Золото – уникальная и вполне осязаемая материальная «нить», которая связывает нас с далекими предками. Золото само по себе стало крупнейшей инновацией. Уже с момента появления первых цивилизаций, таких как шумерская, оно позволило людям накапливать и сохранять материальные ценности. В далеком прошлом люди старались сберечь золото, прибегая к разным способам его хранения.
Целых 700 лет в столице Таиланда Бангкоке стояла гигантская статуя Будды. Когда примерно 50 лет назад ее решили перенести в другое место, «каменная» оболочка лопнула и в трещинах заблестел металл. «Камень» оказался лишь облицовкой из штукатурки, и, когда его сняли, перед людьми предстал золотой Будда весом 5,5 т[37].
Сколько же золота удалось добыть и накопить человечеству за всю его историю? Ответ на этот вопрос сложен, но интересен. Изучив местонахождение древних золотых рудников, определив объем сохранившихся золотых изделий и опираясь в расчетах на письменные источники, ученые пришли к выводу[38], что за всю историю человеческого общества в мире было добыто почти 103 000 т золота[39]. Около 45 % этого золота сейчас хранится в сейфах разных государств в качестве золотого запаса.
неОБЪЯСНИМОЕ: Власть Золота
Еще около трети мирового золота заключено в ювелирных изделиях[40]. Интересно, что золото долгое время использовалось не в качестве платежного средства, а служило символом высокого социального статуса и власти, прежде всего царской. Например, в Индии и Китае считалось, что золото не предназначено для простых смертных. В отличие от Европы, в Поднебесной из него не делали золотых монет, а использовали только как украшение.
103 000 т золота (Бернстайн, 2004) – много это или мало? Учитывая, что в каждом кубометре содержится 19,3 т, нетрудно рассчитать, что все золото, добытое человечеством, заняло бы объем чуть более 5000 м3 и могло бы уместиться в кубе размером 17?17?17 м.
Всего до 500 г. н. э. было добыто лишь порядка 10 300 т (10 % от всей суммарной добычи) золота, причем 41 % приходился на Африку, около 39 % – на Европу и 20 % добычи – на Азию. До открытия Америки большая часть золота производилась в Египте, в Аравийско-Нубийской золотоносной провинции[41]. Поэтому тот, кто в Древнем Египте контролировал Нубию, контролировал и золотые потоки, а значит, держал в своих руках всю экономическую власть того времени. Древние египтяне использовали золотые слитки в качестве платежного средства в международной торговле. В отличие от современных, тогда слитки не имели маркировки, их ценность определялась исключительно по весу, при этом они легко переходили из одних рук в другие.
Многочисленные исторические материалы свидетельствуют о том, что Древний Египет сумел создать крупную для своего времени золотодобывающую промышленность: на его территории действовали рудники, разработка которых, судя по записям в папирусах и надписям на камнях, длилась тысячелетия. Древние египтяне вели активные поиски золота и других полезных ископаемых. Сохранились записи о том, что в конце бронзового века, за 1200 лет до н. э., планомерные поиски золота велись египтянами по всей территории Африки. Еще в те времена они добрались до границ современного Трансвааля[42].
Добыча золота всегда была нелегким делом. Возможно, это одна из причин, по которым люди так высоко его ценят. С момента зарождения отрасли на приисках и в шахтах очень активно стал применяться рабский труд в самой неприглядной его форме. Ради золота из людей выжимали все соки.
Что же дало Египту нубийское и африканское золото? Мой ответ прост. Золото позволило наладить международную торговлю, а значит, создать хоть и примитивную, но экономику государства. Добыча золота привела к развитию металлургии, когда люди научились отделять серебро от золота, а медь сплавлять с оловом. Тогда же установили первое соотношение стоимости золота к серебру – 1:10.
Так возникла экономика бронзового века. Конечно, это была рабская экономика, а золото служило средством укрепления центральной власти – в качестве украшений фараонов и как средство межгосударственных торговых сделок. Таким образом, именно наличие золота позволило Египту стать одной из великих цивилизаций.
Благодаря этому металлу египетские государства возрождались в течение тысячелетий даже после неурожаев, войн и природных катаклизмов, в то время как многие другие исчезали с лица земли. Поэтому неудивительно, что история древнеегипетской цивилизации завершилась покорением этого государства ассирийскими и персидскими царями в тот момент, когда запасы Аравийско-Нубийской золотоносной провинции оказались практически исчерпанными. Остатки этого месторождения достались уже римлянам, а затем Византии[43].
Со временем золотодобыча переместилась в Европу – в Иберию, Галлию и на Балканы. В Иберии (на территории современной Испании) впервые появляется новый способ добычи – гидравлический. Добытое в Европе золото служило уже укреплению Римской империи, но очень скоро и эти месторождения истощились, а вместе с ними наступил и упадок самой империи.
За период с 500 г. н. э. по 1500 г. в мире было добыто лишь 2500 т золота[44], по большей части в Африке и только часть в Азии. В XVI в. добыча золота в Старом Свете сократилась[45], но при этом заметно возросла на новом континенте – в Америке. Об этом подробнее поговорим в главе 6.
Но власть золота над людьми в полной мере проявилась, когда золото из предмета роскоши стало мерилом стоимости наряду с серебром, медью и бронзой, а значит, и одной из крупнейших инноваций человечества – деньгами. Еще до денег золото служило империям в качестве средства, позволявшего наладить международную торговлю, а значит, сделать свое общество и экономику более развитыми. Накопление золота означало укрепление экономической мощи государства.
Что же изменилось с появлением денег? Как заметил британский историк Ниал Фергюсон (Фергюсон, 2015, с. 212), деньги играют в нашем мире сразу несколько ролей. Главную их роль он видит в том, что они выступают средством обмена, устраняя все недостатки, связанные с прямым обменом товаров – бартером. В качестве единицы счета они упрощают оценку, а значит, и вычисления. Наконец, главное – деньги позволяют запасать или сохранять ценность, а значит, и открывают путь для экономических операций, часто разделяемых временем и расстоянием.
Фергюсон пишет: «Для того чтобы выполнять все эти функции, деньги должны быть доступным товаром, сравнительно недорогим в использовании, долговечным, легко масштабируемым (делимым и агрегируемым), удобным для перевозки и надежно защищенным от подделок». Он отмечает, что в Шумерской цивилизации люди использовали глиняные дощечки для записи операций с сельскохозяйственной продукцией.
Но, поскольку металл был более удобным материалом, чем глина, металлические деньги на протяжении тысячелетий считались идеальным денежным материалом. Так продолжалось вплоть до появления голландских ценных бумаг и французских новаций Джона Ло[46]. К инновациям Ло мы обратимся в главе 13. Пока же важнейшей инновацией становятся монеты.
Самые древние из известных нам монет датируются рубежом VII–VI вв. до н. э. Археологи обнаружили их при раскопках в храме Артемиды в Эфесе[47]. Бывшие в ходу у лидийцев овалы с изображением львиной головы делались из особого сплава золота с серебром – так называемого «электрума» (естественного сплава серебра и золота). Кстати, от этого слова и происходит всем известное нам слово – электричество.
Глава 3 Могущество империй. Как возникла власть золота | Вперед >>> Золотые монеты Лидии |
Источник: ours-nature.ru
3. Изображение власти золота
Определяющей чертой характера Гобсека, как это и положено романтическому персонажу, является страсть. Единственное «но»: его страсть не плод рокового стечения обстоятельств, как, например, в семействе де Ресто, а прямое следствие постижения им абсолютного закона, управляющего человеческим обществом: «. из всех земных благ есть только одно, достаточно надежное, чтобы человеку стоило гнаться за ним. Это. золото. В золоте сосредоточены все силы человечества» [3, с.15].
Власть золота и власть булата. Роман Носиков
«¹ Когда же состарился Самуил, то поставил сыновей своих судьями над Израилем. ² Имя старшему сыну его Иоиль, а имя второму сыну его Авия; они были судьями в Вирсавии. ³ Но сыновья его не ходили путями его, а уклонились в корысть и брали подарки, и судили превратно.
⁴ И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму, ⁵ и сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак, поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов. ⁶ И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу.
⁷ И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними; ⁸ как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они и с тобою; ⁹ итак, послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними.
¹⁰ И пересказал Самуил все слова Господа народу, просящему у него царя, ¹¹ и сказал: вот какие будут права царя, который будет царствовать над вами: сыновей ваших он возьмет, и приставит к колесницам своим, и сделает всадниками своими, и будут они бегать пред колесницами его; ¹² и поставит их у себя тысяченачальниками и пятидесятниками, и чтобы они возделывали поля его, и жали хлеб его, и делали ему воинское оружие и колесничный прибор его; ¹³ и дочерей ваших возьмет, чтоб они составляли масти, варили кушанье и пекли хлебы; ¹⁴ и поля ваши и виноградные и масличные сады ваши лучшие возьмет, и отдаст слугам своим; ¹⁵ и от посевов ваших и из виноградных садов ваших возьмет десятую часть и отдаст евнухам своим и слугам своим; ¹⁶ и рабов ваших и рабынь ваших, и юношей ваших лучших, и ослов ваших возьмет и употребит на свои дела; ¹⁷ от мелкого скота вашего возьмет десятую часть, и сами вы будете ему рабами; ¹⁸ и восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда.
¹⁹ Но народ не согласился послушаться голоса Самуила, и сказал: нет, пусть царь будет над нами, ²⁰ и мы будем как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны наши.
²¹ И выслушал Самуил все слова народа, и пересказал их вслух Господа.
²² И сказал Господь Самуилу: послушай голоса их и поставь им царя.
Далее следует история, в которой первый царь Израиля поставляется на свое место чудом и через пророка.
Это конечно классика такая же как поставление Артура через Мерлина или Романова патриархом Гермогеном.
Как видите начало эпохи царей явно не нравится Богу, который до этого момента являлся духовным царем Израиля.
Царь – соединяет в себе функции судии, лидера и воина.
«дай нам царя, чтобы он судил нас»
«будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны наши».
Но отличие от судей в том, что судьи вели суды и войны вместе с народом, а царь делает то же самое вместо народа.
Израиль не хочет воевать сам как это было ранее – всем народом. Он желает, чтобы кто-то делал это вместо народа и согласен в обмен на это отдать часть своих свобод.
Израиль хочет быть как прочие народы. То есть перед нами снова разыгрывается история об отказе от уникальности, от первородной, от Особого Пути.
С точки зрения Библии – это отступление и падение. Не полное, как в случае с золотым тельцом, но все же падение.
При царе народ приобретает комфорт, но теряет в субъектности. В нем возникают сословия – военная аристократия и простолюдины. Он разделяется в себе.
При судьях народ един. Он не разделен на военных и гражданских, на аристократию и простолюдинов. Если начинается война, то народ воюет весь.
«¹ Когда ты выйдешь на войну с врагами и увидишь коней, колесницы и войско, которое больше твоего, то не бойся их, потому что Господь, твой Бог, Который вывел тебя из Египта, будет с тобой. ² Перед началом сражения пусть выйдет вперед священник и обратится к войску. ³ Пусть он скажет: «Слушай, Израиль, сегодня вы вступаете в сражение со своими врагами. Не будьте малодушны и не бойтесь, не страшитесь и не впадайте перед ними в панику. ⁴ Ведь Господь, ваш Бог, идет сражаться за вас с вашими врагами, чтобы дать вам победу».
⁵ Начальники скажут войску: «Есть ли здесь такой, кто построил новый дом, но не справил новоселья? Пусть идет домой, иначе он может погибнуть в битве, и в его доме справит новоселье другой. ⁶ Есть ли здесь такой, кто посадил виноградник, но не успел еще собрать урожай? Пусть идет домой, иначе он может погибнуть в битве, и урожай его виноградника соберет другой. ⁷ Есть ли здесь такой, кто обручился с девушкой, но не успел жениться на ней? Пусть идет домой, иначе он может погибнуть в битве, и на ней женится другой». ⁸ Затем пусть добавят: «Есть ли здесь такой, кто боится или малодушен? Пусть идет домой, чтобы не заразить малодушием своих братьев».
⁹ Закончив говорить с войском, они поставят над ним командиров».
Периоды Судей были и в русской истории. Классический случай Судей – это ополчение гражданина Минина и князя Пожарского. Он проигнорировали сословность и между собой, и между теми, кого возглавили. Народ в их руках стал на некоторое время единым субъектом истории.
В наиболее решающие тяжелые и трагические моменты для народов, они либо преодолевают внутреннюю разделенность и в каком-то смысле возвращаются в эпоху Судей, либо не выдерживают исторического испытания и исчезают.
Сталинское «Братья и сестры» это про это.
Для нас сейчас приближается очередное время Судей. Именно поэтому так корежит наше общество за время мира, обросшее ракушками и полипами почитающих себя аристократией. Во время Судей не бывает аристократии.
Аристократия приходит после чтобы приватизировать результаты общей борьбы.
Это не значит, что она – зло. Она – результат более глубокого разделения труда, которое неизбежно является ценой прогресса.
В эпоху Судей основой власти является знание и понимание Закона. Мудрость.
В эпоху царей – способность к насилию. Храбрость.
Однако, любая власть может стать злокачественной. И каждой власти есть своя патология.
Власть основанная на знании стремиться упрочить себя ограничением просвещения. Власть основанная на насилии стремиться упрочить себя лишением граждан способности к насилию.
Сейчас принято считать, что рыцарские доспехи ушли с исторической сцены в связи с появлением огнестрельного оружия.
Доспехи исчезли с поля боя задолго до того, как огнестрельное оружие обрело то могущество, которое позволяло не считаться с доспехами. И исчезли они в гражданских бойнях, которые разворачивались после буржуазных революций, в которых друг против друга воевали военные аристократы, которые как раз и владели доспехами и нанятые капиталистами за деньги массовые армии с топорами, пиками, дубинами.
Доспехи были уничтожены не пулями. Они исчезли вслед за уничтожением рыцарства капиталом.
Отсюда природная ненависть аристократии капитала – олигархии к предыдущей родовой аристократии, идеология избранности богатых Богом, атлантов, держащих на себе прогресс по Айн Рэнд.
И презрения к бедности.
8:17-18 «…и чтобы ты не сказал в сердце твоем: »моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие», но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство, дабы исполнить, как ныне, завет Свой, который Он клятвою утвердил отцам твоим».
То есть Бог дает праведным силу приобретать богатство. Ты можешь приобретать, а можешь употребить силу и на другое. Но источником праведного богатства является Бог.
Власть золота вывернула эту идеологему наизнанку объявив, что кто богат – тот и праведен. злата – особая власть. Золото — это, во-первых, то, что должно являться результатом знания, труда и храбрости.
Но в какой-то момент оно начало существовать отдельно.
Разделение труда усугубилось. Золото эмансипировалось и стало претендовать на собственную субъектность.
И богатыми стали совсем не самые умные и храбрые. Ими стали те, кто умеет добывать деньги.
А деньги добываются из народа.
Из окружающих людей.
То есть богатство — это искусство добывать деньги из окружающих.
И власть богатства основана на возможности покупать человеческую покорность. Эта покупка возможна только в отношении человека, который готов продаться. По причине моральных качеств или по причине бедности.
Власть злата неразрывно связана с растлением и нищетой. Она нуждается в них, как и неотъемлемых инструментах.
То есть власть богатства одновременно должна презирать бедность и существовать за ее счет.
Получив же контроль над знаниями – информационными технологиями и образовательной системой, и над насилием – как государственным, через политиков, частный оборонный комплекс и частные военные компании, капитал начал лишать подвластные народы способности к насилию («токсичная мужественность») и к системному знанию.