В процессе написания предыдущей статьи, посвященной обзору выставки Cartier в Эрмитаже , мне захотелось подробнее познакомится с этой ювелирной фирмой и написать о ней что-нибудь интересное.
Однако в процессе «знакомства», блуждая в дебрях ювелирной истории, я в какой-то момент осознала, что мир Cartier по-настоящему огромен. Описать историю его становления и развития непросто сложно, в рамках одной статьи это в принципе невозможно: рискуешь потерять что-нибудь важное или значимое, а в моем случае – что-нибудь красивое… В итоге у меня получилось шесть статей – удалось ли мне отразить в них все самое-самое из мира Cartier ? Давайте посмотрим…
Украшения Cartier
Обычное начало.
Начнем, как водится, с истоков… История знаменитого ювелирного бренда начиналась очень прозаично, буднично и даже скучно. Просто некто Пьер Картье – один из многочисленных ветеранов наполеоновских войн, за годы войны твердо уверовавший в силу пороха и открывший лавку по производству пороховых рожков, — был крайне разочарован интересами и стремлениями своего старшего сына…
История Успеха Cartier [Картье]
Луи-Франсуа Картье совершенно не разделял практичных ценностей отца, он с детства хорошо рисовал и проявлял куда больший интерес к миру искусству и красоты, нежели к войне и пороху… К счастью, отец не стал пытаться переделать вкусы наследника, а отдал его в подмастерья одному из парижских ювелиров – Адольфу Пикару…
Колье и серьги Cartier 1950-1951гг., из платины и золота с аметистами, бирюзой и бриллиантами
Талантливый юноша очень быстро вник во все тайны ювелирного мастерства и уже в 1847 году смог выкупить мастерскую своего учителя всего лишь в возрасте 26 лет. Так был сделан первый шаг на пути создания самого популярного бренда в истории французских драгоценностей…
В 19 веке иметь собственную мастерскую в Париже еще не значило быть успешным – слишком высока была конкуренция, особенно в мире ювелирных украшений. Вот и Луи-Франсуа Картье долгое время пребывал на задворках ювелирной жизни, оставаясь лишь скромным, никому неизвестным ремесленником…
Брошь «Пальма», Cartier Paris, 1957 г., платина, белое золото, бриллианты, семь бирманских рубинов общим весом 23,10 карата
Трудно сказать, сколько бы он оставался в таком качестве и смог бы вообще когда-нибудь прославиться, если бы не счастливый случай. Как всегда в мире красоты случай этот был связан с женщиной.
Племянница императора Наполеона I – принцесса Матильда , — увидела у своей подруги графини Ньеверкерк необычную брошь, та похвасталась, что приобрела ее и еще две другие брошки в небольшой ювелирной лавке, в которой оказалась совершенно случайно.
Матильда-Летиция Вильгельмина Бонапарт (1820-1904)
Естественно, что, следуя извечной женской тяги ко всему необычному и прекрасному, Матильда очень скоро также познакомилась с творчеством Картье. А через нее о скромном ювелире узнала главная законодательница мод и тенденций в светском обществе второй империи – императрица Евгения.
С этого момента Картье становится популярен: о нем говорят, у него делают заказы самые известные и состоятельные красавицы Парижа. А он активно поощряет их интерес, создавая все новые и новые украшения.
Брошь, 1908г., Cartier Paris, платина, бриллианты, сапфиры, натуральный жемчуг.
Главным в них было то, что они никогда не повторялись: каждая покупательница могла быть уверена, что купленное ею украшение уникально и больше ни у кого такого нет – согласитесь, очень ценное качество изделия, с точки зрения прекрасной половины человечества.
В результате сын Луи-Франсуа – Альфред, — в 1874 году унаследовал от отца уже довольно известный ювелирный дом , правда до звания мирового бренда ему было еще далеко. Это по-прежнему было семейное дело средней руки, мало чем отличающееся от сотен других ему подобных. Кроме того, к этому моменту закончился блистательный век второй империи , а спрос на украшения резко снизился: практичные буржуа предпочитали более рациональные и утилитарные вещи…
Колье с бирманскими рубинами, Cartier, 1930-е гг., Пять градуированных и шарнирных панелей, украшенных рубинами и бриллиантами.
Пожалуй, основная заслуга Альфреда в истории знаменитого бренда заключается в том, что ему удалось сохранить семейную фирму на плаву. Он, также как и отец, избегал рискованных дизайнов, создавая изящные украшения в классическом стиле. Главным его стремлением было поддержание высокого качества, сохранение традиций и безупречного вкуса…
Создание ювелирной империи…
Тот дом Cartier , который мы все знаем сейчас, обязан своим появлением наследникам Альфреда – трем его сыновьям: Луи, Пьеру и Жаку , унаследовавшим дело отца в 1898 году . По странной прихоти судьбы каждый из них отличался совершенно разными талантами, которые вряд ли бы могли соединиться в одном человеке…
Колье Draperie, Cartier, 1947 г., золото, платина, бриллианты, аметисты, бирюза
Так, средний брат – Пьер, — был талантливым бизнесменом и, как сейчас бы сказали, маркетологом. Именно он создал представительства Cartier в Лондоне и Нью-Йорке, именно он посещал с этой же целью и Российскую империю, правда здесь его планы натолкнулись на сопротивление Фаберже – главного поставщика императорского двора.
Справедливости ради стоит отметить, что драгоценности Cartier все-таки смогли сыскать себе определенную популярность в кругах российских аристократов, многие из которых специально совершали ювелирные набеги во французскую столицу.
И неизвестно чем бы в итоге закончилась конкуренция двух ювелирных брендов, если бы не сложные перипетии отечественной истории, не оставившие дому Фаберже ни единого шанса в этом роскошном противостоянии…
Третий брат – Жак, — был увлеченным ценителем и превосходным знатоком драгоценных камней . Подобно своему старшему брату Пьеру, он также большую часть жизни проводил в разъездах, но, если Пьера больше привлекал западный мир, Жак стремился на восток.
Здесь, в мире, где до сих пор правили махараджи и султаны, он искал редчайшие драгоценные камни необычных цветов, покупал жемчуг высочайшего качества и изучал неизвестные на западе технологии создания ювелирных украшений.
Так, во многом именно благодаря ему в мире Cartier появилось красочное царство украшений Tutti Frutti : изящные цветы и листья, выгравированные из ярких драгоценных камней, роскошными гроздьями, ниспадающих с тонкой, едва заметной металлической оправы…
Бандо, Cartier, Tutti Frutti, сделанное в 1928 году по заказу для леди Маунтбеттен
Украшения Tutti Fruttii обязанные своим возникновением индийским мотивам и техникам, в первую очередь ассоциируются в моем сознании с брендом Cartier . Поэтому им на канале посвящена отдельная статья .
Наконец, третий, самый старший брат – Луи. Он был самым талантливым из всех. Дизайнер, художник, ювелир, бизнесмен — именно ему знаменитый бренд обязан большинством своих достижений и самых известных шедевров.
Изумрудное колье, 1932 год, Cartier London, принадлежало леди Беатрис Форбс, графине Гранар, но теперь находится в коллекции Cartier. В центре — полированный изумруд в форме подушки весом 143,23 карата
К числу таковых, в частности, относятся:
- 1 – производство наручных часов – совершенно новое явление в мире ювелирного искусства. Если все остальные ювелиры занимались только гравировкой и украшением часов, то Cartier , благодаря Луи, стал производить и часовые механизмы, соединив красоту с утилитарностью, практичность – с изяществом. (о часах Cartier более подробно в отдельной статье );
Тиара Halo («Нимб»), 1936 год, из платины и бриллиантов от Cartier London, которую Кейт Миддлтон надела на свою свадьбу
- 2 – использование платины . Это была революция в ювелирном искусстве. Еще в конце 19 века Луи вместе со своим отцом искали средство, которое позволило бы создавать более тонкие украшения с еще большим количеством драгоценных камней. Золото делало такие шедевры очень тяжелыми, а серебро со временем тускнело, красота же должна быть вечной.
«Толстые оправы из золота, серебра и тяжелых плетеных нитей, которые были известны с незапамятных времен, были подобны доспехам для ювелирного украшения. Использование платины, стало его вышивкой». (Луи Картье)
Платина в ту пору была промышленным металлом, который использовался при производстве техники. Картье первыми обратили внимание на его чистый серебряный блеск, так удобно сочетавшийся с твердостью, пластичностью и легкостью материала.
Диадема, Cartier, платина, бриллианты и синтетические рубины, изготовлена в сентябре 1913 года, для женитьбы Александры Комнен, художницы греческого происхождения, живущей в Италии, и Роберта Эвертса, бельгийского дипломата
- 3 – использование платины позволило Луи создать отдельный стиль ювелирных украшений «Гирлянды» — роскошные платиновые кружева, сияющие холодным блеском бесчисленных бриллиантов, каждый из которых отличался высочайшим качеством.
Эта линия украшений стала своеобразным ответом Cartier на вычурный стиль модерна: в отличие от других ювелиров, в спешке стремящихся угнаться за творческим гением Рене Лалика , Луи Картье сохранил приверженность классическим ценностям и орнаментам. Он вдохновлялся роскошью дворцов Версаля и Фонтенбло
Брошь с сапфиром и бриллиантами Cartier Paris Stomacher, 1907 г. (из коллекции «Гирлянды»), 21 x 12,9 см
Эта же линия больше всего полюбилась представителям королевских и императорских домов, и подарила дому Cartier звание «Ювелира королей и короля ювелиров» (английский король Эдуард VII (1901-1910)), надолго став его своеобразной, очень дорогой визитной карточкой.
Тиара, 1910г., Cartier, платина, бриллианты старой огранки. Продана Елизавете (1876-1965), королеве Бельгии.
- 4 – кольцо Trinity – один из самых известных дизайнов ювелирных украшений, используемый домом Cartier до сих пор.
Кольцо Trinity было разработано в 1924 году Луи Картье лично. Он придумал простую и поэтому фактически совершенную концепцию любви в форме ювелирного украшения. Переплетение трех полос, изготовленных из разных цветных сплавов драгоценных металлов символизировало соединение трех самых лучших чувств: розовое золото означало любовь, желтое — верность, а белое — дружбу.
Источник: dzen.ru
История бренда Cartier: почему даже короли не могут устоять перед этими украшениями
Cartier — причина кредитов и инвестиция в себя любимую. Рассказываем, как все начиналось.
09 июня 2022, 15:00
А началось все со скромного маленького магазина. Кто же знал, что небольшой бизнес обернется в огромную империю, а история бренда Картье станет легендой?
История создания бренда
Талантливый и одаренный Луи Франсуа Картье с детства любил все прекрасное, имел хороший вкус и хорошо рисовал. Решение пойти в подмастерье к ювелиру сыграло ключевую роль в его жизни. И уже в 1847-м молодой Луи основал свою первую мастерскую. Дело пошло, и 6 лет спустя мужчина открыл второй магазин в Париже. Картье создавал действительно новаторские и интересные украшения.
Знаменитые коллекции бренда
Panthère de Cartier
Мотив пантеры — легендарный для дома Картье. Впервые он появился на платиновых часах с ониксом и бриллиантами (коллекция 1914 года). А придумала его Жанна Туссен, арт-директор бренда и муза Луи Картье (внука основателя фирмы). Он частенько называл ее Пантерой, а потом прозвище подхватили и окружающие.
Cartier Trinity
В 1924-м Луи Картье разработал дизайн одного из самых культовых колец — Тринити. Полосы выполнены из драгоценного металла и символизируют разные чувства в отношениях: розовое золото — любовь, белое — дружба, желтое — верность.
Cartier Love
Браслет, похожий на любовные оковы, создал дизайнер Альдо Чипулло в 1969 году. Такая необычная идея пришла к нему спонтанно, после тяжелого разрыва с возлюбленной. Украшение для мужчин и женщин символизирует бесконечную любовь и привязанность. Расстегнуть его самостоятельно — та еще задачка, для решения которой нужна помощь второй половинки. Так и с любовью: чувство зарождается в паре и освободиться от него не так-то просто.
Cartier Juste un Clou
И снова выход Альдо Чипулло. В 1971-м он придумал самый дорогой гвоздь в мире. И это не шутка. Как всегда, для итальянского дизайнера форма оказалась не менее важной, чем материал. Гвоздь, обернутый вокруг запястья, — олицетворение минимализма и уважения к труду ремесленников.
В коллекцию, выпущенную в честь 165-й годовщины дома Картье, вошли серьги, ожерелья и кольца по мотивам того самого «гвоздя».
На сегодняшний день
1. Must de Cartier, 2. Panthere de Cartier, 3. La Panthere В 1981-м бренд Картье выходит на парфюмерный рынок и представляет духи Must, а спустя 6 лет — знаменитые Panthère De Cartier. Совсем недавно, в 2014-м, мир увидел еще один аромат — La Panthère, он символизирует свободу и подчеркивает красоту изящной, независимой женщины. Сегодня французский дом Картье имеет около 200 бутиков в 125 странах и занимает 59 место в списке самых дорогих компаний (по данным рейтинга Forbes 2018 г.). А его браслет Tutti Frutti оказался самым дорогим украшением, когда-либо купленным на онлайн-аукционе: он ушел с молотка за $1,34 млн.
Кольцо Trinity
Назад 1 / 6 Вперед
Вот еще одна история о том, что никогда не поздно исполнить детскую мечту. Кристиан Диор доказал это на своем примере.
Хотим поделиться историей бренда Lacoste: как одежда для теннисистов стала востребованной во всем мире. Источник: www.yapokupayu.ru
Cartier — история бренда
Cartier — французская компания, которая разрабатывает, производит, распространяет и продает ювелирные изделия и часы. Принадлежит швейцарской компании Compagnie Financière Richemont SA.
Началось все в 1819 году, когда в семье скромного хозяина мастерской, выпускавшей рожки для пороха, родился мальчик — Луи-Франсуа Картье. Ребенок довольно рано проявил способности к изобразительному искусству, и отец отдал его в ученики к парижскому ювелиру Адольфу Пикару. Мама Луи-Франсуа была против. Она считала, что порох более надежная с точки зрения маркетинга вещь, чем золото. Порох нужен всегда и всем, а золото — только королям, и то в ограниченном количестве.
В 1847 году молодой художник Луи-Франсуа Картье выкупил у своего учителя мастерскую и решил работать только по частным заказам. Дела шли таким образом, что уже через шесть лет Луи-Франсуа открыл в Париже новую мастерскую на улице Нев-де-Пети-Шан, неподалеку от Биржи и Пале-Рояля…
Во Франции было немало хороших ювелиров, но именно Луи-Франсуа Картье выпала счастливая звезда. Не прошло и двух недель после открытия лавочки, как туда заглянула изящная, сильно напудренная и хорошо пахнущая дама. Она долго рассматривала золотые безделицы, закатывала глазки, вздыхала — и наконец купила три брошки. Это был успех! Он только потом узнал, что дама была графиней Ньеверкерк, супругой суперинтенданта по изящным искусствам при дворе Наполеона III и ближайшей подругой принцессы Матильды, племянницы Наполеона Бонапарта, а по мужу княгини Демидовой.
За три года графиня Ньеверкерк, княгиня Демидова и еще одна их приятельница — императрица Евгения, супруга Наполеона III, — приобрели у Луи-Франсуа Картье в общей сложности около ста пятидесяти изделий и были вполне счастливы этим обстоятельством. Они рекомендовали открытого ими ювелира всем своим друзьям и знакомым. И они не боялись увидеть такую же, как у себя, брошь на груди у подруги или соперницы: Луи-Франсуа Картье не халтурил. Он творил, и он не повторялся. Слава Картье (и состояние) росли, как на дрожжах.
Это был заслуженный и закономерный поворот — Луи-Франсуа был настоящим художником. Он экспериментировал, искал новые формы, сочетая древнейшие традиции ювелирного искусства с веяниями современной моды.
Бриллиантовые бабочки запорхали в волосах важных дам, таинственные скарабеи засияли на воротничках вельмож, скорпионы украсили собой атласные туалеты — это было до той поры неслыханно, никто раньше и предположить не мог, что животные и насекомые могут быть так изящны, что будут допущены в самый высший свет. Да-да, до Луи-Франсуа Картье использовать животных и насекомых в ювелирном деле было моветоном, однозначно. Но он увидел: это может быть красиво. И он сделал это красиво. Вслед за ним увидели это все.
Именно Луи-Франсуа Картье (первый во всем мире!) стал использовать платину, а до него все довольствовались золотом и серебром. А ведь платина прочнее других металлов и способна выдержать большее количество драгоценных камней. А чем больше драгоценных камней, тем это волнительней, тем выше вздымается грудь счастливой их обладательницы и тем эта грудь желанней. Простая закономерность, но именно он ее открыл, и именно его княгини, герцогини и императрицы считали виновным в своем успехе у противоположного пола. О чем еще он мог мечтать?
Вместе с Луи-Франсуа работал его сын, Альфред. В 1898 году он открывает салон-мастерскую на знаменитой парижской улице де ла Пэ, на которой сосредоточены все самые шикарные магазины французской столицы. У Альфреда тоже подрастали сыновья. Старшего, самого талантливого, Луи-Жозефа или просто Луи — да, так его все и звали — отец берет в семейное дело на правах партнера.
Луи тогда было всего двадцать три года. И он не подвел отца, подняв реноме фирмы на еще более высокий уровень. Особый шик, особая аура изделий от Картье — это во многом заслуга именно Луи. Луи не любил стиля модерн, ставшего на рубеже веков почти всеобщим. Он предлагал своим клиентам украшения, стилизованные под «век осьмнадцатый», и сумел-таки переломить капризную моду.
Изделия фирмы, особенно в стиле Guirlande (когда бриллианты скомпонованы так, что креплений практически не видно) пользовались колоссальным спросом.
В 1904 году Картье получил статус официального поставщика британского короля Эдуарда VII. В том же году Картье получил еще одно назначение в качестве поставщика для короля Испании Альфронсо XIII.
Картье всегда были внимательны к чужому опыту, умели учиться у других. Известно, например, что искусство эмали Луи Картье осваивал по работам знаменитого Карла Фаберже. Картье и Фаберже в некотором роде были соперниками.
В 1907 году Картье устроил свою выставку в Санкт-Петербурге, и хотя бутик-мастерская в России так и не открылась, французский ювелир получил официальный заказ от Николая II и стал официальным поставщиком царского двора.
В 1908 году открывается нью-йоркский филиал фирмы. Возглавил его Пьер Картье, самый младший представитель третьего поколения славной династии.
В 1910 году регистрируется торговая марка Cartier — тот самый знаменитый вензель из переплетенных «С». Умение и желание потакать изысканным капризам самых утонченных дам мира не помешали созданию фирмой первого образца наручных часов для пилотов (это произошло в 1906 году).
В 1910 году Cartier перевернула мир часовых форм. Именно тогда появились первые часы в прямоугольном корпусе. Несколько позже среди моделей Cartier появились часы, которые показывали время в Лондоне, Париже и Нью-Йорке — в тех городах, где находились штаб-квартиры Cartier.
В 1917 Cartier создает легендарную модель часов Tank, дизайн которых напоминает английский танк времен Первой мировой войны. В 1918 в благодарность за освобождение Франции американскими войсками часы были подарены американским командирам (в том числе генералу Джону Першингу). Модель Tank до сих пор в продаже в первозданном виде.
Стратегия фирмы и ее стиль постепенно меняются. Первая мировая война, затем великая депрессия 1929 года и вторая мировая война коренным образом изменили общество. Аристократию вытесняют бизнесмены, которых привлекают вещи дорогие, престижные, но при этом удобные. Продукция «Картье» становится более функциональной. Авторучки, часы, зажигалки, изготовленные из дорогих материалов, выпускаются в массовую продажу (хотя понятие «массовости» вообще-то не очень применимо к продукции «Картье»).
В 1945 году президентом фирмы, которая теперь называется Cartier International, становится Пьер Картье. В 50-е годы разрабатываются модели часов овальной формы Baignoires (впервые такая форма была предложена в 1912г.) В последующие десятилетия фирма «Картье» выпустила в свет еще немало прекрасных моделей часов: Reverso, Ceintures, Crash Watches.
В 1962 году после смерти братьев Картье компания была разделена на три части и продана собственникам в Париже, Лондоне и Нью-Йорке. Спустя 10 лет компания была снова объединена.
В 1972 году Ален-Доминик Перрен, один из руководителей фирмы, блестяще перестраивает дистрибьюторскую политику и создает новое направление, получившее название Must. Изделия от «Картье», за исключение ювелирных украшений, отныне продаются не только в фирменных салонах, но и в специальных отделах дорогих магазинов. Разрабатывается новая продукция — сумки, ремни, платки и т.д. Это позволило значительно расширить клиентуру, и в скором времени доход достиг трети общего дохода фирмы.
С 1972 года Картье начинает массовое производство часов в Швейцарии на приобретенном часовом предприятии.
В 1972 году группа инвесторов во главе с Джозефом Кануи купила компанию Cartier Paris. В 1974 и 1976 годах, соответственно, эта же группа инвесторов выкупила компании Cartier London и Cartier New York. В 1979 году интересы Cartier были объединены в одну компанию.
В 1981 г. «Картье» начинает наступление на парфюмерный рынок и выпускает духи Must, затем в 1987 — Pantere, в 1995 — So Pretty. Но, разумеется, Картье остается «королем ювелиров».
В 1982 году появляется новый стиль от «Картье» — Nouvelle Joallerie, то есть «новое ювелирное искусство». В основе — все та же стилизованная, изысканная классика, умелое сочетание традиционных классических форм и современного дизайна, но без эпатажной геометричности и «модерновости».
В 1993 году Cartier вошла в концерн Richemond — лидирующую группу компаний, занимающихся производством товаров роскоши. Надо сказать, что сейчас Cartier — это не одна компания, даже не три отделения. Cartier объединяет 14 компаний, каждая из которых отвечает за производство отдельных товаров — часов, ювелирных изделий, аксессуаров. Их объединяет не только имя — все, что выпускается под маркой Cartier, носит на себе печать роскоши, особого флера богатства и могущества. Перед красотой своих изделий не может устоять и сама фирма — сейчас она планомерно выкупает свои шедевры, символизирующие тот или иной этап своего развития.
Источник: www.brandpedia.ru