы-2, кургана под номером семь. Сам курган, представляющий огромный интерес для изучения, диаметром около 35 метров и высотой 1,8 метра.

По словам археолога, снаружи курганы были каменными, а после того, как продолжили раскапывать, под каменным партером была обнаружена грунтовая насыпь. Подобная древняя архитектура уже встречалась на территории Казахстана, она схожа с памятниками Жетису (Семиречья) раннежелезного века. Для Восточного Казахстана такого рода памятники не характерны и встречаются впервые. К сожалению участников экспедиции, этот курган был разграблен ранее, причем дважды.

«Как мы это определили? Все находки были найдены в дромосе, то есть в коридоре от края кургана к центру. А в этом кургане был дромос длиною в шесть метров. Внутри дромоса нашли артефакты – это первые признаки ограбления. Второй момент – центральная часть: каменный саркофаг был сдвинут с места», — констатирует собеседник.

В могильнике археологи нашли шесть золотых нашивок в виде оленей, восемь бронзовых наконечников стрел и три колокольчика, скорее всего, они применялись в качестве украшений к одежде, и около 200 штук бисера. Также, к удивлению ученых, в кургане найдены останки древнего человека. Результаты антропологических исследований показали, что найденный скелет принадлежит мужчине в возрасте около 35-40 лет. Экспертиза установила, что его останки подвергались сверлению.

Читайте также:
Пищевое золото в листах что это

«На костях имеются сквозные дырки, в частности, на трубчатых костях и позвоночнике, что говорит о том, что человека готовили для бальзамирования, и оно проводилось уже в раннем железном веке. Пока других данных нет», — отмечает археолог.

Артефакты из захоронения Елеке сазы

Как отмечает ученый, одежда и органика, т.е. ткани человеческого тела, в разграбленных могильниках не сохраняется, так как туда проникает воздух.

«Если бы захоронение не было бы тронутым, (останки) сохранились в анатомическом порядке, и открывалось в последующем в лабораторных условиях, то, возможно, она бы (органика) и сохранилась. Но не в этом случае», — отмечает он.

Найденные бляшки в виде оленей ранее уже встречались археологам Казахстана. Такие украшения были характерны в скифо-сакских кругах раннего железного века. Стоит отметить, что олени с согнутыми ногами похожи на найденные во время экспедиции Сергея Черникова в 1960 году в долине Шиликты Зайсанского района.

«Это очень популярные находки, только разница в том, что мы обнаружили безрогих оленей, а там — с рогами. А стиль и позиция одинаковые и повторяются. В этой связи можно сказать, что обе находки принадлежат к раннему сакскому периоду», — делает вывод ученый.

По его словам, олени сделаны из золота 920 пробы с инкрустациями бирюзы. С VIII века до нашей эры, то есть с раннего сакского периода, на территории древнего Казахстана широко применялось в производстве золото. Еще Геродот в своих трудах писал об этом, также указания об использовании золота упоминаются в китайских источниках. Древние племена первоначально использовали литое золото, постепенно переходя к листовому и золотой фольге. На рубеже нашей эры золото начинает встречаться все меньше и отходит почти полностью, заменяясь бронзой.

Обнаруженные в могильнике Елеке сазы наконечники были изготовлены из сплава олова и меди – бронзы. К удивлению участников экспедиции, эти артефакты очень хорошо сохранились и до сих пор остались острыми. Колокольчики также сделаны из золота. Рифленые трубочки, служившие соединением между древком стрелы и наконечником, также из золота. Такая стрела могла применяться в ритуальных целях, считают ученые.

Артефакты из захоронения Елеке сазы

«Очень часто во время раскопок встречаются золотые изделия, но, к сожалению, в Казахстане 99% курганов разграблены. Раскопки велись в разное время, к примеру, во времена Петра I его коллекция пополнялась находками из Средней Азии и Казахстана.

То, что мы находим сейчас, тот же, например, известный Золотой человек был обнаружен не в центральной части захоронения, а в дополнительных. Грабители просто его не увидели, поэтому они остались сохраненными. Например, курган, где находился шиликтинский золотой человек, также был тронут ранее.

В могильниках Береля также был «золотой человек», но он был разграблен, оставались только останки лошадей. В Елеке сазы — такая же история. Но тут очень много еще курганов и перспективы очень большие», — заключил Ерден Оралбай.

Послесловие от автора блога:

Все мы помним о золоте скифов, но практически ничего не знаем о саках -родственном скифам арийском народе.

Вот как выглядели саки:

Царь саков-тиграхауда Скунха. Рельеф Бехистунской надписи Дария I, VI век до н. э.

И да, как сегодня говорят казахи — народ саков — это и их предки тоже. Но! Это белые предки до проникновения в местные степи тюрок!

А как подают саков ныне в Казахстане?

Вот так и переписывается история.

Источник: cont.ws

Рейтинг
Загрузка ...