Драхма золота это сколько

В Иудее I века были в ходу как римская, так и ближневосточная денежные системы. Подати Риму платили римскими денариями (динариями), в Иерусалимский храм приносили тирские серебряные статиры. Использование двух разных денежных систем в разных сферах жизни привело к развитию деятельности менял (меновщиков), которые ставили свои столы прямо в Иерусалимском Храме и брали за услуги комиссию.

«Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришёл в Иерусалим и нашёл, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Ин. 2:13-16).

Иудейские денежные единицы

Основой для храмовых расчётов в Иудее был сикль («шекель») — иудейская мера золота и серебра. 1 сикль составлял годовой храмовый налог за двоих. Эквивалентом 1 сиклю в 1 веке были тирский статир и тетрадрахма. Законоучители рекомендовали платить храмовый налог тирскими статирами.

Серебряный шекель. Истинная стоимость

Талант (Исх. 38:25–29, Мф. 18:29) в античности первоначально был мерой веса, в Риме он был равен одной стандартной амфоре воды, примерно 26 литров. Со временем стал денежной единицей, исключительно счётной. Еврейский серебряный талант весил примерно 44 кг.

Это равнялось 60 минам, или 3000 священных сиклей, или 6000 драхм (Мф. 18:23–31; Мф. 25:14–30). Это самая большая по ценности денежная единица. Упоминание таланта в Евангелии призвано подчеркнуть, что речь идёт об огромной сумме денег.

В Притче о немилосердном должнике речь идёт о десяти тысячах талантов («десять тысяч» — самое большое конкретное число, встречающееся на страницах Нового завета), прощённых немилосердному должнику, который в свою очередь не простил своему должнику в сотни тысяч раз меньший долг.

Мина (3Цар. 10:17, Иез. 45:12) — исключительно счётная денежная единица, как и талант, определяется как 60-ая часть таланта. Она равнялась 50 священным сиклям и ста драхмам — обыкновенным народным сиклям (Лк. 19:11–28).

Мина из Антиохии

Статир (статер) — античная монета (Мф. 17:27), равная по номиналу греческой тетрадрахме. В Тире находился ближайший к Иудее монетный двор. И законоучители того времени рекомендовали платить храмовый налог тирскими статирами. Один статир составлял один иудейский сикль (годовой храмовый налог за двоих).

Сребренник. В качестве сребренника могла рассматриваться любая монета, имеющая достаточно большую ценность, например тирские статиры и птолемеевские тетрадрахмы. Предполагается, что 30 сребренников, полученных Иудой от священников, были тирскими статирами.

Тетрадрахма, «четыре драхмы» — греческая серебряная монета, равная статиру.

Древние монеты ТОП-20 и их цены на аукционах

Александрийская тетрадрахма, 20г. от Р.Х.

Статир времен Ирода Архелая

Дидрахма, «две драхмы» (Мф 17:24) — греческая серебряная монета, равнялась половине сикля. По закону Моисееву всякий Иудей, достигший двадцатилетнего возраста, ежегодно платил полсикля на храм — полсиклевый, или сиклевый, храмовый налог (Исх. 30:11–16).

«Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних? Петр говорит Ему: с посторонних.

Иисус сказал ему: итак сыны свободны; но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя» (Мф. 17:24-27).

Полсикля из Тира, 102 г. до Р.Х.

Читайте также:
Золото убило больше душ чем железо тел

Драхма — небольшая, серебряная греческая монета, которая равнялась четверти сикля (шекеля). Были также и золотые драхмы, известные у греков под названием «дарикос». Драхма составляла 6000-ную часть аттического таланта, 100-ую часть мины и разделялась на 6 оболов (Лк. 15:1–10). С IV века до н.э. появляются серебряные драхмы с арамейской надписью Иудея.

Classical Numismatic Group, Inc.
Драхма династии Селевкидов, Антиох VII Сидет, Сирия, 138-129 г. до Р.Х.

Прута — мелкая разменная монета, медная или бронзовая, которую чеканили в Иудее.

«Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела» (Лк. 21:1-4).

Лепта — самый мелкий номинал для обозначения денежных сумм. Вероятнее всего, в описанных в Новом завете случаях как лепта, так и две лепты были разновидностями прут местной, иудейской чеканки. То есть бедная вдова опустила в сокровищницу две монеты по полпруты (эквивалент одной лепты) или одну монету достоинством в пруту (две лепты).

Classical Numismatic Group, Inc
Дилептон (две лепты), или прут

Classical Numismatic Group, Inc
Лепта, полушка, половина прута.

Римские денежные единицы

Динарий. Динарий (denarius) — серебряная монета, часто упоминаемая в евангелиях (Мф 18:28;20:2; Мк 6:37; 12:15; Лк 7:41; 22:24,; Ин 6:7; 12:5, также Откр 6:6). По весу и ценности динарий приравнивался к греческой драхме или ¼ сикля, но во время земной жизни Спасителя он имел меньшую ценность. На лицевой стороне монеты изображался царствующий император (Мф 22:19–21).

Динарий составлял ежедневную плату римскому воину, как драхма — ежедневную плату афинским воинам. Он же составлял обычную поденную плату рабочим (Мф 20:2). Динарию также равнялась поголовная подать, которую иудеи обязаны были платить римлянам (Мф 22:19).

Classical Numismatic Group, Inc. Динатий Тиберия

Classical Numismatic Group, Inc. Динарий Тиберия

Динарий Августа

«Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; Итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?

Но Иисус, видя лукавство их, сказал: чтò искушаете Меня, лицемеры? Покажите Мне монету, которою платится пòдать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли» (Мф.

22:15-22).

Кодрант (квадранс) — медная монета: 1 динарий = 64 кодранта.

Ассарий или Ас (Assarius) — медная монета, бывшая в употреблении в Римской империи. Из римского фунта меди выдавалось 48 ассариев. 1 динарий=16 ассариев. 1 ассарий = 4 кодранта (Лк. 12:1–12, Мф.

10:28–33).

ассарий кесаря Августа

Источник: hrampokrov.ru

Деньги в библейские времена

Огромная цена за нард. Сушеный нард транспортировали по Азии на верблюдах, хранили в алавастровых сосудах, чтобы сохранить его аромат. По этой причине нард был необычайно дорогим.

Об этом говорил Иоанн, описывая, как Мария помазала ноги Иисуса » Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.
(Иоан.12:3)»

Деньги в библейские времена

Деньги в библейские времена

Золото и серебро — металлы, которые наиболее часто упоминаются в Библии: из них чеканили монеты, и тогда они имели более высокую стоимость, чем в форме украшений.

Золото обозначают разными терминами, оно всегда импортное, в Израиле его нет. Монополия его добычи принадлежала египтянам, фараону и его священникам. Они сливали золото с серебром в различных пропорциях. Евреи покупали слитки этих металлов для производства предметов искусства, украшений, культовых принадлежностей, которые мы находим при раскопках.

Читайте также:
Шелковое золото маска для волос сиберика отзывы

В библейские времена не существовало финансовых институтов, подобных, например, современным банкам. Однако тогда были менялы и ростовщики, которые принимали у людей деньги под проценты, а также давали в долг под более высокие проценты. Согласно одному библейскому словарю, еще в IV веке до н. э. процентные займы были в Греции обычным делом. В период римского мира годовые процентные ставки по всей Римской империи составляли от 4 до 6 процентов.

Обычно 30 сребреников отождествляются с тирскими статерами (сиклями, шекелями) или древнегреческими тетрадрахмами. За 30 сребреников в то время можно было купить небольшой участок земли в окрестностях Иерусалима.

Деньги в библейские времена

Древнейшая фиксация имени библейского Ноя в небиблейской культуре

Библейский рассказ о Ное нашёл отражение даже на античных монетах. Всемирно известный Д. Фрезер пишет: «Другим городом в Малой Азии, который гордился своей связью с великим потопом, была Апамея Киботос во Фригии. Прозвище «Киботос» (Κιβωτός), присвоенное этому городу, по-гречески означает «ящик» или «ковчег»» (см. Фольклор в ВЗ. М.1990,с.93).

На больших медных монетах, изображён момент выхода семьи праведника из ковчега. Можно видеть хорошо различимые изображения Ноя и его жены, поднявшие вверх правые руки – то ли в приветственном жесте, то ли желая поймать оливковую ветвь, которую несёт пролетающий над ними голубь.

Деньги в библейские времена

Изготовление монет

Вначале мастер доставал расплавленный металл из печи и заливал его в форму, чтобы получить гладкие диски — заготовки. Затем он помещал заготовку между металлическими штемпелями, на которых были выгравированы знаки или изображения.

Деньги в библейские времена

Далее он ударял по верхнему штемпелю молотком, и изображение отпечатывалось на заготовке. Поскольку процесс шел быстро, некоторые монеты получались со смещенным изображением. Мастера сортировали монеты, взвешивали их, удостоверяясь, что все они одного веса, и при необходимости удаляли лишний металл.

Монета и печать с изображением царя Артаксеркса. Царь, о котором говорится в Библии.

Деньги в библейские времена

До того как люди придумали деньги, они вели меновую торговлю, то есть обменивали товары и услуги равной стоимости. Однако это было сопряжено с неудобствами. Обмен мог состояться, только если каждая из сторон нуждалась в товарах, которые предлагала другая. Со временем торговцы стали использовать драгоценные металлы, например золото, серебро и медь.

Во время сделки драгоценный металл взвешивался на точных весах. К примеру, когда Авраам покупал участок земли для погребения своей любимой жены, Сарры, он отвесил оговоренное количество серебра (Бытие 23:14—16).

Деньги в Библии. Библейские денежные единицы

Деньги в библейские времена

Сикль — (греческая транскрипция слова шекель) – мера массы золота и серебра у семитских народов: упоминание о сикле как о мере веса восходит ко второму тысячелетию до н. э.

Шекель — стандартная денежная единица на Ближнем Востоке. В древности шекелем была серебряная монета массой от 9 до 17 грамм. Слово «шекель» происходит от глагола «взвешивать». Операция по восстановлению древней денежной единице сиклю (правильное произношение на иврите «шекель») было около десяти лет засекреченной операцией и 22 февраля 1980 года, наконец, был осуществлён переход от «Израильского фунта» или «Израильсой лиры» к шекелю.

Сребренник — ходячей иудейской монетой был сребренник, остаток маккавейской чеканки. Он равнялся сиклю и считался национальной монетой, употреблявшейся предпочтительно пред всеми другими при храме. За 30 таких сребренников Иуда продал Христа (Мф 26, 15; 27, 3-6,9). По тогдашним ценам это была достаточная сумма, чтобы купить небольшой участок земли даже в окрестностях Иерусалима.

Греческие монеты.
Драхма — основная денежная единица драхма (Лк 15, 8, 9) – серебряная монета, равная римскому динарию. Драхма составляла 6000-ю часть аттического таланта, сотую часть мины и разделялась на 6 оволов (оболов). В зависимости от места чеканки драхма имела разный вес: аттическая драхма – 4,37 грамм сеебра (то есть в два раза меньше нашего серебряного полтинника чеканки 1922 и 1924 года), эгинская – 6,3 грамма. В разное время вес монеты и её цена тоже колебались, поэтому вообще сравнивать покупную способность древних денег с современными можно только приблизительно. Драхма была очень маленькой суммой и на сегодня составляла бы приблизительно 1 доллар.

Читайте также:
Как сделать эффект старого золота

Дидрахма — серебряная монета достоинством в две драхмы называлась дидрахма (Мф 17, 24); внешне дидрахма могла походить на серебрянный полтинник. Дидрахма приравнивалась к полусиклю, так что принималась вместо последнего в уплату храмовой подати.

Статир (тетрадрахма) — четыре драхмы составляли статир (Мф 17, 27) – серебряную монету, называвшуюся также тетрадрахмой (он мог быть вроде серебряного рубля чеканки 1924 года). Статир приравнивался к полному священному сиклю или сребреннику. Такой статир был найден Петром в пойманной им рыбе и отдан в уплату храмовой подати за Иисуса Христа и за себя.

Мина — сто драхм или 25 статиров составляли мину (лк 19, 13). Одна мина была не огромной, но достаточной суммой. Для сравнения, одна мина была суммой приблизительно в 300 – 500 долларов сегодня.

Талант — высшей денежной единицей был талант, золотой или серебряным. Аттический талант равнялся 60 минам или 6000 драхм, а коринфский талант – 100 минам. Последний более подходит к ценности собственно еврейского (ветхозаветного) серебряного таланта, но к 1 веку по Р.Х. вес и стоимость таланта понизились.

Римские монеты.
Динарий (denarius) – серебряная монета, часто упоминаемая в евангелиях (Мф 18, 28; 20, 2; Мк 6, 37; 12, 15; Лк 7, 41; 22, 24; Ин 6, 7; 12, 5, также Откр 6, 6). По весу и ценности динарий приравнивался к греческой драхме или половине сикеля (шекеля), но во времена Иисуса он имел меньшую ценность. На лицевой стороне монеты изображался царствующий император (Мф 22, 19 – 21).

Динарий составлял ежедневную плату римскому воину, как драхма – ежедневную плату афинским воинам. Он же составлял обычную поденную плату рабочим (Мф 20, 2). Динарию же равнялась поголовная подать, которую иудеи обязаны были платить римлянам (Мф 22, 19).

Ассарий — Динарий разделялся на десять, в позднее – на шестнадцать Ассарий. Динарий разделялся на десять, в позднее – на шестнадцать ассариев или асов (Мф 10, 29; Лк 12, 6). Это была медная монета. В сегодняшнем сравнении это было бы приблизительно 100 долларовассариев или асов (Мф 10, 29; Лк 12, 6). Это была медная монета.

В сегодняшнем сравнении это было бы приблизительно 100 долларов.

Кодрант — четвёртую часть ассария составлял кодрант (quadrans) (Мф 5, 26; Мк 12, 42) – самая мелкая медная монета. Две такие монеты и положила в сокровищницу храма бедная вдова (Мк 12, 41 – 44).

Лепта — составляла половину кодранта. Другие названия: минута или полушка (Лк 12:59, Мк 12:42). Это была самая мелкая медная монета. Две такие монеты и положила в сокровищницу Храма бедная вдова по Мк 12:41-44).

Материал подготовлен: bible-facts.org

Источник: bible-facts.org

Стоимость жизни древних греков

  • 18.03.16 21:10
  • Автор Кесмеджи Панаёт Алексеевич
  • Просмотров31757

Стоимость жизни древних греков

О жизни далёких предков мы узнаём из литературных памятников античности. Благодаря писателям, сообщавшим в своих произведениях цены на различные продукты питания, предметов обихода, одежды, оружия, жилья, домашних животных и прочее. Всё это можно сопоставить с заработком грека античной эпохи и прожиточным минимумом.

Более всего литературных памятников сохранилось о жизни афинян. Можно считать, что и в других полисах Греции, стоимость жизни, не намного разнилась, от экономически сильных Афин, применявших эгинскую систему. Высшей денежной единицей той эпохи в Греции был серебряный талант равный 6000 драхм. В таланте было 60 мин (условных единиц). Мина содержала 100 драхм.

Читайте также:
Золото сколько серий в сериале на нтв

Драхма состояла из 6 оболов.

Основной крупной монетой Афин была тетрадрахма (4 драхмы). Самой мелкой серебряной был обол. Во времена Солона 610 г. до н.э. медимн – 52,5 литра зерна стоил 1 драхму; бык — 5 драхм. Спустя 150 лет при Перикле прожиточный минимум семьи составлял 1/3 драхмы в день или два обола.

Серебряный обол 0,65 грамм

Стоимость отдельных товаров:

  • 1 котила 0,27 литра оливкового масла — 0,5 обола
  • Овца — от 12 до 16 драхм (V в. до н.э.)
  • Папирус — 2 драхмы и 4 обола за 2 листа. При видимой дороговизне писчего материала использовали наряду с вощёнными дощечками, различный подручный материал. Писали на досках, на черепках различной керамики.
  • 1 медимн оливок 52,5 литра — 2 драхмы (Плутарх. О спокойствии души.)
  • Простой стол — 4 драхмы
  • 1 медимн ячменя — 5 драхм (330 г. до н.э.)
  • Лук медимн — 7 драхм (начало III в. до н.э., Кеос)
  • Обувь — 8 драхм за пару (Аристофан. Богатство.)
  • 1 метрет 42, 5 литра вина — 8 драхм (Плутарх. О спокойствии души.)
  • Коза — 12 драхм (IV в. до н.э.)
  • Гиматий (плащ) — 10 драхм 3 обола (329 г. до н.э.)
  • Лук с колчаном — 15 драхм (начало III в. до н.э., Кеос)
  • Панцырь – 30 драхм
  • Копьё гоплита, меч с ножнами и поножи – 30 драхм.
  • Шлем – 40 драхм
  • Ложе — 19,6 драхм (250 г. до н.э., Делос)
  • Одежда из шерсти — 20 драхм (V в. до н.э.)
  • Щит — 20 драхм (начало III в. до н.э., Кеос)
  • Инфляция была низкая. Разницу в ценах можно усмотреть на примере острова Делос.
  • Бык/корова — от 51 (410 г. до н.э.) до 75 драхм (274 г. до н.э.) за 140 лет цена поднялась в полтора раза.
  • Лошадь рабочая – 500 драхм.
  • Небольшой дом — от 2000 до 3000 драхм (414 г. до н.э., Афины
  • Лошадь (ездовая) — 1200 драхм (Аристофан. Облака)
  • Загородная усадьба — от 2 до 6 тыс. драхм
  • Зажиточные афиняне обладали достаточными средствами, чтобы дать своим дочерям хорошее приданое, сумма которого исчислялось от 3 до 6 тыс. драхм. В 322 до н.э. только 9 тыс. афинских граждан владели имуществом стоимостью в 2 тыс. драхм и выше, а 12 тыс. афинян, не имевших этой суммы, были лишены права гражданства и высланы из Аттики (Диодор. Историческая библиотека. XVIII).

Значительно больше зарабатывали военные, нанимавшиеся на службу в чужие страны.

Наёмничество с конца V века до н.э. получает большое развитие.

Писатель Ксенофонт сообщает, что в 401 г. до н.э. греческие наёмники царевича Кира Младшего получали:

  • Гоплит – золотой дарик (8,4 гр.) в месяц.
  • Лохаг – 2 дарика
  • Младший стратиг – 4 дарика.

В переводе на деньги Афин, за пять месяцев службы рядовой наёмник получал монетами 42 грамма золота, что было примерно равно серебряному таланту или 6000 драхмам. Такие большие деньги наёмникам платили только персы и египтяне, поэтому в битве при Гранике и Ипсе, против Александра Великого на стороне Дария участвовало около 10000 греческих наёмников.

Александр после сосредоточения персидской государственной казны в Экбатанах, стал платить своим воинам столько же, сделав их по греческим меркам очень состоятельными людьми.

В эллинистический период представители греческой интеллигенции — учителя получали в полисах в среднем около 500 — 700 драхм в год, в зависимости от сложности преподаваемых предметов. Этот доход позволял преподавателям входить в состав зажиточных слоев населения, имевших постоянный доход. За особые заслуги в честь учителей ставили плиты с почетными декретами.

Читайте также:
Золото серебро это цветные металлы

Судьи — гелиасты в Афинах получали плату 3 обола за день заседаний, что было спасением для безработного горожанина, и в городе часто распевали песенку, дошедшую до наших дней:

Ах, отец и чтоб ты делал,

Если бы судьи не сидели в гелиэи

Другой высокооплачиваемой категорией были врачи. Их труд обычно оплачивался выше, чем представителей других специальностей. Еще более высокие гонорары выплачивали эллинистические цари: например, лейб-медик Селевка I Никатора Клеомброт с Кеоса за излечение царского сына, будущего Антиоха I, получил сумму в 100 талантов.

Эта цифра несопоставима не только с доходом преподавателей. Иногда разбогатевшие врачи сами делали щедрые материальные пожертвования. Например, в 322 до н.э. — 319 до н.э. в Афинах врач Евенор, уроженец Эпира, во время кризиса подарил афинской казне целый талант серебра, за что его увенчали оливковым венком и дали права афинского гражданства.

Квалифицированный работник в Балканской Греции получал в среднем 1 драхму в день, тогда как в городах, входивших в состав эллинистических монархий, плата могла возрастать до 3 драхм в день.

За рабов отдававшихся в наём, в зависимости от их квалификации, хозяину платили от двух до трёх оболов в день.

В самом начале эллинистического периода труд квалифицированного зодчего ценился почти в 20 раз выше труда хорошего плотника. Так, в приписываемом Платону сочинении «Соперники» говорится, что плата плотнику составляла в год 500 – 600 драхм, а архитектора трудно было нанять и за 10 тыс. драхм.

В разные периоды истории Греции жалованье архитекторов и скульпторов колебалось. Так, в бедственные для афинян последние годы Пелопонесской войны (409 – 404 гг. до н.э.), когда возможности государства были крайне ограничены, ведущий архитектор достраивавшегося на акрополе Эрехтейона получал регулярную плату по 1 драхме в день. Но и полвека спустя жалованье архитектора-проектировщика Феодота, строившего храм Асклепия в Эпидавре, не сильно отличалось. За период 3,5 года он дважды получал по 353 драхмы, а затем ему выплачивали еще по 350 драхм. Таким образом, Эпидавр платил ему регулярную плату по 1 драхме за все отработанные в каждом году дни.

Гиеропеи Делоса в 180 г. до н.э. купили за 5 драхм листы папируса, и за 4 драхмы и 3 обола жертвенного поросенка. За коня Букефала (Буцефал), приведенного из Фессалии и купленного Филиппом II для его сына Александра, было заплачено 13 талантов (Плутарх. Александр).

Стоимость посещения театра равнялась 2 оболам. Театр Афин вмещал 17000 зрителей, а скажем Мегалополя в Пелопоннесе имел 44 000 мест. В архонство Перикла беднейшие граждане посещали театр бесплатно, получая из государственной кассы жетон – тессеру.

В связи с развитием товаро-денежных отношений стала развиваться экономическая наука, большой вклад в её развитие внёс Аристотель своим анализом форм стоимости. Указав на то, что любая вещь может быть использована двояким путем для удовлетворения потребности и для обмена, он, по существу, открыл потребительную и меновую стоимость товара.

Анализируя обмен, он сделал вывод, что обмениваться друг на друга могут лишь вещи, которые имеют нечто общее между собой. По его мнению, единой мерой товаров является потребность, которая «все связывает вместе». А ее заменой являются деньги. Следовательно, деньги, как считал Аристотель, делают товары соизмеримыми, что абсолютно не соответствует истине.

Сами деньги он трактовал, упрощенно, как средство, изобретенное людьми для удобства обмена. Естественными их функциями он считал функции средства обращения и меры стоимости.

В связи с развитием товаро-денежных отношений стала развиваться экономическая наука.

В целом экономическая мысль Древней Греции была своеобразной и довольно зрелой. В анализе экономических явлений древнегреческие мыслители обнаружили большую глубину и оригинальность. Они, образно выражаясь, заложили первые камни в фундамент мировой экономической науки.

Источник: rua.gr

Рейтинг
Загрузка ...