Что такое золото аравийское

Текст научной статьи на тему «ЗОЛОТО АРАВИНСКОЕ, МАННА НЕБЕСНАЯ, РЕКА ДРАГОЦЕННАЯ (ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОБРАЗА В “СЛОВЕ О НЕКОЕМ СТАРЦЕ”)»

ЗОЛОТО АРАВИНСКОЕ, МАННА НЕБЕСНАЯ, РЕКА ДРАГОЦЕННАЯ

Интерпретация образа в «Слове о некоем старце»

Анализ малоизученного паломнического текста XVII века «Слово о некоем старце» (далее — «Слово») раскрыл самые неожиданные параллели с сочинениями древнерусской словесности, созданными одновременно или в традициях одного жанра. Это образ золота аравин-ского, упомянутый в контексте, весьма богатом на интерпретации разного рода: «А от черных арапов до Аравинския горы, до царства Аравинского, 4 версты.

Ис тое горы идет золото Аравинское, в сол-нычной день, аки вино, течет, и емлют его всего два дни или три дни» (Текст издан Х.М. Лопаревым в Сборнике ОРЯС АН. 1890. Т. 51. № 2. В данной статье сочинение цитируется по рукописи РНБ, собр. ОЛДП, № 234, перв. пол.

XVII в.). В этом фрагменте «Слова» книжник использовал распространенный в средневековых повестях и сказках сюжет о горном золоте.

Феноменальная страна, где нет налогов и не нужно возвращать кредиты

Образ золота аравинского не раз упоминался в различных источниках, причем чаще всего он приписывался восточным государствам и неизменно становился олицетворением благоденствия и процветания страны, его породившей, или богатства человека, им обладавшего. Он встречается и в славянском фольклоре; по крайней мере, в старинной русской «Сказке о некоем молодце, попе и сабле».

В ней свободно, как нечто само собой разумеющееся и хорошо знакомое, упоминается красное золото аравитцкое: «И колиде себе оликой до-родн молодец оседлает своего добра коня и вскинет на него свое седло черкаское и подстегает двенатцать подпруг белого шелку шемахин-ского, у всакие подпруги прашьки красьного золота аравитцкого (. ) А всякая стрела морьская трость. На трое колото и на четверо строгано, и наливано в них красного золота аравитцкого; и оная шел на себя свою молодецткую вострую саблю (. ) а у ножен оконьца красного золота арвитьцкого» (Памятники старинной русской литературы / Изд.

Г. Кушелев-Безбородко. СПб., 1860. Вып. II). Золото аравийское встречается и в Псалтыри: «Будет милосерд (царь) к нищему и убогому, и души убогих спасет; от коварства и насилия избавит души

их, и драгоценна будет кровь их пред очами его; и будет жить, и будут давать ему от золота Аравии, и будут молиться о нем непрестанно, всякий день благословлять его. » (Пс. 71, 15).

Об Аравии, царстве Арапском, и о золотых, идущих оттуда по всей земле, говорилось в переводных древнерусских Космографиях: «Царство Арапское черное, вера ж и нравы ефиопския, служат солнцу и звездочетию. Идут от них золотыя по всей земли, что добро и красно» (Книга, глаголемая Козмография. СПб., 1878-1881). Возможно, знание того, что идут золотыя от царства Арапского, могло быть почерпнуто составителем «Слова» из своеобразных энциклопедических справочников (Космографии, Луцидариусы, Азбуковники и под.), занимавших особое место в ряду русских географических сочинений XVII века.

Читайте также:
Задачи на золото в World of Tanks

Большая проблема воды Саудовской Аравии

Согласно средневековым еврейским преданиям, золотое роскошество также относилось к Аравии, правда, при этом уточнялось, что его месторасположение — около мифической реки Саббатион, в области поселения некоторых иудейских колен. О местонахождении реки Саббатион, напоминающей вечно волнующееся «песчаное море», встречаются разные сведения: это могли быть как Африка, так и Азия — Фригия, Лидия, Сирия, Ливан, Курдистан, Персия, Индия и даже Палестина (Три еврейских путешественника XI и XII столетий.

Эльдад Данит, р. Вениамин Тудельский, р. Петахия Регенсбургский [еврейский текст с русским переводом]. СПб., 1881; Веселовский А.Н. Из истории романа и повести. Материалы и исследования. СПб., 1886. Вып.

1).

Нередко реку Саббатион отождествляли или с Гангом, или с Гоза-ном, упомянутым неоднократно в Библии. Странствователь по Азии и Африке XII века раввин Петахия Регенсбургский в своем «Путешествии» ссылался на следующую легенду: «В стране измаильтян (Аравии) золото растет, как трава; ночью находят его по блеску и обозначают место землею или известью, а на другой день приходят и собирают траву с золотом. Поэтому золотые монеты там не редкость, и у жителей вообще много золота» (Три еврейских путешественника.).

Он же писал еще об одном, очень похожем, чудесном явлении, — возникновении манны, правда, приписывая его к Араратским горам: «Горы эти все покрыты терновником и другими травами и когда на них нисходит роса, то вместе с нею падает нечто вроде манны, которая тает на солнце. Собирают эту манну ночью и спешат окончить работу до утра, чтобы манна не растаяла, обыкновенно же ее берут вместе с терновником и травами.» (Там же). Оба сказания: об аравинском золоте и манне — местного происхождения, и в ряде деталей напоминают аналогичный образ из «Слова о некоем старце», где аравинское золото «идет» с гор только в солнечный день, течет, как вино, и «сбор» его ограничен во времени (исключительно в течение двух или трех дней).

Пересечение легенд неслучайно, поскольку символически золото нередко ассоциировалось и сближалось именно с манной. По народной этимологии, слово, ее обозначающее, происходит от выражения что это? (Исх. 16, 15). В Ветхом Завете манна упоминалась как пища, которую «сыны Израилевы» получали с неба во время своего сорокалетнего странствования по пустыне на пути в «обетованную землю».

Читайте также:
Есть ли в холодильнике золото

Все упомянутые сказания — и библейские, и местные семитские -очень напоминают рассказ древнерусского паломника XII века игумена Даниила о появлении ладана на острове Кипр. Его описания почти дословно повторил в своем сочинении путешественник XV века дьякон Зосима: «Гора же бяше высока велми, а другая гора възле ту гору, на неи же родится ладан черный, испадает с небеси месяца иуля и августа росою.

Суть бо по горам тем древца мала много ниска с травою равна, и на тех древцах емлють ладан тои» (Хожение Зосимы // Православный палестинский сборник. 1889. Т. 8).

Скорее всего, в зависимости от описания Зосимы находятся указания одного из рукописных списков хожения, созданного паломником XVI века Трифоном Коро-бейниковым: «В Кипре же острове сказывают, что родится ладон росный; падает с небеси росою годом в два месяца — июля, августа, а иногда не падает николи ж; и правоверныя человецы емлют его и продают купцем в весь и у себя держат» (Хожение по святым местам Востока купца Трифона Коробейникова // Там же. Т. 9. Вып. 27).

Отчасти эти описания в путевых записках древнерусских авторов-паломников также сближаются с легендой «Слова», хотя в них речь идет не о золоте, а о ладане, более похожем на манну из средневекового еврейского предания, но сходство отдельных деталей существует: например, упоминание солнца, сопровождающего появление ара-винского золота и манны (правда, последнюю стремятся до восхода солнца собрать), и числа 2 — два (или три) дня «емлют» золото, в течение двух месяцев собирают ладан. Неслучайно, в «Слове» золото «идет» с гор только «в солнычной день» — параллель между этими фактами можно проследить на мифологическом уровне.

Известно, что издавна блеск солнечных лучей и металлов производил одинаковое впечатление, роднило их несомненное сходство света с золотом и серебром: «Как золото и серебро были принимаемы для означения света, так, с другой стороны, металлам этим были придаваемы свойства света и даже огня, по связи последнего с первым» (Мифическая связь понятий: света, зрения, огня, металла, оружия и жол-чи // Афанасьев А.Н. Происхождение мифа. Статьи по фольклору, этнографии и мифологии. М., 1996). Вероятно, все упомянутые образы книжнику XVII века были знакомыми и понятными, — хотя и легендарными, но «реалиями», о которых он мог прочитать в хожениях, в Космографиях, узнать из устных пересказов легенд и сказаний. Един-

ственное, историям о манне и росном ладане не хватает только колоритного сравнения с вином: золото в «Слове» течет аки вино.

Читайте также:
Лореаль colorista розовое золото отзывы

Вместе с тем имеются основания сравнить золото аравинских гор из «Слова» с драгоценными реками в «Сказании об Индийском царстве». Это переводное греческое повествование, которое в своем основном варианте (по мнению большинства исследователей, это была его вторая редакция) появилось на Руси в конце XIV или начале XV века.

Его пересечение со «Словом» не является чем-то необычным, на русской почве «Сказание» взаимодействовало с другими произведениями разных жанровых характеристик. В исследовательской литературе не раз поднимался вопрос о влиянии «Сказания» на ряд древнерусских текстов, например, «Александрию Хронографическую», переведенную с латинского источника на Руси не позднее середины XIII века, «Сказание о Вавилонском царстве» (текст рубежа XIV-XV веков), рассказ о пирах князя Владимира в Летописце Переяславля Суздальского XV века, «Повесть о двух монахах в Новеграде», сложенную в конце XVII или начале XVIII века — и сочинения устного творчества: былину о Дюке Степановиче, духовные стихи «Голубиной книги».

В русской письменности XVII века происходило своего рода возрождение повествования «об Индии богатой», как заметил М.Н. Сперанский, «оно вошло опять в круг четьих памятников» (Сперанский М.Н. Сказание об Индийском царстве // Известия ОРЯС АН. 1930. Т. 3. Кн. 2).

Предположительно, и автор «Слова» был знаком с ним, как можно судить по тексту, и не раз к нему обращался, плененный чудесным сплетением экзотических легенд и фантастики, свойственной средневековым «утопиям». Говоря в данном случае о связи двух сочинений, нужно учитывать, что, скорее всего, речь идет о воплощении средневекового бродячего сюжета и образа, с ним связанного, в текстах, различных по содержанию и времени создания.

В «Сказании об Индийском царстве» интересен источник текущего богатства. К людям его приносят две реки — подземная и великая, воды которых, в свою очередь, нисходят с пустынных высоких гор: «А посреди моего царства идет река Едем из рая, в той реце емлют драгий камень акинф и самфир, и памфир, и измарагд, сардик и аспид, тверд же и аки угль горящь»; «Близ тоя рекы едино днище есть горы пусты высокы, их же верха человеку не мощно дозрети, и с тех гор течет река под землею невелика; но во едино время разступается земля над рекою тою, и кто узрев до борзо воскочит в рек

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник: naukarus.com

Золотодобывающая промышленность Саудовской Аравии (обзор)

Золото на территории современной Саудовской Аравии начали добывать около 3–5 тыс. лет назад. Так, с древних времен драгоценный металл разрабатывается в золотоносном районе Mahd Adh Dhahab (в переводе — «Колыбель золота»). Интересно, что его связывали не только с библейскими описаниями Эдема, но и со знаменитыми копями царя Соломона. Второй период активного развития отрасли пришелся на времена Аббасидского халифата, 750–1258 гг. н.э., третий — после прихода к власти основателя и первого короля современной Саудовской Аравии Абдул-Азиза Аль Сауда, с 1939–1954 гг.

Читайте также:
Демонетизация золота что это

В 1970-х годах в период роста стоимости золота по инициативе руководства страны была начата разведка месторождений драгоценного металла. К проекту, в частности, были привлечены геологические службы США и Франции, проработавшие более двадцати лет и выявившие более 5 тыс. проявлений и месторождений золота, в том числе ранее разрабатывавшихся, но заброшенных. Разведкой золота и цветных металлов занимался ряд крупных зарубежных компаний (Noranda, Boliden, Rio Tinto). В 1997 г. правительство учреждает государственную компанию Saudi Arabian Mining Company или Ma\’aden. Главной целью ее создания была консолидация государственных проектов по добыче и разведке, их превращение в рентабельные предприятия с участием частных инвестиций.

Современное состояние отрасли

Саудовская Аравия обладает крупными запасами золота, серебра, цинка, меди и др. Из-за ориентированности экономики страны на добычу нефти их месторождения в течение многих оставались слабо изученными и практически нетронутыми. Всего в недрах страны выявлено 48 видов полезных ископаемых, из которых 15 имеют промышленную ценность.

В последние годы саудовское правительство взяло курс на диверсификацию экономики, снижение зависимости от нефти. Согласно официальной программе, к 2030 г. доходы государства с горнодобывающей промышленности должны вырасти с нынешних 17–21 до 64–69 млрд долл. США, дополнительно планируется создать 160 тыс. рабочих мест.

Особое внимание направлено на разработку бокситов, фосфатов, золота, меди и урана. В целом стоимость возможных ресурсов минерального сырья на территории Саудовской Аравии превышает 1 трлн долл. США, известные запасы золота оцениваются более чем в 600 тонн.

С целью развития геологоразведочного и горнодобывающего направлений в 2019 г. было создано отдельное министерство промышленности и минеральных ресурсов. Частично данной мерой власти намерены привлечь в отрасль иностранный капитал.

Согласно уже упомянутой стратегии-2030, доля прямых зарубежных инвестиций в ВВП Саудовской Аравии должна вырасти с 3,8 до 5,7%, частного сектора — с 40 до 65%. Также были расширены полномочия Саудовского фонда промышленного развития (англ.

Saudi Industrial Development Fund), который получил право финансирования энергетических, логистических и горнодобывающих проектов (ранее занимался только местными предприятиями). К 2035 г. власти планируют потратить на разведку полезных ископаемых более 7,4 млрд долл. США. Еще около 3,8 млрд долл. будет вложено в улучшение доступа к геологическим, геофизическим и прочим данным, решение проблемы забюрокраченности.

Читайте также:
Из чего делают коронки под золото

По данным GFMS Gold Survey, за последние десять лет уровень золотодобычи в Саудовской Аравии вырос более чем в два раза (см. график). После 2016 г. наблюдается резкий скачок, обусловленный введением в эксплуатацию крупнейшего золотодобывающего рудника страны Ad Duwayhi (см. ниже).

Разведкой и разработкой месторождений золота на территории Саудовской Аравии занимается уже упомянутая выше компания Ma\’aden. Изначально она находилась в полной государственной собственности, однако в 2008 г. часть компании была приватизирована (сегодня 64,55% компании принадлежит государственному фонду Public Investment Fund, остальная доля — частным акционерам). В структуру Ma\’aden входит ряд отдельных подразделений, отвечающих за добычу конкретных видов полезных ископаемых. Разведкой и разработкой месторождений золота занимается Ma\’aden Gold and Base Metals Company (MGBM).

В ближайшей перспективе Ma\’aden планирует более чем вдвое увеличить уровень золотодобычи. Ожидается, что к 2025 г. он превысит 31 тонну, что выведет Саудовскую Аравию в список двадцати крупнейших золотодобывающих стран мира.

Кроме добычи золота, Ma\’aden активно занимается разведкой новых месторождений драгоценного металла. Геологоразведочный бюджет компании в 2018 г. составил более 66,7 млн долл., что в три раза выше среднегодового показателя за последнее десятилетие.

Наиболее развитыми проектами Ma\’aden по золоту являются месторождения оксидных и упорных сульфидных руд — Mansourah и Massarah. Это два отдельных объекта, которые будут разрабатываться в рамках единого предприятия. По расчетам, среднегодовой уровень золотодобычи на горно-обогатительном комплексе Mansourah https://zolotodb.ru/article/12348″ target=»_blank»]zolotodb.ru[/mask_link]

Злато аравийское

Злато аравийское – духовное богатство; пожертвования в храмы и Церкви Христовы: И жив будет, и дастся ему от злата аравийска ( Пс.71:15 ). По изъяснению Лопухина, в дар царю будут приносить аравийское золото, которое отличалось, славилось обилием самородков (ЛТБ. 274).

По Зигабену, загадочно Аравиею, наиболее богатою золотом превосходного качества, Давид говорит, что каждая страна принесет златые дары и пожертвования в храмы и Церкви Христовы. Или иначе: имеется в виду, что первые аравитяне через апостола Павла приняли христианство, как он об этом и говорит в Послании к Галатам ( Гал.1:15–17 ) (ЗТП. 437). По мысли Иринея, Давид иносказательно говорит, что и самые отдаленные народы послужат Христу и не только свое имение, но и самих себя отдадут Ему во власть, и «царство Христово будет самое наибогатейшее, но токмо в рассуждении духовного свойства его» (ИТП. 492).

Читать далее

Источник: Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири : Ч. 1: псалмы 1-50; Ч. 2: псалмы 51-100; Ч. 2: псалмы 101-150. / Л. П. Клименко. — Нижний Новгород : Изд-во Христианская библиотека, 2012. – 560 с.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник: azbyka.ru

Рейтинг
Загрузка ...