Гаспаров гораций или золото середины

Для меня опыт первочтения античной литературы оказался непосредственно связан с попытками осмысления идей Гаспарова, изложенных в его работах, которые прямо или косвенно посвящены античной литературе. Студенту, который должен за полгода ознакомиться с античной литературой, сложно не только вычленить основные этапы развития истории идеи в античности, но и понять, как это делать. Тем не менее, несмотря на всю сложность, это для него совершенно необходимо. Студенту нужно представлять соотношение истории античного мира, судеб конкретных авторов, литературных событий античного мира и т.д. Статьи Гаспарова дают представление об этом соотношении: литературовед четко систематизирует явления разных сфер жизни социума и отдельной личности, показывая их взаимосвязь.
Важно, что и история, и история литературы у Гаспарова представлены в развитии: Гаспаров смотрит на события с позиции человека того времени, которое он описывает, поэтому читатель может понять, какие альтернативы стояли у истоков того или иного события. А главное – история неотделима от личности, да и не просто личности, а личности, имеющей собственные интересы и желающей их воплотить. В целом любой поэт во многом зависит от этой «господствующей» над историей личности, и не только потому, что она может принуждать его создавать произведения и не давать ему творить. Во многом от этой личности исходит идеология государства, которая влияет на сознание поэта, на его творчество. Гаспаров исследует это влияние, представляет поэта человеком конкретной эпохи.

Лекция Никиты Савельева: Филипповский некрополь и филипповский мир: от раскопок до научного анализа

Читайте также:
В золоте по обреченному миру русский христос идет


Гаспаров дает представление о поэте не только как о литературном деятеле и человеке, живущем в рамках конкретной эпохи, но и как о «живом человеке», который имел слабости, который совершал ошибки, у которого были взлеты и падения.
В своих работах Гаспаров как бы оживляет «фигурки» античных поэтов, которые для большинства людей, поверхностно знакомых с культурой античности, ассоциируются лишь с именами и двумя-тремя строчками в русском переводе.
Гаспаров не ограничивает образ античного поэта его поэзией, что часто делают литературоведы, которые пишут об античной литературе, а напротив, представляет его разносторонним. Филолог в своих работах выходит за рамки литературоведения и становится писателем, который вникает не только во внешнюю, но и во внутреннюю сторону поступков своих героев. (Мне кажется, мы вправе говорить о том, что античные авторы, которых исследовал Гаспаров, стали «героями» его произведений.)
Вместе с этим в работах Гаспарова создается ощущение, что личность описывается не только разносторонне, но и очень достоверно. Гаспаров пытается взглянуть на личность в целом, иногда выделяя ту или иную особенность этой личности. Обычно эта особенность становится ключом к пониманию творчества того или иного автора. Например, в статье «Гораций, или золото середины» этим ключом является понятие «золотой середины»,то есть категории порядка и умеренности.
Создается впечатление, что принцип написания «детских» книг у Гаспарова практически не расходится с принципом написания «взрослых». Филолог точно так же показывает историю в ее развитии, рисует живые портреты исторических и литературных деятелей, выделяет характерные особенности для того или иного предмета его описаний. Ориентация на детскую аудиторию у Гаспарова, как мне показалось, когда я перечитывала «Занимательную Грецию», упирается в то, что он пытается разбавить теорию как можно большим числом запоминающихся примеров. Например, описывая обычаи и нравы Спарты, Гаспаров приводит в качестве примера множество интересных историй из жизни спартанского общества, непосредственно показывающих, что такое спартанские аскетичность и лаконизм.

Читайте также:
Коллоидное золото или серебро

Нашедший подкову. Михаил Леонович Гаспаров читает стихотворение Осипа Мандельштама.


Гаспаров оживляет героев своих исследований не только рассказами о них как о разносторонних личностях, но и переводами текстов поэтов, о которых пишет. Как переводчик Гаспаров как бы адаптирует древние тексты для современного читателя, но при этом ему удается не сильно исказить первоначальный авторский замысел. Это особенно хорошо видно при сравнении переводов сцены прощания Гектора и Андромахи из «Илиады» Гнедича и Гаспарова. Перевод Гнедича достаточно сложен для восприятия, так как насыщен архаизмами. В переводе Гаспарова архаизмы практически отсутствуют, поэтому переведенный им текст оставляет сегодняшнему читателю больше времени, чтобы думать над смыслом самого текста, а не слов, которые его передают.
Для меня Гаспаров стал писателем-филологом, которому удалось систематизировать античную литературу, «оживить» ее и представить ее в развитии.

Posted on Dec. 27th, 2008 at 06:28 pm | Link | Leave a comment | Share | Flag

Источник: anti4ka2007.livejournal.com

Крылатое выражение золотая середина восходит как считает м гаспаров к горацию что оно обозначает

Золотой серединой называют правильный выбор между двумя крайностями, который позволит избежать конфликтов и рискованных ситуаций.

Мудрость Горация

Нашу фразу часто употребляли греческие философы. А придумал её поэт Гораций. В своей десятой оде у него есть строки:

Тот, кто золотой середине верен,

Мудро избежит и убогой кровли,

И того, что питает в других зависть, —

Дивных чертогов.

Почему именно золотая?

Во многих языках «золото» сравнивается с самым лучшим, правильным и неоспоримым. Поэтому и появилось выражение «золотая середина», а вместе с ним и «золотое правило», «золотое сечение» или «золотая пропорция».

Понравилась статья? Подписывайтесь и поставьте палец вверх. А если вам есть что добавить, оставляйте комментарии.

  • Фразы кости купер пацанки
  • Цвет нот что это выражение
  • Улана бога улана государыни что означает фраза
  • Выберите правильные высказывания прерывание конфликтных действий
  • Дополните высказывание лексика изучается с точки зрения
Читайте также:
Как продать премиум танк в wot blitz за золото

Источник: sbornik-fraz.ru

Гаспаров гораций или золото середины

Спрятать опции

Установить закладку

+ Настройки

Размер шрифта:
14 | 16 | 18 | 20 | 22 | 24

Ширина текста:
50% | 60% | 70% | 80% | 90% | 100%

Цвет текста:
Установить
Цвет фона:
Установить

Сбросить настройки

+ Оглавление

Часть I
О СТИХЕ

Русский силлабический тринадцатисложник

Итальянский стих: силлабика или силлабо-тоника

Строфический ритм в русском четырехстопном ямбе и хорее

Строфика нестрофического ямба в русской поэзии XIX в.

Рифма Бродского

Синтаксис Пушкинского шестистопного ямба

Брюсов-стиховед и Брюсов-стихотворец (1910–1920-е годы)

Белый-стиховед и Белый-стихотворец

Часть II
О СТИХАХ

Фет безглагольный: Композиция пространства, чувства и слова

«Когда волнуется желтеющая нива…»: Лермонтов и Ламартин

«Из Ксенофана Колофонского» Пушкина: Поэтика перевода

«Уснуло озеро» Фета и палиндромон Минаева: Поэтика пародии

Стихотворение Пушкина и «Стихотворение» М. Шагинян: Поэтика варианта

«Соломинка» Мандельштама: Поэтика черновика

«Переводчик» Д. С. Усова: с русского на русский

Петербургский цикл Бенедикта Лившица: Поэтика загадки [*]

«За то, что я руки твои…» — стихотворение с отброшенным ключом

Orpheus Faber: Труд и постоянство в поэзии О. Мандельштама [*]

Академический авангардизм: Валерий Брюсов «на рынке белых бредов»

Считалка богов: О пьесе В. Хлебникова «Боги»

«Поэма воздуха» Марины Цветаевой: Опыт интерпретации

Художественный мир М. Кузмина: тезаурус формальный и тезаурус функциональный

Антиномичность поэтики русского модернизма

Часть III
О ПОЭТАХ

Марина Цветаева: От поэтики быта к поэтике слова

Бенедикт Лившиц: Между стихией и культурой

Поэт и культура: Три поэтики Осипа Мандельштама

Катулл, или Изобретатель чувства

Вергилий, или Поэт будущего [*]

Гораций, или Золото середины

Овидий в изгнании

Избранная библиография

Источник: royallib.com

Рейтинг
Загрузка ...