1532 -ой. В наши дни они бы стали главными ньюсмейкерами года. События в Кахамарке стали кульминацией многомесячного противостояния с применением дипломатии, шпионажа и уловок между Франсиско Писарро и инкским правителем Атауальпы. Как ни странно, последствия тех событий до сих пор заставляют экономику Испании задыхаться.
Ученые подсчитали, что за всю историю человечества в мире было добыто всего 161 тысяча тонн золота. А вот в XVI веке испанские галеоны доставили ко двору испанского короля всего за один год больше 100 тонн золота (в Европе тогда добывали не более 1 тонны золота в год).
Конечно, такие «богатые времена» были лишь вначале, когда испанцы разорили сокровищницы ацтеков, инков, майя и других народов. Всего же испанцы вывезли из Южной Америки более тысячи тонн «ядовитого» золота. Технология инков была такова: для извлечения из руды золота измельченную породу смешивали с жидкой ртутью. Есть версия, что инкское золото отравило гены европейцев.
Фото siqnalrp.ru
Проклятие золота Инков (hd) Тайны века
И все же для нас сегодня ювелирное искусство инков таит свои не химические – культурологические загадки. Ведь золоту инков – тысяча лет. И в их цивилизацию укладывается не одна культура, которая вобрала в себя опыт и доинковских – андских культур.
Взять, к примеру, украшения культуры Наска. Она развивалась на южном побережье Перу и относится к периоду 200 г до н.э – 700 гг н.э. Это так называемый ранний промежуточный период. Замечательные головные украшения – плюмажи. Обработка металла еще очень проста.
Словно поделки из фольги. Чуть движемся дальше – и попадаем на берега реки Осморе: здесь уже в период с 700 -1450 г. н.э. мастера культуры Чирибайя делали нагрудные украшения. Сквозь сжатую ткань металла проступает лик бога. Конечно, больше поражают размеры воображаемой груди жреца, на которую это все водружалось.
Интереснейшие артефакты оставила нам культура Ламбайеке. Церемониальные ножи сохранились так, как будто они были сработаны еще совсем недавно на Северном побережье Перу. Один украшен фигурой мистического правителя Наймлапы, на нем – корона, серьги, оплечье из реальной жизни.
Фото premieratour.ru
Короны инков, возможно, имели тканевое основание или надевались поверх головного убора из ткани. Блистательные как сегодняшние папские тиары. Есть предположение, что такие короны использовались в погребальных ритуалах и надевались на головы мумий.
А жемчуга инков! Роскошные нагрудные украшения – они были очень ценными, ведь в тех ювелирных украшениях жемчуг довольно редко использовался, потому что добывался в бассейне реки Амазонки. Культуры инков взаимодействовали и с другими: ведь иной раз они использовали и изумруды из Колумбии, ляпис-лазурь из Чили.
На выставке «1000 лет золота инков» в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2013 году были представлены более восьмидесяти уникальных экспонатов древних культур Южной Америки из собрания «Музея золота» в Перу, расположенного в городе Лиме. Фото old.archeo-news.ru
Золото Инков, или как индейцы добывали золото. При чем тут папоротник?
Частью церемониального облачения жрецов выступало украшение для носа. Из золота, серебра, украшенное раковинами, содалитом или хризоколлой. При создании использовались разные металлы, свидетельствующие о дуалистической картине мира. Это нам сейчас глаз от красоты и блеска не оторвать, а жрец вставлял эту конструкцию в проколотую носовую перегородку. Подвижные пластины при движении издавали шум и отгоняли злых духов.
Большие погребальные маски имели и небольшие свои копии. Предполагают, что в качестве украшений прикреплялись к текстильным изделиям. Есть маски в виде совы – этот символ ночи и смерти, загробного мира и по сей день используется в ритуалах исцеления. С интересом рассматриваем фигурные сосуды в виде птиц культуры Ламбайеке – с двумя коническими носиками.
Некоторые формой похожи на любимую тинаму – дальнюю родственницу страуса. Яйца тинаму – ярко-бирюзовые, напоминающие хризоколлу. Хризоколла – наиболее часто используемый камень в искусстве инков. Это минерал класса силикатов, водный силикат меди, которая и придаёт камню синий цвет.
Название образовано от др.-греч. χρυσός — «золото» и κόλλα — «клей» (этот минерал в старину использовался для пайки золота). И вот тинаму –птица и вправду особенная. Ведь ее крики похожи на человеческий плач, и для инков она была посредником между мирами.
Образ тинаму можно увидеть и в ушных украшениях: золотое ушко соединяет голову птицы с серьгой в виде кольца. Испанцы называли инков длинноухим народом: у них серьги порой были очень массивными. Круглая часть олицетворяла солнце, стихию огня и символизировала мужское начало.
Подвижная часть напоминала и змею, и струи воды, и женщину, конечно – ведь за ней водное, вечно изменяющееся начало. Многогранная техника украшений, найденных в поселении Фриас, на северном высокогорье Перу, поражает своей искусностью: здесь и чеканка, и филигрань, и пайка, и разрезания – опять же маленькие диски звенят, как мониста, отпугивают духов и говорят о том, что их владелец – почти из верхнего мира. Подчеркивается его связь с божествами.
Жрецы имели даже золотые предметы личной гигиены. Те же пинцеты в форме лунного серпа или изогнутой змеи. Во время обряда жертвоприношения жрец выщипывал ресницы и волосы, сдувал их перед изображениями богов.
Инки добывали золото промышленными масштабами, оно не имело для них коммерческой ценности. Оно в их сознании имело божественное происхождение. Потому и удивлялись они алчности испанцев: «Вы что его едите?» «Да, и будем есть еще!» — ответил на наивный вопрос Франсиско Писарро.
Говорят, что если бы инки захотели, они бы могли дать испанцам отпор. Но они погибали от рук конкистадоров, хотя воспринимали их как божеств. Ведь до этого вторжения инки никогда не видели лошадей. По другой версии, благодаря своим шпионам Атауальпа знал, что перед ним люди, а не боги (в отличие от некоторых других правителей покорённых европейцами коренных народов Америки).
Испанцы убили пленного императора, но перед его убийством они требовали от инков большой выкуп кратный шести тоннам золота. Выкуп они получили, но Атауальпу живым не отпустили.
Так почему же золото не развращало инков, так, как европейцев? Может потому что у них не было воровства? Ведь в их империи была система контроля, основанная на десятичном делении всего населения, и каждый десяток семей или бессемейных контролировался своим десятником.
Источник: dzen.ru
Индейцы промышленно добывали золото задолго до приезда Колумба
Жители Америки стали искусными металлургами задолго до того времени, когда аналогичная техника распространилась по Европе. Химический анализ разных индейских золотых изделий показал, что в них примерно в одинаковом количестве содержится ртуть.
Когда испанские конкистадоры в 1532 году взяли в плен последнего правителя империи инков Атауальпу, они потребовали за него огромный выкуп золотом и серебром. Несколько недель караван нагруженных лам перевозил тонны золотых и серебряных статуй, кубков и других драгоценностей в лагерь европейцев. Завоеватели Америки приказали переплавить все эти произведения искусства в слитки, чтобы их было удобнее погрузить на корабли и перевезти в Испанию.
Такое огромное богатство свидетельствует о том, что народы Анд обладали высоким уровнем металлургии, однако у ученых слишком мало данных, чтобы подтвердить это предположение. Поэтому международная команда археологов и геологов решила найти такое подтверждение. Они обнаружили, что местное население в то время знало метод ртутной амальгамации, который используется в металлургии по сей день.
Как ртуть помогает добыть золото и серебро?
Драгоценные металлы требовалось как-то извлекать из руды. Для этого сегодня смешивают жидкую ртуть с измельченной рудой, содержащей золото или серебро, и получают амальгаму – сплав ртути с драгоценными металлами. Затем отделяют более тяжелую амальгаму от руды и нагревают. Ртуть испаряется, и в результате получается практически чистое золото или серебро. Римляне знали метод ртутной амальгамации еще в I веке, но она не получила распространения в Европе вплоть до XII века.
Польский инженер и археолог Артур Познанский (Arthur Posnansky) еще в 1945 году утверждал, что нашел следы амальгамации возле знаменитого города инков Мачу-Пикчу. Однако археологи всегда решительно оспаривали его выводы, утверждая, что работа Познанского слишком поверхностная. Большинство исследователей склонялись к мнению, что этот метод в Америке не существовал до тех пор, пока испанский колонист Бартоломео де Медина не внедрил его в 1557 году на территории Мексики.
Аборигены Америки научились амальгамации раньше европейцев
Однако геолог Уильям Брукс (William Brooks) из Рестона, штат Вирджиния, никак не мог поверить, что общество, способное создавать такое количество золотых изделий, не имело технологий для добычи драгоценного металла на золотых приисках. Вместе со своими коллегами из Перу и Колумбии он проанализировал остаточный ртутный уровень в семи образцах золотой фольги, созданной местными жителями до контакта с европейцами. Три образца относились к сиканской культуре, существовавшей на территории Перу в 750-1375 годах, а четыре других образца происходили с территории современной Колумбии. Во всех семи команда ученых нашла следы амальгамации.
«Мы считаем, что эта технология повсеместно использовалась на территории Анд, возможно, за несколько столетий до того момента, как распространилась на территории Европы», — подытожил работу Брукс.
Критика исследования
Исследование Брукса подверглось критике. Глава сиканского археологического проекта Ицуми Шимада (Izumi Shimada) из университета Южного Иллинойса в Карбондэйле рассказал, что почти все известные сегодня ученым золотые изделия сиканской культуры были добыты из захоронений знати. В таких захоронениях и вещи, и тела чаще всего полностью покрывались киноварью — алым пигментом.
А киноварь — не что иное, как сульфид ртути. Поэтому взятые исследователями образцы могли оказаться «загрязненными» этим минералом. По словам Шимады, для подтверждения амальгамации необходимо провести независимое исследование предметов, не связанных с захоронениями.
Брукс согласился, что «загрязнение» — потенциальная проблема, однако музеи, предоставившие им образцы золотой фольги, тщательно подготовили все предметы и удалили с их поверхности все возможные отложения киновари. Если же это «загрязнение» все-таки осталось, то во время анализов ученые должны были обнаружить произвольные отклонения в разных образцах, но все величины, полученные его командой, оказались постоянными. Кроме того, только амальгамация рационально объясняет проблему методов металлургии доколумбового населения: «Они должны были как-то добывать это золото, и это единственный очевидный метод металлургии, который признан во всем мире», — подвел итог Брукс.
Брукс рассказал о результатах своего исследования на ежегодном собрании Геологического сообщества Америки, проходившем в Портлэнде (Орегон).
Источник: www.infox.ru
Золотые города империи инков
«Золото» — вот то магическое слово, «которое гнало испанцев через Атлантический океан; золото — вот чего первым делом требовал белый, как только ступал на вновь открытый берег». Это неудержимое стремление к золоту вызывало у завоеванных народов даже некоторое изумление и недоумение. Известно, что на вопрос одного индейца, почему белые люди так жаждут золота, испанский конкистадор Э. Кортес вынужден был ответить: «Они страдают особой болезнью сердца, излечить которую может только золото».
Сами индейцы относились к золоту совершенно иначе. Для инков золото было только священным металлом бога Солнца, которому они поклонялись как родоначальнику своих царей. Золото предназначалось лишь для того, чтобы умилостивить бога Солнца. Из него делались украшения, скульптурные фигурки, троны Великих Инка, но это было связано только с религиозным культом.
Когда испанский конкистадор Ф. Писарро захватил в плен вождя инков Атауальпу, тот предложил за свое освобождение золота столько, что оно покроет весь пол в той комнате, где они находились. «И даже наполню комнату золотом так высоко, как только могу достать», — сказал Атауальпа и, поднявшись на цыпочки, прочертил рукой линию на стене. Все смотрели на индейского вождя с изумлением, посчитав его слова пустым бахвальством человека, который страстно желает получить свободу. Но Франсиско Писарро согласился.
Немедленно были разосланы по всей империи инков гонцы с повелением Атауальпы: собрать для выкупа все золотые сосуды и украшения из дворцов, храмов и общественных зданий. Из Куско прибыл груз чистого золота, которое несли на нескольких носилках. Каждые из них поднимали четыре дюжих мужчины, а на одних носилках золота было навалено столько, что их смогли поднять только 12 человек Спустя некоторое время комната была наполнена золотом и серебром, и Ф. Писарро стал владельцем таких сокровищ, каких не имел в своих сундуках ни один европейский монарх того времени.
Но жадность не знает границ, и милосердие испанцев оказалось вероломным. Они убили Атауальпу, а через несколько месяцев направились в столицу империи — священный город Куско. Здание Кариканче (храма Солнца) в Куско было опоясано карнизом из чистого золота, впаянного в камни. Не только статуя Солнца, но и статуи других богов (бога-творца Виракочи, бога грома и молнии и т.д.), а также знаменитый большой диск, олицетворяющий Инку, — были сделаны из золота. В храме находились и многочисленные золотые музыкальные инструменты, например, барабаны, украшенные к тому же еще и драгоценными камнями.
К зданию Кариканче примыкало еще одно чудо из чудес — так называемый «золотой сад Куско». Древняя легенда рассказывает, что все, что в этом саду росло, цвело и летало, тоже было сделано из чистого золота.
Все, что жители великой империи видели вокруг себя, они воспроизвели в этом саду: клочки полей, маис, стада лам с их детенышами, 24 индейских пастуха, «срывающих» золотые плоды с золотых яблонь. Здесь же «произрастали» и другие золотые деревья и кустарники, на ветках которых сидели золотые пчелы. По земле «ползали» золотые змеи с глазами из темных драгоценных камней и «сновали» туда-сюда золотые жуки. Этот «золотой сад» был одной из самых причудливых фантазий, которые когда-либо создала рука человека.
Один из испанцев так описывал этот «золотой сад»:
«В саду этом были высажены самые красивые деревья, самые замечательные цветы и благоухающие травы, которые только произрастали в этом королевстве. Многие из них были отлиты из золота и серебра, причем каждое растение изображено не единожды, а от маленького, едва видного над землей побега до целого куста в полный его рост и совершенную зрелость.
Там видели мы поля, усеянные кукурузой. Стебли ее были из серебра, а початки из золота, и было это все изображено так правдиво, что можно было разглядеть листья, зерна и даже волосочки на них. В добавление к этим чудесам в саду Инки находились всякого рода животные и звери, отлитые из золота и серебра, такие, как кролики, мыши, змеи, ящерицы, бабочки, лисы и дикие кошки.
Нашли мы там и птиц, и сидели они так, словно вот-вот собирались запеть; другие же будто покачивались на цветах и пили цветочный нектар. И были еще там золотые косули и олени, пумы и ягуары — все животные в малом и в зрелом возрасте. И каждое из них занимало соответствующее место, как это и подобало его природе».
Таким был великий город Куско в XVI веке, во время правления Инки Уайна Капака. Этот Инка облицевал золотом не только стены храмов и своих дворцов, позолота наносилась буквально на весь город. Двери всех зданий в Куско в это время обрамлялись золотыми рамами, а вдобавок их еще украшали яшмой или цветным мрамором.
Во время торжественных церемоний 50000 воинов Великого Инки вооружались оружием, которое было сделано из чистого золота. Для себя Уайна Капака повелел сделать трон из золота, а сверху накрыть его накидками из перьев попугая. Этот золотой трон был выставлен на главной площади города Куско, прямо перед дворцом-резиденцией Великого Инки.
Чтобы и сама площадь имела достойный вид, по повелению Уайна Капака ремесленники империи инков «сплели» из чистого золота цепь длиной в 350 шагов (около 250 метров). Это было самое большое «ювелирное» изделие, какое когда-либо существовало в мире. Цепь, весившая несколько тонн, обрамляла главную площадь города, и во время религиозных праздников инки танцевали, держа ее в руках. Чтобы только поднять цепь, требовалась сила двухсот человек.
А вот что писал Франсиско де Перес в своем сочинении «Завоевание Перу и провинции Куско»:
«Говорили, что в одном месте, присоединенном к Куско, есть два дома из чистого золота и крыши тех домов крыты соломой, искусно сделанной тоже из золота. Среди доставленного из Куско золота были такие литые соломинки, на кончике коих колосок выделялся как настоящий. Ежели начать рассказывать обо всех диковинных золотых вещах, доставленных из Куско, то никогда не кончить. Например… огромные чаши для источников с трубами, по которым течет вода в тут же устроенный бассейн, вокруг коего установлены всевозможные птицы в разных позах и люди, как бы черпающие воду из бассейна, и все это сделано из чистого золота».
Однако все несметные сокровища, которые испанцы награбили в Перу, были лишь малой частью того, чем владели инки. Когда после завоевания страны Инка Манко II встретился с испанским послом, он высыпал перед ним бокал кукурузных зернышек. Потом взял одно из них в руки и сказал: «Это все, что вы смогли украсть из золота инков». А потом показал на оставшиеся: «А это то золото, которое осталось у нас».
И с тех пор, в течение уже нескольких столетий, продолжаются его поиски. Где теперь хранится золото Куско, которое не досталось испанцам? Где тот «золотой урожай», который по законам государства инков ежегодно доставлялся в столицу? Судя по всему, испанцам не досталась и золотая цепь; им не удалось захватить и личные сокровища Великих Инков, которые те накопили в период своего царствования. Ученые до сих пор ломают голову над вопросом: «Куда исчезло золото инков?» — и всевозможных версий на этот счет выдвигается очень много.
Российский ученый Ю. Зубрицкий предполагает, что свои сокровища инки могли вывезти в перуанскую сельву, где находится легендарный город Пайтити. Когда Инка Пачакутек решил покорить сельву, он отправил на восток отряд разведчиков, и вскоре те вернулись с радостным известием: в глубине сельвы они обнаружили золотоносные реки. И тогда Пачакутек приказал проложить дорогу от Куско прямо к месторождениям золота, а в глубине сельвы построить город, который служил бы своего рода перевалочным пунктом.
Новый город рос и расцветал прямо на глазах. Когда жадные конкистадоры уже двигались на Куско, по решению инкских правителей и жрецов мужчины и женщины города, старики и дети отправились в сельву, где стоял зачарованный город Пайтити. Туда же, в затерянные бескрайние чащобы, были перенесены и бесценные сокровища империи инков.
Об этом городе не знали несколько столетий, пока в начале XX века туда не попали два работника одной асиенды. Бежав от хозяина-изверга, пеоны четверо суток продирались через непролазные дебри, а на пятый день, вконец обессиленные, набрели на сплошь поросшие тропической растительностью постройки. Приглядевшись, беглецы увидели, что попали в заброшенный город, а потом обнаружили множество золотых вещей. Взяв лишь малую толику сокровищ, сколько можно было унести, пеоны поднялись по длинной каменной лестнице к высоким воротам с огромным золотым диском на фронтоне, олицетворявшим Солнце.
Когда вырвавшиеся из плена сельвы беглецы начали делить сокровища, между ними вспыхнула ссора, переросшая в драку не на жизнь, а на смерть. И в Куско прибыл только один из них…
В 1925 году отыскать затерянный в сельве город решили шестеро членов Ордена иезуитов. Они наняли носильщиков и проводников, запаслись всем необходимым и тронулись в путь. Однако по дороге на них напали индейцы, и незваные гости один за другим пали от стрел, отравленных ядом кураре. Однако одному проводнику удалось избежать смерти, и он сломя голову бросился в заросли. Сельва была наполнена самыми разнообразными звуками: не умолкали крики борбетты — ярко-красного попугая; вдалеке слышался плеск воды, разбивавшейся о камни; суматошно вопили потревоженные обезьяны, гортанно клохтал тукан, которого напугала свалившаяся с ветки змея…
Когда беглец остановился, чтобы перевести дух, то вдруг обнаружил, что стоит посередине какой-то улицы. Правда, все дома по обе стороны улицы были скрыты лианами, кустарниками и деревьями. Двинувшись дальше, проводник Санчес вышел на площадь, где стояли статуи в человеческий рост, и все они были отлиты из желтого металла.
Он долго разглядывал чудо-изваяния, а потом отрубил мизинец у одного из них. Проводнику Санчесу тоже посчастливилось выбраться из сельвы, но он долго никому не рассказывал о таинственном городе. Только на склоне лет Санчес показал золотой мизинец ученому Р.И. Ордоньесу — в знак особого расположения и как доказательство того, что золотой город Пайтити существует. Покрытый мраком непролазной перуанской сельвы, он и сегодня хранит свои сокровища и свою великую тайну, открытие которой, как считает Ю. Зубрицкий, было бы сродни открытию Трои.
Источник: www.abcfact.ru