Что такое золото сарматов

Каждую пятницу после 17:00 выставку можно посетить по билету в постоянную экспозицию «Главное здание. Постоянная экспозиция».

Бесплатные экскурсии «Сарматский бестиарий»

К экскурсиям может присоединиться любой желающий, купивший входной билет в Главное здание с правом осмотра выставок. Продолжительность экскурсии – 30 минут. Экскурсии проводятся по вторникам и средам дважды в день – в 13:15 и 14:15. Предварительная регистрация не требуется. Сбор группы на выставке.

ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет выставку «Золото сарматских вождей», на которой впервые вместе будут представлены уникальные памятники Филипповских курганов – наследия кочевников-сарматов из фондов Уфимского федерального исследовательского центра Российской Академии наук и Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея.

Эти произведения были обнаружены в результате археологических раскопок, проведенных в 1986–1990 годах экспедицией Башкирского филиала Академии наук СССР под руководством А.Х. Пшеничнюка, а также в 2004–2009 и 2013–2014 годах Приуральской археологической экспедицией Института археологии РАН под руководством Л.Т. Яблонского при содействии Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея.

«Золото сарматов»

    Подробнее о выставке

В эпоху раннего железа, в I тысячелетии до н.э. значительно увеличилась мобильность людей. Регион Южного Приуралья от 2500 до 1600 лет назад населяли сарматы, как условно их называют ученые. Они были классическими кочевниками и не имели долговременных поселений. Информацию о социальном устройстве и организации, культурно-экономических связях и религиозных верованиях сарматов мы имеем только благодаря раскопкам их некрополей. Размеры надмогильных сооружений для представителей разных слоев общества сильно отличались. «Царские» курганы достигали 18 метров в высоту и 150–200 метров в диаметре.

В пространстве Белого зала можно будет увидеть произведения середины I тысячелетия до н.э., среди которых защитный доспех и детали амуниции, мечи и кинжалы, копья, луки и наконечники стрел, пробирные камни, конская упряжь, одежда и элементы ее декора, ювелирные украшения, зеркала, костяные ложечки, каменные жертвенники, а также «золотые» олени и другие ритуальные предметы.

Важной частью экспозиции являются бытовые и ритуальные сосуды. Посуда – одна из самых распространенных находок в захоронениях ранних кочевников. Встречаются предметы из глины (керамика), дерева, металла, камня, стекла. Самая распространенная среди керамической посуды – лепная, обожженная на открытом огне.

Кочевники в быту широко пользовались деревянной и кожаной посудой, более легкой и менее хрупкой, чем керамическая. Но знаем мы о ней мало, т.к. органика плохо сохраняется в погребениях. Металлическая посуда представлена изделиями из бронзы, серебра и золота. Вся бронзовая – бытовая: котлы, ковши, жаровня, таз.

Золото сарматских вождей. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Посуда из драгоценных металлов – предметы роскоши, определяющие статус и имеющие, вероятно, и ритуальное назначение. Почти все они обнаружены в кургане № 1, а изготовлены на территории империи Ахеменидов. Там же, вероятно, были произведены несколько сосудов из камня и цветного стекла, найденные в Филипповке.

Читайте также:
Оклейка авто розовое золото

Кроме того, в Филипповском некрополе при раскопках 2004–2013 годов впервые были обнаружены доказательства существования обычая татуирования у степных кочевников – три комплекса с инструментами и пигментами. Например, Комплекс 1 из женского погребения 4 кургана № 15 состоит из бронзового зеркала, кожаного мешочка с костяной иглой, каменной палитры для растирания и смешивания красок-пигментов, костяной ложечки, железного ножа, обломка белемнита для заточки игл, кусочка мела и точильной плитки из алевролита. Инструменты для татуирования, найденные в Филипповке, не имеют прямых аналогов в других могильниках, относящихся к раннему железному веку. Процесс татуирования был связан с магическими практиками и ритуалами, в которых важную роль играли именно женщины.

Существенная часть представленных на выставке экспонатов – подлинные золотые и серебряные предметы из фондов Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея, которые впервые экспонируются за его пределами. Некоторые из них не выставлялись даже в самом музее и были известны только узкому кругу специалистов. Например, ритуальный сосуд из кургана № 1 Филипповки I (жертвенный комплекс 2, погребение 5).

На выставке будет представлен результат уникального реставрационного проекта, инициированного совместно Оренбургским губернаторским историко-краеведческим музеем, ГМИИ им. А.С. Пушкина и Институтом археологии РАН в 2021 году и осуществленного реставратором высшей категории Н.П. Синицыной (ВХНРЦ им. Академика И.Э.

Грабаря).

Посетители выставки также впервые смогут стать слушателями тифлооперы. При поддержке группы компаний ЛАНИТ в рамках программы Пушкинского «Доступный музей» композитор Пётр Айду представит тифлокомментарии в форме оперных партий специально для проекта с сокровищами сарматских курганов. Сольные партии будут проигрываться на шести аудиоустройствах-монофонах, размещённых в разных концах экспозиционного пространства. Их можно прослушать, приложив трубку к уху.

Проект дополнит тактильная программа — в экспозиции появятся точные реплики памятников, предоставленных специально для выставки Оренбургским губернаторским историко-краеведческим музеем, и изготовленные в мастерской «Археолаб» в Москве.

Пушкинский музей выражает благодарность Уфимскому федеральному исследовательскому центру Российской академии наук и Оренбургскому губернаторскому историко-краеведческому музею за сотрудничество в подготовке выставочного проекта.

Кураторы: Галина Колганова, Илшат Бахшиев, Ольга Мельникова.

    Образовательная программа к выставке

Источник: www.pushkinmuseum.art

Золото сарматских вождей

ГМИИ им. А.С. Пушкина показал совершенно потрясающую выставку «Золото сарматских вождей», на которой впервые представлены уникальные памятники Филипповских курганов – наследия кочевников-сарматов из фондов Уфимского федерального исследовательского центра Российской Академии наук (УФИЦ РАН) и Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея (ОГИКМ).

Деревянные одноплоскостные фигуры оленя, окованные золотыми пластинами. Золото, серебро, дерево. Курган №1.

Все предметы, представленные на выставке, были обнаружены в результате археологических раскопок, проведенных в 1986–1990 годах экспедицией Башкирского филиала Академии наук СССР под руководством А.Х. Пшеничнюка, а также в 2004–2009 и 2013–2014 годах Приуральской археологической экспедицией Института археологии РАН под руководством Л.Т. Яблонского при содействии Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея.

Читайте также:
Если можно было бы собрать все золото и медь из какого произведения

Деревянная двухплоскостная фигура оленя, окованная золотыми пластинами, на подставке, покрытой серебряными пластинами. Золото, серебро, дерево. Курган №1. УФИЦ РАН.

Филипповский некрополь расположен в Центральном Оренбуржье, недалеко от современной границы России и Казахстана. Археологические раскопки позволили исследовать некрополь: увидеть его пространственную структуру, охарактеризовать погребальный обряд и получить представление о материальной и духовной культуре населения, создавшего его.

Нашивка в виде фигуры лежащего хищника. Золото, фритта. Курган №4. ОГИКМ. Нашивки с изображением сцен терзания сайгака пантерой. Золото.</p><p> Курган №1. ОГИКМ.

В эпоху раннего железа, в I тысячелетии до н.э. значительно увеличилась мобильность людей. Регион Южного Приуралья от 2500 до 1600 лет назад населяли сарматы, как условно их называют ученые. Они были классическими кочевниками и не имели долговременных поселений.

Информацию о социальном устройстве и организации, культурно-экономических связях и религиозных верованиях сарматов мы имеем только благодаря раскопкам их некрополей. Размеры надмогильных сооружений для представителей разных слоев общества сильно отличались. «Царские» курганы достигали 18 метров в высоту и 150–200 метров в диаметре. Золотые шейные гривны, фибулы-брошки, браслеты, бронзовые зеркала сопровождали умерших.

Ритуальный диск или крышка сосуда. Рог лося. Филипповка II. ОГИКМ.

Украшения сарматов богато орнаментированы, изготовлявшие их мастера владели техникой скани и зерни, умели работать с золотой проволокой. Фигуры зверей – хищников, драконов, копытных, обычно изображались в динамичных, изгибающихся позах. Где жили эти ремесленники не совсем ясно. Возможно, эти мастера жили в еще не открытых археологами меото-сарматских городищах.

Сарматские памятники археологии исчезают в III – IV веках нашей эры, что связывается учеными со вторжением в северное Причерноморье готов и основании их легендарным вождем Германарихом готской державы. Сарматы же, вероятно, под именами более мелких племен – тех же аланов, продвигаются под натиском с востока и севера на юг, на Балканы. Оттуда аланы, двинутся в Испанию, где образуют свое небольшое королевство, подчиненное вестготами несколько веков спустя.

Оковка венчика сосуда с изображением всадника на лошади. Золото. Курган №1. УФИЦ РАН.

В Белом зале музея можно увидеть произведения середины I тысячелетия до н.э., среди которых защитный доспех и детали амуниции, мечи и кинжалы, копья, луки и наконечники стрел, пробирные камни, конская упряжь, одежда и элементы ее декора, ювелирные украшения, зеркала, костяные ложечки, каменные жертвенники, а также «золотые» олени и другие ритуальные предметы.

Сосуд с ручкой в виде головы хищника и оковками с изображением лап хищника и голов грифонов. Золото, латунь, дерево (восстановленное). Курган №1. УФИЦ РАН.

Важной частью экспозиции являются бытовые и ритуальные сосуды. Посуда – одна из самых распространенных находок в захоронениях ранних кочевников. Встречаются предметы из глины (керамика), дерева, металла, камня, стекла. Самая распространенная среди керамической посуды – лепная, обожженная на открытом огне.

Кочевники в быту широко пользовались деревянной и кожаной посудой, более легкой и менее хрупкой, чем керамическая. Но знаем мы о ней мало, т.к. органика плохо сохраняется в погребениях.

Котел с четырьмя ручками. Бронза. Курган №1. – Котел. Бронза. Случайная находка.

Металлическая посуда представлена изделиями из бронзы, серебра и золота. Вся бронзовая – бытовая: котлы, ковши, жаровня, таз.

Светильник в виде лежащего быка зебу. Бронза. Курган №4. ОГИКМ.

Посуда из драгоценных металлов – предметы роскоши, определяющие статус и имеющие, вероятно, и ритуальное назначение. Почти все они обнаружены в кургане № 1, а изготовлены на территории империи Ахеменидов (Первая Персидская империя – древнее Государство, существовавшее в VI—IV веках до н. э. на территории Передней Азии и северо-восточной Африки, созданное персидской династией Ахеменидов). Там же, вероятно, были произведены несколько сосудов из камня и цветного стекла, найденные в Филипповке.

Читайте также:
Где добывать золото на кольском полуострове

Ручка в виде фигурки медведя на накладке с линейным орнаментом. Золото. Курган №1. ОГИКМ. Сосуд с ручкой в виде фигуры медведя и оковкой с фигурами двух оленей. Золото, латунь, дерево (восстановленное).</p><p> Курган №1. УФИЦ РАН. Накладка со сценой противоборства двух верблюдов. Бронза. Курган №1. УФИЦ РАН. Оковка венчика сосуда. Золото. Курган №4.</p><p> ОГИКМ. Ритуальный сосуд с симметричными протомами баранов. Серебро, золото, дерево (восстановленное). Курган №4. ОГИКМ.

Существенная часть представленных на выставке экспонатов – подлинные золотые и серебряные предметы из фондов Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея, которые впервые экспонируются за его пределами.

Оковка венчика сосуда с изображениями двух сайгаков. Золото. Курган №1. УФИЦ РАН. 1. Пряжка.</p><p> Кость. Курган №27. – 2. Навершие с изображением птицы, когтящей рыбу. Рог. Курган №29. – 4. Пряжка портупейная с фигурой тигра. Золото. Курган №4. – 5. Пряжка портупейная с зооморфными изображениями. Железо, золото, серебро. Курган №4. Все: ОГИКМ. Накладка на ручку чаши в виде фигурки кулана. Золото.</p><p> Курган №1. ОГИКМ. Сосуд-амфора с ручкой-сливом в виде фигурки горного козла. Серебро. Курган №4. ОГИКМ. - Сосуд с ручкой в виде фигуры грифона. Золото, латунь, дерево (восстановленное). Курган №1. УФИЦ РАН. Медальон (сакральный символ) с изображением Мирового древа.</p><p> Золото, фритта, стекло, минералы. Курган №1. ОГИКМ. Меч церемониальный. Железо, золото, серебро. Курган №4. - Зеркало. Золото, серебро, бронза. Курган №1. ОГИКМ. Гривна с окончаниями в виде фигур пантер. Золото.</p><p> Курган №4. ОГИКМ. Височные кольца от тканого начельника (1); Украшение с фигуркой птицы (4); Подвеска с изображением баранов (5); Височное кольцо с тремя подвесками (9). Все: Золото.</p><p> Курган №1. Сакральный предмет с изображением фигур двух верблюдов, волка и грифона. Золото. Курган №1. УФИЦ РАН. Браслеты с окончаниями в виде фигур архаров. Золото. Курган №4.</p><p> ОГИКМ. Накладки в виде фигур лежащих архаров. Золото. Курган №1. УФИЦ РАН. - Фрагменты сосуда. Золото. В 150 м от кургана №1.

На выставке также представлен результат уникального реставрационного проекта, инициированного совместно Оренбургским губернаторским историко-краеведческим музеем, ГМИИ им. А.С. Пушкина и Институтом археологии РАН в 2021 году и осуществленного реставратором высшей категории Н.П. Синицыной (ВХНРЦ им. Академика И.Э.

Грабаря).

Реставрация фрагментов расшивки накидки-плаща сарматской жрицы.

Интересно, что в Филипповском некрополе при раскопках 2004–2013 годов впервые были обнаружены доказательства существования обычая татуирования у степных кочевников – три комплекса с инструментами и пигментами. Например, Комплекс 1 из женского погребения 4 кургана № 15 состоит из бронзового зеркала, кожаного мешочка с костяной иглой, каменной палитры для растирания и смешивания красок-пигментов, костяной ложечки, железного ножа, обломка белемнита для заточки игл, кусочка мела и точильной плитки из алевролита. Инструменты для татуирования, найденные в Филипповке, не имеют прямых аналогов в других могильниках, относящихся к раннему железному веку. Процесс татуирования был связан с магическими практиками и ритуалами, в которых важную роль играли именно женщины.

Предметы для татуирования из Филипповского некрополя. Сосуд в виде фигуры медведя. Золото, смальта, латунь, дерево (восстановленное). Курган №1. УФИЦ РАН. Сосуд с двумя ручками в виде фигурок архаров.</p><p> Золото. Курган №1. УФИЦ РАН. Галерея деревянных двухплоскостных оленей из кургана №1 в Белом зале музея. Золото, дерево, серебро.

Кураторы выставки: Галина Колганова, Илшат Бахшиев, Ольга Мельникова.

Источник: bogachkova1957.livejournal.com

Золото сарматских вождей

«Золото сарматских вождей» — под таким названием в главном здании Пушкинского музея (ГМИИ им.Пушкнина) проходит выставка артефактов, найденных в наше время — в конце XX — начале XXI веков в Филипповских курганах.

Обнаружили комплекс курганов в Оренбургской области в 110 километрах к юго-западу от Оренбурга близ посёлка Филипповка, неподалёку от того места, где река Илек впадает в Урал. Этот регион в середине I тысячелетия до нашей эры населяли кочевые племена сарматов. Предметы, обнаруженные в Филипповском курганном могильнике, относятся к сарматской культуре. Выполнены они примерно в V-IV веках до н.э, то есть им более 2,5 тысяч лет.

О структуре выставки

Предметов на выставке не очень много. Все они заняли пространство Белого зала. Артефакты расположены очень грамотно. Самые интересные поместили в витрины в центре зала где предметы можно рассмотреть со всех сторон.

На выставке Золото сарматских вождей

Мелкие находки расположили в обычных витринах и подсветили их лампами. Рассматривать артефакты очень удобно. Экспликации находятся рядом, стоит только перевести взгляд и найти нужную цифру в перечне.

Ритуальные предметы сарматов.

Очень понравились настенные витрины.

Сарматские украшения.

Их повесили на уровне глаз и все мелкие артефакты можно рассмотреть до мельчайших подробностей.

Бусины, нашивки, кольца, перстни. Золото сарматских вождей.

Сарматские воины

Предметы в витринах расположили по тематическому принципу. Есть раздел «Сарматские воины» с наконечниками копий и стрел, пластинами сарматского доспеха. Есть уникальный для сарматской культуры железный шлем.

Железный шлем из филипповского кургана.

Его исключительность заключается в том, что обычно сарматы не носили головных уборов.

Деревянные, покрытые золотыми пластинами олени

Самыми интересными артефактами выставки, по моему мнению, оказались деревянные, покрытые золотыми пластинами «олени». Историки по сей день больше не обнаружили ничего подобного. Деревянные зооморфные фигуры окованы пластинами из чистого золота.

Читайте также:
Золото является проводником тока

Золотой олень из Филипповского могильника на выставке Золото сарматских вождей

Находятся олени на постоянной экспозиции в музее археологии и этнографии Уфы. Там их представлено целое стадо — 26 штук! В Москву привезли 14. Есть объёмные фигурки оленей (по другим предположениям это лоси), есть и плоскостные.

Деревянная плоская фигура оленя, окованная золотыми пластинами.

Некоторые учёные предположили, что таких рогатых оленеподобных животных делали специально для захоронений вождей. Но при внимательном взгляде на некоторых фигурах обнаружили следы починки. Это говорит о том, что их использовали и в повседневной жизни, скорее всего в ритуальных целях.

Бытовые и ритуальные золотые и серебряные сосуды

Сосудов в виде обычных кувшинов на выставке всего два — золотой и серебряный. Оба похожи по размеру, оба украшены изваяниями рогатых существ.

Сосуд-амфора с ручкой-сливом в виде фигурки горного козла.

Но форма и материал у них разные. Кувшин, показанный выше, изготовили из серебра. На фото ниже виден золотой артефакт.

Золотой сосуд с двумя ручками в виде фигурок архаров. Золото сарматских вождей.

головы архаров на золотом сосуде

Эти артефакты хранятся в разных музеях. Серебряная амфора — достояние Уфимского музея археологии и этнографии. Золотой сосуд приехал из Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея.

Отмечу, что предметы из Оренбургского музея впервые со времени обнаружения отправились в «служебную командировку» и сразу оказались в знаменитом московском музее. Более того, некоторые артефакты вообще не выставляли даже в залах историко-краеведческого музея. Об их существовании знали только специалисты.

Зооморфные сосуды

Кроме фигурок «оленей», которые доминируют на выставки, есть два весьма интересных ритуальных (?) сосуда. Один напоминает вытянутую чашу и украшен двумя бараньими головами.

Ритуальный сосуд с симметричными протомами баранов.

Ритуальный сосуд с симметричными протомами баранов.

Рогатые личины по-научному называются протомами.

Протом (греч. προτομή) — это тип украшения, которое принимает форму головы и верхней части туловища человека или животного. Протомы часто использовали для украшения древнегреческой архитектуры, скульптуры и керамики.

Второй сосуд выполнен в виде медведя. Таких экспонатов на выставке два. Один, как и положено подлиннику, находится в стеклянной витрине. Сохранился он не полностью, утрачена половина головы «медведя».

Сосуд в виде фигуры медведя.

А вот копию в натуральную величину поставили для посетителей — её можно потрогать.

К категории зооморфных сосудов отнесу чаши с золотыми ручками в виде зверей. Полностью сосуды не сохранились. Деревянные чаши — это реконструкция. Об их размере и формах судили по уцелевшим золотым деталям.

Сосуд с ручками в виде головы хищника Сосуд с ручкой в виде медведя и оковкой с фигурами двух оленей. Ручка в виде фигурки медведя на накладке с линейным орнаментом. Золото,

Украшения

Что для дам может быть интереснее украшений? В этом отношении сарматы не разочаровали! Золотые украшения представлены в изобилии. В витринах можно детально рассмотреть мелкие нашивки и другие цацки. Например, вот эти розетты. По всей видимости их использовали для украшения одежды.

Нашивки-розетты.

Хороши также декоративные бляшки в виде хищных зверей.

Нашивки с изображениями хищников. Золото

Зооморфная подвеска с изящным плетёным узором представлена в единственном экземпляре.

Украшение (сакральный символ) в виде фигурки кабана

Гривны выглядят очень современно. С удовольствием надевала бы что-то подобное. Нижняя гривна оканчивается фигурками лежачих кошачьих хищников.

Читайте также:
В наше время женская преданность на вес золота

Гривна. Золото сарматов.

Хороши накладки и нашивки в виде рогатых травоядных.

Накладка в виде фигурки лежащего архара. Золото.

Инструменты для татуирования

Несколько предметов доказывают, что у сарматов существовали татуировки.
В курганах найдены предметы для татуирования. Это зеркала. костяные иглы, каменная палитра для растирания минералов, костяные ложечки, инструменты для заточки игл и другие предметы, необходимые для нанесения татуировок.

Сарматские инструменты для татуирования.

Интересно, что эти артефакты обнаружены в женских могильниках. Историки не сомневаются в том, что магическими практиками и ритуалами у сарматов занимались именно женщины.

О татуировании

Для любопытных полностью привожу информационный стенд музея о ритуале татуировок.

Другие артефакты выставки «Золото сарматских вождей»

Помимо золота на выставку привезли глиняные сосуды. Некоторые из них сделаны с помощью гончарного круга, есть лепные сосуды. Обжиг круговых гончарных сосудов проводили в печи, такие предметы довольно редки. Лепную керамику обжигали на костре.

Были у сарматов и бронзовые сосуды. Их применяли в быту и для культовых ритуалов. Большой сосуд на нижнем снимке имеет четыре ручки, обнаружили его в грабительском лазе. Вероятнее всего, наполненный котёл одному человеку поднять было не под силу. Поэтому к нему приделали четыре ручки.

А грабители бросили его, как он не представял для них большого интереса.
Маленький сосуд — это случайная находка.

В Филипповском могильнике археологи обнаружили не слишком много керамических сосудов. Напомню, что сарматы вели кочевой образ жизни, а глиняная посуда — хрупкая, тяжёлая и громоздкая, перевозить её было непросто.
Для кочевников удобнее была деревянная и кожаная посуда. Но органика быстро разлагается и до наших дней она не дошла. А вот окантовки для подобной посуды сохранились. Я их показывала выше — это золотые ручки-накладки в виде животных. В Филипповском могильнике их уцелело около 350.

Золотые накладки для посуды.

Привлекают внимание ритуальные предметы, в частности, фрагменты одеяния жрицы.

Фрагменты расшивки свободной накидки-плаща сарматской жрицы.

Сосудики и курительныца.

Из интересных предметов также покажу миниатюрные ритуальные вазочки. Для меня они особенно интересны из-за домашней коллекции подобных предметов.
Неприглядные сосудики, расположенные в левой части витрины, служили курительницами. Это ручная лепка из глины.
Сосудики справа — это уже керамика, выполненная на гончарном круге.

На этом завершаю обзор экспонатов. Здесь показана лишь малая часть выставки. Так сделано специально, чтобы заинтересовать будущих посетителей и дать представление тем, кто не сможет увидеть «Золото сарматских вождей».
Прилагаю несколько полезных ссылок.

О выставке. Посетителю на заметку

Выставка продлится до 23 июля 2023 года. Пушкинский музей работает ежедневно с 11.00 до 20 часов. кроме понедельника. По четвергам и пятницам музей открыт до 21 часа.

Билет на выставку можно купить онлайн на сайте Пушкинского музея.

Пройти на выставку можно с билетом на постоянную экспозицию. Предложим тур по основной коллекции музея, она размещена на первом этаже главного здания Пушкинского музея.

Что посмотреть в ГМИИ им. Пушкина мы подробно рассказали в статье:

Наши отзывы о выставках собираем в разделе

Источник: kraeved1147.ru

Рейтинг
Загрузка ...