Где золото черного принца

Крымская война 1853-1856 годов явилась не просто борьбой интересов мировых держав, но и своеобразным полем, где испытывались новейшие образцы вооружений и демонстрировались достижения науки и техники. В Крыму тогда активно были задействованы электрический проводной телеграф , винтовые пароходы, даже построена железная дорога с паровозным обслуживанием между Балаклавой и Севастополем. Тем интереснее смотрится история о возможном использовании в середине XIX подводных аппаратов британцами с целью скорейшего захвата Севастополя. Но, обо всём по порядку.

Английские и французские корабли в Балаклавской бухте в 1855 году. Исследователи предполагают, что фото было сделано с воздушного шара! Фотография Джеймса Робертсона — первого в истории военного фотографа

Почему «Принц» стал «Чёрным»

Использовавшийся британским командованием новейший пароход для доставки десанта, а в дальнейшем стратегически важных грузов именовался просто «Принц» , иногда можно встретить название и «Принц-регент». После окончания Первой мировой войны в Советской России к имени затонувшего парохода добавили эдакое мистически окрашённое слово «Чёрный», так получился корабль «Чёрный Принц», которое встречается только в русскоязычной литературе, но на это были свои причины.

Тайна Черного принца. Кто же нашел подводный клад легендарного фрегата

«Крушение судов турецко-англо-французского флота, близ Балаклавы». Литография художника В. Ф. Тимма. «Русский художественный листок», №6, 1855

14 ноября 1854 года в Чёрном море разыгралась невиданная буря, которая в течении дня привела к гибели 60 судов Великобритании и Франции, дружно осаждающих в это время Севастополь. В результате непогоды, погибло от 2000 до 6000 человек — пассажиров и членов команды кораблей, а стоимость затонувших грузов оценивалась в 15 миллионов рублей золотом. Возле Балаклавы, бывшей тогда штаб-квартирой союзного командования, разбилось 20 кораблей (по другим данным 30) среди которых значился знаменитый пароход «Принц» с грузом от 200 до 500 тысяч фунтов-стерлингов золотом.

Броненосец «Чёрный Принц» на открытке 1904 года

«Принц» окрестили «Чёрным» по аналогии с происшествием имевшим место в 1916 году, когда британский броненосец «Чёрный Принц» во время Ютландского боя был обстрелян немецкими кораблями и загорелся ярким пламенем, после чего раскалившись до красна продолжил своё движение в неизвестном направлении. Данное событие, будучи на грани мистики, настолько потрясло как немцев, так и англичан, что перестрелка между ними на время прекратилась . Лишь после окончания Первой Мировой войны, при изучении архивных документов выяснилось, что сам «Чёрный Принц» был уничтожен в результате прицельного огня немецких линкоров и затонул в течении 15 минут после начала боя. Правда, остался вопрос, тогда чей был тот пылающий корабль, который на всех парах устремился за горизонт? В любом случае, аналогия между затонувшими кораблями была проведена и черноморский «Чёрный Принц» прочно закрепился в литературе.

Читайте также:
Маска из золота отзывы

Крым. Где золото “Черного принца“ ?

Как это было. Хроники Крымской бури

Несмотря на странные показания барометра, показывающее стремительно падающее атмосферное давление , британское командование в Балаклаве не придало этому никакого значения, ведь Чёрное море казалось чистым и безмятежным. В течение дня 14 ноября 1854 года стихия на Чёрном море разыгралась от легкого бриза до 11-бального шторма , который снимал крыши со зданий в Балаклаве, срывал палатки, уносил вдаль тюки с сеном, а в море стихия срывала с якоря корабли и бросала на скалы и здесь не смогли им помочь даже мощные паровые двигатели. День тогда превратился в густые сумерки и на смену ветру пришёл ливень, моментально превративший окопы в каналы , после чего пошёл снегопад. На следующий день Чёрное море стало вновь спокойным, а день солнечным.

«Крушение судов турецко-англо-французского флота, близ Балаклавы». Литография художника В. Ф. Тимма. «Русский художественный листок», №6, 1855

В результате бури затонули корабли не только на внешнем рейде Балаклавы, но и те, которые находились в самой бухте. Капитан «Принца» неоднократно пытался получить у начальника порта разрешение войти в гавань, но постоянно получал отказ, ввиду перегруженности бухты разгружающимися судами, это при том, что «Принц» стоял на рейде без якорей, которые оборвались при попытке закрепиться. В дальнейшем, налетевшая буря, несмотря на спиленные мачты и работу парового двигателя, бросила пароход на скалы, где он переломился на две части (по другим данным, на три части) и затонул вместе с экипажем.

Британский броненосец «Чёрный Принц» 1861 года постройки, который часто ошибочно преподносится как транспортное судно «Принц» затонувшее у Балаклавы (ввиду отдалённого визуального сходства). Реальных фотографий «Принца» не обнаружено

Крымская буря 1854 года внесла серьёзные коррективы в военную кампанию британцев и французов. Войска не получили тёплую одежду и медикаменты , в результате чего резко возросли простудные заболевания, а за ними потери военнослужащих.

Полные трюмы «Чёрного Принца»

Согласно официальным данным на парусно-винтовом фрегате «Принц» перевозились жизненно важные, в условиях войны, вещи как: шерстяные носки (40 тысяч пар), меховые пальто, сапоги, тёплые одеяла, рубашки, штаны и прочие утеплённые вещи крайне необходимые в условиях промозглой крымской зимы. Помимо всего прочего, на борту находились медикаменты, боеприпасы и продукты питания. Разумеется, подобный корабль ждали с большим нетерпением. Вдобавок ко всему, согласно послевоенным версиям, на пароходе везли жалованье для английских и французских солдат за прошлые и будущие месяцы . Неудивительно, что история с затонувшем по воле стихии пароходом вызвало большое расстройство в среде англо-французских солдат и сделала блеклой мечту о скорейшем захвате Севастополя.

Предположительное местонахождение «Чёрного Принца». Координаты 44°29.300′N 33°36.010′E

Читайте также:
Золото в радиотехнике это

С 1896 года предпринимались попытки обнаружить легендарный корабль и поднять затонувшие сокровища. При этом, активную работу вели как русские смельчаки, так и далёкие зарубежные специалисты, в том числе и японские, при этом только англичане никогда не изъявляли желания ворошить прошлое. Несмотря на проделанную колоссальную работу, на поверхность удалось извлечь лишь пригоршню золотых монет с изображением королевы Виктории. И более никаких намёков на бочонки с золотыми монетами. Более того, обнаруженный у берегов Балаклавы на глубине 60 метров лишь предположительно идентифицируется как «Чёрный Принц».

Крушение «Принца» у берегов Балаклавы 14 ноября 1854 года. Картина художников Майкла и Николаса Ханхарт

Изучение британских документов эпохи Крымской войны производимых как отечественными, так и зарубежными исследователями привели к выводу, что на пароходе «Чёрный Принц» никакого золота в бочонках вообще не было , а те монеты, которые обнаружены подводными экспедициями являются лишь собственностью экипажа. Но, корабль ждали в Крыму с нетерпением, так как он перевозил нечто более ценное, чем просто золото.

Подводная лодка для Севастополя

Главной задачей англо-французского флота на Чёрном море являлся захват Севастополя. Чтобы не допустить вхождения неприятельских кораблей в Севастопольскую бухту в соответствии с инициативой князя А. С. Меньшикова было принято решения затопить в бухте имеющиеся корабли , чтобы они в будущем помешали проникновению британских и французских кораблей в Севастополь. Тогда, в общей сложности, было затоплено около 100 кораблей.

Костюм для тушения пожаров Чарльза Дина, который трансформировался в 1825 году в костюм для подводных работ. Из книги Джона Бевана «The Infernal Diver: The Lives of John and Charles Deane», 1996

Чтобы скорее произвести захват Севастополя, необходимо было тайно расчистить бухту от затопленных кораблей, а точнее снести их мачты, и тогда флот спокойно бы ворвался в сердце города и нанёс поражение русским войскам. На этом война очень быстро смогла бы закончиться. А произвести подобные манипуляции возможно только с помощью подводного механизма, благо, опыт использования «потаённых суден», на то время, насчитывал уже полтора столетия. Автором проекта по расчистке Севастопольской бухты от затопленных кораблей является известный изобретатель водолазного шлема Джон Дин.

Немецкая подводная лодка 1850 года «Брандтаухер» разработки Вильгельма Бауэра, для осуществления диверсионных работ во время датско-прусской войны 1848-1850 гг. Одна из первых подводных лодок сохранившихся до нашего времени. Источник гравюры: http://www.kbismarck.com

«Чёрный Принц»? Дайте три!

Последние изыскания связанные с поиском «Чёрного Принца» и его золотом производились в 2010 году, когда был обследован остов затонувшего корабля возле Балаклавы. В ходе экспедиции удалось обнаружить надпись в капитанской каюте, из которой стал известен владелец парохода — General Screw Steam Shipping Company, которая и продала корабль британскому правительству. Однако, упущен один момент, что в 1854 году было построено три однотипных корабля, которые и затонули Чёрном море . Это, собственно «Принц», а также «Резолют» и «Ясон» , прямо как в истории с «Титаником», «Олимпиком» и «Британиком». «Резолют» также затонул недалеко от входа в Балаклавскую бухту, поэтому говорить о 100%-й вероятности обнаружения «Чёрного Принца» не приходится, так как надпись с борта так и не была найдена. Может быть оно и к лучшему, поэтому в истории с «Чёрным Принцем» ещё рано ставить точку.

Читайте также:
Бронницкий ювелирный завод отзывы о качестве золота

Рубрика «Загадки Чёрного моря» ;

  1. Спасти Чёрное море (миф о сероводородном загрязнении);
  2. Подводные вулканы Чёрного моря;
  3. Спор на берегу: бывают ли приливы в Чёрном и Каспийском морях?

_________________________

Источник: dzen.ru

Кому могли достаться утонувшие в Крыму сокровища «Черного принца»?

«Экспресс газета» в Дзене «Экспресс газета» в Яндекс.Новостях «Экспресс газета» в Google Новостях

Эта история за полтора века обросла множеством легенд и домыслов. А начиналось все прозаично. Шел 1854 год — разгар Крымской войны. Англичане подготовились к этой войне со всей свойственной им тщательностью. 14 сентября из Лондона в Крым вышел транспортный фрегат HMS Prince (корабль Ее Величества, вошедший в историю также как «Черный принц») он вез теплые вещи для солдат и офицеров.

Заботливое английское правительство набило трюмы парусно-винтового судна шерстяными носками и рубахами, тулупами и спальными мешками, кальсонами и меховыми сапогами.

Но главное — «Принц» должен был доставить к берегам Балаклавы денежное довольствие для английских воинов. Судно прибыло к месту назначения спустя два месяца после отплытия — к середине ноября. Неожиданно налетел мощный ураган, потопивший у прибрежных скал три десятка кораблей. Не избежал этой участи и «Принц».

«На морской простор, роняя золотые сундуки. »

Jean-Charles Donat van Beecq, Фрегат HMS Prince (предшественник «Черного принца»), начало XVIII века

Участники английской военной экспедиции, с нетерпением ждавшие теплого обмундирования, восприняли весть о гибели «Принца» с ужасом: пришли настоящие холода, солдаты и офицеры страдали от обморожений.

Но шумиха в прессе поднялась даже не из-за теплых одеял и кальсон: журналисты вовсю трубили о том, что у крымских берегов затонули бочонки с золотыми и серебряными монетами. Сначала называлась сумма 200 000 фунтов стерлингов. Потом стали поговаривать о миллионе, затем сумма лежащих на дне сокровищ увеличилась до 60 миллионов, — видимо, сработала фантазия журналистов и обывателей.

Корабль вскоре стали называть «Черным принцем» — это звучало более романтично и намекало на незавидную судьбу полутора сотен утонувших моряков. В газетных сообщениях постоянно повторялись сведения о лежащих на дне Черного моря бочонках с несметными сокровищами.

После окончания Крымской войны в Балаклавскую бухту бросились кладоискатели. Они приезжали из Германии, Италии, Норвегии и даже Америки: всем хотелось отыскать клад, ведь, если судно разбилось о прибрежные скалы, значит, сокровища должны находиться, по логике, не так уж далеко от берега, на сравнительно небольшой глубине. Однако оборудование в 1860-1870-х годах было слишком примитивным: с его помощью невозможно было достичь дна.

Даже самые совершенные на тот момент скафандры — французские — давали водолазам возможность оставаться под водой не более нескольких минут. Все, что удалось найти, — остатки деревянных судов, а «Принц» имел металлический корпус.

Читайте также:
Нашел килограмм золота что делать

Русские поисковики подключились позже всех — в 1896 году, но и им не удалось ничего обнаружить. Через некоторое время русское правительство запретило продолжать поисковые работы в Балаклавской бухте, мотивируя запрет тем, что водолазы мешают проводить морские маневры.

После Гражданской войны, в 20-х годах ХХ века, поиски продолжились.

Изыскания советских водолазов

Шел 1923 год. Советская Россия жестоко страдала от голода. Чтобы спасти людей — а в то время погибали от голода целые деревни, хуже всего приходилось детям, — необходимы были продукты и деньги, много денег. Тогда-то и возникла вновь надежда на сокровища, затонувшие у берегов Балаклавы.

В ГПУ пришел судовой инженер, севастополец Владимир Языков. Он заявил, что изобрел способ, с помощью которого можно поднять золото и спасти страну. Немедленно была организована экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН).

Ее участникам было поручено искать не только золото «Черного принца» — в 1918 году у берегов Новороссийска были затоплены русские корабли, на эту меру моряки пошли ради того, чтобы не отдавать их в руки неприятеля. Сконструировали остроумный глубоководный аппарат, посредством которого надеялись обследовать дно.

Поиски, казалось, находились на верном пути — был найден металлический фрагмент корпуса. Решили, что это — часть «Принца», ведь, как были уверены эпроновцы, «Принц» был единственным металлическим кораблем среди множества деревянных. Но экспедицию ожидало разочарование — выяснилось, что из металла были изготовлены и корпуса других кораблей, так что найденный фрагмент мог принадлежать любому судну.

Впрочем, поговаривают, что гэпэушники все-таки стали обладателями сокровищ, только ход операции был строго засекречен, все бумаги касательно ЭПРОНа — уничтожены, а участники поисковых работ — разведены по разным проектам с таким расчетом, чтобы они больше никогда не пересекались друг с другом.

А может быть, англичане?

Балаклавская бухта, современный вид

Чтобы граждане выбросили из головы мечты разжиться затонувшими сокровищами, в Советском Союзе принялись настойчиво распространять версию о том, что золото и серебро «Принца» давно осело в карманах английской интендантской службы: мол, драгоценный груз разделили между собой чиновники-коррупционеры, и он попросту не дошел до Балаклавской бухты. Такое развитие событий преподносилось как единственно верное, об этом писали в научно-популярных журналах и рассказывали в радиопередачах.

В конце 1990-х была предпринята очередная экспедиция по поиску золотого запаса «Черного принца». Как рассказывал руководивший ею капитан 1 ранга Виктор Коржов, никакого золота обнаружить не удалось. Зато выяснилось, что у корабля была буквально вырезана середина.

Это стало косвенным подтверждением версии, выдвинутой ранее японцами (они предприняли глобальную экспедицию в 1927 году): эпроновцы нашли бочонки с золотом – и, чтобы поднять их на поверхность, вырезали часть корабля. Деньги потратили на нужды Страны Советов. Но точных доказательств, что золото оказалось именно в руках у чекистов, так и не нашли.

Читайте также:
Соотношение количества серебра и золота

Загадка бочонков с золотом до сих пор не разгадана. Возможно, никаких сокровищ на дне Балаклавской бухты давно нет, а может быть — никогда и не было, если верить версии с жуликоватыми английскими интендантами. Впрочем, некоторые любители до сих пор не оставляют попыток достать клад со дна морского.

автор

Ольга Моисеева

Источник: www.eg.ru

Золото Черного принца, ЭПРОН (Балаклава)

В ноябре 1854 года корабли союзников под командованием адмирала Лайонса стояли у входа в Балаклавскую бухту. Среди них был и винтовой пароход «Принц».На нем из Англии привезли более сорока тысяч комплектов теплой одежды, медикаменты, продукты, боеприпасы и оборудование для подрыва затопленных кораблей на севастопольском рейде. Места в гавани не нашлось, и его оставили стоять на якоре на внешнем рейде- крайне опасном, когда ветер дует с моря.

К тому времени под Балаклавой стояло пять боевых кораблей, четыре военных парохода и множество транспортных судов. Около 30 кораблей находились в гавани.

14 ноября 1854 года началась сильнейшая буря. Скорость ветра достигала 37 метров в секунду. Лагерь англичан буквально сдувало ветром. В воздухе кружились одеяла, фуражки, шинели, сюртуки и даже столы и стулья. Макинтоши, каучуковая посуда, постельное белье, палаточная парусина летели по долине по направлению к Севастополю.

Бочки с ромом неслись по лагерю, подпрыгивая на камнях. Люди и лошади , сбитые с ног, беспомощно катались по земле. Крыша с дома английского главнокомандующего Реглана была сорвана и распластана на земле.

Командующий союзным флотом приказал всем линейным кораблям выйти в море.

Капитан «Принца» Гудель напрасно понадеялся на мощность паровой машины. Если бы пароход ушел в открытое море, то у него был бы шанс спастись, а у самого берега он был обречен. Судно сорвало с якоря и понесло на скалы. Капитан приказал рубить мачты. Срубленная бизань-мачта упала за борт, такелаж намотало на винты.

Мичман и шестеро матросов бросились в бушующее море, и им чудом удалось спастись. «Принц» кормой врезался в прибрежные скалы и начал тонуть.

Всего в этот день союзники потеряли 60 кораблей, 11 из них в районе Балаклавы.

Стоимость «Принца» оценивали не менее чем в 600-700 тысяч фунтов стерлингов, или около 13 милионов рублей серебром. Людская молва переименовала пароход и дала ему название «Черный принц».

После его гибели появились слухи, что на его борту находилось золото- жалование английских военных. Называли и «точные данные» — тридцать бочонков золота в английской и турецкой валюте на сумму в два миллиона рублей, затем в пять миллионов и даже в десять. А.И.Куприн в «Листригонах» утверждал, что старикам в Балаклаве цифра известна абсолютно точно: «Шестьдесят миллионов рублей звонким английским золотом!»

Источник: crimea-voyage.info

Рейтинг
Загрузка ...