Для чего сусальное золото

Издавна мастера, создавшие шедевры мировой культуры и архитектурного искусства, использовали сусальное золото, чтобы подчеркнуть особую значимость своих творений. К такому методу авторы прибегали еще во времена расцвета Древнего Египта и Греции, а также Китая. С приходом православия в наши края традиция визуально возвеличивать храмы на фоне прочих строений с использованием столь драгоценного материала, как золото, перешло из Византии, славившейся религиозными архитектурными жемчужинами. Так, первым храмом Киевской Руси, сверкавшим позолоченными куполами, считается построенный в XII столетии Михайловский собор в Киеве, прозванный за свой вид Златоверхим.

Со временем техника золочения далеко раздвинула границы применения, и на сегодняшний день покрытие сусальным золотом элементов зданий и отдельных предметов касается не только церковной сферы. Этот прием стал модным, его применяют в самых разных произведениях искусства, и некоторые из них считаются наиболее ценными экспонатами мировых музеев.

The art with water @ Thai crafts gold workshop Chiangmai www.thaicraftsgold.com

Золочение при помощи кисти сусальным золотом

Особенности создания «золотой паутинки»

Технология производства сусального золота позволила мастерам решить проблему организации богатого убранства культовых сооружений и жилья высокопоставленных лиц. Ведь отливать, скажем, цельный золотой купол на церковь — практически нереальная задача для любого государства из-за невероятного количества драгметалла, необходимого для этой цели. Потому позолота, которая визуально обеспечивает эффект полностью золотого изделия или архитектурного элемента, стала настолько популярной.

Процесс создания сусального золота, которое мы можем встретить на прилавках ювелирных или художественных салонов в виде тончайших листов, довольно трудоемкий. Толщина одного листика бывает от 0,1 до 0,25 микрона (1 микрон равняется 0,001 миллиметра). Поэтому руками такое тончайшее изделие брать нельзя, поскольку оно деформируется или даже порвется.

Хрупкость достигается особой технологией создания сусального золота. Берется небольшой золотой брусок, который специальным оборудованием раскатывается в тонкую полосу. Затем из нее нарезают новые квадраты, которые отбиваются молотом до необходимой толщины. При этом каждый увеличивается в размерах в десять раз.

После формируются квадратные листы, которые перекладываются тонкой папиросной или шелковой бумагой и сшиваются в своеобразные книжечки. Именно в таком виде они и поступают в продажу. Раньше изготовление проводилось вручную, сейчас же практически все этапы автоматизированы.

Существует два варианта выпуска сусального золота

Стандарты Характеристики
Русский В каждой книге насчитывается 60 страниц размерами 91,5 на 91,5 миллиметров. Листы разделены между собой тонкой бумагой, а вес одной книги может варьироваться от 1 до 5,5 грамм.
Европейский Книги с сусальным золотом этого стандарта насчитывают по 25 листов размерами 80 на 80 миллиметров.

Сусальное золото трансферное, ТМ «Раритетъ»

Кроме того, выделяются такие виды сусального золота, как:

  • свободное;
  • трансферное.

Они различаются по методу использования при нанесении на желаемый объект. Проще наносить трансферное, которое, по сути, переносится как наклейка, так как оно прикреплено на шелковую бумагу. Вы приближаете лист золотом вниз к необходимой, желательно ровной, поверхности и придавливаете. Спустя время шелковую бумагу можно легко снять, Au останется на предмете. А вот свободное золото необходимо отслаивать от листа специальным инструментом, похожим на нож, а затем присоединять его к объекту с помощью кисточки из натурального ворса.

Отдельно также выделяют золотую имитацию — поталь. В отличие от сусального золота, имеющего 960 пробу, поталь в своем составе не имеет драгметалла. Это могут быть тонкие листы или сплавы нескольких металлов, которые окрашены специальным лаком желтого цвета после того, как они были закреплены на объекте. При этом стоимость продукта, произведенного таким методом, существенно ниже из-за не столь дорогой химической формулы.

Для сравнения: состав сусального золота очень благородный. Кроме собственно Au, в него могут входить такие лигатуры (дополнения): серебро, медь, никель, кадмий, палладий, цинк. Примеси влияют на оттенок, приобретаемый сусальным золотом, который может варьироваться от ярко-желтого до белого или с красноватым отливом. Толщина листов также разнится в зависимости от целей, для которых они будут использоваться.

Чтобы украсить купол церкви, мастера выбирают листы с максимальной толщиной. А для украшения мебели или иконостаса пригодятся более тонкие.

Высокохудожественный элемент

Часто золочение сусальным золотом различных предметов можно встретить в культовых сооружениях разных религий. Золотой цвет имеет глубокий символизм, потому не удивительно такое пристальное внимание к этому материалу. Если говорить о восточной ветви христианства, то в православии золото является символом небесного мира.

На иконах им украшены нимбы святых, складки на их одеждах, а также обрамление образов. В отдельных случаях сусальным золотом может быть отделан весь фон иконы. Считается, что золотистый цвет подчеркивает святость изображенных на образах, их чистоту и непорочность. Для декорирования церковной утвари мастера отдают предпочтение листам сусального золота небольшой толщины, а вот для придания прочности и красивого вида куполам используются листы более толстые.

Также широко представлены позолоченные элементы в мировой архитектуре, где встречается золотая лепнина. В особенности ими богаты дворцы правителей. В частности, в России блистают многочисленными позолоченными элементами интерьеры Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, Большой Гатчинский дворец, дворец в Петергофе и многие другие официальные резиденции русских царей.

Читайте также:
Платина золото что это

Петергофский дворец славится на весь мир и своими позолоченными скульптурами, украшающими его интерьеры, и фигурами фонтанного сооружения «Большой каскад». Он состоит из покрытых сусальным золотом 12 ваз и 14 скульптур, отсылающих восторженных посетителей к древнегреческой мифологии. В европейской культуре выделяется изображение французской героини Жанны д’Арк, которое в 1874 году создал скульптор-анималист Эммануэль Фремье. Величественный позолоченный памятник Орлеанской Деве, гордо восседающей на коне, можно и сегодня лицезреть в Париже на площади Пирамид.

Не обходится без отделки и создание богатых интерьеров. Если в наше время сусальным золотом или поталью украшают изголовья кроватей, резные элементы столов и стульев, рамы зеркал и картин, то в древности, конечно же, им сияли троны правителей. Например, в Каирском музее хранится трон фараона Тутанхамона, выполненный из резного дерева, покрытого листовым золотом. А вот в Лондоне в здании Палаты Лордов можно увидеть огромный позолоченный трон с балдахином, принадлежащий королеве Великобритании.

Отдельное и высокое место в мировом искусстве занимают художественные работы с использованием сусального золота. Если до XIX — начала ХХ века этот дорогостоящий материал применялся преимущественно в декорировании религиозных образов, то затем он получил распространение и в светской живописи. Одним из ключевых авторов, использовавших в своей технике золото, считается импрессионист начала ХХ века, австрийский художник Густав Климт. Многим известна его работа «Поцелуй».

Неравнодушны к использованию сусального золота и современные творцы. Французский художник Йоанн Лоссел создает с его помощью графические картины с сюжетами, заимствованными из скандинавского эпоса. А латиноамериканский иллюстратор Мануэль Нуньес использует его в создании очень необычных женских образов.

На зеркальной раме и в тарелке

Позолоченные детали могут быть прекрасным акцентом и для современного жилья, но нужно осторожно относиться к ним, чтобы в итоге домашний интерьер не выглядел вызывающе. Например, очень возвышенно и в то же время актуально сочетание золотистых акцентов в белом пространстве. При разумном подходе этот тандем будет смотреться воздушно в столовой, гостиной или даже ванной комнате.

Прекрасно также выглядит композиция, в которой доминируют черный и белый, а детали — с позолотой: это может быть отделка ножек столиков и стульев, рамы картин и зеркал, узор на дизайнерских подушках и так далее. Мило смотрится сочетание бирюзового, а также глубокого синего цвета с золотистыми нотками. Главное, четко соблюдать меру и не допускать, чтобы золотой оттенок начал доминировать в интерьере, иначе ваше современное жилье превратится в пошлую копию салона мадам Помпадур.

Пожалуй, наиболее неожиданной сферой применения сусального золота является кондитерское искусство. У пищевого золота, используемого в качестве добавки, даже есть свой код — Е175. Чаще всего им украшают торты, применяя в виде блестящих хлопьев или бусинок. Но говорить о его масштабном производстве для кулинаров не приходится, так как такие десерты очень дорогие.

Как в наши дни предметы делают золотыми

За столетия широкого использования сусального золота в декорировании было придумано несколько способов его нанесения на объекты. Но на сегодняшний день практически все они неактуальны, и современные мастера используют два наиболее продуктивных. Обе методики основаны на ключевом свойстве сусального золота, которое заключается в том, что очень тонкий слой этого металла является крайне цепким и быстро прилипает к основе. В идеале поверхность должна быть гладкой, чтобы золотой лист лег без брака. С другой стороны, если есть желание придать изделию эффект старины и потертости, то неровная поверхность как раз сослужит добрую службу.

Первым наиболее распространенным сейчас методом золочения является крепление листов на полимент — клейкую основу из глины с мылом, китовым жиром и пчелиным воском. На этот слой, нанесенный на предмет, затем крепятся золотые листы. Минусом метода является его высокая стоимость. А вот к положительным характеристикам специалисты относят потрясающий внешний вид.

Изделие, покрытое таким способом, блестит, как настоящий драгметалл. Как правило, эту методику используют для золочения отдельных элементов мебели, так как результат более подвержен воздействию окружающей среды и на открытом воздухе будет недолговечен.

Как выглядит сусальное золото

Второй метод заключается в нанесении сусального золота на мордан — специальный лак, созданный на основе конопляного и льняного масла. Обработать этим составом выбранный объект более просто. Для этого поверхность предварительно грунтуется и зачищается, после чего можно наносить лак. Основной момент этого метода заключается в том, чтобы точно выждать необходимое для сушки время. Если передержать, тогда поверхность не будет липкой и листы с ней не сцепятся, а если попробовать прикрепить их на невысохший лак, то они просто испортятся.

Вариант нанесения позолоты на лак мордан можно использовать для отделки предметов из дерева, мрамора или гипсовой лепнины. Он дешевле крепления на полимент, но визуальный эффект другой — покрытие будет более матовым.

Старинные секреты

Если же говорить о том, к каким вариантам золочения прибегали люди в древности, то методики были довольно экзотические на взгляд неискушенного в этом вопросе современного человека. Например, коренные жители Америки мастерски украшали позолотой изделия задолго до того, как этим стали заниматься в более технически развитой Европе. Чтобы превратить какой-нибудь медный предмет в позолоченный, индейцы погружали его в кипящий раствор золота и сульфата калия. Последний они добывали из соленых озер. Через какое-то время изделие приобретало золотой слой и становилось неотличимым от предмета, полностью изготовленного из настоящего драгоценного металла.

Читайте также:
Металл черное золото это

Существовал у индейских племен еще один любопытный способ золочения. Для этого мастер брал лист сплава меди с небольшим добавлением золота и поддавал этот металл термической обработке. Затем покрывал лист слоем оксида меди (в природе он встречается в виде минерала под названием куприт).

От взаимодействия с кислородом оксид меди окислялся, после чего его счищали с листа и снова ковали. В результате повторения этой процедуры несколько раз поверхность меди обогащалась золотом. Примечательно, что таким способом индейцы превращали недорогие медные безделушки в ценности на протяжении двух тысяч лет. Так что когда испанские конкистадоры целыми каравеллами вывозили в Старый Свет награбленные у индейцев золотые изделия, еще большой вопрос, все ли они были настоящими.

В наши дни драгоценный металл можно встретить даже в собственной десертной тарелке — в качестве украшения изысканного блюда. Современные мастера частенько используют его для декорирования мебели из дерева и других материалов. Но для того, чтобы своими руками украшать сусальным золотом предметы, необходима особая сноровка и знания, так как процесс этот очень трудоемкий.

Источник: grammzolota.ru

Золото сусальное

ЗОЛОТО СУСАЛЬНОЕ, сусаль, тонкие пленки золотистого цвета, применяемые для золочения поверхности различных предметов как неметаллических, так, реже, и металлических.

На производство золота сусального идут различные материалы. Сюда относятся: 1) настоящее золото, либо чистое (червонное) либо содержащее около 1,2 % серебра или меди, смотря по оттенку цвета, который желают придать металлическим листкам; такие листки называются листовым золотом и настоящей золотой фольгою; толщина их бывает до 3 мкм и при золотобойном способе производства золота сусального уже не м. б. уменьшена; 2) золото накладное по серебру, получаемое совместной прокаткой золотой и серебряной пластинок; золото сусальное этого рода получается с одной стороны золотистое а с другой — серебряно-белое; 3) золото накладное по меди, т. н. тальма-золото; толщина золотой пленки достигает 1 мкм; 4) латунь, томпак и другие медные сплавы, разбиваемые в тонкие листки желто- или красно-золотистого цвета и носящие название поталь; 5) серебро, олово, различные белые сплавы, обрабатываемые также, как золото, и после закрепления на поверхности предмета покрываемые прозрачным желтым лаком; 6) двусернистое олово SnS2, имеющее вид золотисто-желтых пластинок; применяется гл. обр. в виде золотой краски для золочения дешевых предметов.

Свойства . Свойства сусального золота даже в том случае, когда материалом для него было настоящее золото, представляют некоторые особенности, которые должны быть учитываемы при применении его. Листовое золото при толщине 0,1 мкм обладает в отраженном свете характерным металлическим блеском, но в проходящем свете просвечивает и имеет синевато-зеленый цвет.

При нагревании листок сусального золота расширяется, но около 300°С наступает остановка этого процесса, а при более высоких температурах происходит сжатие. Как показало исследование Дж.

Ч. Чепмана и Г. Л. Портера, температура остановки процесса расширения и перехода его в процесс сжатия не зависит от степени растяжения листка (нагрузки изменялись от 0,0066 до 0,0267 г на см ширины листка). Фарадей, а затем и Тернер наблюдали, что при 550°С золотой листок становится серым, просвечивающим, но этого явления не происходит, если золото имеет прочную связь с какой-либо твердой поверхностью.

Микроскопическим исследованием выяснена причина просвечивания — образование в золотом слое многочисленных щелевидных разрывов. Отсюда следует, что при применении золота сусального температура не д. б. поднимаема выше критической (340°С).

Сокращение линейных размеров золотого листка при нагревании Чепман и Портер объясняют наступающим при 340°С перевесом поверхностного натяжения, всегда стремящимся стянуть листок, над его жесткостью; хотя обе противодействующие силы убывают с повышением температуры, но убывание жесткости происходит быстрее. Шотти и Таман связывают стягивание золотого листка с перекристаллизацией, ведущей к разрастанию больших кристаллитов за счет меньших. Уже при 100°С, как установил Креднер, наблюдается изменение электропроводности в золотых проволочках, указывающее на изменение структуры их, а разрастание кристаллитов при 400°С доказано микроскопически. Г. Фрейдлих отмечает также скругляющую ребра и углы кристаллитов силу поверхностного натяжения.

Производство золота сусального (т. н. золотобитие ) основывается на хорошем развитии в кристаллитах золота плоскостей скольжения. Производя посредством ряда ударов сдвиг ламелей первоначальных кристаллитов по их плоскостям скольжения, можно распространить их на большую площадь, подобно тому как, сдвигая колоду карт, можно покрыть ими большое пространство.

Золото (или соответственный сплав) отливают в виде палочки, затем ее прокатывают между небольшими валами в полосы в 2,5 см шириной. Эту полосу разрезают на куски длиною около 15 см, которые соединяют в пачки и прокатывают до толщины листа бумаги. Затем пластинки разрезают на куски в 6,5 см 2 и кладут каждый между квадратными листами пергамента («варгамента») со стороною 7,6 см.

Такую форму (в 150 листов) связывают и отбивают на поверхности гранита гладким, слегка выпуклым молотком весом в 2—6 кг до тех пор, пока золотые листы не распространятся на всю площадь пергамента; на это обычно требуется около 20 мин. Затем следуют отжиг листов и расковка их между квадратными листами пергамента со стороною около 10 см.

Читайте также:
Самый крупный кусок золота

После этого каждый листок разрезают на 4 части, которые кладут между двумя листами главной формы, состоящей из т.н. плевки; в целой форме находится 600 золотых листков. Главная форма подвергается проковке, пока золотой листок не получит вид квадрата со стороною 7,6 см.

Работа продолжается часов 5 сряду, но с перерывами через каждые 10—15 мин. для остывания стопки, обычно сильно нагревающейся. После проковки листков (когда они начинают показываться из плевки) их разрезают на 4 части и вновь подвергают проковке.

После этого производят разрезывание золотых листков на сухой замшевой подушке, натертой мелом; для разрезывания применяют тупой, очень гладкий и тонкий стальной нож. Разрезанные листки укладывают в тетрадки из тонкой бумаги, обыкновенно по 25 листков в тетрадке.

Вышеуказанную золотобивную плевку выделывают из оболочки слепой кишки рогатого скота; из одной кишки выходит только 2,5 плевки. Кишку вымачивают и очищают, затем от нее отделяют внутреннюю пленку, которую склеивают вдвое вишневым клеем, просушивают в растянутом виде, отчищают затем мелом и резаком, намазывают составом из осетрового и вишневого клея с белым виноградным вином и затем отделывают белком.

Наилучшими считаются английские плевки. По довоенным ценам стопка в 1200 плёвок стоила 200 руб. При проковке плевки приобретают хрупкость; с этим борются, смачивая их уксусом, но так, чтобы они не сделались сырыми. Золотобитие в последней стадии требует большой равномерности в распределении ударов, постепенного перехода к более легким молоткам и некоторых специальных механических приемов. Однако и при ловкости выход хороших золотых листков составляет только 50%, тогда как остальные приходится переплавлять или растирать в золотой порошок.

Наиболее тонкие однородные пленки золота (а также никеля) м. б. получены толщиной от 0,04 до 0,01 мкм; при толщине 0,04 мкм они могут иметь диаметр до 6 см, при толщине 0,02 мкм — до 2 см. Как показывает микроскопическое исследование, эти пленки очень однородны и обладают совершенно гладкой стекловидной поверхностью без пор; исследования в поляризованном свете подтверждают отсутствие в них неоднородностей. Такие пленки в 0,01 мкм содержат, по подсчету, не более 30 молекул на толщину пленки (Лутбридж получал в 1877 году пленки до 0,002 мкм, но неоднородные). Пленки эти прозрачны для всех лучей видимого спектра, но менее прозрачны для лучей ультрафиолетовых; максимум поглощения лежит в зеленой части спектра и с возрастанием толщины смещается к красному концу его. Проницаемость золотых пленок характеризуется данными приводимой далее таблицы.

Соответственно меняется и спектр отражения: красноватый на отражении пленки при толщине 0,01 мкм переходит в желтовато-зеленый при толщине 0,04 мкм. Самые тонкие пленки очень хрупки и нежны, но при несколько большей толщине, вследствие своей однородности, способны выдерживать некоторое давление. Получение тонких пленок золота сусального разработано К. Мюллером.

Процесс состоит в электролитическом нанесении на медную пластинку слоя золота, прикрываемого затем тонким (10 мкм) защитным слоем электролитически же наносимой меди. После утонения этой металлической системы обычными приемами защитные медные пленки удаляют растворением, и золотая пленка освобождается. Подобным же приемом получают пленки из никеля, платины и железа. Соединяя в себе прозрачность, достаточную прочность и упругость с электропроводностью, такие пленки могут получить важные применения. Наконец, следует еще отметить однородные и не содержащие пор пленки, изготовляемые по способу Руппа (1928 г.) катодным осаждением металла на поверхность каменной соли, после чего соль растворяется; толщина таких пленок 0,006 мкм.

Применение . 3олото сусальное применяется в переплетном деле (тисненые золотые надписи и орнаменты, золотые обрезы книг), в футлярном (тисненые надписи по ткани, коже, бумаге и картону), в пряничном («сусальные пряники») и для золочения различных предметов. Неметаллические поверхности золотят либо масляною позолотою либо водяною.

В первом случае поверхность, совершенно выравненную, кроют льняною олифою с отмученной охрой — для золота и со свинцовыми белилами — для серебра. На несколько подсохшую поверхность олифы накладывают золото сусальное. Масляное золочение полировки не допускает.

Для водяной позолоты предмет пропитывают жидким животным клеем, а затем поверхность его левкасят , т. е. покрывают 7—8 слоями жидкого животного клея с отмученным гипсом или мелом, причем каждое покрытие должно вполне засохнуть, прежде чем будет нанесено следующее. Левкасный грунт шлифуют сухою пемзою и затем влажною кистью и, наконец, хвощом.

После этого на грунт наносят т. н. полимент — смесь мелко истертого болюса, графита, клея и воска. На полимент накладывают золото сусальное, которое после совершенного высыхания полимента отполировывают кровавиком или агатом (зубок). Готовые места кроют очень жидкой клеевой водой, иногда с прибавкой драконовой крови, если желают придать позолоте красноватый оттенок.

Водяное золочение гораздо труднее и сложнее, чем масляное, а самая позолота менее прочна. Золочение металлов, гл. обр. стали, производят посредством легкого травления золотимых мест азотною кислотою; после этого предмет нагревают до воронения и на него накладывают и нажимают листок золота сусального. Этот процесс повторяют 3—4 раза. После этого позолоченные места полируют стальным полировальником. Для лучшего укрепления золота золотимые места процарапывают острым инструментом, но тогда, для того чтобы скрыть царапины, требуется большее число слоев золота.

Читайте также:
Оттеночный бальзам розовое золото отзывы

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 8 — 1929 г.

Источник: azbukametalla.ru

Как выбрать сусальное золото для золочения

купола, покрытые сусальным золотом

Сусальное золото – это тончайшие листы драгоценного металла. Сусальное золото используют для декоративного покрытия предметов искусства, элементов архитектуры, деталей интерьеров.
Сусальное золото прилипает к гладкой поверхности и удерживается на ней за счет сцепления молекул. Традиционно сусальное золото изготавливали и продолжают производить в Китае.

В России были свои мастера по изготовлению сусального золота. Самые известные из них жили в Ярославской губернии.

Купола Собора Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону до последней реставрации были покрыты настоящим сусальным золотом.

купола, покрытые сусальным золотом

Современное производство

Традиционно осуществлялась ручная отбивка золотой книжки. Молотобойцы при этом могли рассчитывать исключительно на собственный глазомер. Отдельные мастера используют этот метод и в настоящее время. Однако достичь идеального результата при ручном способе отбивки практически невозможно.

Современное производство сусального золота полностью автоматизировано, что позволяет добиться удивительно равномерной толщины листов драгоценного металла, свидетельствующей о высочайшем качестве изделий.

В прежние времена на создание готовой книжки уходило несколько дней. Современный производственный цикл совершается в течение 10 часов.

Классическая технология предусматривала размещение перед отбивкой стопки квадратов в оправу, изготовленную из бычьих кишок, что сопровождалось неприятным запахом внутренностей животных. Сегодня для этих целей используют специальные пластмассовые формы, что ускоряет производственный процесс и делает его более гигиеничным.

Завершаются работы нарезанием лепешки металла, расплющенной в тончайшие листочки, на одинаковые квадраты, длина и ширина которых имеют один размер (9,5 см). Это так называемый русский стандарт.

Толщина готовых квадратов может варьироваться и составлять 0,36-1,6 мкн. Применение сусального золота предполагает использование материала определенной толщины. Для выполнения внутренних работ по оформлению мебели, предметов декора, икон, картин применяют самые тонкие листы. Для наружной отделки зданий и сооружений требуется более толстый материал.

Невысокая прочность затрудняет использование золота в чистом виде. Обычно оно применяется в составе сплавов с иными металлами. Показателем содержания золота в книжке является его лигатурный вес.

Как изготавливают сусальное золото

Золото – это мягкий и пластичный металл, поэтому его можно довести до состояния тонкого листа около 100 нанометров толщиной. Листы золота получаются гладкими, без дефектов и трещин.

Для изготовления сусального золота используются разные сплавы. Часто это бывает высокопробное золото – 960 или 999 пробы.

Чем выше проба сусального золота, тем менее чувствительной будет позолота к влиянию погодных и климатических условий.

Для изготовления качественного сусального золота важно соблюсти все тонкости сложного технологического процесса:

  • сначала из золота нужной пробы отливают брусок толщиной в 1 см;
  • затем его раскатывают в длинную полоску;
  • полоски золота разрезают на квадраты, складывают в стопку, прокладывая между ними листы шелковой или папиросной бумаги;
  • полученная стопка, называемая книжкой, проходит процесс отбивки молотом.

Книжка может состоять из трехсот листов.

В результате отбивки золото должно расплющиться равномерно, без вмятин и утолщений. Только в этом случае получается качественное и прочное сусальное золото.

Сусальное золото выпускается в двух вариантах:

  • трансферное, наклеенное на листы бумаги;
  • свободное, уложенное между листами книжки.

Цена свободного сусального золота выше, чем трансферного.

В прошлые времена отбивка осуществлялась вручную специальным молотом. И в настоящее время есть мастера, которые делают сусальное золото по старинке.

Современное производство сусального золота автоматизировано. Автоматизация производства в несколько раз увеличила скорость изготовления сусального золота и повысила его качество. Листы золота получаются совершенно равномерными при минимальной толщине.

Для разных целей используется сусальное золото разной толщины. Для отделки предметов искусства и декора нужны самые тонкие листы. Для покрытия куполов церквей или других элементов архитектуры берут более толстое сусальное золото.

Производство сусали — как это было

С течением времени производственным процесс несколько видоизменился, но не стал менее сложным – изготовление сусального золота по-прежнему требует определенной сноровки и опыта от мастера-золотобойца. В упрощенном виде механика производства тончайших листов следующая.

Мастер-золотобоец расковывает на наковальне кусок золота в проволоку, затем эту тонкую ленту раскатывают в пластину толщиной 2-3 мм. Пластину нарезают на квадраты, которые складывают в книжку, или «золотник», обязательно при этом перемежая с листами папиросной бумаги.

В свою очередь, стопка квадратов вкладывается в специальную оправку, сделанную из кишок (ранее использовалась плева с говяжьей печени,) и мастер бьет специальным молотком по золотнику, от 2-ух до 10-ти тысяч (в зависимости от дальнейшего использования сусали) – именно такое количество нужно, чтобы золото стало толщиной с паутину, т.е. тысячную долю миллиметра.

Толщина же золотых листков может быть разной не только в зависимости от умения мастера, но и условий его будущего применения: для наружных работ оно более толстое, для золочения икон, картин, рам, мебели – тоньше. Сусальное золото в них всегда одного размера – 9,5х9,5 см, но может быть разной толщины – от этого зависит так называемый лигатурный вес сусального золота.

Золочение сусальным золотом

Существуют две основные технологии золочения предметов и различных поверхностей сусальным золотом:

  • масляное золочение;
  • клеевое золочение.
Читайте также:
Очистка железного купороса для осаждения золота

Во втором случае позолоченная поверхность получается более блестящей.

Клеевое золочение сусальным золотом используют только для внутренних работ. Этим способом золотят в основном древесину, иногда пластмассу.

Масляное золочение может применяться почти на любой поверхности — дереве, металле, гипсе, пластмассе. Это довольно простой, удобный и распространенный способ золочения. Масляным этот способ называется потому, что золотой лист наклеивается на масляный лак — мордан. Состав лака может быть разным, все зависит от условий, в которых будет находиться позолоченный предмет.

Предметы, покрытые сусальным золотом, должны выглядеть гладкими, стыков между листами не должно быть видно.

Особенности создания «золотой паутинки»

Технология производства сусального золота позволила мастерам решить проблему организации богатого убранства культовых сооружений и жилья высокопоставленных лиц. Ведь отливать, скажем, цельный золотой купол на церковь — практически нереальная задача для любого государства из-за невероятного количества драгметалла, необходимого для этой цели. Потому позолота, которая визуально обеспечивает эффект полностью золотого изделия или архитектурного элемента, стала настолько популярной.

Процесс создания сусального золота, которое мы можем встретить на прилавках ювелирных или художественных салонов в виде тончайших листов, довольно трудоемкий. Толщина одного листика бывает от 0,1 до 0,25 микрона (1 микрон равняется 0,001 миллиметра). Поэтому руками такое тончайшее изделие брать нельзя, поскольку оно деформируется или даже порвется.

Хрупкость достигается особой технологией создания сусального золота. Берется небольшой золотой брусок, который специальным оборудованием раскатывается в тонкую полосу. Затем из нее нарезают новые квадраты, которые отбиваются молотом до необходимой толщины. При этом каждый увеличивается в размерах в десять раз.

После формируются квадратные листы, которые перекладываются тонкой папиросной или шелковой бумагой и сшиваются в своеобразные книжечки. Именно в таком виде они и поступают в продажу. Раньше изготовление проводилось вручную, сейчас же практически все этапы автоматизированы.

Существует два варианта выпуска сусального золота

Стандарты Характеристики
Русский В каждой книге насчитывается 60 страниц размерами 91,5 на 91,5 миллиметров. Листы разделены между собой тонкой бумагой, а вес одной книги может варьироваться от 1 до 5,5 грамм.
Европейский Книги с сусальным золотом этого стандарта насчитывают по 25 листов размерами 80 на 80 миллиметров.

Кроме того, выделяются такие виды сусального золота, как:

  • свободное;
  • трансферное.

Они различаются по методу использования при нанесении на желаемый объект. Проще наносить трансферное, которое, по сути, переносится как наклейка, так как оно прикреплено на шелковую бумагу. Вы приближаете лист золотом вниз к необходимой, желательно ровной, поверхности и придавливаете. Спустя время шелковую бумагу можно легко снять, Au останется на предмете. А вот свободное золото необходимо отслаивать от листа специальным инструментом, похожим на нож, а затем присоединять его к объекту с помощью кисточки из натурального ворса.

Отдельно также выделяют золотую имитацию — поталь. В отличие от сусального золота, имеющего 960 пробу, поталь в своем составе не имеет драгметалла. Это могут быть тонкие листы или сплавы нескольких металлов, которые окрашены специальным лаком желтого цвета после того, как они были закреплены на объекте. При этом стоимость продукта, произведенного таким методом, существенно ниже из-за не столь дорогой химической формулы.

Для сравнения: состав сусального золота очень благородный. Кроме собственно Au, в него могут входить такие лигатуры (дополнения): серебро, медь, никель, кадмий, палладий, цинк. Примеси влияют на оттенок, приобретаемый сусальным золотом, который может варьироваться от ярко-желтого до белого или с красноватым отливом. Толщина листов также разнится в зависимости от целей, для которых они будут использоваться.

Чтобы украсить купол церкви, мастера выбирают листы с максимальной толщиной. А для украшения мебели или иконостаса пригодятся более тонкие.

Имитация сусального золота

Цена сусального золота достаточно высока, поэтому для декорирования поверхностей часто используются его имитации:

  • поталь, фольга из сплавов без содержания драгметаллов;
  • сусальные листы;
  • золоченая фольга;
  • набивной металл;
  • акриловые краски в аэрозолях.

Имитация сусального золота подходит для золочения предметов интерьера, багетов, лепнины, элементов декора.

Художники , декораторы, а также все, кому интересен процесс позолоты сусальным золотом, могут купить сусальные листы и другие материалы для золочения в интерьерном салоне «Декоратор» в Ростове-на-Дону.

Попробовать свои силы в изготовлении позолоченных украшений каждый может с помощью сусальных листов или золоченой фольги.

Настоящее сусальное золото незаменимо для реставрации антиквариата, при создании предметов искусства, золочении куполов, статуй и арт-объектов.

Технология золочения

Специалисты подразделяют сусальное золото на трансферное и свободное. Свободное сусальное золото просто укладывается в книжке, только листы бумаги разделяют пластинки друг от друга. Трансферное сусальное золото приклеивают к листочку книги.

Технология сусального покрытия проистекает в первую очередь из практичности. Одно дело отлить статую из золота, и другое – покрыть фигуру слоем сусали, лигатурный вес который не более 5 грамм. Покрытие сусальным золотом позволило относительно массово создавать как роскошные предметы интерьера, так и масштабные проекты: купола, статуи,фонтаны.

Так как химические свойства золота таковы, что оно не вступает в реакцию с солями, щелочами, кислотами и не подвергается окислению на воздухе, кроме эстетического эффекта, покрытие сусалью выполняет еще и защитную функцию.

Источник: xn—-7sbbajpvdlh1a7asu0dxa6ji.xn--p1ai

Рейтинг
Загрузка ...