Есть сайт на тему Ювелирные изделия? — зарабатывайте вместе с нами!.
Ювелирные изделия
СЕРЕБРО 102 гр ЩЕТКИ НАБОР СТАРИННЫЙ В РЕСТАВРАЦИЮ
Бусы из кости ручной работы мотив сова куплены в
Монета кольцо колечко 2 копейки 1901 год МОНЕТА Заготовка
ПАРУСНИК ЖЕТОН СЕРЕБРО STERLING Англия Горячая
Золотой гарнитур с сапфирами и бриллиантами
Брошь трансформер золото 750 пробы камни 20 30 годы Сертификат Редкость
РЕДКИЕ КРУПНЫЕ БАБУШКИНЫ ПЕЙЗАЖНЫЕ ЯНТАРНЫЕ БУСЫ 132 грамма RRR
Янтарный шар кубик конус и др 86гр Янтарь желток пейзажный и др С 1 рубля
19 ВЕК ПРЕЛЕСТНЫЙ ЗОЛОТОЙ КУЛОН ЗОЛОТО 56 пробы
Серебряные серьги с кораллами 925 проба с головой Редкость от рубля
Высокохудожественные бусы из темного натур морского жемчуга исполнены ма м в России
ЯНТАРЬ КРАСИВЫЙ КРУПНЫЙ БРЕЛОК ИЗ ЦЕЛЬНОГО
МЕДАЛЬОН ДЕРЕВО ЖИЗНИ БРОНЗА С ЯНТАРЕМ
СЕРЬГИ СЕРЕБРО 925 ПРОБА
АНТИКВАРНЫЙ КУЛОН ТРОФЕЙ ОХОТНИКА ГРАНДЕЛЬ СЕРЕБРО ГЕРМАНИЯ ПП ХХ ВЕКА С РУБЛЯ
Старинные бусы
НЕОБЫКНОВЕННЫЕ МАССИВНЫЕ ЗОЛОТЫЕ СЕРЬГИ 585 САПФИР
КОЛЬЦО С ГОЛУБЫМ ТОПАЗОМ СЕРЕБРО АНГЛИЯ 16
Браслет женский с шармами Серебро 925 пробы Вес
Кулон роза из кости Винтаж Куплен в Австрии 5000
Винтажный перстень Кольцо Колечко Серебро 925
Именник
32 41 серебро ЗАПОНКИ СЕРЕБРЯНЫЕ ГОРНЫЙ ХРУСТАЛЬ СЕРЕБРО 875 пр ЗВЕЗДА
АНТИКВАРНАЯ РОСКОШНАЯ БРОШЬ ЯЩЕРКА РУЧНОЙ РАБОТЫ СЕРЕБРО ГЕРМАНИЯ С РУБЛЯ
Брошь период БИДЕРМАЙЕР золото Дупле с
Дресс клип Изумрудное сияние стекло латунь Чехословакия
ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО С БРИЛЛИАНТАМИ И САПФИРАМИ 18 к 750 пробы
Ложки серебряные
Янтарь Балтийский Янтарные самородки камни 2 шт 68 гр
Складень Серебро Подвес Ладанка Богородица
Брошь Птичка серебро 925 марказиты гранат Европа с рубля
С рубля РАСПРОДАЖА редкий СЕРЕБРО 84 проба ЗОЛОТО вес 12 48 грамм ЗАЖИМ стилет
Кулон Чешские гранаты серебро 900 зайчик
ЯНТАРНЫЕ БУСЫ Янтарь цельный пейзажный жёлток
3 шикарных кольца с камнями 1 лотом Серебро 925 й
Старинные серьги Сережки
Кулон подвеска Пасхальное яйцо Аленький цветок серебро 84 пробы эмали
Старинное украшение Ожерелье из бисера Колье
W Серебряный набор Кольцо и Кулон
ЗОЛОТОЙ БРАСЛЕТ С БРИЛЛИАНТАМИ И ИЗУМРУДАМИ 585 ПРОБЫ ЗОЛОТА
Антикварный футляр от золотых часов Омега
БРОШЬ СЕРЕБРО 875 ПРОБА ПОЗОЛОТА
Комплект с цитринами серебро кольцо серьги 1030
ДРЕВНЕРУССКИЙ СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ПЕЧАТНЫЙ ПЕРСТЕНЬ БОЖЬЯ ПТИЦА XIV XVI век
СЕРЬГИ СЕРЕБРО 875 КЛЕЙМА ЗВЕЗДА СЕРП И МОЛОТ ВИНТАЖ СССР
ЧУДЕСНАЯ БРОШЬ СЕРЕБРО 925 НАТУРАЛЬНЫЙ УВАРОВИТ
ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ АВТОРСКИЙ ЗОЛОТОЙ ПЕРСТЕНЬ МОЗГ С АМЕТРИНОМ
Колье Ожерелье металл серебрение украшение
Икона Святой евангелист Лука эмаль серебро
Запонка старинная царская Россия целая
БРОШЬ Серебро Позолота Проба 875 Красный Карунд Винтаж Брошь Брошка Ювелирное Украшение
Старинное кольцо с камнем Колечко Археология
Брошь Брошка старая старинная Винтаж времён СССР ЧССР рубиновый листопад
Браслет серебро 925 голова позолота камни
Шикарные старинные многорядные ожерелье бусы
Брошка трансформер серебро 800 проба с жемчугом и бирюзой модерн арт деко 18 5 гр цветок
Старинные серьги Сережки Редкие
Бусы янтарь шар круглые 44см
Пробирные клейма. Часть 2
Кулон Подвес ЖЕЛУДЬ Ювелирное украшение СССР Серебро Позолота Проба 875 Плавленый
Комлект Кольцо Серьги Серебро 925 Гранат
Перстень старинный Уточка В коллекцию
Кольцо Колечко Перстень Украшение Серебро Проба 875 ЯНТАРЬ Ювелирное украшение Винтаж
Бусы натуральный природный сердолик 50 см
Старинный браслет Древний Бронза Археология
ЯНТАРЬ С ДРЕВНИМ НАСЕКОМЫМ ВНУТРИ САМОРОДКА НЕ ПРЕСС 40 МЛ
Винтаж Подвеска КОЛЬЕ ГОРНЫЙ ХРУСТАЛЬ серебро 875
Винтажная колье CORO позолота
ПЕРИОД СССР КОЛЬЦО ПЕРСТЕНЬ ЗОЛОТО 583 АМЕТИСТ
Набор Серебро Качество на Века
КОЛЬЦА парные Кольцо старое старинное Клеймо 1 ый КНЗ сорт СССР 2 штуки Цена за два предмета
Винтажные серьги сережки
Старинное зеркало в массивной серебряной раме
Серьги и браслет 875пр и подвеска 925пр
С рубля РАСПРОДАЖА редкий СЕРЕБРО 925 проба 4 20 грамм СЕРЬГИ сережки КОРУНД
ПЕРСТЕНЬ ПЕЧАТЬ Печатка Антикварный Кольцо Бронза 15 16 Век Археология
31 48 СЕРЕБРЯНЫЙ ЗАЖИМ ДЛЯ ГАЛСТУКА СССР ЖАР ПТИЦА СЕРЕБРО 800пр Звезда
Кулон подвеска Пасхальное яйцо Шапка Мономаха Серебро 84 проба позолота эмали
БУСЫ ЯНТАРЬ КОЛЬЕ
Старинный татарский чеканный браслет белэзек
RRR РОСКОШНЫЕ СТАРИННЫЕ КРУПНЫЕ СЕРЬГИ 60 е гг ЗВЕЗДА 916 РУБИН
Серьги кольцо кулон СССР 875 серебро Коралл
ОЖЕРЕЛЬЕ ЯНТАРЬ СЕРЕБРО 875 ПРОБА ПОЗОЛОТА
БРОШЬ ВИНТАЖНАЯ АВСТРИЯ подпись
Модерн Пуговицы Эмаль Российская Империя 3 шт
ПОДАРОК НА НОВОСЕЛЬЕ ПОДКОВА КАРТИНА 3 0 ФИНИФТЬ ГОРЯЧАЯ
Серьги СССР серебро 875 звезда Большие под
Кольцо перстень серебро 925 натуральный
Браслет для часов ЗОЛОТО СССР Состояние нового 583 проба Аукцион С 1 РУБЛЯ
САМОВАР КИТАЙСКИЙ ПИ СЮ ЛАТУНЬ 5 СМ
Старинные шикарные большие ЯНТАРНЫЕ БУСЫ 151гр
Колечко с камнем Перстень старинный древний 6 гранный Камень Эмали Узоры Редкий
СЕРЬГИ КРУПНЫЕ С ЯНТАРЁМ СЕРЕБРО 925 ПРОБЫ КРАСОТА
Элитный винтаж КОЛЬЦО СЕРЕБРО 875 СССР Звезда КОРУНД
Кольцо винтаж серебро Навахо Бирюза
РОСКОШНАЯ АНТИКВАРНАЯ БРОШЬ ПОДВЕСКА ЧЕРЕПАХА
Серьги винтаж Ослик Европа бижутерия с рубля
СТАРИННОЕ ОЧАРОВАТЕЛЬНОЕ ОЖЕРЕЛЬЕ ЯНТАРЬ ГЕРМАНИЯ ХХ ВЕК С РУБЛЯ
Кольцо старинное царское серебро 84 проба Лом
Серебряная подвеска Ожерелье с камнем Серебро Булгары IV
Посмотреть все
Набирают популярность
Серебряные ложки Серебро 84 пробы Эмали Генрих
Золотая Подвеска Кулон Золото 585пр Изумруд Бриллианты
Браслет для часов ЗОЛОТО СССР Состояние нового 583 проба
С рубля РАСПРОДАЖА редкий ЗОЛОТО 56 проба 5 45 грамм КОЛЬЦО
Серьги золото 585пр С РУБЛЯ жемчуг gold 583 56
ЗОЛОТО И СЕРЕБРО С АФФИНАЖА ПОЧТИ 999
Увлеченным
- Антиквариат и Искусство
- Видео, Фильмы
- Винтаж
- Книги, журналы, газеты
- Коллекционное
- Музыка
- Сделано своими руками
Электрическое
- Бытовая техника
- Электроника и Оптика
- Видео, Фото, Кино
- Компьютерная техника
- Телефоны
Себе и любимым
- Драгоценности и украшения
- Детское
- Красота и здоровье
- Одежда, Обувь и Аксессуары
- Спорт-снаряжение
- Часы
- К Новому году
Все в дом
- Видео, Фильмы
- Домашний очаг, Сад, Дача
- Книги, журналы, газеты
- Музыка
- Строительство и Ремонт
- Флора и Фауна
Передвигаемся
- Воздухоплавание
- Авто, Мото, Запчасти
- Плавсредства
Остальное
Все права защищены 1999-2023 Мешок
Wed, 12 Jul 2023 03:13:33 +0300
Источник: meshok.net
Что такое проба золота. Клеймение. Именник производителя. «Девочка в кокошнике» на пробе
Клеймо на золоте — это гарант качества. Так думают многие, покупая украшения в ювелирных магазинах. Так и есть: клеймо говорит о том, что изделие было проверено государственными органами и соответствует указанной пробе, то есть в украшениях действительно содержится золото в заявленном количестве.
Структура клейма
Впервые клеймо стали ставить на драгоценностях во Франции, произошло это еще в XIII веке. В нашей стране пломбировать драгоценные металлы стали позже. Благодарить за это стоит Петра Первого — именно он издал указ о том, что все изделия из серебра и золота должны иметь клеймо и пробу. Произошло это в XVIII веке. За годы истории виды проб и само клеймо несколько раз меняло вид.
Сегодня на украшениях можно увидеть девушку в кокошнике, вернее, ее профиль.
Что такое именник на ювелирных изделиях?
Именником принято называть своеобразный товарный знак в виде оттиска на каждом ювелирном изделии из благородного металла. Этот специальный знак подлежит обязательной регистрации в государственных органах, осуществляющих пробирный контроль. Кроме этого, законом предусмотрено обязательное наличие уникального знака у объектов, имеющих разрешение на изготовление изделий из драгоценных металлов.
Между прочим, наша мастерская MosGold занимается изготовлением ювелирных изделий на заказ, подробности здесь.
Как не ошибиться
При выборе изделия из драгоценного металла важно не приобрести подделку. Кроме разочарования, такое приобретение в случае его высокой стоимости может повлечь значительные материальные потери. Поскольку в России продажа изделий из драгоценных металлов, не соответствующих установленным пробам, не разрешена, наиболее достоверным подтверждением подлинности украшений является наличие на нем двух разных клейм: оттиска государственной пробирной инспекции и именника производителя.
В первую очередь необходимо обратить внимание на расположение оттиска. Он должен быть параллелен элементу украшения, на котором он поставлен. После этого стоит посмотреть на качество содержания оттиска. Если цифры неровные, то это всегда означает подделку.
Однако оба требования не распространяются на именник, оттиск которого, различный в зависимости от изготовителя, может соответствовать форме и размерам очень условно. В то же время наличие одновременно пробы и именника является обязательным. Наличие только пробы может означать то, что металл фальшивый или количество золота не соответствует заявленному содержанию в сплаве.
Для производителей многих стран, контроль качества изделий из драгоценных металлов законодательно не установлен и, например, в турецком магазине можно не только купить украшение без маркировки, но и поставить на него оттиск любой пробы.
Встречаются подделки, в которых цвет сплава копирует золото 585-й пробы, и определить подлинность металла без реактивов не всегда может даже квалифицированный ювелир. Единственное, что выдает такую подделку, – это пробирное клеймо. Качественно подделать клеймо без высокотехнологичного оборудования невозможно, а использование такого устройства лишает подделку экономического смысла. Надежной гарантией от подделки является лазерное клеймо.
В России покупка в ювелирном магазине поддельного украшения маловероятна. По закону на всех продаваемых изделиях, в том числе ввезенных из других стран, должно стоять государственное клеймо, но, чтобы не ошибиться или не быть обманутым, нужно иметь минимальное представление о том, какой может быть маркировка золота.
Как расшифровать код именника на ювелирных изделиях
Изначально оттиск именника задумывался как своеобразный код о предприятии, которое выпустило ювелирное изделие. Такой знак позволял без лишних процедур определить какой завод изготовил каждое конкретное украшение. Появление именника на драгоценных сплавах давало возможность в несколько раз увеличить контроль качества выпускаемых прикрас на государственном уровне.
Чтобы разобраться, что означает четырехзначный код около клейма, необходимо знать какая информация заложена в каждый символ. Слева направо:
- Год выпуска. Обозначается одной буквой кириллицы с начала алфавита. Каждой букве присвоен свой год. Так, к примеру, украшение, изготовленное в 2001 — это А, 2002 — Б, 2003 — В и так далее.
- Код Государственной Инспекции Пробирного надзора. Второй знак определяется одной из 16 букв, под которой зашифрована территориальная инспекция, которая выдала разрешение на деятельность конкретному заводу или предприятию.
- Код изготовителя. Любому лицу и предприятию, занимающемуся выпуском ювелирных изделий присваивается свой уникальный код, который является частью именника. Этот двузначный шифр может состоять как из цифр, так и букв, а также их сочетаний.
Кроме подлинности используемых материалов для изготовления ювелирных изделий пробирная служба предъявляет конкретные требования к внешнему виду именника, который должен иметь четкие размеры — 0,5 х 1,5 мм. Отклонение от этих норм может стать весомым поводом отказать производителю в регистрации.
Ведомство напоминает, что продажа ювелирных изделий без оттиска государственных пробирных клейм Российской Федерации, а также оттисков именных изготовителей (для изделий Российского производства) не разрешается.
На изделиях из драгоценных металлов и драгоценных камней должны быть оттиски государственного пробирного клейма Российской Федерации и именника изготовителя или сертификатов, который содержит информацию о производителе (индивидуальный код), годе выпуска изделия и территориальной инспекции, к которой относится изготовитель. Если изделие импортное, то именник может отсутствовать, но оттиск клейма инспекции пробирного надзора установленного образца должен присутствовать обязательно.
Государственное пробирное клеймо чеканятся на изделиях, а также накладывается электроискровым или с помощью лазера. В нем указан шифр инспекции пробирного надзора (одна буква); знак удостоверения, представляющего из себя женскую голову в кокошнике в профиль, повернутую направо (с 1958 по 1993 г. г. знаком удостоверения было изображение серпа и молота на фоне пятиконечной звезды); знака пробы.
Исключение составляют ювелирные и другие изделия из серебра отечественного производства массой до 3 граммов включительно (без учета вставок) продажа которых допускается без оттиска государственного пробирного клейма.
Также на украшении должен быть ярлык с указанием наименования изделия и его изготовителя, вида драгоценного металла, артикула, пробы, массы, вида и характеристики вставок из драгоценных камней, цены изделия.
Наименование товара и продавца, проба, вид и характеристика драгоценного камня, артикул, дата продажи и цена товара, подпись лица, непосредственно осуществляющего продажу товара, должны быть на товарном чеке. На ограненные природные драгоценные камни передаются также сертификаты.
Для драгоценных камней в виде вставок в ювелирные изделия сертификата не требуется, его заменяет бирка.
В РФ установлены следующие пробы: платиновые – 950, 900, 850; золотые – 999, 958, 750, 585, 500, 375; серебряные – 999, 960, 925, 875, 830, 800; палладиевые – 850, 500.
На бирках ювелирных изделий со вставками из драгоценных камней (бриллианты, изумруды, рубины, сапфиры) должны быть указаны их характеристики (цвет и чистота), и масса, на полудрагоценные — топазы, аметисты, хризолиты, гранаты — указывается просто вес вставки без каких — либо характеристик чистоты.
Маркировка на бирке ювелирных изделий со вставками бриллиантов может выглядеть следующим образом: 1Бр Кр57 – 0,470 – 4/6А. Здесь 1Бр — количество бриллиантов в изделии, в этом варианте он один; Кр57 — форма огранки, в этом случае круглая 57 граней; 0,470 — общий вес камней в каратах; 4/6А — характеристики групп цвета /дефектности, геометрических параметров (цифра до черты означает цвет, и чем она больше, тем более желтый цвет имеет кристалл. Вторая цифра обозначает прозрачность камня. Только искусственные камни абсолютно прозрачны. Любой натуральный камень имеет трещинки, инородные включения, изъяны, которые видны только под лупой или в микроскоп).
Поделиться:
Проба российского золота
Проба золота является одним из элементов клейма, которое располагается с внутренней стороны кольца, держателе кулона, застежке цепочки или браслета.
Системы пробирования
- 999 проба = 24 каратам;
- 958 проба = 23 каратам;
- 916 проба = 22 каратам;
- 750 проба = 18 каратам;
- 625 проба = 15 каратам;
- 585 проба = 14 каратам;
- 500 проба = 12 каратам;
- 416 проба = 10 каратам;
- 375 проба = 9 каратам;
- 333 проба = 8 каратам.
На изготовленных за границей изделиях встречаются, к примеру, такие обозначения карата: 18K, 10Kt, 22СT, 12C. То есть рядом с цифрой пробы в клейме проставляется одно из возможных обозначений карата.
Российская 585-ая проба золота
585-ая проба золота является одной из самых распространенных. В советское время была 583, по сути это одно и тоже. Содержание золота в сплаве, почти не изменилось. Такой сплав позволял получить оптимальное сочетание прочностных характеристик, относительно невысокую стоимость и отличный цветовой оттенок. В качестве примесей используются серебро, медь, никель и цинк.
Фото золота 585 пробы
- старинное золото, выпущенное до 1927 года обозначалось по золотниковой системе и имело всего две цифры на клейме — 56, которые располагались слева от девушки в кокошнике с поворотом головы влево,
- золото советского периода обозначалось тремя цифрами 583, расположенными на клейме справа от оттиска пятиконечной звезды с серпом и молотом по центру,
- проба современных российских изделий из «желтого» драгоценного металла наносится справа от девушки с кокошником, голова которой повернута вправо.
Достоинства и недостатки 750-ой пробы золота
- слабая прочность из за мягкости сплава;
- низкая устойчивость к механическим повреждениям;
- более высокая цена.
Как проставляется
По мере усложнения форм изделий и развития технологий ювелирного производства, к наиболее старому, механическому клеймению, добавились электроэрозионный и лазерный способы. Механический способ, остающийся самым массовым, заключается в нанесении оттиска вручную, ударом молотка по клеймящему инструменту или проделывании схожей манипуляции на станке. Клейма выходят четкими и долговечными, но существует некоторая вероятность деформации изделия. С конца шестидесятых годов ХХ века при клеймении полых и хрупких изделий применяется электроэрозионный способ, представляющий собой выжигание оттиска искрой. Такие клейма также хорошо видимы и прочны, но их нанесение требует тщательной подготовки поверхности металла.
Самый современный, универсальный и производительный способ клеймения – лазерный, осуществляющийся с помощью лазерной установки. Этот способ также требует хорошей подготовки поверхности изделия и исключает его последующую полировку. Качество клеймения высокое, возможна постановка оттиска на поверхность любого рельефа, однако имеется существенный недостаток – нестойкость в местах соприкосновения с кожей, снижающая при ежедневном пользовании изделием срок службы клейма до 5 лет.
Контроль драгоценных металлов пробирной инспекцией
Российская государственная пробирная палата является контролирующим органом, который имеет полное право отказать в лицензировании частному лицу или предприятию, изготавливающему ювелирные изделия не соответствующие принятым стандартам.
Наличие клейма на ювелирных украшениях является своего рода гарантией того, что состав драгоценного металла полностью соответствует нанесенным цифрам пробы. Малейшее отклонение от норм становится поводом для отзыва лицензии на выпуск ювелирных изделий, поэтому изготовители заинтересованы в качественной продукции.
Источник: stone-grand.ru
Что для русской женщины означало ношение кокошника
До замужества девушки на Руси повязывали голову простой лентой или венцом, оставляя открытыми косу и темя. На свадьбу косу переплетали и укладывали кругом — «окручивали», откуда и пошло выражение «окрутить девку» — буквально «женить на себе».
Замужняя женщина обязана была покрывать волосы головным убором, иначе она навлекала позор на всю семью. Жёны укладывали волосы каждый день, покрывали шапочкой-волосником, а сверху надевали головной убор сложной конструкции. Кокошники могли сооружаться из десятка различных деталей.
Какой смысл скрывал в себе русский женский кокошник, и как различались эти традиционные уборы в разных губерниях? Фактрум аккуратно перебирает занятные части женского гардероба.
Женские головные уборы на Руси
Головной убор для женщины в старину был не просто функциональным украшением: он рассказывал о семейном и социальном женском статусе, месте проживания и даже о наличии детей.
Русский юг в древние времена по традиции жил беднее и консервативнее Севера, который развивался за счёт активной торговли с заморскими купцами. Поэтому и старинные одежды, и головные уборы здесь можно было встретить довольно продолжительное время в царской России. Визуально наряд южнорусской женщины был похож на бочонок. Увенчивался он обычно «сорокой» или «кичкой» — кокошником разных конструкций и фасонов.
Рогатая и копытообразная кики
Само слово «кика» на старославянском значит «волосы», а головной убор такой формы носился ещё в дохристианской, языческой Руси, когда символом плодородия считались рога. Поэтому рогатую кику могла носить только «мужатая баба», родившая хотя бы одного ребёнка. Такой убор мог быть довольно массивным и высоким — до 20–30 см в высоту, и чтобы его достойно держать на голове, женщина держала ровной шею и чуть задирала подбородок. Отсюда и пошло слово «кичиться». Кстати, в церковь как раз-таки из-за проязыческих корней ходить в кике запрещалось.
У традиционной рогатой кики со временем появились и аналоги — в виде подковы, лопатки и валика. Надевался такой кокошник следующим образом: поверх основной шапочки-волосника закреплялось твердое очелье (то, что закрывало лоб), а затем обтягивалось красивой расшитой материей, а также шнуром и лентами вокруг самой головы. Подкова защищала женщину от дурного глаза и чаще всего её носили по праздникам. Кики в виде подков и копытца можно было встретить в воронежских деревнях вплоть до середины XX века.
Тульская «сорока»
«Сорока» была визуально похожа на птичий хвост и по бокам имела «крылья». «Хвост» по центру собирался из плиссированных ярких лент, к нему пришивались такие же цветастые «розетки». Такой головной убор был характерен для жительниц тульской губернии, и носили его «в люди» обычно замужние женщины в первые годы после свадьбы.
Кокошник в традиционном, привычном значении чаще встречался у женщин русского севера, которые носили сарафаны. По-старославянски «кокошь» значило «курица». Визуально «куриные гребешки»-кокошники лучше всего подчеркивали трапециевидный сарафанный силуэт. Украшались такие головные уборы очень старательно — жемчугом и драгоценными камнями, кружевом и бархатом. Носили традиционные кокошники чаще всего богатые купчихи.
«Русская красавица в кокошнике». К. Маковский
Самшура, моршень и шишак
Самый распространенный на Руси вариант кокошника XVIII–XIX веков также нередко назывался «шамшурой» (от старославянского «шамшить» — «жать, мять», а также «невнятно говорить»). Чаще всего его носили жёны в Вологодской и Архангельской губерниях. Оттуда моду на него привезли и в Центральную Россию.
Основой самшуры была «сморщенная», в сборку шапочка. По праздникам его делали более высоким, покрывали лентой, расшитой камнями, а в обычные дни поверх шапочки надевали платок.
Княгиня Орлова-Давыдова. 1903 год
Интересная вариация кокошника была в ходу у псковских женщин — так называемый шишак, традиционный свадебный головной убор. Шишечки, которые его украшали, обозначали плодородие, и считалось, что сколько их на шишаке, столько детишек женщина и родит. Нашивались шишечки-«детишки» спереди и украшались жемчугом.
По нижней кромке шла также жемчужная, тонкой работы сеточка — «поднизь». Сверху шишак покрывался на свадьбу белым, расшитым золотом платком, и передавался как семейная реликвия из поколения в поколение. Продать такой кокошник можно было за весьма крупную сумму, иногда до семи тысяч рублей серебром.
Одна из самых необычных разновидностей кокошника — «каблучок», распространенный в Тверской губернии. Это исключительно праздничный головной убор, поэтому он обязательно расшивался драгоценными камнями, золотыми нитями и сам был из шёлка и бархата. Цилиндрической формы «каблучок» надевался на широкую поднизь, вышитую жемчугом. В таком кокошнике часто писали портреты русских женщин художники.
Кокошники стали выходить из моды только в конце XIX века. Постепенно их сменили убрусы — шали и платки.
- Откуда взялась «В лесу родилась ёлочка»: 5 удивительных фактов о главной новогодней песенке
- 25 фотографий времён Второй мировой, подвергшихся фотомонтажу в целях пропаганды
- Топил ли Стенька Разин персидскую княжну?
- Как в СССР подрезали крылья «летунам», часто меняющим места работы
- Константиновский рубль — монета для императора, который так и не взошёл на трон
Источник: www.factroom.ru