Как и любой актив, цена на золото формируется под влиянием динамики спроса и предложения на рынке. В то же время, за последнее десятилетие структура покупателей и продавцов драгметалла претерпела существенное изменение.
Если проанализировать ситуацию с предложением золота, можно отметь несколько ключевых тенденций. Во-первых, по-прежнему главным фактором предложения драгметалла на рынке остается добыча – её доля в общем объеме стабильно держится в районе 60%. Вторым крупнейшим источником получения металла является вторичная переработка.
На эти два компонента приходится более 99% всего годового предложения золота. Оставшаяся часть — это продажи металла из резервов Центральных Банков и международных организаций. При этом раньше государственный сектор более активно продавал золотые запасы. До кризиса доля продаж ЦБ в общем объеме предложения золота на рынке превышала 8%, по итогам же 2010 года госсектор оказался нетто-покупателям желтого металла (+80 тонн), что в целом неудивительно, учитывая возросшие инфляционные риски и наметившиеся «валютные» противостояния среди различных государств.
Эластичность спроса и предложения | Как цена влияет на спрос
В абсолютных значениях по итогам прошлого года общее предложение золота на мировом рынке составило 4306 тонн, что стало рекордом за всю историю.
Главными поставщиками золота на сегодняшний день являются пять стран: Китай, США, Австралия, Россия, ЮАР — на них приходится почти половина всего добываемого золота в мире. Интересно, что в начале 70-х годов прошлого века почти 75% мировой добычи приходилось всего на одну страну – ЮАР, теперь позиции африканской республики менее значимы.
Средняя себестоимость добычи одной унции металла, по различным оценкам, составляет около $860. Конечно, у разных производителей это цифра варьируется в зависимости от расположения шахты, глубины залежей, качества руды и т.д., но вывод о том, что на сегодняшний день добыча золота высокорентабельна, справедлив для большинства предприятий — недропользователей. Отсюда следует и другое, не менее важное замечание: с большой долей уверенности можно говорить, что цены на золото в обозримом будущем вряд ли опустятся ниже порога рентабельности ($860), так как в этом случае добыча резко сократится, и перекосы в спросе и предложении толкнут цены на золото вверх.
Как было отмечено выше, доля добычи в общем годовом предложении золота в мире составляет лишь 60%, оставшаяся часть приходится на переработку золотого лома. Благодаря своим уникальным химическим свойствам золотой металл практически не подвержен разрушениям, поэтому почти все золото, когда-либо добытое человеком, продолжает в настоящее время существовать в различных формах.
Так, на конец 2010 года общий объем накопленного золота в мире составлял 166 600 тонн, почти 70% из них были добыты за последние полвека. В основном предложение золотого лома обеспечивается за счет утилизации изделий из ювелирной продукции. Существует прямая зависимость между ценами на драгметалл и динамикой предложения сырья для переработки. При росте цен на золото предложение активно начинает увеличиваться, что должно теоретически сдерживать дальнейший рост котировок золота, но так происходит не всегда. В частности, текущая ситуация на рынке является тем самым исключением.
Что такое спрос и предложение? Неценовые факторы спроса и предложения | обществознание ЕГЭ 2022
Несмотря на столь высокую активность продавцов, цены на золото в 2010 продемонстрировали рост на 26%. Более того, еще столько же котировки прибавили только за I квартал 2011 года, что свидетельствует о том, что возрастающее предложение не успевает за еще более стремительным ростом спроса. Этот ажиотажный спрос на сегодняшний день обеспечивают покупатели-инвесторы. Если еще 5 лет назад главными потребителем золота являлась ювелирная промышленность, то теперь ситуация заметно изменилась.
Вклад ювелиров в общий спрос на сегодняшний день составляет чуть более 50%. К основным потребителям золота для целей ювелирного производства можно отнести Индию, Китай, США и Россию. Индусы и китайцы — крупнейшие покупатели золотых украшений, что обусловлено религиозными и социокультурными особенностями этих стран.
Еще около 9% от годового объема потребления золотого металла приходится на отрасли электроники, химическую промышленность, медицину, дизайнерские и другие услуги (чеканка монет, медалей и т.п.). В частности, благодаря высокой тепло- и электропроводимости, а также антикоррозийным свойствам, золото практически незаменимо в производстве микросхем и чипов, топливных катализаторов. Поскольку золото обладает антибактериальными свойствами и является биосовместимым элементом, из него изготавливают детали сердечных трансплантатов, эндопротезы сосудов и зубные протезы.
Ну и наконец, огромный вклад в потребление золотого металла в настоящее время вносят инвестиционные покупки. В связи с тем, что основная часть транзакций с инвестиционным металлом проходит вне биржи, оценить реальные объемы этой категории спроса достаточно сложно. И все же, несмотря на трудности счета, по общей динамике потребления золота можно утверждать, что за последние 5 лет спрос на желтый металл со стороны инвесторов в физическом выражении вырос вдвое, а в стоимостном – в 7 раз.
Источник: www.tomsk.ru
Спрос, формируемый инвестициями
Золото – драгоценный металл, следовательно, встречается редко. По оценкам специалистов сегодняшний запас золота на земле равен 165000 метрическим тоннам. При этом если каждую унцию этого золота разместить рядом друг с другом, мы получим куб со сторонами 20 метров.
Спрос на драгоценные металлы существует во многих географических регионах и секторах экономики. В наше время около 60 % золота становится ювелирными изделиями. В данной отрасли наибольший спрос предъявляют такие развивающиеся страны, как Индия и Китай. В восточной Азии, Индии и на Ближнем Востоке ценность золота заключается не только в стоимостном выражении.
Оно также является важным культурным атрибутом этих стран. Потому совокупный предъявляемый ими спрос покрывал 70% рынка ювелирных изделий в 2009 году.
Однако ювелирные изделия являются только одним из источников спроса на золото. Не менее важными являются такие источники, как инвестиции, резервы центральных банков различных стран и сектор высоких технологий. Спрос, предъявляемый данными агентами, обусловлен разными причинами и по-разному влияет на динамику, однако, неизменно добавляет золоту экономическую мощь и независимость.
Для создания адекватного предложения, золотодобывающие компании работают на каждом континенте нашей планеты. Такое широкое географическое распределение золота говорит о том, что вопросы политического или иного характера вряд ли значительно повлияют на поставки золота, а значит и на стоимость драгоценного металла.
Помимо основного производства, около трети современных поставок приходится на перерабатывающие компании. Также центральные банки могут стимулировать предложение золота, продавая свои золотые запасы. Стоит отметить, что за последние 18 лет центральные банки выступали не только как продавцы, но и как покупатели, что существенно повлияло как на поставки, так и на спрос золота. Давайте рассмотрим каждый из упомянутых факторов подробнее.
Спрос на золото
Спрос на золото предъявляют практически все страны мира. На Восточную Азию, Индию и Ближний Восток приходилось около 65% мирового спроса в 2011 году. При этом Индия, Китай, Гонконг, Тайвань, США и Турция формируют более половины потребительского спроса. На спрос на золото могут влиять социально-экономические, культурные факторы жизни населения.
В последнее время так же прослеживается тенденция влияния демографической ситуации в ключевых странах-потребителях. Также, по оценкам специалистов, в обозримом будущем ожидается появление новых источников спроса.
На данном этапе, выделяются три основных фактора спроса на золото, как-то: ювелирные изделия, инвестиции и технологии. (На графике можно увидеть, в каком соотношении спрос был предъявлен по этим факторам в среднем за период с первого квартала 2007 года по 4 квартал 2011 года.)
Спрос, формируемый рынком ювелирных изделий.
На рынок ювелирных изделий постоянно приходится большая часть спроса на золото. В течение 12 месяцев, до декабря 2011 года спрос на ювелирные изделия составил 99,2 млрд. долларов в денежном выражении. Крупнейшим потребителем на данном рынке является Индия, которая предъявляла 29% общего спроса в 2011 году. Данный спрос поддерживается в стране за счет культурных и религиозных традиций.
В период с 2007 по 2009 год, финансовый кризис негативно повлиял на потребительские расходы, а, следовательно, на товары роскоши, такие как ювелирные украшения. В основном это было заметно в странах запада. Например, ярчайшим представителем является США, чей спрос на золото значительно сократился в кризисный период. В это же время, спрос в Китае за последние десять лет неутомимо растет.
Подобные тенденции легко объяснить. Дело в том, что спрос на ювелирные украшения по большей части зависит от двух факторов: доступность и целесообразность покупки. Как правило, спрос повышается в период стабильности цен или постепенного повышения, а затем значительно снижается в период волотильности цен. Постоянно растущие цены на золотые украшения и золото в общем формируют его ценность и неизменную желанность. Ряд стран, такие как Китай и Индия, не только уже предъявляют значительный спрос, но, по оценкам специалистов, имеют значительный потенциал к расширению в будущем.
Спрос, формируемый инвестициями.
С 2003 года инвестиции стали основным источником роста спроса на золото. За последние 5 лет (до конца 2011 года) наблюдался значительный рост в стоимостном выражении (534%). В 2011 года за счет инвестиции было привлечено 82,8 млрд. долларов.
Существует целый ряд факторов, побуждающий как институциональных так и частных инвесторов вкладываться в золото. Одним из наиболее существенных факторов является то, что золото в наше время является отличной страховкой против экономической нестабильности. Также позитивный прогноз цен на золото подкрепляется ожиданиями, что спрос будет значительно превышать поставки в следующие несколько лет. Это является неценовым фактором спроса, который стимулирует повышение цен на золото. Получается замкнутый круг.
Также в наше время рост инвестиций в золото спровоцировал ряд инноваций, например онлайн-продажа слитков золота по интернету. Хотя общей тенденцией является то, что частные инвесторы предпочитают действовать через разные каналы, выкупая золото не по интернету ,но у банков и поставщиков.
Источник: megaobuchalka.ru
Каковы основные факторы, влияющие на цены в золотодобывающей промышленности?
Как устроен рынок Forex. Участники торгов, факторы влияния на цену (Июль 2023)
Понимают, как основы спроса и предложения создают эффективную основу для определения движения цены акций в лесной отрасли.
Каковы основные факторы, влияющие на цены акций в секторе финансовых услуг?
Узнайте, какие факторы влияют на цены акций в отрасли финансовых услуг и как проницательные инвесторы анализируют эти факторы для принятия разумных инвестиционных решений.
Каковы основные факторы, влияющие на цены акций в секторе электроники?
Обнаруживают основные факторы, влияющие на цены акций в секторе электроники. Сектор электроники капиталоемкий и связан с деловым циклом.
Источник: ru.talkingofmoney.com