Наверное, многие из читателей видели подобные объявления о скупке автомобильных катализаторов.
Массово появились они после того, как значительно выросли цены на драгоценные и редкоземельные металлы. Эти металлы используются в автокатализаторах для дожига СО и иных вредных для экологии газов. Самый распространенный драгоценный металл, который используется в катализаторах – это палладий. График с ростом его цены на начало 2020 г.
Рынок автомобилей огромный, часть из них стареет, автовладельцы удаляют катализаторы после их разрушения (или начала разрушения). Катализатор внутри выхлопной системы – это, как правило, мелкие керамические соты (иногда металлические), в составе которых имеется палладий (родий или платина). От старения соты разрушаются, забиваются сажей и автомобиль теряет мощность или даже перестает заводиться.
Иногда керамическая пыль попадает в цилиндры двигателя и как абразив приводит к их изнашиванию. Поэтому, удаление таких катализаторов процедура неизбежная. Но редко кто устанавливает новый. Его цена слишком высока. Распространенный прием – это установка пламягасителя и систему, обманывающую лямбда-зонд (кислородный датчик).
ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ЦЕНА НА СТАРЫЕ КАТАЛИЗАТОРЫ СОДЕРЖАЩИЕ ДРАГОЦЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ
Реже – перепрошивка компьютера авто под стандарт Евро-2.
В этом направлении работают специализированные автосервисы. Но есть и те, кто скупает катализаторы через объявления. Обещают до 200 тыс. руб за 1 кг веса катализатора. Но это маркетинг. Вес одного керамического элемента – в среднем 300 гр. В нем может содержаться до 2 гр./кг родия или палладия.
Родий имеет стоимость примерно 33 тыс. руб./гр. Т.е. за сданный катализатор массой 300 гр. в не разрушенном состоянии можно получить 20 тыс. руб. Бывает, что металл выгорает и его концентрация в керамике будет низкой.
Источник: gold-silver.com.ua
Палладий на сегодня дешевле — 1800$/унция. В сентябре 2021 г. цена была 2400$/унция. (4400 руб./гр.).
Если будете сдавать свой катализатор, то не делайте это без оценки содержания металла. Нужно обратиться в те сервисы, где производят эту оценку содержания металлов в катализаторе с помощью рентгено-флуоресцентного анализа. Это делают не в лаборатории, а мобильными приборами.
Olympus DP-2000 Delta Premium XRF
Не знаю, сколько стоит новый прибор, но на авито объявления с ценами 1,2-1,4 млн. руб.
Если у Вас имеется автосервис и Вы решили расширить сферу предоставления услуг в области удаления катализатора, то такой прибор необходим для оценки содержания металлов.
Хотя, можно найти и тех клиентов, кто будет рад, что ему удалили катализатор, установили переходник на лямбда-зонд, погасили ошибку – и все бесплатно. Это все работа мастера. Автосервис получает 300-600 гр. в виде катализаторов, стоимость редкоземельных металлов из которых может составить 150 тыс. руб. (если в нем родий). И это без всякой оценки.
Но металлы еще нужно уметь выделить из структуры керамики. Это сложный многоступенчатый процесс с применением кислот и химреагентов.
Хороший пример кустарного извлечения с процессом можно посмотреть по ссылке: https://youtu.be/WUeuHzk3mzM Из ролика видно, что катализатор массой 300 гр. имеет 0,4 гр. палладия.
Возможно, катализаторы принимают оптом крупные специализированные компании и заводы. Например, у нас в городе находится завод цветных металлов и золота. А рядом завод по производству катализаторов. Не узнавал, но вероятно они и принимают оптом б/у катализаторы на извлечение редкоземельных металлов от тех автосервисов, кто удаляет катализаторы.
Что ценного в катализаторе старого автомобиля?
Современный автомобиль — технически сложное устройство, состоящее из большого количества разнообразных систем и деталей. При этом ценность каждой автомобильной детали определяется, в первую очередь, теми функциями, которые он выполняет.
Особое место в строении транспортных средств отводится выхлопной системе. Стоит отметить, что выхлопные газы автомобиля оказывают негативное влияние на земную атмосферу. В то же время любой автомобильный двигатель, даже новый, не может работать таким образом, чтобы в выхлопах не образовывались вредные вещества. Что же делать? Отказаться от использования автомобилей для сохранения экологии?
Безусловно, современному человеку будет сложно отказаться от транспортного средства. Он давно перестал быть роскошью. Сегодня автомобиль есть у очень многих семей. С его помощью существенно упрощается целый ряд задач, с которыми сталкивается человек во время жизнедеятельности.
Если отказаться от использования автотранспорта не представляется возможным, а идеальный двигатель до сих пор не создан, то необходимо найти способ сокращения количества вредных веществ в автомобильных выхлопах.
И способ был найден: все современные модели транспортных средств оборудованы каталитическим нейтрализатором (КН). Задача данной детали сводится только к тому, чтобы минимизировать количество вредных веществ в выхлопах автомобиля. Больше иных функций деталь не выполняет.
Чтобы разобраться в том, что ценного в автомобильном катализаторе, необходимо понять как устроена данная деталь.
Устройство автомобильного катализатора
Автомобильный катализатор представляет собой своеобразный фильтр, который устроен особым образом. По внешнему виду он чем-то похож на трубу. Это обязательная автомобильная деталь устанавливается перед глушителем. Поскольку монтируется деталь на днище транспортного средства, то корпус ее изготавливается из качественного и прочного материала, а конкретнее — металла. Корпус катализатора выполняет защитную функцию.
Внутри металлического корпуса располагается фильтр-монолит. Его изготавливают либо из керамики, либо из металла. Керамические катализаторы уступают по качеству металлическим вариациям, они способны разрушиться от механического воздействия. Металлические КН более прочные, однако, и стоят они дороже.
Фильтр-монолит, расположенный внутри автомобильного нейтрализатора, состоит из большого количества мелких ячеек, которые по форме напоминают пчелиные соты. Каждая ячейки покрывается специальным каталитическим напылением, которое состоит из группы ценных металлов:
Данная группа металлов способна создать необходимые условия для протекания химической реакции-расщепления. Но сами они не принимают в них участие, а потому остаются внутри фильтра на протяжении всего срока эксплуатации детали. Данные драгметаллы относятся к числу редких, поскольку добывать их традиционным способом становится все сложнее. Что ценного в катализаторе? В его состав входят дорогостоящие металлы.
Именно поэтому есть возможность получить несколько грамм ценного металла в результате переработки старых катализаторов. В этом и заключается основная причина скупки вышедших из строя или старых катализаторов. Зная, зачем покупают катализаторы, необходимо понять, когда деталь стоит сдавать на утилизацию.
Признаки неисправности катализатора
Любая автомобильная деталь, в том числе и каталитический нейтрализатор, рано или поздно приходит в негодность. Деталь подлежит замене или удалению, как только в работе транспортного средства начинают наблюдаться следующие признаки неисправностей:
- автомобиль начинает с трудом набирать скорость на малых оборотах;
- создается впечатление, что к автомобилю был прикреплен тяжелый прицеп;
- на приборной панели автомобилей появляется сигнал об ошибке;
- увеличение расхода бензина.
Данные симптомы не всегда указывают на неисправность именно автомобильного нейтрализатора. Чтобы точно убедиться в том, что именно катализатор неисправен, рекомендуется провести диагностику исправности автомобиля.
В среднем катализатор работает 80-100 тысяч километров пробега транспортного средства. Однако в ходе эксплуатации автомобиля могут произойти и непредвиденные обстоятельства, которые приведут к существенному сокращению срока службы детали.
Одним из таких причин может стать постоянное использование некачественного топлива. В этом топливе содержится большое количество примесей, которые и забивают соты катализаторы. В результате его пропускная способность уменьшается, а КН перестает работать должным образом.
Керамические катализаторы, чаще всего, приходят в негодность из-за механического повреждения. Качество дорожного покрытия в нашей стране оставляет желать лучшего. Поэтому днище транспортного средства подвергается серьезным испытаниям в ходе эксплуатации.
Старый катализатор, удаленный с автомобиля, необходимо правильно утилизировать. Внутри у изделия, в сотах остается большое количество вредных и токсичных веществ, опасных для человека и окружающей среды. Справиться с такой задачей автомобилист самостоятельно не сможет. Для этого необходимы особые технологии и оборудование.
Поэтому рекомендуется сдавать старые катализаторы в специализированные компании, которые занимаются переработкой деталей. Они точно выполнят правильную утилизацию каталитического нейтрализатора. Кроме того, за каждый сданный старый катализатор автомобилист получит определенное денежное вознаграждение. Сумма этого вознаграждения зависит от количества ценных металлов, которые присутствуют в нейтрализаторе.
Компании, которые имеют собственные пункты приема нейтрализаторов, покупают старые катализаторы, которые в последствие перерабатываются и удается получить определенное количество ценных металлов, которые затем используются по прямому назначению, чаще всего в промышленности. Таким образом, обращение в специализированную компанию помогает не только позаботиться о правильной утилизации старого катализатора, но и получить за него денежное вознаграждение
Источник: katalizatoroff.ru
Крадуны металла, говорите? В Лондоне выпиливают из выхлопных систем автомобилей дорогостоящие каталитические нейтрализаторы, чтобы добыть из них драгоценные металлы
13.3 K 07:30 — 27/Апр/19
skif-99 (7 лет 7 месяцев)
Волна странных краж: 900 машин остались без нейтрализаторов. Наглые воры средь бела дня крадут каталитические нейтрализаторы, чтобы добыть из них драгоценные металлы. Лондонская полиция в курсе и работает.
На видео, снятом из окна дома, видно, как двое злоумышленников, припарковав свой автомобиль на дороге, домкратят чужой Ford и электропилой срезают нейтрализатор, в котором есть небольшое количество драгоценных металлов. Эти драгметаллы постоянно растут в цене, что сделало их предметом вожделения злоумышленников. Основным драгметаллом в каталитическом нейтрализаторе является платина, но есть и несколько других, не менее ценных, таких как палладий, родий, медь, никель, церий и марганец.
Полицейские подозревают, что в столице действует несколько банд злоумышленников, ведь менее чем за год в Лондоне произошло порядка 900 таких краж.
Ужесточение норм выбросов в автомобилях во всем мире привело к росту цен на эти металлы, особенно платины, палладия и родия. Добытые металлы можно перепродать за сотни фунтов.
Полиция уже опубликовала заявление, в котором говорит, что знает о проблеме и занимается ею. «Мы концентрируем ресурсы на выявлении подозреваемых, а также на предоставлении рекомендаций владельцам автомобилей по предупреждению таких преступлений. Также ведется работа с автопроизводителями по поиску путей решения данной проблемы», — передает DailyMail заявление полиции.
На другом берегу ситуация не лучше- Как в Америке воруют катализатор с автомобиля. Там даже бизнес есть- сигнализация на каталитические нейтрализаторы. И отдельная страховка.
Стремительный рост цен на палладий, вызванный повышением спроса на этот драгоценный металл на рынке, обернулся волной краж автомобильных катализаторов (каталитических конвертеров) в США и Великобритании. Об этом пишет газета The Wall Street Journal.
WSJ отмечает, что снять с машины катализатор не слишком сложно – на это уходит несколько минут, а в интернете можно найти видеоинструкции. По словам представителя полиции Чикаго Говарда Людвига, воры действуют группами: ночью они подъезжают к выбранному автомобилю, отпиливают катализатор при помощи поршневой пилы, а затем едут дальше. Найти грабителей сложно, поскольку они сдают украденные катализаторы на металлолом в тех пунктах приема, которые не требуют предъявить документы. За один катализатор в таких пунктах приема металла можно получить 150-200 долларов.
Что же касается Великобритании, то полиция Лондона сообщила об учащении таких преступлений еще в сентябре прошлого года.
Источник: aftershock.news