Иностранные послы, посещавшие Русь, всегда говорили с удивлением о богатстве серебряной и золотой посуды. Так, в частности, Бурхард, посланник императора немецкого Генриха IV, увидев блеск двора, честно признавался, что никогда не видал столько золота, серебра и богатых одежд. Другой же посол, Ламберт, видя кучи золота и серебра, не верил своим глазам, о чём впоследствии и написал, упомянув при этом, что покрытые блестящей серебряной посудой столы просто-таки гнулись от её тяжести. Вторил ему и Герберштейн, сообщавший, что на посудном столе лежали одни серебряные и золотые сосуды.
По свидетельству Франциска да Колло серебра и золота у великого князя Василия было так много, что сравнится с ним по богатству и могуществу не мог ни один из европейских владетелей. По его же словам, сверх богатства, хранящегося в казначействе, Василий собирал ежегодно огромное количество золота и дорогих мехов с разных мест своего царства; и что великий князь щедро одарил самого Франциска да Колло серебряно-позолоченными сосудами и другими вещами.
Незаконне видобування золота. На Запоріжжі розгорівся скандал / Подробиці
Другие видели в кремлёвских палатах горы жемчуга, золота и серебра. Маржерет, в частности, наблюдал в кладовой литые серебряные бочки, огромные серебряные тазы, кои поднимали за ручки четыре человека. Он видел ещё три или четыре вазы с большими серебряными чашами, назначенными для черпания мёда, которые (т. е. вазы) были столь великие, что надобно было употребить 300 человек, чтобы наполнить каким бы то ни было напитком. Всё это было сделано руками русских мастеров, и всё из серебра.
Польский посол князь Гедроцкий и патриарх Иеремия приходили в изумление от великого множества серебра и золота. Принятие датского принца Иоанна, жениха Ксении, дочери Бориса Годунова, ослепляло блеском и пышностью глаза иностранцев. Столы трещали от тяжести золота и серебра.
Посредине столовой находился четырёхугольный стол, искусно украшенный серебряными подносами, чашами, блюдами, кубками; многие вещи были из чистого золота. Кресло царское было из одного золота, стол серебряный с позолоченными ножками, который был покрыт вязанной из золота скатертью; комнату украшала тонкой работы люстра с боевыми часами. Посол Лжедимитрия Афанасий Власьев поднёс в подарок Марии Мнишек от имени её жениха рубиновое перо, гиацинтовую чашу, золотой корабль, осыпанный драгоценными каменьями; золотого быка, павлина и пеликана; часы с флейтами и трубами, три пуда жемчуга, 640 редких соболей, кипы бархата, парчи, штофа и атласа. Сверх того, многие подарки её отцу и родственникам, всего на 200 000 червонцев.
Иностранцы, описывая блеск Лжедимитриева двора, с изумлением говорили о его престоле, вылитом из чистого золота, обвешанном алмазными и жемчужными кистьями, утверждённом внизу на двух серебряных львах и покрытом накрест четырьмя богатыми щитами; над ним блестели: золотой шар и золотой орёл. Самозванец имел колесницы и сани, окованные серебром, обитые бархатом и соболями; на его конях узды, сёдла и стремена сияли золотом, изумрудами и яхонтами. Он заказывал беспрестанно драгоценные вещи и в три месяца издержал на одну пышность суетную более 7 миллионов рублей серебром. Корб, бывший в Москве в конце XVII века, не мог исчислить богатства царских палат.
Где искать золото на реке, ручье слои глины россыпное золото
Сосуды, чаши и кубки на Руси делались продолговатыми, круглыми, одним словом, кому как хотелось. В X веке пивали из позолоченных рогов, и это продолжалось до середины XVIII века. Псковские посадники, встречая (в 1473 г.) невесту великого князя Иоанна III Софию, пили за её здоровье из злачёных рогов. Хан крымский Менглигирей, друг великого князя Василия, просил его письменно, чтобы он прислал ему в подарок между прочими вещами серебряную чару в два ведра. Великий князь Иоанн III присылал ему прежде серебряную чару с серебряным черпалом, но её взял у него шах Зада, почему он хотел иметь другую, за что, писал он великому князю: «Я бы всегда из неё пил, а тебя, брата своего, поминал».
Столовая посуда знатных особ в средние века была по большей части серебряной и золотой. Серебряные ковши, обложенные жемчугом, весили по три фунта и более; серебряные золочёные кубки бывали в 14 фунтов; чары серебряные и золотые часто по 12 фунтов; мисы, кружки серебряные и позолоченные, кубки из строфокамиловых яиц по нескольку фунтов. Были чарки сердоликовые, обложенные серебром; рога буйволовые и воловые, оправленные в золото и серебро; делали сосуды из одного серебра наподобие рогов, отчего такие сосуды часто именовали рогами заодно с простыми, оправленными только в золото или серебро.
Арсений, побывавший с патриархом Иеремией в Москве в 1590 году, удивлялся богатству и разнообразию сосудов: «Я был поражён неисчислимым сокровищем; необыкновенной пышностью первостепенных сановников, облитых в золото. Я видел серебряные сосуды с золотыми коронами, наполняемые критским вином. Из многих золотых чаш была одна, которую едва 12 человек в состоянии были несть.
Чаши изображали львов, медведей, волков, быков, лошадей, зайцев и оленей; были единороги, отлитые с огромными рогами, и разные четвероногие животные; птенцы и павлины золотые и золочёные; журавли, аисты, утки, гуси, пеликаны, страусы большие и малые, фазаны, голуби, куропатки, горлицы – и всё это или из золота, или из серебра. Но всего искуснее и естественнее изображён был охотник с силком, который, закидывая свою сеть на добычу, радовался вперёд своему успеху. Сверх исчисленных мною чаш и бокалов такое было множество другой посуды, что я не в силах поименовать её».
Источник: svetorusie.livejournal.com
LiveInternetLiveInternet
Я — фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку «Обновить
Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!
-Ссылки
-Поиск по дневнику
-Подписка по e-mail
-Друзья
-Постоянные читатели
-Сообщества
-Трансляции
Список трансляцийlj_limonov_eduard
-Статистика
Создан: 23.03.2013
Записей: 57496
Комментариев: 116522
Написано: 266059
РУССКИЕ ЗОЛОТЫЕ КУПОЛА. ОТКУДА БРАЛОСЬ СЕРЕБРО НА РУСИ, НЕ ИМЕВШЕЙ НИ ОДНОГО СЕРЕБРЯНОГО РУДНИКА?
купола храмов не только в столице крыли золотом
Известно, что средневековая Западная Европа платила дань туркам. Одной из наиболее устойчивых ее форм была выплата ефимков — специального вида особо крупных серебряных монет. Собственно, не монет, а небольших слитков драгоценного металла. Известный специалист в области русской монетной системы И.
Г. Спасский говорит о ефимках: «Это общее название любых высокопробных западных монет весом 28,5-29,0 грамм, а изредка до 32 грамм». На Западе их называли талерами.
Оказывается, вплоть до XVII века и на Русь потоком шло западноевропейское серебро. Россия была буквально заполонена серебром и золотом при отсутствии у нее в то время собственных серебряных рудников. Кстати, вероятно, по этой причине в России до XVIII века не было нужды в разработке собственных серебряных рудников.
Даже при первых Романовых Россия жила еще на старых запасах западноевропейского серебра.
Денежные взаимоотношения между Россией и Западом, как свидетельствует И. Г. Спасский, покоились в то время на двух китах.
Кит первый. Внутри России расчеты велись исключительно в копейках. Это означало, что на русские копейки осуществлялись все торговые операции между странами Запада и Востока. Почему?
А потому, что все торговые пути между Западом и Востоком пролегали через территорию России. До открытия морского пути в Индию пути в обход России у Запада не было. Торговые операции совершались на Ярославском торге, который и был тем самым знаменитым Новгородским торгом, известным по древнерусским летописям. Он находился недалеко от Ярославля, на Волге, в устье реки Мологи.
Еще раз подчеркнем, что все расчеты за товары производились в русских копейках. Больше того, западноевропейские ефимки было запрещено провозить через Россию на Восток. Таким образом, для западных торговцев исключалась возможность рассчитываться напрямую, не уплатив русского налога.
Кит второй. Западные купцы обязаны были обменивать свое серебро — ефимки — на русские копейки по «низкому», устанавливаемому русским государством курсу (см.: Спасский И. Г. Русские ефимки). Это был фактический налог с торгового оборота между Западом и Востоком.
Такой невыгодный для западноевропейцев порядок, очевидно, мог опираться только на военную силу Руси.
Русский государственный надзор над закупкой ефимков-талеров был до чрезвычайности строгим. «Назначаемые государством из купечества контролеры, — пишет И. Г. Спасский, — осуществляли надзор за закупками серебра в Архангельске и за торговлей им в серебряных рядах Москвы».
В Россию разрешалось поставлять только высококачественные талеры-ефимки, «второсортные» талеры, по словам Спасского, «на московском рынке были неизвестны» до середины XVII века. За всем этим ревниво следило русское государство. Сдаваемые России западноевропейцами талеры придирчиво сравнивались с эталонными образцами — «заорлеными талерами», то есть «надчеканенными небольшим штемпелем с двуглавым орлом».
Талер, Саксония, 1580
Попытки западноевропейцев поставлять второсортное серебро сурово пресекались Россией. Так, «в 1678 г. штатгальтер Вильгельм IV напрасно протестовал против клеветы на доброту «крыжевых» (то есть на якобы хорошее качество сдаваемых им ефимков из испанских Нидерландов. —Авт.), но ничто не помогало». Московская администрация была неумолима.
Дело в том, что за 30 лет перед этим, в 1649 году, испанские Нидерланды были замечены в поставках в Россию некачественных «крыжевых» (с примесью меди) ефимков. Долгая же память была у московских «банковских работников» XVII века!
Любопытно подсчитать — какую же долю своего серебра европейские купцы были вынуждены оставлять в России в виде этого своеобразного косвенного налога. Воспользуемся данными И. Г. Спасского, позволяющими сделать расчеты на период начала XVII века. Эта доля, понятно, могла изменяться с течением времени. Вес одного ефимка составлял 28,5 грамма. Копейка весила 0,66 грамма.
Талер в начале XVII века западноевропейцы обязаны были продавать России не дороже 36 копеек за одну монету. Но, разделив вес талера на вес копейки, мы увидим, что реально один талер стоил не 36, а от 42 до 44 копеек.
Таким образом, западные купцы, продавая талер за 36 копеек, фактически платили русской казне налог в размере 6-8 копеек с талера. То есть 15-18 процентов.
на главный католический купол золота не положили
НА ЧТО УПОТРЕБЛЯЛОСЬ
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ СЕРЕБРО И ЗОЛОТО НА РУСИ?
Что же дальше происходило с описанным выше потоком западноевропейского золота, серебра и, в частности, серебряных ефимков-талеров в Россию? Оказывается, «неисчислимое множество их (ефимков-талеров. — Авт.) уже больше ста лет (речь идет о середине XVII века. — Авт.) переливалось из европейского обращения в Россию, чтобы превращаться там в проволоку» для выделки — чего бы вы думали? — русских копеек. То есть западноевропейская валюта шла в Россию в качестве сырья. И. Г. Спасский пишет: «В самой России роль талера стала совершенно иной — только товарно-сырьевой. Правительство увидело в талере наилучший вид монетного металла».
А до талеров сырьевое серебро привозили из Европы на Русь в виде слитков. При этом в русском быту западноевропейский талер-ефимок был совершенно неизвестен. И. Г. Спасский: «В России же популярный за ее южной и западной границей талер оставался для широких масс населения неведомым, настолько быстро уходили. партии талеров на монетный двор». А русские люди пользовались у себя дома своими русскими копейками, которые чеканил монетный двор из западного серебра.
«Часть ежегодно ввозившегося серебра расходовалась ювелирным промыслом и оседала в убранстве храмов России, царской сокровищнице и богатых домах бояр и купечества. монетные клады — хорошо известная всем особенность русского старинного быта», — пишет И. Г. Спасский.
В отличие от серебряных, на Руси имелись золотые рудники (Урал, Казахстан). Только на Руси крыши дворцов и купола храмов не только в столице, но и во всех городах крыли золотом. Мы к этому настолько привыкли, что такое употребление драгоценного металла нас в общем-то не удивляет. А вот путешественников из Западной Европы поражало до глубины души. Заметим, что даже на купол главного латино-католического собора в Ватикане— собора Святого Петра — золота не положили.
В XVII-XIX веках путешествующих европейцев поражало обилие золота на Руси, где оно выставлялось напоказ, особенно в убранстве церквей. Золотые купола, золотые оклады икон и книг, покрытые золотом иконостасы.
Рубрики: | загадки истории,исчезнувшие цивилизации |
Метки: загадки истории,исчезнувшие цивилизации
Понравилось: 2 пользователям
Источник: www.liveinternet.ru
История появления и развития золотого шитья на Руси
Золото, в силу своих уникальных свойств, с древних времен использовалось человеком для создания различных ювелирных украшений, предметов религиозного назначения, всевозможных статуэток, кубков, им украшались оружие и доспехи знатных рыцарей, отливались различные бытовые предметы для королевских фамилий и вельмож. Но кроме всего этого, золото нашло применение еще в одной области человеческой деятельности, на первый взгляд, не имеющей с этим благородным металлом ничего общего — это вышивка и шитьё золотой нитью элементов одежды.
Золото, в силу своих уникальных свойств, с древних времен использовалось человеком для создания различных ювелирных украшений, предметов религиозного назначения, всевозможных статуэток, кубков, им украшались оружие и доспехи знатных рыцарей, отливались различные бытовые предметы для королевских фамилий и вельмож. Но кроме всего этого, золото нашло применение еще в одной области человеческой деятельности, на первый взгляд, не имеющей с этим благородным металлом ничего общего — это вышивка и шитьё золотой нитью элементов одежды.
Золотая вышивка в древней Руси
Золотое шитьё — это одно из образцов старинного женского декоративно-прикладного искусства, которым исстари славились русские рукодельницы. По мнению историков, золотое шитьё появилось на Руси около десяти веков назад и пришло оно к нам из Византии. Нитки для золотого шитья изготавливались из золота, расплющенного в тонкие пластинки и нарезанного на очень узкие полоски.
Вышивка золотой нитью зародилась на Востоке, свидетельством этого являются первые археологические находки расшитых, вернее, сотканных из золотой нити предметов, которые датируются 6-5 вв. до нашей эры. Со временем это искусство распространилось по территории Сибири, Кавказа, Поволжья, Азии и Европы. Ученным часто встречаются предметы, вышитые золотой нитью, которые они находят в погребениях, датируемых 1-4 вв. нашей эры.
Такая техника вышивки применялась в старину для шитья золотой нитью элементов одежды и других предметов религиозного назначения. Золотое шитьё применялось также для украшения обычной одежды или различных декоративных элементов интерьера.
Как вышивали золотой нитью в разные века?
Художественные мастерские пятнадцатых веков занимались в основном лицевым шитьём, которое заключалось в вышивании цветным шелком ликов святых и различных библейских мотивов, что с удивительным мастерством выполнялось искусными рукодельницами того времени. Шитьё же золотыми нитками применялось в работах нечасто. Этими нитками, главным образом подчеркивались лица в композициях на религиозную тематику.
Изделия шестнадцатого века отличаются своей декоративностью, которая достигалась применением в работе нитей из золота и серебра, различных драгоценных камней и жемчуга. Роскошный вид и декоративность, пышное орнаментальное обрамление часто достигались в ущерб естественности и живописности изделия. Такая тенденция в дальнейшем сохранилась и еще более усилилась, а стиль изделий стал графичным в большей степени, чем раньше. Кроме большого количества драгоценных камней в золотом шитье, стали также использоваться так называемые «дробницы», которые представляли собой пластинки прямоугольной или другой формы из драгоценного металла, украшенного резным, чеканным или эмалевым изображением лика святого.
Характерной чертой изделий семнадцатого века является применение вышивки в «прикреп», техника выполнения которого достигла больших высот. Часто, вместе с этим, применялась также вышивка изделия «волоченой» нитью — фиксация на поверхности ткани тонких золотых проволочек. Также использовалась вышивка, так называемой, «золотной» нитью — шелковые или льняные нитки, которые обвивались, по всей длине, «волоченой» нитью. Применения шелка становится менее распространенным, его используют в основном для вышивки ликов и прикрепления золотой нити к ткани.
Кружево из золотых и серебряных нитей
Сохранились великолепные образцы одежды русских придворных восемнадцатого и девятнадцатого веков, которые, помимо золотого шитья, украшены также кружевом из золотых и серебряных нитей. Такое кружево распространилось на Руси в конце шестнадцатого века и пришло оно к нам из Западной Европы. Искусные русские кружевницы в своей работе применяли в основном заграничные нити из золота и серебра, которые ввозились в Россию вместе с готовыми кружевами в семнадцатом и восемнадцатом веке.
Кружева из золотой и серебряной нити отлично гармонировали с традиционными русскими тканями из парчи, богато украшенными золотым шитьём и расшитыми жемчугом. Это послужило причиной их невероятной популярности в те времена, ими украшались как одеяния священнослужителей и другие церковные принадлежности, так и одежды царей и бояр, а позднее и платья придворных. Следует отметить, что постепенно, вместо золотых и серебряных нитей стали использовать всего лишь позолоченную нить, а позднее применялись уже искусственные нити различных цветов.
Различные способы шитья золотом
При вышивке золотой нитью наиболее подходящей тканью являются шелковые или атласные. Ткань необходимо туго натянуть и заправить в рамку или же в специальные пяльцы, которые должны быть более большого размера, чем сама вышивка, в противном случае края рамки могут при работе повредить золотую нить. Непосредственно для шитья требуются две разные иглы: толстая иголка с достаточно широким ушком, с помощью которой выводится нить из золота и иголка с острым кончиком и узким ушком для «прикрепа». Такая техника вышивки позволяет применять самые разные металлизированные нити, «трунцал» — полую металлизированную трубку с крученой поверхностью, тонкую проволоку- «канитель», «галун» — полую трубку, «люрекс», «шнур», «пайетки», бисер.
Искусные рукодельницы в старину вышивали нитью из золота так, как это делают при обычной вышивке — пропускали нить через ткань. Позднее, более распространенным стал способ вышивки в «прикреп», когда золотые нити располагаются на ткани параллельными рядами и прикрепляются поперечными стежками с помощью шелковой нити, которая могла быть золотистого цвета и становиться малозаметной на готовом изделии. Или же, наоборот, применяли шелковую нить контрастного цвета и, в этом случае, ложась на нить из золота, она дает отблеск и нижней нити передается оттенок прикрепляющей.
Очень эффектный вид имеют изделия, выполненные с применением техники «шитья по карте». Такая техника обычно используется при вышивке геометрических и растительных узоров, орнаментов и различных букв. Для этого сначала вырезают необходимые элементы узора из какого-либо плотного материала, например, картона или кожи, далее наклеивают на ткань в соответствии с нужным рисунком и после этого их обшивают золотой нитью в «прикреп». Для прикрепляющей нити из шелка необходимо заранее разметить узор на подложке и потом с помощью тонкого шила проделать отверстия в нужных местах. Изделие с вышивкой, при которой использовались золотые нити и вставки из картона нельзя стирать, их можно только очищать очень мягкой щеткой, медленными и осторожными движениями.
Часто при вышивке золотой нитью применяется жесткая и мягкая «канитель». Мягкую можно легко разрезать обычными ножницами, после чего в образовавшуюся полую трубочку вставляется иголка с нитью и далее вышивается узор, а жесткая канитель, которая скручена в спираль, очень эластичная и её можно выложить по линиям рисунка. Шов золотом и серебром можно встретить в восточных вышивках — индийских, арабских, китайских или японских.
Источник: siqnalrp.ru